Предприятия № 101-150
Завод № 120 МАП, п/я 29, Ступинский машиностроительный завод (СМЗ) МАП, М-5247, Ступинское производственно-конструкторское объединение (СПКО), Ступинское машиностроительное ПО (СМПО) МАП, Ступинское машиностроительное производственное предприятие(СМПП), АООТ, ОАО «СМПП»
/142800 г. Ступино, 1 Московской обл. пос. МТС «Победа» тел. 48-021, 41-736 smpp.nm.ru/
Ранее – это винтовое производство авиакомбината № 150, завод № 35.
Завод образован (восстановлен под новым номером) по пр. № 155с от 25.03.1946г. как опытный в ведении 8ГУ МАП в отмену решения о ликвидации завода № 25 НКАП на площадях винтового производства завода № 150 для расширения опытно-экспериментальных работ по винтам и регуляторам. Основу коллектива завода составил штат ОКБ-150 и опытного винтового цеха. Директором/ гл. конструктором назначен К.И. Жданов.
Пр. МАП № 417 от 17.06.1948г. на базе опытного завода № 120 образованы два самостоятельных предприятия: серийный завод № 120 и ОКБ-120. По пр. МАП № 440с от 21.06.48г. завод № 120 МАП передан с 1.07.1948г. из 8ГУ в 14ГУ. В 08.1957г. – в ведении 3ГУ МАП. В 07.1959г. завод – в ведении МособлСНХ РСФСР.169
В 1949г. изготовлен опытный соосный АВ-41 для ТВ-2.32
В 1960г. получил название предприятие «п/я 29». С 12.1963г. – Ступинский машиностроительный завод (СМЗ), в 1972г. – в ведении 4ГУ МАП. Имел наименование «п/я М-5247». В 10.1973г. пр. МАП СКБМ и СМЗ объединены в единое СПКО, «п/я М(В)-2800». В 07.1978г. оно переименовано в СМПО («п/я М-5247»), в 1990г. – в ведении 7ГУ МАП. В 1987г. в состав СМПО входили: СМЗ (головное предприятие), ОКБ; с 1988г., кроме того, Филиал неметаллических изделий.
В 02.1988г. на базе цехов № 5 и 50 образован филиал СМПО – Завод неметаллических изделий. Его руководителем назначен А.П. Кузнецов.
В соответствии с ПСМ № 109-38 от 4.02.1975г. по пр. № 141сс от 7.04.1975г. СПКО определено головным по изготовлению втулки несущего винта и рулевого винта для вертолета Ми-26.164
В 07.1990г. СКБМ вышло из объединения. С 11.1991г. завод снова называется СМЗ. В 03.1992г. заводпереименован в Ступинское машиностроительное производственное предприятие (СМПП). В 05.1994г. предприятие акционировано и преобразовано в АООТ «СМПП». В 2001г. входило в корпорацию «Воздушные винты». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. По Указу президента от 29.11.2004г. исключено из списка стратегических предприятий. В 12.2004г. СМПП вошло во вновь образованную Корпорацию «Вертолеты Миля». В 05.2005г. вошел в состав холдинга «Оборонпром». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
Производство (1990-е г.): в/винты и винтовентиляторы, гидромеханические регуляторы частоты вращения в/винтов, ВСУ, винтовые механизмы для изменения стреловидности крыла; (2004г.): агрегаты и узлы несущей системы вертолетов.
Численность персонала (1972г.)- 6250 чел., (2002г.)- 1050 чел.
Директор (03.1946г.-)- К.И. Жданов, (1948-04.1949г.)- Н.В. Терентьев, (1949г.)- А.П. Чекинов, (1949-54г.)- И.А. Коваленко, (04.1954-69г.)- Ф.А. Бахаровский, (1969-83г.)- М.И. Абрамов. Гендиректор (1983-97г.-)- А.Ю. Братков, (-2002-05г.-)- А.Г. Поляков.
Зам. гендиректора (2002г.)- В.Н. Климанов.
