Предприятия № 2-3

      

НИИ-2 НКОП, НКБ, Институт «ХИМ-2» НКТП

      /г. Москва, 24 п/я 2437 (1937г.)/

      ХИМ-2 создан базе спецлаборатории ВХНИИ. По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. ХИМ-2 переименован в НИИ № 2. Пр. № 294 от 17.08.1937г. утвержден Устав института. В 02.1939г. НИИ № 2 4ГУ НКОП передан в ведение 4ГУ НКБ.132

      С 1936г. – работы по зажигательным жидкостям, создана желатинизированная горючая эмульсия ЖГЭ (Р.З. Файнциммер).56 По пр. НКОП № 0041 от 27.02.1937г. в целях усиления работ по средствам зажигания расширена тематика работ института ХИМ-2, он передан в ведение 4ГУ и определен основным по разработке и применению массовых средств зажигания. Институту предписано обеспечить работу Файнциммера (в 1937г. репрессирован) и Симагина по улучшению пластифицирования горючих материалов.

      При институте действовало КБ Голосова, по пр. № 83 от 10.03.1937г. оно переведено на завод № 37.

      И.О. директора (-27.02.1937г.)- Богданов. Директор (27.02.1937-5.03.1938г.)- С.А. Рябенький (снят).

      Гл. конструктор (27.02.1937г.-)- Богданов.

      Начальники лабораторий: (02.1937г.)- Симагин.

      Начальники групп: испытательной (1937г.)- Захаров.139

КБ Голосова

      Действовало при НИИ-2 НКОП. По пр. № 83 от 10.03.1937г. КБ со всем личным составом (7 чел.), планом работ, объектами Д-1, -2, -3, -4, -5, -6 переведено на завод № 37.139

      

НИИ-2 МАП, ГКАТ, Институт теоретической кибернетики (ИТК) МАП, НИИ автоматических приборов (НИИАП), НИИ автоматических систем (НИИАС) МАП, В-2942, НИИ авиационных систем (НИИАС), ГосНИИАС, ФГУП «ГНЦ РФ «ГосНИИАС»РАКА

      /г. Жуковский; г. Москва Ленинградское ш., 55 п/я 3657 (1949г.)/

      /125319 (125167, А-167) г. Москва, А-319 ул. Викторенко, 7 «Целина» тел. 157-70-47 www.gosniias.msk.ru, www.gosniias.ru/

      Образование НИИ-2 НКАП планировалось еще в 08.1944г. для работ по самолету-снаряду; зам. руководителя планировался П.О. Сухой, по двигателю – Б.С. Стечкин, но тогда это не было реализовано. В соответствии с пост. СНК № 473-192сс от 26.02.1946г. о развитии НИОКР по авиатехнике была оговорена организация Института авиационного вооружения. По пр. МАП № 290сс от 13.05.1946г. был организован НИИ-2 МАП в системе 7ГУ. Выделена территория на заводе № 134 МАП гл. конструктораП.О. Сухого: конструкторский корпус на территории «а» (бывший Дом ветерана Отечественной войны, построенный после 1812г.; в 1970-х г. был снесен при реконструкции института) и часть ангара на территории «б» (бывший сборочный цех завода Юнкерса на Ходынке; впоследствии здесь созданы первые моделирующие комплексы). Штат сотрудников формировался на базе отдела № 4 ЛИИ (вооружения), БНТ ЦАГИ, часть которого передана новому НИИ-2 (занимался вопросами изучения зарубежной техники), отдела вооружения № 52 НИИ-1 МАП, группы Г.Я. Диллона (переведена в 07.1946г.). До окончания оборудования базы институт располагался в г. Жуковском. Организатор и первый руководитель НИИ-2 - П.Я. Залесский.

      По пр. № 641с от 15.09.1947г. для размещения институту дополнительно передан участок территории завода № 240 МАП.

