Прочие предприятия "Б"

      

Брянский машиностроительный завод (БМЗ) Брянского, Приокского СНХ, АО Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода, Государственный Брянский завод в Бежице, Государственный Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод «Профинтерн» ВСНХ, Брянский завод «Красный Профинтерн» НКТП, НКМ, НКТМ, Бежицкий паровозо-и вагоностроительный завод НКТП, Орджоникидзеградский паровозо-вагоностроительный комбинат «Красный Профинтерн», Красноярский паровозостроительный завод «Красный Профинтерн» НКТМ, Бежицкий ГС завод «Красный Профинтерн» НКТМ, Брянский паровозостроительный завод (БПЗ) НКТМ, ПО «БМЗ им. В.И. Ленина» МТиТМ, Брянское ПО вагоностроения, АООТ, ОАО «ПО БМЗ»

      /г. Бежица Брянского у. Орловской губ. ст. Болва; г. Бежица Западной обл. (1935г.); г. Орджоникидзеград Брянской обл.; г. Красноярск ст. Злобино (1942г.) «Профинтерн» (1935г.)/

      /241015 г. Брянск ул. Ульянова, 26 тел. 55-00-30 www.bryanskobl.ru/~press/BMZ/indexw.html/

      20.07.1873г. основано АО Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Первые цехавыросли у слияния рек Десны и Болвы. До конца года были построены мастерские: чугунолитейная, механическая, прокатная, рельсовых креплений с кузницей. Строительство завода финансировал московский купец П. Губонин, а организовывал инженер В. Голубев. Через год руководителем и основным владельцем завода стал князь В. Тенишев. 20.09.1874г. заводом выпущена первая продукция: рельсы и рельсовые крепления. В 1875г. построена мастерская для изготовления металлоконструкций, начато изготовление мостов и других стальных конструкций: дебаркадеры Киевского вокзала в Москве, Варшавского вокзала в Санкт – Петербурге, мосты через Днепр и Амударью. В 1877г. на заводе заработали бессемеровские конвертеры – одни из первых в России; а в 1880 году завод производил 30% всей русской стали. К этому времени строились железнодорожные вагоны, сельскохозяйственные машины. Для армии – снаряды и броня, интендантские повозки, укупорочные ящики, переносные кузницы, лафеты для артиллерии.

      В 1880г. на станции Жуковка построен шпалопропиточный завод, на станции Людинка – лесопильная мастерская. В 1881г. построены листопрокатная мастерская и кирпичный цех. В 1884г. построен молотовый цех, в 1888г. – новая механическая мастерская. В 1890г. построена бандажно-прокатная мастерская, в 1892г. – новая чугунолитейная мастерская. В этом же году прокат рельсов передан Александровскому заводу. В 1894г. построена меднолитейная мастерская, в 1895г. – котельно-сборная мастерская. В 1899г. введена в эксплуатацию новая центральная заводская электростанция.

      С 1883г. завод начал строить пароходы, шаланды, землечерпательницы, плавучий док для Владивостокского порта (1887г.). С 1887г. – производство железнодорожных стрелок и стрелочных переводов. В 1880г. завод сделал первые паровозные колеса, а с 1890г. началось изготовление паровозов. В 1910г. выпущен первый отечественный электропоезд. В 1902г. было прекращено доменное производство. В этом же году построена снарядная мастерская и организовано конструкторское («станковое») бюро. Выполнял заказы Военного ведомства: 1901г. – на бронебойные гранаты (36995 руб., выполнен в 1902г.); 1902г. – на 11-дм снаряды (138180 руб.), 9-дм бомбы (32906 руб.) и лафеты к пушкам (90000 руб., выполнены в 1903г.); 1903г. – на 3-дм шрапнели (597 тыс. руб., выполнен в 1907г.); 1904г. – на лафеты (87500 руб., выполнен в 1905г.), шрапнели (892500 руб., выполнен в 1907г.); 1905г. – на мелинитовые гранаты (255500 руб., 1907г.), палубобойные фугасные бомбы (104794 руб., 1906г.); 1906г. – на лафеты (88 тыс. руб., 1906г.); 1907г. – на фугасные бомбы (324 тыс. руб., 1908г.). В 1908г. завод начал постройку кранов и грузоподъемных машин. В 1909г. действовал также Александровский Южно-Российский завод АО. В 1909г. АО Брянского рельсопрокатного… завода – в ведении Горного департамента. АО имело также собственные рудники: Александровский, Сухая Балка, Карнаватский, Червонный, Тарапаковский, Лихмановский в Кривом Роге.

