Предприятия № 11-20
Государственный авиационный завод № 13 (ГАЗ-13) ВСНХ
/г. Омск угол 9-й линии и ул. Ермака/
Осенью 1920г. в Омске был открыт небольшой опытный авиазавод в подчинении Уполномоченного Главкоавиа в Сибири.46 В 05.1921г. ГАЗ-13 – в ведении Главкоавиа. В 11.1921г. авиазавод № 13 – в ведении ЦПАЗ Промвоенсовета ВСНХ.64 В 1922г. завод № 13 передан из ГУВП в ведение «Промвоздуха» (в марте уже передан).159 Вероятно, в 1924г. завод закрыт.
Решением СВП от 28.10.1920г. (протокол № 96) утверждена специализация завода – опытные сухопутные самолеты. В 1921г. выполнял ремонт аэропланов.125
Численность персонала (11.1921г.)- 70 раб.64
Механический завод № 13 ВСНХ, НКТП, Брянский местный артиллерийский арсенал, Брянский механический артиллерийский завод ВСНХ, «Красный Брянский Арсенал» ВСНХ,ГС завод № 13 им. Кирова НКОП, НКВ, Завод «Арсенал», Брянский механический завод, Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) им. С.М. Кирова МВ, МОМ, Вагонзавод СНХ, ФГУП «УКВЗ»
/г. Брянск Орловской губ. «Мехартзавод» (1922г.); г. Брянск Орловской обл. ул. III-го Интернационала, 80 п/я 6 (1929г.) «Шесть» (1929-38г.); г. Усть-Катав Челябинской обл./
/456040 г. Усть-Катав Челябинской обл. ул. Заводская, 1 тел. 26-541 www.u-kvz.ru/
По указу императрицы Екатерины II от 25.01.1783г. в Брянске на правом берегу Десны основан Литейный двор с мастерскими. Далее – Брянский арсенал. 18.01.1785г. были отлиты первые 18-фунтовые медные пушки. В 11.1788г. были готовы постройки Литейного двора Брянского арсенала. Производство медных пушек велось до 1882г., за последние 10 лет отлито около 1500 пушек. Затем начато производство стальных орудий. Кроме того, изготовлялись лафеты, передки, зарядные ящики, орудийные принадлежности, производился также ремонт артиллерии. До конца 1840-х г. имелось лишь два сверлильных станка и 5-6 токарных. В 1854г. была перестроена литейная мастерская. В 1856г. установлена первая паровая машина, а с 1865г. конная тяга заменена на паровые машины. В 1862г. утверждены штаты Местного Артиллерийского арсенала в количестве 1268 чел. В 1864-66г. проведена реконструкция арсенала, в 1868г. перестроена кузница. В 1869г. был приобретен участок земли в 104 десятины, на котором организован полигон («пробное поле») для испытаний орудий. В 1881г. построена новая Сборная мастерская. В 1870г. в арсенале введен вольнонаемный труд и 1200 казенных мастеровых были отправлены в войска. К 1875г. на предприятии было 574 вольнонаемных мастеровых. В 1899г. введена в строй гибочная мастерская со станками Дефайнца в бывшем Литейном корпусе. Производство: (1862-66г.): орудия – 44, повозки – 101, колеса – 202; (1871-75г.): орудия – 159, повозки – 475, колеса – 1305, оси – 626.
