Предприятия № 601-700
Завод № 642 НКЭП
/г. Барнаул/
В соответствии с пост. СНК № 2258-1035сс от 8.12.1941г. по пр. № 352сс от 18.12.1941г. требовалось построить в 1942г. в Барнауле новый завод по производству танковых радиостанций мощностью 10 тыс. шт. в год. По пр. № 1 от 2.01.1942г. ему присвоено наименование ГС завод № 642 Главрадиопрома НКЭП. Завод строился в 02.1942г. Пост. ГКО № 3276 от 30.04.1943г. завод № 662 был передислоцирован из Канибадама в г. Барнаул (вероятно, на площадку строящегося завода № 642; в результате создан единый завод № 662).
Директор (05.1942г.)- Н.Т. Антропов.149
Завод № 642 МПСС, п/я 680, Горьковский автосборочный завод, Горьковский завод автобусов (ГЗА), Горьковский завод аппаратуры связи (ГЗАС) им. А.С. Попова МРТП, МПСС, В-2556, Нижегородский завод аппаратуры связи, Арендное НПО (АНПО) «Завод им. А.С. Попова», ОАО «ГЗАС им. А.С. Попова»
/Канавино Горьковской обл. ул. Интернациональная, 75 (1935г.); г. Горький, 35 ул. Интернациональная, 85 (1939г.); (603600) 603002 г. Горький ул. Интернациональная, 100 (1984г.) «Приток»/
/603950 г. Нижний Новгород-2 ул. Интернациональная, 100 тел. 42-61-74 www.gzas.nnov.ru, www.gzas.innov.ru, ttu-nn.ru/
Завод основан в 02.1916г. в Канавино.
До 1929г. занимался машиностроением. В 07.1929г. на базе завода «Гудок Октября» организован автосборочный завод мощностью 500 автомобилей в месяц.
С 02.1930г. производил сборку автомобилей «Форд-А» и «Форд-АА» из американских деталей, с 1933г. начат выпуск автобусов, с 1934г. – пикапов на шасси ГАЗ.
Горьковский автосборочный завод в 1930г. – в ведении ВСНХ, с 1932г. – НКТП. В 1939г. переименован в ГЗА. В 1929-51г. являлся филиалом ГАЗа (по другим сведениям, был филиалом в 1939-46г.170).
В 1946г. преобразован в самостоятельный Горьковский автобусный завод. В соответствии с ПСМ № 5275-2282сс от 22.12.1951г. по пр. № СС-651 от 25.12.1951г. и № СС-675 от 26.12.1951г. Горьковский автобусный завод Минавтотракторопрома передан в ведение 9ГУ МПСС и переименован в завод № 642.190 С 1.01.1967г. переименован в ГЗАС. В 1975г. пост. правительства заводу присвоено имя А.С. Попова. В 03.1984г. завод – в ведении 2ГУ МПСС. Имел наименования: «п/я 680» (12.1951г.-), «п/я В-2556» (1984г.).197
В 1950г. производство автобусов передано на завод в Павлово-на-Оке. Начато освоение аппаратуры радиосвязи. По пр. № СС-651 от 25.12.1951г. специализирован на производстве самолетных радиостанций КВ и СВ диапазонов РСБ-5, РСБ-Д, РСБ-70.
Имел филиал (1984г.).
В 01.1991г. завод преобразован в АНПО «Завод им. Попова». В 10.1993г. преобразовано в АОЗТ, 26.05.1994г. – в АООТ, в 12.1998г. – в ОАО «ГЗАС им. Попова». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
Работы (2002-05г.): разработка, производство, ремонт и модернизация: самолетные и наземные радиостанции СВ и ДКМВ диапазонов; бортовое радиооборудование; печатные платы.
Разработка (2005г.): КВ радиостанция «Ядро-1А2» с пультом Б7А3-Яр1.
Численность персонала (2002г.)- 2500 чел.
Директор (1936-40г.)- П.П. Денисов, (1940г.)- Рябинин, (1941-42г.)- С.М. Шубин, (1942г.)- И.А. Собашников, (1942-43г.)- Г.К. Парышев, (23.06.1943-49г.)- И.И. Ефимов, (09.1949-52г.-)- Д.Д. Безобразов, (10.1953-80г.)- А.Ф. Клюковкин, (1980-87г.)- Ю.П. Лобастов, (1987-92г.)- И.Б. Петяшин, (1992-95г.)- С.И. Вопилкин. Гендиректор (1995-1.05.2009г.)- В.С. Федоров, (1.05.2009-2.04.2013г.)- В.Ю. Дряхлов, (2.04.2013г.-)- М.Ю. Гусев.170
Зам. гендиректора: по ВЭД, маркетингу и сбыту (2002г.)- Г.Ф. Кошелев; по экономическим вопросам (2002г.)- В.И. Федюнин; по режиму (03.1984г.)- В.Д. Привалов.
Гл. инженер (1952г.-)- И.Т. Косюга, (03.1984г.)- С.И. Вопилкин, (2002г.)- А.Ф. Шорохов.
Гл. конструктор (1952г.-)- С.В. Руденко.
Гл. технолог (1952г.-)- Б.М. Маскальнин.
Начальник 1-го отдела (03.1984г.)- В.В. Казаринов.
