Предприятия № 151-200
Завод № 155 НКАП
/г. Харьков п/я 104/
Завод начал строиться в соответствии с пост. Правительства № 152сс от 8.07.1938г. для ремонта авиаприборов в системе 8ГУ. В 1941г. новостройка завода № 155 5ГУ НКАП звакуирована в Свердловск на площади клуба им. Профинтерна. По пр. № 1120сс от 14.11.1941г. влит вместе с заводами № 382 и № 214 в состав единого завода № 214 НКАП и выбыл из числа действующих.
На площадке эвакуированного завода по пр. НКАП № 660с от 4.11.1943г. образован новый приборный завод № 157 НКАП.
Директор (06.1940г.-)- Г.Д. Мирошниченко.
Завод № 155 НКАП, МОП, МАП, п/я 4223, ОКБ-155 МАП, Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Зенит» им. А.И. Микояна, ММЗ им. А.И. Микояна МАП, В-2616, АНПК «МиГ» им. А.И. Микояна, АНПК «МиГ», МАПО «МиГ», Инженерный центр «ОКБ им. А.И. Микояна»
/г. Москва Ленинградское ш., 238 (1940г.), 238А (1947г.); 125171 (125299 А-299) г. Москва, А-171 Ленинградское ш., 6 ст. Кубинка Московской ж/д «Зенит»/
/125299 г. Москва Ленинградское ш., 6 тел. 155-22-60/
В соответствии с пост. ГКО № 1436с от 13.03.1942г. по пр. НКАП № 207с от 16.03.1942г. ОКБ-1 завода № 1 НКАП гл. конструктора А.И. Микояна с опытным цехом переведено в Москву на территорию завода № 480. Все сооружения, оборудование и кадры этого завода были переданы для образования нового самостоятельного опытного завода № 155 НКАП и ОКБ-155. Директором/гл. конструктором завода назначен А.И. Микоян. Деятельность завода началась в 05.1942г. в ведении 7ГУ НКАП (по 1946г.). Сюда переведена ремонтная база завода № 30 НКАП по МиГ-3 с личным составом (во главе с А.Т. Каревым).
26.02.1943г. вышло пост. ГКО № 2946 о выпуске улучшенных истребителей МиГ-3.
В годы войны на заводе созданы опытные модификации МиГ-3: И-230 (Д) с АМ-35А, И-231 (2Д) с АМ-39, И-211 (Е) с М-82Ф. Разработаны и испытаны новые истребители И-220 (А) и И-225 (5А), высотные перехватчики И-221 (2А), И-222 (3А) и И-224 (4А), модификация истребителя сопровождения ДИС-200 (ИТ) с моторами М-82. Кроме проведения опытных работ, в 1942-43г. заводом выпущено 36 машин МиГ-3. В конце войны создан истребитель с ВРДК И-250, который выпускался малой серией как МиГ-13.
В соответствии с расп. ГКО № 9404 от 6.07.1945г. с завода № 155 снят заказ на производство втулок для эскалаторов метрополитена. В 1946г. началось расширение конструкторских и производственных площадей. В 1946г. заводу поставлено 32 трофейных м/р станка.
С 03.1946г. завод № 155 – в ведении 7ГУ МАП. По 08.1957г. завод № 155 – в ведении 1ГУ МАП, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в ведение 1-го Управления ГКАТ.169 Имел наименование «п/я 4223». С 1966г. предприятие получило название ММЗ «Зенит», с 1971г. – ММЗ «Зенит» им. А.И. Микояна, с 1978г. – ММЗ им. А.И. Микояна. В 1972-87г. – в ведении 1ГУ МАП. Имел наименование «п/я В-2616» (1984-87г.).
Имел филиал в Душанбе (1990г.).
Следующим серийным реактивным истребителем предприятия стал И-300 (МиГ-9).
Далее разработаны и переданы в крупносерийное производство истребители МиГ-15 и МиГ-17, а также несколько их модификаций, ставшие своего рода эпохальными. В соответствии с ПСМ № 3159-1317 от 14.07.1950г. велось создание системы «Бурлаки»: буксировке МиГ-15бис бомбардировщиком Ту-4.
6.04.1949г. вышло пост. правительства о создании МиГ-15УТИ. 11.05.1954г. – ПСМ № 863-370сс «О серийном выпуске самолетов МиГ-17 с авиационной реактивной системой АС-21».
Первым в СССР серийным свехзвуковым истребителем стал МиГ-19. 6.01.1954г. вышло ПСМ № 19-13с «О выполнении пост. СМ СССР от 15.08.1953 г. по созданию фронтового истребителя и истребителя-перехватчика конструкции Микояна с двумя двигателями». 3.12.1958г. вышло расп. правительства № 3835-рс о поставках производимых в ЧССР МиГ-19 в страны народной демократии.
24.07.1958г. вышло ПСМ № 831-398 о постройке самолета МиГ-21Ф, 11.03.1960г. – пост. № 274-108 о модификации МиГ-21Ф. В соответствии с ПСМ № 1133-474 от 27.10.1960г. МиГ-21Ф с УР К-13 пнв; в соответствии с ПСМ № 229-111 от 2.03.1962г. МиГ-21ПФ с ракетой К-13 пнв.
