Предприятия № 101-150
Завод № 124 НКАП, МАП, ГКАТ, п/я 2408, Агрегатный завод «Наука» МАП, А-1665
/125124 г. Москва, А-124 3-я ул. Ямского Поля, 14/16 ст. Бутырская-товарная Московской ж/д «Альмаг»/
/125124 г. Москва 3-я ул. Ямского Поля 14/16, вл. 2 тел. 775-31-10 www.npo-nauka.ru/
В Москве на площадке эвакуированного завода № 34 НКАП с конца 1941г. были образованы (пр. № 51с от 20.01.1942г.) и начали действовать Агрегатные ремонтные мастерские при 2ГУ. В начале 1942г. началось восстановление производства, мастерские преобразованы в филиал завода № 34 (завод № 34м). Директор филиала – Ю.Б. Эскин. По пр. № 464с от 24.06.1942г. филиал завода № 34 НКАП преобразован в новый завод № 124 при 2ГУ НКАП. Имел наименование «п/я 2408».
Производство водо- и маслорадиаторов.
В 07-08.1942г. шло формирование завода, из Троицка с завода № 34 была переведена часть оборудования и кадров. По пр. № 546с от 20.07.1942г. заводу был присвоен литерный номер и наименование ГС завод № 124 НКАП. По пр. № 324с от 12.05.1944г. на завод возвращено 200 чел. раб. и ИТР, передана часть оборудования с завода № 34 и других заводов. Далее на завод переведены спецоборудование и личный состав (500 чел.) с завода № 472 НКАП (пр. № 424с/81с от 5.11.1945г.) и 400 чел. с завода № 34 (пр. № 425с/82с от 5.11.1945г.), переданных из НКАП в НКЭС.
В 1946г. выпускал радиаторы автомобильные и тракторные.
В первые послевоенные годы работы по теплообменникам шли медленно. В связи с этим для развития опытных работ по агрегатам антиобледенения, обогрева, вентиляции, регулирования давления и очистки воздуха по пр. № 422с от 2.07.1946г. завод № 124 объединен с ОКБ и передан из 2ГУ в 7ГУ как опытный завод № 124 МАП. Серийное производство свернуто, налажена разработка и выпуск малых серий.
С 1947г. начата разработка турбохолодильников, в 1950-е г. предприятие являлось монополистом в этой области. В 04.1953г. первый турбохолодильник системы кондиционирования самолета запущен в серийное производство. В 1958г. создана первая наземная установка кондиционирования вздуха для пассажирских самолетов. С 1956г. начата разработка систем жизнеобеспечения космических кораблей.
Участвовал в создании в 1960-х г. стартового комплекса РН «Циклон-2».
По пр. № 440с от 21.06.1948г. с 1.07.1948г. завод вновь преобразован в серийный, передан обратно в 2ГУ, ОКБ выделено в самостоятельное предприятие. В конце 1955г. ОКБ-124 влито в состав завода, завод стал серийно-опытным (выпуск опытных образцов и головных серий). По 08.1957г. – в ведении 2ГУ МАП. По пр. № 20сс от 21.01.1958г. опытный завод № 124 передан в ведение 6-го Управления ГКАТ.169 С 12.01.1959г. завод реорганизован в опытно-серийный. Сохранено крупносерийное производство, развивалось опытное производство. С 01.1960г. завод и ОКБ вновь слиты в единое предприятие – опытный агрегатный завод «Наука», в 1972-87г. – в ведении 7ГУ МАП. Имел наименование «п/я А-1665» (1984г.). В 1990г. Агрегатный завод «Наука» входил в состав НПО «Наука» МАП.
Для работ по внедрению в серию теплообменной техники в 12.1960г. при заводе № 469 НКАП образован филиал завода № 124. Начальник филиала- М.В. Золотухин. Филиал подчинялся заводу до 1973г., далее был передан другому предприятию. В 1960-х г. заводу передано предприятие из системы МВД, образована вторая территория завода. В 1967г. действовали филиалы № 1 и № 2 завода.
Завод имел филиалы: в г. Баку, в г. Горьком (1972г.); Кокчетавский (1975-87г., в 1990г. – КБ «Теплотехника»), Першинский (1987г., в 1990г. – Першинский литейно-механический завод).