Производство: автомобиль ГАЗ-55; передатчики радиостанций: «Ока», «Кама», СВБ-5, РСБ-70, РЛС-УКВ (1950-е); радиостанции: бортовые «Арлекин-Д», «Кристалл», «Ядро-1», «Ядро-2», Р-842М1, «Широта-У», «Микрон» (2002), Р-864 «Журавль-К» (-1975-2002-); «Каштан»; модули самолетных комплексов связи М-ДлА, М1А (2000-е); КВ модем «Лиман», многочастотный модем «Пойма»; модуль связи и передачи данных МСПД, модуль самолетного переговорного устройства МСПУ, самолетное переговорное устройство СПУ-34, СПГУ-35, СПУ-200 (2005); аппаратура речевого оповещения АРО-28С, «Алмаз-УПМ»;69 радиоприемник “Orion” RS-301; цветомузыкальное устройство «Мираж»; комплектующие для автомобильной промышленности.101
Филиал ГЗАС МПСС, М-5126
/(606310) 606321 ст. Суроватиха Дальнеконстантиново Горьковской обл. «Исток»/
В 03.1984г. филиал вместе с заводом – в ведении 2ГУ МПСС. Имел наименование «п/я М-5126» (1984г.).197
Директор (03.1984г.)- В.В. Пешехонов.
Гл. инженер (03.1984г.)- В.М. Змеевцев.
Начальник 1-го отдела (03.1984г.)- Н.Н. Клюева.
Чугунолитейный завод ТД «Братья Г. и А. Рекшинские», Чугуно- и меднолитейный завод Трубека, «Ремвоздухзавод № 2», Нижегородский завод чугунолитейных изделий и сельскохозяйственных орудий «Гудок Октября», Горьковский машиностроительный завод «Гудок Октября» НКОМ
/г. Н. Новгород Макарьевская часть, Александровская ул., 89; Канавино Горьковского кр. ул. Интернациональная, 75 (1935г.); г. Горький «Гудок» (1935г.)/
Чугуно- и меднолитейный завод ТД «Братья Рекшинские» основан в 1883г., был в 1909г. ТД имел также завод в г. Семенов.
В 1918г. Чугуно- и меднолитейный завод Трубека закрыт. В 1922г. на его базе организован ремонтный «Ремвоздухзавод № 2» в ведении правления «Промвоздух» УВВС. В 04.1924г. он реорганизован в Нижегородский завод чугунолитейных изделий и с/х орудий «Гудок Октября». В 07.1929г. на базе завода создан автосборочный завод (далее – завод № 642 МПСС). В 1931г. переименован в Нижегородский (с 7.10.1932г. Горьковский) машиностроительный завод «Гудок Октября». В 01.1935г. Канавинский машзавод «Гудок Октября» – в ведении треста «Лесобуммашина» Главсредмаша НКТП.196 В 1936г. переименован в гос. машиностроительный завод «Гудок Октября». В 1941г. завод ликвидирован как самостоятельное предприятие.170
Производство (1935г.): оборудование для бумажной промышленности (роллы массные, сортировки центробежные и плоские, щепколовители, сучколовители, волкмашины (дрешеры)).
В 1940г. корпус завода «Гудок Октября» передан из НКОМ заводу № 21 НКАП как один из филиалов. В 1941г. на площадке завода размещен завод № 119 НКАП.
Велась сборка автомобилей Ford из импортных узлов. В соответствии с пост. ГКО № 1сс от 1.07.1941г. заводу «Гудок Октября» НКОМ поручен выпуск комплектующих для танков Т-34 и авиамоторов М-17.
Численность персонала (1909г.)- 23 раб.
Директор (08.1923-26г.)- А.И. Комов, (26.10.1926-03.1928г.)- С.А. Соловьев, (20.03.1928-05.1930г.-)- П.Г. Метелкин, (22.06.1930-04.1931г.-)- А.Г. Безруков, (1931г.)- Пономарев, (1931-32г.)- Н.В. Романцов, (13.05.1932-27.02.1935г.)- Д.А. Мишатин, (27.02.1935-07.1936г.-)- А.В. Устимов, (20.11.1939-40г.)- Н.И. Горбунов, (-10.1940-05.1941г.-)- А.И. Чижов.
Производство: литье (1909);153 самолет У-1 (Avro-504К) (1922-23)- 34;98 гири.
Чугунолитейный завод ТД «Братья Г. и А. Рекшинские»
/г. Семенов Нижегородской губ./
Численность персонала (1909г.)- 24 раб.
Производство: литье (1909).153
СКБ завода, Филиал МНИИРС, п/я 300, Горьковский НИИ радиосвязи (ГНИИРС) МПСС, Р-6510, НПО «Полет», ФГУП, ОАО«НПП «Полет»
/(603000) 603600 г. Горький, ГСП-462 Комсомольская пл., 1 (1984г.) «Прима»/
/603950 г. Нижний Новгород ГСП-462 Комсомольская пл., 1 тел. 42-21-04, -31-57 www.innov.ru/polyot, www.polyot.nnov.rfnet.ru/
/московское представительство: ул. Покровка, 48 тел. 921-62-63/
Расп. ВСНХ от 28.08.1964г. на базе СКБ ГЗАС организован филиал МНИИРС, предприятие- п/я 300, для разработки и внедрения в производство аппаратуры дальней радиосвязи. В 1966г. филиал преобразован в самостоятельный ГНИИРС, в 1975-84г. – в ведении МПСС (в 03.1984г. – в его 2ГУ). Имел наименование «п/я Р-6510» (1984г.).197
В 09.1964г. от СКБ филиалу переданы часть лабораторно-технических и производственных подразделений, опытный цех и полигон, а также 938 специалистов. Филиал размещался в корпусе площадью 6500 м2, принадлежащем ГЗАС. Были организованы новые отделы: усилителей мощности, антенных согласующих устройств, возбудителей, модуляторов, опорных генераторов, приемников, вторичных источников питания, устройств автоматики. Заново были созданы службы гл. механика и энергетика, нормоконтроля и стандартизации, метрологии и др.