Пост. правительства от 02.1961г. и пр. ГКАТ от 10.03.1961г. задана разработка разведчика Е-155Р и перехватчика Е-155П. По пр. № 406с от 28.11.1967г. самолеты переименованы в МиГ-25Р и -П (наименование «изд. 155» оставлено для несекретной документации).
В соответствии с ПСМ № 1199-445 от 3.12.1963г. по пр. № 453сс от 21.12.1963г. начата разработка МиГ-23. В соответствии с ПСМ № 364-134 от 30.04.1965г. по пр. № 85сс от 21.05.1965г. построен опытный МиГ-23 с подъёмными двигателями РД36-35, по пр. № 419сс от 12.12.1967г. требовалось провести в 1967-68г. его заводские испытания. В соответствии с ПСМ № 1056-356 от 17.11.1967г. по пр. № 419сс от 12.12.1967г. уточнены ТТХ самолета МиГ-23 с крылом изменяемой геометрии и системой вооружения С-23 и утверждены сроки предъявления на госиспытания: с ракетами К-23 с ТГСН – в 4-м квартале 1968г., с Х-23 – во 2-м квартале 1969г. и с К-23 с РЛГСН – в 4-м квартале 1969г. Требовалось построить в 1967-68г., помимо одного ранее изготовленного, три опытных машины, а к 1969г. – учебно-боевой вариант МиГ-23У.
По пр. № 366сс от 11.09.1975г. требовалось провести заводские лётные испытания опытного самолета Е-155МП.164
В 1984г. начата разработка палубного истребителя МиГ-29К.
В массовом производстве долгие годы находились истребители МиГ-21 и МиГ-23 и их модификации. Коллективом ОКБ созданы скоростные высотные перехватчики, не имеющие аналогов, МиГ-25 и МиГ-31 с модификациями и фронтовой истребитель МиГ-29. Всего за годы деятельности коллектива в СССР и России серийно построено около 55 тысяч самолетов марки «МиГ». Коллективом создано значительное число опытных самолетов.
По пр. МАП от 8.07.1952г. в целях разгрузки ОКБ-155 от работ по улучшению серийных самолетов, на заводе № 21 организован филиал ОКБ-155, который возглавил заместитель гл. конструктора П.Е. Сыровой.
По пр. МОП № 229сс от 21.02.1953г. заводу № 155 МОП в качестве филиала передан завод № 51 (был филиалом до 10.1953г.).
Существовали также: Калязинский филиал ОКБ-155; филиал ОКБ-155 на заводе № 21 (в соответствии с расп. правительства № 1185-рс от 15.04.1958г. по пр. ГКАТ № 127с от 22.04.1958г. передан из ГКАТ в ведение Горьковского СНХ.169); филиал ММЗ «Зенит» в Дубне (в 1972г. входил в состав Дубненского ПКО).
Имелась летная база ОКБ в Ахтубинске (1970-е), лётно-доводочная база в Жуковском.
Помимо создания истребителей, ОКБ-155 проводило разработки и по ракетной технике. Создавался опытный беспилотный высотный перехватчик Р-500 (КР-500, 1959-60г.) для ЗРК С-500 с маршевым СПВРД РД-085, работы прекращены в 1961г. в стадии проекта.57УРВВ К-9-155 (изд. «90») для системы вооружения К-9 (конец 1950-х – начало 1960-х г.). Однако дальнейшее развитие получили работы только по УРВП. Руководителем этой темы был М.И. Гуревич. В 1947г. ОКБ-155 приступило к первым работам по данной тематике – КР «КС». До конца 1960-х г. в ОКБ совместно с филиалами созданы КР: К-10, Х-20, Х-22 и др. Для отработки систем построены пилотируемые аналоги КР: МиГ-9Л (ФК), К, СДК-7, СМ-20, СМК и др. Кроме того, разработан ряд проектов ракет (снаряды П-40, М-2 и др.).
Комплекс СМ-12П-51 с перехватчиком СМ-12-51 под систему вооружения К-51 (ЦД-30 с ракетой К-5МС). Комплекс МиГ-12П-13 в системе «Каскад».
ОКБ принимало участие в программе создания ОК «Буран».
Самостоятельным направлением работ стала программа ВКС «Спираль» (тема «50», далее «105-205»). Работы по ней начались после передачи в ОКБ-155 аналогичных работ из ОКБ-52 ГКАТ и ОКБ-1 ГКОТ в конце 1964г. Руководителем темы назначен гл. конструктор Г.Е. Лозино-Лозинский. Для проведения рабочего проектирования в Дубне в 04.1967г. создан филиал ОКБ под руководством П.А. Шустера.
В 1990г. – проект беспилотного перехватчика многоразового применения «901».
Затем, до 1995г., предприятие называлось АНПК «МИГ» им. А.И. Микояна.В 1999г. АНПК «МиГ» переименован в Инженерный центр «ОКБ им. Микояна».
В 1991г. создано дочернее предприятие «Русавиа». В 2007г. имелось ДП «МиГ-Ресурс».
