Предприятия № 41-60

      

Завод № 41 НКАП, МАП, МОП, Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Авангард» МАП, Московское машиностроительное ПО (ММПО) «Авангард» МАП, Р-6995, ГП, ОАО «ММЗ «Авангард»

      /г. Москва ул. Авиамоторная, 2 (1942г.); Старопетровский пр., 41 (1947г.)/

      /125130 г. Москва, А-130 ул. Клары Цеткин, 33 ст. Братцево Московской ж/д «Тайфун» тел. 450-97-55/

      Завод образован в соответствии с пост. ГКО № 1206сс от 24.01.1942г. и пр. № 73сс от 26.01.1942г. в системе 3ГУ НКАП на площадях эвакуированного ЦИАМ при технической помощи завода № 154 для ремонта и изготовления авиамоторов М-11. В 1945г. завод награжден орденом Красной Звезды.

      В связи с частичным возвращением (к 04.1942г.) и возобновлением деятельности ЦИАМ на прежнем месте в соответствии с пост. ГКО № 1405с от 7.03.1942г. и пр. № 192с от 12.03.1942г. завод № 41 был переведен на площадку эвакуированного опытного завода ЦИАМ. Затем для более целесообразного использования площадей по пр. № 424с от 7.06.1942г. завод № 41 был переведен со всем оборудованием, материалами и личным составом на площадку эвакуированного завода № 20 НКАП (Старопетровский проезд, возле ст. Братцево Московской окружной ж/д).

      Осуществлялся ремонт моторов М-25, М-62, М-63, М-11. В 07.1942г. все ремонтные работы переданы вновь образованным ремонтным мастерским ЦИАМ. Производство модификаций двигателя М-11.

      С 1944г. гл. конструктором завода назначен Е.В. Урмин для проведения работ по доводке и модернизации мотора М-11.

      По пр. НКАП № 146с от 26.02.1944г. из г. Андижана на завод № 41 переведено ОКБ завода № 154 НКАП.

      По пр. № 62с от 14.02.1945г. на завод возложена организация выпуска опытной серии моторов МБ-8 конструкции С.С. Баландина. Для сопровождения этих работ на завод из ЦИАМ командирована группа из пяти конструкторов во главе с начальником Спецсектора ЦИАМ С.С. Баландиным. Далее, для продолжения работ в 08.1946г. на заводе № 500 МАП сформировано ОКБ гл. конструктора С.С. Баландина.

      Производство (шт.): (1942г.): М-11 – 3617 (все заводы); (1943г.): М-11 – 5807 (все заводы); (1944г.): М-11 – 8101 (все заводы); (1945г.): М-11 – 2487, М-11Ф – 46; (1946г.): М-11 – 1802 (вместе с № 154).166

      В 1946г. для расширения ОКБ гл. конструктора Урмина планировалось: полностью передать ему направленное на завод трофейное оборудование завода «Хирт» (150 станков, 4 стенда, оснастку); временно (до передачи ОКБ соседнего тарного завода) передать цех № 20 завода, перевести с завода 200 рабочих.

      С образованием при заводе ОКБ гл. конструктора В.В. Уварова по пр. № 414сс от 1.07.1946г. завод № 41 преобразован в Опытный завод газотурбинных двигателей и передан с 1.10.1946г. из 3ГУ в 8ГУ. В связи с этим производство моторов М-11 передано на завод № 154 МАП. С 1.07.1948г. завод передан из 8ГУ в 4ГУ, с 1.07.1949г. – во 2ГУ МАП.

      В 1949г. начата подготовка к производству стрелково-пушечного вооружения для Ту-4. В послевоенные годы изготавливались стрелковые установки ПВ-23 для Ту-4, агрегаты для двигателей Л.С. Душкина и М.М. Бондарюка, производилось много ширпотреба. Двигателестроительный завод № 41 МАП с 31.12.1952г. переведен на новую тематику – ракетостроение (как серийный завод), началась подготовка к выпуску ЗУР В-300. По расп. СМ СССР № 5633-рс от 28.03.1953г. для расширения производства В-300 и освоения В-750 заводу был передан корпус соседнего Котельно-механического завода Минпищепрома. В 12.1954г. завод определен головным по выпуску ракет В-750.