Находился в подчинении артиллерийского ведомства (ГАУ) Военного министерства. В 1899-1904г. ввиду перевооружения полевой артиллерии трехдюймовыми пушками, проведено переоборудование Арсенала. В 1905г. утверждены новые штаты в количестве 761 чел. В 1900-х г. продолжен выпуск передков, зарядных ящиков, запчастей для артиллерии. В 06.1902г. предприятию выдан заказ на 100 лафетов для 3-дм пушек. В 1904г. выпускал 9-дм снаряды; в этом же году выпущена опытная партия 47-мм снарядов, но из-за их низкого качества серийное производство не ставилось. В составе Арсенала (1910г.): цехи: литейный (мощность в 1914г. – 600 пудов чугуна и 1000 пудов цветных металлов в месяц), орудийный, кузнечный, слесарно-механический, столярный и шорный, механический; чертежная и механическая лаборатория. В 1910-13г. отремонтировано 1740 лафетов, 2105 зарядных ящиков и 2320 колес. С 1910г. начат выпуск колёс и патронных ящиков для пулемёта Максима. В 1910-13г. изготовлено 8670 колёс и 33785 ящиков. В начале 1914г. ввиду неудачного месторасположения Арсенала и невозможности расширения планировалось перебазирование его на территорию полигона за реку Десну, в июле был разработан проект, но в связи с начавшейся войной он не был осуществлен. Являлся арсеналом 1-го разряда. В 06.1915г. был утвержден план расширения Арсенала на старой площадке. Были построены: новое Управление, электростанция, новые механическая, сборная (расширена в три раза) и литейная (вступила в строй в 1917г., ее месячная мощность составила 6000 пудов чугуна и 2000 пудов цветных металлов) мастерские, помещение тепловой обработки, склады для металлов и готовых изделий. Расширены и перестроены: слесарно-механическая, столярная мастерские, кузница и сушило, часть старой литейной под гибочную и сушило, старое Управление – под слесарно-механическую мастерскую. Ремонтно-механический цех в 1915г. перенесен в новое помещение. Слесарно-механический цех имел отделы (1914г.): инструментальный, токарный, строгальный, прессовый, долбежный, сверлильный и фрезерный. Имелось около 150 станков, к 1917г. установлено еще около 170 станков. В период 1914-16г. был переоборудован орудийный отдел. В 1915г. начат выпуск 3-дм гранат французского образца. С 1916г. начато освоение производства черновых оружейных стволов (до этого выпускавшихся только Ижевским заводом).
Производство в годы I-й Мировой войны (шт.6): 161
1914г. | 1915г. | 1916г. | 1917г. | Итого | |
Лафеты | - | - | 60 | 120 | 180 |
Передки и зарядные ящики | 274 | 636 | 857 | 1270 | 3037 |
Станки Колесникова | - | - | 340 | 510 | 850 |
Двуколки и повозки | 638 | 1634 | 1391 | 775 | 4438 |
Колеса | 3735 | 16575 | 28475 | 13391 | 62176 |
В 1914-17г. изготовлено также 1300 комплектов шестёрочной упряжи, 2805 сёдел, 54116 предметов матчасти артиллерии. Отремонтировано: 249 3-дм пушек (6 % от всех заводов), 218 лафетов, 1832 зарядных ящика и передка, 91 двуколка и повозка, 4101 колесо, 14390 предметов упряжи. В 1917г. был разработан проект второго расширения Арсенала, но его осуществлению помешала революция.
После революции Брянский Арсенал переименован в Брянский механический артиллерийский завод. В 1918г. завод был передан в ведение 2-го отдела ЦПАЗ ГАУ, с 1.10.1919г. – ЦПАЗ Промвоенсовета ВСНХ (и на 11.1921г.), в 07.1920г. – в ведении его 2-го отдела. По решению СВП от 1.07.1920г. (протокол № 73) включён в группу ударных заводов. В 03.1922-08.1924г. завод – в ведении 2-го отдела ТПУ ГУВП ВСНХ. Собранием работников завода 13.07.1922г. переименован в «Красный труженик», а в день 5-й годовщины революции (7.11.1922г.) – в «Брянский Красный металлист». В соответствии с пост. ГУВП от 9.11.1922г. по пр. № 1409 от 14.12.1922г. Брянский мехартзавод переименован в «Красный Брянский арсенал». По пр. ГУВП № 3 от 5.10.1926г. завод передан из Военпрома в ведение создаваемого Орудийно-Арсенального треста ВСНХ (и на 02.1930г.), в 06.1926г. в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ.125 В соответствии с пост. СНК от 27.04.1926г. по пр. ВСНХ/НКВМ/ОГПУ № 73сс от 9.07.1927г. Брянский красный мехартзавод «Красный арсенал» с 1.10.1927г. переименован в Механический завод № 13 в ведении Орударса ВПУ ВСНХ (пр. ВСНХ № 86с от 22.09.1927г. исполнение предыдущего приказа было приостановлено на месяц).133 В 04.1930-01.1932г. – в ведении Оружобъединения ВСНХ (в 01.1932г. – в его орудийной группе).160 В 09.1934г. завод № 13 – в ведении ГВМУ НКТП, в 02.1937г. – в ведении 3ГУ НКОП. Пр. НКОП № 100 от 16.03.1937г. утвержден Устав ГС завода № 13 им. Кирова. В 02.1939г. завод № 13 3ГУ передан в ведение 3ГУ НКВ.
