Предприятия № 151-200
Завод № 196 НКОП, НКСП, ЛенСНХ, п/я 329, Ленинградский судомеханический завод «Судомех» ВСНХ, НКТП, Новое Адмиралтейство, Ленинградский ордена Ленина Ново-Адмиралтейский завод МСП, А-3144, Ленинградское адмиралтейское объединение (ЛАО) МСП, ФГУП, ОАО «Адмиралтейские верфи»
/г. СПБ, г. Петроград, г. Ленинград канал Крупштейна, 1 (1935г.); Центр, Ново-Адмиралтейский канал, 1 п/я 329 «Судомех» (1935г.), «Шкив» (1966г.)/
/190008 г. СПБ наб. р. Фонтанки, 203/
Новое адмиралтейство основано в 1713г. при Петре I, располагалось на островах при впадении р. Мойки в Большую Неву. Название Новое Адмиралтейство получило при Павле I, в 1800г. построены первые эллинги (этот год стал годом основания завода). В 1833-38г. здесь построен первый в России каменный эллинг и мортоновский (судоподъемный) эллинг, который в 1862г. был модернизирован. С 1800 по 1855г. построено 34 судна. Действовали 3 эллинга. В 1857г. Новому Адмиралтейству передано оборудование упраздненного Главного Адмиралтейства. С 1863г. начата реконструкция адмиралтейства. Под мастерские железного судостроения переделаны склады леса и железа; в 1892г. вместо малого деревянного эллинга построили большой каменный. В 1880г. являлось казенным предприятием. В 1900г. была изменена организация работы верфи. Теперь все работы координировал не командир Петербургского военного порта, как это было ранее, а гл. корабельный инженер верфи. В 1908г. верфи «Галерного островка» и Нового Адмиралтейства объединены в единый Адмиралтейский завод. В 1911г. площадка Нового Адмиралтейства продана.
В 1931г. на территории верфи Нового Адмиралтейства был организован завод судовых механизмов «Судомех», в 1932г. он стал самостоятельным предприятием в ведении Союзверфи ВСНХ. В 1933г. передан из Союзверфи в подчинение Главморпрому НКТП (и на 01.1935г.). По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. переименован в завод № 196, пр. № 136 от 11.04.1937г. утвержден Устав завода. В 1937г. завод – в ведении треста № 14 2ГУ. В 02.1939г. из 2ГУ НКОП передан в ведение 1ГУ НКСП.
На заводе действовал участок (с 1933г. – цех № 5) Электромортреста.
Производство (1935г.): земснаряды морские, бензиновозы, пароходы буксирные, шаланды самоходные морские, шлюпки, катера; судовые: механизмы вспомогательные, арматура; литьё чугунное мелкое.
С 1934г. завод специализировался на ремонте и строительстве ПЛ. По пр. № 0193 от 4/7.09.1937г. заводу предписано в целях скорейшей доводки установки единого двигателя РЕДО к 1.10 установить стенд и смонтировать на нем двигатель РЕДО для испытаний. РЕДО (регенеративный единый двигатель особый) – дизель, использовавший в качестве окислителя жидкий кислород, разработан в 1935-36г. С.А. Базилевским. В 1938г. построена первая советская ПЛ (Р-1 XII серии) с единым двигателем РЕДО. Пр. НКВМФ/НКОП № 0353/436с от 11/16.11.1938г. была назначена комиссия для испытания двигателя на ПЛ.
Пр. № 444сс от 25.11.1938г. заводу предписано заложить в 4-м квартале 1938г. две ПЛ типа «М» XII-й серии.
В 1941г. часть завода (312 чел.) эвакуирована на заводы НКСП: № 344, № 402, № 340, № 639.
В 1943г. при строительстве БМО Е.П. Корсаком был внедрен поточно-позиционный метод сборки.
В начале 1950-х г. для освоения производства ПЛ пр. 611 завод (цеха и эллинг) был реконструирован.
С 1946г. завод – в ведении МСП, затем – 4ГУ МТиТМ (1953-54г.), МСП (1954-57г.), 4-го (с 1965г. 1-го) Управления судостроительной промышленности ЛенСНХ (1957-65г.). В 1964г. заводу № 196 добавлено название «Судомех». В 01.1966г. передан в ведение 1ГУ МСП и переименован в Ленинградский Ново-Адмиралтейский завод. В том же году награждён орденом Ленина.131 В конце 1972г. Адмиралтейский завод и Ново-Адмиралтейский завод объединены в Ленинградское адмиралтейское объединение (ЛАО). Имел наименования: «п/я 329», «п/я А-3144» (1966г.-).205
После войны на завод переданы трофейные сверхмалые ПЛ “Seehund”, заводу поручены их исследования и испытания. 2.11.1947г. одна из этих лодок была спущена на воду, проведены её испытания. Далее на заводе (с 1972г. на ЛАО, см. завод № 194) строились сверхмалые ПЛ отечественной конструкции.