      В 06.1946г. в составе института: лаборатории: № 1 прицелов и воздушной стрельбы, № 2 бомбометания и бомбардировочных прицелов, № 3 пулеметно-пушечного вооружения, № 4 бомбового и минно-торпедного вооружения, № 6 реактивно-химического вооружения, № 7 приборостроения, № 8 информационно-издательская, № 9 летно-исследовательская, № 10 полигонная (в Фаустово).ормационно-издательская, № 9 летно-исс-ая, ия и бомбардировочных прицелов, № 3 пулеметно-пушечного воор-я,

      В 1946г. на полигоне в пос. Фаустово организована испытательная база № 1 института. Выделен участок земли на территории Виноградского лесхоза (г. Жуковский) для организации базы натурных испытаний – база № 2 по летным испытаниям. Строились стенды и испытательные установки. Организовано опытное производство (М.Я. Горелик).

      Пр. МАП № 393сс от 24.05.1949г. от завода № 134, переведенного в Тушино, в 11.1949г. к НИИ-2 были дополнительно переданы все здания территории «а» и «б» завода № 134 (адрес НИИ-2 был тот же, что и у завода № 134: Ленинградское ш., 55).

      По пр. № 283сс/оп от 25.04.1955г. НИИ-2 с 1.04.1955г. передан из 7ГУ в 6ГУ МАП. По 08.1957г. – в ведении 2ГУ МАП. В соответствии с ПСМ № 38-19 от 9.01.1958г. по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в ведение 5-го Управления ГКАТ. По пр. МАП от 30.04.1966г. НИИ-2 переименован в ИТК, далее – НИИАП (до 1970г.). Пр. МАП от 19.02.1970г. переименован в НИИ автоматических систем, в 1972г. – в ведении ГУ НИО, в 1987г. – 10 ГУ МАП. Имел наименование «п/я В-2942» (1967-87г.).74 Далее – НИИ авиационных систем.

      В конце 1960-х – начале 1970-х г. проведена реконструкция института: построен инженерно-лабораторный корпус из пяти блоков, административный корпус (на месте Дома ветерана). В составе института также: испытательно-моделирующий комплекс в г. Ахтубинске (-1987-2002г.-), специальный отдел (1987г.).

      До 1970г. структура института состяла из лабораторий, в состав которых входило несколько отделов. имелись лаборатории: теории самонаводящихся систем, ударной и дальнебомбардировочной авиации № 3, № 4 (1959г.), боевой живучести. Затем основной структурной единицей стало отделение, состоящее из лабораторий, а в них – секторы. Организованы отделения: эффективности; совместимости оружия и самолета; истребительной авиации; ударной авиации; УРВВ; УРВП.

      Имелись филиалы (1987г.): Белоозерский «Прибор»; (1990г.): в Феодосии (летные испытания вооружения морской авиации), в Грузии (организован в 1980-е г.). После 1991г. эти филиалы стали самостоятельными организациями.

      В 1946-49г. проводилисьработы по испытанию систем вооружения с пушкой Б-20Э длясамолета Ту-4.

      Первые годы проводились конструкторские работы. В 07.1946г. в институт из НИИ-400 была переведена тематика реактивной авиационной торпеды РТ-45-2 (А-2) с группой конструкторов под руководством Г.Я. Диллона (испытана в 1948-51г.). На ее базе создана РАТ-52 (В.П. Голиков), в 1953г. она пнв. Велись работы (лаборатория 8) по торпеде РАТ-3 (изд. «40»). В 1954г. группу по РАТ планировалось передать в НИИ-400.

      Тематика УРВВ: разрабатывался проект снаряда «РСС»/Д-42 под руководством Э.Н. Кашерининова (далее перешел в НИИ-642). Позднее работа над самонаводящимся оружием была продолжена Н.Н. Моисеевым.

      С 1947г. из НИИ-17 МАП переведен В.А. Малышев, под началом которого с 1949г. проводились работы по радиодальномеру «Гамма» (в 1951г. Малышев с этой темой вернулся в НИИ-17).

