Предприятия № 41-60
Завод № 45 «Цветметзолота» ВСНХ
По пр. ВСНХ № 64с от 29.04.1929г. строящемуся новому специальному Кольчугалюминиевому заводу треста Госпромцветмет присвоено наименование «завод № 45». В 06.1931г. завод № 45 – в ведении «Цветметзолота» ВСНХ. По пр. ВСНХ № 93с от 14.06.1931г., «учитывая особо важное оборонное значение», завод переведен в группу заводов военного значения (возможно, далее – это завод № 95).
В 1931г. действовало производство кольчуг-алюминия.133
Завод № 45 НКВМ, ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, Ремонтные авиамастерские № 2 («Ремвоздухмастерские-2») УВВС
/г. Севастополь Килен-Бухта п/я 25 (1930г.)/
В 1901-04г. около Севастополя на берегу Килен-Бухты были образованы в системе военного ведомства мастерские по ремонту отдельных образцов техники Черноморского флота. С 1918г. здесь развернута Авиарембаза и склад авиационного имущества. Мастерские возобновили работу в 06.1926г. В 10.1926г. «Ремвоздухмастерские № 2» переданы в объединение «Промвоздух». По пр. начальника ВВС РККА № 89сс от 25.04.1928г. и ВСНХ № 73сс от 16.07.1928г. мастерские преобразованы в завод № 45 в ведении «Промвоздуха» УВВС. Пост. президиума ВСНХ № 27 от 17.07.1929г. передан с 1.10.1929г. в ведение Авиатреста, с 04.1930г. – ВАО ВСНХ. По пр. ГУАП № 4/23 от 13.01.1932г. завод передан в ведение Авиаремонтного треста ГУАП НКТП. В 01.1932г. завод входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.).
Структура управления заводом (1929г.): управляющий – гл. инженер, административно-материально-заготовительный отдел (АМЗО), ст. бухгалтер. Гл. инженер – технический-контрольный отдел (конструкторское чертежное бюро), зав. производством. Зав. производством – мастера цехов (аэросборочный № 1, столярный № 3, моторно-механический № 7, № 12), производственный отдел, силовая станция, инструментальная. Завод имел корпуса (1929г.): центральное здание, слесарно-механических и моторной мастерских, казарма № 7 (с медницко-жестяной и малярно-эмалитной мастерскими), контора, ангары № 2, 3, 4, испытательная станция (строилась), механический склад, склад лесоматериалов. В 1929г. на одной территории с заводом размещались: склад УВВС, Военно-морская школа и военно-морская радиостанция (причем их помещения располагались вперемешку). По пр. Авиатреста № 56 от 31.12.1929г. на заводе организован моботдел. Заседанием правления Авиатреста от 16.12.1929г. заводу предложено организовать техническое бюро для разработки чертежей самолета МД, для этого командировать на завод конструкторов с заводов № 22 и 31. В 1930-е г. имел гидробазу в бухте Голландия.
Занимался ремонтом самолетов воздушных сил Черного моря: МР-1, МУ-1, «Дорнье-Валь», Р-1, «Савойя-16», «Савойя-62», «Хейнкель» и др.; моторов «Лоррен-Дитрих», «Рон», БМВ-III, -VI, М-5 (1929г.). Производство запчастей, крыльев. Производственная программа завода: на 1928/29г.: ремонт 31 самолета, 84 моторов (выполнено – 20/48); на 1929/30г.: 44 самолета, 134 мотора; на 1937г.: 5 АРК-3. Программа самолетостроения на 1935г.: план (сдано на 1.01.1936г.) (шт.): МП-1 М-17 – 14 (10).
Пост. СНК № К-30с от 5.08.1934г. требовалось (во изменение пост. СНК № 1726 от 20.07.1934г.) закончить сборку опытного самолета ДАР и представить его на госиспытания к 1.12.1934г.
По пр. ГУАП № 70 от 7.03.1935г. завод № 45 определен производственной базой И.В. Четверикова по морскому самолетостроению. Планом опытного строительства на 1936-37г. была предусмотрена постройка АРК-3 (МДР-6) с 2М-25. Пост. СТО от 20.12.1936г. заводу утверждена производственная программа на 1937г. (шт.): 5 АРК-3 2М-25.133
По пр. № 00235 от 29.10.1937г. на заводе организован капремонт авиамоторов торпедных катеров ГМ-34, чтобы в 1938г. отремонтировать 30 моторов. Перед войной начато освоение выпуска плоскостей для ЛаГГ-3.
В 08.1941г. завод № 45 6ГУ НКАП эвакуирован в Тбилиси на площадку завода № 448 и выбыл из состава действующих.
