Предприятия № 101-150
ГС завод № 115 НКТП, НКОП, НКАП, МАП, п/я 1303, Конструкторско-проектное бюро (КПБ), Завод легких самолетов Спецавиатреста, ОКБ-115 ГКАТ, Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Скорость» МАП, М-5050, ММЗ им. А.С. Яковлева, АООТ, ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева»
/г. Москва Ленинградское ш., 156 (1942, 1947г.); 125057 (125315, А-315) г. Москва, А-57 Ленинградский пр.,68 ст. Кубинка Московской ж/д «Плаз»/
/125315 г. Москва Ленинградский пр., 68; ул. Лизы Чайкиной, 1 тел. 157-31-62 www.yak.ru/
По пр. ГУАП № 4/33 от 9.01.1932г. вновь проектируемому Заводу клапанов и поршневых пальцев и колец присвоено наименование – завод № 115 НКТП, по пр. № 7/154 от 15.03.1932г. завод передан в ведение «Авиастроя» ГУАП НКТП. В 05.1932г. завод – в ведении Спецтреста ГУАП НКТП.133 В 01.1935г. принят новый Устав завода № 115. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.). По пр. № 385с от 26.11.1939г. передан в 11ГУ НКАП.
В 1936г. создан учебно-тренировочный (стал также первым отечественным спортивно-акробатическим самолётом) УТ-1. Планом опытного строительства на 1936-37г. предусмотрена постройка 4-6-местного пассажирского самолета с мотором «Рено» (1937г.). Пост. СТО № ОК-4сс от 8.01.1936г. в план опытного самолетостроения включен Рекордный скоростной самолет, пост. СТО от 13.07.1936г. он снят с плана.133 В 02.1939г. создан разведчик/ближний бомбардировщик ББ-22 (Як-2) – первый боевой самолёт Яковлева.
17.07.1941г. вышло пост. ГКО № 185 о серийном выпуске самолетов Як-1 и Як-3. 14.08.1941г. вышло еще одно пост. ГКО № 482 о производстве Як-1.
Основная часть завода № 115 по пр. № 632сс от 6.07.1941г. эвакуирована в Саратов на площадку завода № 292. По пр. № 930с/3сф от 28.08.1941г. на базе этой части образовано ОКБ завода № 292 с опытным цехом в системе 7ГУ. Начальником ОКБ и гл. конструктором завода № 292 назначен А.С. Яковлев, зам. начальника- С.Д. Трефилов. Затем по пр. № 999с от 19.09.1941г. и № 12сф от 18.10.1941г. ОКБ 29.10.1941г. переведено со всем личным составом и оборудованием в Новосибирск на завод № 153 НКАП, где образовано ОКБ завода № 153 НКАП, а часть продолжала действовать в Москве. По пр. № 1072сс от 15.10.1941г. часть завода № 115, остававшаяся в Москве, также эвакуирована в Новосибирск на завод № 153 и влита в состав ОКБ завода № 153. В 03.1942г. заводи ОКБ реэвакуированы обратно на старую площадь. Далее завод № 115 – в ведении 7ГУ НКАП (по 1946г.).
13.09.1942г. вышло пост. ГКО № 2302 об организации производства двухмоторных легких самолетов с моторами М-11 конструкции Яковлева. 2.11.1942г. вышло пост. ГКО № 2467сс об улучшении летных данных самолетов Як-1 и Як-7. 9.12.1942г. – пост. ГКО № 2603 «О дальнейшем уменьшении веса истребителя Як-1 до 2690 кг и увеличении его скорости у земли до 560 км в час и на высоте 5000 м до 670 км в час» и № 2604 об улучшении истребителей Як-1 и Як-7. 28.05.1943г. вышло пост. ГКО № 3448 об организации производства Як-9 с мотором М-107А; 12.06.1943г. – пост. ГКО № 3560 о выпуске дальних истребителей Як-9 для целей воздушной разведки. 26.10.1943г.– пост. ГКО № 4430 о производстве Як-3 с мотором М-105ПФ; в соответствии с пост. ГКО № 4553 от 12.11.1943г. Як-3 запущен в серию на заводе № 31. 20.02.1944г. вышли пост. ГКО: № 5219 о переоборудовании Як-9 в вариант истребителя-бомбардировщика и № 5220 о выпуске самолетов Як-9 в варианте истребителей сопровождения. 15.03.1944г. – пост. ГКО № 5403 о бомбардировочном варианте Як-9. 29.12.1944г. вышли пост. ГКО о постройке опытных машин: № 7229 – о постройке Як-3 с пушкой НС-37 и УБ 20-мм; № 7230 – о постройке Як-9 с пушкой НС-37 и двумя УБ 20-мм; № 7232 – о постройке реактивного самолета. 10.04.1945г. вышло пост. ГКО № 8061 об увеличении выпуска Як-9 с пушкой 37 мм и о выпуске самолетов Як-9 с пушкой 45 мм. 24.08.1945г. – пост. ГКО № 9899 о самолете Як-9 с мотором ВК-107А.
