НК авиационной промышленности

НК авиационной промышленности (НКАП)

/г. Москва; г. Саратов (10.1941г.-); г. Куйбышев; г. Москва/ Образован по Указу Президиума ВС от 11.01.1939г. и пост. СНК № 4с от 21.01.1939г. выделением из НКОП 1-го, 5-го, 10-го, 18-го ГУ и ОТУ. В соответствии с пост. СНК № 870-319сс от 27.05.1940г. утверждена структура НКАП. В 01.1946г. штатная численность центрального аппарата – 1650 чел. По закону от 15.03.1946г. преобразован в МАП.

Нарком (11.01.1939-10.01.1940г.)- М.М. Каганович (снят) {16.10.1888-1.07.1941}, (10.01.1940-5.01.1946г.)- г-п А.И. Шахурин (снят и репрессирован) {25.02.1904-3.07.1975}, (5.01-15.03.1946г.)- М.В. Хруничев. 1-й зам. наркома (02.1941г.-)- П.В. Дементьев, (24.01-03.1946г.)- А.С. Яковлев (НИОКР

по самолёто- и моторостроению). Заместитель наркома (1939-02.1942г.)- М.В. Хруничев, (-1940-24.01.1946г.)- П.А. Воронин, (1945г.)- С.М. Сандлер; серийное производство самолетов (24.01-03.1946г.)- П.В. Дементьев (1, 10, 11, 6 и 15ГУ, отдел ТБ и промсанитарии, трест гражданской продукции); по двигателестроению (1941-; 24.01-03.1946г.)- г-м В.П. Баландин (3, 4, 14ГУ, диспетчерский отдел) (1943-24.01.1946г.)- А.А. Завитаев; по опытному моторостроению (1940-24.01.1946г.)- В.П. Кузнецов, (24.01-03.1946г.)- М.М. Лукин (8ГУ, ЦИАМ и НИИ-1); по ОСС (1940-01.1946г.)- г-п А.С. Яковлев, (24.01-03.1946г.)- С.Н. Шишкин (7ГУ и НИИ); производство самолётных агрегатов и приборостроение (24.01-03.1946г.)- А.И. Кузнецов (2, 5, 17ГУ, 12 и 13 управления); по кадрам (-24.01.1946г.)- В.И. Тарасов; строительство и энергетика (24.01-03.1946г.)- Г.В. Визирян (16ГУ, Глававиастрой, УКС, энергоуправление, Гипроавиапром); снабжение (-24.01.1946г.)- Г.Ф. Шорин, (24.01-03.1946г.)- С.М. Сандлер (9ГУ, Главснаб, управления оборудования, особое, транспортное, управделами, УПВО и охраны заводов, юротдел).

В его составе: Коллегия. Председатель (24.01-03.1946г.)- М.В. Хруничев. Член (01.1946г.)- А.С. Яковлев, (01.1946г.)- П.В. Дементьев, (24.01-03.1946г.)- С.Н. Шишкин, (24.01-03.1946г.)- М.М. Лукин, (01.1946г.)- В.П. Баландин, (01.1946г.)- С.М. Сандлер, (24.01-03.1946г.)- А.И. Кузнецов, (24.01-03.1946г.)- Г.В. Визирян, (01.1946г.)- Г.Ф. Шорин, (24.01-03.1946г.)- А.Н. Тер-Маркарьян (1ГУ), (24.01-03.1946г.)- Б.Н. Тарасевич (10ГУ), (24.01-03.1946г.)- А.И. Михайлов (Управления руководящих кадров, рабочих кадров, ГУУЗ, 1-й отдел);

Секретариат. Создан по пр. № 246 от 7.06.1940г., в 03.1946г. передан в МАП. Зам. начальника (12.1941г.)- И. Фирсаев;

Отделы: 1-й. Был в 09.1941г., в 03.1946г. пердан в МАП. Начальник (09.1941г.)- Харитончиков;

технический. Был в 05.1940г.;

металлургический. Создан в 1940г. на базе ликвидированного 6ГУ, по пр. № 240с от 18.03.1941г. преобразован в 9ГУ;

транспортной авиации. Был в 01.1946г.;

планово-экономический (ПЭО). Создан по пр. № 246с от 7.06.1940г. на базе Управления, был в 01.1946г. Начальник (-1946г.)- Е. Голубцов. В составе отдела: мобилизационный сектор, по пр. № 164с от 20.02.1941г. выделен в самостоятельный моботдел;

