Предприятия № 21-40
Завод № 35 НКВМ, ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, Ремонтно-авиационный завод № 3 УВВС, Завод «Ремвоздух № 3»
/г. Смоленск Покровская гора, аэродром п/я 39 (1930-35г.)/
В 1925г. на северной окраине Смоленска на территории бараков и конюшни на базе Ремвоздухмастерских № 2 (действовали в 04.1923г.) начато строительство ремонтного завода «Ремвоздух-3» треста «Промвоздух» УВВС. Руководил строительством А.Д. Муратов. Первоначально основной состав кадров и оборудования сформирован из подвижного Ремонтно-авиационного завода № 3 (базы «Ремавиазавода № 3»). В 1925-26г. были построены цеха 1-й очереди: слесаро-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный, электростанция и сушилка. Вступил в строй 8.11.1926г.,69 фактически начал работу в 01.1927г. В 1926г. заводу передано оборудование ликвидированного «Ремвоздухзавода № 4». По пр. начальника ВВС РККА № 89сс от 25.04.1928г. и ВСНХ № 73сс от 16.07.1928г. Ремавиазавод № 3 преобразован в ремонтный завод № 35 «Промвоздуха» УВВС. Пост. президиума ВСНХ № 27 от 17.07.1929г. передан с 1.10.1929г. в ведение Авиатреста, с 04.1930г. – ВАО ВСНХ. По пр. ГУАП № 4/23 от 13.01.1932г. завод передан в ведение Авиаремонтного треста ГУАП НКТП. В 01.1932г. завод входил в число предприятий, имеющих оборонное значение.
В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.). С 12.1940г. передан из 6ГУ в 1ГУ НКАП.
Ремонт самолетов, сначала импортных, затем – отечественных: Р-1, И-2, И-3, Р-3, Р-5, Р-6, ТБ-1, СБ, И-15, И-16. Ремонт авиамоторов М-5, М-11, М-17, М-34, М-100, М-25. Программа по ремонту на 1928/29г.: 55 самолетов, 48 моторов. Заседанием Президиума Авиатреста от 21.11.1929г. утверждена программа на 1929/30г.: ремонт самолетов – 84, двигателей – 84; изготовление запчастей: для Р-1: плоскостей – 50 комплектов, оперения – 40, центроплан – 60; деревянные детали к 13 групкомплектам для МР-1.
Структура управления завода (09.1929г.): Управляющий – гл. инженер, зав. административно-хозяйственным отделом (АХО) (общая канцелярия, контрольная будка, бригада чернораб., отряд ВО), зав. материально-заготовительным отделом (МЗО) (склады: главный, леса, ремфонда), бухгалтерия (калькулятор, расчетный стол, материальный стол, учет производства, общ. по о., касса). Гл. инженер – технический отдел (лаборатория), производственный отдел (бюро: планово-распределительное, технико-нормировочное (ТНБ), нормирования материалов, дефектации), контрольный отдел, механик завода (электростанция, котельная, насосная, ремонтная бригада). Зав. производственным отделом – моторный цех (моторная мастерская, магнетная, испытательная станция), сборочный цех (сборочная, фюзеляж, малярная, сварочная), столярный цех (деревообделочная, столярно-сборочная, обойная), слесарно-механический цех (слесарная, токарная, медницко-жестяная).
В составе завода здания (01.1930г.): 19/1 управление завода (1927г.постройки, площадь 340 м2), 19/2 сборочная мастерская (1926г., 1018 м2), 19/3 испытательная мастерская (1927г., 26 м2), 19/4 слесарная мастерская (1925г., 1135 м2), 19/5 сварочная мастерская (1927г., 31 м2), 19/6 деревообделочная мастерская (1926г., 1345 м2), 19/7 мастерская (1926г., 615 м2), 19/8 сушилка-машинное отделение (1925г., 277 м2), 19/10 мастерская-склад (1926г., 417 м2), 19/11, 14, 18-20, 22, 25 склады (общей площадью 2013 м2), а также вспомогательные помещения.
По пр. Авиатреста № 56 от 31.12.1929г. на заводе организован моботдел.
По пр. № 28/182 от 28.05.1934г. на завод № 35 перебазирована из Москвы с завода № 39 бригада № 3 ЦКБ В.А. Чижевского. С 9.02.1938г. В.А. Чижевский возглавил КБ-29 НКАП, и БОК продолжило свою работу в составе КБ-29.
Пр. № 331с от 16/17.08.1938г. заводу поручено закончить выпуск самолета БОК-15 к 1.03.1939г., сдать на совместные испытания к 1.05.1939г. Построены самолеты БОК-1, БОК-5, БОК-7, БОК-11, БОК-15, БОК-17, гондолы стратостатов СССР-2 и СССР-3.
Зимой 1937-38г. на заводе было построено несколько облегченных экземпляров Р-5 для участия в экспедиции по спасению папанинцев.
