Предприятия № 151-200

      

Завод № 166 НКАП, МАП, п/я 7, Омский авиационный завод МОМ, Омский механический завод (ОМЗ) МОМ, В-8312, Омское ПО «Полёт» МОМ, НПО «Полёт» МОМ, ОАПО «Полет» МОП, МЭ, РКА, ФГУП «ПО «Полет»РАКА, ФКА

      /(644099) 644021 г. Омск ул. Б. Хмельницкого, 226 «Икар» (1986г.)/

      /644021 г. Омск ул. Б. Хмельницкого, 226 тел. 57-70-21 www.polyot.omsk.ru, www.polyot.su/

      /Московское представительство: тел. 251-37-69/

      Пост. СТО С-123с от 21.09.1935г. было утверждено строительство в Омске завода НКлеса по производству авиалыж мощностью 10 тыс. лыж в год с окончанием постройки к 1.01.1937г. (возможно, на базе бывшего ГАЗ-13). Пост. СТО № ОК-26сс от 7.02.1936г. мощность завода № 166 была скорректирована: 1937г. – 4000 комплектов, 1938г. – 11 тыс.133 В 1939г. завод передан в НКАП, был в 08.1939г. С 1940г. перестраивался и числился в 6ГУ, затем передан в 10ГУ.

      С 1939г. – работы по авиалыжам и винтам С 06.1940г. планировалось начать производство авиамоторов М-120, и завод был передан в 3ГУ НКАП. Но затем начато (в 1940г.) освоение производства самолетов-бомбардировщиков. В 03.1941г. заводу передана часть движимого имущества законсервированного строительства завода № 335 НКАП.

      В июле 1941г. на площадку строящего завода № 166 (и завода автоприцепов № 6 им. Коминтерна) эвакуированы завод № 81 НКАП 1ГУ (эвакуирован в соответствии с пост. СНК № 1824-817 от 5.07.1941г. по пр. № 729сс от 22.07.1941г.) и завод № 156 НКАП 7ГУ. 24.07.1941г. (приказ по заводу № 1; считается Днем рождения предприятия) в Омске по пр. НКАП № 714с от 18.07.1941г. образован объединенный завод № 166 НКАП 10ГУ, в который вошли в полном составе прежний завод № 166 10ГУ, заводы № 81 и 156 НКАП. К заводу также присоединены Омские авиаремонтные мастерские ГУ ГВФ, переданные в НКАП по пр. № 783с/ 67 от 29.07/ 2.08.1941г. и Омский завод автоприцепов № 6 им. Коминтерна НКСМ (но затем в соответствии с пост. ГКО № 435 от 8.08.1941г. Омский завод им. Коминтерна НКСМ передан в ведение НКВ). Директором объединенного завода назначен А.В. Ляпидевский (летчик, Герой Советского Союза № 1). В 1944г. завод передан из 1ГУ в 10ГУ (по 03.1946г.). Имел наименование «п/я 7» (по 1963г.).

      Площадка завода № 166 (бывшего Автосборочного завода) была обозначена как территория «0» (по нулевой очереди в генплане строительства завода № 166); площадка левобережных авиамастерских – территория «а»; площадка завода автоприцепов № 6 – территория «б». На площадке «0» (которая постепенно превратилась в «О» – основную) в 1941-43г. построены корпуса 6, 8, 9, 17, 19 и 20. На территории «б» действовали котельная, насосная, трансформаторные подстанции, гараж, отдел кадров, столовая. К концу 1941г. действовали цеха: механический, деревообделочный, самолетосборочный, моторный, кузнечный, термический, вооружения, электроагрегатный. Для организации подготовки заводских кадров был организован 27-й отдел.

      В соответствии с пост. ГКО № 457сс от 11.08.1941г. и пр. № 844сс от 12.08.1941г. на площадку завода № 166 НКАП к 09.1941г. эвакуирован завод № 29 НКАП 3ГУ из Запорожья, который продолжил действовать самостоятельно. Занятые площади переданы в его распоряжение.