В соответствии с расп. ГКО № 9404 от 6.07.1945г. с завода № 115 снят заказ на производство втулок для эскалаторов метрополитена.
С 03.1946г. завод № 115 – в ведении 7ГУ МАП. По 08.1957г. – в ведении 1ГУ МАП. По пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в ведение 1-го Управления ГКАТ.169 С 1959г. имел открытое наименование «п/я 1303». С 1966г. – ММЗ «Скорость», в 1972-87г. – в ведении 1ГУ МАП. В 1966-89г. имело наименование «п/я М-5050». С 1990г. – ММЗ им. А.С. Яковлева.
В 1946г. на завод передано 78 станков и 162 единицы прочего оборудования завода «Дорнье» в г. Висмар (Германия).
В 1946г. в ОКБ переведена часть специалистов из закрытого ОКБ-482 В.М. Мясищева.
По пр. МАП № 162сс от 27.03.1946г. был открыт заказ № 357 на постройку экспериментального вертолета Як-ЭГ. Ранее пр. по заводу № 49 от 18.03.1946г. организована бригада геликоптеров во главе с начальником- С.А. Бемовым. В нее вошли 11 чел.: Л.С. Вильдгрубе, Г.И. Огарков, П.Д. Самсонов, Г.М. Семенов, А.Б. Леканов, А.А. Жиров, Н.Г. Богданов, М.С. Максимов, Н.В. Федюшкин, Б.С. Чиненков. Пр. МАП № 226сс от 16.04.1947г. был открыт заказ № 389 на постройку второго экземпляра вертолета.
По пр. № 100сс от 21.02.1955г. при заводе № 272 МАП организован филиал ОКБ-115 для производства вертолетов и легких самолетов. Руководитель- И.А. Эрлих. В соответствии с расп. правительства № 1185-рс от 15.04.1958г. по пр. ГКАТ № 127с от 22.04.1958г. филиал передан из ГКАТ в ведение ЛенСНХ.169 В 1958г. был также филиал на заводе № 292. В 1967г. действовал филиал, «п/я М-5416».164
После войны в ОКБ создан ряд самолетов, строившихся серийно: боевые- Як-15, Як-17, Як-23, Як-25, Як-27, Як-28; СВВП Як-38; легкие и спортивные- Як-11, Як-12, Як-18, Як-50, Як-52, Як-55; пассажирские- Як-40, Як-42; планер Як-14; вертолет Як-24. Всего создано более 200 типов и модификаций ЛА, более 100 из них строились серийно.
8.01.1947г. взлетел Як-19 – первый советский истребитель, имевший ТРД с форсажной камерой.
В соответствии с ПСМ № 760-288 от 22.02.1949г. проводились работы по буксировке за Ту-2 истребителя Як-23 с возможностью отцепки и повторной сцепки в воздухе.
В 1950г. в ОКБ-115 под руководством С.М. Алексеева разработана система дозаправки в воздухе типа «шланг-конус» для Ту-4, система буксировки «Бурлаки» для Ту-4.
2.08.1947г. построен первый советский соосный вертолет – экспериментальный «Ш». 3.07.1952г. взлетел первый советский вертолет продольной схемы Як-24. В соответствии с ПСМ № 1268-711сс от 13.07.1955г. вертолет Як-24 пнв.
В соответствии с ПСМ № 1144-504сс от 10.06.1954г. и пр. № 240 от 5.04.1954г. начаты работы по фронтовому бомбардировщику Як-123 с передачей на испытания в 1-м квартале 1956г. 30.03.1955г. вышло ПСМ № 616-381сс «О создании легкого фронтового бомбардировщика и модификации истребителя-перехватчика конструкции Яковлева». В соответствии с ПСМ № 16-10 от 5.01.1956г. на заводе № 30 выпущена войсковая серия Як-26.
10.03.1955г. вышло ПСМ № 448-271сс «Об организации серийного производства двухместных самолётов-разведчиков конструкции Яковлева с двумя двигателями АМ-5».
В соответствии с ПСМ № 544-336с от 22.03.1955г. Як-12 был принят на снабжение ВВС и ГВФ.
В соответствии с пост. правительства от 31.07.1958г. велась разработка фронтового разведчика Як-32, в начале 1960г. работы прекращены.
