Предприятия № 151-200

      

Завод № 200 им. «61» НКОП, НКСП, Николаевское адмиралтейство, Николаевский судостроительный завод, Завод Русского судостроительного общества («Руссуд»), Трест «Наваль-Руссуд», Завод «Тремсуд», Николаевские государственные заводы им. А. Марти (Никгосзаводы), Николаевский государственный завод им. «61» ВСНХ, НКТП

      /УССР г. Николаев Одесской обл. пл. Коммунаров (1935г.) п/я 120 «Завод 61» (1935г.), «Шпиль» (1938г.)/

      Николаевское адмиралтейство основано в 1785г. в устье р. Ингул (официальная дата основания – 1788г.). В 1789г. спущен на воду первый корабль – 44-пушечный «Св. Николай». В 1797г. имелись: 2 больших эллинга. 4 стапеля для мелких судов, кузница, чертежная, 2 парильные печи, 3 каменных здания мастерских, деревянная такелажная мастерская. К 1809г. проведена реконструкция одного эллинга, построен фрегатный стапель. В 1810г. в стороне от основного адмиралтейства Л.И. Львовым сооружен еще один эллинг для подрядных работ. В 1817-18г. проведен капремонт другого эллинга, а к 1823г. построен еще один. В 1825-31г. построена каменная лесопилка. В 1827-30г. в адмиралтействе построен мортонов эллинг. В 1841-44г. над эллингами возведены крыши. В 1844г. в адмиралтействе имелось два эллинга для линейных кораблей, мортонов эллинг, 7 малых эллингов и один для транспортов. В 10.1849г. архитектором Ч. Акройдом разработан проект строительства при адмиралтействе пароходного завода, который включал два трехэтажных здания для мастерских по изготовлению паровых машин, здание кузницы, котельную мастерскую. Но завод было решено строить в Севастополе. В 1851г. по инициативе адмирала Лазарева проведена реконструкция верфи; с 1956г. до 1910г. велась постройка броненосцев. В 1890-е г. большой эллинг № 7 был реконструирован и расширен.

      В 1900г. – Николаевский ССЗ. В 1911г. на арендованной левобережной части Николаевского адмиралтейства был создан частный завод «Руссуд», его Устав утвержден 5.11.1911г. К 05.1913г. было завершено строительство первой очереди верфи: построены 3 стапеля (2 – для линкоров по 200 м), главная судостроительная, механическая и литейная мастерские, электростанция. Имелись также: Серебряный док, в котором была оборудована площадка для постройки малых судов; Мортонов эллинг; достроечный причал, вдоль которого размещались такелажная, малярная, плотницко-столярная и механическая мастерские, кузница и медницкий цех. В 1915г. завод «Руссуд» был объединен с ОНЗиВ в трест «Наваль-Руссуд». «Руссуд» начал специализироваться на производстве корпусных работ, а ОНЗиВ – на изготовлении судовых механизмов. В 1916г. завод получил заказ на постройку 8 ПЛ по пр. Голланда и «Фиат».

      В 1911г. существовало техническое бюро завода, размещавшееся в помещениях ГУ кораблестроения Морского министерства. Там к 11.1911г. под руководством Л.Л. Коромальди и М.И. Сасиновского разработан проект линкора для Черного моря, одобренный к постройке на николаевских заводах. В 1913г. завод участвовал в конкурсе на проект легкого крйсера, в 1915г. – в конкурсе на эскадренную ПЛ.

      30.04.1913г. ОНЗиВ и «Руссуд» образовали совместный Центральный комитет по проектированию и постройке легких крейсеров.

      В 1912г. на территории завода на правом берегу р. Ингул открыто Николаевское отделение Невского завода, где осуществлась достройка двух эсминцев и ПЛ. Тогда же здесь было открыто отделение Балтийского завода. Произведен ремонт старых стапелей и зданий.

