Предприятия № 101-150
Авиакомбинат № 124 НКТП, «Казмашстрой», Завод № 124/27 НКТП, НКОП, Завод № 124 им. С. Орджоникидзе НКАП, п/я 22
/г. Казань/
Строительство Казанского авиакомбината, «Казмашстроя», начато в 1932г. В соответствии с пост. СТО № 101/46сс от 16.02.1932г. требовалось ввести первую очередь завода в текущем году на мощность 1200 ТБ-3 в год, вторую очередь – общей мощностью 2400 ТБ-3 к 1.07.1934г. По пр. ГУАП № 5/128сс от 25.02.1932г. новостройке присвоено наименование – завод № 124 НКТП; приказом № 6/138 от 9.03.1932г. и.о. начальника «Авиастроя» назначен и.о. начальника строительства комбината; пр. № 7/154 от 15.03.1932г. завод передан в ведение «Авиастроя» ГУАП НКТП. Пр. № 13/290 от 05.1932г. на площадке авиакомбината № 124 утверждено строительство самолетного, моторного заводов и аэродрома. Пост. СТО № 85сс/о от 9.09.1933г. предусматривалось строительство Казанского авиакомбината на мощность по самолетам 600 ТБ-4 и 200 ТБ-6, по моторам 20 тыс. М-34 или Кертис-Конкверор, а также заводов винтов и лыж, вооружения и карбюраторов; был утвержден мобилизационный план заводу на военное время по выпуску ТБ-4: 1935г. – 10 шт., 1936г. – 140 шт. По пр. ГУАП № 77 от 4.03.1934г. завод с 1 марта считался пусковым объектом. В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. по пр. ГУАП № 44/260 от 9.08.1934г. на заводе не позднее 1.10.1934г. должно быть образовано ОКБ (гл. конструктор – Москалев, который переводился с завода № 18), но это не было выполнено. По пр. ГУАП № 41/248 от 28.07.1934г. сюда с завода № 16 передано производство изделий вооружения – мостов к ТБ-3. Пост. № К-166сс от 4.10.1934г. требовалось ограничить строительство уже построенным главным корпусом с достройкой одного 100-метрового пролета сборочной и одельным зданием литейной. Разместить в нем: самолетный завод мощностью 700 ТБ-3; моторный завод мощностью 6000 моторов. Сроки ввода в строй заводов: самолетного – на половинную мощность в 1936г. с началом освоения производства в 1935г., на полную мощность в 1938г.; моторного – наполовинную мощность в 1937г. с началом освоения производства в 1936г., на полную мощность в 1938г.; 1-ю очередь аэродрома сдать в 1936г. По пр. ГУАП № 64/402 от 22.12.1934г. Гипроавиа поручено перепроектирование завода под выпуск самолета ТБ-3. Пост. СТО № С-44сс от 25.04.1935г. утвержден план развития мощностей завода после окончания строительства на 1936-37г.: ТБ: 1936г. – 300 шт., 1937г. – 1000; моторы М-25: 1936г. – 2000, 1937г. – 10 тыс. шт. Пр. № 25/165 от 29.05.1935г. Гипроавиа поручено запроектировать размещение в гл. корпусе самолетного и моторного заводов; строительство развернуть в 1935г. с окончанием моторного завода в 3-м квартале 1936г. Пр. № 26/166 от 29.05.1935г. с июня развернуты работы по подготовке производства ТБ-3. По пр. № 28/176 от 3.06.1935г. был назначен директор моторостроительного завода, определена номенклатура – моторы М-34РН и К-14НР; проектная мощность (к концу 1937г.) установлена в 6000 М-34 и 4000 К-14, а мощность на 1936г. – 2000 моторов; техпроект завода требовалось закончить к 1.11.1935г. (Гипроавиа).133
Завод в 1934г. – в ведении Самолетного треста ГУАП НКТП, в 1937г. получил имя С. Орджоникидзе. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. завод № 124/27 передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.).