механика и энергетика. Организован по пр. № 246сс от 1.06.1940г. По пр. № 498 от 17.12.1942г. реорганизован в ГЭУ;

гл. диспетчера. Был в 01.1946г. Гл. диспетчер (01.1946г.)- В. Полозенко;

гл. юрисконсульта. Был в 01.1946г.;

кадров. Создан по пр. № 246сс от 1.06.1940г., по пр. № 357с от 19.04.1941г. преобразован в Управление кадров;

мобилизационный. Создан по пр. № 164с от 20.02.1941г. на базе мобсектора ПЭО, был в 01.1946г.;

транспортный. Создан по пр. № 246сс от 1.06.1940г., к 01.1946г. преобразован в Управление;

ОЛИС. Был в 01.1946г.;

финансовый. Был в 01.1946г.;

технической безопасности и промсанитарии. Был в 01.1946г.;

Технический Совет. Создан в 05.1939г.;

Техническая приёмка. Образована пост. ЭКОСО № 69-42 от 11.01.1940г., в 03.1946г. передана в МАП;

Группа технико-экономического анализа. Начальник (01.1946г.)- Касицкий;

Иносектор. Был в 01.1946г.;

Инспекция при Наркоме. Была в 01.1946г.;

Инспекция по качеству. Ликвидирована по пр. № 246сс от 1.06.1940г., функции переданы техническому отделу. Главная инспекция по качеству. Вновь создана 11.06.1943г., была в 01.1946г. Начальник (06.1943г.-)- В.К. Коккинаки;

Центральная бухгалтерия. Создана по пр. № 246с от 7.06.1940г., в 03.1946г. передана в МАП;

Уполномоченный НКАП в Ленинграде. Упразднён 20.06.1944г.

--------------------------------------------------

1ГУ. В 01.1939г. передано из НКОП и переименовано в...

Главное самолетное управление. По пр. № 35с от 4.03.1939г. из него выделено Главное самолетно-агрегатное управление, в конце марта 1939г. дальневосточные предприятия и новостройки выделены в отдельный главк. Производство самолетов (приказ № 246сс от 1.06.1940г.). По пр. № 262сс от 22.03.1941г. разделено на истребительное 1ГУ и бомбардировочное 10ГУ.


1ГУ. Производство истребителей и учебно-тренировочной авиации. Создано 22.03.1941г. По пр. № 573с от 26.06.1941г. из его состава выделено 11ГУ. В 1946г. передано в МАП.

Начальник и.о. (03.1939г.)- Пастер; (1939г.)- Лукин, (05.1940г.)- Шиц, (-03.1941-24.01.1946г.)- П.А. Воронин, (24.01-03.1946г.)- А.Н. Тер-Маркарьян. Зам. начальника (1940г.)- Шиц.

--------------------------------------------------

2ГУ. Мобилизационное. Создано в 1939г. на базе 16-го управления НКОП. В 1940г. переименовано в 5ГУ.

--------------------------------------------------

Главное самолетно-агрегатное управление. Образовано по приказу № 35с от 4.03.1939г.


2ГУ. Самолетные агрегаты. Создано по пр. № 246сс от 1.04.1940г., в 1946г. передано в МАП.

--------------------------------------------------

Главное моторостроительное управление. Создано по пр. № 75с от 7.04.1939г. на базе 18ГУ, далее переименовано в 3ГУ.


3ГУ. Производство авиамоторов. Создано в 1939г. (пр. № 246сс от 1.04.1940г.), в 1946г. передано в МАП.

Начальник (1940г.)- М.М. Лукин, (1940-е)- Я.В. Жуков, (-24.01.1946г.)- А.А. Завитаев, (24.01.1946г.-)- В.П. Баландин, (1946г.-)- М.Н. Степин.

--------------------------------------------------

Главное моторно-агрегатное управление. Создано по приказу № 75с от 7.04.1939г. в результате разделения 18ГУ, далее переименовано в 4ГУ.


4ГУ. Производство моторных агрегатов.


4ГУ. Моторно-агрегатное (пр. № 246сс от 1.04.1940г.), в 1946г. передано в МАП.

Начальник (08.1939г.)- Михайлов. Зам. начальника (1943г.)- Глинкин.

