Предприятия № 151-200
Завод № 180 НКТП, Подольский государственный паровозоремонтный завод ВСНХ, НКПС, Крекинго-электровозостроительный завод (КЭС) ВСНХ, НКТП, Подольский завод им. Орджоникидзе (ЗиО) НКТП, НКнефти
/г. Подольск Московской обл. п/я 30; г. Саратов/
В 1915г. Товариществом «В.Алексеев, П.Вишняков и А. Шамшин» начато строительство крупнейшего в стране кабельного завода. В 1917г. завод был построен, но не оборудован. Далее перепрофилирован в паровозоремонтный.
В соответствии с декретом СНК от 28.06.1918г. Подольский паровозоремонтный завод национализирован, пост. президиума ВСНХ от 7.02.1919г. передан в ведение Отдела металла ВСНХ (и на 11.1921г.). Затем он вновь основан в соответствии с пост. Совета обороны от 29.04.1919г. Возможно, в 1921г. завод был объединён с Подольским механическим заводом. Пост. Высшей правительственной комиссии по металлу от 21.10.1924г. Подольский паровозоремонтный завод передан с 1 октября из ГОМЗа в ведение НКПС.159 В 1930г. переименован в Крекинго-электровозостроительный завод, в 1931г. – в ведении ВОМТ ВСНХ. В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. передан из ВОМТ в ведение созданного Объединения металлургического и горнорудного машиностроения ВСНХ. По пр. НКТП № 1255 от 26.09.1934г. КЭС передан из Главмашпрома в ведение Главгормаша НКТП (и на 01.1935г.).1968.04.1939г. присвоено имя С. Орджоникидзе. В 07.1941г. Подольский завод им. Орджоникидзе – в ведении НКНП, в 09.1941г. передан в состав НКТП и переименован в завод № 180.128 Далее, вероятно, завод (или его часть) эвакуирован в Саратов на площадку паровозоремонтного завода (вначале, в соответствии с пост. ГКО № 752 от 9.10.1941г. планировалось эвакуировать его в Ташкент на площадку завода сельхозмашиностроения), где продолжил действовать как завод № 180. В 12.1941г. завод № 180 – в ведении 3ГУ НКТП.106 Был в 1947г.
По пр. № 1195сс от 31.12.1941г., вероятно, часть завода им. Орджоникидзе, оставшаяся в Подольске, передана из НК нефти в 10ГУ НКАП и переименована в завод № 125.
В 1930г. завод реконструирован и перепрофилирован на производство нефтеаппаратуры и шахтных электровозов.
В 1931г. планировалось освоить производство бронекорпусов танка Т-18. В соответствии с пост. КО от 1.08.1931г. требовалось создать к концу года на заводе броневую базу по выпуску 4 тыс. т готовых изделий, а к концу 1932г. создать мощности по выпуску 28,5 тыс. т бронелиста. Для этого необходимо было построить термическую мастерскую с 4 закалочными печами (задание было сорвано). С 1936г. выпускал башни для танка Т-38. В 02.1939г. изготовлены первые два экспериментальных бронекорпуса для Ил-2. Пост. ГКО № 222сс от 20.07.1941г. заводу предписано организовать производство бронекорпусов и башен танков Т-60 для завода № 37 с выпуском в июле – 25 шт., в августе – 250, в сентябре – 575, в октябре-декабре – по 650. В 09.1941г. выпускал корпуса и башни танка Т-40. В соответствии с пост. от 15.12.1940г. и пр. НКАП № 748 от 17.12.1940г. на заводе организовано производство бронекорпусов.96 По решению от 14.12.1941г. на заводе выпускалась башня для танка Т-50.128 Затем производил ремонт корпусов Т-34. В 1943-45г. отремонтировано 1334 корпуса и 875 башен.106
В соответствии с пост. ГКО № 9523 от 13.07.1945г. на заводе № 180 НКТП организовано производство силовых установок к буровым станкам для нефтяной промышленности.
Численность персонала (11.1921г.)- 4000 раб. (вместе с Подольским механическим).
Директор (1936-37г.)- С.А. Акопов.
Технический директор (1934-35г.)- С.А. Акопов.
Зам. технического директора (1930-е)- С.А. Акопов.
Начальники цехов: (1932г.)- С.А. Акопов.
Заведующие отделами: производственным (1932-34г.)- С.А. Акопов.
Производство: башни для танка Т-38 (1936-); крекинг-аппараты (1939-); бронекорпуса для Ил-2 (1940-); бронепоезд «Подольский рабочий» (1941).
Саратовский паровозоремонтный завод НКПС, НКТП
В 1941г. Саратовский паровозоремонтный завод НКПС передан в ведение НКТП.128
На площадку завода в 1941г., вероятно, эвакуирован завод № 180 НКТП из Подольска.
Завод № 180 ВМС МО, МСП
/г. Ленинград Свердловский р-н/
В 1940г. завод – в ведении ВМС. По расп. правительства № 5929-рс от 29.09.1956г. здания и сооружения завода № 180 переданы от МО в ведение МСП.