Предприятия № 4- 10

Авиазавод № 7 ВСНХ, Авиазавод В.А. Лебедева, Государственный Пензенский авиационный завод ВСНХ, Государственный авиационный завод № 7 (ГАЗ-7) «Лебедь» ВСНХ

      /г. Пенза «Лебедь» (1922г.-)/

      17.12.1901г. в Пензе была основана мебельная фабрика. В 1916г. она перепрофилирована В.А. Лебедевым на выпуск и ремонт аэропланов «Лебедь».

      После революции завод экспроприирован Пензенским ГубСНХ и действовал в его ведении. Пост. Президиума ВСНХ от 10.06.1919г. завод был национализирован и передан в ведение Главкоавиа ВСНХ.159 По решению Главкоавиа от 2.08.1919г. переименован в Государственный Пензенский авиационный завод, по решением от 24.03.1920г. – в ГАЗ № 7. В 1920-01.1921г. завод «Лебедь» – в ведении Главкоавиа Промвоенсовета Чусоснабарма СТО, в 12.1921г. – ЦПАЗ Промвоенсовета ВСНХ.64 В 10.1920г. назывался ГАЗ-7. В 03.1922г. авиазавод № 7 «Лебедь», а в 08.1922-03.1923г. ГАЗ-7 «Лебедь» – в ведении 4-го отдела ТПУ ГУВП ВСНХ. По пр. № 186 от 12.04.1923г. завод ликвидирован с 30.03.1923г. и исключён из списков действующих.125

      В 02.1936г., вероятно, это – завод № 163 НКлеса. В 1938г. завод – в ведении Главспецдревпрома НК леса, затем – 6ГУ НКАП.

      После революции ремонтировал самолёты. выпускал винты и лыжи. По решению Главкоавиа от 12.06.1919г. на завод требовалось перевести производственный задел с закрытого завода Щетинина и организовать производство морских самолётов и ремонт. В 09.1919г. выполнялся заказ на 300 в/винтов для самолетов “Farman” и “Sopwith”. Планировалось строительство помещений для ремонта самолетов. Кроме того, по заказам Пензенского ГубСНХ выпускал сельхозмашины и мебель.159 По решению Главкоавиа от 13.05.1920г. ремонт самолётов был прекращён; завод необходимо было преобразовать в подсобный деревообделочный по изготовлению винтов, лыж и деревянных частей. Решением СВП от 28.10.1920г. (протокол № 96) утверждена специализация завода – сухопутные учебные самолеты, воздушные винты и лыжи. В 1922-24г. авиапроизводство свёрнуто. В 1922г. завод был демобилизован и переведён на хозрасчёт. Пост. СТО № С-30сс от 2.04.1935г. предписывалось организовать на заводе № 7 производство авиационных лыж с выпуском в 1936г. 3000 комплектов и доведением мощности к 1.01.1937г. до 5000.133К 1938г. представлял собой небольшое деревообрабатывающее предприятие. Выпускал несколько моделей авиалыж, с 04.1940г. начато освоение выпуска подвесных баков, балки подвески бензобака, хвостового костыля и механизма управления закрылками. В качестве ширпотреба выпускал мебель. В 1940г. начата реконструкция завода для выпуска запчастей самолетов со сроком окончания в 1941г.

      В составе завода цехи (1939г.): № 19, 22, 38, 57, сварочный (1940г.).

      В 1941г. после начала войны на площадку завода эвакуирован завод № 163 НКАП, и организован единый завод № 163.

      Численность персонала (01.1921г.)- 368 раб., (11.1921г.)- 350 раб., (06.1922г.)- 218 чел. (188 раб.), (1938г.)- 565-729 раб., (07.1939г.)- 812 раб., (04.1940г.)- 1533 чел.154

      Председатель заводоуправления (11.11.1919г.-)- М.Н. Ивленков. Директор (1930-е-40г.-)- Н.Г. Драчев.

      Член заводоуправления (-08-12.1919г.)- Ф.К. Гросс (умер), (-08.1919-01.1920г.-)- М.Н. Ивленков, (-08.1919-01.1920г.-)- И.Д. Лейкин.

      Гл. инженер (5.12.1919-04.1920г.-)- С.Б. Гуревич.

      Гл. диспетчер (1937г.)- Попов.


Государственные авиамастерские (ГАМ) № 7 «ГОСАМ» ГУВП ВСНХ, Завод А.А. Анатра, Государственный авиационный завод № 11 (ГАЗ-11) ВСНХ

