Предприятия № 21-40

      

Завод № 33бис («Б») НКТП, НКОП

      К 1936г. завод вошел в состав подсобного треста ГУАП НКТП,99 в 12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП, по пр. № 33сс от 1/3.02.1938г. передан в ведение созданного ГУ авиационного моторостроения, в 12.1938г. – в ведении 18ГУ.

      Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано в 1937г. начать строительство главного корпуса, кузницы, литейной для клапанов и колец, испытательной станции и котельной; пр. № 207с от 10/13.06.1938г. строительство литейного цеха отменено.

      Директор (10.02.1938г.-)- М.Я. Криворучко.

      Начальник строительства (-8.01.1937г.-)- Э.М. Ринберг, (8.10.1937г.-)- В.Е. Орлов, (10.02.1938г.-)- М.Я. Криворучко.139

      

НИИ-33 МПСС, МРТП, ГКРЭ, МРП, п/я 188, Всесоюзный НИИ радиоаппаратуры(ВНИИРА) МРП, В-2749, НИИ радиоаппаратуры ГКООП, Всероссийский НИИРА, ГП «ВНИИРА» РАСУ, ФНПЦ ОАО «Ордена ТКЗ ВНИИРА»

      /г. Ленинград пр. Майорова, 26 (1948г.); (199106) 199151 г. Ленинград, ВО, Шкиперский проток, 19 «Колба» (1983-94г.)/

      /199106 г. СПБ Шкиперский проток, 19 и ул. Наличная, 20 тел. 356-06-11/

НИИ-33 в ведении 1ГУ МПСС (и на 05.1949г.) создан в соответствии с ПСМ № 1529-678сс от 10.07.1946г. по пр. № З-4сс от 15.07.1946г. для работ по радионавигационной технике.190 В 1964г. НИИ-33 переименован во Всесоюзный НИИРА, в 1968-75г. – в ведении МРП (в 1974-83г. – его 6ГУ). Имел наименования: «п/я 188», «п/я В-2749» (1971-83г.).96

Для размещения института по пр. № З-37с от 5.09.1946г. заводу № 678 требовалось передать в 5-дневный срок площадку № 2 завода, освободить до 25.09 все площади в корпусе № 4 (кроме конденсаторного цеха), к 1.10 освободить корпус № 6, а к 1.11 – 1-й этаж корпуса № 8.

В соответствии с ПСМ № 2501-767сс от 17.07.1947г. по пр. МАП/МПСС № 564с/А-255с от 13.08.1947г. в состав института влито ликвидированное ОКБ-278 МАП со всем штатом и оборудованием по состоянию на 1.08.1947г.

Основу кадров составили сотрудники завода № 327, вернувшиеся из Красноярска, и работники ОКБ-278.

В 1948г. при институте организован опытный завод (был в 1983г.). Имел филиалы: Жигулёвский (1980-83г.-), Киевский (1977(9)-83г.-).

По пр. от 15.07.1946г. институту поручены разработки: РЛ аппаратуры для навигации самолетов и кораблей; РЛ системы дальнего действия для вывода самолета в район цели; комплексной подвижной РЛС слепой посадки самолетов на полевых аэродромах в составе бортового и наземного оборудования (объект «Глобус»). По пр. № А-357сс от 16.10.1948г. назначены: по объекту «Глобус»: гл. конструктор – И.М. Векслин, зам. гл. конструктора – К.М. Зверев (по конструкции), А.Б. Эпштейн и А.П. Жихей (по лабораторной разработке); по разработке всенаправленного УКВ радиомаяка (объект «Циркуль»): гл. конструктор – Г.М. Фельдман; зам. гл. конструктора – Г.С. Лихачев и Чернохвостов (по лабораторной разработке). В соответствии с ПСМ № 2501-767 от 17.07.1947г. начата разработка системы слепой посадки для Ту-4, Ил-28 СП-50 «Материк». По пр. А-242сс от 30.08.1947г. И.М. Садовников утвержден зам. гл. конструктора РЛ системы дальнего действия. В составе СП-50: диспетчерская РЛС «Лимб», расчётчик орбит «Уступ», наземная часть дистанциометра «Ротор-Н». В соответствии с ПСМ № 493-190сс от 6.02.1949г. велась разработка измерителей напряжённости поля 3-см («Платан-3») и 10-см («Платан-10») диапазона волн (гл. конструктор- Л.А. Валихан). В соответствии с ПСМ № 1356-497сс от 6.04.1950г. по пр. № СС-108 от 7.04.1950г. прекращена разработка всенаправленных радиомаяков «Циркуль» и «Веер», радионавигационной системы для указания направления штурмовика «Призма», измерителей «Платан». Вместо этого требовалось выполнить в 1950г. НИР по тематике систем «Материк» и Глобус»: «Негатив» в пределах изготовления образца глиссадного радиомаяка см-диапазона; «Кордон» в пределах окончания экспериментальных работ по дальномеру с самолётным ответчиком и секторному радиомаяку в диапазоне КВ.