В 1918г. завод был эвакуирован в Мытищи (на площадку вагоностроительного завода), Нижний Новгород и Пензу, в 1921г. вернулся на прежнее место. В Н. Новгороде на площадке завода Нижегородского биржевого комитета на базе эвакуированного оборудования организован мехартзавод, в 1918-20г. он являлся отделением Брянского мехартзавода. В 1920г. Брянским заводом изготавливались пулеметные станки Колесникова. После возвращения военное производство сокращено, завод перешел на выпуск гражданской продукции (85% объема): машины для текстильной промышленности, метизы, конская упряжь, инструменты. В 1922г. завод был демобилизован, но частично выполнял военную программу. С 1923г. возобновлено производство военной продукции: передки для пушек, пулеметные тачанки, патронные ящики, амуниция. По пр. № 432 от 4.08.1923г., ввиду сокращения отпуска средств и производственной программы, требовалось уволить с завода 140 чел. По пр. Военпрома № 138 от 25/27.03.1926г. было ликвидировано представительство завода в Москве. В 1926г. производил ремонт лёгкой артиллерии. В 1928/29г. выполнял заказ по изготовлению лафетов и люлек и общей сборке 440 76-мм полевых пушек (вместе с Киевским арсеналом).160
В составе завода (1927г.): цехи: слесарно-механический (240 станков) (с отделениями: фрезерным, пушечным, инструментальным), токарный, деревообделочный; мастерские: старая и новая сборные (37 станков), медно-литейная, чугунно-литейная, ремонтно-механическая, котельная, кузнечно-инструментальная, столярная, гибочная, малярная, шорная; кузница; химлаборатория; лесопилка; склад готовых изделий.
В 1934г. выполнял заказы по изготовлению: опытного образца водомаслозаправщика на тракторном прицепе в 4-м квартале 1934г. и опытный образец бензоцистерны в 1-м квартале 1935г. Пост. СТО № К-151с от 17.09.1934г. заводу поручено изготовить в кооперации с заводом «Красный Профинтерн» прицепные цистерны ЦП-26 – 200 шт. (помимо принятого на 1934г. заказа на 50 шт.).133
Пр. № 0031 от 8.02.1937г. заводу предписано создать к 1.01.1938г. мощности по выпуску 1600 82-мм минометов в год. Пр. 3ГУ № 71 от 17.11.1937г. предписано набрать на завод до 1.12.1937г. 1000 раб. По пр. № 48с от 8.02.1938г. было необходимо построить в 1938г. новый инструментальный цех.
Схема управления заводом (1937г.). Директор – гл. инженер/зам. директора, пом. директора, ППО (директивное планирование производства, предварительная калькуляция, анализ себестоимости, подготовка мощностей, вопросы зарплаты и условий труда, централизованная статистика, планировние капстроительства), коммерческий отдел (материальное снабжение, склады, транспорт, сбыт и утилизация, договорная часть, планирование финансов и кассы, цех № 15), 1-й отдел, 2-й отдел, ОТК главка, ОРС, главная бухгалтерия (подотделы: общий, расчетный, инструкторский, материального учета, учета производства, учета строительства), ПВО. Гл. инженер/зам. директора – начальник производства, техотдел (подотделы: 3-й, 4-й; стандартизация и нормализация, светокопия и технический архив, техпропаганда), ОГМ (секции: планово-учетная, оборудования; цехи № 7, 11, 12, 13, 14; энергетическое хозяйство, КБ, ремонтно-строительное депо), инструментальный отдел (планирование обеспечения производства инструментом, технадзор за эксплуатацией инструмента, контроль качества полуфабрикатов и производства инструментов), лаборатории (химическая, металлографическая, механическая, калибров, дерева), опытные работы (КБ, цех № 9), секция внешней приемки, рабочее изобретательство, инженер по ТБ, охране труда и промсанитарии, технический секретарь, консультант по термообработке. Помощник директора – наем и увольнение (учет личного состава, бытовое обслуживание, машинописное бюро, типография), подготовка кадров и учебный комбинат (ФЗУ, машиностроительный техникум, заочное обучение, рабочий техминимум, курсы мастеров соцтруда, курсы стахановцев, курсы повышения квалификации ИТР), комендант (ВПК, ВВО, надзор за дворовым хозяйством, жилинспекция, детские сады). Начальник производства – центральное диспетчерское бюро (цехи № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 16, 17).
