Предприятия № 151-200

      

Государственный завод № 174 им. К.Е. Ворошилова НКОП, НКСМ, Ленинградский машиностроительный завод им. К.Е. Ворошилова НКТП, НКМ, п/я 13, Ордена ТКЗ ленинградский государственный завод № 174 НКТП, Завод им. Октябрьской революции, ПО «Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции», ФГУП «ПО «Омский завод транспортного машиностроения» («Омсктрансмаш») ФАП, ОАО «Омсктрансмаш»

      /г. Ленинград; г. Чкалов; г. Омск/

      /644020 г. Омск ул. Красный переулок, 2 тел. 44-61-13 zavod174.narod.ru/

      По пр. Всесоюзного орудийно-арсенального объединения от 16.02.1932г. танковый цех завода «Большевик» (вероятно, вместе с ОКМО) выделен в самостоятельный Ленинградский машиностроительный завод им. Ворошилова, в 10.1932г. вошел в состав Спецмаштреста НКТП (и на 05.1934г.). По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. переименован в завод № 174 им. Ворошилова. По пр. № 09с от 23.01.1937г. завод передан в ведение 8ГУ НКОП, Устав завода утвержден пр. № 52 от 4.02.1937г. В 1939г. завод № 174 8ГУ передан в ведение вновь образованного НКСМ, в 1940г. – в ведении Главспецмаша НКСМ. По пр. НКСМ № 530 от 12.09.1941г. передан в непосредственное подчинение созданного НКТП.106

      На 1932г. был выдан план по производству 1660 танков Т-26, затем уменьшен до 1200 шт.; на 1933г. заказано 1800 шт. В 11.1936г. начат серийный выпуск танка Т-46, но было построено только 4 шт., в начале 1937г. работы по нему прекращены. Производство: Т-26: (1931г.)- 120, (1932г.)- 1410.160

      Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения. В составе завода (04.1937г.): цехи: литейный, модельный, механический, холодной штамповки, термический, монтажно-сборочный; испытательная станция. По пр. № 0081 от 14.04.1937г. организован экспериментальный цех. По пр. № 292с от 7.08.1938г. необходимо было сдать в 1938г. в эксплуатацию: формовочное, обрубное и плавильное отделения цеха цветного литья; цех холодной штамповки; компрессорную, трансформаторные подстанции, ацетилено-кислородную станцию.

      Имелся двигательный отдел завода, в 1936г. здесь проведены работы по форсированию двигателя для Т-26. Имелся двигательный участок завода. В 07.1941г. велась подготовка к производству танкового дизеля Д-744.

      Пр. № 50сс от 4/9.02.1938г. заводу поручено к 20.07.1938г. выпустить 5 Т-26 с экранированными корпусами. Пр. № 335сс от 21.08.1938г. были определены варианты изготовления Т-26: в 1938г.: химический; в 1939г.: усовершенствованный, химический, арттанк с 76-мм пушкой Л-10, с оборудованием для подводного хождения. Этим же пр. Т-46 был снят с производства.

      Летом 1940г. группе И. Савина (бывшего завода № 185) поручено разработать башню с зенитным автоматом для танков Т-126 и Т-34 со сроком I квартал 1941г.

      В 1940г. с завода № 185 сюда перешли работы по «объекту 126» («СП»), на его базе создан «объект 135». В соответствии с пост. правительства от 12.04.1941г. он с 1.07.1941г. запущен в серию как Т-50 с выпуском к 1.10.1941г. 25 машин. В IV-м квартале 1941г. для него планировалось пустить 1-ю очередь нового конвейера. В начале 1941г. мощность завода составляла 160 танков в месяц.

      В соответствии с пост. СНК от 21.06.1941г. начато производство БМ-13.

