Предприятия № 201-250

Краснознаменный завод № 201 им. С. Орджоникидзе НКОП, НКСП, Севастопольское адмиралтейство, Лазаревское адмиралтейство, Верфь «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ), Севастопольский судостроительный завод, Государственный Севастопольский морской завод(Севморзавод) им. С. Орджоникидзе НКпоМД, ВСНХ, НКТП, Потийский судоремонтный завод Минрыбпрома, Потийская судоверфь, п/я 69, Потийский судоремонтно-судостроительный завод

      /г. Севастополь п/я 69 «Вал» (1938г.); г. Туапсе; г. Батуми; г. Поти/

      /384696 г. Поти ул. Давитана, 1/

      Севастопольское адмиралтейство заложено по указу императрицы Екатерины II от 12.06.1783г. в Ахтиарской (Севастопольской) бухте на юго-западном побережье Крыма. В 1794г. заложены две первые шхуны. Затем предприятие занималось судоремонтом, с 1808г. – строительство кораблей. С 1828г. вновь – только судоремонт. В 1830-е г. вновь строились корабли. Осенью 1832г. начато строительство комплекса сухих доков, состоявшего из главного бассейна, двух фрегатских и одного корабельного доков. В 1835г. И.И. Уптоном был разработан проект нового адмиралтейства на мысе между Южной и Корабельной бухтами, с 09.1835г. начаты земляные работы. В 1836г. разработан проект мортонова эллинга, строительство которого было завершено в 1845г.

      С 1794 по 1851г. построено 37 судов.

      В начале 1850-х г. адмиралтейство переименовано в Лазаревское в честь адмирала М.П. Лазарева. В 10.1852г. принято решение о строительстве при адмиралтействе пароходного завода. В 1867г. был упразднен Севастопольский военный порт, Лазаревское адмиралтейство передано Русскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ), созданному в 1856г. Затем адмиралтейство вновь возвращено в казну, а РОПиТ переместилось в Одессу. В 1901г. вновь называлось Лазаревское адмиралтейство. Затем верфь вновь арендовалась РОПиТ. Всего до революции построено 115 судов.

      После революции Севастопольский ССЗ начал функционировать после освобождения Крыма от врангелевцев в 1920г. Он был переименован в Севморзавод и передан в ведение НКпоМД. В 1920-е г. Севастопольский судостроительный и судоремонтный завод передан в ведение Центрсудостроя Отдела металла ВСНХ, затем – в ведении ЮСТ, в 09.1926г. – в ведении треста «Севморзавод» ГУМП (и на 05.1927г.). С 12.1928г. передан в ведение Южного судостроительного треста (ЮСТ), с 1930г. – в ведении Союзверфи ВСНХ. В 09.1926г. завод, кроме того, контролировался инженерно-техническим подотделом ВПУ ВСНХ.125 В 1933г. передан из Союзверфи в подчинение Главморпрому НКТП, в 05.1934г. – в ведении ГУСП НКТП. По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. Севморзавод им. С. Орджоникидзе переименован в завод № 201 им. С. Орджоникидзе. В 02.1937г. завод № 201 – в ведении 2ГУ НКОП, далее в 1937г. – в ведении треста № 14 2ГУ; пр. № 136 от 11.04.1937г. утвержден Устав завода. В 02.1939г. передан из 2ГУ НКОП в ведение 2ГУ НКСП.

      Первое судно, лесовоз «Михаил Фрунзе», заложено в 1925г. В 1925г. имелись судостроительный цех с плазом и двумя стапелями, котельный цех, 3 сухих дока, 3 мортоновых эллинга, судоремонтные мастерские. Пост. Президиума ВСНХ от 25.05.1927г. заводу разрешено ликвидировать недействующий плавучий док на 3000 т постройки 1877г. Завод являлся главной судоремонтной базой морских сил Чёрного моря. В соответствии с пост. РЗ СТО от 19.03.1930г. требовалось в течение двух лет провести реконструкцию завода, построить мастерскую по ремонту турбин и дизелей с испытательной станцией.160 Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения. Пр. № 0014 от 1.02.1937г. на 1937г. запланировано окончание строительства нового механического цеха. Для приспособления завода для капремонта ПЛ и эсминцев пр. № 00235 от 29.10.1937г. было предписано закончить в 1938г. оборудование турбодизельного цеха.