      В 1905-06г. было уволено около 1000 раб. В 1911г. инженером-технологом А.З. Рожковым изобретен способ производства многослойной стали. Введен в эксплуатацию цех сельскохозяйственного машиностроения. В 1912г. введены в строй новые мастерские: вагонная, деревообделочная, чугунолитейная, меднолитейная. Начат выпуск стационарных паровых котлов. В 1913г. построена электрическая сталеплавильная печь. В 1914г. введена в строй вторая гранатная мастерская. 31.05.1916г. получил заказ от Управления уполномоченного ГАУ по заготовлению гранат французского образца на 200 тыс. штампованных стаканов (заготовок) и 120 тыс. готовых корпусов 3-дм гранат, 1.11.1916г. – ещё на 590 тыс. стаканов, 21.12.1916г. – на 60 тыс. корпусов 3-дм гранат, а 10.01.1917г. – на 100 тыс. литых корпусов 6-дм гранат. 30.04.1917г. – новый заказ на 125 тыс. корпусов 3-дм гранат, а 15.05.1917г. – ещё на 240 тыс. корпусов и 400 тыс. штампованных стаканов для них. 11.08.1917г. – ещё на 20 тыс. корпусов 6-дм бомб.162

      17.02.1918г. завод был национализирован, 5.03.1918г. назначено «Правительственное Правление Брянского завода» с местопребыванием в г. Москве. 4.07.1918г. завод переименован в «Государственный Брянский завод в Бежице». 13.11.1918г. завод включен в группу заводов «Сормово-Коломна» и 19.11.1918г. передан в ведение ГОМЗА Отдела металла ВСНХ; утверждено «Коллегиальное заводоуправление», в декабре Правительственное правление завода ликвидировано. 22.05.1920г. упразднено «Коллегиальное заводоуправление», замененное «Управляющим заводом». Первым управляющим завода назначен К.В. Шур, бывший председатель ГОМЗА. 28.02.1921г. утверждена должность директора завода вместо управляющего. В 05.1921-03.1922г. Брянский завод – в ведении ГОМЗА ГУМП ВСНХ (и на 10.1927г.).64 12.09.1923г. завод был переименован в завод «Профинтерн», в 1924г. – в Брянский завод «Красный Профинтерн». Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.), в 05.1921г. контролировался СВП, в 1926г. – подотделами инженерно-техническим и вооружения ВПУ ВСНХ.125 В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. завод передан из «Парвагдиза» в ведение созданного ВОВАТ ВСНХ. 5.01.1932г. завод передан в ведение вновь созданного НКТП, в 09.1934-03.1936г. – в ведении его Главтрансмаша, в 01.1935г. – Главвагонпрома.196 В 12.1937г. – в ведении Главтрансмаша НКМ. 14.02.1940г. завод реорганизован в комбинат в составе заводов: паровозостроительного, вагонного и металлургического (со спецпроизводством) и позднее получил название Орджоникидзеградский паровозо-вагоностроительный комбинат «Красный Профинтерн». 13.03.1941г. комбинат вновь реорганизован в единый завод. В 11.1941г. завод переименован в Красноярский паровозостроительный завод «Красный Профинтерн» (затем на его базе создан завод «Сибтяжмаш»). В 08.1942г. – в непосредственном подчинении НКТМ. В 1943г. переименован в Орджоникидзеградский союзный паровозостроительный завод «Красный Профинтерн», в 09.1943г. – в Бежицкий государственный союзный завод «Красный Профинтерн». В 12.1943г. вновь переименован в БПЗ. 1.11.1945г. передан из НКТМ в Наркомтрансмаш.

      В 11.1917г. закрыты все военные цеха, в декабре работа завода полностью остановлена, а с 19.05.1918г. вновь приступил к работе. В 09.1919г. оборудование завода частично эвакуировано. В 1923г. введен в эксплуатацию прокатный стан «400». В 1924г. начато строительство цеха большегрузных вагонов (сдан в эксплуатацию в 1927г.). В 1929г. проведена реконструкция завода. В 1940г. произведена реконструкция цеха цистерностроения.