      С конца 1954г. начала развиваться тематика управляемого ракетного вооружения. Впервые глубоко начаты исследования проблемы самонаведения, эффективности перехвата. В соответствии с ПСМ № 2543-1224 от 30.12.1954г. по пр. МАП от 26.02.1955г. институт определен ведущей организацией по НИР в области систем управления авиационным вооружением, создания УР. С конца 1950-х начата тематика ЗРС и ПРО. С конца 1950-х до 1965г. преобладали работы по космической тематике.

      В 1950-х г. построена своя ЭВМ ВДМ-101 (Г.Т. Артамонов). Затем были приобретены М-50, 5Э51, «Эльбрус» (4 машины), “Hitachi”, VAX фирмы DEC. Организован свой Вычислительный центр.

      Направления работ (1960-е г.): совместимость оружия и самолета (стрелково-пушечные установки, бомбардировочное вооружение, НУРС, рассеивание боеприпасов); теория эффективности, исследование боевых операций и эффективности; управляемое оружие, автоматизация режимов прицеливания; боевая живучесть и поражение цели.

      В конце 1960-х г. был построен стенд полунатурного моделирования Ту-22М. Созданы 3 стенда для МиГ-23 («воздушного боя», для РЛС и для УР К-23). В 1970-х г. начались работы по МиГ-31 и Ту-160. Создан моделирующий комплекс Ту-160. В 1980-х г. – работы по Ту-95МС. Стенды для Су-25, Су-27, МиГ-29, Су-27ИБ. В 1990-х г. – стенд моделирования Ил-96Т, МиГ-21-93.

      Институт принимал участие в создании УРВВ: Р-3, Р-55, Р-8М, Р-98, Р-40, Р-27, Р-60, Р-73, Р-77; УРВП: Х-23, Х-25, Х-27, Х-31, Х-35, Х-55, Х-59, Х-555, КАБ-500Л, КАБ-500КР, С-25Л. По пр. № 355сс от 21.10.1967г. институт назначен соразработчиком КР Х-28М по расчёту контура управления ракеты, точности наведения и эффективности и моделированию.

      В соответствии с ПСМ № 1053-353 от 17.11.1967г. по пр. № 421сс от 12.12.1967г. институт определён головным по определению состава средств обороны, включая огневую защиту для самолета Ил-76 и их испытаниям.164

      С конца 1970-х г. институту поручено вести вместо ЛИИ испытания АТ на боевых режимах в ГНИКИ ВВС.

      Велись работы по космической тематике: защита КА от внешних воздействий. Принимал участие в программе создания ОК «Буран».

      Работы по защите пилота и самолета от поражающих элементов оружия.

      НИР «Эхо» по крылатым ракетам для стратегической дальней авиации. НИЭР «Союз» (совместно с НИИ «Исток») по РЛС для Су-27.

      В конце 1980-х г. – работы по МиГ-31М, МФИ.

      Велись работы в интересах ГА: разработка ПО бортового комплекса оборудования Ил-96М, Ту-204; комплексирование бортового оборудования вертолетов Ми-38 и Ка-62. В 1990-96г. разработан Интегрированный комплекс бортового оборудования для гражданских самолетов (ИКБО-95). В 1990-е г. по заказу НЦ УВД разработана имитационная модель воздушных перевозок в России. В 1990-е г. в соответствии с пост. правительства ГосНИИАС определен головным по созданию единой компьютерной системы для паспортно-визовой службы (руководитель- А.В. Бондаренко).

      Созданы стенды: воздушного боя; трехстепенной для отработки гиросистем; пятистепенной для отработки оптико-электронных систем; испытаний ракет на кинетический нагрев; комплексных испытаний на баро-, вибро- и тепловые нагрузки; трехстепенной для отработки БРЛС; прототипирования авионики. Специальные залы: радиобезэховый для моделирования БРЛС; моделирования бортовых управляющих машин.