--------------------------------------------------

5ГУ. Электрослаботочное. Создано по приказу № 66с от 27.03.1939г. По приказу № 246сс от 1.04.1940г. влито в 7ГУ.


5ГУ. Производство авиаприборов. Создано по пр. № 246сс от 1.04.1940г. на базе 8ГУ, в 1946г. передано в МАП.

Начальник (1945-46г.)- М.С. Гоцеридзе.

В его составе: Трест по производству приборов теплового и электрического контроля «Теплоконтроль». В соответствии с пост. ГКО № 3919с от 13.08.1943г. по пр. НКЭП № К-512с от 16.08.1943г. передан из 1ГУ НКЭП;

Контора «Водомер». Образована по пр. № 20 от 13.01.1944г. (см. ч. II).

--------------------------------------------------

Главное металлопрокатное управление. Создано по пр. № 75с от 7.04.1939г. в результате разделения 18ГУ, далее переименовано в 6ГУ.


6ГУ. Металлопрокатное. Ликвидировано по приказу № 246сс от 1.04.1940г., функции переданы в металлургический отдел.

Начальник (08.1939г.)- Домов.

--------------------------------------------------

6ГУ. Ремонтное. Создано по пр. № 246сс от 1.04.1940г., в его состав вошло 10ГУ. По пр. № 239с от 30.03.1942г. переименовано в Главремуправление. Вновь создано по пр. № 472сс от 26.04.1942г. на базе Главремуправления, в 1946г. передано в МАП.


Главное ремонтное управление («Главремуправление»). Создано по приказу № 239с от 30.03.1942г. на базе 6ГУ, по пр. № 472сс от 26.04.1942г. преобразовано в 6ГУ НКАП.

Начальник (03.1942-43г.)- А.Я. Щербаков.

--------------------------------------------------

7ГУ. Электрослаботочное. Создано в 1940г. По Указу Президиума ВС от 17.04.1940г. и пр. от 23.04.1940г. передано в НКЭП.

Начальник (1939-40г.)- И.Г. Зубович.

В его составе: Трест № 13. В 1939г. передан из НКОП, в соответствии с пост. СНК № 767 от 15.05.1940г. передан в НКЭП.

--------------------------------------------------

Главное опытно-самолетное управление. Было в 05.1940г., в том же году переименовано в 7ГУ.

7ГУ. Опытное самолетостроение. Создано по пр. № 246сс от 1.04.1940г. на базе Главного опытно-самолетного управления, в 03.1946г. передано в МАП.

Начальник (1940-1946г.)- С.Н. Шишкин. Зам. начальника (1945г.)- Долинский.

--------------------------------------------------

8ГУ. С 11.02.1939г. передано из НКОП, 28.02.1939г. передано в НКСМ.


8ГУ. Приборостроение. Переименовано в Главное приборное управление.


Главное приборное управление. Создано по пр. № 17с от 21.03.1939г. на базе 10ГУ НКОП, по пр. № 246сс от 1.04.1940г. переименовано в 5ГУ.

--------------------------------------------------

Главное опытно-моторное управление. Создано по пр. № 246сс от 1.04.1940г. на базе 11ГУ, в том же году переименовано в 8ГУ.

8ГУ. Опытное моторостроение. Создано в 1940г., в 1946г. передано в МАП.

Начальник (1943г.)- В.И. Поликовский, (-24.01.1946г.)- В.П. Кузнецов, (24.01-03.1946г.)-М.М. Лукин.

--------------------------------------------------

9ГУ. Металлургия. Создано по пр. № 240с от 18.03.1941г., в 1946г. передано в МАП.

--------------------------------------------------

10ГУ. Приборное. В 01.1939г. передано из НКОП, по пр. № 17с от 21.03.1939г. переименовано в 8ГУ.

--------------------------------------------------

10ГУ. Производство винтов и лыж. Создано в соответствии с постановлением правительства № 309с от 3.08.1939г. и пр. № 291с от 4.09.1939г., переименовано в…


ГУ по производству лыж, винтов и запчастей. По пр. № 246сс от 1.04.1940г. вошло в состав 6ГУ.

--------------------------------------------------

10ГУ. Производство бомбардировщиков, штурмовой и транспортной авиации. Создано в соответствии с постановлением СНК № 635-271сс от 21.03.1941г. и пр. № 262сс от 22.03.1941г. в результате разделения Главного самолетного управления, в 1946г. передано в МАП.