      С 1918г. начат выпуск бронепоездов, в 1919г. принят заказ на бронирование 8 паровозов. Пост. СТО от 21.10.1921г. завод назначен «базой по ремонту бронепоездов»; часть завода отведена специально для броневых работ, в 1921г. отремонтировано около 20 бронепаровозов и 30 бронеплощадок. Вплоть до ВОВ завод являлся основным производителем бронепоездов в стране. Пост. Чрезкомснаба от 2.11.1918г. заводу поручено изготовить 25 тыс. 48-лин. бомб (в счет невыполненного заказа на 1917г.), в первой половине 1919г. изготовлено также 122 6-дм гаубичные бомбы.159 В 1927г. велось восстановление снарядного производства по изготовлению корпусов калибра от 48-лин. до 12-дм (прессовая и снарядная мастерские) со сроком ввода в 01.1928г. Производство 6-дм снарядов (230 станков) размещено в здании ликвидированного гвоздильного цеха. Также к январю 1928г. планировалось пустить производство 3-дм гранат (211 станков). Начата организация мастерской зарядных ящиков. В 1930г. выполнял заказ по изготовлению опытной партии в 300 шт. дальнобойных снарядов для 152-мм гаубицы. В 1932г. изготавливал корпуса фугасных снарядов: 152-мм (заказ на 7 тыс. шт.), 305-мм (900 шт.), 356-мм (420 шт.).160

      В 1921г. изготовлена опытная партия электроплугов (первых в мире). Производство (1935г.): паровозы товарные, хопперы 4-осные, цистерны 4-осные, платформы 4-осные, вагоны изотермические; краны: мостовые 30, 50, 100т, портальные; круги: портальные, поворотные; молоты, цилиндры газомоторные.

      12.02.1921г. Радицкий вагоностроительный завод присоединен к Брянскому в качестве вагонного отдела (до 12.1921г.). В 1930г. начато строительство Бежицкого завода литых тележек и автосцепки, который вначале был филиалом Брянского завода, а затем самостоятельным Бежицким стальзаводом.

      Пост. СТО № К-151с от 17.09.1934г. завод привлечен в кооперацию к заводу № 13 по изготовлению 200 прицепных цистерн ЦП-26.

      По распоряжению НКОП № 6/07с от 16.01.1937г. заводу поручено к 1.10.1937г. изготовить 2 опытные партии по 2700 шт. литых чугунных 122-мм снарядов. Приказом НКОП № 00281 от 22.12.1937г. заводу поручено изготовление железнодорожных транспортеров для создаваемых 356-мм пушки и 500-мм гаубицы; приказом НКОП/НКМ № 00282/47сс от 25.12.1937г. – изготовление транспортера для перевозки 406-мм орудий.

      В 07-08.1941г. в соответствии с постановлением ГКО № 99сс от 11.07.1941г. завод был эвакуирован: основная часть (6000 вагонов и около 15000 чел.) – в Красноярск на стройплощадку Сибтяжмаша; производство 305-мм и 356-мм корпусов снарядов (240 ед. оборудования) – на завод № 78 в Челябинск; кроме того, в Ворошиловград, Горький, Бузулук, Свердловск (на площадку завода «Уралэлектроаппарат»), Нижний Тагил на площадку УВЗ (380 чел.), Ковров, Омск. На новом месте в соответствии с постановлением ГКО № 1017 от 12.12.1941г. организовано производство 50-мм ротных минометов. С 1943г. налажен выпуск паровозов СО. 30.09.1943г. вышло постановление ГКО № 4220 о мероприятиях по обеспечению строительства завода «Красный профинтерн» НКТМ в Красноярске; 12.05.1944г. – постановление ГКО № 5891 об окончании строительства ТЭЦ завода в Красноярске.

      В 1943г. завод вернулся в освобожденную Бежицу, 23.10.1943г. вступил в строй. 15.12.1943г. вышло постановление ГКО № 4792 о неотложных мероприятиях по восстановлению Бежицкого завода «Красный Профинтерн» НКТМ. 22.01.1944г. вышло распоряжение ГКО № 5007 о мерах по восстановлению ЦЭС завода. В 1945г. восстановлены цеха: краностроения, инструментальный, кузнечный.

      В 1947-51г. БПЗ – в ведении Минтрансмаша. 19.10.1956г. завод переименован в Брянский машиностроительный, в том же году г. Бежица влился в состав г. Брянска. 1.06.1957г. завод передан в ведение Брянского Совнархоза.

      Завод имел своё металлургическое производство (1947г.). В 1946г. заложен паровозомеханический корпус (позднее – «Турбинный корпус»). В 1947г. пущен прокатный стан, термический цех. В 1948г. восстановлено 30 цехов.

      С 1948г. возобновилось вагоностроение. Конструкторский коллектив во главе с А.А. Козьминым разработал свыше 20 типов вагонов и цистерн. В соответствии с ПСМ № 1417-717с от 30.04.1951г. требовалось организовать производство энергопоездов с выпуском в 1952г. 4 энергопоездов мощностью по 750 кВт и двух по 4000 кВт (в связи с переводом буровых установок с дизельного привода на электрический). В 1951г. построена первая паровая тубина ОК-12 мощностью 12 тысяч кВт, в 1954 году БМЗ разработана и начала строиться передвижная паротурбинная электростанция на 4 тысячи кВт. Паровые турбины строились до 1960г.

