Предприятия № 151-200

      

Завод № 178 НКТП

      /г. Челябинск/

      Либо ЧТЗ какое-то время имел № 178, либо завод № 178 входил в состав ЧТЗ (возможно, это завод № 78).

Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) им. Сталина НКТП, НКСМ, Минтрансмаша, Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) НКТП, ЧТПО, ПО «ЧТЗ им. В.И. Ленина» МСХМ, В-2302, АО «Уралтрак», ОАО «ЧТЗ», ООО «ЧТЗ-Уралтрак»

      /г. Челябинск ул. Спартака (1942г.)/

      /454007 г. Челябинск пр. Ленина, 3 тел. 775-17-60 www.chtz-uraltrac.ru/

      /Московское представительство: 103895 ул. Кузнецкий мост, 21/5, офис 3044 тел. 921-12-19/

      Строительство завода начато в 1929г. в ведении ВСНХ. Пр. НКТП № 506 от 1.06.1933г. ЧТЗ им. Сталина зачислен в число действующих предприятий. В этот день завод выпустил первые тракторы. В 09.1934г. – в ведении ГУТАП НКТП. В 1940г. вошел в состав Главспецмаша НКСМ. По пр. НКСМ № 530 от 12.09.1941г. передан в непосредственное подчинение созданного НКТП.106

      В его состав на правах структурных подразделений включены опытный и керамический заводы. В составе опытного завода – серийное бюро СБ-1.

      Пост. СТО № К-151с от 17.09.1934г. опытному заводу поручено изготовить 25 бензозаправщиков на шасси трактора «Сталинец» в 1934г. и 25 – в 1-м квартале 1935г.

      На 1939г. заводу выдано задание по штамповке полушарий и якорей для морских мин. Летом 1940г. начаты работы по строительству нового цеха, организации танкового участка и освоение выпуска танка КВ. Кроме того, велось освоение производства плунжерных насосов для авиационных двигателей.

      Пост. ГКО № 2сс от 1.07.1941г. заводу было поручено производство танков КВ-1 с выпуском в июле 25 машин, а до конца года – 555. Заводу было выделено 700 м/р станков. Первые машины изготовлены в 02.1941г., к началу войны выпущено 133 танка. Пост. ГКО № 695сс от 20.09.1941г. ЧТЗ установлены суточные планы по выпуску КВ-1: в период 1-15.10.1941г. – по 3 шт.; 16-25.10.1941г. – по 4 шт.; 26-31.10.1941г. – по 5 шт. По танку Т-34: 1-15.10.1941г. – по 8 шт.; 16-31.10.1941г. – по 10 шт. По танку Т-60: 1-5.10.1941г. – по 11 шт.; 6-10.10.1941г. – по 12 шт.; 11-20.10.1941г. – по 13 шт.; 21-31.10.1941г. – по 14 шт.

      По пост. ГКО № 734сс от 4.10.1941г. на площадку ЧТЗ с 4 октября по 1 ноября 1941г. был эвакуирован Кировский завод НКСМ, и уже в 10.1941г. ему было предписано начать выпуск танков на новом месте. Этим же пост. и пр. НКТП от 6.10.1941г. ЧТЗ переименован в ЧКЗ, на его базе создан Уральский комбинат по производству тяжелых танков КВ (неофициально назывался «Танкоград»), в состав которого вошли также УЗТМ, Уральский турбинный завод и завод № 75. Также в Челябинск был эвакуирован и вошел в состав ЧТЗ моторный завод № 75 из Харькова. В соответствии с пост. ГКО № 892сс от 13.11.1941г. в состав «Танкограда» включен вновь созданный завод № 200. Всего в 1941г. на площадку ЧТЗ полностью или частично эвакуировано 7 предприятий, в т.ч. станкостроительный завод им. Молотова (г. Харьков), «Красный пролетарий», Московский завод шлифовальных станков № 7 и часть завода «Динамо» (58 ед. оборудования по выпуску ВКУ). Сюда же был эвакуирован Наркомат танковой промышленности. По пр. НКЭП № В-99ас от 14.11.1941г. на завод с заводов НКЭП переведено 825 квалифициованных рабочих. К концу 1941г. прибыло 2700 ед. оборудования, 1992 из них было установлено. В 06.1942г. на завод из Ленинграда было передано 209 станков. В 1942-44г. действовало 6 сталеплавильных печей общим тоннажем 30 т, в 1945г. – 8 (40 т).