В 1970-е г. построен новый лабораторно-производственный корпус.
В 1970-е г. институту поручена разработка автоматизированных типовых комплексов связи ЛА с наземными пунктами управления. С начала 1970-х г. велась разработка первого отечественного бортового комплекса средств связи воздушного КП «Бизон» на базе Ил-18. В 1980-х г. созданы системы связи и управления ВКП на базе Ил-86, самолета-ретранслятора Ил-76, Ил-18.
В 1980-е г. разработан и сдан на вооружение первый отечественный бортовой сверхдлинноволновой передатчик.
В составе института (1980-е г.): НИО-28; Новосибирское КБ радиосвязи; Краснобановский филиал; Крымская лабораторно-производственная база.
В 1991г. ГНИИРС преобразован в НПП «Полет». В 2007г. планировалось вхождение предприятия в холдинг «Электронные системы» ОПК «Оборонпром». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
Разработка и производство (2002-05г.): специальные системы управления и связи; бортовые комплексы связи ЛА и наземных радиоцентров; техника авиационной радиосвязи (приемники, передатчики, радиостанции, устройства преобразования сигналов, аппаратура внутренней связи, антенно-фидерные устройства, многочастотные модемы, мультиплексоры); комплексы связи наземных радиоцентров; отраслевая объединеннаяиспытательная моделирующая сеть полигонов; система авиационно-наземного экологического патрулирования; медицинские приборы для аспирации, аэроионотерапии, магнитотерапии, биоритмостимуляции. (2005г.): разработка: типового комплекса связи ТИП-2М; комплекса связи для истребителя 5-го поколения; бортовой МВ-ДМВ радиостанции повышенной помехозащищенности для межвидового взаимодействия тактического звена управления.
Направления научной деятельности: первичные и вторичные сети связи; комплексы и системы связи; проблемы бортовой авионики; помехозащищенность авиационной радиосвязи; микроэлектроника.
В 1990г. создан Учебно-научно-производственный комплекс (УНПК). Имел Московский филиал. Создано СП – ЗАО «Сатурн». Действовала испытательно-моделирующая система радиополигонов в Нижегородской, Московской, Астраханской областях, в Крыму и на Украине.
Головное предприятие (2005г.) по разработке и производству воздушных пунктов управления.
Производственные площади (2003г.)- 72 тыс. м2.
Численность персонала (2002г.)- 2200 чел., (2003г.)- 3314 чел.
Директор (1964-69г.)- И.И. Кобин, (1969-72г.)- А.И. Макеев, (1972-84г.-)- Е.Л. Белоусов. Гендиректор (1987-2007г.-)- Е.Л. Белоусов,101 (2011г.)- А.В. Комяков.
1-й зам. гендиректора (2002г.)- В.А. Писарев. Зам. директора, гендиректора: по НИОКР (2005г.)- А.В. Комяков, (2006г.)- Д. Демин; по координации и управлению (2002г.)- Ю.И. Ремешков; по режиму (03.1984г.)- Н.П. Пытяев, А.В. Синев; (2005г.)- В.А. Ковалев.
Технический директор (2002г.)- С.С. Сухотин. Директор по ВЭС и ВПК (-2002-06г.-)- В.А. Ковалев.69
Гл. конструктор (-1987-2002г.-)- Е.Л. Белоусов. Ген. конструктор (-2003-07г.-)- Е.Л. Белоусов.
Гл. инженер (1967-69г.)- А.И. Макеев, (08.1975г.)- Е.Л. Белоусов, (03.1984г.)- Е.А. Рахманкин.
Начальники отделений: (1983г.)- П.И. Лебедев.
Гл. конструкторы: А.И. Макеев («Призма», «Микрон»), (-2004-05г.-)- В. Решемкин (65с28-2с), (-2005-06г.-)- А. Перевезенцев (НКВС-27).
Начальники: НИЦ (2003г.)- К. Войткевич; УНПК (2005г.)- В. Денежкина.
Начальники отделов: 1-го (03.1984г.)- В.М. Юмин; (1954г.-)- А.И. Макеев.
Создано: аппаратура связи «Призма»; бортовые радиостанции: 2-го поколения «Микрон», «Протон» (1960-е), 3-го поколения КВ диапазона «Журавль-К» (1970-е), 4-го поколения «Крестец-1, -2, -3» (1980-е), «Крестец-3М» (1990-е), поколения 4+ ДКМВ диапазона «Бозон-2М» для ВВС (2000-е), «Ягут» для ГА и ВТА (2000-е); приемник «Метеор» (1960-е), «Крестец-П» (1980-е); бортовые комплексы радиосвязи: ТКС-1 с радиостанцией «Позитрон» (Р-865, Р-866, 1970-е) и радиоприемником «Метеорит» (Р-887) для Ан-124, Т-95МС, Ту-22М3, Ту-160 (1983-87); ТИП-1 для тяжелых самолетов (1980-е), ТКС-2, ТИП-2 для Су-27, Су- 30, МиГ-29, Ка-31 (1983-87), ТИП-2М (2000-е), С-108 для Су-35; комплексы связи для ВКП: «Бизон» (Ил-18); 2-го поколения «Зебра» (Ил-18), «Яхонт» (Ми-6), «Иволга» (Ми-8), 65с28-2с для ВКП на базе Ил-86, для ретранслятора Ил-76 (1980-е);101 наземный комплекс воздушной связи НКВС-27 для Су-35; бортовая аппаратура селективного вызова «Селкол»;
Производство: (2004) радиостанции: Р-805К, «Арлекин-Д»; бортовая аппаратура селективного вызова АСВ-324, аппаратура внутренней связи самолетов ГА «База-1»; бортовой комплекс автоматизированного обмена данными «БРИК-324»; наземный комплекс передачи данных «Рубин-М»; НКВС-27 (2005); экспортный бортовой комплекс связи К-ДпАЭ; устройство защиты «Шлюз»; авиационные радиосвязные антенны АМ3-МВ, АСВ-МВ2; система авиационно-наземного патрулирования нефтяных загрязнений «След-3С», эхолот-измеритель КТ-3С, прибор измерения концентрации нефти в воде АПИН, радиометр-измеритель толщины пленки нефти КТС РМК-Н; аппаратура зондирования ионосферы «Сириус»; аппарат психоэмоциональной реабилитации «Ритм-полет».