В соответствии с ПСМ № 424-261сс от 28.03.1956г. начата разработка сверхзвукового фронтового бомбардировщика Як-129. Пост. № 1115-578 от 15.08.1956г. ОКБ поручено разработать вариант самолета с двигателями ВК-11. 5.01.1959г. вышло ПСМ № 19-7 «О фронтовом бомбардировщике Як-28», 11.03.1960г. – пост. № 274-108 о модификации Як-28. В соответствии с ПСМ № 1056-457 от 27.11.1961г. Як-28 пнв и начата разработка разведчика Як-28Р, пост. № 1077-369 от 22.11.1967г. Як-28Р пнв. В соответствии с ПСМ от 5.02.1962г. начата разработка носителя химического оружия Як-28СР.
В соответствии с ПСМ № 617-251 от 17.06.1960г. начат серийный выпуск самолетов-мишеней Як-25РВ.
2.07.1960г. взлетел Як-30 – первый отечественный реактивный учебный самолет.
В соответствии с ПСМ № 1166-413 от 28.12.1967г. по пр. № 30сс от 23.01.1968г. было задано создание на базе СВВП Як-36 корабельного штурмовика Як-36М и аванпроекта сверхзвукового СВВП Як-36МФ; постройка в 1969-71г. пяти опытных Як-36М, предъявление на госиспытания первого самолета в 4-м квартале 1970г.; постройка и предъявление на испытания в 1971г. двухместного учебного варианта Як-36М. Пост. от 11.11.1977г. предусматривалось предъявление Як-41 на госиспытания в 1982г. В 03.1979г. выполнены эскизные проекты однодвигательного Як-41 и Як-41М с комбинированной СУ (подъемно-маршевым и подъемными двигателями). В 1986г. пост. правительства задано создание сверхзвукового Як-41М (Як-141). В 1991г. после аварии самолета и прекращения финансирования работы по нему прекращены. Разрабатывался проект дальнейшего развития СВВП – Як-43, в 1991г. работы также прекращены.
С 1979г. велась разработка палубного самолета РЛДН Як-44, в 1990г. утвержден техпроект самолета. В 1992г. работы прекращены.
Велись также работы по ракетной технике и БПЛА: проект УРВВ К-35 («МВ») для перехватчика Як-35МВ (1959г.); проект противокорабельного самолета-снаряда К-12 (конец 1950-х); семейство БПЛА (разработка начата в 1960-х) «Пчела» («Шмель», изд. «60»), «Пчела-1» («Шмель-1», изд. «61»).
Принимало участие в программе создания ОК «Буран».
В соответствии с решением Правительства № 2354-р от 16.12.1992г. преобразовано в АООТ «ОКБ им. А.С. Яковлева», с 1997г. – ОАО. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. В 04.2004г. ОАО «ОКБ им. Яковлева» вошло в корпорацию «Иркут». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
ОКБ имело ЛИДБ на территории ЛИИ в Жуковском (2006г.). На Ленинградском пр., 68 имелись два цеха, построенные в 1940-50-х г. В них размещалось термическое и гальваническое производство. В 1999г. цеха закрыты санэпидемстанцией, производство перенесено на производственные площадки ОКБ в Химках и Жуковском. В 2006г. ОКБ переведено из Москвы в Жуковский на территорию ЛИДБ. Комплекс зданий на Ленинградском пр. площадью 25 тыс. м2 (в т.ч. два цеха) в 09.2006г. продан, ОКБ оставило себе около 20% площадей.
В 1990-е-2000-е г. разработаны проекты: аэротакси Як-112, спортивный Як-54, административные Як-48, Як-58, Як-77; сверхзвуковой УТС (совместно с Китаем); пассажирские Як-46, Як-90, Як-142, Як-242, ближнемагистральный МС-21 (совместно с ОКБ Ильюшина); БПЛА «Пчела». Як-130 16.03.2002г. победил в конкурсе на УТС для ВВС России.
Численность персонала (06.1941г.)- 802 чел., (1942г.)- 965 чел., (1943г.)- 971 чел., (1944г.)- 1009 чел., (1945г.)- 1045 чел.,166 (1972г.)- 4950 чел., (1990г.)- около 7 тыс. чел., (2005г.)- 600 чел.
Гл. конструктор (1935-56г.)- А.С. Яковлев. Ген. конструктор (12.1956-84г.)- г-п академик (1976г.) А.С. Яковлев {1.04.1906-22.08.1989}, (1984-87г.-)- п А.А. Левинских. Гл. конструктор (-1990г.)- А.А. Левинских {5.12.1919-26.01.2013}, (02.1991-2000г.)- А.Н. Дондуков {29.03.1954-}, (-2004-05г.)- О.Ф. Демченко {13.10.1944-}, (2005г.)- А. Гуртовой.