      С 1.01.1953г. завод № 41 передан из 2ГУ в 6ГУ МАП, с 10.03.1953г. в связи с ликвидацией МАП – в 9ГУ (специальное) МОП, с 08.1953г. – вновь в составе 6ГУ (специальное) вновь образованного МАП. С 1.04.1955г. передан из 6ГУ в систему МОП (пр. № 268сс/оп от 19.04.1955г.). В 07.1959г. завод – в ведении МосгорСНХ РСФСР.169 С 1963г. – ММЗ «Авангард», имел наименование «п/я Р-6995» (1984-87г.). По пр. № 424с от 27.12.1967г. передан в ведение созданного 9-го управления 2ГУ. Затем на базе завода как головного предприятия создано ММПО «Авангард» (имело те же реквизиты), в 1972-87г. – в ведении 2ГУ МАП. В состав НПО «Авангард» входили филиалы в г. Гомельской обл. (в 1987г. – Петриковский завод «Авангард») и в г. Торжке (в 1987г. – Торжокский завод металлоизделий). В 1962г. награжден орденом ТКЗ.

      В 1950-е-60-е г. на заводе действовал филиал ОКБ-2 (МКБ «Факел») под руководством гл. конструктора В.В. Коляскина. Разработка ракет В-755 (20Д), 20ДО, В-760 (15Д), В-760В, В-759. По пр. МАП от 4.01.1967г. на базе ОГК завода и специалистов филиала создано ОКБ завода.

      В 1960-х г. на заводе группой специалистов под руководством гл. инженера А.В. Малютина разработана собственная опытная модификация одной из серийных ЗУР – изд. «59».

      Создана ГСН для ККР «Дракон» П-15.58

      В 1966г. началась подготовка к производству противоракет А-350Ж, с 1973г. – выпуск противоракет для комплекса А-135, с 1980г. – подготовка к производству А-925.

      В 1972-75г. освоено производство ЗУР В-500, в 1986-89г. – 48Н6П для С-300ПМ.

      В начале 1980-х г. разработана конструкция ТПК 81Р6 для противоракеты А-925, спроектировано и изготовлено технологическое оснащение для производства стеклопластиковых ТПК.

      В 10.2002г. предприятие акционировано и преобразовано в ОАО «ММЗ «Авангард». ММЗ «Авангард» входил в концерн «Алмаз-Антей» (2003г.). По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО вошло в число стратегических оборонных предприятий. В 2008г. планировалось предприятие ликвидировать, территорию отдать под гостиницу. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Производство (2002г.): авиационные импульсные механизмы; оборудование для АПК и текстильной промышленности.69 (2016г.): ракеты ЗРК С-400 и С-500.

      В составе предприятия (2016г.): 14 цехов.

      Количество оборудования (05.1946г.)- 889 м/р станков.

      Площадь: территории (2016г.)- 26,65 га; застройки (2016г.)- 180,5 тыс. м2.

      Численность персонала (05.1946г.)- 2111 раб., (1972г.)- 7250 чел.164

      Директор (1942г.)- А.П. Богданов, (-07.1942-05.1943г.-)- А.С. Кочедыков, (09.1943-04.1946г.)- Н.Ф. Казаков, (04.1946-02.1948г.-)- А.Т. Завитаев, (-1950г.)- Ю.А. Мизюров, (1950-53г.)- И.А. Лихачев, (1953-75г.)- А.Я. Секачев. Гендиректор (1975-2000г.)- В.П. Пасько, (2000-03г.)- Л.А. Брюханов, (05.2003-10г.-)- Г.В. Кожин.

      Гл. инженер (1942г.-)- М.Л. Кононенко, (1946г.)- Размат, (1953-69г.)- А.В. Малютин, (1980-е)- Р.Х. Каримов.

      Гл. конструктор (1944-46г.)- Е.В. Урмин, (1948-49г.)- В.В. Уваров, (2004г.)- Н.Н. Ермолов.

      Зам. директора (1942г.-)- А.И. Березин.