      В 1957-59г. создана первая в стране локомотивная газовая турбина. В 1957г. вступил в строй цех по производству сеялок. В конце 1950-х г. совместно c КВЗ был спроектирован трехвагонный дизель – поезд. В 1958г. освоено производство рудных трансферкаров. В 1961г. введен в эксплуатацию сборочно-испытательный пролет дизельного корпуса. В 1962г. создан информационно-вычислительный центр завода (ИВЦ), ведена в эксплуатацию первая ЭВМ «Минск-1». С 1.01.1963г. завод перешел в ведение Приокского Совнархоза. 5.05.1965г. – реорганизация структуры управления заводом. Созданы специализированные производства: дизельное, транспортного машиностроения и металлургическое. В 12.1965г. завод передан в ведение ГУ тепловозостроения Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения.

      Создан отдел организации производства и управления с подразделениями: НОТ и АСУП. В 1975г. завод преобразован в ПО БМЗ. В состав производственного объединения вошли: Брянский машзавод, управление капитального строительства, филиал БМЗ в пос. Шибенец. ПО БМЗ включено в состав «Всесоюзного объединения тепловозостроения и путевого машиностроения» МТиТМ. 22.07.1981г. ПО БМЗ присвоено имя В.И. Ленина.

      В 1982г. сданы в эксплуатацию инструментально-штамповый, заготовительный и ремонтный цехи завода тепловозных дизелей (ЗТД), построена первая опытнаяпередвижная дизель-электростанция ПЭ-8. С 1984г. – выпуск тепловозных среднеоборотных дизелей. В 1986г. введены в строй объекты ЗТД: ЦДМ-10, ЦДМ-11, цехи гальванопокрытий и термический № 2, административно-бытовые корпуса № 1 и 2. В 1991г. созданрельсошлифовальный комплекс (КРШ).

      В 1987г. ПО вошло в состав объединенного Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения. В 1990г. Брянское ПО вагоностроения – в ведении Минтяжмаша.77

      В 02.1993г. завод акционирован и преобразован в АООТ БМЗ. В 2001г. на БМЗ начата процедура банкротства. 30.10.2002г. создано ПО БМЗ. С 1.10.1996г. на базе действующих производств созданы первые шесть дочерних обществ: «БМЗ-Металлург», «БМЗ-Вагон», «БМЗ-Дизель», «БМЗ-Викма», «БМЗ-Общепит», «БМЗ-Тепловоз». В 1997г. созданы еще 6 дочерних предприятий: ОАО «БМЗ-ЗТД», «БМЗ-Энергосервис», «БМЗ-Бытсервис», «БМЗ-Инструмент и оснастка», «БМЗ-Ремонт», 000 СП «Семеновка».

      С 1998г. входил в холдинг ОАО «Металлоинвест». В 2003г. вошел в «Трансмашхолдинг».

      В 08.2003г. на БМЗ открыто конкурсное производство.

      Производство маневровых тепловозов, вагонов, судовых дизелей. Выпускает вагон-платформу и средства транспортировки энергопоезда ГТ-700-4-2 производства Невского завода.50 Является монополистом в России (2007г.) по производству вагонов для химических грузов. Совместно с «Пензадизельмашем» в 2000-х г. создан первый в стране газотепловоз ТЭМ-18Г.

      Площадь завода (1911г.)-35102 м2.

      Численность персонала: (1900г.)- 10500 чел., (1909г.)- 6041 раб.,153 (1911г.)- 9000 чел., (11.1921г.)- 8000 раб., (1936г.)- 24211 чел., (1975г.)- 21.593 чел., (1997г.)-12651 чел.

      Управляющий (1875-92г.-)- В. Тенишев, В.Ф. Крахт, (05.1920-02.1921г.)- К.В. Шур (бывший председатель ГОМЗ). Директор (28.02.1921г.-)- И.И. Желтов, (01.1937г.)- Штейн, (08.1942г.)- Чумичев, (1947г.)- П.И. Аброскин, (1962-67г.)- Л.М. Филюков, (1967-85г.)- Г.П. Буров. Ген. директор (1985-02.1995г.)- А.Н. Чебриков, (19.05.1995-2001г.-)- А.Я. Капустин, (-2003-05г.-)- А.А. Задорожный. Конкурсный управляющий (08.2003г.-)- К. Михайловский (до этого был внешним управляющим).