В 05.1995г. по расп. Правительства АНПК «МИГ» объединилось с МАПО им. П.В. Дементьева,образовав Московское авиационное производственно-научное объединение «МиГ» (МАПНО «МИГ»). В него также вошли Луховицкий машиностроительный завод и Калязинский филиал ОКБ. В 01.1996г. образовалось ГУП «Военно-промышленный комплекс (ВПК) МАПО». В него вошли: МАПО «МиГ», Производственный центр им. П.А. Воронина, ОКБ Камова, ОКБ «Электроавтоматика», АООТ «Пермская приборостроительная компания», НПП «Заводим. Климова», АООТ «ММПП им. Чернышёва», ГУП «ТМКБ «Союз»«, ГРПЗ, АООТ «Объединение «Прибор», АООТ «МП «Красный Октябрь», АООТ «НТП «Авиатест», Летно-испытательный центр (ЛИЦ) им. Федотова. Расп. правительства от8.12.1999г. МАПО преобразовано в Российскую самолетостроительную корпорацию (РСК) «МиГ», куда вертолетостроители не вошли. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошла в число стратегических оборонных предприятий. В 2005г. в состав РСК МиГ входил также Центр логистической поддержки авиационной техники. В соответствии с пост. Правительства от 25.04.2006г. ФГУП «РСК МиГ» в 03.2008г. преобразовано в ОАО и вошло в состав ОАК.
В 2005г. Производственный центр им. П.А. Воронина включал производственные мощности в Москве, Луховицах и Калязине; ЛИЦ имел базы в ЛИИ (г. Жуковский), в Луховицах и в Ахтубинске.
РСК «МиГ» имело представительство в Европе (2007г.), в 05.2007г. открыто представительство в Польше, до 2006г. имелось представительство в Словакии.
По программе «многофункциональный истребитель» (МФИ) создано «изд. 1.42». С 1996г. по программе «Истребитель-2000» созданы проекты легкого фронтового самолета (ЛФС) «4.12» и «1.27».
Работы (2004г.): разработка модификаций истребителей МиГ-29 и МиГ-31, работы по доводке изд.»1-42», учебно-тренировочный самолет «821» (МиГ-АТ), легкий транспортный самолет «110». В стадии проектирования: самолет-перехватчик «701», гиперзвуковые самолеты «301» и«321», разработка истребителя пятого поколения.
В 02.2008г. завершена модернизация 12 МиГ-29СД для Словакии.
Всего к 2010г. создано около 450 проектов самолетов.
Площадь территории (2008г.)- около 60 га.
Численность персонала (1942г.)- 675 чел., (1943г.)- 905 чел., (1944г.)- 887 чел., (1945г.)- 950 чел.,166(1972г.)- 6400 чел., (2002г.)- более 15.000 чел.,69 (2005г.)- около 14.000 чел.
Гл. конструктор (03.1942-58г.)- А.И. Микоян. Ген. конструктор (20.12.1958-27.05.1969г.)- г-п академик (1968г.) А.И. Микоян {5.08.1905-9.12.1970}, (1971-87г.-)- академик (1981г.) Р.А. Беляков {4.03.1919-}, (1996г.)- М.Р. Вальденберг {4.05.1928-}. Ген. конструктор АНПК «МиГ» (1997-02.1999г.)- М.В. Коржуев.
Ген. конструктор ВПК «МАПО» (1996-99г.)- М.Р. Вальденберг, (02.1999-11.2003г.)- Н.Ф. Никитин, (11.2003-25.09.2004г.)- В. Торянин, (09.2004-06г.-)- А.И. Федоров {14.04.1952-}.
1-й зам. ген. конструктора (1962-71г.-)- Р.А. Беляков, (1997г.)- А. Белосвет, (03.1999-2003г.)- В.И. Барковский, (-2006-07г.-)- С. Цивилев. Зам. гл., ген. конструктора (1942-64г.)- М.И. Гуревич {12.01.1893-1976}, (1949г.-)- П.В. Яценко, (1952г.)- П.Е. Сыровой, А.В. Минаев, (1967-74г.)- Г.П. Дементьев, (1967г.)- П.А. Шустер, (1997-98г.)- М.В. Коржуев, (2000г.)- В. Степанов, (2002г.)- А. Карасев, (2003-06г.-)- В.И. Барковский, В.Е. Меницкий, (2005г.)- С. Цивилев; по системам управления (1957г.-)- Р.А. Беляков; по экономике и финансам (2006г.)- С. Ярмилко; (2004-8.07.2006г.)- Н.В. Седаш, (-2006-08г.-)- А.В. Незнамов.
Директор (1942-56г.)- А.И. Микоян. Гендиректор АНПК «МиГ», ВПК «МАПО» (-1996-97г.)- А. Безруков, (1998-02.1999г.)- М.В. Коржуев, (02.1999г.-11.2003г.)- Н.Ф. Никитин, (11.2003-25.09.2004г.)- В. Торянин, (09.2004-1.10.2007г.)- А.И. Федоров; и.о. (3.10.2007г.-)- С. Цивилев; (12.2007-08г.)- А.Г. Белов, (1.01.2009г.-)- М. Погосян.
1-й зам. гендиректора (2002г.)- А. Карасев, (09.2004-07г.-)- С. Цивилев. Зам. гендиректора: В.Е. Трудерунг, (2003г.)- В. Милешко, (2003г.)- А. Новиков, (2004-8.07.2006г.)- Н.В. Седаш, (2005г.)- М.В. Коржуев, В.Е. Меницкий, (2003-06г.-)- В.И. Барковский, (2005г.)- П. Власов (шеф-пилот); по маркетингу, продажам и послепродажному обслуживанию (2005г.)- В. Выпряжкин, (2005г.)-М. Глобенко; по экономике и финансам (2006г.)- С. Ярмилко; по организации управления (-2006-08г.-)- А.В. Незнамов.