      В конце 1941г. в состав завода № 166 влита основная часть завода № 288 НКАП, эвакуированного из г. Кимры. Далее на месте бывших авиаремонтных мастерских ГВФ образован Куломзинский филиал завода № 166, на котором по пр. № 7 от 20.12.1941г. разместились мощности завода № 288 и ОКБ-288. Этим же пр. филиал со всем оборудованием и личным составом передан в расп. завода № 288.

      В соответствии с пост. ГКО № 175 от 17.07.1941г. организовано Строительство завода № 166 Главпромстроя НКВД, в соответствии с расп. правительства от 23.12.1942г. строительство передано НКАП. 2.02.1942г. вышло пост. ГКО № 1235 о строительстве завода № 166.

      На заводе с 07-08.1941г. в эвакуации находилось московское ОТБ НКВД (КБ-29 НКВД), а также бригады В.М. Мясищева и Д.Л. Томашевича. По пр. № 7 от 20.12.1941г. бригады Мясищева и Томашевича были переведены на площади Куломзинского филиала завода № 166 с сохранением тематики по 7ГУ. КБ-29 продолжило работу, ликвидировано в 1943г.

      С 7.10.1941г. Туполев назначен гл. конструктором завода и ОКБ-166 НКАП.

      В 10.1941г. коллектив ОКБ А.А. Архангельского эвакуирован на завод № 166 и влит в состав ОКБ-166.

      27.07.1941г. вышло пост. ГКО № 296, а 29.07.1941г. – пр. НКАП № 761 об ускорении выпуска самолетов «103У». В августе в корпусе № 47 начата сборка опытного экземпляра «103б». С 09.1941г. началась подготовка к производству «103У». 19.08.1941г. вышло пост. ГКО № 512 об ускорении работ на заводе. Пост. ГКО № 703с от 22.09.1941г. за невыполнение плана по выпуску «103У» в III-м квартале директор завода А.В. Ляпидевский был снят, на завод для ликвидации прорыва было направлено 20 начальников цехов и более 150 мастеров. Пост. ГКО № 915 от 19.11.1941г. предписано перейти на выпуск самолета с двигателями М-82. По пр. НКАП № 1147 от 20.11.1941г. заводу предписано переключиться на выпуск «103В». Но 11.12.1941г. вышло пост. ГКО № 1014 о переводе серийного производства самолета «103В» на завод № 22. 1-й серийный Ту-2 построен в 02.1942г. 16.03.1942г. вышло пост. ГКО № 1462 о постановке на заводе производства ДБ-3Ф. 22.03.1942г.– пост. ГКО № 1480 о производстве на заводесамолета «103». После выпуска 7 серий в 10.1942г. производство Ту-2 было завершено, и на заводе начат выпуск Як-7, а затем – Як-9. Макс. производительность – 7 самолетов в сутки. Пост. от 6.06.1945г. на заводе возобновлено производство Ту-2 с выпуском первых 7 машин в 4-м квартале текущего года (реально выпуск начат в 1946г.).

      Производство (шт.): (1945г.): Як-9 ВК-107А – 1084.166 Всего за годы войны выпущено более 3800 самолетов. Изготовлено несколько передвижных танковых ремонтных мастерских.

      С 03.1946г. завод № 166 – в ведении 10ГУ МАП. Указом Президиума ВС СССР от 2.07.1945г. завод № 166 награжден орденом ТКЗ. С 1950г. имел неофициальное название Омский машиностроительный завод. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан из 10ГУ в ведение управления агрегатостроения Омского СНХ, с 01.1963г. – Западно-Сибирского СНХРСФСР. С 1.04.1965г. передан в подчинение 1ГУ МОМ и переименован в Омский авиационный завод, «п/я В-8312». Указом Президиума ВС СССР от 17.06.1961г. завод за освоение производства Р-16 награжден орденом Ленина; указом Президиума ВС СССР от 16.12.1970г. – орденом Октябрьской революции. По пр. № 43 от 31.01.1975г. создано ПО «Полет» в ведении 3ГУ МОМ (и на 1986г.), в которое вошли завод «Полет» и КБ (Отделение № 1 КБ «Южное»). В 1986г. в состав ПО входил также Химзавод № 3 (передан из ОМПО). ПО имело то же наименование, что и завод, «п/я В-8312» (1986г.).211