      Члены правления (1915г.)- Н.Н. Кокшаров, (1915г.)- В.А. Введенский.

      Гл. инженер (05.1924-07.1925г.)- И.А. Тугаринов, (1961-62г.)- Л.М. Филюков, (1997г.)- Ю.П. Коробков. Директор вагонного производства (1996г.)- В.Н. Архипов.

      Гл. конструктор (1990г.)- Е.Ф. Сдобников (тепловозы).

      Зам. гл. конструктора по вагоностроению (2006г.)- М. Гуров.

      Заведующие отделами: подъемных устройств (1915г.)- Б.С. Зегжда.

      Заведующий мастерской: снарядной (-1.09.1905г.)- Б.П. Ушаков.

      Председатель совета директоров (1994-95г.)- А.Н. Чебриков, (19.05.1995-96г.)- А.Я. Капустин, (20.06.1996-97г.-)- А.А. Задорожный.

      Конструкторы паровозов: (1900-е г.)- Н. Денисов, (1900-е г.)- Л. Лебедянский, (1900-е г.)- А.С. Раевский, (1900-е г.)- С. Розенблюм, (1925г.)- К. Сушкин, (1936г.)- К. Шишка, (1900-е г.)- П. Шаройко, (1900-е г.)- Н.Л. Щукин.

      Работали: (-17.08.1905г.)- В.М. Брянчугин (м) (убит), (1915г.)- М.Г. Дехтерев (старший фейерверкер), (02.1935г.-)- Я.С. Худоев.

      Производство: паровозы: Чб (1892-1901), Од (1897-1902), Ов (1902-07), Ц (1899-1904), Р (1899-1911), Ш (1901-02), Н (1899), Г (1901), А (1902), Нв (1903-08), Щ (1907-16), Б (1908-14), Э (1916-), Y (1917-18), бронепоезд «Брянский» (1919), Эу (1926-31), Yб (1927-31), Эм (1931-35), Эр (1935-36), Су (1925-27), СО (1936-), СО-К (1936-41), СОв (1940-41), П (Л) (1945-50)- 389, Лк(1949-); тепловозы: ТЭМ-1 (1958-), ТГМ-10 (1961)- 1, ТЭМ-4 (1964-), ТЭМ-2 (1968-), ТЭМ-5 (1969)- 2, ТЭМ-3 (1979)- 1, ТЭМ-2т (1985)- 1, ТЭМ-2у (1985-), ТЭМ-3м, ТЭМ-15 (1988-), ТЭМ-17, ТЭМ-16 (1992-), ТЭМ-18 (1992-); ТЭМ-21 (2001-); электровозы ЭК-20 и ЭК-21 (1995-); железнодорожные цистерны (1883-35-), снегоочистители (1920)- 15, товарные вагоны (1926-), изотермические вагоны (1929-35)- 3000; цистерны (1931-41)~ 20.000, мотоброневагоны (1932-); коксотушильные вагоны (1944-); рефрижераторные секции (1962-); раздвижные колесные пары ТГ-14 (1964-); грузовые вагоны (1990-е-); рудный трансферкар ТР-7 (2004); передвижные дизель-электростанции: ПЭ-6М (1985-), ЭВД-1 (2004); электровагон-весы ЭВВ-40Б (1993); коксотушильный электровоз ЭК-20 (1995); баржи (1880)- 10; стрелки, переводы, крестовины для ж/д (1909); катки для танка ИС (1945); судовые дизели: ДКРН 50/110 и ДКРН 74/160 (лицензионные «Бурмейстер ог Вайн») для сухогрузов пр. 594 (1961-), ДБ-1 (1961-), ДБ-5 (9ДКРН 74) (1965-), ДБ-7 (7ДКРН50) (1969-), ДБ-8 (5ДКРН 50) и ДБ-12 (8ДКРН74) (1970-), ДБ-14 (6ДКРН 74) и ДВ-16 (5ДКРН62) (1971-), ДБ-15 (9ДКРН84) (1976-), ДБ-21 (9ДКРН80) (1977-), 6ДКРН67 (1981-), 6ДКРН45 (1983-), ДБ-29 (7ДКРН67) (1985-), ДБ-32 (8ДКРН60) (1986-), ДБ-36 (6ДКРН60) (1988-), ДБ-35 (6ДКРН42) (1989-), ДБ-38 (8ДКРН42) (1989-), ДБ-42 (6ДКРН26) (1989-), ДБ-44 (6ДКРН35) (1991-), ДБ-46 (6ДКРН60) (1992-), ДБ-51 (6ДКРН35) (1993-), ДБ-53 (6ДКРН60) (1993-), ДБ-56 (6ДКРН 60) (1995-), ДБ-61 (7ДКРН35) (1996-), ДБ-60 (5ДКРН42) (1997-); тепловозный дизель 10Д100 (1984-); пневматический молот «Беше» (1911-41); земледельческие машины (1909), трактора (1925-26), сеялки (1956-59)- 65.000, картофелеуборочные комбайны (1962-66)-2000; артиллерийские снаряды (1909), 50-мм ротный миномет РМ-40 (1942); водогрейные модульные котлы КВМ-125 (1997-); оборудование для химической нефтеперерабатывающей промышленности (1964-67).