      С 1991г. – ГосНИИАС (пр. № 201 от 3.05.1990г.). С 1994г. – ГНЦ ГосНИИАС (пост. правительства № 247 от 29.03.1994г.), далее – ГУП ГНЦ ГосНИИАС. В соответствии с Указом Президента РФ № 939 от 22.06.1993г. и пост. Правительства № 247 от 29.03.1994г. институту присвоен статус ГНЦ РФ. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ГосНИИАС вошел в перечень стратегических оборонных предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включен в реестр организаций ОПК. Действовал в ведении Минпромторга (2015г.).

      Работы (2000г.): ОКР «Идентификация» по разработке перспективных технологий автоматической идентификации объектов и документов для обеспечения автоматизированного учёта и контроля обращения ресурсов; НИР «Визир» по разработке методов и средств бесконтактных измерений и построения трёхмерных моделей пространственных объектов; НИР «КТД» по разработке технологии информационной системы контроля товародвижения подакцизной продукции с использованием штрих-кодовых марок. (2002г.): разработка концепций авиационных комплексов и систем, бортового оборудования; сертификация бортового оборудования; создание автоматизированных систем научных исследований и проектирования, комплексов моделирования и наземных испытаний; работы по теории обработки сигналов, теории технического зрения и распознавания образов. Совместно с НТЦ «Модуль» к 2005г. разработан прототип бортовой автомобильной системы мониторинга дорожно-транспортной обстановки. (2006г.): программное обеспечение бортовых комплексов оборудования; интегрированная среда проектирования «Борт». По пр. РАКА № 18 от 21.02.2003г. институт определен головным по проведению единой научно-технической политики авиапрома в области РЭО для ЛА военной и гражданской авиации.

      Площадь помещений (2003г.)- 44 тыс. м2.

      Численность персонала (1953г.)- около 1000 чел., (конец 1960-х)- более 3000 чел., (1972г.)- 4056 чел. (в т.ч. 282 чел. упр.), (1990г.)- более 9000 чел., (2002г.)- около 2000 чел.69

      Начальник (1946-51г.)- г-м П.Я. Залесский {27.05.1902-}; и.о. (01-03.1951г.)- В.Е. Руднев; (03.1951-07.1970г.)- В.А. Джапаридзе {28.02.1908-}, (09.1970-2001г.)- Е.А. Федосов. Гендиректор (2001-06г.)- академик (1984г.) Е.А. Федосов {14.05.1929-}, (06.2006г.)- С.Ю. Желтов.

      1-й зам. начальника (1966-70г.)- Е.А. Федосов. 1-й зам. гендиректора- А.М. Батков, (1980-е-92г.-)- П.В. Позняков, (1990-е)- В.А. Стефанов; по финансово-коммерческой деятельности (-1996-2000г.)- Б.С. Алешин. Зам. начальника: по научной работе (1946-59г.)- В.Е. Руднев (теория эффективности); (06.1959-66г.)- Е.А. Федосов (управляемое оружие), (1960-е)- В.И. Ермилов (совместимость оружия и самолета), (1970-е)- С.И. Базазянц (совместимость оружия), (1974-75г.)- А.М. Батков. Зам. гендиректора (1980-е)- Б.С. Алешин (компьютерные технологии), (1980-е-2002г.-)- А.М. Жеребин, (-1994г.)- Л.К. Сафронов, (1990-е)- В.И. Кухтенко.

      Исполнительный директор (2002г.)- П.В. Позняков, (2002г.)- В.А. Стефанов. Коммерческий директор (1998-2000г.)- Б.С. Алешин, (2002г.)- Л.В. Степанова.

      Научный руководитель (02.2006г.-)- академик Е.А. Федосов.

      Гл. инженер (1946г.-)- М.Я. Горелик, (-1990-е-2002г.-)- С.И. Могилевчик.

