Предприятия № 101-150
Завод № 120 НКТП, НКОП, НКАП, п/я 307, Завод № 120/309 НКОП
/Балашиха Московской обл.; г. Нижний Тагил Свердловской обл., г. Каменск Челябинской обл./
Строительство механического завода № 120 Спецтреста ГУАП НКТП начато в соответствии с пост. СНК № 199-40 от 22.03.1932г. в дер. Горенки на ш. Энтузиастов (у ст. Балашиха Реутовского р-на). К 1936г. завод вошел в состав подсобного треста ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.). В 01.1938г. назывался «завод № 120/309». Имел наименование «п/я 307».62
После начала строительства завод был переориентирован на производство двигателей. В соответствии с пост. СТО № 57сс от 11.07.1933г. было необходимо закончить оборудование завода на мощность 15 тыс. моторов к 1.07.1934г., а к 1.07.1935г.– на полную проектную мощность в 30 тыс. моторов в год. Застройка и пуск происходили в период с 1934 по 1938г. По пр. ГУАП № 106 от 31.03.1934г. в связи с ликвидацией Самолетного треста договорные обязательства с фирмой «Фиат» на проектирование и оборудование завода переданы самому заводу.
В соответствии с пост. СТО № 450-94с от 16.04.1934г. на заводе организован ОРС. По пр. ГУАП № 44/260 от 9.08.1934г. требовалось до 1.10.1934г. организовать при заводе ОКБ.
В начале 1935г. на завод с завода № 34 передано металлургическое производство по выпуску алюминиевого и магниевого проката. Пост. СТО № С-44сс от 25.04.1935г. утвержден план развития мощностей завода после окончания строительства на 1937г.: моторное литье для 30 тыс. самолетов. По пр. № 103 от 16.05.1936г. «для налаживания производства колес» (в первую очередь, для СБ и Р-Зет) на заводе организована бригада в составе специалистов: Булич (завод № 39), Елагин (№ 43), Фридкевич (ЦИАМ), Чупилко и Фирсов (ЦАГИ), Цукерман и Зеленов (ГУАП). Для ликвидации отставания в строительстве завода (строительство колесного цеха не начато, за 4 месяца объем работ выполнен на 51%) пр. № 116 от 29/31.05.1936г. требовалось: 1-ю очередь гл. корпуса сдать в эксплуатацию к 1 сентября, начать строительство колесного цеха со сроком сдачи под монтаж оборудования к 1 ноября. По пр. НКТП № 202с на заводе должны были быть созданы механическая лаборатория и испытательная станция (но к концу октября еще не были созданы).133 Головной и единственный до ВОВ завод по авиаколесам и тормозам. Выпускал также агрегаты управления. В 1938г. выпускал также артиллерийские колеса.
Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано к 1.04.1937г. сдать в эксплуатацию 1-ю очередь литейного цеха, к 1.07.1937г. закончить вторую треть колесного цеха, а в 1-м полугодии 1938г. – последнюю треть колесного цеха; пр. № 00116 от 28.05.1937г. – к 1.10.1937г. организовать производство колес для самолета Вулти. Пр. № 226 от 4.06.1938г. заводу поручено начать в текущем году строительство цеха ширпотреба.
При заводе действовал опытный отдел с опытным цехом по разработке колес и тормозов. В соответствии с пост. СТО № ОК-131с от 28.05.1936г. на завод из ЦАГИ переданы работы по тормозам, колесам и агрегатам управления тормозами. Во исполнение пр. НКТП № 213с от 20.06/1.07.1936г. по пр. ГУАП № 076с от 20.06/1.07.1936г. на заводе организовано КБ.
В соответствии с расп. правительства № СО-861с от 23.03.1937г. и пр. № 071с от 5.04.1937г. литейное производство завода выделено в самостоятельный завод № 219 в ведении 1ГУ (первоначально планировалось присвоить заводу № 120А или 234). Разделение имущества предписано провести в месячный срок.
По пр. № 80с от 11.03.1938г. «в целях правильной организации ремонтного производства» на заводе организован ремонтно-эксплуатационный отдел.
Перед войной действовал филиал на Нижнетагильском вагоностроительном заводе.
По пр. № 668сс от 12.07.1941г. часть завода (50%) № 120 2ГУ НКАП и КБ эвакуированы в Нижний Тагил на площадку своего филиала. Другая часть завода (в т.ч. испытательная станция с личным составом) по пр. № 1053сс от 9.10.1941г. эвакуирована в г. Каменск Челябинской обл. на площадку строящегося завода № 286 2ГУ НКАП. По пр. № 1079с от 26.10.1941г. часть завода № 120 и завод № 286 слиты в единый завод № 120, а часть завода в Нижнем Тагиле действовала как филиал завода № 120. Начальник филиала- Власов. По пр. № 1183с от 23.12.1941г. филиал в Нижнем Тагиле получил статус основного и наименование завод № 120 НКАП, а завод в Каменске, наоборот, стал филиалом.