В 1992г. ЛАО переименовано в «Адмиралтейские верфи».
Площадь территории (1923г.)- 27795 кв. сажен.
Численность персонала (1937г.)- 4173 чел., (06.1941г.)- 4200 чел.
Директор (-09.1937-7.12.1938г.)- Н.Г. Барабанов, (1941г.)- В.Ф. Коврижкин, (ВОВ)- Н.Н. Калиновский, (01.1966г.)- В.С. Харитонов, (1966г.)- В.Н. Дубровский.
Зам. директора (-3.10.1937г.)- И.И. Носенко. Помощник директора по найму и увольнению (10.07.1938г.-)- М.И. Ребров, (28.12.1938г.-)- В.В. Гаврилов.
Гл. инженер (-09-3.10.1937г.)- И.И. Носенко, (1942г.)- Ю.Г. Деревянко, (01.1966г.)- Н.А. Федоров.
Гл. конструктор (1941г.)- В.М. Мудров.
Гл. строитель (1930-е)- А.Н. Щеглов («Пигмей»), (1941г.)- И.Л. Леонов (пр. 96), (-1943-51г.-)- Е.П. Корсак (пр. 611), Я.А. Гер, В.Ф. Бабанин, (1956г.)- Е.С. Богданов (пр. 617), (1956г.)- Ф.И. Майоров (пр. 617).
Начальники отделов: строителей- Я.А. Гер; планово-экономического (1963г.-)- В.Ф. Бабанин; 1-го (01.1966г.)- П.Е. Залавин.
Зам. начальника отдела: (-1963г.)- В.Ф. Бабанин.
Строители кораблей: (-1861-64г.)- к А.А. Иващенко, (1865г.)- Н.Г. Коршиков, (1874г.)- подпоручик В.Ф. Пушкарев, (1879г.)- Ф.Т. Епифанов, (1879г.)- В.В. Максимов, (1880г.)- И.Е. Леонтьев, (-1880-83г.-)- Н.Е. Кутейников, (1897г.)- Э.Р. Де Гроффе, (-1899-1901г.-)- Д.В. Скворцов, (1901г.)- К.М. Токаревский, (1901г.)- А.И. Мустафин, (1902г.)- Н.Н. Пущин, (1905г.)- пп В.П. Лебедев, (1905г.)- И.А. Гаврилов, (-1938-43г.-)- Е.П. Корсак, (1938г.)- В.В. Любимов, (1938г.)- М.М. Коган, (ВОВ)- В.К. Кузьменко.
Помощник строителя по электрочасти (02.1951г.)- А.А. Милков.
Ответственные сдатчики (1956г.)- А.Н. Хлебородов.
Производство: винтовые линейные корабли: «Вола» (1835-37», 84-пушечные «Орел» (1851-54), «Ретвизан» (1854-55), 111-пушечный «Император Николай I» (1855-60); винтовые фрегаты: «Аскольд» (1853-54), «Петропавловск» (-1865); мониторы: «Ураган» (11.1863-05.1864), «Тифон» (11.1863-06.1864); броненосная батарея (1860-е); клипер «Изумруд» (1861-62); броненосцы: «Адмирал Грейг» (04.1865-10.1868), «Новгород» (12.1871-достройка в Николаеве), «Дмитрий Донской» (09.1880-83), «Сисой Великий» (06.1891-05.1894), «Полтава» (02.1892-10.1894), «Ослябя» (-10.1898), «Бородино» (1899-08.1901); крейсеры: «Крейсер» (1873-75), «Аврора» (09.1896-05.1900), «Олег» (11.1901-08.1903; 1904г.), «Баян» (06.1905-10.1906; 30.11.1911), «Паллада» (06.1905-08.1907; 8.02.1911); типа «Измаил» «Бородино» (12.1913-06.1915), «Наварин» (12.1913-10.1916); канонерские лодки: «Ерш» (12.1873-08.1874), «Бурун», «Туча» (05.1878-09.1879), «Вихрь» (09-10.1879), «Гроза», «Буря» (08.1879-07.1880), «Храбрый» (1894-97), «Грозящий», «Гиляк» (12.1895-97), «Хивинец» (09.1903-01.1906), «Гиляк» (10.1904-10.1906); миноносцы: типа «Поти» (1880-е)- 3, типа «Пернов» № 208, 209 (-1896, собраны во Владивостоке); транспорт «Камчатка» (01.1903-08.1904); минный транспорт «Волга» (02.1903-); ПЛ: типа «М» серии VIбис М-77 (М-85), М-78 (М-86), М-82, М-83, М-84 (1934-), серии XII М-87 (-171), -88 (-172), -89 (-173), -90 (-174), -91 (зак. 105, М-175, 1938), -92 (-176), -93 (зак. 107, 1938), -94, -95, -98, -99, -102, -103 (1936-12.1940), Р-1 (С.92) (1938); типа «К» XIV серии (пр. 41) К-21 (12.1937-38), К-22, К-23 (02.1938-39); типа «С» серии IXбис