В соответствии с ПСМ № 1053-353 от 17.11.1967г. по пр. № 421сс от 12.12.1967г. завод определён головным по разработке системы кондиционирования воздуха и наддува кабин самолета Ил-76. В соответствии с ПСМ № 109-38 от 4.02.1975г. по пр. № 141сс от 7.04.1975г. завод определен головным по разработке систем кондиционирования воздуха, наддува гермокабины и воздушно-масляных радиаторов для вертолета Ми-26.164
Имелись (2006г.): испытательный комплекс для испытания систем и агрегатов ЛА.
1990-е г.: теплотехническое оборудование, регуляторы расхода топлива.
Работы (2002г.): разработка и производство систем жизнеобеспечения (кондиционирования, автоматического регулирования давления) экипажа и пассажиров ЛА; системы теплообмена авиадвигателей; системы для КА: терморегулирования, обеспечения газового состава, регулирования давления, водообеспечения, регенераторы воздуха, поглотители углекислого газа; медицинское оборудование; кондиционеры для автомобильного и ж/д транспорта.
Количество оборудования (05.1946г.)- 246 м/р станков.
Численность персонала (05.1946г.)- 1185 раб., (1972г.)- 3500 чел.164
Директор (20.07.1942-1.03.1943г.)- Ю.Б. Эскин, (2.03.1943-2.11.1944г.)- Ф.Г. Нестеров, (2.11.1944-19.04.1946г.)- К.М. Ермолов, (19.04-9.06.1946г.)- Ф.Г. Нестеров, (07.1946-11.1948г.)- Г.И. Воронин, (25.11.1948-21.12.1951г.)- М.М. Бондаренко, (24.12.1951-5.04.1954г.)- Ф.А. Мелихов, (25.05.1954-1963г.)- И.И. Румянцев, (1963-73г.)- В.И. Сычев, (1973-84г.-)- В.Ф. Кадышев, (1987г.)- И.С. Сапрыкин.
Гл. инженер (05.1946г.)- Аврутин, (1961г.)- В.В. Сычев.
Гл. конструктор (07.1946-11.1948; -1960-85г.)- Г.И. Воронин {21.12.1906-87}, (1985-96г.)- И.В. Тишин, (1996-2005г.-)- Г.В. Хомутов.
Зам. гл. конструктора (1960г.)- М.В. Золотухин.
Производство: системы жизнеобеспечения и терморегулирования для: КА «Восток», «Восход», «Союз» (регенератор атмосферы, 1960-е), «Луна», «Венера», «Марс», «Салют», «Мир», «Алмаз», «Энергия-Буран»; специальных наземных транспортных средств; системы охлаждения и кондиционирования для: А-50 (1970-е), Бе-200, Ту-334, Ан-140, Ан-74ТК-300, Ан-148, Ту-204, Ту-214, Ил-96 (2006); патроны поглощения углекислого газа для КК «Союз-М» (1970-е).
ОКБ-124 НКАП, МАП, ГКАТ при заводе № 124
/г. Москва п/я 227/
В 08.1942г. ОКБ-34 НКАП переведено в Москву на площадку завода № 124. По пр. № 225с от 17.04.1943г. ОКБ завода № 34 с 1.04.1943г. получило наименование ОКБ-124 НКАП и передано в подчинение заводу № 124.
Головное ОКБ по радиаторам. В 1944г. создан первый воздухо-воздушный радиатор, в 06.1948г. – первый авиационный турбохолодильник.
С 1.07.1946г. ОКБ-124 объединено с заводом № 124 в единый опытный завод № 124 в системе 7ГУ. По пр. № 440с от 21.06.1948г. завод преобразован в серийный, ОКБ-124 выделено из его состава (вероятно, в его состав влито ОКБ-2 завода № 14962). В конце 1955г. ОКБ вновь влито в состав завода. С 1957г. ОКБ передано из 7ГУ в 6ГУ, по 08.1957г. – в ведении 2ГУ МАП. По пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 6-го Управления ГКАТ.169 С 01.1960г. для усиления опытно-конструкторской и экспериментальной базы ОКБ вновь объединено с заводом в единое предприятие. Вместо ликвидированного серийного КБ при ОКБ образован техотдел.