      В Челябинске эвакуированная часть завода «Динамо» размещена на площади ремонтно-механического цеха и, вероятно, организована в Челябинский завод танкового оборудования. Пост. ГКО № 994 от 4.12.1941г. он приравнен в части снабжения и рабочих кадров к заводам НКТП. Заводу «Динамо» в Челябинске по пр. НКЭП № 1сс/С от 27.11.1941г. требовалось организовать с 15.12.1941г. производство самолетной коммутационной аппаратуры. В соответствии с постановлением ГКО № 994 от 4.12.1941г. по пр. № 344сс от 14.12.1941г. требовалось организовать на заводе с декабря производство танковых агрегатов: моторов поворота башен МБ-20, моторов вентиляторов МВ-12 и МВ-13, стартеров СТ-700, источников питания радиостанций (радиоумформеров). В соответствии с постановлением ГКО № 1061 от 25.12.1941г. пр. № К-306а/сс от 31.12.1941г. установлен план по выпуску в 1-м квартале 1942г. 225 индукционных катушек для мин Мираб.

      Пост. ГКО № 892 от 13.11.1941г. заводу был установлен ежедневный план по выпуску танков «КВ» – 10 шт. в 12.1941г., пост. ГКО № 899сс от 14.11.1941г. по пр. № 27 от 17.11.1941г. установлен план – 20 шт. к концу 01.1942г. Корпуса для тяжелых танков поставлял завод № 200. Пост. ГКО № 1104 от 4.01.1942г. заводу предписано вместо производства тракторов освоить их ремонт. Пр. НКТП в 1942г. (в связи с эвакуацией СТЗ) заводу поручено освоить к 1.10.1942г. производство танка Т-34. Выпуск танка был организован на месте бывшего главного конвейера по сборке трактора С-65. В 08.1942г. были собраны первые 30 Т-34.

      На заводе была внедрена полуавтоматическая сварка броневой стали под флюсом (к 11.1942г. работало 2 полуавтомата). Впервые в мире сборка тяжелого танка здесь была поставлена на конвейер.

      В годы ВОВ имел в своем составе Опытный цех ОП-2, КБ по дизелям. По пр. № 55 от 16.02.1942г. на базе Опытного цеха в 03.1942г. создан Опытный танко-моторный завод № 100.

      Производство (шт.): (1941г.): КВ – 514; (1942г.): КВ – 2553, Т-34 – 1055; (1943г.): КВ – 617, Т-34 – 3594, ИС-2 – 102, СУ-152 – 704; (1944г.): Т-34 – 445, ИС-2 – 2250, СУ-152 – 2512; (1-е полугодие 1945г.): ИС-2 – 1140, ИС-3 – 380, СУ-152 – 1485.106 За годы войны выпущено 17351 тыс. танков и САУ, 48,5 тыс. танковых дизелей, 17,7 млн. заготовок для боеприпасов. Выпуск штамповок и поковок (т): 1942г. – 93003, 1943г. – 91818, 1944г. – 107957, 1-е полугодие 1945г. – 59877. Выплавка стали: 1942г. – 62410, 1943г. – 62646, 1944г. – 77545, 1-е полугодие 1945г. – 45661. Выпускал также корпуса 76-мм снарядов и 120-мм мин, детали для РС.