Гл. конструктор (03.1946г.-)- К.И. Жданов, (10.1973-84г.)- А.М. Поляков, (1984г.-)- Ю.Л. Сухоросов.
Зам. гл. конструктора: по винтам (1946г.-)- Д.М. Дубровский; по регуляторам (1946г.-)- А.Н. Петелин.
Гл. инженер (03.1946г.-)- Б.А. Пережогин, (1948-50г.)- Г.Я. Петишкин, (04.1950- 04.1954г.)- Ф.А. Бахаровский, (1954-63г.)- М.И. Стойда, (04.1963-86г.)- И.В. Фишеров, (09.1986г.- )- В.М. Зайцев, (2002г.)- А.В. Козлов.69
Зам. гл. инженера (1980-е)- Б.Е. Бачурин.
Гл. технолог (1953г.)- Е.Б. Хижняков, (конец 1980-х)- В.В. Коваленко.
Начальники отделов: секретного (1987г.)- Н.И. Куликов; маркетинга (2002г.)- В.В. Баранов.
Производство: в/винты: В-25 (1936), ВИШ-6 (1936), ВИШ-3 (1938), ВИШ-21 (1938), ВИШ-23 (1938), АВ-1 (1939), АВ-5Л-123 (1940), АВ-5ЛВ-139 (1941), АВ-5Л-158 (1942), АВ-5Л-124 (1943), АВ-5В-167 (1943), АВ-7НЕ-161 (1945-57), АВ-9Е-91 (1945-48), АВ-9ВФ-21К (1949), АВ-9В-91 (1953-57), АВ-50 (1954-56), АВ-60 (1954- 1980), АВ-60Н (1956-), АВ-68 (1957-66), АВ-68И, АВ-68Д серии 01 (1959-), АВ-68Д серии 03 (1965-), АВ-63Б (1959-), АВ-72 (1962- н.вр.), АВ-90 (1966-), АВ-60П (1966-), СВ-34 (1991-92); винтовые механизмы: ВП-23 (1973), ВП-4 (1977-), ВП-2 (1986-); втулки НВ: Ми-6 (1963-), Ми-8 (1965- ), Ми-24 (1972- ), Ми-28, Ми-38; рулевой винт Ми-26 (1980-); колонки НВ: Ка-50 (1993-), Ка-52, Ка-62; корпус винта «Гамильтон Стандарт» (1993).36
ОКБ-120 МАП, ГКАТ при заводе № 120, п/я 18, ОКБ СМЗ, Ступинское КБ машиностроения (СКБМ) МАП, ОКБ СМПО МАП, А-1270, НПП «Аэросила», ОАО «НПП «Аэросила»
/142800 г. Ступино, 1 Московской обл., ул. Пристанционная, 19 «Радуга» тел. 333-22-72, 47-430 www.aerosila.ru/
ОКБ-120 МАП образовано по пр. МАП № 417 от 17.06.1948г. выделением из состава завода № 120 МАП.
По пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 3-го Управления ГКАТ.169 В 1972г. ОКБ СМЗ – в ведении 4ГУ МАП. В 10.1973г. пр. МАП СКБМ и СМЗ объединены в единое СПКО. В 07.1978г. оно переименовано в СМПО. В 1987г. – ОКБ СМПО МАП. Имело наименования «п/я 18», «п/я А-1270» (1984-87г.).62
С 1956г. – разработка ВСУ. В соответствии с ПСМ № 1053-353 от 17.11.1967г. по пр. № 421сс от 12.12.1967г. КБ определено головным по разработке бортового энергоузла на базе ТА-6А для Ил-76.164 Принимало участие в программе создания ОК «Буран».
В 1975г. создан первый в/винт с лопастями из композитных материалов – АВ-81 для Як-50. С конца 1980-х г. разработка нового поколения винто-вентиляторов с лопастями из композитов.
В 07.1990г. СКБМ вышло из объединения. В 2001г. входило в корпорацию «Воздушные винты». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. ОАО вошло в перечень стратегических предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
Работы (1990-е г.): разработка и изготовление в/винтов, винтовентиляторов, ВСУ, систем управления винтами, винтовые преобразователи для самолетов с изменяемой геометрией крыла.