Директор: опытного завода (1985-95г.)- С.Г. Поляков; Инженерного центра (ИЦ) «ОКБ им. Микояна» (03.1999-2003г.-; 09.2004-06г.-)- В.И. Барковский; финансовый (1990-е)- М. Ткачев; коммерческий (1990-е)- А. Безруков; исполнительный по гражданским программам (2004г.)- В. Ходырев; программы МиГ-29 (2010г.)- А.Б. Слободской; региональный по маркетингу, продажам и послепродажному обслуживанию (2006г.)- П. Тришин.
Зам. директора ИЦ (2005г.)- А. Карасев.
Представители: на заводе «Сокол» (1980г.)- С.Г. Поляков; в Европе (2007г.)- И. Амосов.
Начальники: Управления по внедрению новой техники (1996г.-)- М.В. Коржуев; департамента корпоративного управления (2006г.)- К. Куликов.
Зам. начальника отделения (2000г.)- Ю. Полушкин.
Зам. гл. инженера (1945г.)- М.К. Янгель.
Гл. технолог (1968-71г.)- Г.Б. Строганов.
Гл. конструкторы: (1961г.)- М.И. Гуревич (МиГ-25), (1964г.-)- Н.З. Матюк (МиГ-25), (1965-76г.)- Г.Е. Лозино-Лозинский (МиГ-31, «Спираль»), (1976г.-)- К.К. Васильченко (МиГ-31), (1970-е-82г.)- А.А. Чумаченко (МиГ-29), (1982-93г.)- М.Р. Вальденберг (МиГ-29, -29К), (-08.1975-90-е)- Г.А. Седов (МФИ), (1993-99г.)- В.В. Новиков (МиГ-29), (-1998-2000г.-)- Ю.П. Воротников (МФИ), (1999-2010г.-)- А.Б. Слободской (МиГ-29), (2000г.)- А. Белосвет, (-2005-07г.-)- Н. Бунтин (МиГ-29К).
Зам. гл. конструкторов: по комплексированию систем (1996-97г.)- М.В. Коржуев; (1941г.-)- Г.Е. Лозино-Лозинский, (08.1975г.)- М.Р. Вальденберг, (2000г.)- В. Ковалев, О.С. Самойлович.
Начальник ЛИЦ (2006г.)- П. Власов.
Начальники отделов: радионавигационного оборудования (-1996г.)- М.В. Коржуев; секретного (1990г.)- А.В. Горшков.
Начальники бригад: проектов (1955г.-)- Р.А. Беляков; общих видов (1970-е)- А.А. Чумаченко; вооружения- Н.Н. Завидонов.
Начальники цехов: заготовительного производства (1967-68г.)- Г.Б. Строганов; (1959-67г.)- Г.Б. Строганов.
Начальники секторов: радионавигационного оборудования- М.В. Коржуев.
Ведущие конструкторы: С.Г. Поляков (МиГ-31).
Ведущие инженеры по испытаниям: (1988г.)- И.А. Власов (МиГ-29К).
Шеф-пилот: (-04.1984г.)- А.В. Федотов (погиб на МиГ-31), (1998г.)- В. Горбунов, (-2006-07г.-)- П. Власов. Летчики-испытатели: (1988г.)- Т.О. Аубакиров, (-2006-07г.-)- М. Беляев, (-1988-89г.-)- А.Н. Квочур, (1969-88г.-)- В.Е. Меницкий, (1988г.)- П.М. Остапенко, (2006г.)- А. Пелих, (2006г.)- С. Рыбников, (-1988-96г.-)- Р.П. Таскаев, (-1976-78г.-)- А.Г. Фастовец. Штурманы-испытатели: (-04.1984г.)- В. Зайцев (погиб на МиГ-31), Л.С. Попов.
Создано: истребители: фронтовые: МиГ-9 (24.04.1946г.), МиГ-15 (И-310, 30.12.1947г.), МиГ-17 (СИ, 26.07.1949г.), И-360 (СМ-2, 24.05.1952г.), МиГ-19 (СМ-9-1, 5.01.1954г.), СМ-30 (13.04.1957г.), МиГ-21 (Е-4, 16.06.1955г.), учебный МиГ-21У (8.10.1960г.), МиГ-21ПФ (пнв 2.03.1962г.), СУВП МиГ-21ПД («23-01», 3.04.1967г.), МиГ-21-93 (25.05.1995г.), МиГ-23 («23-11», 10.06.1967г.), МиГ-23М (пнв в 1973г.), МиГ-23УБ («23-51», 10.04.1969г.), МиГ-29 («9-12», 6.10.1977г.), учебно-боевой МиГ-29УБ (29.04.1981г.), МиГ-29СМТ (22.04.1998г.), МиГ-29УБТ (24.08.1998г.), многофункциональный МФИ («1.44», 29.02.2000г.); палубный МиГ-29К (23.06.1988г.); перехватчики: высотные И-221 (2А, 2.12.1943г.), И-222 (7.05.1944г.), И-224 (4А, 20.10.1944г.); И-250 («Н», 4.04.1945г.), И-370 (16.02.1955г.), Е-150 (8.07.1960г.), Е-152 (21.04.1961г.), МиГ-25П (Е-155П, 9.09.1964г.), МиГ-31 (Е-155МП, 16.09.1975г., пнв в 11.1981г.); разведчики МиГ-25Р (Е-155Р, «02», 6.03.1964г., пнв в 12.1972г.), МиГ-25РБК («02К», 1970), МиГ-25РБС («02С», 1971), МиГ-25РБВ («02В», 1972), МиГ-25РБФ («02Ф», пнв в 1978г.), бомбардировщики МиГ-25РБ («02Б», 1970), МиГ-25РБТ («02Т», пнв в 1978г.), МиГ-25БМ («02М», 1976), учебный МиГ-25У (25.12.1969г.); учебно-тренировочный МиГ-АТ (16.03.1996г.); экспериментальные: МиГ-8 «Утка» (13.08.1945г.), МиГ-21И «Аналог» (18.04.1968г.); проекты: ударный боевой БПЛА «Скат» (2007).