      К концу июня 1941г. производство переведено на трёхсменный (круглосуточный) режим работы. В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. Ордена ТКЗ ленинградский государственный завод № 174 подлежал эвакуации на площадку ЧТЗ (туда была вывезена часть оборудования и задел танковых дизелей В-4). В соответствии с пост. ГКО № 665сс от 11.09.1941г. завод частично эвакуирован (большая часть в г. Чкалов, а так же в Нижний Тагил и Челябинск). Двигательное производство эвакуировано в Барнаул, где создан завод № 77.128 Также Завод № 174 продолжал действовать в Ленинграде в 07.1942г., затем, вероятно, эвакуирован.65

      На месте эвакуированного завода в Ленинграде в 1945г. создан завод № 800 НКТП.131

      В 03.1942г. завод № 174 перебазирован из Чкалова, куда был первоначально эвакуирован, в Омск на площадку завода № 173 НКТП. Вместе с коллективом этого предприятия в Омск прибыла часть рабочих и служащих Великолукского паровозоремонтного завода. В соответствии с пост. ГКО № 1410 от 7.03.1942г. завод № 173 был влит в состав единого завода № 174 НКТП.

      Пост. ГКО № 899сс от 14.11.1941г. по пр. № 27 от 17.11.1941г. заводу установлен суточный план по выпуску Т-50 – 10 шт. к концу января 1942г. В соответствии с пост. ГКО № 1410 от 7.03.1942г. организовано производство танка Т-34 со сроком выпуска первого танка в мае; пост. № 2120 от 28.07.1942г. срок выпуска перенесён на 1.10.1942г. с выпуском к концу года 250 машин (реально построено 110 шт.). Для этого необходимо было дополнительно построить цеха: сталелитейный (площадью 30 тыс. м2 с 6 мартеновскими печами), кузнечный (5 тыс. м2), механосборочный (7 тыс. м2) и механосборочный для сборки узлов (6 тыс. м2). 16.08.1942г. вышло пост. ГКО № 2176 о строительстве двух электропечей на заводе, 23.09.1942г. – пост. ГКО № 2334 о мерах помощи заводу для обеспечения выпуска Т-34. 13.01.1945г. вышло пост. ГКО № 7313 о завершении строительства заготовительных цехов завода. В 1943г. действовало 3 сталеплавильных печи общим тоннажем 31,5 т, в 1944-45г. – 5 (63,5 т).

      Производство (шт.): (1941г.): Т-26 – 102, Т-50 – 48; (1942г.): Т-50 – 15, Т-34 – 432; (1943г.): Т-34 – 1347; (1944г.): Т-34 – 1163, Т-34-85 – 1000; (1-е полугодие 1945г.): Т-34-85 – 1065. Выпускал также бронекорпуса, запчасти для танков, корпуса 122-мм снарядов и детали к РС. Выпуск штамповок и поковок (т): (1942г.)- 4581, (1943г.)- 11870, (1944г.)- 16987, (1-е полугодие 1945г.)- 7852. Выплавка стали (т): (1942г.)- 2099, (1943г.)- 18370, (1944г.)- 46249, (1-е полугодие 1945г.)- 26673.106

      В 1947г. Омский завод им. Ворошилова – в ведении Минтрансмаша. В 1960г. завод получил наименование предприятие «п/я 13», а в 1965г. – Завод им. Октябрьской революции. В 1960-е г. – в ведении Управления точного машиностроения Западно-Сибирского совнархоза. В 1988г. завод объединен с КБ, в результате создано ПО «Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции».

      Завод имел своё металлургическое производство (1947г.).

      В соответствии с ПСМ № 438-194сс от 15.03.1954г. СУ-122 пнв.

      Расп. СМ СССР № 890 от 21.03.1958г. ОГК завода преобразован в самостоятельное ОКБ-174.

      В 1960-е г. завод имел 18 производственных цехов, 14 вспомогательных и продолжал строиться. В 1970-е г. проведена коренная реконструкция завода. Начато производство Т-80.

      В 2000г. предприятие переименовано в ГУП «Омский завод транспортного машиностроения».

      На заводе изготовлен коцептуальный образец танка нового поколения «Черный орел».

      В соответствии с пост. Правительства № 953 от 12.1992г. на заводе освоено производство тракторов. В 1998г. производство танков на заводе остановлено.

