Предприятия № 61-100

      

Завод № 82 НКВД, НКАП

      /г. Тушино Московской обл. п/я 1321; г. Казань; Тушино/

      В 01.1932г. были образованы мастерские ГВФ. В 1933г. на их базе создан завод № 63 ГВФ. С 1936г. – опытный завод НИИ ГВФ, с 1937г. – самостоятельный мелкосерийный завод (имел обиходное название – Тушинский завод ГВФ). В соответствии с пост. КО № 176сс от 31.07.1938г. завод передан в ведение НКВД и переименован в завод № 82. С 08.1938г. – филиал ЦИАМ в подчинении НКВД. В 02.1940г. передан из НКВД в 8ГУ НКАП.

      Завод выпускал запчасти к моторам М-17, М-11, МГ-11, МГ-21, МГ-31 (до 1938г.). Пост. СТО № ОК-256сс от 27.12.1936г. заводу поручено развернуть в 1937г. выпуск моторов МГ-11 (165 л.с), МГ-21 (225 л.с.) и МГ-31 (315 л.с.). С 1937г. начато опытное и мелкосерийное строительство мотора МГ-31. В 1937г. выпущена опытная партия дизелей Д-11. В 1938г. завод перепрофилирован на выпуск дизелей. С 1939г. начато освоение производства дизелей АН-1, М-30, М-31. На 1939г. был задан план в 50 моторов с доведением в последующем годовой мощности до 200 шт.

      В 03.1940г. на площадке завода организован также завод № 291 НКАП.

      В 12.1940г. передан в 3ГУ НКАП. По пр. № 614с/ 105с от 2.11.1940г. в состав завода был влит радиозавод № 85 ГУ ГВФ. Полностью завод должен был быть введен в строй в 1941г. К середине 1941г. завод имел две территории: старую и новую.

      По пр. № 729сс от 22.07.1941г. завод № 82 3ГУ НКАП эвакуирован в г. Казань на площадку завода № 27 НКАП. Организационно завод влит в состав завода № 27, но по пр. № 1091с от 1.11.1941г. и № 1145сс от 20.11.1941г. производство авиадизеля М-30 выделено вновь в самостоятельное производство на мощностях бывшего завода № 82 и под тем же номером действовало в Казани.

      В связи с возобновлением производства М-30 на старой площадке завода в Тушино, в соответствии с пост. ГКО № 1207сс от 24.01.1942г. и пр. № 74с от 26.01.1942г. завод № 82 к 03.1942г. был переведен обратно в Тушино со всем оборудованием и личным составом и должен был выпустить к 1.05.1942г. серийный мотор М-30. Вскоре по прибытии для обеспечения быстрейшей организации в Москве завода-дублера по производству АМ-38 в соответствии с пост. ГКО № 1440сс от 14.03.1942г. и пр. № 206сс от 16.03.1942г. завод № 82 ликвидирован, все оборудование и основная часть личного состава переданы заводу № 45 НКАП. Выпуск М-30 временно приостановлен, а задел по нему передан в ЦИАМ.

      По пр. № 239с от 30.03.1942г. на площадке бывшего завода № 82 образован в системе Главремуправления завод по ремонту моторов «Мерлин» и «Аллисон». По пр. № 287с от 16.04.1942г. новый завод получил наименование ГС завод № 453 НКАП при 6ГУ. В соответствии с пост. ГКО от 4.04.1942г. и пр. № 268с от 10.04.1942г. на площадке эвакуированного завода № 82 НКАП в Тушино организован филиал ЦИАМ. Затем в соответствии с пост. ГКО № 1866сс от 4.06.1942г. и пр. № 444сс от 13.06.1942г. на этом месте организован опытный двигателестроительный завод № 500 8ГУ НКАП.

      Директор (1932-35г.)- С.Е. Киселев, (1936г.)- В.С. Войтов, (1937г.)- А.С. Черняков, (1938-41г.)- С.Н. Жилин, (1941-42г.-)- В.Н. Дубов.49

      Гл. инженер (конец 1930-х)- А.Г. Таканаев34.

      Гл. конструкторы: (1942г.)- Ф.Я. Тулупов (М-30).

      Выпуск запчастей к авиамоторам.

ОТБ ОГПУ, НКВД при заводе № 82

      /г. Москва; г. Казань/

      При заводе работала конструкторская группа под руководством М.А. Коссова.

      ОТБ ОГПУ образовано в начале 1930г. на заводе из заключённых конструкторов-моторостроителей. Затем по пр. № 0021 от 10.01.1939г. создано единое ОТБ в системе 4-го спецотдела НКВД для использования заключенных, имеющих специальные технические знания (см. ЦКБ-29 НКВД). На заводе № 82 – конструкторская группа ОТБ по моторостроению. К 05.1940г. завод № 82 стал производственной базой ОТБ.

      Работали: заключенные (1938г.-)- А.Д. Чаромский, Б.С. Стечкин, А.С. Назаров, А.А. Бессонов (с 1935г. в ЦИАМ), Н.Р. Бриллинг, В.П. Глушко. В состав ОТБ откомандировано также несколько вольнонаемных специалистов из НИИ-3 и проф. Г.С. Жирицкий (специалист по лопаточным машинам).

      Глушко арестован в 03.1938г., по 08.1939г. находился во внутренней тюрьме НКВД на Лубянке и в Бутырке, затем переведен в ОТБ. В 08.1940г. Глушко переведен на завод № 27 в качестве гл. конструктора группы 4-го Спецотдела НКВД.

      В 1931г. велись работы по дизелям: авиационным: мощностью 2300 л.с. (начато изготовление), первому в стране звездообразному воздушного охлаждения Д-11 на базе М-11 в 500 л.с. (Т.М. Мелькумов, создан в 1937г.); морскому М-50 (МН-1) 3200 л.с. для ПЛ-95 (начата постройка на Коломенском заводе); тракторному нефтяному в 60 л.с.; танковому в 400 л.с. (строился на заводе «Большевик»).160 Создавался опытный 24-цилиндровый мотор ФЭД для ТБ-5, но не был закончен. Работы по авиационному дизелю М-30 (АД-5) для ТБ-7, ДБ-240; М-30Ф, М-20; М-40 (АН-1-РТК) для ТБ-7, М-40Ф (гл. конструктор- В.М. Яковлев). Работы по газогенератору и ЖРД для самолетов С-100 и «Сталь-7» (1939-40г., В.П. Глушко).

      В 1941г. эвакуировано вместе с заводом № 82 на завод № 27 в Казань как самостоятельный цех, далее – в составе ОКБ завода № 16 в системе 4-го Спецотдела НКВД.

      Гл. конструктор (1933-37г.)- М.А. Коссов, (1937г.)- Т.М. Мелькумов, (1938-41г.)- Ф.Я. Тулупов, (1942-45г.)- А.Д. Чаромский-Броничев.

      Работали: (02.1941г.-)- Д.Д. Севрук.

< 1 30 31 32 60 >