      В 1918г. «Руссуд» был национализирован, объединен с заводами «Ремсуд» и «Тэмвод» («Темвод») и получил название «Тремсуд». В 1920г. создано объединенное правление заводов «Наваль» им. А. Марти и «Тремсуд», которые затем получили название Николаевские государственные заводы им. А. Марти. В 02.1921г. завод «Тремсуд» – в ведении Главмортеха (НКпоМД?), в 05.1921г. – ЦПТИ Отдела металла ВСНХ (под контролем СВП). По решению ВСНХ от 08.1922г. завод вошел в состав Южного машиностроительного треста. Затем «Руссуд» выведен из состава «Тремсуда» и подчинен Южному судостроительному тресту (ЮСТ). С 1.04.1923г. завод переведен на режим консервации (по 1930г.), а судостроительный цех преобразован в отделение завода «Наваль». В 07.1926г. завод «Руссуд» – в ведении ЮМТ ГУМП, в мобилизационном отношении подчинялся инженерно-техническому подотделу ВПУ ВСНХ.125 С 12.1928г. передан из ЮМТ в ведение ЮСТ. С 1930г. – в ведении Союзверфи ВСНХ. В 02.1930г. завод «Руссуд» переименован в судостроительный завод им. «61» (в честь 61 жителя Николаева (в основном, богатых), взятых в заложники и расстрелянных деникинцами в 1919г.). В 1933г. передан из Союзверфи в подчинение Главморпрому НКТП (и на 01.1935г.). По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. Николаевский государственный завод им. «61» переименован в завод № 200 им. «61». В 02.1937г. завод – в ведении 2ГУ НКОП, пр. № 136 от 11.04.1937г. утвержден Устав завода. В 02.1939г. из 2ГУ НКОП передан в состав 2ГУ НКСП.

      С 1932г. при заводе действовало ЦКБ.

      Пр. № 0014 от 1.02.1937г. и № 0093 от 27.04.1937г. утверждены работы по капстроительству на 1937г.: удлинение и реконструкция стапелей № 1, 2, 3, 4, ввод в эксплуатацию механического цеха Ремсуд. Пр. № 00235 от 29.10.1937г. окончание работ по реконструкции стапелей было перенесено: № 1 и 2 – на 05.1938г., № 3 – на 08.1938г. «В связи с неудовлетворительными темпами работ» 13/20.01.1938г. вышел пр. № 10с провести обследование реконструкции завода. В соответствии с пост. правительства № 80сс от 11.05.1938г. и пр. № 178сс от 26.05.1938г. заводу передан от Николаевского облсовета земельный участок вдоль берега р. Ингул вверх по течению длиной 500 м, шириной 50 м для подъездных путей к стапелю № 3.

      Производство (1935г.): суда морские транспортные (нефтевозы, лесовозы, сухогрузы); металлоконструкции; баки для цистерн.

      На заводе строились эсминцы, ПЛ (с 1932-33г.), плавсредства обеспечения ВМФ, в т.ч. спасательные суда с глубоководными аппаратами. Пр. № 0088 от 22.04.1937г. заводу предписано заложить линкор типа «А» в 10.1937г, и по одному линкору типа «Б» в 12.1937г. и в 02.1938г. (пр. был отменен пост. правительства № 87сс от 13/15.08.1937г.). Во исполнение пост. СТО № ОК-167сс от 16.07.1936г. пр. № 00157 от 14/15.07.1937г. заводу поручено изготовить к 30.08.1937г. 24 противоторпедных отсека для УМС НКО.

      С 07.1941г. перешел на выполнение фронтовых заказов: производил понтоны, минометы, бомбы, снаряды, мины. 8.07.1941г. вышла директива НКСП о частичной эвакуации завода. В соответствии с пр. НКСП от 18.07.1941г. завод был частично эвакуирован (1457 чел.) в Астрахань на завод № 638 и на завод № 342, оставшаяся часть завода попала в оккупацию. Завод был переименован немцами в «Северную верфь» и производил понтоны, фермы мостов, детали для транспорта. Перед отступлением в начале 1944г. стапель с корпусом крейсера «Севастополь» был взорван.

      После освобождения Николаева в 03.1944г. до конца 1945г. шло восстановление завода, которому был присвоен№ 445.61

      Численность персонала (1818г.)- около 1500 чел., (04.1920г.)- 500 чел., (02.1921г.)- 1600 раб., (1937г.)- 7423 чел., (06.1941г.)- 10.800 чел.

      Директор (-1913-16г.-)- Н.И. Дмитриев, (-07-29.08.1937г.)- Н.В. Щербина; и.о. (29.08-21.09.1937г.)- И.Г. Миляшкин; (21.09.1937-09.1938г.-)- И.Г. Миляшкин.