Пр. НКАП от 7.01.1941г. и от 14.02.1941г. на заводе запускался в серию Ил-2, план на 1941г. – 150 машин (реально выполнен не был).
В соответствии с пост. правительства № 898-380сс от 11.04.1941г. заводу выделено 115 станков. Завод перед войной имел 23 производственные здания.
Перед войной на заводе началось освоение производства Ил-2.
По пр. № 262сс от 22.03.1941г. завод передан в 10ГУ НКАП. В 07.1941г. завод № 35 эвакуирован в Куйбышев на площадку строившегося завода № 122. В 10.1941г. заводы № 35 и № 122 влиты в состав перебазированного туда же из Москвы завода № 1 НКАП.
В 03.1944г. на старом месте в Смоленске образован новый завод № 475 НКАП.
Количество оборудования: (11.1940г.)- 105 м/р станков.
Численность персонала (09.1929г.)- 251 чел., (01.1930г.)- 220 чел., (1931г.)- 699 чел., (1932г.)- 864 чел.
Управляющий (1926г.-)- М.В. Бавтуто, (1.10.1928-08.1929г.-)- А.Д. Люшинский. Директор (01.1930г.)- А.Д. Люшинский, (06.1933г.)- Ланчковский, (-08.1934-2.09.1935г.)- Янышевский, (2.09.1935-03.1940г.)- М.А. Филатов, (03.1940г.-)- И.Д. Алексеев.
Зам. директора (08.1934г.)- Лапин, (9.05.1938г.-)- Я.Я. Вилямовский. Помощник директора по найму и увольнению (1.09.1938г.-)- И.Л. Наздрев.
Технический директор (06.1933г.)- Луканин, (-01-15.12.1935г.)- В.Н. Бурцев; и.о. (15.12.1935г.-)- Я.Я. Вилямовский; (11.03.1937г.-)- М.И. Исаев.
Гл. инженер (22.07.1926-08.1929г.-)- Н.А. Железников; и.о. (09.1929г.)- В.Н. Бурцев; (9.05.1938г.-)- Я.Я. Вилямовский.
Гл. конструктор (-1938г.)- В.А. Чижевский.
Механик (09.1929г.)- В.Н. Полозов.
Начальники цехов: сборочного (08.1934г.)- Терентьев; деталей (08.1934г.)- Александров.
Зав. производством (12.1928-09.1929г.-)- В.Н. Бурцев. Заведующие отделами: техническим (05-09.1929г.-)- Н.Ф. Чехонин; контрольным (06-09.1929г.-)- С.А. Сретенский; МЗО (09.1926-01.1930г.-)- А.И. Лапин; АХО (04-09.1929г.-)- М.Л. Кацкевич. Начальники отделов: КПО (06.1933г.)- Расс; ОТК (02.1935г.)- С.Е. Кочерыжкин, и.о. (05.1935г.)- Гусаров; ОПП (06.1933г.)- Беренсон; контрольного (06.1935г.-)- Ковалев. Зав. столом заказов и техотчетности (10.1926-09.1929г.-)- И.А. Матвеев.
Зам. начальника отдела: КИО (06.1933г.)- Гусаров.
Заведующие бюро: планово-распределительным (06.1926-09.1929г.-)- В.К. Державцев.133
Производство: самолеты: Р-5 (1937-38), БОК-1, БОК-5, БОК-7, БОК-11, БОК-15 (1938), БОК-17.
Бюро особых конструкций (БОК) завода № 35 НКТП
По пр. ГУАП № 28/182 от 28.05.1934г. на завод № 35 переведена из Москвы с завода № 39 бригада № 3 ЦКБ В.А. Чижевского со всем личным составом, разрабатываемыми машинами, инвентарем и архивом и преобразована в БОК (со статусом ОКБ). Деятельнось БОК завода № 35 утверждена пр. ГУАП № 44/260 от 9.08.1934г. Территориально БОК осталось в Москве, из него выделена чертежно-конструкторская группа для работы при заводе № 35.
Продолжены работы по объектам: стратосферный самолет (СС) с М-34; самолет с разрезным крылом (РК) с М-11; исполкомовский самолет (ИС) с М-48; самолет-парабола с 2М-11; самолет-летающее крыло (ЛК) с М-11; Р-5 с разрезным крылом с М-17. В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. в план опытного строительства на 1934-35г. включены: стратосферный самолет с М-34Н (срок выхода на заводские испытания 1.07.1935г.), «летающее крыло» с М-11 (1.03.1935г.). Планом опытного строительства на 1936-37г. были предусмотрены: доводка и установка высотных двигателей и скафандров на самолет СС (1936г.); постройка рекордного высотного самолета (заводские испытания в 06.1937г.).
С 9.02.1938г. В.А. Чижевский возглавил КБ-29 НКАП, и БОК продолжило свою работу в составе КБ-29.
Гл. конструктор (08.1934г.)- В.А. Чижевский.133
Создано: самолеты БОК-1, БОК-5, БОК-7, БОК-11, БОК-15, БОК-17.