В 1938г. выполнены ОКР: 50-мм гранатомет Г-2; зарядные ящики для: 95-мм дивизионной пушки, 122-мм гаубицы М-30, 152-мм гаубицы М-10; лафет-повозки: автомобильный ЗУ-7 для 37-мм пушки, 4-колесный ЗУ-8 для 76-мм зенитной пушки; прицепы под контейнеры: 45-мм противотанковой пушки, 82-мм миномета; модернизация передка и зарядного ящика пушки Ф-22.
В 06.1940г. начато освоение производства танковой пушки Ф-32 с программой выпуска в 1941г. 700 штук.
В соответствии с пост. ГКО № 449 от 9.08.1941г. часть завода № 13 НКВ эвакуирована в г. Усть-Катав на площадку УКВЗ, где завод продолжил работу под прежним наименованием. Сюда же в соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. подлежало эвакуации производство вагонов Ленинградского вагоностроительного завода им. Егорова. 21.04.1942г. вышло пост. ГКО № 1622 о переброске эвакуированного оборудования завода № 13 из Усть-Катава в Мытищи на завод № 592. Весной и летом 1942г. в Усть-Катав эвакуированы оборудование и кадры Сталинградского завода № 221 «Баррикады».
В соответствии с пост. ГКО № 2462 от 30.10.1942г. на заводе № 13 организовано производство танковой пушки Ф-34.
С 05.1943г. начато строительство новых цехов, которые были оснащены импортным оборудованием. К концу 1943г. осовен выпуск пушки ЗИС-2.
Вероятно, на месте эвакуированного завода в Брянске действовал завод № 13ф НКВ. По пр. НКВ № 417сс от 6.10.1944г. на базе завода № 13ф организован завод № 790 НКВ (вероятно, далее это – Брянский завод дорожных машин).
В 1947г. Усть-Катавский завод им. Кирова МВ. В 1965г. Вагонзавод передан из системы СНХ в подчинение 2ГУ МОМ и по пр. от 6.03.1966г. переименован в УКВЗ.
В соответствии с ПСМ № 1601-711с от 18.07.946г. требовалось организовать на заводе изготовление мелкого вспомогательного оборудования для рекуперационных установок.
Завод имел своё металлургическое производство (1947г.).
С начала 1950-х г. начались работы по РКТ.
Принимал участие в программах: «Союз», «Космос», «Энергия-Буран», «Ресурс», «Салют», «Мир», «Союз-Аполлон», «Вега», «Фобос», МКС, GSLV.
Производство ЖРД разработки КБХА.50 Производство трамваев (1990-е-2004г.-).
По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в число стратегических оборонных предприятий.
Производственная площадь (1914г.)- около 1000 кв. саженей, (1915г.)- более 2000 кв. саженей.
Численность персонала (1783г.)- 304 чел., (1862г.)- 1268 чел., (1875г.)- 595 чел., (1892г.)- 366 раб., (1896г.)- 468 раб., (1899г.)- 346 раб., (1.01.1910г.)- 522 чел., (1.01.1911г.)- 774 чел., (1.01.1912г.)- 749 чел., (1.01.1914г.)- 885 чел., (1915г.)- 1867 чел., (1916г.)- 2700 чел., (1917г.)- 3522 чел., (1918г.)- 2221 чел., (1919г.)- 2004 чел., (1.01.1920г.)- 1884 чел., (1.08.1920г.)- 2007 чел. (1578 раб.), (01.1921г.)- 2288 раб., (1921г.)- 2195 чел. (в т.ч. 1660 раб.), (06.1922г.)- 1497 чел. (1186 раб.), (10.1923г.)- 1368 чел., (03.1924г.)- 1213 чел., (1.01.1925г.)- 992 раб., (01.1929г.)- 1606 пр. раб., (1936г.)- 6097 чел., (1937г.)- 6440 чел., (1938г.)- 7033 чел.