      В 1947г. Челябинский завод – в ведении Минтрансмаша. Расп. Челябинского СНХ № 434 от 20.06.1958г. завод переименован вновь в ЧТЗ. Пост. правительства РСФСР № 318 от 15.05.1968г. заводу присвоено имя В.И. Ленина. Пр. МСХМ № 299 от 10.11.1971г. завод преобразован в Челябинское тракторостроительное объединение «Челябинский тракторный завод имени В.И. Ленина». В него вошли: ЧТЗ им. В.И. Ленина – головное предприятие и его филиалы: Челябинский завод тракторных агрегатов (ЧЗТА), Еманжелинский механический завод (ЕМЗ), Челябинский завод специнструмента и технологической оснастки (ЧЗСТО), Челябинский завод турбокомпрессоров (ЧЗТ), образованный из цеха турбокомпрессоров ЧТЗ.Пр. МСХМ № 77 от 27.03.1973г. объединение переименовано в Челябинское тракторостроительное производственное объединение «ЧТЗ им. В.И. Ленина» (ЧТПО «ЧТЗ им. В.И. Ленина»). По пр. гендиректора № 10 от 7.07.1977г. ЧТПО переименовано в ПО «ЧТЗ им. В.И. Ленина». Имело наименование «п/я В-2302».

      В 1944-45г. выпущено 6 опытных танков «объект 701», в 1947г. – первые 52 серийные ИС-4, в 1949г. – 12 модернизированных машин. Цена ИС-4 (1947г.)- 994 тыс. руб.

      С 01.1946г. возобновлен выпуск тракторов С-80.

      22.05.1959г. вышло расп. правительства № 1351-рс о выпуске тяжелых танков Т-10М.

      Завод имел своё металлургическое производство (1947г.). Был цех № 6 (1966г.).

      В 1988г. завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов – собрано 31,5 тыс. тракторов.

      1.10.1992г. ПО ЧТЗ преобразовано в АО «Уралтрак». 27.04.1996г. АО «Уралтрак» переименовано в ОАО «Челябинский тракторный завод». В 1998г. на предприятии введено конкурсное производство, ОАО ЧТЗ обанкрочено. 16.10.2000г. на базе ОАО создано ООО «ЧТЗ-Уралтрак», зарегистрированное 23.10.2000г. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ООО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      С начала 1990-х г. из-за недостатка финансирования производство бронетанковой техники остановлено.

      В состав ЧТЗ входили подразделения (2004г.): кузнечный завод, литейный, прессово-сварочный, моторный, опытный, завод инженерных машин, топливной аппаратуры, тракторных трансмиссий, ЕМЗ, ЧЗСТО. В 2010-е г. организовано КБ-21.

      На базе УВЗ в 2006г. планировалось создание холдинга, в который также должны войти ООО «ЧТЗ-Уралтрак», Завод № 9, Уралтрансмаш. В 2011г. УВЗ купил ЧТЗ-Уралтрак.

      Производство (2004г.): машины для нефтегазодобывающей, горнорудной, строительной и др. промышленности. (2010г.): промышленные тракторы, бульдозеры, двигатели.

      Количество оборудования: (1942г.)- 6717 ед. (в т.ч. 6632 м/р станка), (1943г.)- 7852 ед. (в т.ч. 7762 м/р станка), (1944г.)- 8040 ед. (в т.ч. 7951 м/р станок), (1945г.)- 8467 ед. (в т.ч. 8385 м/р станков).

      Производственные площади (1.01.1944г.)- 405798 м2.

      Численность персонала (1942г.)- 45168 чел., (1943г.)- 49088 чел., (1944г.)- 49196 чел.

      Директор (1934-36г.)- А.Д. Брускин, (-11.1941-42; 10.1943-49г.)- г-м И.М. Зальцман (снят); и.о. (1942г.-)- С.Н. Махонин; А.А. Горегляд, (-1943г.)- М.Е. Длугач, (-1954г.)- С.А. Скачков. Гендиректор (11.1995-98г.)- В.Н. Кичеджи, (-2003-11г.-)- В.М. Платонов, (08.2011-12г.-)- С. Млодик.

