Предприятия № 21-40

Завод № 33бис («Б») НКТП, НКОП

К 1936г. завод вошел в состав подсобного треста ГУАП НКТП,99 в 12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП, по пр. № 33сс от 1/3.02.1938г. передан в ведение созданного ГУ авиационного моторостроения, в 12.1938г. – в ведении 18ГУ.

Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано в 1937г. начать строительство главного корпуса, кузницы, литейной для клапанов и колец, испытательной станции и котельной; пр. № 207с от 10/13.06.1938г. строительство литейного цеха отменено.

Директор (10.02.1938г.-)- М.Я. Криворучко.

Начальник строительства (-8.01.1937г.-)- Э.М. Ринберг, (8.10.1937г.-)- В.Е. Орлов, (10.02.1938г.-)- М.Я. Криворучко.139


НИИ-33 МПСС, МРТП, ГКРЭ, МРП, п/я 188, Всесоюзный НИИ радиоаппаратуры (ВНИИРА) МРП, Всероссийский НИИРА, ГП «ВНИИРА» РАСУ, ФНПЦ ОАО «Ордена ТКЗ ВНИИРА»

/199106 г. СПБ Шкиперский проток, 19 и ул. Наличная, 20 тел. 356-06-11/

НИИ-33 в ведении МПСС вновь создан в соответствии с пост. правительства от 10.07.1946г. для работ по радионавигационной технике. В 1964г. НИИ-33 переименован во Всесоюзный НИИРА, в 1968-75г. – в ведении МРП. Имел наименование «п/я 188». С 1996г. – Всероссийский НИИРА.

Основу кадров составили сотрудники завода № 327, вернувшиеся из Красноярска, и работники, переведенные из ОКБ-278.

По пр. от 15.07.1946г. институту поручены разработки: РЛ аппаратуры для навигации самолетов и кораблей; РЛ системы дальнего действия для вывода самолета в район цели; комплексной РЛ системы слепой посадки самолетов в составе бортового и наземного оборудования. В соответствии с ПСМ № 2501-767 от 17.07.1947г. начата разработка СП-50 «Материк».

В 1948г. при институте организован опытный завод.

В 1956г. на базе подразделений института по дальней радионавигации создан НИИ-195 МРП (РИРВ).

В 1960г. институт определен головным предприятием по созданию Единой государственной системы УВД, навигации и посадки военной и гражданской авиации «Полет», введена длжность ее ген. конструктора.

В 1960-е г. создана первая отечественная система адресного радиовизирования и передачи команд наведения истребителей ПВО.

В 1963-66г. велись научные проработки РТС обеспечения полетов корабельной авиации. В соответствии с ПСМ № 1166-413 от 28.12.1967г. институт определён головным по радиотехнической системе навигации и посадки СВВП Як-36М. В 1971г. начата разработка автоматизированной РТС ближней навигации, посадки и управления для корабельной авиации «Привод-СВ». Одновременно задана разработка бортовой аппаратуры для Як-38 и Ка-27. В 1976г. система испытана и размещена на ТАКР «Киев».

В середине 1970-х г. разработана первая отечественная инструментальная система посадки, соответствующая требованиям ИКАО, и бортовая самолетная аппаратура.

В 1970-е г. созданы обзорная и посадочная станции для мобильной полковой автоматизированной системы управления полетами и посадкой самолетов фронтовой авиации РСП-11.

Разработана и установлена в Пулково первая отечественная автоматизированная система УВД для аэродромов ГА «Старт». В 1988г. создана микроволновая система посадки для самолетов ГА любых типов.

В начале 1980-х г. институт определен головным по созданию РТК навигации, автоматической посадки, контроля траектории на атмосферном участке движения ОК «Буран».

В 1977-79г. организован Киевский филиал ВНИИРА, в 1980г. – Жигулевский филиал.

В 1970-е г. организовано отделение микроэлектроники и полупроводниковой техники. В 1980-е г. проведена реконструкция опытного завода, построены новые корпуса цехов: сборочного, гальванического, микроэлектроники. Создан НТЦ для обеспечения летных испытаний.

В 1990-е г. создана интегрированная аэродромно-районная автоматизированная система УВД «Синтез».

С 2002г. ВНИИРА входило в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий.

