Предприятия № 21-40

      

Завод № 25 им. Кирова НКУП, Копейский рудоремонтный завод (КРРЗ) НКУП, ГС машиностроительный завод им. С.М. Кирова НКУП, ОАО «Копейский машиностроительный завод» (КМЗ)

      /г. Копейск Челябинской обл. ул. Борьбы, 22 (1941г.)/

      /456600 г. Копейск Челябинской обл. ул. Ленина, 24 www.kopemash.ru/

      Рудоремонтный завод основан в 1936г. В 11.1941г. на площадку КРРЗ комбината «Уралуголь» НКУП эвакуирован Горловский машиностроительный завод им. Кирова (750 ед. оборудования, около 1000 чел.). По пр. № 304 от 28.11.1941г. создан единый ГС машиностроительный завод им. Кирова в ведении Главуглемаша НКУП. Далее переименован в Завод № 25 им. Кирова НКУП.

      С 1942г. наряду с выпуском оборонной продукции завод возобновил ремонт, а затем и производство горношахтного оборудования. К концу 1942г. полностью переведен на выпуск врубовых машин, насосов и вентиляторов. В 1943г. заводскими инженерами создана новая врубовая машина «КМП-43» (Копейская мощная пульсирующая).

      Далее – ГС машиностроительный завод им. С.М. Кирова. В 1976г. награжден орденом ТКЗ.

      В 1946г. собраны первые комбайны: «Кировец», «Абакумова», «Макарова». В 1948г. построен первый в СССР шагающий экскаватор ЭШ-1. В 1964г. разработан первый комбайн для калийных месторождений ПК-10.

      ОАО «КМЗ» было в 2004г., в 2012г. перешло под контроль компании «Сибуглемет».

      Директор (-11.1941г.)- К.М. Крылов, (28.11.1941-43г.)- И.Т. Катеринич, (1943г.-)- И.А. Элькинд.

      Гл. инженер (11.1941г.)- Н.П. Полежаев.

      Производство: детали для РС М-13 (1942); врубовые машины ГТК-3 (1944), КМП-1 (1940-е); комбайны: «Кировец», «Абакумова», «Макарова» (1946), ПК-3 (1958), ПК-3М (1963), ПК-10 (1960-е), КП21Д (2000-е); экскаватор шагающий ЭШ-1 (1948); машины погрузочные: 2ПНБ2Б (1980), К-500 (1990-е).

АО Горловского машиностроительного завода, Горловский механический и машиностроительный завод им. Кирова ВСНХ, НКТП, ЗАО «Горловский машиностроитель» (ГМС)

      /с. Горловка Железнянской вол. Бахмутского у. Екатеринославской губ. (1909г.); УССР Горловка Артемовского р-на Донецкой обл. «Завод» (1935г.)/

      В 06.1895г. по инициативе инженера-геолога П.Н. Горлова Франко-Бельгийским АО в Горловке основаны мастерские по выпуску шахтных паровых насосов. Площадка была выбрана возле одной из крупнейших в то время шахт «Корсунская копь № 1» (далее – шахта «Кочегарка»). Далее освоен выпуск паровых котлов, углеподъёмных машин, шахтных вентиляторов, воздуходувных машин.

      В 1917г. завод национализирован. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.), в 06.1926г. завод – в ведении треста «Донуголь» Цугпрома ВСНХ, в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ.125 В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. передан из ВОМТ в ведение созданного Объединения металлургического и горнорудного машиностроения ВСНХ. 3.01.1935г. заводу присвоено имя С.М. Кирова. В 01.1935г. Горловский машиностроительный и сталелитейный завод им. Кирова – в ведении Главгормаша НКТП.196

      После Гражданской войны завод реконструирован. В 1923г. освоен выпуск водоотливных насосов. В 1928г. изготовлена первая в стране врубовая машина. Производство (1935г.): врубовые машины (тяжёлые и лёгкие), комбайны горные, экскаваторы, электробурилки, компрессоры, насосы (центробежные, поршневые, кислотоупорные), вентиляторы рудничные, вагонетки шахтные, металлоконструкции, копры надшахтные, сортировки (стационарные и передвижные), клети шахтные, скипы, загрузочные устройства, сушильные барабаны, дезинтеграторы, дезкамеры, роторы Шмидта, вертлюги; сталь мартеновская; литьё стальное; котельные работы.