      Управляющий (1913г.)- К.Г. Ващалов. Председатель правления (1914г.)- г-л В.М. Иванов. Член правления (1913г.)- Дж. Ф. Крукстон.

      Зам. директора (21.09.1937г.-)- Г.В. Бабенко. 2-й зам. директора (21.09.1937г.-)- В.И. Кузнецов. Помощник директора по найму и увольнению (19.07.1937-09.1938г.-)- Е.М. Гервиц.

      Гл. корабельный инженер (-1914-16г.-)- Л.Л. Коромальди. Гл. инженер (-05-07.1937г.-)- А.И. Павлов, (29.08-21.09.1937г.)- И.Г. Миляшкин, (21.09.1937г.-)- Г.В. Бабенко.

      Гл. строители: (-1896-1904г.-)- А.Э. Шотт, (1939г.-)- Г.В. Бабенко (пр. 69).

      Начальники цехов: корпусного (05.1937г.)- А.М. Челпаков.

      Начальники отделов: технического (1911г.)- А.Н. Прохоров; ПЭО (01.1938г.)- Коревицкий.

      Начальник технического бюро (1914г.)- Л.Л. Коромальди, (1916г.)- М.И. Сасиновский.

      Корабельные мастера: (-1817-20г.-)- А.И. Мелихов, (1823г.)- И.С. Разумов, (1829г.)- М.И. Суравцев, (-1846-55г.-)- С.И. Чернявский, (-1837-55г.-)- А.С. Акимов. Строители кораблей: (-1887-91г.-)- С.К. Ратник, (1894г.)- Н.И. Янковский, (-1894-97г.-)- М.К. Яковлев, (1904г.)- А.Л. Коссов, (1907г.)- И.О. Гайдамович (1920-е)- Я.С. Солдатов, (-1941г.)- А.Б. Ганькевич. Машинный мастер (1819г.)- Шмит.