      Гл. инженер (05.1946г.)- Розамат.

      Зам. гл. инженера (1980-е-2004г.-)- М.М. Яковлев.

      Зам. гл. конструктора (1980-е)- Н.И. Якунченков, (1980-е)- Н.Н. Ермолов.

      Начальники цехов: кузнечно-литейного- Я.И. Гаврилов; (1960-е)- В.В. Игнатов.

      Зам. начальника цеха: агрегатного (1960-е)- Л.П. Афонин.

      Начальники отделов: пластмасс- П.В. Гулянский; КИС (1960-е)- М.М. Яковлев; секретного (1987г.)- Л.Я. Любушкина.

      Зам. начальника отдела: (1960-е)- Е.Я. Ааронов.

      Начальники бюро: технологического (-1948г.)- Я.И. Гаврилов.

      Производство: моторы М-11 (1942), М-11Д (1943-46), М-11ФН (1945-46); ЗУР: В-300 («205», 1953-54), «207» (1954-56), МКР «Буря» (1956), В-755 (1Д, 1956-58), 11Д, 13Д, 15Д, В-750ВН (1958-61), В-755 (1959-), В-760 (20Д), В-759 (5Я23), В-760В (5В29), В-500 для С-300П (5В55, 1970-е), 48Н6П для С-300ПМ (1989); противоракеты: А-350Ж для А-35 (5В61, 1966-73-), А-350Р (5В61Р, -1983), А-925 (51Т6, 1980-), 53Т6 для А-135 (1990-92); стартовый ускоритель СУМ (опытный, 1950-е); ракеты-мишени «Синица-1, -6, -23», «Коршун», «Бекас»;101 ТПК 81Р6 для А-925 (1980-е).104

ОКБ завода № 41 НКАП

      ОКБ в 1941-43г. – в ведении 8ГУ НКАП.

      Численность персонала (06.1941г.)- 40 чел., (1942г.)- 69 чел., (1943г.)- 119 чел.166

ОКБ завода № 41 НКАП, МАП

      /г. Москва/

      На основании пр. НКАП № 16с от 8.01.1944г. и № 146с от 26.02.1944г. при заводе № 41 в составе 8ГУ (по 1946г.) образовано ОКБ с опытной базой для работ по маломощным моторам.

      На основании пр. № 146с от 26.02.1944г. на территорию завода № 41 было переведено в течение месяца ОКБ завода № 154 НКАП из г. Андижана со всеми кадрами и оборудованием для концентрации работ по легким моторам.

      Модификации мотора М-11: М-11Ф (испытан в 02.1945г., ведущий конструктор- А.М. Власенко), М-11Я, М-12 (испытан в 05.1945г., ведущий конструктор- А.М. Власенко).

      В 04.1946г. в МАП сделан вывод о неудовлетворительной работе ОКБ. Планировалось его ликвидировать и объединить с заводом № 41 с 1.09.1946г., а работы по модернизации М-11 прекратить (пр. МАП № 414с от 1.07.1946г.). Е.В. Урмин освобожден от должности (04.1946г. или ранее), далее снова работал в ЦИАМ и на преподавательской работе.

      Однако работы по М-11 были продолжены. Их руководителем и начальником ОКБ назначен И.А. Мужилов (до ВОВ работал на заводе № 16, с 11.1940г. был начальником СКО завода № 451 НКАП, затем работал на заводе № 41). Работы по М-11ФР. В связи с развертыванием работ по ГТД производство моторов М-11 перевели на завод № 154, туда же планировалось перевести и ОКБ (пр. № 546сс от 15.08.1946г.). Однако ОКБ осталось на заводе, с 03.1946г. ОКБ – в ведении 8ГУ МАП.

      В составе ОКБ (1946г.): механический цех, испытательная станция (3 стенда). В 1946г. для расширения ОКБ планировалось: передать ему тарный завод НКПП площадью около 7 тыс. м2, расположенный рядом с заводом № 41; полностью передать направленное на завод № 41 трофейное оборудование завода «Хирт» (150 станков, 4 стенда, оснастку); временно (до передачи тарного завода) передать ОКБ цех № 20 завода № 41; перевести с завода 200 рабочих, направить 30 выпускников учебных заведений.