      11.10.1941г. начата эвакуация в Копейск, где создан Завод № 25 им. Кирова НКУП. В 1943г. начато восстановление завода в Горловке.

      В 1945г. завод награждён орденом ТКЗ.

      Являлся крупнейшим заводом угольного машиностроения в СССР.

      Численность персонала (1909г.)- 352 раб.

      Производство: мосты, стропила, баки; машины: паровые, подъемные; паровые котлы (1909);153 взрыватели 3ГТ и 4ГТ (1916)- 500 тыс.;46 насос водоотливной «Броун Бовери» (1923-); машины врубовые: ДТ-1 («Донецкая Тяжелая», 1928-), ГТК-3 («Горловская Тяжелая канатная», 1936-), -35 (1940-е); горные комбайны: Бахмутского (опытный, 1933), С-24, -29 (1930-е), очистной «Донбасс» (1949-), ККП-1, «Горняк», «Шахтер», УКР, 2К-52, 1К-101, МК-67, РКУ (1980-е); ротор Шмидта (1935).

Горловский машиностроительный завод им. Кирова, А-3596

      /338003 г. Горловка Донецкой обл. ул. Ленинградская, 7/

      Имел наименование «п/я А-3596».

      

ГС завод № 25 МС

      /г. Ташкент/

      Завод № 25 действовал в ведении УПП Минсвязи. В 1964г. – завод № 25. Возможно, далее это – Опытный приборостроительный завод ГСКБ электроизмерительной техники.

      Производство: динамометры, приборы для взвешивания, сигнализационные и контрольные.106

НПО «Сигнал»

      /г. Ташкент/

      В конце 1980-х г. в состав НПО входили: ГСКБ электроизмерительной техники (головное предприятие); опытный приборостроительный завод; филиал завода в г. Алимкент; завод специального технологического оборудования.

ГСКБ электроизмерительной техники

      /г. Ташкент 26-й квартал, 36/

      В конце 1980-х г. ГСКБ – головное предприятие НПО «Сигнал».

Опытный приборостроительный завод

      /г. Ташкент ул. Ляхути, 18/

      Возможно, ранее это – завод № 25 МС. В конце 1980-х г. опытный приборостроительный завод вместе с филиалом в г. Алимкент входил в состав НПО «Сигнал».

Завод специального технологического оборудования

      /Узбекистан г. Коканд/

      В конце 1980-х г. завод входил в состав НПО «Сигнал».

      

Константиновский завод № 25 НКПСМ, Завод «Анонимного общества зеркальных заводов на Юге России», Государственный Константиновский стекольный завод ВСНХ, Константиновский стекольный завод НКТП, Комбинат «Техстройстекло», Завод № 25 «Автостекло» МПСМ, Константиновский завод «Спецтехстекло», ГП «Спецтехстекло»

      /ст. Константиновка Екатеринославской губ., Донецкой ж/д Донецкой губ. (1925г.)/

      /Украина 85104 г. Константиновка Донецкой обл. ул. Шмидта, 20 тел. 21-324/

      Завод «АО зеркальных заводов на Юге России» в Константиновке создан в 1899г. Строительством руководил инженер Прояр-старший. Правление завода находилось в Шарлеруа. В 1913г. годовой выпуск составлял 100 тыс. м2 полированного стекла, 20 тыс. м2 зеркал. Общество имело также завод в Радоме.

      С 1919г. завод в составе группы стекло-химических заводов им. Октябрьской революции – в ведении Главхимупра ВСНХ. В 1920г. Государственный Константиновский стекольный завод – в ведении Химотдела Укрпромбюро ВСНХ. В середине 1920-х г. – в ведении треста «Химуголь» Главхима ВСНХ. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.).125 В 1930-е г. преобразован в комбинат «Техстройстекло», а затем переименован в завод № 25 «Автостекло». По пр. НКТП/НКОП № 649/256 от 07.1937г. строительство завода передано из НКОП тресту «Южжилстрой» НКТП. В 09.1941г. завод № 25 «Автостекло» – в ведении НКПСМ.