Начальник (1941; 24.01-03.1946г.)- г.)- Б.Н. Тарасевич, (03.1941-24.01.1946г.)- А.И. Кузнецов.

--------------------------------------------------

11ГУ. Научно-исследовательское. Создано в соответствии с постановлением правительства № 3112сс от 31.08.1939г. и пр. № 385с от 26.11.1939г. Ликвидировано по пр. № 246сс от 1.04.1940г.

--------------------------------------------------

11ГУ. Планерное. Создано по пр. № 573с от 26.06.1941г. путем выделения из 1ГУ. В соответствии с пост. ГКО № 2302с от 13.09.1942г. по пр. № 707с от 16.09.1942г. преобразовано в …


ГУ по производству легкомоторных самолетов (11ГУ). Создано в соответствии с пост. ГКО № 2302с от 13.09.1942г. по пр. № 707с от 16.09.1942г. на базе 11ГУ, в 03.1946г. передано в МАП.

--------------------------------------------------

12ГУ. Снабжение. Организовано в соответствии с пост. ГКО № 1153с от 16.01.1942г. по пр. № 58с от 22.01.1942г., далее преобразовано в 12-е Управление.


12-е Управление. В 03.1946г. передано в МАП.

--------------------------------------------------

13ГУ. Создано по пр. № 58с от 22.01.1942г., далее преобразовано в 13-е Управление.


13-е Управление. В 03.1946г. передано в МАП.

--------------------------------------------------

14ГУ. Производство воздушных винтов. Создано в соответствии с пост. ГКО № 1450 от 15.03.1942г. по пр. № 218с от 19.03.1942г., в 03.1946г. передано в МАП.

--------------------------------------------------

15ГУ. Создано в 1942г., далее преобразовано в 15-е Управление.


15-е Управление. В 03.1946г. передано в МАП.

--------------------------------------------------

16ГУ. Материально-техническое обеспечение строительства. Создано по пр. № 58с от 22.01.1942г., не было в 01.1946г.

Начальник (1945г.)- Куликов.

--------------------------------------------------

17ГУ. Опытное производство РЛС. Создано по распоряжению СНК № 165-99рс от 13.08.1944г. и пр. № 527с от 21.08.1944г., в 03.1946г. передано в МАП.

--------------------------------------------------

18ГУ (Главное моторостроительное управление). В 01.1939г. передано из НКОП, по пр. № 75с от 7.04.1939г. разделено на 3, 4 и 6ГУ.


18ГУ. Авиационная реактивная техника. Создано по распоряжению СНК № 20643рс от 30.10.1944г. и приказу № 656сс от 2.11.1944г. Ликвидировано по распоряжению СНК № 2671рс от 4.03.1946г. и пр. № 122с от 19.03.1946.

--------------------------------------------------

Дальневосточное территориальное ГУ. Создано в 03.1939г. путем выделения из 1ГУ. Ликвидировано в 1940г., функции переданы Уполномоченному НКАП на Дальнем Востоке.

--------------------------------------------------

Главное энергетическое управление (ГЭУ, «Главэнерго»). Создано по пр. № 498 от 17.12.1942г., в 03.1946г. передано в МАП.

--------------------------------------------------

Центральное управление материального снабжения. Создано в 1939г. По пр. № 127 от 22.05.1940г. преобразовано в Главснаб.


ГУ снабжения («Главснаб»). Создано по пр. № 127 от 22.05.1940г., в 1946г. передано в МАП.

В его составе: Свердловская контора /г. Свердловск п/я 84 «Авиаглавснаб»/. Зам. управляющего (02.1942г.)- Иткин. Начальник 1-го отдела (02.1942г.)- Бахарева.

--------------------------------------------------

ГУ капитальных работ. Создано по пр. № 246сс от 1.04.1940г.


ГУ капитального строительства (ГУКС).


Управление капитального строительства (УКС). В 03.1946г. передано в МАП.

В его составе: тресты: № 11 (04.1940г.-);

12 (04.1940г.-);

14 (04.1940г.-);

18 (04.1940г.-);

20 (04.1940г.-);

30 (04.1940г.-);

31 (04.1940г.-);

41 (04.1940-01.1943г.-). В его составе: Уральская контора /г. Каменск-Уральский Свердловской обл./, была в 01.1943г.