Командир (13.01.1783г.-)- к И.М. Иванов. Начальник (31.12.1913-04.1918г.)- г-м С.Н. Ванков; и.о. (31.08.1918г.-)- г-м Н.Г. Высочанский. Директор-распорядитель (1919г.)- Кузьмин-Караваев. Председатель заводоуправления (1919г.-)- Савкин, (27.10.1919г.-)- Егоров, (1919г.)- Комаров. Управляющий (-10.1920-09.1924г.-)- А.И. Калиничев; и.о. (07.1922г.)- Савкин, (01.1925г.)- Крапивницкий; (09.1926г.)- И.А. Воловщиков; и.о. (10.1926г.)- В.Ф. Кононенко. И.о. директора (1927г.)- Романютин.125 Директор- К.К. Сиркен, (02.1930г.)- К.В. Иванов, И.А. Воловщиков, (-1936-15.07.1937г.)- А.А. Шитов, (15.07.1937-01.1938; 01.1939г.)- М.И. Пушкарев, (01.1938г.-)- Чеботарев, (02.1939г.)- Вестфаль; и.о. (03.1939г.)- Вестфаль; (1941-45г.-)- А.В. Куранов, (1949-59; 1961-67г.)- Т.Я. Белоконев, (1967-76г.)- В.Х. Догужиев, Ю.А. Кирилычев. Гендиректор (2002г.)- В.Н. Сазонов.
Член правления (-1919г.)- Калиничев, (-1919г.)- Мелихов (арестован). Зам. управляющего, директора (1919г.-)- Калиничев, (07.1922г.)- Савкин, (03.1925г.)- Крапивницкий, (05.1937г.)- В.П. Иконников, (08.1937г.)- С.А. Дмитриев. Помощник начальника, управляющего: (-1917г.)- г-м Лукашев, (10.1920г.)- К.И. Лихы; по техчасти (1917г.-)- п Н.Г. Высочанский; и.о. (1924г.)- Устинов; (-01.1925-09.1926г.-)- В.Ф. Кононенко; по финхозчасти (10.1926г.)- Тихонов. Помощник директора (02.1937г.)- И.И. Ополев, (1941г.-)- А.А. Пустовойтенко.
Директор: технический (-1919; 02.1920г.)- К.И. Лихы, (1919г.-)- Кузьмин-Караваев; коммерческий (-1919г.)- Лабазников, (-02-27.10.1937г.)- С.А. Дмитриев (снят).
Гл. инженер (-02-11.07.1937г.)- В.П. Иконников, (9.12.1937г.-)- М.К. Костиков, (-03.1939-41г.-)- А.С. Спиридонов, (2002г.)- В.С. Миранцов.
Гл. конструктор по спецтехнике (2002г.)- Ю.Н. Цыганов.
Гл. механик (02.1937г.)- А.А. Белянский, (17.04.1938г.-)- Н.Н. Соболев. Гл. энергетик (06.1938г.)- Билибин. Гл. диспетчер (02.1937г.)- В.И. Грейпан.
Заведующий литейным цехом (12.1924г.)- Гациев. Начальники цехов: № 1 (02.1937г.)- И.В. Огромнов; № 2 (02.1937г.)- Н.С. Шпигов; № 3 (02.1937г.)- С.П. Щербов; № 4 (02.1937г.)- Г.А. Тихомиров; № 5 (02.1937г.)- В.Н. Шмелев; № 6 (02.1937г.)- Я.А. Осташевский; № 8 (02.1937г.)- А.М. Мильковский; № 9 (01.1939г.)- Жабин; № 10 (02.1937г.)- Д.А. Понкратов; № 15 (02.1937г.)- П.Н. Хухрянский; № 16 (02.1937г.)- Ф.В. Невструев; № 17 (02.1937г.)- Г.В. Елисеев; (1941г.-)- М.С. Коган, (1941г.-)- Г.С. Резвов, (1941г.-)- В.М. Рожков.
Помощник заведующего литейным цехом по техчасти (12.1924г.)- Кононенко.