Производство: МиГ-3 (1942-43)- 36,98 Е-155Р (1963-65)- 2.
Филиал ОКБ-155 МАП
По решению правительства от 19.02.1953г. в подчинение ОКБ-155 передан завод № 51 (при ликвидации ОКБВ.Н. Челомея). Образован филиал ОКБ. Здесь продолжались работы по ракетной технике. Дорабатывались снаряды «10ХН», «16Х», шли опытные работы по КР конструкции ОКБ-155. По пр. № 135 от 26.10.53г. площади филиала переданы в качестве производственной базы ОКБ-1 гл. конструктора П.О. Сухого и к 12.1953г. все работы по тематике ОКБ-155 здесь прекращены и переведены в филиал на заводе № 256 МАП. В 02-05.1953г. здесь размещалось ОКБ-1 Кондратьева, занимавшегося копированием истребителя «Sabre».
Филиал ОКБ-155 МАП на заводе № 256
/г. Дубна Тверской обл./
Образован в 04.1967г. для работ по ВКС «Спираль» (тема «50», далее «105-205»). Руководителем темы назначен гл. конструктор Г.Е. Лозино-Лозинский.
В 1972г. филиал вошел в состав ДПКО «Радуга». В 1976г. вся аэрокосмическая тематика передана во вновь образованное НПО «Молния», туда переведено 48 специалистов филиала, сам филиал закрыт.
По программе «Спираль» были построены летающие модели «Бор» экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС). Первый запуск модели «Бор» («Космос-1445») – 16.03.1983г. Построен аналог орбитального самолета для исследований на дозвуковой скорости изд. «105-11», первый полет 11.10.1977г.; разработаны аналоги «105-12» для сверхзвуковой и «105-13» для гиперзвуковой скорости.
Руководитель филиала (1967г.-)- П.А. Шустер (зам. гл. конструктора ОКБ).
Гл. конструктор (-1965-76г.)- Г.Е. Лозино-Лозинский (затем- гл. конструктор НПО «Молния»).
1-й зам. гл. конструктора (-1976г.)- Г.П. Дементьев.
Начальник ОКБ (1967-76г.)- Ю.Д. Блохин.
Начальник производства (1967-76г.)- Д.А. Решетников.
ОКБ-2-155 гл. конструктора А.Я. Березняка, п/я 12, Машиностроительное КБ «Радуга» МАП, В-2680, ФГУП «МКБ «Радуга», ОАО «Государственное машиностроительное КБ (ГосМКБ) «Радуга» им. А.Я. Березняка»
/пос. Подберезье, г. Дубна Тверской обл./
/141980 г. Дубна-3 Московской обл, ул. Жуковского, 2А ст. Большая Волга Московской ж/д «Море» тел. (09621) 777-07-20/
Филиал ОКБ-155 на опытном заводе № 1 был образован по решению СМ СССР и пр. МАП № 1010 от 12.10.1951г. на базе мощностей и коллектива ОКБ-2 опытного завода № 1 МАП, как специализированное по работам над КР класса «воздух-поверхность». Первоначально состав коллектива был небольшим (всего 20 чел.): М.Н. Гальперин, А.Н. Елецкий, Б.Д. Иванов, Г.К. Самохвалов, К.Н. Субботин, Б.В. Куликов, Л.Н. Боголюбский, Н.Г. Соколов, Т.С. Овчарова, В.С. Демидович, С.Ш. Лифшиц, О.В. Мельников, М.Ф. Шоев, З.М. Александрова, З.А. Макотченко, М.Т. Панкова, Е.Г. Елецкая, В.И. Емельянова, К.И. Киселева. Елецкий, Самохвалов, Боголюбский, Мельников и Гальперин стали затем начальниками бригад.
В филиале шли доработки отдельных узлов, испытания, отработка и внедрение в серию, а также дальнейшая модификация УРВП «КС» (пнв. в 1953г.).