      После революции до начала войны построено 175 судов.

      С началом войны освоил выпуск ручных гранат, противотанковых мин, минометов РМ-50, БМ-82, огнеметов РОКС-2. В конце 10.1941г. было принято решение о эвакуации завода в Туапсе и Поти. 12.11-17.12.1941г. основная часть завода (4500 чел.) эвакуирована: на завод № 638 в Астрахань; в Поти на территорию порта со складами и в мастерские ГРЭС, в 12.1941г. здесь создан филиал завода № 201, из НКМФ ему передан плавдок на 5000 т; часть завода – в Туапсе на территорию СРЗ им. Ф.Э. Дзержинского НКМФ и на территорию эвакуированного котлостроительного завода, где продолжала действовать как завод № 201. В Туапсе заводу также были переданы судоремонтные мастерские Охраны водного района. Были построены кислородная станция, ацетиленовая, компрессорная. Производился ремонт кораблей. В 08.1942г. завод № 201 вновь эвакуирован из Туапсе в Поти и Батуми на площадки своих филиалов.

      Оставшаяся в Севастополе часть завода, ставшая филиалом, продолжала выпуск продукции для фронта. В Ново-Троицкой балке был создан «Спецкомбинат № 1», в который вошли также остатки эвакуированных севастопольских военных заводов и часть эвакуированного из Симферополя завода «Химочистка». В подземных штольнях были смонтированы котельная, компрессорная, автономная электростанция для завода. Вплоть до оставления города нашими войсками ремонтировались суда на плаву и на продольном слипе. Спецкомбинат расформирован 30.06.1942г.

      В 12.1941г. создан филиал завода № 201 в Батуми на базе завода им. Берии и складов Заготзерна (по [115] в Батуми завод размещен на территории фабрики по переработке чайного листа с причалом). С 08.1942г. завод № 201 действовал в Батуми. 25.12.1942г. вышло расп. ГКО № 2656 о поставке заводу № 201 НКСП оборудования материалов и топлива. 6.07.1945г. вышло пост. ГКО № 9401 о мероприятиях по перебазированию Бауманского (правильно, вероятно, Батумского) филиала завода № 201 НКСП в Севастополь. Завод № 201 был в 1946г. Потийская судоверфь имела наименование «п/я 69».

      В 1943г. на заводе организован филиал ЦКБ-17.

      После освобождения Севастополя в 05.1944г. на старом месте был восстановлен судостроительный завод № 497, далее – Севастопольский морской завод.

      В Поти в 1946-50г. проведена модернизация тральщиков пр. 3, 53, 58, 53У. Завод № 201 действовал в Поти в 1950-е г. и далее; затем – Потийский СРЗ.116

      Численность персонала (1818г.)- более 800 чел., (1924г.)- около 3000 чел., (1937г.)- 6767 чел., (06.1941г.)- 6937 чел.

      Заведующий (1880-е)- Л.Г. Конкевич. Директор (1925г.-)- Н.И. Антонов, (03.1930г.)- Легенченко, (-3.08.1937г.)- А.Л. Токарев; и.о. (3.08.1937г.-)- С.Н.(П) Задорожный; (16.09.1937-12.1938г.-)- С.Н. Задорожный, в Севастополе (1942г.)- Н.К. Костенко, в Туапсе (1941г.)- С.О. Шрайбер; М.Н. Сургучев.

      Зам. директора (1920-е)- И.П. Морозов, (-21.01.1937г.)- В.Ф. Попов, (3.10.1937г.-)- А.К. Шишунов; по коммерческой части (15.06.1938г.-)- П.Т. Варюхов. Помощник директора по найму и увольнению (-8.10.1937г.)- Д.Я. Эвадис, (8.10.1937г.-)- И.В. Чепак.

      Гл. инженер (-21.01.1937г.)- В.Ф. Попов, (3.10.1937-12.1938г.-)- А.К. Шишунов, Г.Н. Хазарадзе.

      Начальники филиалов: «Спецкомбината № 1» (1941г.)- С.Т. Терехов, (1941г.)- Н.К. Костенко, (1941-42г.)- Н.И. Иванов;138 в Поти (12.1941г.-)- С.М. Щеголь.