НИО-28 ГНИИРС, Ю-9198
/123007 г. Москва Хорошевское ш., 19 корп. 3/
Было в 1980-е г. (после 1984г.). Имело наименование «п/я Ю-9198».197
Крымская лабораторно-производственная база ГНИИРС, Ж-1643
/334882 г. Судак Крымской обл. а/я 5/
Действовала в 1980-е г. (после 1984г.). Имела наименование «п/я Ж-1643» (1984г.).197
Новосибирское КБ радиосвязи МПСС, Ю-9375
/630009 г. Новосибирск, 9 ул. Добролюбова, 31/
В 1980-е (после 1984г.) КБ – в составе ГНИИРС МПСС, затем – самостоятельное в ведении 2ГУ МПСС. Имело наименование «п/я Ю-9375» (1984г.).197
ЗАО «Сатурн»
/603950 г. Нижний Новгород ГСП-462 пл. Комсомольская, 1 тел. 42-21-78/
Совместное предприятие НПП «Полет» с немецкой фирмой «Роде и Шварц».
Производство (2002г.): современное радиосвязное оборудование.
Директор (2002г.)- А. Гришуков.69
Горьковский государственный автомобильный завод (ГАЗ) им. В.М. Молотова НКТП, Ордена Ленина ГАЗ им. В.М. Молотова НКСМ, ПО «АвтоГАЗ», ПО «ГАЗ», Нижегородский автомобильный завод (НАЗ), ОАО «ГАЗ»
/603004 г. Горький, Нижний Новгород пр. Ленина, 88 тел. 77-90-48 www.detroit.ru/gaz, www.gaz.ru/
/Московское представительство: г. Москва ул. Шухова, 5/7 тел. 237-34-13/
/Московское региональное представительство: г. Москва ул. Академика Королева, 13 тел. 215-68-13/
В соответствии с решением правительства от 4.03.1929г. пост. Президиума ВСНХ от 6.04.1929г. было намечено строительство автомобильного завода мощностью 100 тыс. грузовых (1,5 т) автомобилей в год в районе Нижнего Новгорода; проектирование поручено Московскому отделению Гипромеза, промзадание требовалось разработать в месячный срок (вначале планировалось организовать завод на базе мастерских «Можерез» на ст. Люблино). 7.10.1932г. Нижегородский завод переименован в Горьковский гос. автозавод им. Молотова. В 1937г. завод – в ведении НКТП. В 03.1942-09.1943г. Горьковский Ордена Ленина автозавод им. Молотова в ведении НКСМ, далее в 1943г. – в ведении НК автопрома.
31.05.1929г. с компанией Ford Motors был заключён договор о технической помощи в строительстве завода. Завод заложен в 05.1930г., в том же году из узлов, поступающих с компании «Форд» начата сборка автомобилей. Строительство завершено 2.11.1931г., с 1.01.1932г. завод вступил в строй. В 1935г. создан трест «Стройгаз» НКТП для работ по расширению завода.
В 08.1934г. Государственный автосборочный завод им. Коминтерна преобразован в филиал ГАЗа, в 1939г. стал вновь самостоятельным предприятием.
В 1935г. инженером А.А. Смолиным двигатель ГАЗ-А был доведен и облегчен для установки на самолет КСМ-1. На заводе был создан специальный отдел, в котором в 1936г. В.К. Грибовским был построен самолет Г-23 «Комсомолец-2» с мотором ГАЗ-Авиа М-1 (доводился инженером Е.В. Агитовым). В 1938г. переделанный Агитовым мотор ГАЗ-11 установлен на самолет Г-25бис.
Пост. Политбюро ЦК ВКБ(б) от 20.02.1931г. заводу поручен выпуск мотора “Ford АА” для танкетки Т-27. В 1934г. велось освоение производства двигателя “Ford V-8”. В 1938г. доводился двигатель мощностью 85-90 л.с. по типу «Додж» Д-5 «Экспорт» (ГАЗ-202).
В соответствии с пост. КО от 1.08.1931г. требовалось создать на заводе к концу 1932г. танковое производство годовой мощностью в военное время – 12 тыс. танкеток.160 В 1935г. небольшой серией строился танк Т-37А. В 1936г. КО поручил заводу освоение производства Т-38. Танковое производство ГАЗа выделено в самостоятельный завод № 176 (производство Т-60).
С начала 1938г. велась подготовка производства трёхосного автомобиля ГАЗ-21, но затем от него отказались в пользу автомобиля 4х4.
В 1938г. при заводе организовано ОКБ.