      Имелись площадки: «О», «Г». Цехи: № 66 окончательной сборки, сборочные № 26, 67.

      В соответствии с ПСМ № 633-261сс от 22.03.1946г. заводу поручено изготовить в 1946г. 130 Ту-2.

      В соответствии с ПСМ № 1502-596сс от 12.06.1953г. по пр. № 378сс/оп от 16.06.1953г. план по выпуску Ил-28 на 1953г. уменьшен с 325 до 180 машин. Производство (шт.): (1950г.): Ил-28 – 10 (собрано 11); (1953г.): Ил-28 – 176; (1954г.): Ил-28 – 185; (1956г.): Ил-28 – 1, Ту-104 – 5.166

      В 1955-57г. проведена реконструкция завода. Перестроено и создано вновь 26 цехов.

      Действовал филиал завода № 166 МАП. С 1.08.1949г. на базе филиала по пр. МАП № 715сс от 10.09.1949г. вновь образован завод № 373 МАП в г. Омске.

      По пр. ГКОТ № 106/к от 17.06.1960г. при заводе образован филиал № 1 ОКБ-586 (с 01.1968г. – КБ ПО «Полет»).

      С 1955г. начато освоение производства Ту-104. Планом предусматривался выпуск первых двух машин во 2-м квартале 1956г. (было собрано 5). В соответствии с ПСМ № 635-312с от 31.05.1957г. заводу поручено построить в 1958г. вместе с заводом № 135 40 Ту-104.

      В конце 1950-х г. завод перепрофилирован на производство ракетной техники. В 1960-е г. проведена очередная реконструкция производства. 24 цеха переведены на новую площадку, производственные площади увеличены на 1000 м2.

      В соответствии с ПСМ № 1475-665 от 31.12.1957г. требовалось с 08.1958г. организовать производство ракеты Р-12, 8К63 (8К63У). Первая ракета была собрана в декабре 1958г., в 1959г. их выпущено 90 шт.

      В соответствии с ПСМ № 514-232 от 13.05.1959г. начата подготовка производства ракеты Р-16 (8К64), первая изготовлена в 1961г.

      В 1963-64г. велась подготовка производства ракет УР-200 (8К81) и Р-36 (8К67). Затем она прекращена, по пр. от 5.10.1965г. заводу поручен выпуск ТПК для ракеты 8К84 с началом производства в 04.1966г. С 1967г. начат выпуск и самой ракеты РС-10 (8К84).

      В 1976г. выпущена МБР морского базирования РСМ-50.

      Производство (шт.): 1961г.: 8К64 – 7, 1962г. – 53, 1963г. – 80, 1964г. – 80, 1965г. – 60, 1966г. – 50; 8К84: 1967г. – 16.

      Производство ракетных двигателей, РКТ. С 1969г. – производство навигационно-связных КА.

      Принимало участие в создании (НПО ПМ, 1971г.) РН «Космос» на базе БР Р-14.

      По решению СМ СССР в 1978г. на заводе организовано производство ЖРД и хвостовых отсеков РН «Энергия». В 1992г. производство двигателей прекращено.

      Создан стендовый комплекс для испытаний ЖРД в пос. Крутая Горка Омской обл. В составе комплекса: азотно-кислородный завод с хранилищем, монтажно-испытательный комплекс. 7.06.1983г. на заводе организован Омский филиал № 3 КБ «Энергомаш» для сопровождения серии РД-170 и РД-171.