      Корабельный мастер (1819г.)- И.Я. Осьминин. Строители кораблей: (-1901-04г.-)- Н.И. Янковский. Гл. строители (1925г.)- Н.Д. Звягин.

      Начальники бюро: ПЭБ (02.1938г.)- Мурин.

      Производство: корветы: 18-пушечный «Крым» (12.1808-01.1810), 20-пушечные «Менелай» (1839-41), «Ариадна» (1848-51), 24-пушечный «Месемврия» (1832-34), «Язон» (1814-15), «Оливуца»; бриги: «Мингрелия» (1813), «Меркурий» (1819), 12-пушечные «Аргонавт» (1837-37), «Язон» (1848-50), 20-пушечный «Пегас» (1825-); шхуны: (1794-)-2, 12-пушечная «Флора» (1815-18), (1838-40)- 2; тендеры: 8-пушечный (1817-), 12-пушечные (1832-39)- 3; транспорты (1819-23-)- 3, «Днепр» (1836-38), (1840-48-)- 2, «Аккерман» (-1849); 12-пушечные катера (1820)- 1, «Жаворонок» (1825); 18-пушечный шлюп «Диана» (1821-23); яхта «Голубка» (1821-22); люгер «Стрела» (1822); фрегаты: 36-пушечный «Рафаил» (1825-28), 44-пушечный «Браилов» (1835-36), 54-пушечный «Сизополь» (1838-41); бригантина «Нарцисс» (1827-29); землечерпательная машина (1826); боты (1836)- 2; миноноски типа «Щегленок» (1877-78)- 3; канонерские лодки: «Кубанец», «Терец», «Уралец» (1886-87), «Черноморец»; броненосцы «Иоанн Златоуст» (31.10.1904-30.04.1906), «Чесма»; крейсер «Очаков» (08.1901-09.1902); тральщики: пр. 3 «Трал» (Т-401), «Минреп» (Т-402), «Груз» (Т-403), «Щит» (Т-404) (1933-35), пр. 53 Т-405 «Взрыватель», Т-406 «Искатель», Т-407 «Мина», Т-411 «Защитник», Т-7 «Веха», Т-8 «Чека» (зак. 180, 08.1936-11.1938), IV серии пр. 58 Т-5 «Параван» (зак. 187, 1938), Т-6 «Капсюль» (зак. 188, 1938), Т-408 «Якорь» (зак. 189, 1938), Т-409 «Гарпун» (зак. 190, 1938), Т-410 «Взрыв», Т-412 «Арсений Расскин», Т-413 (03.1937-04.1941), Т-414, Т-415 (01.1941-, не достроены); пр. 59 Т-450 («Павел Головин»), Т-451 («Иван Борисов»), Т-452 («Сергей Шувалов»), Т-453 («Семен Рошаль»), Т-454 («Иван Сладков») (-1941); искатель мин пр. 257М (1959-60, не достроен); эсминцы: пр. 7у (1941)- 1, достройка «Огневой» (-03.1945); сборка ПЛ завода 112 XII серии (ВОВ); грузопассажирское судно «Св. Николай», пассажирское «Проворный» (1892-93); буксирно-пассажирские пароходы «Волга», «Теща», «Вестник», «Тесть» (1881-83); лесовоз I серии «Михаил Фрунзе» (11.1925-06.1927); сухогрузы: типа «Ногин» «Ногин», «Анри Барбюс» (1929-34); типа «Сихали» «Сихали» («Рыбинск»), «Сызрань» (1932-36), «Вольск», «Молога» (не достроены), «Камышин» (1930-е, достроен после войны); типа «Пионер» «Пионер», «Земляк», «Работник», «Батрак» («Тракторист»), «Местком», «Судком» (1928-33); грузопассажирские «Дельфин», «Чайка» (1928-31); траулеры типа РТ-308 «Красный онежанин» (1930-33)- 4; буксиры: речные 150 л.с. (1928)- 2, 250 л.с. «Колхозник», «Красный Октябрь», «Кимовец» (1928-31); морской спасательный 800 л.с. типа «СП» пр.135 (зак 102, 1938), (-1941)- 12; буксирный ледокол 300 л.с. «Байкал» (1932); водолазные боты морские и речные (1930-е); кольцевой судоподъемный понтон грузоподъемностью 1100 т (1930-е); СПК пр. 342МТ «Комета» (1961-); артиллерийский щит 3-секционный (1938)- 3;