По пр. № 1025сс от 27.09.1941г. ремонтную базу завод со всеми зданиями и сооружениями передали УВВС Черноморского флота. Далее по пр. № 411с от 24.06.1944г. территория и здания бывшего завода переданы НКВМФ.
Площадь: производственная (1929г.)- 4368 м2.
Численность персонала (08.1929г.)- 165 чел., (1931г.)- 404 чел., (1932г.)- 647 чел., (1939г.)- около 1500 чел.
Управляющий (24.06.1926-29г.-)- П. Лысенков. Директор (-08.1934-7.07.1935г.)- Ланчковский, (7.07.1935г.-)- А.А. Кочетков, (13.01.1937-05.1940г.)- И.Н. Смирнов, (05.1940г.-)- И.Н. Мартынов.
Зам. директора по техчасти (11.02.1935г.-)- И.А. Шадский.
Технический директор- И.А. Шадский, (13.01.1937г.-)- В.П. Корвин.
Гл. инженер (20.11.1926-30г.-)- Н. Востров, (13.01-3.10.1937г.)- В.Л(П). Корвин, (3.10.1937г.-)- С.С. Сергеев.
Гл. конструктор (1935-39г.)- И.В. Четвериков.
Зав. производством (12.1928-30г.-)- М. Луканин.
Начальники цехов: № 1 (08.1934г.)- Н.Е. Ларионов; № 3 (08.1934г.)- Л.В. Романченко; № 4 (08.1934г.)- И.П. Малина.
Заведующие отделами: техническо-контрольного (07.1927-30г.-)- Б. Ляпин; АМЗО (06.1926-29г.-)- В. Смирнов. Начальники отделов: опытного (7.03.1935г.-)- И.В. Четвериков; ППО (08.1934г.)- П.П. Радомский.
Помощники зав. отдела: АМЗО (01.1927-29г.-)- Г. Трокк.
Мастера цехов: № 1 (06.1926-29г.-)- Н. Рогожкин; № 3 (06.1926-30г.-)- Т. Багров; № 7 (06.1926-29г.-)- А. Лесецкий; № 12 (08.1927-29г.-)- О. Хинце.
Заведующие бюро: технико-распределительного (06.1926-29г.-)- А. Коробов.133
Производство: самолет МП-1 (1934-35)- 9.98
ОКБ гл. конструктора И.В. Четверикова на заводе № 45 НКАП
По пр. ГУАП № 70 от 7.03.1935г. конструктор по гидросамолетам И.В. Четвериков переведен из ГУ ГВФ в ГУАП, завод № 45 определен его производственной базой по морскому самолетостроению. Четвериков назначен начальником опытного отдела завода.До организации работы группы Четверикова на заводе № 45 требовалось выделить ей помещение для конструкторских работ на заводе № 132. ОКБ базировалось на заводе № 45 до 1941г., затем переведено на завод № 31 НКАП.
Работы по МДР-6.
Завод № 45 НКАП
/г. Москва ул. Ольховская, 14/
Образован в системе 6ГУ по пр. № 1119с/10 от 14.11.1941г. на базе мастерских Московского авиатехникума им. Н.И. Годовикова (МАВИАТ). По пр. № 13с от 15.01.1942г. с 03.1942г. корпус № 6 завода (сборочный цех лыж) передан Московскому заводу «САМ» НКМВ под производство ППШ. Далее по пр. № 39с от 15.01.1942г. и № 154с от 27.02.1942г. завод со всем оборудованием и кадрами влит в состав завода № 169 НКАП и выбыл из состава действующих.
Производство лыж для МиГ-3, Ил-2 и др.
Директор (1941г.)- Е.А. Сакин.
Гл. конструктор (1941г.)- Горбунов.
Завод № 45 НКТП, НКРП, Фабрика земледельческих машин и орудий ТД «Ф.Ф. Шеффер с братом и К0», Завод «Возрождение», Завод «Коммунист» НКТП, Машиностроительный завод «Коммунист» НКТМ, ОАО «Волгодизельаппарат»
/с. Екатериненштадт Екатерининштадтской вол. Николаевского у. Самарской губ.; Республика Немцев Поволжья г. Марксштадт ул. Фабричная, 18 (1935г.); г. Маркс Саратовской обл. ул. Фабричная, 18 (1942г.)/
/413090 г. Маркс Саратовской обл. 4-я линия, 2 www.volgodizelapparat.ru/
В 1880г.в Екатериненштадте появились маленькие кустарные мастерские братьев Шеффер, которые в 1881г. преобразованы в фабрику по изготовлению сельхозорудий – плугов, сеялок, веялок.