      С 1992г. предприятие – в ведении Рособщемаша, в том же году передано в Департамент общего машиностроения Минпрома РСФСР, затем – в КООП. В 1996г. передано в ведение МОП, в 1997г. – МЭ, в 1998г. – РКА, в 07.1999г. – РАКА. Указом президента РФ № 1498 от 12.11.1999г. предприятию присвоен статус ФГУП. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. По Указу президента РФ № 127 от 3.02.2007г. предприятие исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав ГК НПЦ им. Хруничева в качестве филиала (вхождение завершено в 2008г.).

      В 1992г. возобновлено самолетостроение, с 1993г. начат выпуск Ан-74: в этом году построена одна машина, в 1995г., 1996г. и 1997г. – по одной, в 2004г. – ещё одна.

      В 1993г. ОКБ Антонова передало на завод (тогда – ОАПО «Полет») техдокументацию на Ан-3. С 1997г. освоен выпуск Ан-3 путем переделки из Ан-2. Первая машина завода взлетела 19.02.1998г.

      Работы (2004г.): разработка энергосберегающего оборудования (теплообменники, cильфонные компенсаторы, пневмопробойники). Подготовка к производству ветроэнергетической установки.

      В состав ПО входили хозрасчетные предприятия (2002г.): КБ ПО «Полет», Завод «Космос», Инструментальный завод, Завод стиральных машин, Омский завод нефтедобывающего оборудования.

      Действуют производства (2003г.): литейное, кузнечно-штамповочное, заготовительно-штамповочное, механосборочное, окончательной сборки, сварочное, гальвано-химическое и лакокрасочного покрытия, деталей из пластмасс и РТИ, изготовления и испытаний трубопроводов, КИС, ЛИС, инструментальное, ЦЗЛ.

      Количество оборудования (02.1946г.)- 2000 ед. (1394 м/р станка).

      Площадь производственная (02.1946г.)- 125 тыс. м2.

      Численность персонала (12.1941г.)- более 9 тыс. чел., (02.1946г.)- 9,1 тыс. чел. (6,1 тыс. раб.), (1.01.1965г.)- 13.572 чел.

      Директор (01.1940г.-)- Б.А. Якимов, (07-09.1941г.)- А.В. Ляпидевский, (09.1941-05.1946г.-)- Л.П. Соколов, (1950-е)- Б.П. Еленелич, (1958г.)- К.А. Головко, (1959; 1961-62г.-)- Я.В. Колупаев. Гендиректор (1960-е-86г.-)- С.С. Бовкун, О.А. Мартынов, (1991г.)- С.А. Катык, (02.1999г.)- В. Блюм, (-04.2000-04г.-)- О.П. Дорофеев, (-2005-06г.-)- В. Ковалев, (2009г.)- Г. Мураховский.

      1-й зам. гендиректора (2002г.)- Г.М. Мураховский; по производству (2002г.)- В.Г. Блюм. Зам. директора (07.1941г.-)- Н.В. Климовицкий, (09.1941г.-)- А.В. Ляпидевский, (1959г.)- Я.М. Шапиро. Зам. дендиректора: Б.С. Степуро; по коммерческим вопросам (2002г.)- В.Е. Попов, по экономике и финансам (-2002-04г.-)- В.И. Новиков; по маркетингу (-2002-04г.)- В.П. Удалов, (12.2004г.)- М. Дрога; по управлению (2002г.)- Ю.Н. Некрасов. Помощник гендиректора (2009г.)- В. Щетинин.

      Гл. инженер (09.1940г.-)- А.И. Ермоленко, (05.1946г.)- Полонский, (1962г.)- Г.А. Колоколов, (2002г.)- Г.М. Мураховский.

      Зам. гл. инженера по сертификации (-2001-05г.-)- В. Приходкин.