      После революции завод не работал. В 1920г. выпускал бемское стекло. Затем возобновил работу 20.08.1925г. К 1926г. реконструирован, на заводе внедрена механизированная система вертикальной вытяжки стекла бельгийского инженера Фурко. Основная продукция – зеркальное стекло. Фацетный цех, кроме того, выпускал корабельные иллюминаторы, водомерные стёкла, облицовочные плиты, стекло «Сабле» для крыш зданий. Далее освоено производство оптического стекла. В 1926г. пущен цех № 25 оборонной продукции. В 1928/29г. начато строительство цеха зеркальных отражателей для прожекторов диаметром до 90 см мощностью 240 шт. со сроком готовности к 1.10.1929г.

      Завод имел филиал – завод «Мосавтостекло».

      В 1930-е г. переориентирован на выпуск автомобильного и технического стекла. Был организован экспериментальный цех, где был разработан автомобильный триплекс (Н.И. Амосов). В 1933г. пущен цех по производству триплекса. В 1934г. получено закалённое стекло – «сталинит». В 1937г. введён в действие первый в стране цех по выпуску высокопрочного стекла. Построены: клингерный цех (выпускал стёкла для указателей уровня жидкости); цех молочного марблита (для щитов электростанций, облицовки стен).

      В 1937г. на заводе было изготовлено рубиновое стекло для Кремлёвских звёзд. В 1939г., совместно с заводом «Красный гигант» изготовлен хрустальный фонтан для Всемирной выставки в Нью-Йорке.

      В соответствии с постановлением ГКО № 410 от 6.09.1941г. пр. НКЭП № 269сс от 8.09.1941г. заводу утвержден план ежемесячного производства: прожекторных отражателей диаметром 150 см – 150 шт., заготовок отражателей – 70 шт.

      В 10.1941г. завод эвакуирован в Ирбит, где на основе прибывшего оборудования создан стекольный завод. Во время военных действий корпуса были полностью разрушены. С 1943г. начато восстановление завода под руководством И.М. Емельянова. 15.05.1944г. начат выпуск оконного стекла. В 1945г. возобновлено производство отражателей для прожекторов, стёкол для шахтёрских ламп.

      В 1947-49г. завод «Автостекло» № 25 – в ведении МПСМ. В 1980-е г. заводу присвоено имя К.Т. Бондарева.

      В 1945-46г. реконструированы ванные печи, восстановлены стеклолитейный, стеклоотделочный, непрерывной прокатки и другие цехи. В 1947г. организована заводская лаборатория, в 1956г. на её базе – научно-исследовательский отдел. 7.02.1947г. пущен флюсоваренный цех по производству флюса для электросварки. В 1947г. велось восстановление цеха литого стекла. В соответствии с ПСМ № 3787-1263с от 16.11.1947г. требовалось считать восстановление данного завода одной из важнейших государственных задач. В соответствии с ПСМ № 2593-1022сс от 18.06.1949г. требовалось восстановить на заводе в 1949-50г. цехи по производству зеркальных отражателей, поставить ему для этого 20 электропечей по 25 кВт.149 В 1950-е-60-е г. построены конвейер для производства полированного стекла, цехи кварцевого стекла и фацетный, шихтобаза. В 1966г. пущен цех по выпуску листового шлакоситалла.

      В1945-46г. возобновлён выпуск транспортного и технического стекла. Завод являлся (1947г.) основной базой по производству крупногабаритного полированного, автомобильного, авиационного и технического стекла. К 1958г. освоен выпуск гнутого витринного стекла, контрастного стекла для телевизоров, стеклянной кровли, крупноразмерных стеклопакетов (остеклён Бориспольский аэровокзал), крупногабаритных дверных полотен из сталинита (оборудованы ГУМ, ЦУМ, «Детский мир»). В 1959г. организовано производство облицовочного стеклофарфора. В 1960г. был изготовлен саркофаг для мавзолея В.И. Ленина, стёкла для атомного ледокола «Ленин». В 1977г. завод выпускал около 300 наименований стеклопродукции.