Действовали кузнечный цех, столярная, слесарная, литейная, малярная, токарная мастерские. Все станкиприводились в движение одной паровой машиной мощностью 45 л.с.
В 02.1921г. завод Шеффера – в ведении Цупвоза СВП ВСНХ, в 05.1921г. – ГубСНХ (под контролем СВП).125 В 1922г. завод волучил название «Возрождение». В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. передан из «Парвагдиза» в ведение созданного ВО «Союздизель» ВСНХ. В 1932г. завод «Возрождение» переименован в завод «Коммунист», в 01.1935г. – в ведении «Союздизеля» НКТП. В 08.1942г. – в непосредственном подчинении НКТМ. В соответствии с пост. ГКО № 3165сс от 12.04.1943г. завод «Коммунист» с филиалом передан в ведение НКТП, в мае передан в состав его ГУРТ и переименован в завод № 45, в 1944г. входил в состав 2ГУ. В 04.1944г. пост. ГКО завод № 45 был передан в НКРП для оснащения флота дизелями.
В 1921г. изготовлял армейские повозки. Здесь был построен «Универсал» конструктора-самоучки Я.В. Мамина – машина с бескомпрессорным двигателем 20 л.с. – первыйв мире колесный трактор. Затем им разработаны еще несколько моделей тракторов, нефтяных двигателей. С 1929г. завод стал специализироваться на производстве нефтяных двигателей. Производство (1935г.): двигатели нефтяные: стационарные 12 л.с., судовые 12 и 24 л.с.
В 1940г. предприятие было реконструировано, построены новые цехи, в т.ч. механо-сборочный площадью 5 тыс. м2.
В 1941г. ГКО поручил заводу выпуск вооружения и боеприпасов. Было освоено производство 120-мм минометов, снарядов и авиабомб. Пр. НКЭП № 30сс от 17.02.1941г. на завод с ХЭМЗа передано производство в 1941г. 30 тыс. корпусов 76-мм снарядов. С 05.1943г. было поручено начать производство деталей к танку Т-34 и к танковому мотору В-2.
По пр. НКТМ в 02.1942г. образован филиал завода на базе Ремонтно-механического завода (г. Энгельс). 13.11.1943г. филиал завода в г. Энгельс выделен в самостоятельный завод № 138, ему передано оборудование снарядного производства завода № 45. В 12.1944г. выпущены первые судовые дизели. Одновременно продолжалсявыпуск продукции для фронта.
После войны продолжено производство дизелей, велись работы по их усовершенствованию.
В 1963г. Саратовский СНХ принял решение о создании на заводе «Коммунист» специализированного производства дизельной топливной аппаратуры для мощных стационарных и судовых дизелей.
В 1964г. завод принимал участие (вместе с ЦНИДИ) в проектировании новой аппаратуры для дизелей 6 ЧН 18/22и6 ЧН 19/30. Были разработаны блочные многосекционные унифицированные топливныенасосызолотниковоготипа с собственным кулачковым валом. Позднее на их базе созданы топливные насосы для тепловозных, буровых и автомобильных дизелей типа 6 ЧН 21/21.
В1967годубылиосвоеныи внедреныв производство. В это время на заводе продолжаются работы по повышению качества, надежности и долговечности топливной аппаратуры.
С 1975г. завод «Коммунист» определен головным в отрасли по производству дизельной аппаратуры.
В 1993г. завод преобразован в ОАО «Волгодизельаппарат».
В 1999г. налажен выпуск навесных сельскохозяйственных агрегатов и культиваторов.
Численность персонала (1895г.)- 99 чел., (1896г.)- 125 чел., (1898г.)- 156 чел., (1909г.)- 255 раб., (02.1921г.)- 195 раб.
Директор (08.1942г.)- Лисин. Гендиректор (-2003-05г.-)- В.В. Покровский.
Производство: земледельческие машины (1909);153тракторы: «Универсал» (1922)- 1, «Посредник» (1922)- 1, «Богатырь» (1922)- 1, «Карлик» (1922-28-)~ 30; нефтяные двигатели (дизели): 12НР (1925-32-)- около 3300, «Пионер» (1933-40-), стационарные, для катеров 12 л.с. (1920-е), судовые (1930-е-40-), для зарядки аккумуляторов ПЛ (ВОВ)- 660, Д 16/20 (1946), 1Д,2Д,2ДСПД 16,5/20 (1950-е-60-е); 120-мм минометы, снаряды, авиабомбы (ВОВ), детали для Т-34, для дизеля В-2 (ВОВ); топливные насосы для дизелей 6 ЧН 18/22, 6 ЧН 19/30, 6 ЧН 21/21 (1960-е), распылители и форсунки к дизелям Ч 36/45 (1967-); ремонт машин (1909).