      В 2002г. начата процедура банкротства, на предприятии введено внешнее управление, в 04.2005г. – конкурсное производство. В 2006г. действовало 3 цеха. В 2008г. предприятие являлось банкротом.

      По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в число стратегических оборонных предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      В 2005г. действовало дочернее предприятие «Омсквагонзавод». В начале 2007г. принято решение ВПК по преобразованию завода в ремонтно-модернизационный центр, в который также должно войти КБТМ. Основной задачей РМЦ станет ремонт и модернизация танков Т-55, Т-62 и Т-80.

      Количество оборудования: (1942г.)- 1297 ед. (в т.ч. 1274 м/р станков), (1944г.)- 2121 ед. (в т.ч. 2050 м/р станков), (1945г.)- 2014 ед. (в т.ч. 1966 м/р станков).

      Производственные площади (ВОВ)- 113 тыс. м2.

      Численность персонала (1942г.)- 12651 чел., (1943г.)- 13556 чел., (1944г.)- 13200 чел., (15.09.1964г.)- 12532 чел.80, (2005г.)- 3600 чел.

      Директор (-01-23.06.1937г.)- А.Л. Дюфур, (23.06.1937-27.07.1938г.)- Н.С. Казаков, (29.07.1938г.-)- А.И. Алексеев, (1940г.)- Маркин, (06.1942г.)- Кацнельсон, (1942г.-)- К.Е. Задорожный, (-1947г.)- п Д.Е. Васильев. Гендиректор (2000-е)- А.М. Вишняков. Внешний управляющий (-11.2005г.)- В. Харитонов (осужден).

      Зам. директора (20.05.1938г.-)- Н.Ф. Зубков; по ПВО и охране (5.11.1938г.-)- Г.А. Арапов. Помощник директора по найму и увольнению (9.08.1937г.-)- Ф.Е. Бобров.

      Гл. инженер (-5.04.1937г.)- Г.О. Гутман, (5.04.1937г.-)- В.О. Аранович, (20.05-17.12.1938г.)- Н.Ф. Зубков, (17.12.1938г.-)- А.С. Овсянников, (1940г.)- Засовенко, (1945г.-)- Д.Е. Васильев, (2001г.)- А. Аполлонов.

      Зам. гл. инженера (5.04.1937г.-)- Г.О. Гутман.

      Гл. конструктор (1940г.)- С. Гинзбург, (1941г.)- Л.С. Троянов (Т-50).

      Начальники отделов: ОТК (1936-37г.)- Н.С. Казаков; экспериментального (1935-36г.)- Н.С. Казаков; оборудования (-08.1938г.)- Быков.

      Зам. начальника отдела: оборудования (-02.1938г.)- Ф.Д. Кодолов.

      Производство: танки:Т-26 (1932-41-)- 11208 (11218), Т-46 (1936-38)- 4, Т-50 (1941-42-)- 63,106 Т-34 (1942-44)- 2927,106 Т-34-85 (1944-45-)- 2065,106 Т-54 («объект 137», 1947-49)- 39 (1949), Т-55А (-1964-65-)- 1130 (в 1964-65г.), Т-55ПС (1950-е-70-е), Т-80Б (1979-), Т-80БК (1990-), Т-80У (1991-98), Т-80УК (1995-98), Т-80УМ1 «Барс» (изд. 219АС-М1); САУ: СУ-100, СУ-122, ЗСУ-57-2 (1950-е-70-е); бронетранспортер БТР-Т; инженерные машины ИМР-1, БРЭМ-80У, ТММ-6; мостоукладчики МТУ-20, МТУ-72 (1950-е-70-е); спецкраны для РВСН 8Т-25, 8Т-26; танковый дизель В-4 (07.1941); модернизация танков Т-55 (1990-е); корпуса снарядов: ОС-122 – более 1 млн.; БМ-13 – 300 тыс. (ВОВ);