В соответствии с ПСМ № 2987-1404сс от 15.08.1951г. по пр. МПСС № СС-573 от 24.11.1951г. инженер И.В. Бауман переведён на завод № 852 Минавтотракторопрома.

В 1956г. на базе подразделений института по дальней радионавигации создан НИИ-195 МРП (РИРВ).

В 1960г. институт определен головным предприятием по созданию Единой государственной системы УВД, навигации и посадки военной и гражданской авиации «Полет», введена длжность ее ген. конструктора.

В 1960-е г. создана первая отечественная система адресного радиовизирования и передачи команд наведения истребителей ПВО.

В 1963-66г. велись научные проработки РТС обеспечения полетов корабельной авиации. В соответствии с ПСМ № 1166-413 от 28.12.1967г. институт определён головным по радиотехнической системе навигации и посадки СВВП Як-36М. В 1971г. начата разработка автоматизированной РТС ближней навигации, посадки и управления для корабельной авиации «Привод-СВ». Одновременно задана разработка бортовой аппаратуры для Як-38 и Ка-27. В 1976г. система испытана и размещена на ТАКР «Киев».

В середине 1970-х г. разработана первая отечественная инструментальная система посадки, соответствующая требованиям ИКАО, и бортовая самолетная аппаратура.

В 1970-е г. созданы обзорная и посадочная станции для мобильной полковой автоматизированной системы управления полетами и посадкой самолетов фронтовой авиации РСП-11.

Разработана и установлена в Пулково первая отечественная автоматизированная система УВД для аэродромов ГА «Старт». В 1988г. создана микроволновая система посадки для самолетов ГА любых типов.

В начале 1980-х г. институт определен головным по созданию РТК навигации, автоматической посадки, контроля траектории на атмосферном участке движения ОК «Буран».

В 1970-е г. организовано отделение микроэлектроники и полупроводниковой техники. В 1980-е г. проведена реконструкция опытного завода, построены новые корпуса цехов: сборочного, гальванического, микроэлектроники. Создан НТЦ для обеспечения летных испытаний.

      В 05.1994г. НИИ радиоаппаратуры – в ведении ГУ радиопромышленности ГКООП.194 С 1996г. – Всероссийский НИИРА. С 2002г. ВНИИРА входил в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

В 1990-е г. создана интегрированная аэродромно-районная автоматизированная система УВД «Синтез».

      По 1998г. создано более 150 образцов РТ систем и комплексов.

      Работы (2002г.): разработка и производство: системы посадки ЛА, КА; спутниковых систем навигации и ОВД, РЛС, систем вторичной радиолокации, самолетных ответчиков, систем предупреждения столкновения; диспетчерских тренажеров; РЛС: первичная аэродромная обзорная; моноимпульсная вторичная обзорная; аэродромный метеолокатор с ФАР; бортовое оборудование систем GPS/ГЛОНАСС; средства коррекции БПЛА; мобильный комплекс управления полетами и посадкой; микроволновые интегрированные цепи.

      Имел филиалы (2002г.): ВНИИРА-ОВД, ВНИИРА-«Навигатор».

      В рамках принятого осенью 2007г. проекта создания Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) концерна «Алмаз-Антей» на базе Обуховского завода планировался перевод предприятия на его площадку.

      Площадь территории (2010г.)- 12,03 га.

      Численность персонала (2002г.)- 2435 чел.

      Директор (1946г.-)- А.Т. Гусев, (-01.1948-04.1950г.-)- Кудрявцев, (1952-69г.)- С.А. Семенов {22.04.1909-21.06.1999г.}, (1969-79г.)- С.В. Спиров {2.10.1911-2.03.1989г.}, (1979г.-)- Г.Н. Громов {26.11.1937-15.07.2004г.}; и.о. (05.1994г.)- Г.Н. Громов; В.К. Яремич.188 Гендиректор (-2004г.)- Г.Н. Громов, Б.А. Лапин.

      Зам. директора: по научной работе (1955-69г.)- С.В. Спиров, Г.А. Пахолков, (05.1994г.)- В.Д. Филатченков; по кадрам и режиму (1974г.)- В.П. Свинцов, (1983г.)- Е.И. Ромахин, Б.Г. Михалкин; (04.1950г.)- А.В. Черкашин, (2002г.)- К.Е. Кальченко, (2002г.)- Д.И. Ливенцов, (2002г.)- Е.И. Мищенко.

      Гл. инженер (-12.1949-04.1950г.-)- М.А. Спицын, (1955-69г.)- С.В. Спиров, (-1974-83г.-)- В.Д. Филатченков, С.И. Беляев.