      Были проведены испытания и доводка М-11ФРВ, создан опытный М-13, в 1947-48г. построено 3 экземпляра, проведены заводские и гос. стендовые испытания.

      В 1948г. ОКБ ликвидировано (в рамках сокращения опытных работ), работы по М-13 прекращены.

      Количество оборудования (1946г.)- 20 станков.

      Площадь производственная (1946г.)- 1000 м2.

      Численность персонала (1944г.)- 108 чел., (1945г.)- 140 чел., (1946г.)- 246 чел.166

      Гл. конструктор (1944-46г.)- Е.В. Урмин.

      Начальник (1946-48г.)- И.А. Мужилов.

ОКБ-41 МАП

      /г. Москва/

      ОКБ образовано на заводе № 41 по пр. № 414сс от 1.07.1946г. для работ по опытным ГТД, в т.ч. по Э-30-80М.

      Пр. № 546сс от 15.08.1946г. гл. конструктором/ ответственным руководителем назначен В.В. Уваров, оставшийся одновременно начальником отдела ЦИАМ. Штат сформирован, в основном, за счет опытного и серийного КБ завода.

      Работа над экспериментальными ТВД Э-30-80А (1947г.), Э-30-80М (1948г.), Э-30-81, Э-30-81А (1948г.), Э-30-81М.

      Затем ОКБ было закрыто. Вновь образовано, выделившись из завода № 41 МАП, с 1.07.1948г. (пр. МАП № 440с от 21.06.1948г.) в составе 8ГУ МАП.

      По пр. № 773 от 10.10.1949г. работы по ТВД прекращены. С 1949г. В.В. Уваров – на преподавательской работе в МВТУ (работал по 1977г.).

      Гл. конструктор/ ответственный руководитель (08.1946г.-)- В.В. Уваров.

      Зам. гл. конструктора (08.1946г.-)- Востриков.

ОКБ-41

      В 1950-е г. создана РЛ ГСН для морского комплекса КР П-15.

      Гл. конструктор (1950-е г.)- Н.Е. Наумов.

ОКБ ММЗ «Авангард»

      ОКБ завода создано по пр. МАП № 3сс от 4.01.1967г. (во изменение пр. № 290сс от 1.07.1966г.) на базе КБ ОГК завода и специалистов филиала МКБ «Факел» для разработки технической документации и доводки (совместно с МКБ «Факел») противоракеты А-350 (5В61). В состав ОКБ вошли тематические отделы конструкций, электрооборудования, экспериментальной документации и обеспечения испытаний, а также теоретический отдел. В составе каждого отдела – СКБ.

      На созданное ОКБ возложены все работы по модернизации ЗУР В-750, -750В, -750ВН, -755, -760, повышению их надежности и сроков эксплуатации.164 В соответствии с пост. правительства от 22.09.1967г. начата разработка В-759 с ядерной БЧ для С-75М2, по пр. МО № 0023 в 1971г. она пнв. Пр. МО № 0067 в 1975г. пнв ракета В-760В (5В29) для С-75М3. На базе ЗУР создано несколько типов мишеней: «Синица», «Коршун», «Бекас».101

      Гл. конструктор (01.1967г.-)- В.С. Котов, В.А. Рыбин, И.В. Петровичев, (2004г.)- Н.Н. Ермолов.

      Создано: ЗУР: В-759 (5Я23, пнв в 1971г.), В-760В для С-75М3 (5В29, пнв в 1975г.).

Петриковский машиностроительный завод «Авангард» МАП, Ю-9580

      /Белорусская ССР 247940 г. Петриков Гомельской обл./

      В 1987г. завод входил в состав ММПО «Авангард». Имел наименование «п/я Ю-9580» (1987г.).74

      Директор (1987г.)- А.Л. Москалев.

Торжокский завод металлоизделий МАП

      /172060 г. Торжок Калининской обл./

      В 1987г. завод входил в состав ММПО «Авангард».

      Директор- И.Н. Калинин.

< 1 2 3 43 >