По 1998г. создано более 150 образцов РТ систем и комплексов.

Работы (2002г.): разработка и производство: системы посадки ЛА, КА; спутниковых систем навигации и ОВД, РЛС, систем вторичной радиолокации, самолетных ответчиков, систем предупреждения столкновения; диспетчерских тренажеров; РЛС: первичная аэродромная обзорная; моноимпульсная вторичная обзорная; аэродромный метеолокатор с ФАР; бортовое оборудование систем GPS/ГЛОНАСС; средства коррекции БПЛА; мобильный комплекс управления полетами и посадкой; микроволновые интегрированные цепи.

Имел филиалы (2002г.): ВНИИРА-ОВД, ВНИИРА-«Навигатор».

В рамках принятого осенью 2007г. проекта создания Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) концерна «Алмаз-Антей» на базе Обуховского завода планировался перевод предприятия на его площадку.

Площадь территории (2010г.)- 12,03 га.

Численность персонала (2002г.)- 2435 чел.

Директор (1946г.-)- А.Т. Гусев, (1952-69г.)- С.А. Семенов {22.04.1909-21.06.1999г.}, (1969-79г.)- С.В. Спиров {2.10.1911-2.03.1989г.}, (1979-2004г.)- Г.Н. Громов {26.11.1937-15.07.2004г.}. Гендиректор- Б.А. Лапин.

Зам. директора: по научной работе (1955-69г.)- С.В. Спиров, Г.А. Пахолков; (2002г.)- К.Е. Кальченко, (2002г.)- Д.И. Ливенцов, (2002г.)- Е.И. Мищенко.

Ген. конструктор (1970-е)- С.В. Спиров, (1987-2002г.-)- Г.Н. Громов.

Ген. конструктор системы «Полет» (1960г.-)- Г.А. Пахолков.

Зам. ген. конструктора- С.И. Беляев.

Гл. инженер (1955-69г.)- С.В. Спиров, (08.1975г.)- В.Д. Филатченков, С.И. Беляев.

Зам. гл. инженера (1960-е)- И.М. Векслин, (1970-е)- Г.Ф. Шевела, (-1975г.)- Г.М. Фельдман, Г.А. Пахолков, (-1979г.)- Г.Н. Громов, (1979-89г.)- С.В. Спиров, (2002г.)- Е.П. Ефимкин.69

Научный руководитель (1946г.-)- И.М. Векслин.

Начальник комплекса НТО- Г.М. Фельдман. Начальники отделений- С.И. Беляев, Г.Ф. Шевела.

Гл. конструкторы: (-1966-77г.-)- Г.А. Пахолков («Привод-СВ»),101 (1976г.-)- Л.К. Дмитриева (11Г6), А.И. Большев («Лист-А»), (1947г.)- И.М. Векслин (РСП-4, -6, «Материк»), В.И. Гагарин («Номер-Т, -ТМ»), Б.А. Лапин, А.М. Маршов («Корень»), (1966-86г.)- В.А. Окатов («Волхов-О, -П», «Онега-А», «Ильмень», «Анализ ВС», «Ручеек», «Шлиф НВО», «Прометей»), Г.Ф. Шевела (МРЛ-1, -2, -5, Е-914).

Зам. гл. конструктора: (1947г.-)- А.П. Скибарко («Материк»), (1947г.-)- Г.М. Фельдман («Материк»), (1947г.-)- А.Б. Эпштейн («Материк»), С.И. Ваксенбург, В.И. Гагарин («Знак», «Корень», «Корень-С»), (1967г.-)- Л.К. Дмитриева (5У73П), Б.А. Лапин («Старт», «Спектр», «Сектор», «Тренер», «Репитер»), П.М. Швайгер («Номер-Т», МВРЛ-СВК).

Начальники отделов: научно-технического (НТО)- И.М. Векслин; С.И. Беляев, А.И. Большев, В.И. Гагарин, (-1979г.)- Г.Н. Громов, (1975г.-)- Л.К. Дмитриева, (1966г.-)- В.А. Окатов, Г.А. Пахолков, (1968г.-)- Г.П. Попов, (1979-89г.)- С.В. Спиров.