      Производство: фрегаты: 26-пушечные (1790)- 1, 44-пушечные «Св. Николай» (01.1790-), «Минвера» (11.1809-), «Поспешный» (1820-21), «Пармен» (1822-23), «Флора» (1837-39), «Кагул» (1840-43), 50-пушечный «Григорий Великия Армения» (09.1790-91), 60-пушечные «Тенедос» (1827-28), «Архипелаг» (1828-29), «Агатополь» (1833-34), «Месемврия» (1838-40), «Мидия» (1840-43), «Кулевчи» (-1847); «Флора» (1818); линейные корабли: 74-пушечные «Лесное» (11.1809-), «Кульм» (1810-13), «Красное» (1813-), 80-пушечный «Пантелеймон» (10.1822-), 84-пушечные «Чесма» (-1828), «Память Евстафия» (05.1829-), «Адрианополь» (07.1829-), «Силистрия» (-1835), «Султан Махмут» (1835-36), «Селафаил» (08.1838-40), «Ягудиил» (1839-43), «Храбрый» (1846-47), «Чесма» (1842-49), «Императрица Мария» (1849-05.1853), 90-пушечный (11.1791-), 110-пушечный «Дербент» (10.1823-), 120-пушечные «Варшава» (1832-), «Три святителя» (1835-38), «Двенадцать Апостолов» (1838-41), «Париж» (1847-54), «Великий князь Константин» (05.1850-09.1852), «Босфор» (09.1852-); «Норд Адлер» (-1820), винтовые «Синоп» (1852-09.1857), «Цесаревич» (1853-57), «Императрица Мария» (10.1911-10.1913), «Император Александр III» (10.1911-04.1914); 20-пушечные акаты (1790-91)- 2; транспорты (1790-е)- 1, «Мария» (1818-), «Ингул» (1819-), (1823-31-)- 3, «Березань» (1835-37), «Кубань», «Ингул» (1836-37), «Кинбурн» (1837-38), «Дунай» (-1847), (1838-49-)- 10; корветы: «Або» (1808-09), «Сизополь» (-1830), «Калипсо» (-1845), 18-пушечный «Орест» (1835-36), «Андромаха» (1840-41), 20-пушечный «Пилад» (1838-40), 22-пушечный «Ифигения» (1833-34), 24-пушечный «Пендераклия» (1830-), винтовой «Воин» (1855-58); 8-пушечный тендер (1817); бриги: 12-пушечный «Эндимион» (1837-39), 16-пушечный «Эней» (1840-42), 20-пушечные «Ганимед» (1819-), «Фемистокл» (1832-33); «Орфей» (1820-), (1829)- 2, «Фемистокл», «Паламед» (1838-39), «Персей», «Неарк» (1839-40), «Тезей», «Птолемей» (-1845); яхты «Утеха» (1820-21), (1830-35)- 3, «Ориадна» (1836-); пароходы: «Везувий» (12.1819-05.1820), «Метеор» (03.1823-), «Громоносец» (02.1829-30), «Северная звезда» (06.1834-), портовый «Успешный» (1836-37), «Силач» (1837-38), «Метеор» (1838-39), «Молния» (1840-42), «Ординарец» (1847-49); дноуглубительная машина (1819); 12-пушечные катера «Ласточка», «Соловей» (1825); канонерские лодки (1828-51-)- 16, «Запорожец» (1890-е); иолы (1828-29-)- 20; шхуны (1829-38-)- 5, 16-пушечные «Опыт» (1837-49-)- 5, винтовые «Дон», «Салгир» (1855); 12-пушечные люггеры (1831); тендеры (1834-35)- 4; транспортные боты (1836-37)- 3; баржи (1836-51)- 43; плашкоуты (1839-51)- 10; бомбардирский корабль «Перун» (1840-42); броненосцы: «поповки» «Новгород» (достройка 05.1873), «Вице-адмирал Попов» (-1876); «Екатерина II» (-1886), «Двенадцать апостолов» (02.1988-09.1890), «Три святителя» (-10.1893), «Ростислав» (01.1894-08.1896), «Князь Потемкин-Таврический» (12.1897-09.1900), «Евстафий» (11.03.1904-21.10.1906); батарейные плоты (1877)- 3; миноносцы: «Измаил» (-1886), типа «Анакрия» № 268 и № 269 (1892-95), типа «Пернов» № 270, 271, 272, 273 (1890-е); минные крейсера: «Капитан Сакен» (-04.1889), «Гридень» (-1895); крейсеры: «Кагул» («Память Меркурия», «Коминтерн») (-1907), легкие «Адмирал Нахимов» (Червона Украина») (10.1913-26), «Адмирал Корнилов» (11.1915-); тяжелый пр. 69 «Севастополь» (11.1939-, не достроен); пр. 68 «Куйбышев» (08.1939-01.1941), «Свердлов» (01.1941-, не достроен); эсминцы: типа «Заветный», типа «Живой» (1905-06); пр. 7 «Безупречный», «Бдительный», «Бесстрашный» («Совершенный») (-02.1939), «Бесшумный» («Свободный») (-02.1939), «Прочный», «Подвижный», «Полезный» («Смышленый»), «Прозорливый» (08.1936-), «Бурный», «Боевой», «Пронзительный», «Поражающий» (08.1936-, разобраны); пр. 30 «Опасный» («Огневой») (08.1939-40), «Озорной» (-1940), «Отменный», «Обученный», «Отчаянный», «Общительный» (1939-40-); ПЛ: Балтийского завода типа «Лебедь» «Гагара», «Утка» (08.1915-16), типа АГ АГ-21 (08.1917-18), АГ-22 (03.1917-07.1920), АГ-23 (1917-06.1920), АГ-24 (06.1920-04.1921), АГ-25 (07.1921-04.1922), АГ-26 (10.1920-02.1923), типа «Фиат» (1916-)- 7; сборка лодок заводов Балтийского и им. Марти Vбис (VII) серии «Сазан» (№ 183/10, Щ-201) (-04.1934, 5.08.1935), «Селдь» (№ 184/10, Щ-202) (-05.1934, 3.09.1935), «Камбала» (№ 228/10, Щ-203) (-05.1934, 4.09.1935); VI серии М-2, -4, -5, -6, -7, 10, -14, -15, -23, 26 (1932-35)- 10; типа «Щука» Vбис (II) серии «Нерпа» (№ 1029, Щ-205) (01-11.1934, 17.11.1936), «Нельма» (№ 1030, Щ-206) (01.1934-02.1935, 14.08.1936), «Касатка» (№ 1031, Щ-207) (01.1934-03.1935, 17.11.1936), достройка Адмиралтейского завода «Минога» (№ 216/10, Щ-204) (-12.1934, 30.12.1935); VIбис серии М-54, М-55, М-56 (1930-е); Х серии Щ-208, -209, -210, -211, -212, -213 (зак. 1037, 1938), -214 (зак. 1038, 1938), -215 (05.1934-09.1938); Хбис серии Щ-216 (1939-41); плавбаза ПЛ «Эльборус» (05-12.1916); десантные корабли типа «эльпидифор» № 410-412 (1916-20), 413-429 (1916-)- 20; достройка № 413-415 в качестве канонерских лодок «Красная Абхазия», «Красный Аджаристан» (1920-21)- 3, № 416, 417 в качестве тральщиков (1921-23), № 422 как танкера, № 418-421, 423-427 как гражданские транспорты (1922-29), № 428, 429- не достроены; вооружение пароходов «Медведица», «Старочеркасск», «Вилково» (1920-е); лесовозы типа «Волголес» «Коллективизация» («Анатолий Серов»), «Строительство» («Полина Осипенко») (1932-39, переоборудованы в рудовозы); сухогрузы: типа «Ногин» «Цюрупа», «Тимирязев», «Скворцов-Степанов» (1930-36), «Чапаев», «Лепсе», «Ульянов», «Пугачев», «Разин» (достроены на СРЗ Мариуполя, Керчи, Херсона); «Труд», «Диктатура» (-1933); танкер типа «Моссовет» «Урал» (1940); плавучий док на 5000 т пр. 75 (1934-40)- 4.112-115