      Начальник строительства (1929-34г.)- Л.Б. Сафразьян. Зам. директора: по танковому производству (ВОВ)- Ланцберг; по строительству (1929-34г.)- Л.Б. Сафразьян. Зам. Гендиректора: по кадрам и социальным вопросам (2007г.)- А.Г. Зайцев; (2004г.)- В.В. Хайдуков, В.М. Платонов.

      Директор: по экономике- В.М. Платонов.

      Гл. инженер (1942г.)- Ю.Е. Максарев, (02.1943г.)- С.Н. Махонин, (1947г.)- Н.Л. Духов.

      Гл. конструктор (26.06.1943-47г.)- Н.Л. Духов, (05.1947г.)- Балжи, (2005г.)- А.И. Кожевин.

      Зам. гл. конструктора (10.1941-43г.)- Н.Л. Духов.

      1-й зам. гл. конструктора (2003г.)- В. Федоров.

      Директор Моторного завода (2005г.)- А.И. Кожевин. Руководитель московского представительства (2004г.)- В.В. Хайдуков.

      Начальники управлений: планово-экономического- В.М. Платонов.

      Создано: тракторы: «Сталинец-2, -60, -65, -80», СГ-65, С-100.

      Производство: тракторы: «Сталинец-60» С-60 (1933-), С-65 (1937-), С-80 (01.1946-), С-100 (1958-), ДЭТ-250 (1961-), Т-100М (1963-), Т-800 (-1983-2005-), Т-170 (1988-), Т-10 (1990-), Т-3 (2002), ДЭТ-320 (2002), Т-10М (2004), бульдозеры Б10М, ДЭТ-250М2 (1989-2004-), ДЭТ-350 (2005), мини-трактор «Уралец» (-2004-05-); артиллерийский тягач «Сталинец-2» С-2 (1939-); боевая машина пехоты БМП-1; танки: КВ-1 (1940-41), Т-34 (1942-44)- 5094, Т-60 (1941-), КВ-1С (08.1942-08.1943), КВ-85 (-1943)- 148, ИС-85 (1943-03.1944)- 107, ИС-2 (ИС-122, 1943-45-), огнеметный Т-О-34 (-1943-44), ИС-3 («Кировец-1», 1944-46)- 2310, ИС-4 («объект 701», 1944-45; 1947-49)- 225, Т-10 (1949-)- 10 (1949), «объект 267сп1» (1955)- 1, Т-72; САУ СУ-152 (1943-45-)- 4701; танковые дизели: В-2-34 для Т-34 (10.1941-), В-2К для КВ (ВОВ)- всего более 48 тыс.; В-54К для ИС-2 (ВОВ), В-46, В-58, В-59; В-84 для Т-72; В-92 С2 для Т-90С (1999-); плунжерные насосы ТН-12 для авиационных двигателей (1940-);

      (2004): трубоукладчики; колесные: виброкаток ВК-24, погрузчик ПК-5, бульдозер БК-1; дизельные двигатели мощностью 12 -1000 л.с., дизель-генераторные установки, дизель-гидравлические станции для установок сбора нефтепродуктов с водных поверхностей; коммунальная машина Т-02.03.2.

      Заводские №: 611А3 (танк ИС-4).

КБ ЧТЗ, ГСКБ-2 ЧТЗ

      В 1942г. для создания САУ в составе КБ создана специальная группа, в которую по пр. НКТП № 764 от 13.11.1942г. переведены с УЗТМ конструкторы Н.В. Курин, Г.Н. Рыбин, К.Н. Ильин и В.А. Вишняков. Пост. ГКО № 2692 от 4.01.1943г. и пр. НКТП № 6сс от 5.01.1943г. коллективу было поручено в течение 25 дней сконструировать и изготовить опытный образец СУ-152 на базе танка КВ-1С.

      31.10.1943г. вышло пост. ГКО № 4479 о производстве тяжелого танка ИС-2 с пушкой 122 мм.