В соответствии с постановлением СНК от 18.10.1940г. и приказами НКСМ № 248сс от 24.10.1940г. и НКАП № 585сс от 25.10.1940г. при ГАЗ путем выделения цехов образован завод для производства авиамоторов. По приказу № 698сс от 9.12.1940г. заводу присвоен № 466 НКАП. В соответствии с постановлением ГКО № 1сс от 1.07.1941г. заводу поручено начать с 1.10.1941г. производство авиамоторов М-17, для этого в 07-08.1941г. заводу поставлено 500 станков. По приказу № 655с от 10.07.1941г. завод упразднен как самостоятельная единица и преобразован в отдел № 10 ГАЗа по производству авиамоторов М-105Р и танковых моторов М-17Т. В соответствии с постановлением ГКО № 1445сс от 14.03.1942г. и приказом № 215сс/ М-168 от 17.03.1942г. на базе авиамоторного производства ГАЗа вновь образован завод № 466 при 3ГУ НКАП. Производство танковых моторов в 1942г. прекращено и передано НКТП. По приказу № 369с/ 351с от 8.09.1945г. часть кадров и оборудования завода № 466 передана ГАЗ. По приказу № 370с от 8.09.1945г. завод № 466 НКАП переведен на территорию завода № 274 НКАП.
С 1930 по 1951г. имел филиал – Горьковский автобусный завод (по другим сведениям, в 1939-46г.170).
В составе завода имелся опытный цех (1941г.).
В соответствии с пост. ГКО № 179 от 17.07.1941г. на заводе начато освоение производства легкого танка Т-60; пост. ГКО № 222сс от 20.07.1941г. утвержден план по их выпуску в 1941г.: август – 50 шт., сентябрь – 300, октябрь – 650, ноябрь и декабрь – по 1000. С 1.09.1941г. на ГАЗе создано танковое производство и танковое бюро для сопровождения серийного выпуска танка Т-60. Постановлением ГКО № 695сс от 20.09.1941г. ГАЗу установлены суточные планы по выпуску танка Т-60: в период 1-5.10.1941г. – 3 шт.; 6-15.10.1941г. – по 4 шт.; 16-25.10.1941г. – по 6 шт.; 26-31.10.1941г. по 8 шт. 13.11.1941г. вышло постановление ГКО № 893 об увеличении производства танков Т-60 на заводе. Пост. ГКО № 1377 от 6.03.1942г. заводу поручено немедленно организовать производство танка Т-70. Пост. ГКО № 1394сс от 6.03.1942г. утвержден план выпуска: Т-60: март – 300 шт., апрель – 100; Т-70: март – 20, апрель- 150, май – 260, июнь – 390.
Постановлением ГКО № 1057сс от 24.12.1941г. заводу поручен выпуск аэросаней РФ-8. На 01.1942г. установлен план 300 штук.
В соответствии с постановлением ГКО № 1394 от 6.03.1942г. на заводе начато производство танка Т-70, постановлением ГКО № 2353 от 28.09.1942г. заводу утвержден план по выпуску Т-70 на IV квартал 1942г. Производство (шт.): (1941г.): Т-60 – 1320; (1942г.): Т-60 – 1763, Т-70 – 3525; (1943г.): Т-70 – 3402, СУ-76 – 601; (1944г.): СУ-76 – 4708; (1-е полугодие 1945г.): СУ-76 – 2654.106
В соответствии с постановлением ГКО № 1415 от 9.03.1942г. начато производство бронеавтомобилей БА-64.
22.06.1942г. вышло постановление ГКО № 1924 об увеличении производства танковых моторов на заводе.
В 08.1942г. на завод эвакуирован задел по корпусам и агрегатам танков Т-34 с СТЗ и танков Т-60 и Т-70 с завода № 264.
В 1943г. на заводе в опытном цехе начаты работы по освоению производства по лицензии американского дизеля GMC, из-за разрушений на заводе в результате бомбардировки это не было осуществлено.
Постановлением ГКО № 2556 от 30.11.1942г. завод освобожден от производства 82-мм минометов.
5.06.1943г. несколько цехов завода (в основном, моторные) было разрушено в результате бомбардировки. 16.06.1943г. вышло постановление ГКО № 3595 о мерах первоочередной помощи по восстановлению цехов завода; 19.06.1943г. – постановление ГКО № 3614 о восстановлении производства на заводе; 21.07.1943г. – постановление ГКО № 3783 о материально-техническом обеспечении восстановительных работ на заводе; 11.08.1943г. – еще одно постановление ГКО № 3911 о дополнительных мерах по материально-техническому обеспечению восстановления завода. В соответствии с постановлением ГКО № 4080 от 10.09.1943г. на завод направлено 5000 работников. 4.10.1943г. вновь вышло постановление ГКО № 4235 о материально-техническом обеспечении окончания восстановительных работ на заводе. 28.10.1943г. восстановление завода было завершено. 6.11.1944г. – распоряжение ГКО № 6888 о поставках металла на завод.
С лета 1943г. завод переориентирован на производство самоходной артиллерии. В соответствии с постановлением ГКО № 3964 от 21.08.1943г. на заводе начат выпуск 76-мм САУ.
28.08.1943г. вышло распоряжение ГКО № 3988 об изменении конструкции автомобилей-вездеходов, выпускаемых на заводе. 12.05.1944г. – распоряжение ГКО № 5883 о дополнительном производстве на заводе 1000 моторов для комбайнов.
В 1946г. переименован в Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) им. Молотова, с 13.12.1957г. – ГАЗ. 24.08.1971г. на базе завода создано ПО «АвтоГАЗ», 31.10.1973г. переименовано в ПО «ГАЗ».
Цена автомобилей: ГАЗ-12 (1950г.) – 88 тыс. руб., ГАЗ-51 (1950г.) – 15,44 тыс. руб.
28.01.1964г. в состав ГАЗа включён авторемонтный завод № 2 в качестве корпуса коробок скоростей, в 1975г. – завод коробок скоростей ГАЗа. В 07.1976г. в состав ПО ГАЗ вошел завод «Канибадамавтозапчасть» (и на 1988г.); в 1977г. – Саранский завод «Центролит».