      Гл. конструктор (10.1941-04.1943г.)- А.Н. Туполев, (-1970-76г.-)- А.С. Клинышков, (2002г.)- В.В. Маркелов.

      Зам. ген. конструктора (2004г.)- Г. Касаткин.

      Начальники цехов: № 66 (1960-е)- Ю.В. Крюков.

      Ведущий инженер по Ан-3 (1999г.)- Е. Беляев. Начальник ЛИС (2005г.)- М. Гирняк. Советник гендиректора по безопасности (2005г.)- В. Щетинин.

      Создано: КА: морской навигационной системы «Цикада», «Стерх» системы поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ (07.2009г., 09.2009г.), «Татьяна»; комплекс «Мир-2»; энергетические установки для РН «Энергия».

      Производство: самолеты: Ил-4 (1946)- 4,98 Ту-2 (1942-43; 1946-49)- 301,98 Як-7 (1942-), Як-9 (1943-45)- 3416,98 Як-3, Ту-2Н (1946-49)- 227, Ил-28 (1949-56)- 758 (75698); Ту-104 (1956-57)- 9, Ту-104А (1957-60)- 50,98 Ан-74 (1993; 1995-97; 2004)- 5,98 Ан-3 (1998-2005-)- 20 (по 05.2003); крылья для Ан-14; БР: Р-12 (8К63, 1958-62)- 506, Р-12У (8К63У), Р-16 (8К64, 1960-66)- 330, РС-10 (8К84, 1967-)- около 700, УР-100УТТХ, УР-100К, УР-100К УТТХ, РСМ-50 (1976-); РН: «Космос» (1967-)- более 750, 11К65М «Космос-3М» (1968-94)- более 760; КА: «Сфера» (1970-е), 11Ф654 «Ураган» (1982-2004-)- 90, навигационный «Парус», КОСПАС-1 («Космос-1383», 1982), «Цикада-КОСПАС» («Космос-1447», 1983), «Надежда» системы КОСПАС-SARSAT (1990-2004-)- 10, «Стерх» (2004-09-), «Университетский», «Можаец»; ЖРД: РД-215, РД-170, РД-171 (1983-92)- всего 51; ТПК для 8К84 15Я15, 15Я54 (1966-68)- 691; навигационная система «Цикада» (1970-е); запчасти и механизмы для Ту-104, самолетные агрегаты (1960-е); стиральные машины (1950-е); нефте-, газодобывающее оборудование, агрегаты для агропромышленного комплекса (опрыскиватели, культиваторы, резервуары), ветроэнергетические установки; дельталет «Ветер»; пневмопробойники для проходки подземных каналов, пластинчатые разборные теплообменники; печь «Факел» на жидком топливе.

      Заводской № (Ан-3): 2005: 20- год выпуска (2000-й), 05- порядковый номер машины.

ОКБ-166 НКАП гл. конструктора А.Н. Туполева

      /г. Омск/

      С 7.10.1941г. Туполев, работавший в КБ-29 НКВД при заводе № 166, назначен гл. конструктором завода и ОКБ-166 НКАП. Работы по доводке и внедрению в серию Ту-2 (ведущий по машине- Д.С. Марков).

      В 10.1941г. коллектив ОКБ А.А. Архангельского эвакуирован на завод № 166 и влит в состав ОКБ-166. Работы по перевооружению СБ на подвижную установку двух пушек ШВАК (1942г). Пр. № 784с от 17.10.1942г. коллективу Архангельского предписывалось перебазироваться на завод № 55 НКАП, но это не было выполнено.

      В начале 1942г. планировалось организовать при заводе № 22 ОКБ под руководством Туполева для внедрения в серию Ту-2, а чуть позже- перевести ОКБ Туполева на завод № 293 в Химки. Затем эти решения были отменены.

      Пост. ГКО № 1498 от 26.03.1942г. самолет «103В» был переименован в Ту-2.