      Начальники отделений: эффективности (1970-е)- Е.А. Федосов; совместимости оружия и самолета (1970-е)- С.И. Базазянц; истребительной авиации (1970-е)- А.М. Батков; ударной авиации (1970-е)- А.М. Батков; УРВВ (1970-е)- А.М. Батков; УРВП (1970-е)- А.М. Батков; систем управления вооружением истребителей (1990-е)- И.Б. Тарханов; А.С. Исаев, М.М. Максимов.

      Зам. начальника отделения: по научной работе- В.В. Инсаров.

      Начальники отделов: УРВВ (1953-56г.)- Е.А. Федосов; секретного (1987г.)- А.В. Попов; (-1970г.)- А.М. Батков, В.В. Инсаров, Р.Д. Кузьминский, И.В. Логвинов, (1976-86г.)- П.М. Николаев; вычислительного центра- Г.Т. Артамонов; Научно-информационного центра (2006г.)- В.В. Володин. Начальник производства- И.А. Мурылев.

      Начальники лабораторий: № 2- Е.И. Чистовский; № 3- К.А. Сарычев; № 4 (1959г.)- Ю.И. Топчеев; боевой живучести (1970-е)- С.И. Базазянц; Б.С. Алешин, В.Ю. Горохов, В.В. Инсаров, (1982г.-)- А.К. Кирюхин, И.В. Логвинов, А.С. Синицын, (2000-е)- Б.Н. Топоров.

      Начальники секторов: Б.С. Алешин, В.И. Аристов, Л.В. Борисов, В.Ю. Горохов, (-1981г.)- А.В. Кислецов, (1971-87г.)- А.Р. Ланской, А.С. Синицын; и.о. (1975г.-)- П.М. Николаев.

      Начальники: базы № 2 (1940-е)- А.Д. Страдаев; Белозерского филиала (-1994г.)- Л.К. Сафронов; групп: А.А. Гречухин, И.В. Логвинов.

База № 1 НИИАС, Научно-испытательный агрегатный институт (НИАИ) МАП, Белоозерский филиал «Прибор» НИИАС, А-1166, Государственный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГосНИПАС), ФГУП, ФКП «Государственный казенный НИПАС»(«ГкНИПАС»)

      /140240 (140250) пос. Фаустово (Кратово) Воскресенского р-на Московской обл. «Беркут»/

      /140250 пос. Белозерский Воскресенского р-на Московской обл. тел. 556-07-09 www.aha.ru/~leokon/

      Полигон в Фаустово образован в 1941г. для наземных испытаний АТ и вооружения.

      В 1946г. здесь организована база № 1 НИИАС. В 1965-66г. полигон преобразован в самостоятельный НИАИ, в 1972г. – в ведении ГУ НИО МАП. С 1978г. – Белоозерский филиал «Прибор», в 1990г. – Белоозерский филиал НИИАС. Имел наименование «п/я А-1166» (1987г.).74

      Испытания вооружения: морской ракетный комплекс П-5 (с 12.03.1957г.).58

      В 1960-е г. на территории полигона располагалась испытательная база Филиала № 1 ЦКБМ (ОКБ «Салют») по испытанию ракетно-космических сиситем.

      С 1994г. – самостоятельный ГосНИПАС. В 2002г. – ФКП ГкНИПАС. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Создано: противовоздушная мина «Темп-2»;63 многоцелевой штурмовой выстрел для РПГ-7 (1995); противотанковая противокрышевая мина.

      Работы (2000г.): ОКР «Пассажир» по разработке стендового оборудования для сертификационных динамических испытаний на пассивную безопасность средств защиты пассажиров и экипажа транспортных средств при столкновении и авариях; ОКР «Безопасность» по разработке методов и средств испытаний транспортных средств, оборудования и защитных систем для обеспечения пассивной безопасности.