Далее при реорганизации завода № 1 в завод № 256 и ввиду передачи сюда опытных работ по тематике КР, проводившихся в ОКБ-155 и его московском филиале (на территории завода № 51 МАП), по пр. № 155 от 31.10.1953г. образовано ОКБ-2-155 в статусе филиала завода № 155 на заводе № 256 МАП как специализированная организация по разработке КР различных классов. По пр. № 20сс от 21.01.1958г. ОКБ передано в ведение 5-го Управления ГКАТ.169 Имело наименование «п/я 12». А.Я. Березняк назначен зам. гл. конструктора/ начальником филиала ОКБ-155 А.И. Микояна.
В конце 1953г. часть советских специалистов закрытого «немецкого» ОКБ-1 этого завода влита в состав филиала (в т.ч. П.Н. Обрубов).
Велись работы по модификациям КР, созданным в ОКБ-155, и самостоятельные работы по КР не авиационного базирования. Строительство опытных образцов КР «16Х» (работы достались от ОКБ-51 В.Н. Челомея).
В соответствии с ПСМ от 11.03.1954г. начата разработка КР Х-20 для комплекса К-20.
В соответствии с ПСМ № 864-372 от 11.05.1954г. началась разработка фронтовой КР КС-7 (ФКР-1) «Метеор» с ядерной БЧ, ПСМ № 320-154 от 3.03.1957г. ФКР-1 22.03.1957г. принята на воружение.
Разработка береговой системы вооружения «Стрела» начата по расп. СМ № 3346 от 21.04.1954г. 1.12.1955г. вышло пост. правительства о создании КР «КСС». В 1956-1957г. на заводе построены опытные экземпляры модификации ракеты КС с ТГС – КС-ТГ, а в 1957-1958г. – КСС-ТГ. На основе «Стрелы» в соответствии с ПСМ № 2004-1073 от 1.12.1955г. создан подвижный комплекс С-2 «Сопка», пр. Главкома ВМФ от 19.12.1958г. он пнв.
С 1955г. велась разработка корабельной КР П-15 и ее вариантов (П-15Т, П-15У, П-15М) совместно с ОКБ-283. 13.05.1957г. вышло расп. правительства № 1105-рс об изготовлении и испытании опытной партии П-15; 8.03.1960г. ракета пнв. В соответствии с ПСМ № 451-185 от 23.05.1964г. пнв П-15У. В соответствии с решениями ВПК № 34 от 4.02.1966г. и № 99 от 24.05.1967г. проводились работы по модернизации ПКР П-15У в вариант П-15М «Термит» (4К51).
Расп. правительства № 1781 от 2.04.1956г. начата разработка ПКР комплекса К-16, 22.08.1959г. вышло пост. № 998-435 о доработке ракеты. Пост. № 1184-514 от 30.12.1961г. (по другой информации, № 1261-537 от 30.12.1961г.152) КСР-2 пнв. В соответствии с ПСМ № 902-411 от 20.07.1957г. начата разработка ракеты КСР-11 комплекса К-11, пост. № 341-157 от 13.04.1962г. он пнв. По пр. МО от 22.04.1968г. на базе КСР-2 создана КСР-24. По пр. МО от 4.12.1969г. пнв КСР-5.
17.04.1958г. вышло ПСМ № 426-201 о разработке КР Х-22, в 1968г. Х-22ПГ пнв.
В соответствии с ПСМ № 684-312 от 19.06.1959г. созданы мишени КРМ-1, -2.
В соответствии с пост. правительства от 10.01.1963г. начата разработка противоРЛ ракеты Х-28 для комплекса К-28П. В соответствии с ПСМ № 648-241сс от 24.08.1965г. по пр. № 355сс от 21.10.1967г. задана разработка КР Х-28М для штурмовика Т-58М.
В соответствии с ПСМ № 694-215 от 11.08.1975г. КР КСР-5Н пнв.164
По пр. № 101 от 19.3.1957г. А.Я. Березняк назначен гл. конструктором филиала ОКБ-155 на заводе № 256, сам филиал получил большую самостоятельность по проведению работ. С 08.1957г. филиал передан в 1ГУ МАП. В 1959г. филиалу ОКБ-155 передана часть мощностей и личного состава ОКБ-256 гл. конструктора П.В. Цыбина. По пр. № 159 от 12.5.1961г. А.Я. Березняку присвоено звание гл. конструктор II степени.
По пр. МАП № 118 от 10.6.1965г. принято решение о выделении филиала в самостоятельную конструкторскую организацию ОКБ-2-155 во главе с А.Я. Березняком. Тем же пр. образован филиал ОКБ на заводе № 475 (в 50 чел.) для сопровождения серийного производства КР. Вскоре в 04.1966г. ОКБ получает название МКБ «Радуга». С 04.1967г. А.Я. Березняк становится гл. конструктором/ руководителем предприятия.
Головное предприятие по разработке авиационных УРВП, крылатых, противокорабельных и противолодочных ракет. С 1989г. являлось головным разработчиком авиационно-космического комплекса «Бурлак».
В 1967г. МКБ имело наименование «п/я В-2680». В 1972г. МКБ вместе со Смоленским филиалом (был в 1987г.) было объединено с ДМЗ в ДПКО «Радуга», «предприятие Р-6498». По пр. МАП от 12.05.1982г. ДПО «Радуга» вновь разделено на самостоятельные предприятия ДМЗ и Машиностроительное КБ «Радуга», в 1987г. – в ведении 2ГУ МАП.