Начальники лабораторий: (1956-70-е)- С.И. Ваксенбург, С.И. Беляев, Г.Н. Громов, (1963г.-)- Л.К. Дмитриева, (1964г.-)- А.М. Маршов, Г.А. Пахолков, (1955г.-)- Г.П. Попов, (1946г.-)- Г.М. Фельдман.

Начальники секторов: В.И. Гагарин, Л.З. Клячкин.

Научные руководители НИР: А.М. Маршов («Лист»).

Создано: система ближней навигации РСБН (1940-е); системы инструментальной посадки: СП-50 «Материк» для Ту-4, Ил-28 (1947-), РЛСП-25; РЛК: «Скала» с ВРЛ «Корень-С», ГРЛК-10, ТРЖ-10, «Иртыш», «Сатурн-У» с ВРЛ «Номер-Т»; аэродромный «Амур»; «Дружба» (совместно с Польшей и ЧССР, 1967-77); мобильная посадочная радиомаячная группа ПРМГ (1940-е), микроволновая система посадки MLS-85 и «Плацдарм-1Б» (1991); системы УВД: «Полет» (1960-е), для фронтовой авиации РСП-11 (1970-е), для корабельной авиации МНПА-7 «Привод-СВ» (пнв в 1977г.), для ГА «Старт» с ВРЛ «Корень» (1970-е), «Старт-2» (1983), «Синтез» (1990-е), для Московского центра «Теркас», для Крыма «Трасса», «Стрела», «Спектр», «Сигма», «Сектор», «Радуга», КС ВРЛ; РЛС: РСП-4, «Глобус-1 и -2» (РСП-6) с ВРЛ «Номер» системы «Материк», РСП-10 с аппаратурой «Номер-ТМ»; моноимпульсная ВМРЛ-СВК; активного запроса-ответа (САЗО): 5У72, 5У73, 5У73П; метео МРЛ-1, МРЛ-2, МРЛ-5 (1975), Е-914; бортовая аппаратура «Квадрат-Д» для Як-38 и «Привод-СВ-борт» для Ка-27 (1975); РТК «Вымпел» для ОК «Буран» (1988); система предупреждения сближения самолетов «Акробат-Г» с трассовой МВРЛ «Лист-А»; самолетные ответчики УВД: дальности СО-Д; СО-94Р, СО-96, ОСА-С; тренажеры и моделирующие комплексы: «Синтез-Т», «Марка», «Инструктор»; диспетчерские «Тренер», «Репитер»; системы: РЛ «Волхов-О, -П», «Онега-А», «Ильмень», «Анализ ВС», «Ручеек», «Шлиф НВО», «Прометей»; активного запроса и ответа (САЗО) для ЗУР «400» (1957); «Ураган-5»; 5У63, 1РЖ; наземная станция 46И6; аппаратура: системы единого времени «Бамбук»; первичной обработки РЛ информации АПОИ-ОВД, «Знак»; управления полетом самолетов: 5У15К, 11Г6 (2000-е); автоматизированной обработки метеоинформации.130

ВНИИРА-ОВД

Работы (2002г.): разработка аэродромно-районной АС УВД «Синтез», тренажера для подготовки диспетчеров «Инструктор», РЛ комплексов «ВРЛ «Радуга», КА РЛП «Радуга-2», моноимпульсного ВРЛ МВРЛ-СВК и АПОИ.69

ВНИИРА-«Навигатор»

/199106 г. СПБ ул. Наличная, 20 тел. 356-33-44 www.navigat.ru/

Филиал ВНИИРА (2002г.). Принимал участие в программе создания ОК «Буран». Разработка радиооборудования ЛА (2003г.).

В 2002г. вошел в концерн «Алмаз-Антей».

Работы (2005г.): разработка арсенид-галлиевых монолитных интегральных схем и гибридно-монолитных интегральных модулей.

Начальники отделов: (2005г.)- В. Гук.

Начальники секторов: (2005г.)- Л. Шустерман.17

Создано: навигационно-посадочная аппаратура РСБН-85, VIM-95, ВНД-94, система предупреждения близости земли СРПБЗ; самолетные ответчики СО-94Р, СО-96.69


НИИ-33 МХП

Был в 1946г.77


НИИ-33 НКАП

См. завод № 208 НКЭП.