С-19, С-20, С-21 (1939-41), С-45, С-46, С-47 (1941-); телеуправляемые АПСС (1935)- 2, АПЛ «Пигмей» (1936)- несколько шт.; пр. 95 М-401 (1941-46)- 1; пр. 96 серии XV М-200, -201, -202, -203 (03.1940-41), (1941-, не достроены)- 3, достройка 9 лодок завода 112 (-1953)- всего 56; XVI серии пр. 97 (1941-, не достроены)- 3; сверхмалая “Seehund” достройка трофейной (№ 244, -11.1947, 1948); пр. 611 Б-61 (№ 580, 01.1951-53), (1953-55)- 7; пр. 615 М-254 (№ 579, 03.1950-, 05.1953), пр. А615 (1955-58)- 23; пр. 617 С-99 (№ 617, 02.1951-03.1956)- 1; пр. 641 Б-94 (10.1957-12.1958), (-1982)- 75, экспортные пр. И641 (1967-69)- 4, пр. И641К Б-51 для Индии (-1967), для Индии, Ливии и Кувейта (1972-83)- 13;92 АПЛ пр. 705 К-64 (№ 900, 06.1968-04.1969, 31.12.1971), пр. 705К К-316 (№ 905, 01.1969-07.1974, 30.09.1978), К-373 (№ 910, 06.1972-04.1978, 29.12.1979), К-463 (№ 915, 06.1975-04.1981, 30.12.1981); пограничные сторожевики: пр. 52 «Пурга» (12.1938-50-е); тральщики морские бронированные типа БМЩ (1936-)- 7; достройка тральщиков: завода 190 пр. 53 Т-1 «Стрела», Т-2 «Трос», Т-3 «Проводник» (зак. 113, 1938), Т-4 «Подсекатель» (зак. 114, 1938), завода 363 Т-208 «Шкив» (1939); бронированный морской охотник БМО пр. 194 (1943-45)- 66; рыболовные траулеры: РТ-88 «Печора», РТ-89 «Беломорец» (1930-е); морской буксир 400 л.с. типа «МБ» пр. 130 (зак. 94-96, 1938), (1933-39)- 12; самоходные плашкоуты (1942); сухогрузные транспорты пр. 450 (1951-55)- 38, пр. 450Б (1955-58)- 35 (вместе с заводом 369); баржа-заправщик ПЛ с ПГТУ перекисью водорода пр. 215 (1950-е);
ремонт ПЛ «Лембит» (ВОВ); переоборудование: больших охотников: в корабли-цели пр. 383, в корабли управления катерами-целями пр. 384 (1950-е); СРТ пр. 391А в разведывательные корабли (1957).61,115,116
КБ-196
/г. Ленинград/
Разработаны проекты: бронированного морского охотника БМО пр. 194, утвержденный 24.08.1942г.; самоходного плашкоута (1942).61
Начальник (1942г.)- В.М. Мудров.
Ведущий конструктор (1942г.)- А.Н. Тюшкевич (БМО).
Особое КБ № 196 (ОКБ-196) 4-го Спецотдела НКВД
Работали заключенные специалисты по созданию новых типов ПЛ (до и во время ВОВ).61 В 1938г. В.С. Дмитриевский предложил создать силовую установку ЕД-ХПИ (единый двигатель с химпоглотителем известняковым). Под эту СУ под руководством А.С. Кассациера спроектирована экспериментальная ПЛ пр. 95 М-401. В 11.1942г. Дмитриевский погиб при испытаниях М-401.
В 1939-40г. разработаны предэскизные проекты «малых легких крейсеров» МК-3, МК-4, МК-5, МК-6.
В 1939г. разработан проект 10-весельного яла (Ял-10), после войны он передан в КБ завода № 5.
В 1940-41г. разработан подводный минный заградитель МЗ пр. 99 на конкурсной основе с ЦКБ-18. Вариант КБ-196 выиграл конкурс, но в связи с началом войны реализован не был.
Под руководством В.Л. Бжезинского (ранее – начальник ЦКБС-1) в 1939г. создан проект погружающегося торпедного катера М-400 «Блоха».
Летом 1941г. ОКБ-196 эвакуировано на завод № 340. По расп. ГКО № 8127 от 13.04.1945г. ОКБ-340 реэвакуировано в Ленинград (однако, часть его, по-видимому осталась в Зеленодольске; на ее базе создано новое ОКБ-340).
Действовало в 1946г.
Работали: П.Г. Гойнкис, (1946г.-)- А.П. Городянко, (1946г.-)- П.Б. Михайлов-Михеев, П.Ю. Орас.