      угледобывающие комбайны УКМ, ГКМ-4 (1945-48); тракторы ЗТМ-60Л, ЗТМ-80, ЗТМ-62Л, ЗТМ-82 (2004), экскаваторы ЭО-2621 (1993-2004-), траншеекопатель (1999-); бурильные машины БМ-221, гидромолот ГПМ-150, картофелекопатель КПТ, снегоочистители УМ-70, УМ-75, погрузчик ПФ-1, (2004), машина МЗС-219 для установки винтовых анкерных свай (2000-е); стиральные машины Омь-1,5, Омь-2,0 (1989-); задвижки клиновые для нефтегазопроводов; шахтная монтажная лебедка, шахтный конвейер.101

Опытный конструкторско-механический отдел (ОКМО), Опытный завод «ОКМО» им. С.М. Кирова Спецмаштреста

      ОКМО в 1932г. выделен из завода «Большевик» в состав нового завода № 174, в него влито КБ АВО-5. В 09.1933г. ОКМО преобразован в Опытный завод Спецмаштреста, в 1936г. получил наименование «Завод № 185». В 05.1940г. завод № 185 вновь влит в состав завода № 174 на правах ОГК.

      Продолжены работы по тяжелому танку Т-35, построенному в 1932г. С 11.1932г. начаты работы над улучшенным вариантом Т-35-2. Пост. СНК во втором полугодии 1933г. ХПЗ должен был начать серийный выпуск варианта Т-35А. В 1933-34г. разработан проект тяжелого Т-39 (8 вариантов), затем работы прекращены.

      В 01.1932г. отделу выдано задание на разработку плавающего танка Т-37 (М. Зигель). Опытный экземпляр построен в 07.1932г. Пост. СТО от 11.08.1932г. Т-37А пнв.

      В 03.1932г. разработан проект мобилизационного танка (упрощенной конструкции) Т-34, в конце года изготовлен опытный экземпляр.

      В 1932г. велись работы по дизельному мотору ПГЕ для танка Т-28; в 1933г. начата разработка семейства дизельных и бензиновых двигателей для всех типов танков. Для Т-26А разрабатывались дизельный ДМТ-4 (ДТ-4) и карбюраторный МТ-4; для Т-28А – соответственно, ДМТ-1 и МТ-1.

      В 12.1933г. на конкурсной основе начата разработка легкого плавающего танка Т-43-1. Весной 1935г. построен опытный экземпляр, к концу года работы прекращены.

      В 1932г. в КБ разработана новая башня для танка Т-26 под новую 76-мм пушку КТ. В 1933г. начата разработка проекта колесно-гусеничного Т-26А, в 1935г. построен опытный экземпляр Т-46. Пост. СТО от 29.02.1936г. Т-46 был пнв. По решению СНК № 94сс от 15.08.1937г. Т-46 был снят с производства.

      В соответствии с пост. СТО № 51 от 06.1933г. на заводе в 1934г. построены два опытных экземпляра танка ПТ-1А – Т-29-4 и Т-29-5 разработки ТО ЭКУ ОГПУ.

      В конце 1936г. Гинзбург пр. Тухачевского отстранен от руководства КБ, его возглавил О. Иванов.

      Работала группа П. Сячинтова по проектированию танковых орудий. К началу 1938г. все члены группы арестованы.

      Начальник (1932г.)- Н. Баранов.

      Технический руководитель (1932г.)- О. Иванов.

      Начальник КБ (1932-36г.)- С.А. Гинзбург.

      Гл. конструктор (-1936г.)- С.А. Гинзбург (Т-26).

      Начальник опытного участка (1932г.)- И. Иванов.

      Ведущие конструкторы: (1934г.)- В. Симский (Т-46).

      Ведущие инженеры: (-1934-36г.)- В. Цейц (ПТ-1А, Т-29).

