Предприятия № 101-150
Таватуйский завод № 105 ВСНХ, Таватуйский завод Уральского АО взрывчатых веществ, Таватуйский динамитный завод ВСНХ
/пос. Таватуй Верх-Нейвинское урочище; 118-й разъезд Пермской ж/д (1925г.); г. Свердловск ул. Антоно-Валик, 32Б (1930г.)/
Таватуйский динамитный завод английского Уральского АО ВВ был построен по представлению артиллерийского ведомства к концу 1917г., но, в связи с революционными событиями, в число действующих так и не был введен. АО имело также Кыштымский завод (далее – № 112).
Решением областного СНХ Таватуйский динамитный завод в 1918г. был национализирован, в 01.1919г. – в ведении Химического отдела ВСНХ, в 11.1921г. – Взрывсекции Главхима ВСНХ. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.).125 В 10.1925-01.1926г. завод – в ведении Севхимтреста УралоблСНХ, пост. президиума ВСНХ от 5.10.1928г. завод передан из Севхимтреста в ведение Вохимтреста ГВПУ ВСНХ (и на 02.1930г.).64 В 02.1930г. – Таватуйский завод № 105.125
Возможно, далее переименован в завод № 594 НКБ.
Численность персонала (1.07.1925г.)- 6 чел.
Авторемонтный завод № 105 им. Кагановича НКТП, НКОП, Хабаровский авторемонтный завод № 5, Автобронетанковая ремонтная база № 105 НКО, Автоброневой ремонтный завод № 105 им. Л.М. Кагановича НКО, Хабаровский завод № 105 НКО, ГС Хабаровский машиностроительный завод им. Л.М. Кагановича МТМ, Хабаровский завод энергетического машиностроения «Энергомаш», Дальневосточный ордена «Знак Почёта» завод энергетического машиностроения «Дальэнергомаш» МТМ, ОАО «Дальэнергомаш»
/680013 г. Хабаровск ул. Ленинградская, 28 тел. 38-15-15 www.dalenergomash.kht.ru/
Пост. СТО № 82/44сс от 15.02.1932г. принято решение о строительстве «Авторемстроя» – Хабаровского авторемонтного завода № 5. В 11.1934г. завод переведен из системы «Цудортранса» в ведение «Спецмаштреста» НКТП и переименован в Авторемонтный завод № 105 им. Кагановича. В 08.1936г. завод официально был сдан в эксплуатацию, по пр. № 01с от 21.12.1936г. завод № 105 включен в число действующих предприятий НКОП. По пр. № 09с от 23.01.1937г. передан в ведение 8ГУ НКОП (и на 12.1938г.), Устав завода утвержден пр. № 52 от 4.02.1937г. В 05.1941г. передан из НКСМ в ведение НКО и преобразован в Автобронетанковую ремонтную базу № 105 Дальневосточного фронта НКО. В 1942г. рембаза переименована в автоброневой ремонтный завод № 105 им. Л.М. Кагановича, в 11.1943г. – в ведении ГАБТУ КА. В 1945г. переименован в Хабаровский завод № 105.
В 04.1932г. начато строительство на восточной окраине города, в 3,8 км от центра. 17.08.1932г. был заложен первый корпус «А» (блок механических цехов). В 1934г. в корпусе «А» действовали механический, инструментальный, кузнечный цехи, термическое отделение. В корпусе «Б» действовали цеха сборки автомобилей (№ 12) и бронетанковой техники, участки ремонта и испытаний двигателей. В 10.1936г. завод сдан в эксплуатацию.
С 1933г. производился ремонт атомобилей «Форд-А», «Форд-АА», АМО-2, АМО-3, АМО-4, ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-4, ЗиС-5, Я-6, ГАЗ-М1 (с 1936г.); трактора «Коммунар»; танков Т-26, Т-27, Т-37, БТ-7.
По пр. № 181сс от 28.05.1938г. сюда с завода № 106 переданы танки и трактора, не законченные ремонтом в 1938г., а также станки по обработке коленвалов и стенды для испытания моторов.