      /г. Одесса ул. Свердлова, 22 «ГОСАМ»/

      В 03.1908г. в Одессе на западной окраине города, рядом с ипподромом основан аэроклуб. В 1909г. здесь организованы авиамастерские. В 1911г. начата сборка лицензионных самолетов, первый полет “Farman-IV” выполнил 27.04.1911г. (этот день считается днем основания завода). До конца 1912г. построено 16 “Farman-4”, 2 “Bleriot-11” и один “Newport-4”. В 11.1912г. А.А. Анатра выкупил мастерские и на их базе создал небольшой завод. В 06-11.1913г. завод выполнил заказ Военного ведомства на 5 самолётов “Farman-16”. Весной 1914г., в связи с увеличением заказов, началась постройка нового крупного завода, к концу года он вступил в строй. Под руководством Е. Декана были разработаны свои модификации западных самолётов: Anade” («Анатра-Декан») на базе немецкого «Альбатроса» (19.12.1915г.). При постройке самолета «Анадва» в 1916г. А.К. Михалькевичем впервые был применен плазово-шаблонный метод.76 К 1916г. в составе завода 4 площадки: слесарный и штамповочный цех – на Канатной ул., сборочный и сварочный – на Стрельбищном поле, механические – на Французском бульваре, деревообделочный – возле Пересыпи. В начале 1917г. завод был вторым (после «Дукса») по количеству работников и оборудования, выпускал, в среднем, 17 самолётов в месяц. В период 1914-17г. всего построено 1056 самолетов.138 В 1917г. изготовлено 289 Anade, 234 Anasal и 95 Farman, но сдано из них лишь 158 самолётов.98

      Кроме того, Анатра построил авиационные заводы в Симферополе (Крымский филиал, 1916г.) и Киеве (в 1921г. киевский завод Анатра – в ведении Главкоавиа;144 возможно, это в действительности Симферопольский завод).

      В 12.1917г. завод национализирован.144 С весны 1918г. завод работал на Австро-Венгрию, войска которой оккупировали Одессу и покинули ее в 11.1918г. В начале 1920г. после освобождения города завод национализирован и получил наименование Государственные авиамастерские (ГАМ) № 7. Пост. Президиума ВСНХ от 25.03.1920г. мастерские переданы в ведение Укрпромбюро Промвоенсовета ВСНХ,159 в том же году включены в ведение Главкоавиа, в 01.1921г. ГАЗ-11 в его ведении. По решению от 22.06.1920г. переименован в ГАЗ № 11 в Одессе. В 03.1922-24г. ГАЗ-11 – в ведении 4-го отдела ТПУ ГУВП ВСНХ. Пр. по заводу № 49 от 15.07.1922г. завод закрыт с этого дня. Часть помещений была передана Одесскому ГубСНХ, часть – 2-му истребительному авиаотряду. 21.05.1924г. часть завода была открыта, весной 1925г. завод закрыт. Позднее на этом месте основан 562-й АРЗ МО.

      Программа на 1921/22г.: “Farman-20” – 9, Anasal” – 24. Создан сельскохозяйственный самолет «Конек-Горбунок» (ВХ-5), первый полет 19.07.1924г.

      Количество оборудования (1917-18г.)- 131 ед.

      Площадь: территории (1918г.)- 131 га; застройки (1918г.)- 16173 м2; производственная (1917г.)- 11375 м2.

      Численность персонала: (1913г.)- 20 чел., (07.1914г.)- 95 чел., (01.1917г.)- около 2200 раб., (06.1917г.)- 1380 чел., (01.1921г.)- 393 раб., (06.1922г.)- 293 чел. (225 раб.).

      Управляющий (01.1924г.)- М.В. Голиков.

      Гл. конструктор КБ завода- Г.М. Макеев, (1915-17г.)- Е. Декан (Е.А. Де Камп, DesCamps),АХ-1/92 (1921г.-)- В.Н. Хиони («Конек-Горбунок»).

      Работали: (1919-22г.)- Сальков (и), Слуцкий.

Производство:самолеты: “Farman-IV” (04.1911-), “Farman-16” (1913)- 5, “Farman-22, -22bis” (1914-15)- 30, “Farman-20” (1917-18; 1922)- 51, “Newport-4” (1914)- 40,98 “Morane”, “Voisin L, LA и LAS” (1915-16)- 153, «В.И.» («ВуазенИванова», 1916-17)- 129,98 “Morane-Saulnier G” (1916-17)- 15,98“Anade” (1916-17)- 225,98 “Anacle`” (-1917)- 24, М-5 (1916),АМ-5/00АнадваВХ (1916-17)- 2, Анадис (1916)-1, “Anasal” (191-18; 1922)- неменее 450 (23498), ВХ-5 (1923-25)- 3398.


Фармацевтический завод № 7 ВСНХ

      /г. Москва ул. Новоблагословенная, 4 (-1921г.)/

      В 1919г. завод – в ведении Главфармазава Отдела химической промышленности ВСНХ.

      В 08.1921г. помещение химико-технического отделения завода, расположенного на территории винного склада, передано ИРЕА.64


7-й Государственный обозный завод ВСНХ

      /г. Ярославль ул. Социализма, 14/

      В 01.1924-11.1925г. завод – в ведении Цупвоза ВСНХ.

      В 01.1924г. завод был на консервации.159

2-я Государственная механическая автомастерская

      /г. Ярославль/

      2-я Гос. автомастерская ранее – в ведении Наркомпрода, в 02.1921г. – Цупвоза СВП ВСНХ.

      Численность персонала (02.1921г.)- 100 раб.125