Входило в Корпорацию ТРВ (с ~2004г.). По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом президента РФ № 67 от 26.01.2007г. исключено из перечня стратегических предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).
В составе предприятия (2005г.): научно-исследовательский и опытно-конструкторский комплекс подразделений; лабораторно-испытательная база; ЛИДБ; опытный завод.
Численность персонала (1975г.)- 8400 чел., (2002г.)- 2500 чел.
Гл. конструктор ОКБ (1957-74г.) - А.Я. Березняк {29.12.1912-7.07.1974}, (1974-87г.-)- академик И.С. Селезнев {23.09.1931-}. Ген. конструктор (2005г.)- И.С. Селезнев.
Зам. гл. конструктора (-1974г.)- И.С. Селезнев, (1977г.-)- Г. Самохвалов, (1993г.)- В.А. Ковальчук. Зам. Ген. конструктора (2002г.)- В.А. Ларионов.
Руководитель (1951-74г.)- А.Я. Березняк. Гендиректор (1993-2007г.-)- В.Н. Трусов.101
Гл. конструкторы: (2002г.)- В.А. Ковальчук, В.Н. Троицкий.
Зам. гендиректора: по экономике (2002г.)- И.А. Шец; (2007г.)- В.А. Ларионов.
Директор завода (2002г.)- В.И. Яровой.
Начальники отделов: секретного (1987г.)- И.Г. Поддубский.74
Создано: УРВП: «Комета» КС (КС-1, пнв в 1953г.); КСР (опытная, 1958г.) для К-16; К-10С («352», пнв в 1961г.), К-10П (проект, 1958г.), К-10М (К-10СН, пнв в 1966г.), -СД, -ПП (постановщик помех); К-14 (проект, 1960г.); КСР-2 («085», пнв 30.12.1961г.); КСР-5 для К-26 (пнв 4.12.1969г.), КСР-5П для К-26П (пнв 4.09.1973г.), КСР-5Н для К-26Н (1972, пнв 11.08.1975г.); КС-7 (ФКР-1); КСР-11 («086», пнв 13.04.1962г.) для К-11, КСР-24; Х-20 («Комета-20», пнв в 1960г.) для К-20, Х-20М (1959); Х-22ПГ (пнв в 1968г.), Х-22ПСИ (пнв в 1971г.) для К-22 «Буря», -П (пнв в 1976г.), -Н (пнв в 1987г.), -НА (пнв в 1976г.), -М (пнв в 1976г.), -МА (пнв в 1974г.), -МП (пнв в 1974г.), -Б (экспериментальная полубаллистическая, 1960-е); Х-28 (пнв в 1973г.); Х-41 (3М80); Х-45 (проект, 1962); Х-58У (Х-24, Х-28М, 1980г.), -Э, -ЭМ; Х-59 «Овод» (пнв в 1980г.), Х-59М «Овод-М»; Х-55 («изд. 120», РКВ-500, пнв 31.12.1983г.), Х-55СМ («изд. 125», РКВ-500Б, пнв в 1987г.); Х-15 (РКВ-15, пнв в 1980г.), противоРЛ Х-15П (пнв в 1988г.), ПКР Х-15С (пнв в 1988г.); Х-90 (опытная); КР Х-65 (опытная, 1992г.), ПКР Х-65СЭ; Х-101; КР: 4К87 для С-2 «Сопка» (пнв 19.12.1958г.); КСС для «Стрела» (пнв в 1957г.); КС-7 (ФКР-1 «Метеор», «602», пнв 22.03.1957г.); ККР: П-15 «Дракон» (4К30, 4К40, пнв 8.03.1960г.), П-15Т, -ТГ, -У (4К40У, пнв 23.05.1964г.), П-15М «Термит» (4К51, пнв в 1975г.); береговой РК «Рубеж» (пнв в 1978г.), «Рубеж-Э» (1983); 85Р для УРПК-3 (пнв в 1969г.) и УРПК-4 (пнв в 1973г.) «Метель», 85РУ для УРК-5 «Раструб» (пнв в 1984г.); 86Р (3М80) для «Москит» (пнв в 1980г.), 3М80Е для «Москит-Е» (пнв в 1990-е); Д-9;58 УРВВ Р-9 (К-9, К-155, опытная, 1960-е); мишени: КРМ-1, -2 на базе КСР-2, КСР-5НМ, -5МВ (1960-е), Д-5НМ, Д-5МВ (1990-е); самолет-имитатор МиГ-17 СДК с системой«Рубикон» (К-4); авиационно-космические комплексы «Бурлак», «Бурлак-М», «Диана-Бурлак» (проекты, 1990-е); дельтаплан А-100; спортивный планер «Радуга» СТ-33-1; легкий учебный самолет «Радуга» РЛ-1; выдувной агрегат АВ-68 для изделий из полиэтилена (1950-е); агрегат релаксации и сушки АРИС для Минлегпрома (1980-е); сельскохозяйственные машины, электроустановки.69
Филиал ОКБ-155 на заводе № 21
/г. Горький/
По пр. МАП от 8.07.1952г. в целях разгрузки ОКБ-155 от работ по улучшению серийных самолетов, на заводе № 21 организован филиал ОКБ-155, который возглавил заместитель гл. конструктора П.Е. Сыровой.
ОКБ-3-155 МАП
Гл. конструктор (1958-66г.)- Е.Н. Миндров.
