Предприятия № 4- 10

Государственный завод № 5 им. И.И. Лепсе, Охтинская верфь, Охтинское адмиралтейство, «Петрозавод», Охтенский судостроительный и механический завод («Охта») АО «В. Крейтон и К0», Охтинская верфь ВСНХ, Государственный завод речного судостроения, Завод «Красный судостроитель» ВСНХ, Государственный завод им. И.И. Лепсе, Ленинградский государственный арматурный завод им. И.И. Лепсе НКТП, НКМ, НКОМ, НКМВ, Ленинградский арматурный завод им. И.И. Лепсе ММиП

      /г. СПБ М. Охта, Новочеркасский пр., 1 (1909г.); г. Петроград Матросская слобода, 21А (1915г.); г. Ленинград Большая Охта Матросская Слобода, 21 «Завод Лепсе» (1948г.)/

      Охтинская верфь основана в 1721г. в месте слияния Невы и Большой Охты на месте шведской крепости Ниеншанц. Строились речные гребные и парусные суда- соймы и шверботы. В начале XIX в. – Охтинское адмиралтейство. В 1892г. на базе верфи создан Судостроительный и механический завод «Охта». В 1899-13г. Охтенский судостроительный и механический завод арендовался АО «В. Крейтон и К0» у Морского министерства. Строились миноносцы, эсминцы, ПЛ, минные заградители, изготовлялись газовые и керосиновые двигатели, колокола. В 1913г. договор аренды расторгнут, завод получил название «Петрозавод». В 1914г. на заводе создано производство снарядов, после революции выделенное в Охтинский снарядный цех Адмиралтейского завода (далее – самостоятельный «Петрозавод»).

      Декретом СНК от 28.06.1918г. завод национализирован. С 03.1919г. – в ведении Петротяжа СНХ СР (с 1920г. ПСНХ). В 04.1919г. он переименован в «Охтинскую верфь».

      В 1919г. Охтинская верфь являлась филиальным отделением Адмиралтейского завода. В 05-11.1921г. верфь – в ведении Петрогубметалла ГУМП ВСНХ.64В 1921г. переименована в Государственный завод речного судостроения в ведении Судотреста (и на 09.1926г.), в 1923г. – в завод «Красный судостроитель», в 1929г. – в Гос. завод им. И.И. Лепсе, в 1930г. – в завод № 5 им. И.И. Лепсе. В 09.1926г. завод контролировался инженерно-техническим подотделом ВПУ ВСНХ. С 1929г. – в ведении объединения «Союзверфь», с 1930г. – в ведении Армтреста, с 1931г. – РОСАО. С 1935г. – в Ленинградский государственный арматурный завод им. И.И. Лепсе в ведении Главармалита НКТП. Затем находился в ведении: НКМ (1937-39г.), НКОМ (1939-41г.), Главармалита НКМВ (1941-46г.).

      В 1918-20г. верфь имела снарядный цех, выпускавший снаряды для морской артиллерии (далее – завод № 370 НКСП). В 03.1921г. завод выполнял заказы СВП.

      В 09.1941г. завод (или его часть) эвакуирован в Пензу, где стал основой Пензенского арматурного завода.138

      В 1946г. Ленинградский арматурный завод им. Лепсе передан в ведение ММиП (в 1947-48г. – в ведении Главармалита ММиП), в 06.1957г. – в ведение Управления общего машиностроения (с 1959г. Управления машиностроения) ЛенСНХ. Пост. ЛенСНХ от 10.02.1964г. завод вошел в состав Ленинградского объединения арматурных заводов «Ленарматура» ГКС, с 15.09.1964г. – Ленинградского объединения «Ленарматура» им. Лепсе ГКС. С 10.1965г. завод – в ведении МХНМ.131 По пр. МХНМ № 220 от 12.11.1971г. включён в состав НПОА «Знамя труда».

      В составе предприятия (1947г.) цехи: основные: литейные № 1, 2, арматурно-механический, термический; вспомогательные: ремонтно-механический, электромонтерный, транспортный, котельная.

      В 1956г. в состав завода влит завод «Ленторфмаш».

      Количество оборудования: (1939г.)- 747 ед., (1946г.)- 554 ед., (1947г.)- 631 ед.

      Площадь: территории (1947г.)- 14,8 га; застройки (1947г.)- 41200 м2; производственная (1939г.)- 46735 м2, (1946г.)- 27037 м2, (1947г.)- 27937 м2.