1-й зам. ген. конструктора (1992-94г.)- О.Ф. Демченко, (-1998г.)- В.Г. Дмитриев (затем- директор ЦАГИ), (2006г.)- Н.Н. Долженков. Зам. гл. конструктора ОКБ (01.1943- 07.1945г.)- О.К. Антонов, (-1950-60-е г.-)- Н.К. Скржинский, А.Н. Дондуков. Зам. Ген. конструктора (1959г.)- Хруцкий, (-1972-75г.-)- К.Б. Бекирбаев.
Директор (1935-1952г.)- А.С. Яковлев, (1952г.-)- А.А. Воропанов, (1969-86г.)- С.Д. Савин. Ответственный руководитель (22.08.1984-31.12.1990г.)- А.А. Левинских, (31.12.1990г.-)- А.Н. Дондуков. Гендиректор (1994-2001; 2003-11г.-)- О.Ф. Демченко, (2001-03г.)- А.Г. Ефанов.
Президент (1994-2001г.-)- О.Ф. Демченко.
Вице-президент (2003г.)- А.В. Фоменко.
Начальник строительства (06.1937г.)- А.С. Яковлев, (16.05.1938г.-)- Н.Л. Кашелевский. 1-й зам. гендиректора (-2005-06г.-)- Н.Н. Долженков. Зам. директора (06.1937г.)- А.Н. Седельников. Зам. гендиректора: (2006г.)- Н.Н. Долженков; по ВЭД и маркетингу (-2002-05г.-)- А.И. Гуртовой; по летным испытаниям (1990-е)- А.А. Синицын, (2007г.)- Р.П. Таскаев.
Технический директор (2.04.1935г.-)- С.М. Беляйкин, (2005г.)- Н.Н. Долженков.
Гл. инженер (-06.1937-16.05.1938г.)- А.Н. Седельников, (16.05.1938г.-)- А.И. Ястребов.
Научный руководитель (2003г.)- А.Н. Дондуков.
Начальники отделений: силовых установок (1998-2006г.)- С.С. Агапов.
Гл. конструкторы: (1972г.)- С.Г. Мордовин (Як-36М), (08.1975г.)- С.А. Яковлев, (6.09.1975г.-)- А.А. Левинских, (1975г.-)- К.Б. Бекирбаев, (1977г.)- В.Н. Павлов (Як-38), А. Звягинцев (Як-38), (1991г.-)- В.А. Митькин (Як-44), (1990-е)- В.Г. Дмитриев, (2002г.)- К.Ф. Попович (военные самолеты), (2002г.)- Ю.И. Янкевич (БПЛА), (2002г.)- А.Г. Рахимбаев (пассажирские самолеты), (2002г.)- Д.К. Драч (легкие самолеты).
Зам. гл. конструкторов: (-1972-75г.-)- В.П. Власов (по корабельному базированию Як-36М), (1986г.-)- В.Г. Дмитриев, (1.10.1966г.-)- А.А. Левинских, (-1967-75г.-)- С.Г. Мордовин, (-1975г.)- К.Б. Бекирбаев (по летным испытаниям), (1998-2006г.)- С.С. Агапов.
И.О. директора завода (02.1952г.)- Анищенков. Директор (04.1952г.)- А. Храмов, (1987г.)- В.В. Шелепчиков. Гендиректор завода (1992-94г.)- О.Ф. Демченко.
Технический директор (-2005-06г.-)- Н.Н. Долженков.
Начальник производства (1947г.)- А.С. Безбородов. Начальник ЛИК (1975г.)- О.С. Долгих, г-м В.Г. Мухин, К.Б. Бекирбаев, летной службы (2007г.)- Р.П. Таскаев. Гл. контролер (1947г.)- Н.А. Козлов.
Начальники отделов: летных испытаний- К.Б. Бекирбаев; секретного (1987г.)- В.Д. Фадеев, (1990г.)- В.А. Мельников.74
Начальники лабораторий: средств спасения (1959-95г.)- Е.П. Голубков.
Ведущие конструкторы: (1945-70г.)- С.А. Бемов, (-1947-51г.)- Л.Л. Селяков (Як-25, Як-1000), (1970-е)- Г.А. Матвеев (Як-41).