Бежицкий завод литых тележек и автосцепки, Бежицкий сталепрокатный завод, Бежицкий сталелитейный завод НКТП,НКСМ, МТрМ, МТЭиТМ, ПО «Стальчугунлитпром», ОАО «Бежицкий сталелитейный завод», ОАО «ПО «Бежицкая сталь»

      /г. Бежица Западной, Брянской обл. «Сталелитейный завод» (1935г.)/

      /г. Брянск/

      Завод начал строиться в 1930г. как филиал Брянского завода, в 1934г. выделен в самостоятельный Бежицкий сталелитейный завод. В 01.1935г. – в ведении Главвагонпрома НКТП.196 Вступил в строй 25.09.1935г.

      Производство (1935г.): автосцепки, тележки стальные, литьё вагонное.

      В годы войны был разрушен. 9.01.1944г. вышло постановление ГКО № 4914 о мероприятиях по восстановлению сталелитейного завода НКСМ.

      С 03.1946г. завод – в ведении Минтрансмаша (по 1957г.). По пр. № 103 от 5.07.1957г. передан в ведение Брянского СНХ, с 1963г. – Приокского СНХ. Являлся филиалом ЗиЛа. В соответствии с ПСМ № 442 от 17.04.1958г. пост. Брянского СНХ от 4.06.1958г. из состава Бежицкого сталелитейного завода выделен Брянский автозавод. Пост. Приокского СНХ № 75/7 от 18.07.1963г. на базе завода создано ПО «Стальчугунлитпром», в его состав включены также Бытошевский, Думиничский, Кировский, Любоханский и Сукремльский чугунолитейные заводы. В соответствии с ПСМ № 1008 от 26.11.1965г. по пр. № 20 от 20.12.1965г. завод передан в ведение МТЭиТМ.

      Восстановлен в 1946г. Выпускал детали для вагоностроения и автотранспорта, ТНП. Изготовлял комплектующие для ЗиЛ-131 (ведущие мосты, лебёдки, раздаточные коробки, подвески).

      В составе завода (1986г.): цехи: основные: фасоносталелитейные № 1 и 2; мартеновский; вспомогательные: модельный; механомонтажный; силикатный; электроцех; ремонтно-механический; ремонтно-строительный; железнодорожный; автотранспортный; паросиловой; кислородный; компрессорный; отделы: планово-экономический; научной организации труда и заработной платы; капстроительства; техники безопасности; жилищно-коммунальный; бюро: рационализации и изобретательства; новой техники; гл. бухгалтерия; канцелярия; газогенераторная станция.

      В 2004г. называлсяОАО «ПО «Бежицкая сталь», входил в «Трансмашхолдинг».

Брянский автомобильный завод (БАЗ), Брянское объединение по производству автомобилей «Автобаз», ПО «БАЗ», АООТ, ОАО «БАЗ», ОАО, ООО «Брянский завод колесных тягачей» (БЗКТ), ООО, АО «БАЗ»

      /(241038) 241035 г. Брянск ул. Сталелитейная, 1 baz32.ru/

      БАЗ создан в соответствии с ПСМ № 442 от 17.04.1958г. пост. Брянского СНХ от 4.06.1958г. выделением из состава Бежицкого сталелитейного завода для производства бронетранспортёров. Вступил в строй в 06.1958г. В 1972г. на базе завода создано объединение «Автобаз». По пр. Минавтопрома № 49 от 27.03.1975г. переименовано в ПО «БАЗ».

      Имел филиалы: в пос. Навляв г. Трубчевске (организован 30.03.1966г., с 12.1971г. – самостоятельный ТААЗ).

      Имел СКБ (1960г.-).

      В 1959г. на завод с ЗиЛа переведено производство тягачей ЗиЛ-135, получивших обозначение БАЗ-135. Далее – один из основных изготовителей специализированных колесных шасси высокой проходимости для МО. Производство большегрузных автомобилей и тракторов (1960-е г.). В 1987г. производство тракторов прекращено (официально) в пользу оборонной продукции. Но в том же 1987г. прекращено производство военной техники в связи с подписанием СССР и США договора по ракетам средней и меньшей дальности.