В 1941г. к заводу был прикомандирован 556-й отдельный строительный батальон в количестве 400 чел. для пополнения коллектива завода. В 1942г. они были уволены из армии и зачислены в штат завода.
Для выпуска гранат и запалов построен цех № 2. Во время ВОВ ремонтировал танки Т-34, Т-26, бронетранспортёры. В соответствии с пост. ГКО № 5389 от 14.03.1944г. на заводе организовано производство запчастей для танков БТ и Т-26.
В 11.1945г. завод вновь переведен в ведение НКСМ, затем – Главкотлотурбопрома НКТМ (с 03.1946г. – МТМ). По пр. № 10 от 22.01.1946г. переименован в ГС Хабаровский машиностроительный завод им. Кагановича, в 10.1957г. – в Хабаровский завод энергетического машиностроения «Энергомаш». С 03.1953г. – в ведении МТиТМ, с 1954г. – МТМ, с 1957г. – управления машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Хабаровского СНХ. С 12.1965г. – в ведении Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения, с 1977г. – Министерства энергетического машиностроения. В 1977-80г. завод входил в состав ПО «НЗЛ». По пр. № 267 от 28.07.1983г. переименован в Дальневосточный завод энергетического машиностроения «Дальэнергомаш». Указом Президиума ВС СССР от 10.10.1983г. завод награждён орденом «Знак Почёта».
После войны перепрофилирован на производство турбинной техники: промышленных насосов, вентиляторов. С 1957г. освоено производство компрессоров, нагнетателей.
В 1946г. созданы ОГТ, ОГ металлурга. Действовал цех № 21 (1950-е). Создан конструкторско-технологический отдел стандартизации. В 1947-50г. проведена реконструкция корпуса «Б», сюда переведены цеха из корпуса «А», который подлежит сносу.
С 1963г. началось освоение производства ПУ ракет для ПЛ. Гл. строителем по ним назначен М.М. Чечик. Сформирован Специальный конструкторско-технологический отдел (СКТО).
С 1968г. началось освоение выпуска технологических газовых турбин разработки НИКТИТ, газоперекачивающих агрегатов. Для этого построено три новых цеха, в т.ч. № 12. В цехе № 17 построены испытательные стенды для турбин. В 1975г. построен новый корпус для производства турбин. В 1976г. построено новое заготовительное отделение для цеха № 3.
В соответствии с ПСМ № 152 от 20.02.1975г. и № 613 от 4.08.1976г. по пр. № 243 от 31.08.1976г. на заводе создан филиал института ВПТИэнергомаш.
В 1980г. построен корпус цехов № 18 и № 19 с административно-бытовым корпусом; в 1981г. – корпус вспомогательных цехов № 9, 10, 11 и 16; в 1982г. – административно-бытовой корпус цеха № 8, гальваническое отделение этого цеха; в 1983г. – новая компрессорная станция. Действовали отделы гл. сварщика, АСУП; цехи: № 6 сборочный, № 9 инструментальный. В составе ОГК работало 16 специализированных бюро: центробежных компрессорных машин, газовых турбин, нагнетателей сернистого газа, вентиляторов, спецузлов, регулирования, расчетное, электротехническое, стендов и испытаний, исследовательское. В ОГК разработано около 30 типов компрессоров и нагнетателей, более 20 тягодутьевых машин, несколько газоперекачивающих агрегатов.
В 1990г. завод – в ведении Минтяжмаша. 9.01.1991г. завод преобразован в АО «Дальэнергомаш». Решением № 115 от 19.03.1991г. АО зарегистрировано в Центральном райисполкоме г. Хабаровска.