Ведущие инженеры: (ВОВ-)- Е.Г. Адлер (Як-3 с РД-1, Як-14), (-1958-60г.-)- М.И. Леонов (Як-129, -28Л), (1972г.)- Г.А. Матвеев (Як-36М), (1947г.)- Г.И. Огарков, (-1958-67г.-)- В.Н. Павлов (Як-36М, -129), (-1960-64г.-)- Р.С. Петров (Як-28Л, -28И, -28Н), (1952г.)- Эрлих, (1965г.)- С.И. Яськов (Як-28БИ), К.Б. Бекирбаев, (1970г.-)- В.П. Власов (Як-38).
Летчики-испытатели: шеф-пилот (1990г.)- А.А. Синицын; (-1972-79г.-)- М.С. Дексбах, (2006г.)- О.О. Кононенко, (1982г.)- Ю.И. Митиков, (-1963-67г.-)- В.Г. Мухин, (2011г.)- В. Севастьянов, (1991г.)- В.А. Якимов.
Председатель совета директоров (-1997-2000г.-)- А.Н. Дондуков, (2001г.-)- О.Ф. Демченко.
Создано: самолеты: АИР-7 (19.11.1932г.); учебно-тренировочные: АИР-9 (2.10.1934г.), УТ-2 (АИР-10, 11.07.1935г.), УТ-1 (АИР-14, 05.1936г.), УТ-3 (АИР-17, 17.05.1938г.), Як-18 (6.05.1946г.), Як-18Т (7.08.1967г.), Як-30 (2.07.1960г.), Як-52 (8.08.1974г.), Як-130Д (25.04.1996г.), Як-130УБС (30.04.2004г.); легкий АИР-12 (27.07.1936г.); истребители: Як-1 (И-26, 13.01.1940г.), Як-1М (Як-3, 28.02.1943г.), высотный И-28 (1.12.1940г.), Як-7УТИ (УТИ-26, 23.07.1940г.), Як-9 (Як-7ДИ, 6.07.1942г.), Як-9К (23.01.1944г.), Як-9Б (3.03.1944г.), Як-3РД (22.01.1945г.), учебный Як-11 (10.07.1945г.), Як-15 (24.04.1946г.), Як-17УТИ (6.05.1947г.), Як-17 (6.06.1947г.), Як-19 (8.01.1947г.), Як-23 (8.07.1947г.), Як-30 (4.09.1948г.), Як-50 (9.08.1949г.), перехватчик Як-25 (19.06.1952г.); высотные Як-27В (15.05.1957г.), Як-25РВ (1.03.1959г.); бомбардировщики: ближний Як-2 («22», 23.02.1939г.); фронтовые: Як-125Б (1955), Як-26 (Як-123, 1955), Як-129 (Як-28, 5.03.1958г.), Як-28Б («129», изд. «42», пнв в 1959г.), Як-28Л («28Л», 8.07.1959г.), Як-28И («28И», 1960), Як-28СР (16.09.1963г.), Як-28Н (1964), Як-28ИМ (1969); разведчики Як-27Р (28.04.1956г.), Як-28БИ (1965), Як-28Р (пнв 22.11.1967г.); СВВП: Як-36 (27.07.1964г.), Як-38 (Як-36М, «ВМ», 22.09.1970г.), Як-38М (30.11.1982г.), Як-41М (Як-141, 9.03.1987г., по другой информации 13.06.1990г.142); транспортный Як-6 (28.06.1942г.); многоцелевые: Як-12 (20.10.1947г.), Як-112 (20.10.1992г.), Як-58 (17.04.1994г.); спортивные: Як-18П (12.12.1957г.), Як-32 (17.01.1961г.), Як-50 (22.06.1972г.), Як-52М (16.04.2004г.), Як-54 (23.12.1993г.), Як-55 (28.05.1981г.); пассажирские: Як-40 (21.10.1966г.), Як-42 (6.03.1975г.); проекты самолетов: бомбардировщиков: фронтового Як-35МВ (1950-е); фронтового разведчика Як-32 (1960); СВВП: Як-28ВВ (1960-е), Як-33 (1962), Як-43 (-1991); вертолеты: экспериментальный «Ш» (2.08.1947г.), Як-24 (3.07.1952г., пнв 13.07.1955г.); БПЛА: малоразмерный «60С» (17.06.1983г.), БЛА-61 «Пчела» (26.04.1986г., пнв 16.06.1997г.).
Производство: самолёты: УТ-1 (1938)- 15;98 СВВП: Як-41М (1990)- 4.142
Корпорация «Як», ОАО «Яковлев»
В 1997г. – Корпорация «Як».
Президент (1997г.)- В. Глухих, (-2002-03г.-)- О.Ф. Демченко.
Завод № 115
/г. Муром Владимирской обл./
Был в 1942г.