Смоленский филиал МКБ «Радуга», В-2357
/214006 (214000) г. Смоленск, 6 ул. Фрунзе, 74 ст. Красный Бор Московской ж/д «Рубин»/
Смоленский филиал МКБ «Радуга» был в 1967-87г. Имел наименование «п/я В-2357» (1967-87г.).
Директор (1987г.)- А.П. Якушев.74
Дубненское производственно-конструкторское объединение (ДПКО), ДПО «Радуга», Р-6498
ДПКО «Радуга», «предприятие Р-6498», создано в 1972г. в результате объединения МКБ «Радуга», ДМЗ, филиала МКБ «Радуга» на Смоленском авиазаводе и филиала МКБ «Зенит» на ДМЗ. В 1978г. ДПКО переименовано в ДПО «Радуга».
По пр. МАП от 12.05.1982г. ДПО «Радуга» вновь разделено на самостоятельные предприятия ДМЗ и Машиностроительное КБ «Радуга».
Филиал ММЗ им. А.И. Микояна в Душанбе
/734018 г. Душанбе ул. Нагмата Карабаева, 16/
Директор (1990г.)- И.Д. Зернопольский.74
ФГУП, ОАО «Российская самолетостроительная корпорация (РСК) МиГ» ФАП
/103045 г. Москва Уланский пер., 22 а/я 1 тел. 207-04-76 www.migavia.ru/
В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
РСК имела свой пресс-центр (2000г.) по адресу /г. Москва ул. Беговая, 26/
Численность персонала (1990г.)- около 15 тыс. чел., (2005г.)- около 1000 чел.
Гендиректор (2000г.)- Н.Ф. Никитин; и.о. (10.2007-01.2008г.)- С.В. Цивилев; (2010г.)- М. Погосян.
1-й зам. гендиректора (2004-08г.)- С.В. Цивилев. Зам. гендиректора: по материально-техническому обеспечению (-2006-08г.-)- О.А. Фадеев; по информационным технологиям (2003-04г.)- С. Сапельников.
И.О. ген. конструктора (10.2007-01.2008г.)- С.В. Цивилев.
1-й зам. ген. конструктора (2004-08г.)- С.В. Цивилев. Зам. ген. конструктора: по информационным технологиям (2003-04г.)- С. Сапельников.
Начальник ОКБ (2009г.)- А. Литвинович.
Начальники департаментов: информационных технологий (2003-04г.)- С. Сапельников.
Начальники отделов (2010г.)- Ю. Полушкин.
Начальник историко-исследовательского бюро (2010г.)- Е. Арсеньев.
ЗАО «Объединенное КБ «Русская авионика»
/140160 г. Жуковский Московской обл. ЛИИ тел. 556-76-80/
Создана в 1992г. на базе лаборатории РЭО лётно-доводочной базыОКБ-155.
В 2000г. вошла в авиастроительную корпорацию «Иркут».
Работы (2004г.): разработка и производство интегрированных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования для различных типов самолетов и вертолетов, а также модернизация ЛА посредством интеграции отечественного и импортного бортового оборудования; бортовые ЖК-индикаторы, СУВ, математическое обеспечение.
Создана авионика МФИ.
Ген. конструктор (1990-е-)- М.В. Коржуев. Гл. конструктор (2002г.)- Г.И. Волков.
Гендиректор (2002-06г.)- М.В. Коржуев.
Коммерческий директор (2002г.)- Л.В. Родин.69
АООТ, ОАО «Научно-техническое предприятие (НТП) «Авиатест»
/344006 г. Ростов-на-Дону Ворошиловский пр., 12 тел. 40-11-83/
Создано в 1963г. В 01.1996г. АООТ вошло в ВПК «МАПО». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. ОАО вошло в перечень стратегических предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
Разработка и производство (2002г.): наземные автоматизированные системы контроля и диагностики (НАСК) для контроля ЛА; аппаратное и программное обеспечение.
Гл. конструктор (2002г.)- Ю.И. Грабчак.
Зам. гл. конструктора (2002г.)- С.А. Рыбенко.69
Инженерная компания «Трансал-АКС»
/603106 г. Нижний Новгород Советская пл., 3 тел. 68-49-89/
Создана коллективом конструкторов МиГа и ЦКБ по СПК.
Разработка нетрадиционных ЛА. Создан 4-местный самолет безаэродромного базирования на воздушной подушке МиГ-ТА-4.
Гендиректор (2002г.)- В.В. Латышенко.
Гл. конструктор (2002г.)- В.И. Шадрин.
Технический директор (2002г.)- В.В. Плешивцев.69
Русское авиационное АО «Русавиа»
/125299 г. Москва Ленинградское ш., 6 тел. 155-24-07/
Основано в 1991г. как дочернее предприятие РСК МиГ для конверсии оборонной продукции.
Работы (2002г.): утилизация военной техники; разработка документации на УТС ТМ-501; технология продления ресурса самолетов МиГ; геоинформационная система FASTMAP; железнодорожный вагон из композитных материалов.
Гендиректор (2002г.)- С.Н. Баранов.69
ФГУП «МиГ-Ресурс»
/г. Москва/
Дочернее предприятие РСК МиГ. В 2007г. планировалось акционирование предприятия.