      При заводе действовало КБ. В 1949г. при заводе создан филиал ВНИИС, с 22.06.1962г. – самостоятельный Украинский НИИАвтостекло.

      Действовал полигон для испытаний бронестекла.

      С середины 1960-х г. выпускал радиопрозрачные жаропрочные стекломатериалы для РКТ, в т.ч. обтекатели ракет из ситалла. В 1975г. освоен выпуск кварцевых обтекателей.

      Разработка и производство (2002г.): остекление для самолетов и вертолетов; системы обогрева стекол.69

      Численность персонала (1902г.)- около 400 чел., (1913г.)- около 700 раб., (1920г.)- 870 чел.,125 (1940г.)- около 4,5 тыс. чел.

      Директор (1900-е)- Прояр-младший, Ф. Гене, (1920-е)- П. Адамович, (10.1941; 1950-е-65г.)- К.Т. Бондарев, (1945г.)- В. Тарасов, (-2003г.)- О.С. Шевченко.

      Зам. директора (10.1941г.)- Ф.А. Лукинов.

      Гл. инженер (1937г.)- К.Т. Бондарев, (1962г.)- М.И. Козмин.

      Гл. технолог (1937г.)- С.М. Бреховских.

      Начальники цехов: высокопрочного стекла (1940-е)- В.И. Ванин; флюсоваренного (1947г.-)- А.Я. Ференс.

      Зам. начальника цеха: шлакоситалла (1976г.)- В. Бобров.

      Производство: флюс АН-3 (1947-).

Московская зеркальная фабрика № 1 ВСНХ, НКТП, 1-я государственная зеркальная фабрика, Завод «Автостекло» НКТП, Завод «Мосавтостекло», ЗАО «Мосавтостекло»

      /г. Москва ул. Дербеневская, 7 (1935г.)/

      /113114 г. Москва ул. Дербеневская, 7 тел. 235-22-97/

      Московская зеркальная фабрика № 1 основана в 1924г. в ведении ВСНХ, с 1932г. – в ведении НКТП. С 16.02.1934г. она преобразована в завод «Автостекло», являлся филиалом завода № 25 «Автостекло». В 1935г. завод «Автостекло – в ведении Главхимпрома НКТП. Далее переименован в «Мосавтостекло». В 1941г. завод – в ведении НКПСМ.

      В составе завода (1935г.): отдел сбыта.

      Производство (1935г.): автостекло, техническое стекло.

      В 1954г. из подразделений завода создано СПКБ по авиационному остеклению (далее – НИТС).

      Далее – ЗАО «Мосавтостекло».

      Директор (1935г.)- Я.И. Цагарельный. Гендиректор (2000г.)- С.В. Пастухов, (2003г.)- В.А. Либерман.

      Зам. директора (1935г.)- А.Г. Окунь.

      Гл. механик (1935г.)- Н.И. Солдатов.179

      Начальники цехов: «Триплекс» (1934-37г.)- Н.П. Дудоров.

Казенное НПП «Кварсит»

      /Украина 85104 г. Константиновка Донецкой обл. ул. Шмидта, 20 тел. 20-361/

      Входило в Госкорпорацию «Укрстройматериалы» (2002г.).

      Производство (2002г.): радиопрозрачные термостойкие обтекатели из ситалла, кварцевой керамики дляавиационных УР и ракет ЗРК.

      Директор (2002г.)- Н. Трегубов.69

      

Завод № 25 бис

      /г. Балашиха Московской обл./

      Строился в 1930-х г.

      

Завод № 25 НКТП, Завод «Красный боевик» НКТП

      См. завод № 204 НКОП.

      

Завод динамомашин № 25 ВСНХ

      См. завод № 210 НКЭП.

      

Завод № 25 Комбината «Маяк» МСМ

      См. Комбинат № 817 МСМ.