В 10.2002г. на заводе введено внешнее управление. [См. «Дальэнергомаш-от судьбы к судьбе»]
Директор (02.1932-16.08.1937г.)- Я.Б. Везбин (репрессирован), (16.09-29.11.1937г.)- Г.А. Кошелев, (29.11.1937-21.11.1938г.)- С.Д. Срыбник (снят), (1938-39г.)- П.Н. Петров; и.о. (1939г.)- Я.М. Савенков; (начало 1939-41г.)- Ф.М. Куракин. Начальник (06.1941-47г.)- Д.Г. Копейкин. Директор (1947-48г.)- П.П. Васильев, (1948-51г.)- И.И. Фетисов, (1952-54г.)- П.Д. Старостин (умер), (1954-60; 1962-65г.)- В.А. Носанов, (1960-62г.)- А.Р. Буряк, (1965-68г.)- В.Н. Заварзин, (1968-76г.)- А.М. Кормич, (1976-78г.)- Н.И. Парков, (1978-90г.)- М.М. Чечик, (27.06.1990-93г.)- Н.В. Котенко, (1994-97г.)- В.Н. Мантулов, (1997-98г.)- С.Я. Ильницкий, (1998-2002г.)- А.С. Бушко. Внешний управляющий (10.2002г.-)- П.Г. Бойчук.
Зам. директора: по строительству (1932-37г.)- М.И. Карпов (репрессирован); (-1937г.)- Л.И. Левин (репрессирован), (06.1937г.)- Г.А. Кошелев. Исполнительный директор (2003г.)- О.В. Конюшев.
Гл. инженер (1932-37г.)- Н.Г. Чистяков (репрессирован), (-06.1937-39г.)- Г.А. Кошелев, (1939-41г.-)- Г.И. Третьяков, (1946г.)- И.И. Фетисов, С.И. Зайц, (1950-е)-М.И. Бурцев, (-1973г.)- М.М. Чечик, А.И. Чмыхов, (1980-е)- Б.А. Яровой, В.И. Дмитриев, (2003г.)- С.Л. Шептицкий.
Зам. гл. инженера (1963г.)- М.М. Чечик, (-06.1990г.)- Н.В. Котенко.
Гл. конструктор- В.А. Калмыков, Ф.П. Гаврильчук, Д.С. Мишин, Н.И. Войтенко, О.Г. Рощин, А.М. Кормич, Н.И. Минтиненко, (1990-е-2003г.-)- В.В. Кучеренко.
Гл. технолог (1937г.)- М.И. Бурцев, Ф.П. Гаврильчук, (2003г.)- Б.Г. Давыдов. Гл. металлург – В.Я. Козак, А.А. Плоткин. Гл. механик (1990-е-2003г.-)- Ю.И. Лакнер. Гл. энергетик (1990-е)- С.В. Качуров. Гл. экономист (1932г.-)- Л. Левин. Гл. диспетчер (-1937г.)- Б.М. Гейзер (репрессирован).
Начальник производства (1941г.)- И.И. Фетисов.
Начальники цехов: № 6- Д.Р. Турич; № 7 (-08.1937г.)- С.Л. Шапиро (репрессирован); № 9 (1980-е)- И.С. Черепанов; № 10 (1980-е)- А.Д. Самохвалов; механосборочного (2003г.)- А.Г. Волченков; общей сборки (1990-е-2003г.-)- А.И. Бадрухин; механического (2003г.)- А.Е. Воейков; инструментального (2003г.)- В.Д. Иванов; ремонтно-механического (2003г.)- А.Д. Самохвалов; ремонтно-строительного (2003г.)- В.Н. Журавлев; электроремонтного (2003г.)- В.Д. Юрченко; связи (2003г.)- А.П. Ведмецкая; (-1937г.)- И.П. Мыглан (репрессирован), (-1937г.)- Ю.Ю. Девиц (репрессирован), (1939г.)- И. Коршунов, (1939г.)- В.Ф. Кулыгин, (-1939-41г.-)- В.Л. Пастухов, (1939г.)- С. Попов, (1939г.)- Г. Сопов, (1939г.)- В.А. Шаповаленко, (1941г.)- В.Т. Кучер, В.А. Богданов, Ю.Н. Зорин, В.П. Устинов, В.П. Шевчук, (1970-е)- А.А. Ромашевский, В.И. Вахрушев, А.М. Меркулов, В.Н. Кулик.
Зам. начальника цеха: (1968г.)- Ф. Мазниченко, (1990-е)- О.В. Патюта, (2003г.)- А.С. Шукшин.