Начальник производства (02.1937г.)- И.К. Тихомиров, (1941г.)- Н.Н. Соболев, В.М. Рожков. Начальники отделов: технического (02.1937г.)- Д.Н. Машкович; КО (05.1939г.)- Егоров; ППО (03.1937г.)- М.А. Чельцов, Носович, (12.1937г.)- И.К. Тихомиров, (1938г.)- Бардиер; ОТК (-02-12.1937г.-)- М.С. Хрусталев; 1-го (02.1937г.)- К.Д. Богданов; 2-го (02.1937г.)- М.В. Корнев; подготовки кадров (02.1937г.)- М.А. Анашенков; ОРС (02.1937г.)- Поликарпов; инструментального (02.1937г.)- Н.В. Попов; кадров (19.08.1937г.-)- Ф.С. Мамонов. Управделами (07.1922г.)- Давыдов.
Зам. начальника КБ (04.1938г.)- Успенский.
Начальники лабораторий: (-02-05.1937г.-)- Н.И. Залесский, (01.1939г.)- Маслов, (03.1939г.)- Панкратов.
Заведующий конторой техчасти (1924г.)- Лозовский. Начальники групп: статистического учета (02.1937г.)- Смирнов. Начальники: опытных работ (02.1937г.)- В.П. Жабин; секции внешней приемки (02.1937г.)- Н.И. Губин; ПВО (02.1937г.)- Н.П. Аверьянов; ВПК (02.1937г.)- Н.О. Эсьман; ВВО (02.1937г.)- М.А. Новиков; канцелярии (01.1925г.)- Давыдов. Комендант (02.1937г.)- К.А. Бельский. Инженер по ТБ (02.1937г.)- Дубинин.145
Уполномоченный в Москве (Б. Ивановский пер., 3-7) (01.1924г.)- В.Г. Мелихов.
Производство: лафеты (-1892-1904-)- 569, (1916-17-)- 180; передки орудийные (-1892-95)- 505, (1923-27-), для 20-мм пушек (1931), для 37-мм пушек (1931), для П-18 (1931), для 152-мм мортир «Н» (1933); зарядные ящики (-1892-1904-)- 2837, (-1910-17-)- 4325; повозки и двуколки (-1910-17-)- 5993; колеса (-1892-1904-)- 20711, (-1910-17-)- 76746, (1931); станок пулеметный Колесникова (1916-17-)- 850;46 пушки: танковая 76-мм Ф-34 (1941-42-), 57-мм противотанковая ЗИС-2 (1943-); детали для РС М-13, для минометов (1942); ПУ СМ-63-1 для С-75 (1960-е); ЖРД: ДУ С5.35 с двигателем С5.60, первый отечественный кислородно-водородный КВД-1.69
Усть-Катавский вагоностроительный и железоделательный завод (УКВЗ) Южно-Уральского анонимного металлургического общества, Усть-Катавский завод ВСНХ
/при с. Усть-Катав Усть-Катавской вол. Уфимского у. (1909г.); г. Усть-Катав Челябинской обл./
Основан в 1758г. как железоделательный завод. В конце XIX в. преобразован в вагоностроительный завод. В 1909г. завод принадлежал бельгийскому Южно-Уральскому металлургическому обществу, основанному в 1898г.
Пост. президиума ВСНХ от 24.09.1918г. заводы Южно-Уральского общества национализированы. Затем Усть-Катавский завод передан в ведение Управления Южно-Уральского округа Отдела металла ВСНХ, в 11.1921г. завод – в ведении ГУМП ВСНХ.64 В 09.1925г. завод – в ведении Южно-Уральского треста УралоблСНХ.125 В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. УКВЗ передан из «Парвагдиза» в ведение созданного ВОВАТ ВСНХ.
В 1941г. после начала войны на площадку завода эвакуирована часть завода № 13 НКВ из Брянска.
Численность персонала (1909г.)- 917 раб., (11.1921г.)- 1500 раб., (1.09.1925г.)- 1160 чел. (в т.ч. 1015 раб.).
Директор (-1940г.)- В.Г. Шабров.
Зам. гл. инженера- В.Г. Шабров.
Начальник производства- В.Г. Шабров.
Гл. энергетик- В.Г. Шабров.
Начальники цехов: (1935г.-)- В.Г. Шабров.
Производство: вагоны, железо пудлинговое, полосовое (1909), сортовое, чугунное литье (-1909-25-).153