13.01.1993г. завод приватизирован и преобразован в ОАО «ГАЗ». Входил в холдинг «Руспромавто» (2003г.). Имел дочернее предприятие – Арзамасский машиностроительный завод (2004г.). К 09.2005г. на баланс ГАЗа были переданы из РПА: ОАО «Павловский автобус», ОАО «Голицынский автобусный завод», ОАО «Канашский автоагрегатный завод», ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «ЯЗДА», ОАО «ЯЗТА», ОАО «Автодизель», ООО «Ликинский автобус», ООО КАВЗ.
В составе ГАЗа- Управление конструкторских и экспериментальных работ. В управлении имеется КО серийных автомобилей.
В 01.2009г. было уволено около 1200 сотрудников, в 07.2009г. планировалось увольнение еще 4100 чел.
Численность персонала (2008г.)- 36 тыс. чел.
Президент (1994-2004г.-)- Н.А. Пугин.
Директор (1.01-28.09.1932г.)- С.С. Дыбец, (1932-19.04.1938г.)- С.С. Дьяконов, (26.04.1938-16.10.1942; 10.06.1943-31.08.1948г.)- И.К. Лоскутов, (17.10.1942-9.06.1943г.)- А.М. Лившиц (снят за плохую организацию ПВО завода), (2.09.1948-18.04.1950г.)- Г.С. Хламов, (19.04.1950-15.05.1952г.)- Г.А. Веденяпин, (23.05.1952-30.03.1954г.)- П.Я. Лисняк, (2.04.1954-23.07.1955г.)- Н.И. Строкин, (2.08.1955-18.03.1958г.)- Н.В. Сазанов, (19.03.1958-25.07.1983г.)- И.И. Киселев. Гендиректор (25.07.1983-24.10.1986г.)- Н.А. Пугин, (26.10.1986-7.03.1996г.)- Б.П. Видяев,170 (2000-01г.)- В.Н. Беляев, (11.2001-08.2002г.)- Д.С. Стрежнев, (2002-05г.-)- А.Г. Баранцев.
Зам. директора (-1940г.)- Г.С. Хламов.
Директора: исполнительный- А. Саркисян; технический (1981-83г.)- Н.А. Пугин; по маркетингу (2004г.)- В. Масленников; по персоналу автокомпонентного производства (-10.2008г.)- В. Куприянов (умер), (10-12.2008г.)- А. Емелин (погиб).
Гл. инженер (1932г.)- В.Г. Лапин, (1936г.)- В. Данилов, (1930-е)- Г.С. Хламов, (1938-41г.)- П.С. Кучумов, К.В. Власов, Н.И. Строкин.
Ген. конструктор (02.2005г.)- Ю. Королев.
Зам. гл. конструктора (-1957г.)- К.Ф. Катушев.
Гл. конструктор по танковому производству (1941-42г.-)- Н.А. Астров.
Гл. технолог (1948г.-)- Н.И. Строкин.
Начальник управления промышленными электронными связями (2007г.)- Н.И. Махов.
Гл. инженер завода коробок скоростей (1975-81г.)- Н.А. Пугин.
Начальники цехов: колесного (1936г.)- Т. Геллер; моторного (1932-34; 1936-38г.)- П.С. Кучумов; (-1942г.)- Н.А. Левченко.
Зам. начальника корпуса моторов: (1930-е)- Н.И. Строкин. Зам. начальника цеха: (1960-е)- Н.А. Пугин.
Руководитель Московского представительства (2000г.)- П.М. Туманов.
Председатель совета директоров (-06.2006г.)- А. Юшкевич, (06.2006г.-)- П. Золотарев, (2007г.-)- Э. Эберхардсон.
Член совета директоров (-03.2007г.)- М. Авдеев, (03.2007г.-)- Э. Эберхардсон.
Работали: (02.1935г.-)- И.П. Александров, (1980-2008г.)- А. Емелин, (1956-67г.)- В.В. Каданников, (1951-59; 1961-63г.)- К.Ф. Катушев (к, вк, парторг), (1931-34; 1936-41г.)- П.С. Кучумов, (1958-86г.)- Н.А. Пугин (м), (1932-36г.)- И.Ф. Синицын (м, т), (1931-40; 1948-)- Н.И. Строкин, (1932-40г.)- Г.С. Хламов (м).
Производство: автомобили: грузовики: «Форд-АА» (1932), ГАЗ-ААА, -51 (1950), -53, -3302, -4301; армейские ГАЗ-66, -67Б, -69 (1953-56), -3307; повышенной проходимости ГАЗ-62, -33085 «Земляк», ГАЗ-3310, -33104 «Валдай» (2004-08-), плавающий ГАЗ-59037, «Газель» (2008), «Соболь» (2008); повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (2008); многоцелевые: ГАЗ-63, -3937 (2004), ГАЗ-2330 «Тигр», полицейская машина ГАЗ-233036 (2000-е); легковые: ГАЗ-12 (1950), -13 (1960-е), -14 «Чайка» (1970-е-80-е), кабриолет ГАЗ-14-05, экспериментальная мотоколяска ГАЗ-18, ГАЗ-21, -24, -31 «Волга», -3105, Volga Siber (2008); танки: Т-27 (-1934), Т-37А (1935), Т-38 (1936), Т-60 (1941-42)- 3083, Т-70 (1942-43)- 6927; САУ СУ-76 и -76М (1943-45)- 9133;106 бронеавтомобиль БА-64 (1942-); бронетранспортеры: БТР-40 (1950-), БТР-60П (1961-63), БТР-60ПА (1963-66), БТР-60ПБ (-1986), БТР-70 (1974-), БТР-80 (1983-), БТР-90 «Росток» (2004); БРДМ ГАЗ-40П, БРДМ-2; транспортёры: гусеничный ГАЗ-47, -71 (ГАЗ-3403); двигатели: танковый ГАЗ-202 (1940), дизели для грузовиков ГАЗ-542 (-1986-96-)- более 29 тыс., ГАЗ-545; миномет М-82 (-1942), детали для РС М-13, М-30 (1942).