В послевоенный период работы по криогенно-вакуумной технике, системам кондиционирования воздуха в кабинах ЛА. Радиаторы и обогреватели, турбохолодильники, ТМР, арматура, оборудование для высотных полетов.
Пост. правительства от 22.05.1959г. ОКБ поручена разработка системы регенерации воздуха для пилотируемого КК «Восток».
Гл. конструктор (04.1943-60г.)- Г.И. Воронин.
Филиал № 1 завода № 124 МАП, А-1966
Филиал № 1 завода имел наименование «п/я А-1966» (1967г.).164
Филиал № 2 завода № 124 МАП, В-2143
Филиал № 2 завода имел наименование «п/я В-2143» (1967г.).164
Бакинский филиал МЗ «Наука» МАП
/г. Баку/
Был в 1972г.
Численность персонала (1972г.)- 310 чел.164
Горьковский филиал МЗ «Наука» МАП
/г. Горький/
Был в 1972г.
Численность персонала (1972г.)- 1000 чел.164
КБ «Наука» МАП, НПО «Наука» МАП, АООТ, ОАО «НПО «Наука»ФАП
16.02.1989г. на базе КБ «Наука» как головного предприятия образовано НПО «Наука». В 1990г. в составе НПО «Наука» МАП: КБ «Наука», Агрегатный завод «Наука», Кокчетавское КБ «Теплотехника», Першинский литейно-механический завод.74
В 1993г. предприятие акционировано и получило название АООТ «НПО «Наука». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
Численность персонала (2002г.)- 2000 чел.69
Гендиректор (1990г.)- Р.С. Макулов, (1990-е)- И.В. Тишин, (2006г.)- В.А. Шаповалов.
Президент (03.1998-2001г.)- Э.С. Неймарк, (2001г.)- А.А. Синица, (2001-05г.-)- В.А. Шаповалов.
Директор: технический (1998-2001г.)- В.А. Шаповалов; по маркетингу и коммерции (2006г.)- И.В. Примашова.
Гл. конструктор (-1985г.)- Г.И. Воронин {21.12.1906-87}, (1985-96г.)- И.В. Тишин, (1996-2005г.-)- Г.В. Хомутов.
Начальник отдела маркетинга (2006г.)- А.Н. Афанасьев.
Председатель совета директоров (2003г.)- Е.В. Меркулов.КР-01/03
Кокчетавский филиал Агрегатного завода «Наука», В-8905, Кокчетавское КБ «Теплотехника» МАП
/Казахская ССР 475012 г. Кокчетав ул. Мира, 13 «КДА» (1987г.), «Высь» (1990г.)/
В 1975-87г.– Кокчетавский филиал завода «Наука». По пр. № 337с от 29.08.1975г. ему присвоено наименование «п/я В-8905» (и на 1987г.). В 1990г. – КБ «Теплотехника» в составе НПО «Наука» МАП.
Директор (1987г.)- Л.Б. Мазин.
Начальники отделов: секретного (1987г.)- Т.С. Плешивцева.74
Першинский филиал Агрегатного завода «Наука», М-5737, Першинский литейно-механический завод МАП
/601013 г. Киржач Владимирской обл. пос. Першино/
В 1987г. – Першинский филиал завода «Наука». Имел наименование «п/я М-5737» (1987г.).74 В 1990г. Першинский литейно-механический завод входил в состав НПО «Наука» МАП.
Являлся поставщиком МНТЦ «Аверт» (2002г.).
Директор (1987г.)- С.И. Глебов.
Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.Ю. Бунина.
ЗАО «Хамильтон Стандарт-Наука» (ХСН)
/103287 г. Москва Петровско-Разумовский пр., 19/1 тел. 755-77-00/
Совместное предприятие зарегистрировано в 12.1994г.
Работы (2002г.): разработка и производство систем кондиционирования воздуха для гражданских самолетов.
Численность персонала (2002г.)- 80 чел.
Гендиректор (-2000-02г.-)- Л.Б. Мазин.
Начальник производства (2002г.)- О.Б. Арямнов.69
НПО «Авиакосмос»
/г. Москва 3-я ул. Ямского поля, 14 тел. 257-62-32/
Руководитель (2000г.)- Э.С. Неймарк.