К 2005г. создано более 110 в/винтов для всех винтовых самолетов СССР и России (кроме спортивных).
Численность персонала (1972г.)- 2300 чел., (2002г.)- 950 чел.
Гл. конструктор (1939-1972г.)- К.И. Жданов {12.03.1906-86}, (10.1973-84г.)- А.М. Поляков, (1984-2001г.)- Ю.Л. Сухоросов {29.04.1939-}, (2001-05г.-)- С.Ю. Сухоросов {7.07.1962-}.
1-й зам. гл. конструктора: по в/винтам (2002г.)- М.И. Шатланов; по ВГТД (2002г.)- Л.Е. Плахов. Зам. гл. конструктора (10.1972г.-)- Ю.Л. Сухоросов.
Гендиректор (1993-2001г.)- Ю.Л. Сухоросов, (2001-05г.-)- С.Ю. Сухоросов.
1-й зам. гендиректора (-1996-2000г.-)- В.А. Поддубский, (2002г.)- М.И. Шатланов. Зам. гендиректора: по ВЭД и маркетингу (2000г.)- М.И. Шатланов, (2002г.)- С.Ю. Сухоросов; по экономике и финансам (2002г.)- В.П. Дмитриев; по сбыту (-2000-02г.-)- А.Н. Соколов; (2002г.)- Л.Е. Плахов.
Директор опытного завода (-1996-2000г.-)- В.А. Поддубский, (2002г.)- И.Д. Мишин.
Гл. инженер (-1963г.)- М.И. Абрамов, (2002г.)- А.Ф. Рулев.69
Начальники отделов: секретного (1987г.)-Ф.Т. Петров.
Создано: в/винты: авиационные: АВ-1 (1939), АВ-2 (1940), АВ-3 (1940), АВ-5 (1940), АВ-7Н-161, АВ-9, АВ-12, АВ-13, АВ-14 для Ан-14 (1966), АВ-15, АВ-16, АВ-16У, АВ-16НГ-95, АВ-17, АВ-18 (1945-50)-соосный, АВ-20А-24 для Ил-10, АВ-24, АВ-24АН для Ан-28 (1975), АВ-25, АВ-27, АВ-28 (1945-50)- соосный, АВ-36 для Ан-38-200 (2002), АВ-50 для Ил-14 (1953), соосный АВ-60К для Ту-95 (1958), АВ-63Б, АВ-68 (1957), АВ-72 для Ан-24 (1963), АВ-81 для Як-50 (1975), АВ-83, соосный АВ-90 для Ан-22 (1965), АВ-92, АВ-96, АВ-98, АВ-103, АВ-140, СВ-10, СВ-34, винтовентилятор СВ-27 для Д-27 (1988), вентилятор СВ-92 для двигателя НК-93;49 в/винты для СВП: АВ-24М для «Скат», АВ-92 для «Джейран», АВ-96 для «Касатка», «Кальмар» и «Мурена», АВ-98 для «Зубр», АВ-99 для «Омар», для экраноплана «Орленок», АВ-110 для «Амфистар» (конец 1990-х); подъемно-движительный комплекс и в/винт АВ-83Т для СВП «Чилим»; ВСУ: ТА-4ФЕ, ТА-6, ТА-8 для Ту-134 (1967), ТА-12 (1977), ТА-12-60 для Ту-204 (1986), ТА-14 (2001), ТА-18-100 (1990-е-2002), ТА-14-324 для Як-130 (2000-е); регулятор оборотов в/винта Р68ДК-24 для АИ-24; винтовые преобразователи поворота крыла: ВП-23 для МиГ-23 (1968), ВП-4, ВП-2 для Су-24, Ту-22М, Ту-160 (1969).49
Завод № 120бис НКАП
Завод образован и начал строиться в 1940г. как завод № 120бис, затем получил № 286 НКАП.