--------------------------------------------------

Главное строительное управление («Глававиастрой»). Создано по пр. № 100 от 11.04.1942г., в 03.1946г. передано в МАП.

В его составе: Строительно-монтажное управление (СМУ) № 21. Создано в 1945г., в 1946г. преобразовано в СМТ № 21 МАП.

--------------------------------------------------

ГУ учебными заведениями (ГУУЗ). Создано по пр. № 246сс от 1.06.1940г., в 03.1946г. передано в МАП.

Начальник (08.1939г.)- Тарасов.

--------------------------------------------------

Особое монтажное ГУ по демонтажу оборудования немецких предприятий. Образовано по пр. № 94сс от 7.03.1945г. в соответствии с пост. ГКО № 8103 от 12.04.1945г. для выявления немецких авиационных заводов, их изучения, обеспечения вывоза и распределения оборудования и документации трофейной немецкой промышленности. В 03.1946г. передано в МАП.

--------------------------------------------------

ГУ рабочего снабжения («Главурс»). Было в 01.1946г.

--------------------------------------------------

Особое техническое управление (ОТУ). В 01.1939г. передано из НКОП. Ликвидировано в 08.1939г., функции переданы в 7ГУ и 8ГУ.

--------------------------------------------------

Управление делами. Было в 01.1946г.

--------------------------------------------------

Управление оборудования. Создано по пр. № 59 от 10.02.1943г., в 03.1946г. передано в МАП.

--------------------------------------------------

Управление руководящих кадров.


Управление кадров. Было в 01.1946г.

Начальник (-24.01.1946г.)- В.И. Тарасов, (24.01-03.1946г.)- А.И. Михайлов.

--------------------------------------------------

Управление рабочих кадров. Было в 01.1946г.

--------------------------------------------------

Планово-экономическое управление. По пр. № 246с от 7.06.1940г. реорганизовано в отдел (ПЭО).

--------------------------------------------------

Транспортное управление. Было в 01.1946г.

--------------------------------------------------

Управление ПВО и охраны. Было в 05.1940-01.1946г.

-------------------------------------------------

Строительно-монтажный трест (СМТ) № 3. /г. Уфа/ В 1941г. в состав треста влиты Строительные конторы № 4 и 5 СМТ № 4, эвакуированные в Уфу.

--------------------------------------------------

Строительный трест № 47. В соответствии с пост. СНК от 26.07.1940г. объединён с трестом «Ленмашстрой» и др. предприятиями (Контора лесопильно-сттолярного производства, 2-я ремонтно-строительная контора ХОЗУ Управления МГБ по Ленинградской обл.) и преобразован в СМТ № 4.


ГС строительно-монтажный трест (СМТ) № 4. /г. Ленинград; г. Нижний Тагил Свердловской обл. (1941-43г.); г. Сталинград (11.1943г.-)/ Создан в 1940г.

В его составе: Строительно-монтажное управление (СМУ) № 21. /г. Ленинград/ Организовано в соответствии с пост. ГКО от 13.04.1945г., по пр. от 2.03.1946г. выделено в самостоятельное СМУ-21 в ведении Глававиастроя;

Строительные конторы: № 1. /г. Ленинград/ Была в 1940-41г.;

2. /г. Ленинград/ Была в 1940-41г.;

4. /г. Ленинград/ Была в 1940г., в 1941г. эвакуирована в Уфу и влита в СМТ № 3;

5. Была в 1940г., в 1941г. эвакуирована в Уфу и влита в СМТ № 3.

--------------------------------------------------

Трест № 6. /г. Нижний Тагил Свердловской обл./ Организован 19.03.1944г. на базе строительной конторы Управления № 1 СМТ № 4, в 1946г. влит в состав треста № 5 МАП.

---------------------------------------------------

ГС монтажный трест № 8. Был в 1941-45г.

В его составе: Управление монтажной конторы № 2. Образовано в 1941г., ликвидировано по пр. треста № 8 от 28.08.1945г.

--------------------------------------------------

Строительно-монтажный трест (СМТ) № 13. /г. Запорожье/ Создан в 04.1945г. на базе СМУ № 1.

--------------------------------------------------

Трест «Оргавиапром» (ОАП). Создан в 1939г.

< 1 2 4 >