Спасская верфь

      /г. Николаев/

      В 1810г. в стороне от основного адмиралтейства Л.И. Львовым сооружен еще один эллинг для подрядных работ и организована частная (подрядная) Спасская верфь. В 1828-29г. на подрядной верфи М.Ш. Сребренным построен второй эллинг на правом берегу Ингула напротив адмиралтейства. Осенью 1834г. в Николаев переведен Херсонский литейный завод, который разместили в бывшем угольном сарае Спасской верфи, преобразованным в литейную мастерскую.

      Работали: (-1843-51г.-)- А.Ш. Рафалович, (1829г.)- М.Ш. Сребренный, (1829г.)- Шапошников.

      Производство: линейные корабли: «Анапа», «Эривань» (-1829), 84-пушечные «Императрица Екатерина» (12.1829-), «Гавриил» (08.1838-11.1839), «Уриил» (08.1838-40), «Ростислав» (1843-44), «Святослав» (1843-45), 135-пушечный «Цесаревич» (08.1853-10.1857); фрегат 60-пушечный «Варна» (1829-); пароходофрегат «Тигр» (1855-); почтово-пассажирский пароход № 116 «Императрица Александра» (1896).112,113

Судостроительный завод «Ремсуд» ВСНХ

      /г. Николаев Одесской губ. (1925г.)/

      В 1918г. завод «Ремсуд» был объединён с заводом «Руссуд» и «Тэмвод» («Темвод») в «Тремсуд». Тем не менее, на 05.1921г. он присутствует в списках заводов (наряду с заводами «Наваль», «Темвод» и «Ремсуд») ЦПТИ, действовавших под контролем СВП ВСНХ. Далее «Ремсуд» входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). В 07.1926г. завод «Ремсуд» – в ведении ЮМТ ГУМП, в мобилизационном отношении подчинялся инженерно-техническому подотделу ВПУ ВСНХ.125

Государственный завод «Тэмвод» ВСНХ

      /г. Николаев/

      В 05.1921г. завод – в ведении ЦПТИ Отдела металла ВСНХ (под контролем СВП), в 06.1926г. – в ведении Южмаштреста ГУМП ВСНХ, в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ.125

ЦКБ завода № 200 НКСП

      Создано в 1932г. Проектирование кораблей (в т.ч. класса «Киров»). Позднее передано в ведение НКАП.

      Начальник/гл. конструктор (1930-е)- Маслов.138

< 1 61 62 63 >