КБ ГАЗа
Разработан бронеавтомобиль БА-20 на шасси ГАЗ М1. В 1936г. спроектированы 3-осные автомобили ГАЗ-АААА, ГАЗ-21 (В. Грачёв). В 1930-е г. в КБ завода была образована «конструкторская группа танков». В 01.1936г. группой начата разработка легкого плавающего танка «ТМ» (танк Молотова), летом 1936г. построено два опытных экземпляра.
Особое КБ (ОКБ) ГАЗа, СКБ КЭО ГАЗ
Создано при заводе в 1938г. для разработки бронированной техники. Осенью 1941г. была разработана документация для серийного производства танка Т-60. В 09-11.1941г. разработан двигатель ГАЗ-203 («спарка» моторов ГАЗ-202), к началу 1942г. создан танк ГАЗ-70 (Т-70). В 1942г. на базе Т-70М создан зенитный Т-90. Разработана серийная документация для Т-80 и СУ-76.
В 1947г. создан первый отечественный бронетранспортер БТР-40 на базе ГАЗ-63. В соответствии с ПСМ № 1201-516 от 26.10.1959г. плавающий бронетранспортер БТР-60П пнв.
СКБ, единственное в стране, занималось с 1950-х г. разработкой гусеничных тягачей-болотоходов.
В 1969г. разработан проект ГТД для грузовика ГАЗ-99Д.
В соответствии с ПСМ № 1223-511 от 8.12.1962г. ГАЗ-66 пнв.
В начале 2000-х г. создан джип “Nimr” для ОАЭ, на его базе создан ГАЗ-2330 «Тигр», принятый на вооружение Российской армии.
Гл. конструктор (1941-42г.-)-Н.А. Астров.
Ведущие конструкторы: (1942г.)- А. Маклаков, (-1943-50-е)- Г.М. Вассерман (ГАЗ-67, -69).
Создано: бронеавтомобиль лёгкий БА-64 на шасси ГАЗ-64 (пнв в 03.1942г.), БА-64Б на шасси ГАЗ-67Б (пнв в 1943г.); танки лёгкие Т-70 (пнв 6.03.1942г.), Т-90 (1942); транспортеры-тягачи: ГТ-С (ГАЗ-47, 1951), ГАЗ-71, ГАЗ-73, ГАЗ-3402 (1985), ГАЗ-3403 (1986), ГАЗ-34039 (1995), ГАЗ-3409 «Бобр», ГТ-МУ-1Д, ГТ- СМ- 1Д; бронетранспортеры: БТР-40 (1947, пнв в 1950г.), БТР-40А (1951), БТР-40Б (1956, пнв в 1958г.), БТР-60П (ГАЗ-49, пнв 26.10.1959г.), БТР-60ПА, БТР-60ПУ (Р-145), БТР-60ПБ (пнв в 1964г.), БТР-70 (пнв в 1972г.), БТР-80 (ГАЗ-5904, 1977), БТР-80А (пнв в 1994г.), БТР-80С (1994), БТР-90; плавающая бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) ГАЗ-40П (пнв в 1957г.), БРДМ-2 на базе ГАЗ-66; армейские автомобили: ГАЗ-67Б (1943), ГАЗ-69 (1950-е), ГАЗ-66 (пнв 8.12.1962г.), ГАЗ-2330 «Тигр» (2000-е), ГАЗ-29651 «Каратель» (2000-е), ГАЗ-29751, ГАЗ-29752 «Тигр» (2002), полицейская машина ГАЗ-233036 (2000-е), повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко», бронеавтомобиль ГАЗ-3937 «Водник» (1990-е), армейский автобус ГАЗ-330811 «Вепрь»; прицеп ГАЗ-704 для ГАЗ-69 (1950-е).
Авторемонтный завод № 2
Основан в 1947г. 28.01.1964г. включён в состав ГАЗа в качестве корпуса коробок скоросчтей. В 1975г. – завод коробок скоростей ГАЗа.
Производство: запчасти для автомобиля ГАЗ-51 и комбайна СК-3.170
Саранский литейный завод (СЛЗ) «Центролит» Минавтопрома, ОАО «СЛЗ»
/Мордовская АССР г. Саранск Александровское ш./
В 1968-72г. завод «Центролит» – в ведении Минавтопрома. В 1977г. включён в состав ПО «ГАЗ».
Производство: гири, гантели, канализационные люки, печное литьё
Гл. инженер (1968-72г.)- А.И. Сухой.
Арзамасский завод автомобильных запасных частей ПО «ГАЗ», Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ) ПО «ГАЗ», ОАО «АМЗ»
/607220 г. Арзамас Нижегородской обл., ул. 9 Мая, 2 тел. 96-778 www.amr.nnov.ru, www.amz.ru/
/Московское представительство: г. Москва ул. Кузнецкий Мост, 21/5/
Завод начал строиться в 1969г. в соответствии с пост. правительства от 4.02.1967г. как завод по производству запчастей для ГАЗа.
В 1972г. начат выпуск первой продукции – гидроамортизаторов для грузовиков. Затем освоен выпуск коробок передач для ЕрАЗ, карданных валов для ГАЗ, гидронасосов, передней подвески для «Волги». С 1980г. освоен выпуск бронетранспортеров.