Для завода в США было закуплено более тысячи самых современных станков. Вначале на заводе планировалось производство ТБ-4, ТБ-5, «Вулти», моторов М-25. Пост. СТО № С-99сс от 4.08.1935г. и пр. ГУАП № 45/271 от 21.08.1935г. заводу поручена постройка 16 пассажирских самолетов «Максим Горький» с выпуском первой машины к 1.04.1937г., всей серии – в 1938г. По пр. ГУАП № 179 от 28.07.1936г. требовалось начать постройку двух самолетов, для этого на завод гл. конструктором командирован Б.А. Саукке с группой из 19 ИТР. В соответствии с пост. СТО № ОК-111с от 11.05.1936г. завод специализирован на производстве тяжелых 4-моторных бомбардировщиков. Пост. СТО от 20.12.1936г. заводу утверждена производственная программа на 1937г. (шт.): 25 ДБ-А 4АМ-34ФРН, 2 ПС-124 «Максим Горький» 6АМ-34ФРН.
Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано к 1.04.1937г. сдать в эксплуатацию главный корпус самолетного завода, кроме одного 100-метрового пролета, ТЭЦ; приступить к строительству моторного завода и организации производства мотора М-25. «В связи с неудовлетворительными темпами работ» 13/20.01.1938г. вышел пр. № 10с провести обследование строительства завода. В этом же году для форсирования строительства на территории завода был организован трудовой лагерь в 1000-1500 чел.
По пр. № 33сс от 1/3.02.1938г. Строительство № 27 передано в ведение созданного ГУ авиационного моторостроения. По пр. № 166с от 7.07.1939г. производство было разделено: завод № 124 при 7ГУ специализировался по самолетам, а завод № 27 при 3ГУ – по моторам. По пр. № 262сс от 22.03.1941г. завод передан в 10ГУ НКАП. Имел наименование «п/я 22».
В 1937г. на завод переведен коллектив КБ-22 гл. конструктора В.Ф. Болховитинова для внедрения в производство ДБ-А. В 1938г. выпуск ДБ-А и ПС-124 был отменен, в августе коллектив Болховитинова переведен на завод № 84.
По пр. № 172с от 21.05.1938г. на заводе под руководством И.Ф. Незваля начата организация серийного производства бомбардировщика ТБ-7 («42»). Для этого с завода № 156 были переданы чертежи и спецификации по самолету; на заводе организован единый КО в составе серийного КБ завода и конструкторской группы завода № 156; на завод направлено 150 молодых специалистов. По пр. № 180с от 26/27.05.1938г. на территории завода № 156 организовано КБ по приспособлениям в составе 100 чел. сроком на 2 месяца в подчинении гл. инженера завода № 124; на заводе № 124 организован отдел кооперирования для руководства по размещению заказов на других заводах 1ГУ.
В 1939г. проектная мощность завода составляла 600 ТБ-7 и 1000 СБ в год. В 12.1939г. производство ТБ-7 прекращено после постройки двух машин,166 заводу выдано задание на выпук ПС-84 (Ли-2). В 05.1940г. производство ТБ-7 возобновлено параллельно с освоением Ли-2. В 09.1940г. выпуск Ли-2 прекращен. С 02.1941г. начато освоение производства Пе-2. План производства на 1941г.: на 1-й квартал: 7 ТБ-7 (сдано 2); годовой: 40 ТБ-7 и 240 Пе-2.
По пр. № 1050сс от 8.10.1941г. на площадку завода эвакуирована часть завода № 240 НКАП. В 04.1942г. все оборудование возвращено обратно.
По пр. № 1057сс от 10.10.1941г. на площадку завода и в КАИ эвакуирована часть подразделений ЦАГИ. Затем они преобразованы в Казанский филиал ЦАГИ. По пр. № 640с от 26.10.1943г. Казанский филиал ЦАГИ был ликвидирован, а корпуса переданы КАИ.
В 11.1941г. на территорию завода эвакуировались из Москвы завод № 22 им. С.П. Горбунова и завод № 294 НКАП (7ГУ). 19.11.1941г. вышло пост. ГКО № 917 об организации на площадке завода № 124 двух самолетостроительных заводов. Пост. ГКО № 1048сс от 23.12.1941г. заводы объединены под названием завод № 22 НКАП им. Горбунова.