Начальники отделов: производственного (ПДО) (1939г.)- М.И. Бурцев, В.А. Шаповаленко, И.И. Фетисов, (1960-е)- С.М. Человяга, В.Ф. Воробьев, А.И. Чмыхов, (2003г.)- А.Ф. Чернеюк; технического (1946г.)- В.Я. Кюммис, (1990-е-2003г.-)- В.А. Соколов; конструкторско-технологического- В.И. Вахрушев; новой техники- И.И. Лузгин; планового (-1937г.)- А.А. Рерих (репрессирован); ОТК и.о. (-1937г.)- В.М. Сабылин (репрессирован), В.К. Гнибеда, (2003г.)- Б.А. Мерк; МТС (1990-е)- Н.Г. Костельнюк; кадров (1990-е)- А.И. Попова; строительного (1939г.-)- Шумакевич.
Зам. начальника отдела: ПДО (2003г.)- А.И. Бондарюк; (2003г.)- Н.В. Марлина.
Начальники: КБ (-1937г.)- Л.П. Геращенко (репрессирован); КБ ОГТ- М.М. Чечик, Ю.А. Абрамов; ПРБ Д.С. Медведев, П.М. Жабин, М.Г. Марков, М.О. Мазуркевич, (1990-е)- Т.И. Орлянская; техбюро (1990-е)- В.А. Дедур; бюро испытаний- С.Г. Левченко; бюро газовых турбин- И.А. Бычкова; бюро отдела сбыта (1990-е-2003г.-)- А.Н. Терехов; бюро АСУП (2003г.)- А.Ф. Белый; измерительной лаборатории – А.И. Игнатченко; лаборатории ОГ метролога (2003г.)- В.Д. Белкин; участка композиционных материалов (2005-06г.-)- В.В. Колотыгин; участка ТНП (2003г.)- С.В. Медведев; группы СКТО (1970-е)- А.П. Лиховолов.
Зам. гл. конструктора- Ю.А. Горейко, (2003г.)- П.В. Гоголев. Зам. гл. технолога – Л.Д. Баланда. Зам. гл. механика (1970-е)- В.И. Вахрушев.
Производство: мины М-50, М-80, М-120, гранаты Ф-1 (08.1941-); запал Ковешникова (1943); ПУ ракет для ПЛ (-1978); газогенераторные установки для автомобилей и тракторов Т2Г, СГ-65 (1946-47); промышленные турбовентиляторы: ЭВ-40 (1947-); котельные ТВК-2 (1948-), ТВК-9 (1952-54-), ТВК-10, ТВМ-3, ЭВ-52; вентиляторы ВД-15, ВВДН, ВМН, ВГДН; турбонасосы: питательные ПТ-35 (1951), РВПТ-90 (1952-); тягодутьевые машины ВД-8, ВД-10, ВД-12, Д-8, Д-10, Д-12 (1954-); паровые турбины ППТ-1, ППТ-2 (1955-), ППТ-50 (1955); компрессоры К-250 (1957-), К-100; вакуумный компрессор ВК-700; турбокомпрессорные агрегаты ТКА-50, ТКА-130 (1996-), ТКА-80 (2001-), ТКА-250; центробежные насосные агрегаты НЦВ-800, НЦС-52, НЦС-55 (1994-); нагнетатели Н-50, Н-1200 (1959), ЦНС, ЦНТ-700, ЦНВ-100 (2000-), ЦНВ-60, ЦНВ-160, ЦНВ-200 (2001-), ЦНВ-80, ЦНВ-130 (2002-); дымососы ДН-8У; газовые турбины ГТТ-3 (1969-), ГТТ-12, КМА-2, ГТА-3, ГТК-10; газоперекачивающие агрегаты ЭГПА-280 (1978), ЭГПА-235 (1983); оборудование для металлургического производства; плунжерные насосы-дозаторы ПНД-16 (1990-е), ПНД-24, ПНД-63, ПНД-100 (1996-), ПНД-10, ПНД-40 (1997-); насосы для тепловых сетей СЦН-1250, СЦН-2500 (1993-), для сточных вод НСЦ-62 (1990-е), НЦС-580, НЦС-720, НЦС-800 (1995-);
ремонт автомобилей, танков, танковых моторов (1930-е-ВОВ).