      Численность персонала: (1909г.)- 831 раб., (1915г.)- 95 раб.,158 (11.1921г.)- 340 раб., (1939г.)- 2000 чел., (1946г.)- 1246 чел., (1947г.)- 1319 чел.

      Директор (1948г.)- Агаджанян, (1951-54г.)- В.Д. Лебедев.

      Гл. инженер (1948г.)- П.М. Шройко.

      Гл. механик (1948г.)- С.С. Черкасов.

      Работали: (1948г.)- Р.Н. Ракитин (к).

Производство: лоц-галиоты «Лоцман», «Штурман» (-1726-27)- 2; шхерботы (1720-е)- 10; бомбардирский корабль «Этна» (-06.1727); ластовые суда (1727)- 4; шлюпы: 24-пушечный «Смирный» (1824); «Камчатка», «Восток»; винтовые линейные корабли «Константин» (1835-37), «Выборг» (1839-41); фрегаты: «Паллада» (-1832), винтовые «Архимед» (-07.1848), «Ослябя» (-1860), «Александр Невский» (1858-61); пароходы: «Скорый» (1839), «Грозящий» (1844); винтовые корветы: «Боярин», «Новик», «Медведь», «Посадник», «Гридень», «Воевода», «Вол», «Рында» (1855-)- 14; клиперы (1856-65)- 6; миноносцы: типа «Сокол»- «Строгий», «Сметливый», «Свирепый», «Стремительный» (08.1899-09.1901); № 212, 213, 219, 220 (1901-03); эсминцы серии «Т» «Инженер-механик Анастасов» (-07.1906), «Лейтенант Малеев» (1906, собраны во Владивостоке), «Твердый», «Точный» (-06.1907), «Тревожный» (-10.1907); серия ПЛ типа «Кайман» (до революции); буксирные конвоиры для ПЛ «Конвоир», «Спутник» (1911-06.1912); малые теплоходы-минзаги М.1, М.2, М.3, М.4, М.5 (1914); вентили, фитинги; стальное, чугунное, бронзовое литье; стержневая пневматическая машина СПМ; наплиточные утюги (1947).129

Капремонт: эсминцы типа «Финн» (1909-10).112

Завод АО «В. Крейтон и К0»

      /Финляндия г. Або/

      Завод располагался на берегу устья р. Ауры. Имелось несколько открытых стапелей.

      Судостроение (1870-е-1917г.).92 В 1890-е-1910-е г. строил военные и коммерческие суда на арендованной Охтинской верфи. В 1909г. принимал участие в конкурсе на проект эсминца. Проектировал ПЛ. Перед и в течение I-й Мировой войны занимался ремонтом эсминцев и других кораблей. После революции 1917г. Финляндия отделилась от России, и завод остался в ее ведении.

      Директор (1909г.)- Г. Лундстрем.

Производство: канонерские лодки: «Град», «Снег» (05.1879-08.1880); миноноски типа «Орел» (1877-78)- 6; миноносцы: «Нарген», «Гогланд» (-1889), «Сунгари», «Уссури» (-1889), «Даго», «Котка» (-1891), типа «Пернов» № 119, 120 (1893-95), «Коршун», «Кречет» (1896-98), № 221, 222, 223 (1901), «Инженер-механик Анастасов», «Инженер-механик Малеев» (-1908); минные крейсера «Всадник», «Гайдамак» (1892-), «Абрек» (-1897); эсминцы серии «Т»- «Твердый», «Точный», «Тревожный» (1904-05, собраны во Владивостоке), «Пограничник» (03.1905-06), «Охотник» (03.1905-06); ПЛ Лэка типа «Дракон»- «Кайман» (04.1905-07), «Дракон», «Аллигатор», «Крокодил» (04.1905-08); грузопассажирский пароход № 52 «Батум» (1882); портовые ледоколы «Геркулес», «Силач» (1910); тральщики: «Тумба», «Цапфа» (-1915), катерные (1916)- 12; переоборудование транспорта «Оланд» в плавбазу ПЛ (1916); машины и котлы для миноносцев типа «Пернов» (1890-е)- 6,113,114 для эсминцев типа «Сокол» (1906)- 5.

Завод «Торфмаш», Ленинградский государственный завод торфяных машин «Ленторфмаш» МЭ, МЭСЭП

      /г. Ленинград пр. Энгельса, 59/

      Завод «Торфмаш» создан в 1944г., далее находился в ведении ГУ по производству запчастей, ремонтов и машиностроительных заводов МЭ, в 03.1953-04.1954г. – МЭСЭП. В 1956г. влит в состав арматурного завода им. И.И. Лепсе.131