      Направления деятельности (2002г.): аэробаллистические исследования ЛА и вооружения, исследования эрозионного воздействия вооружения на защитные покрытия; огневые испытания ЖРД, РДТТ, камер сгорания; сертификационные испытания элементов пассажирских ЛА; исследования технических и эксплуатационных характеристик установок вооружения, влияния вибрационных и тепловых нагрузок, аэрокосмических условий и электромагнитного воздействия на работу авиационного вооружения; испытания систем аварийного покидания ЛА, исследования динамики парашютных систем; оценка боевой живучести ЛА.

      В состав экспериментальной базы входили: высокоскоростной ракетный испытательный трек, легкогазовая система для испытаний на устойчивость к воздействию снарядов и осколков, комплекс светового моделирования, аэробаллистическая трасса, термоакустическая установка; стенды: «Кресло» (1999г.), испытаний бортовых накопителей информации, тепловых испытаний СТИ-3; комплекс для испытаний ракетных двигателей, комплексных испытаний, для испытаний микроЖРД, вакуумный, теплоэрозионных испытаний.

      Являлся одним из 5 крупнейших полигонов России (2002г.).

      Площадь- более 10.000 га.

      Численность персонала (1972г.)- 2670 чел. (в т.ч. 449 чел. упр.), (1990г.)- около 2000 чел., (2002г.)- 1200 чел.

      Начальник (1946г.)- А.В. Архаров, (1987г.)- В.В. Бочаров, (-1994г.)- Л.К. Сафронов. Директор (1994-2000г.)- Л.К. Сафронов, (2002г.)- А.А. Стрельников, (2005г.)- В.Г. Русс.

      Зам. директора: по научно-испытательной базе (2002г.)- В.Г. Русс; по безопасности (2002г.)- Ю.И. Кирпичев; по персоналу (2002г.)- Н.В. Щипунов. Исполнительный директор (-2002-05г.-)- В.Я. Ниязов.69

      Гл. инженер (2002г.)- В.Г. Русс.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- Ю.Г. Кузьмин.

ОКБ предприятия п/я 3657

      Работали: (1959-60г.)- В.Г. Архангельский (и).

Тбилисский филиал «Луч» НИИАС, Ю-9579

      /Грузинская ССР 383007 Варкетильский совхоз Гардабанского р-на ул. Дружбы, 3 «Победит»/

      Филиал был в 1987-90г. Имел наименование «п/я Ю-9579» (1987г.).74

      Испытания оптико-электронных систем.

      Директор (1987г.)- Н.М. Рамишвили.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- Н.А. Лаптева.

Испытательно-моделирующий комплекс НИИАС, Ю-9449

      /416510 г. Ахтубинск Астраханской обл. «Тюльпан» ст. Ахтуба Приволжской ж/д/

      Комплекс был в 1987-2002г. Имел наименование «п/я Ю-9449» (1987г.).

      Начальник (1987г.)- Б.А. Михайлов.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- Р.А. Зеленская.74

Специальный отдел НИИАС, Г-4123

      /125167 г. Москва, А-167 ул. Викторенко, 7 «Целина»/

      Спецотдел НИИАС имел наименование «п/я Г-4123» (1987г.).74

      Начальник (1987г.)- В.Н. Иванов.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.Л. Несытых.

Центр микроэлектроники авиационной промышленности

      Создан при ГосНИИАС. Руководитель (1984-89г.)- Б.С. Алешин.

НПП «Эрлан» (AirLan)

      /125319 г. Москва ул. Викторенко, 7 тел. 157-38-26/

      Работы (2002г.): разработка и внедрение информационно-управляющих систем (ИУС) для: учета, контроля и анализа состояния АТ; планирования использования парка АТ; информационное обеспечение техобслуживания АТ; управление запасами агрегатов и запчастей; поиск и устранение неисправностей.

      Создано: ИУС «Эрлан-1» (1990).69

< 1 10 11 12 27 >