В 1983г. предприятие переименовано в АМЗ в составе ПО «ГАЗ».
Входило в холдинг «Руспромавто» (-2003-05г.-). Являлось дочерним предприятием ГАЗа (2004г.). В 10.2005г. функции исполнительного органа переданы ООО «УК «Руспромавто». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
Единственный отечественный производитель колесной бронетехники (2005г.).
Численность персонала (2009г.)- 4332 чел., (2010г.)- 4193 чел.
Гендиректор (-08.2004г.)- А. Климашин, (-02-10.2005г.)- В. Копалкин.
Начальник департамента ВЭД (2006г.)- А. Старостин.
Руководитель Московского представительства (2000г.)- Ю.М. Мирошников.
Член совета директоров (10.2005г.-)- М. Барбашов, Д. Галкин, В. Ким, В. Копалкин, А. Коромыслов, И. Лежебоко, Е. Фомина.
Производство: спецавтомобиль ГАЗ-3937 «Водник» (1995, опытная партия); бронетранспортеры БТР- 80 (2004), БТР-90 (2006).
ООО, ОАО «Компания «РусПромАвто» (РПА), ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ»
/109240 г. Москва Котельническая наб., 17; 123290 г. Москва ул. 2-я Магистральная, 8А тел. 725-09-90/
Холдинговая компания. В 02.2004г. ООО «Руспромавто» преобразовано в ОАО. В 09.2005г. РПА преобразовано в группу ГАЗ. Управляющая компания группы ГАЗ- ОАО «Русские машины». Группа ГАЗ входила (2009г.) в состав холдинга «Базэл».
РПА имело пять направлений (2003г.): «Нижегородские автомобили» (входили ГАЗ, «Волжские моторы», Заволжский завод гусеничных тягачей, Саранский завод автосамосвалов, Арзамасский машиностроительный завод); «Русавтопром» (Павловский, Ликинский, Курганский, Голицынский автобусные заводы, Канашский автоагрегатный завод); «Двигатели» («Ярдизель», ЯЗДА, ЯЗТА); «Большегрузные автомобили» (ОАО «Автомобильный завод «Урал»); «Строительно-дорожные машины» (ЧСДМ, «Брянский арсенал», «Тверской экскаватор»).
Группа ГАЗ имела дивизионы: «Спецтехника», в него входили (2007г.): «Тверской экскаватор», Экскаваторный завод «Ковровец», «Брянский арсенал», ЧСДМ; «Автобусы»: ПАЗ (2007г.); «Грузовые автомобили». Также в группу ГАЗ входили (2007г.): ОАО «Военно-промышленная компания», «Завод корпусов» (г. Выкса), Барнаултрансмаш.
Председатель совета директоров (04.2005г.-)- О. Дерипаска, (2009г.)- Бо Андерссон.
Гендиректор (2001-02г.-)- Д.С. Стрежнев, (4-11.2003г.)- П. Синьшинов, (11.2003-04.2005г.)- А.Э. Юшкевич, (04.2005-05.2006г.)- М. Авдеев. Председатель правления (05-06.2006г.)- П. Золотарев, (06.2006-10.2007г.)- Э. Эберхардсон, (10.2007-09г.-)- С.Г. Занозин. Президент (08.2009г.-)- Бо Андерссон.
Зам. гендиректора (2001-05г.)- В.С. Ким, (-05.2004г.)- В. Черноротов, (05.2004г.-)- Н. Самодуров.
Директор дивизиона: «Спецтехника» (2001-03.2007г.)- А.Н. Коромыслов; «Грузовые автомобили» (2007г.)- В.Х. Корман; «Автобусы» (2001-07г.)- С.Г. Занозин; «Стройдормаш» (-05.2004г.)- В. Черноротов. Директор департамента (2001-07г.-)- М.Г. Барбашов, (2001-07г.-)- Л.Е. Долгов.
Директора: по стратегии (08.2005г.-)- Э. Эберхардсон, (09.2005г.-)- А. Филатов; по экономике и финансам (2004г.-)- В. Шматович; по координации поставок техники специального и военного назначения (2006г.)- Д. Галкин; по корпоративным отношениям и собственности (-2004г.)- А. Константинов (затем- советник гендиректора), (2004г.-)- А. Резников; по корпоративному развитию и инвестициям (2004-06г.-)- Н. Халько; по управлению бизнес-процессами и информационными системами (2004г.-)- И. Кульган; по энергетике (2006г.)- В. Петроченко; по взаимодействию с госорганами (2007г.)- В.В. Лазутин.
Начальники управлений: промэлектроники, связи (2008г.)- Н.И. Махов; (2001-07г.-)- И.А. Лежебоко.
Руководитель PR-службы (2007г.)- В.А. Торин.
Директор по экономике и финансам дивизиона «Спецтехника» (2001-03.2007г.)- А.П. Глод.
ОАО «Русские машины»
Управляющая компания группы ГАЗ, создана в 09.2005г. Все активы предприятия сведены в три дивизиона: автомобильный, авиастроительный, энергомашиностроительный.
Гендиректор (09.2005-06г.-)- П. Золотарев, (-2008-08.2010г.)- В.Г. Лукин, (08.2010г.-)- А. Филатов.
Директор: по стратегии и развитию (07.2005-08.2010г.)- А. Филатов; по связям с общественностью (-2006-08г.-)- Е.В. Матвеева; по ВПК (01.2008г.-)- г-л Н. Ковалев.
Управляющий директор дивизиона: автомобильного (2005г.)- А. Юшкевич, (2007г.-)- Э. Эберхардсон; авиастроительного (2005г.)- С. Лихарев; энергомашиностроительного (2005г.)- В. Петроченко.