      Пр. № 233с от 14/ 19.04.1943г. Туполев назначен гл. конструктором/ ответственным руководителем завода № 156. Осенью 1943г. КБ вернулось на площадку завода № 156 и действовало как ОКБ-156 НКАП. В начале 1944г. при заводе № 156 образован филиал ОКБ-166 для доводки Ту-2.

      Гл. конструктор (7.10.1941г.-)- А.Н. Туполев.

      Зам. гл. конструктора (7.10.1941г.-)- Б.А. Саукке, (1942г.)- Д.С. Марков, (02.1942г.-)- И.Б. Иосилович.91

      Помощник гл. конструктора (1941г.-)- Д.С. Марков.

      Начальники бригад: общих видов (-1942-43г.)- С.М. Егер; АНО (1942г.)- Френкель; (1941-43г.)- Н.В. Кирсанов.

      Ведущие инженеры: по летным испытаниям «103» (1941г.-)- Е.К. Стоман.

Омский завод автоприцепов № 6 им. Коминтерна НКОМ, НКСМ, НКВ

      В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. на площадку завода им. Коминтерна НКОМ эвакуирована часть завода № 7 НКВ из Ленинграда. Часть площадки завода передана под размещение эвакуированных заводов № 81 и № 156 НКАП, которые по пр. НКАП № 714с от 18.07.1941г. вошли в состав объединенного завода № 166 НКАП. Затем в соответствии с пост. ГКО № 435 от 8.08.1941г. Омский завод им. Коминтерна НКСМ передан в ведение НКВ.

      В годы войны выпускал корабельный бомбомет БМБ-1.

Филиал № 1 ОКБ-586, КБ Омского авиационного завода МОМ, В-8091, КБ ПО «Полет»

      /(644001) 644021 г. Омск ул. Б. Хмельницкого, 226 «Утес» (1986г.)/

      /644021 г. Омск ул. Б. Хмельницкого, 226 тел. 57-70-21/

      По пр. ГКОТ № 106/к от 17.06.1960г. при заводе № 166 образован филиал№ 1 ОКБ-586 для освоения серийного производства БР Р-16. С 01.1968г. филиал преобразован в экспериментальное КБ ПО «Полет». В 1986г. КБ Омского авиационного завода – в составе ПО «Полёт» МОМ. Имело наименование «п/я В-8091» (1986г.).211

      Работы по РН, спутниковым системам связи. В 1970г. из ОКБ-10 переданы работы по РН 11К65, на иее базе создана модернизированная 11К65М, затем – РН «Взлет».

      В 2002г. КБ ПО «Полет» входило в ФГУП «ПО «Полет».

      Начальник (1960г.-)- О.А. Мартынов, (1986г.)- А.С. Клинышков. Руководитель (1990-е г.)- А.И. Ильин.

      Зам. начальника (1960г.-)- А.С. Клинышков.

      Гл. конструктор (1960г.-)- О.А. Мартынов, (-1970-74г.-)- А.С. Клинышков.

      Зам. гл. конструктора (1960г.-)- А.С. Клинышков.

      Создано: РН 11К65М «Космос-3М», ракета К65М-Р (1970-е) для испытаний БЧ, РН «Взлет»; КА для морской навигационной системы «Цикада» (1970-е).

ФГУП «Омский завод нефтедобывающего оборудования»

      /644021 г. Омск ул. Хмельницкого, 226 а/я 7839 тел. 57-70-87/

Инструментальный завод

      /644021 г. Омск ул. Б. Хмельницкого, 226 тел. 53-79-19/

ФГУП «Омский завод стиральных машин»

      /644021 г. Омск ул. Б. Хмельницкого, 224 тел. 54-35-68/

      Выпуск стиральных машин на заводе «Полет» начато в 1957г. В 05.1996г. производство выделилось в самостоятельный завод.

      Численность персонала (2003г.)- более 800 чел.

      Производство: стиральные машины «Сибирь», электросепараторы «Сибирь-2».

< 1 17 18 19 63 >