      Работали: (1933г.)- Н. Барыков (Т-35, Т-39), (1932-36г.)- С. Гинзбург, (1932-34г.-)- М. Зигель, (1932г.)- С. Кузин (к), (1934г.)- Максаков, (1932г.)- Г. Михайлов (к), (-1933-36г.)- П. Сячинтов (репрессирован).124,128

ЦКБ завода № 174

      Пр. № 0081 от 14.04.1937г. на ЦКБ возложен выпуск серийных чертежей выпускаемых заводом машин, экспериментальная работа и усовершенствования. Этим же пр. предписано довести штат ЦКБ до 100 чел., закончив его комплектование в трехмесячный срок.139

КБ-2 завода № 174

      В 1938г. начата разработка модернизированного Т-26-1 («126»). В 1940г. после объединения заводов № 185 и № 174 продолжены работы по танку Т-26-5 «СП», получившего наименование «проект 126». В 08.1940г. построен опытный Т-126.

      Параллельно велась разработка облегченного варианта «126» - танка «127» (Голтвянский). В 12.1940г. разработан проект улучшенного варианта Т-126 – «объект 135» (Т-50), в начале 1941г. изготовлен опытный образец, в 02.1941г. Т-50 пнв. Перед войной велись работы по модернизированному Т-50-2 (Т-135-2) с 57-мм пушкой.

      Руководитель группы: (1940г.)- Л.С. Троянов.

СКБ-1 завода № 174

      В 07.1941г. эвакуировано вместе с заводом в Чкалов, а в 02.1942г. – в Омск.

      Гл. конструктор (1930-е)- Гавалов.138

Объединенное КБ (ОКБ)-174, ФГУП «КБ транспортного машиностроения» (КБТМ)

      /644020 г. Омск Красный пер., 2 тел. 41-85-13 www.kbtm.ru/

      ОКБ-174 создано в соответствии с расп. СМ СССР № 890 от 21.03.1958г. на базе ОГК завода № 174 для конструкторских работ по танковой технике, зенитным самоходным установкам и специальным подвижным реактивным комплексам. Одновременно осуществляло конструкторское сопровождение серийного производства танков Т-54, Т-55, Т-80.

      Разработаны новые модификации танков (Т-55М, командирский Т-80, Т-80У), установка реактивного вооружения для танка Т-54А. Разработана танковая гусеница с резинометаллическим шарниром. Велись работы над повышением защиты танков Т-54Б от радиации, экранной защитой танков от кумулятивных боеприпасов.80

      В соответствии с ПСМ № 216-131сс от 14.02.1955г. ЗСУ-57-2 пнв.

      Головное предприятие (1990-е г.) по разработке инженерных машин для армии.

      В 1988г. КБ объединилось с заводом, образовав ПО «Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции». Затем- вновь самостоятельное КБ.

      К 1997г. создан ходовой макет инициативной разработки перспективного танка «объект 640».117

      К 2004г. выполенно 85 НИОКР для МО, разработано более 40 изделий, принятых на вооружение.

      По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. КБ вошло в число стратегических оборонных предприятий.

      Гл. конструктор (-2004-07г.-)- И.К. Шумаков.

      Начальник (1958-60г.)- А.Е. Сулин, (1960-94г.)- А.А. Моров, (1994-2003г.)- Б.М. Куракин. Директор (-2004-07г.-)- И.К. Шумаков.

      Создано: самоходная артиллерийская установка СУ-122 (пнв 15.03.1954г.), ЗСУ-57-2 (пнв 14.02.1955г.); тяжелый бронетранспортер БТР-Т; мостоукладчики танковые МТУ-20 на базе Т-55, «Гусеница-1», МТУ-72 на базе Т-72, МТУ-90 на базе Т-90 (2004); ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, БРЭМ-80У (2004), тяжелый механизированный мост ТММ-6 на шасси «Урал-4302» или МЗКТ-7930 (пнв в 2004г.), штурмовой мост МТУ-90 набазе Т-90, «Гусеница-2» (2004); шасси инженерных машин разграждения ИМР-2, ИМР-3; тяжелая огнеметная система ТОС-1 «Буратино» (2004), тренажер механика-водителя ТВ-219 (2004).

«Омсквагонзавод» (ОВЗ)

      Дочернее предприятие «Омсктрансмаша» (2005г.).

      Гендиректор (2005г.)- М. Кофлер.

< 1 29 30 31 63 >