      восстановление крейсера «Коминтерн» (1922-23); разборка 7 броненосцев, плавдока (1920-е); ремонт ПЛ АГ-21 (-12.1930); модернизация: линкора «Парижская Коммуна» (1934-38; 1939-40); ремонт коммерческих судов (1930-е); переоборудование: опытного судна «Тосно» (1937); грузовых судов типа «Пионер» в транспортные (ВОВ); ремонт крейсеров «Красный Кавказ», «Молотов», эсминца «Способный» (ВОВ).112-116

Адмиралтейство «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ), Судоремонтный завод (СРЗ) им. А. Марти, Одесский судостроительный завод (ССЗ) им. А. Марти НКМФ, Одесский судоремонтный завод № 1 (СРЗ-1) ММФ, Одесский СРЗ им. 50-летия Советской Украины ММФ, СРЗ «Украина»

      /г. Одесса Литейный пер. (1830-е); ул. Щеголева (1909г.); 270003 г. Одесса ул. Петренко, 3/

      /Украина г. Одесса ул. Николая Гефта, 3/

      В 1803г. часть военных Адмиралтейских мастерских в одессе была выделена в казённое предприятие для ремонта коммерческих судов в ведении городской администрации, далее оно преобразовано в казённый литейный завод. Он располагался в порту на Крымской пристани, в 1830-е г. перебазирован на Литейный пер. (в 2000-е – Газовый). Ремонт судов, лебёдок, шпилей, брашпилей, рулевых и колосников. В 1857г. завод был выкуплен у государства «Русским обществом Пароходства и торговли» (РОПИТ). Фактически верфь представляла собой судостроительные мастерские, выполняла ремонт торговых судов (1900-е). К 1904г. в Адмиралтействе были построены паровой эллинг, металлический плавучий док (первый на Чёрном море) грузоподъемностью 4850 т, мощности для ремонта и постройки паровых судов. В 09.1915-01.1917г. выполнено перевооружение крейсера «Прут».

      В 1920-е г. Судоремонтный завод РОПиТ был переименован в СРЗ им. Андре Марти. В его стсоав были влиты также судостроительная верфь завода Беллино-Фендерих, судоремонтная часть завода Гена, мастерские УРОП. Одесский ССЗ им. А. Марти в 1920-е г. – в ведении Южного судостроительного треста (ЮСТ). В 1941г. – в ведении НКМФ.

      В 1921-24г. проведена программа по ремонту и восстановлению брошенных и затопленных судов. В 1927г. годовая программа завода – ремонт 262 судов.

      В начале войны завод ремонтировал танки и вооружение. Затем был эвакуирован.

      В 04.1944г. после освобождения Одессы начато восстановление завода. 29.08.1944г. вышло постановление ГКО № 6480 о выделении для восстановлении завода 2 тыс. чел. из Молдавии.

      В 1950г. СРЗ-1 – в ведении ММФ. В 1973г. Одесский СРЗ им. 50-летия Советской Украины – в ведении ММФ. В 1970-е-80-е г. являлся базовым СРЗ Черноморского морского пароходства.

      После войны СРЗ № 1 был восстановлен к 1950г. В 1960-е г. завершена реконструкция завода. Есть упоминание, что после войны в состав завода влит станкостроительный Завод им. Ленина.138 В начале 1960-х г. на создаваемый Ильичёвский СРЗ была передана часть оборудования и кадров.

      В 1950-е г. впервые в СССР освоен секционно-узловой метод ремонта. В 1980-е г. в цехе топливной аппаратуры был организован участок по выполнению военных заказов для МО.

      В 1990-е г. переименован в СРЗ «Украина». В 04.2007г. включён в состав госпредприятия «Одесский морской торговый порт» на правах обособленного структурного подразделения.

      Численность персонала (1909г.)- 897 раб.153

      Директор (1956-74г.)- Г. Круглый, (1974г.-)- В. Яворский, И. Молощицкий.