      8.02.1993г. ПО приватизировано и преобразовано в АООТ, с 25.04.1996г. – ОАО. С 17.12.1996г. находилось в процессе банкротства. В 06.1998г. в результате реструктуризации создано ОАО «БЗКТ». 31.12.2004г. ОАО «БЗКТ» преобразовано в ООО «БАЗ». 2.04.2008г. ООО преобразовано в АО «БАЗ» (и на 2022г.). С 30.12.2020г. управляющей компанией являлось АО «Обуховский завод».

      31.03.2005г. в состав предприятия влиты ООО «Брянский инструментальный завод» и ООО «Автозип». Имело дочерние компании: ЗАО «НАМС-Комплект», ЗАО «БЗКТ-Алмаз-Антей».

      В 1993г. на завод передано с Кировабадского завода производство КиАЗ-3237, он получил наименование БАЗ-3783.

      Всего к 2022г. выпущено более 25 тыс. единиц техники для МО.

      Численность персонала (1987г.)- около 18 тыс. чел., (2021г.)- около 1500 чел.

      Гендиректор (-09.2003г.)- В. Черноротов, (15.11.2004-05г.-)- В.Я. Имстичей, (2006г.)- В. Волков, (21.03.2007-08г.-)- М.И. Стеклов.

      Исполнительный директор (2022г.)- А.Б. Сдобнов.

      Гл. конструктор (2022г.)- В.И. Таричко.

      Директор НТЦ (2006г.)- Ю. Шпак.

      Производство: бронетранспортёры ЗиЛ-152В1 (1958-62), -152К, -152С; БАЗ-930 (1961, опытный); специальное колёсное шасси: ЗиЛ-135К для СПУ 2П30 РК 2К17 (1962), ЗиЛ-135ЛМ для ТРК 9К52 «Луна-М» (1963-94), БАЗ-135МБ для СПУ-35Б РК 4К44 «Редут» (1965-96), ЗиЛ-135ЛМП для РСЗО «Ураган», БАЗ-5937 (1971-90), БАЗ-5921 (1974-90), БАЗ-6909, -69092, -69095, -69096, -69099, -6910, БАЗ- 6904, БАЗ-6950, -69501, -69502, -69506 (1976-99), БАЗ-6944 (1979-89), БАЗ-6948 (1986-89), БАЗ-6953, БАЗ-6954 (1990, опытный), БАЗ-6909-022 (2007-); автопоезд ЗиЛ-4401 с полуприцепом БАЗ-99511 (1983); БАЗ-6009, -60091 (1995), БАЗ-6306, БАЗ-6403; БАЗ-Э135Г на шасси БАЗ-135М; большая плавающая амфибия ЗиЛ-485А (1958-62); седельный тягач для С-400 БАЗ-64022 (2000-е); «Десна» (1965, опытный); снегоуборочная машина ДЭ-242 «Вьюга» (1993-97), 1,5-тонный развозной фургон БАЗ-3783 (1990-е)- менее 100; трактора: Т-140 (1958-65), -180, -180Г, Д-804, -804М, -804МХЛК, -804МС, -804ГП.

СКБ БАЗ

      СКБ создано в 1960г. для разработки автомобильных шасси для МО.

      В середине 1960-х г. начато проектирование 3-осных плавающих шасси с полным приводом. С 1971г. – проектирование серии унифицированных 4-осных шасси для РК (ОКР «Основа»). Также велась разработка гусеничных тракторов для народного хозяйства, в т.ч. трубоукладчиков.

      В 1993г. – ОКР «Вощина-1»: семейство тягачей: 4-осных (8х8) и 3-осных (6х6). В 2005г. – ОКР «Вощина-2».

      Начальник- И.Л. Юрин.

      Гл. конструктор (-1967г.)- Р.А. Розов.