С целью расширения производства колес по пр. № 91с от 1.02.1942г. филиал завода в Каменске преобразован в самостоятельный завод № 286 НКАП.
Производство литых колес для Пе-2, ЛаГГ-3, Ил-2, Як-1, алюминиевое литье.
По пр. № 25с от 5.01.1942г. площади эвакуированного завода № 120 НКАП с оставшимся оборудованием и кадрами и завода № 121 НКАП переданы вновь созданному заводу № 219 (заводы располагались на смежных территориях). По пр. № 92с от 12.02.1943г. с завода № 120 НКАП в ОКБ завода № 219 НКАП переведена большая группа ИТР и раб., ранее работавших там, и оборудование. Затем еще неоднократно специалисты завода № 120 переводились в ОКБ завода № 219 НКАП для его укрепления (пр. № 735с от 8.12.1943г.).
Действовал филиал завода № 120 в г. Березовске, директор- А.И. Пастер. На площадку филиала эвакуирован из Москвы завод № 261 2ГУ НКАП. По пр. № 279с от 14.04.1942г. завод № 261 влит в состав завода № 120. Затем по пр. НКАП № 150с от 15.03.1943г. завод № 261 НКАП в г. Березовске восстановлен как самостоятельный.
По расп. СНК № 15750-рс от 29.10.1945г. и пр. № 435с от 12.11.1945г. основная часть личного состава (800 чел.) и оборудования завода № 120 переведена и влита с 1.11.1945г. в состав завода № 286 НКАП, а оставшиеся 300 квалифицированных раб. и ИТР переданы для укрепления завода № 219. Территория завода тем же пр. передана в расп. завода № 183 НКТП.
Директор (-07.1934-29.05.1935г.)- Н.И. Заборов, (29.05.1935-8.02.1938г.)- И.С. Михайлов, (15.06.1938-12.1941г.-)- Е.М. Горницкий, (02.1942г.)- А.И. Пастер (одновременно директор завода № 261), (-06.1944-11.1945г.)- Миронов.
Начальник строительства (07.1934г.)- Н.А. Данилович, (05.1936г.)- И.С. Михайлов. Зам. директора: по кооперированному производству (15.02.1934г.-)- П.С. Годоваликов; (16.01.1934-06.1937г.-)- Н.А. Данилович.
Технический директор (06.1934г.)- И.С. Зарудный.
Гл. инженер (05.1936г.)- Шейнерман, (06.1937г.)- Н.А. Данилович.
Гл. конструктор (10.1936г.)- Чупилко, (11.1940г.-)- П.В. Флеров.
Гл. инженеры: строительства (-07.1934г.)- Борисов, (8.07.1934г.-)- Т.А. Родионов, (5.11.1935г.-)- Л.И. Шейнерман; по колесному производству (06.1937г.)- Е.М. Горницкий; по литейному производству (06.1937г.)- С.С. Фельдман.139
ОКБ завода № 120 НКАП
/ст. Балашиха Московской обл./
Во исполнение пр. НКТП № 213с от 20.06/1.07.1936г. по пр. ГУАП № 076с от 20.06/1.07.1936г. «для проработки новых конструкций, постройки опытных образцов и повседневной работы по модификации и модернизации серийной продукции» на заводе организовано КБ для разработки авиационных колес, тормозов и агрегатов управления тормозами для самолетов.
По пр. № 472к от 2.11.1940г. КБ-20 завода № 156 НКАП было ликвидировано, личный состав переведен в ОКБ завода № 120. Тем же пр. гл. конструктор Г.Е. Чупилко снят, вместо него назначен П.В. Флеров.
По пр. № 364с от 19.07.1940г. из состава ОКБ выделилась конструкторская группа для разработки амортстоек шасси и костылей. И.О. Начальника КБ по агрегатам шасси назначен Н.В. Куликов. По пр. НКАП № 473с от 23.05.1941г. конструкторская группа по шасси завода № 120 в полном составе переведена в новое ОКБ завода № 119 НКАП.
При филиале завода № 120 в Нижнем Тагиле действовал филиал ОКБ. По пр. № 1045с от 6.10.1941г. оборудование и личный состав филиала ОКБ переданы серийному производству для увеличения выпуска колес.
Гл. конструктор (1.07.1936-; -11.1940г.)- Г.Е. Чупилко, (06-07.1940г.)- Н.В. Куликов, (2.11.1940-41г.-)- П.В. Флеров.
Зам. гл. конструктора (-06.1940г.)- Н.В. Куликов, (06.1940г.-)- Н.И. Жохов.