      Пост. ГКО № 4043сс от 4.09.1943г. САУ ИСУ-152 пнв и запущена в серию. В соответствии с пост. ГКО № 6430 от 22.08.1944г. САУ ИСУ-122 с пушкой Д-25С пнв и запущена в серию.

      В соответствии с пост. правительства от 21.06.1946г. КБ поручена разработка конструкции составного заряда из ВВ («составного заряда из дизельного топлива» в постановлении), способа заливки его и приборов автоматики для первой атомной бомбы. В 1948г. Н.Л. Духов для продолжения работ переведён в КБ-11 МСМ.

      В соответствии с ПСМ № 3086-1447 от 6.08.1951г. танк ПТ-76 пнв.128 В соответствии с ПСМ № 1372-633 от 10.12.1957г. танк ПТ-76Б пнв.

      30.07.1955г. вышло расп. СМ СССР № 5700-рс об изменении ТТХ СУ-152.

      В конце 1948г. ГБТУ выдало задание на разработку тяжелого танка «объект 730», в 1949г. выпущено 10 опытных машин. В соответствии с ПСМ № 649-378сс от 17.05.1956г. тяжелый танк Т-10А пнв, пост. № 143-78 от 11.02.1957г. пнв Т-10Б; пост. № 1083-488 от 6.09.1957г. – танк Т-10М. 22.05.1959г. вышло расп. правительства № 1351-рс о выпуске Т-10М.

      См. также «Опытный завод № 100».

      С 1990г. из-за недостатка финансирования ОКР по боевым машинам остановлено.

      Гл. конструктор (1941; 1951г.)- Ж.Я. Котин, (-1944-46г.-)- Н.Л. Духов, (1950-е-60-е)- П.П. Исаков (БМП-1).

      Зам. гл. конструктора (1941г.-)- Н.Л. Духов.

      Гл. конструкторы (1951г.)- П. Ворошилов (ПТ-76), (1949г.)- Ж.Я. Котин (Т-10).

      Ведущий конструктор (-1952-54г.)- Е.А. Зубов (Т-10).

      Создано: танки: ИС-2 («Иосиф Сталин»), ИС-3, ИС-4 (1940-е), Т-10 («объект 730», пнв в 1953г.), Т-10А («объект 731», пнв 17.05.1956г.), Т-10Б (пнв 11.02.1957г.), Т-10М (пнв 6.09.1957г.), плавающий ПТ-76 (пнв 6.08.1951г.), ПТ-76Б (пнв 10.12.1957г.); САУ: ИСУ-152 на базе ИС (пнв 4.09.1943г.), ИСУ-122 (пнв 22.08.1944г.); БМП-1 (пнв в 1965г.), БМП-2, боевые машины ПРП-3, ПРП-4.

КБ ЧТЗ

      Работали: В.И. Бутов (2В-06).

      Создано: дизельные двигатели: В-И-ИСЗ для ИС-3; 2В-06 для БМП; В-12 для ИС-4, Т-10; В-55У для Т-55; В-46-5М для Т-62; В-84ДТ для ЗРК «Куб», «Бук» (2000); В-92С2 для Т-90С.

Станкостроительный завод им. Молотова

      /г. Харьков/

      Производство станков (1937г.).

      В 1941г. эвакуирован на площадку ЧТЗ (вначале планировалось в Троицк).

ОКБ-700 ЧКЗ

      В 1947г. был разработан и изготовлен барометрический датчик для первой атомной бомбы.

АО «Челябинский завод технологической оснастки»

      /г. Челябинск/

      В соответствии с пост. правительства № 906 от 6.08.1999г. предприятие включено в перечень АО, в отношении которых Росбоеприпас осуществлял единую государственную политику в сфере проведения работ по разработке, производству, ремонту и утилизации продукции.

КБ-21 «ЧТЗ-Уралтрак»

      Создано в 2010-е г. для проектирования тракторной техники.

< 1 36 37 38 63 >