      Создано: автомобили: грузовые: 4-осный 10-тонный бортовой БАЗ-930 («изд. 930», 1961), на базе ЗиЛ-131 «Десна» (1965); колесные тягачи: для ОТРК 9К79 «Точка» БАЗ-5921 (1974), -5922,58 БАЗ-6948 для ОТРК 9К714У «Ока-У» (1986), артиллерийский 4-осный БАЗ-6306 (1993), седельные 3-осный БАЗ-6402/64022 (1993), 4-осный БАЗ-6403 (1993); 3-осное шасси БАЗ-69092 (1993), 4-осное шасси БАЗ-6909 (1993); БАЗ-6950, -69501, -69502, -69506 для комплекса «Манёвр» (1976-), БАЗ-6953, БАЗ-6954 для ОТРК «Искандер» (1990), БАЗ-6909-022 для СПУ 5П90С ЗРС «Триумфатор-М» (2007); самоходное плавающее шасси: 3-осное БАЗ-5937 (9А33Б) для ЗРК 9К33 «Оса» (1970), БАЗ-5938, -5939;57 4-осные БАЗ-6944 для ОТРК 9К714 «Ока» (1979); БАЗ-6009, -60091 (1995); снегоуборочная машина ДЭ-242 «Вьюга» на шасси БАЗ-3979 (1989); крановые шасси: 2-осное БАЗ-8027 под 32-т кран, 3-осное БАЗ-8029 под 25-т кран, 4-осное БАЗ-6909.8 под 50-т кран, 5-осное КШ-8973 для 100-т крана КС-8973 (2004); тягачи: седельные БАЗ-6403, высокой проходимости БАЗ-64022; трубовоз БАЗ-64031 с прицепом БАЗ-9049; специальное шасси: 3-осное БАЗ-69095, 4-осное БАЗ-690902, 5-осное БАЗ-69096, 6-осное БАЗ-69099.

Филиал БАЗ

      /пос. Навля Брянской обл./

      Филиал создан пост. Приокского СНХ от 26.05.1964г.

      Производство автомобильных узлов и запчастей.

Завод «Красный Профинтерн»

      /г. Омск/

      1.12.1944г. вышло постановление ГКО № 7055 о переводе оборудования и рабочих с омского завода «Красный Профинтерн» на Ленинградский карбюраторный завод.

Бежицкий рабфак, Бежицкий машиностроительный институт им. Игната Фокина, Орджоникидзеградский машиностроительный институт, Бежицкий механико-машиностроительный институт, Бежицкий институт транспортного машиностроения, Брянский институт транспортного машиностроения (БИТМ), Брянский государственный технический университет (БГТУ)

      /г. Брянск/

      Бежицкий рабфак открыт 23.09.1922г. на базе завода «Красный Профинтерн». Решением СНК от 22.12.1929г. рабфак преобразован в Бежицкий машиностроительный институт. 18.01.1930г. институту присвоено имя Игната Фокина. В 1936г. переименован в Орджоникидзеградский машиностроительный институт. Расп. СНК от 27.01.1944г. переименован в Бежицкий механико-машиностроительный институт. По пр. от 7.12.1945г. переименован в Бежицкий институт транспортного машиностроения (в обиходе назывался также «Институт транспортного машиностроения»).

      В 08.1941г. институт эвакуирован в Нижний Тагил, в 1944г. возвращён на прежнее место.

      Указом Президиума ВС РСФСР от 2.06.1956г. по пр. от 13.07.1956г. переименован в Брянский институт транспортного машиностроения. Указом Президиума ВС СССР от 2.11.1979г. институт награждён орденом «Знак Почёта».

      По пр. Госкомвуза от 28.12.1995г. переименован в БГТУ.

      Директор (1922г.-)- М.Г. Евтеев. Ректор (2.12.1929-21.06.1930г.)- Г.С. Дибнер, (22.06.1930-27.05.1931г.)- А.В. Чебриков, (27.05.1931-2.02.1932г.)- М.С. Завьялов, (10.02.1932-28.11.1935г.)- М.О. Михайлов, (20.12.1935-2.10.1937г.)- Е.Н. Воротников, (2.10.1937-18.03.1941г.)- И.П. Дмитриев, (3.06.1941-13.01.1944г.)- Г.И. Погодин-Алексеев, (13.01.1944-8.11.1945г.)- В.А. Климук, (9.11.1945-30.07.1951г.)- П.Г. Королев, (30.07.1951-22.09.1953г.)- А.Г. Лебедев, (22.09.1953-12.08.1971г.)- И.В. Шамин, (12.08.1971-25.01.1979г.)- Э.В. Рыжов, (6.02.1979-12.11.2002г.)- В.Т. Буглаев, (12.11.2002-13.11.2012г.)- А.В. Лагерев, (13.11.2012-15.05.2013г.)- И.А. Рудаков, (16.05.2013-20г.-)- О.Н. Федонин.

ИТМ

      В 1980-е г. проведены работы по динамике движения сочлененных вагонов БЖРК РТ-23 УТТХ.

      Руководитель (1980-е)- Ю.В. Демин.

      Работали: (1980-е)- А.И. Залесский, (1980-е)- В.Ф. Ушкалов.120

< 1 16 17 18 19 >