      Зам. гл. инженера (-1948г.)- А.Ю. Вальтер.

      Начальники отделов: технического (1939-41; 1947г.-)- А.Ю. Вальтер.

      Производство: сухогрузы типа «Пионер» «Молот», «Серп», «Райкомвод», «Делегат», «Аян», «Гиджига», «Спартаковец», «Рот-Фронт» (1928-33); пассажирские «Заря», «Зарница», «Норд», «Ост», «Курортник», «Турист» (1928-33); катера: буксирный 150 л.с. (1950-е); пассажирский типа «Аркадия» (1950-е); шаланда грунтоотвозная типа «Одесская» (1950-е);

      ремонт коммерческих судов (1930-е); достройка танкера типа «Моссовет» «Урал» (1950-е).115,116

Адмиралтейские мастерские

      /г. Одесса/

      1.06.1793г. начато строительство Адмиралтейских мастерских для обслуживания военной гребной флотилии де Рибаса. Мастерские располагались на месте Приморского бульвара. В 1794г. они вступили в строй, летом они приняли в ремонт 54 боевых корабля. Действовали в 1860г.

      В 1803г. часть мастерских была выделена в казённое предприятие для ремонта коммерческих судов в ведении городской администрации, далее – верфь РОПИТ (см. завод № 201).

Судостроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского НКМФ, Туапсинский судоремонтный завод им. Ф.Э. Дзержинского (ТСРЗ) НКМФ, ММФ

      /г. Туапсе Краснодарского кр./

      В составе СРЗ (1935г.) – КБ.

      В 11.1941г. на площадку СРЗ им. Дзержинского НКМФ эвакуирована часть завода № 201 из Севастополя, здесь завод № 201 продолжил действовать под своим номером. Ему также были переданы судоремонтные мастерские Охраны водного района. Были построены кислородная станция, ацетиленовая, компрессорная. В 08.1942г. завод № 201 вновь эвакуирован в Поти и Батуми.

      Ремонт и постройка нефтеналивных барж, судовых двигателей (1967г.).

      В 1970-е г. проведена реконструкция Туапсинского СРЗ ММФ, он был оснащен импортным плавдоком на 30 тыс. т. В 1980-е г. построены новые цехи и судоремонтные причалы.116

      Гендиректор (2001г.)- Ф. Морозов.

      Гл. инженер (1937-39г.)- А.Ю. Вальтер.

      Начальник КБ (1935-37г.)- А.Ю. Вальтер.

      Производство: научное судно «Юлий Шокальский» (1930-е); малый десантный корабль пр. 106К «Сайгак» (1965-70).116

Батумский судостроительный завод им. 50-летия Советской Грузии МСП, А-1377

      /Грузинская ССР Аджарская АССР 384500 г. Батуми ул. Анри Барбюса, 6 «Верфь» (1966г.)/

      В 12.1941г. создан филиал завода № 201 в Батуми на базе завода им. Берии и складов Заготзерна (по [115] в Батуми завод размещен на территории фабрики по переработке чайного листа с причалом). С 08.1942г. завод № 201 действовал в Батуми. Был в 1946г.

      В 01.1966г. Батумский ССЗ – в ведении 2ГУ МСП. Затем ему присвоено имя 50-летия Советской Грузии. Имел наименование «п/я А-1377» (1966г.-).205

      В 1971г. на завод передано с Феодосийского ССЗ со всей документацией производство катера пр. 1390.

      Директор (01.1966г.)- П.И. Джорбенадзе.

      Гл. инженер (01.1966г.)- Г.П. Рычков.

      Начальники отделов: кадров и спецработы (01.1966г.)- Г.В. Габечава.

      Производство: катера: пр. 345, пр. 345М (1960-е); командирский пр. 1390 (1974-); быстроходные разъездные на ПК: «Волга», пр. 343 (1960-е); пограничные: речной пр. 1398Б (1970-е-91), сторожевые пр. 1400, пр. 1400М, экспортный пр. 1400МЭ (1970-91)- всего более 200 (вместе с заводами «Море» и № 5), пр. 18629 «Мустанг-99» (1999)- 1; прогулочные пр. 14670 (1980-е).116

      

Завод № 201 НКАП

< 1 2 60 >