Количество оборудования: (11.1940г.)- 1151 станок (725 м/р).
Численность персонала (05.1940г.)- около 6000 раб.
Директор (-11.1934-08.1935г.-)- В.И. Мухин, (-07.1936-21.11.1938г.)- Л.Н. Шах(а)нин (снят); и.о. (22.05-06.1938г.)- С.С. Баринов; (15.06.1938г.-)- С.С. Баринов, (1938-39г.)- И.И. Штейнберг, (05.1940-1.07.1941г.)- М.М. Каганович (застрелился), Окулов.
Начальник строительства (-03-1.07.1934г.)- К.Д. Кузнецов, (1.07.1934г.-)- В.И. Мухин, (05.1936г.)- Маршев, (1938г.)- И.С. Овэс. Зам. директора: по техчасти (28.04.1935г.-)- Д.М. Холмский; (22.02.1937г.-)- В.Д. Россман, (06.1937г.)- С.Е. Дайбог, (22.05.1938г.-)- А.Д. Шиц. Помощник директора (06.1937г.)- Поляков.
Технический директор (03-06.1934г.)- В.Е. Зверев, (23.06.1934-; 4.08.1935-05.1937г.-)- С.Е. Дайбог, (-4.08.1935г.)- Д.М. Холмский. Директор моторостроительного завода (3.06.1935г.-)- Старов.
Гл. инженер (05.1936г.)- Шейман, (06.1937г.)- С.Е. Дайбог, (22.05.1938г.-)- А.Д. Шиц.
Гл. конструктор (28.07.1936г.-)- Б.А. Саукке, (1937г.-)- В.Ф. Болховитинов,П-2/00 (21.05.1938г.-)- И.Ф. Незваль.
Зам. гл. конструктора по КО (21.05.1938г.-)- Забродченко.
Гл. механик (06.1937г.)- Махно.
Начальники: УКС (22.02.1937г.-)- В.Д. Россман; снабжения (06.1937г.)- Фомин; хозяйственно-транспортного управления (06.1937г.)- Пантюхов; договорной группы (06.1937г.)- Сердобольский.
Гл. инженер строительства (-07.1934г.)- А.А. Зайцев. Гл. инженер УКС (22.02.1937г.-)- В.Д. Россман.
Заведующий производством (08.1935г.-)- Д.М. Холмский. Начальники отделов: кооперирования (27.05.1938г.-)- А.А. Слуцкий; ППО (06.1937г.)- Фастовец; кадров (09.1938г.)- Никулин.
Начальники бюро: КБ по приспособлениям (27.05.1938г.-)- А.И. Антонов.139
Начальники групп: конструкторской (-1939г.)- А.П. Волков; (1937-08.1938г.)- А.М. Исаев.
Производство: самолеты: КАИ-1, ДБ-А (1937-39)- 12 (598), ТБ-7 (1938-41)- 35166 (3398), ПС-124 (1939)- 1, Ли-2П (1940-41)-10,98 Пе-2 (1941)- 104.98
КБ гл. конструктора И.Ф. Незваля при заводе № 124 НКАП
Образовано по пр. № 143с от 21/25.03.1940г. Гл. конструктор- И.Ф. Незваль, переведенный на завод ранее с завода № 156 с группой конструкторов для внедрения в серию АНТ-42. Проводилась доводка и модернизация самолета с различными двигателями, установка дополнительного вооружения.
Спецгруппа А.Д. Надирадзе и Н.И. Ефремова
/г. Москва; г. Казань/
По пр. № 822сс от 9.08.1941г. спецгруппа (в 7ГУ) была переведена в 08-09.1941г. из Московского филиала ЦАГИ на площадку завода № 124. В группу (28 чел.) дополнительно переведены конструкторы из БНТ, КБ ЦАГИ, заводов № 119, № 23, КБ Бисновата (А.Фураев). Продолжены работы по самолету Пе-2-2 с шасси на воздушной подушке.