      Зам. гл. инженера (1960-е)- И.М. Векслин, (1970-е)- Г.Ф. Шевела, (-1975г.)- Г.М. Фельдман, Г.А. Пахолков, (-1979г.)- Г.Н. Громов, (1979-89г.)- С.В. Спиров, (2002г.)- Е.П. Ефимкин.69

      Гл. конструктор (10.1948г.)- К.М. Зверев. Ген. конструктор (1970-е)- С.В. Спиров, (1987-2002г.-)- Г.Н. Громов.

      Ген. конструктор системы «Полет» (1960г.-)- Г.А. Пахолков.

      Зам. ген. конструктора- С.И. Беляев.

      Научный руководитель (1946г.-)- И.М. Векслин.

      Начальник комплекса НТО- Г.М. Фельдман. Начальники отделений- С.И. Беляев, Г.Ф. Шевела.

      Начальники отделов: 2-го (10.1948г.)- И.М. Векслин; научно-технического (НТО)- И.М. Векслин; 1-го (1974г.)- П.П. Соколов, (05.1994г.)- Э.И. Егоров; С.И. Беляев, А.И. Большев, В.И. Гагарин, (-1979г.)- Г.Н. Громов, (1975г.-)- Л.К. Дмитриева, (1966г.-)- В.А. Окатов, Г.А. Пахолков, (1968г.-)- Г.П. Попов, (1979-89г.)- С.В. Спиров. Начальник службы безопасности (05.1994г.)- В.В. Михайлов.

      Начальники лабораторий: № 5 (1946-10.1948г.-)- Г.М. Фельдман; № 6 (10.1948г.)- А.Б. Эпштейн; № 7 (10.1948г.)- А.П. Жихей; № 12 (10.1948г.)- Чернохвостов; № 19 (10.1948г.)- Г.С. Лихачев; (1956-70-е)- С.И. Ваксенбург, С.И. Беляев, Г.Н. Громов, (1963г.-)- Л.К. Дмитриева, (1964г.-)- А.М. Маршов, Г.А. Пахолков, (1955г.-)- Г.П. Попов, (08.1947г.)- Н.М. Садовников.

      Гл. конструкторы: (06.1949г.)- Л.А. Валихан («Платан-3, -10»), (-1966-77г.-)- Г.А. Пахолков («Привод-СВ»),101 (1976г.-)- Л.К. Дмитриева (11Г6), А.И. Большев («Лист-А»), (-1947-50г.-)- И.М. Векслин (РСП-4, -6, «Материк», «Глобус», «Чинара»), В.И. Гагарин («Номер-Т, -ТМ»), Б.А. Лапин, А.М. Маршов («Корень»), (1966-86г.)- В.А. Окатов («Волхов-О, -П», «Онега-А», «Ильмень», «Анализ ВС», «Ручеек», «Шлиф НВО», «Прометей»), (10.1948г.-)- Г.М. Фельдман («Циркуль»), Г.Ф. Шевела (МРЛ-1, -2, -5, Е-914).

      Зам. гл. конструкторов: (10.1948г.-)- А.П. Жихей («Глобус»), (10.1948г.-)- К.М. Зверев («Глобус»), (10.1948г.-)- Г.С. Лихачев («Циркуль»), (08.1947г.-)- Н.М. Садовников, (1947г.-)- А.П. Скибарко («Материк»), (1947г.-)- Г.М. Фельдман («Материк»), (10.1948г.-)- Чернохвостов («Циркуль»), (1947-48г.-)- А.Б. Эпштейн («Материк», «Глобус»), С.И. Ваксенбург, В.И. Гагарин («Знак», «Корень», «Корень-С»), (1967г.-)- Л.К. Дмитриева (5У73П), Б.А. Лапин («Старт», «Спектр», «Сектор», «Тренер», «Репитер»), П.М. Швайгер («Номер-Т», МВРЛ-СВК).

      Начальники секторов: В.И. Гагарин, Л.З. Клячкин.

      Научные руководители НИР: А.М. Маршов («Лист»).

      Создано: системы ближней навигации РСБН (1940-е), РСБН-6С (1971); системы инструментальной посадки: СП-50 «Материк» (1947-49), РЛСП-25; РЛК: «Скала» с ВРЛ «Корень-С», ГРЛК-10, ТРЖ-10, «Иртыш», «Сатурн-У» с ВРЛ «Номер-Т»; аэродромный «Амур»; «Дружба» (совместно с Польшей и ЧССР, 1967-77); мобильная посадочная радиомаячная группа ПРМГ (1940-е), микроволновая система посадки MLS-85 и «Плацдарм-1Б» (1991); станция «Чинара» (1950); системы УВД: «Полет» (1960-е), для фронтовой авиации РСП-11 (1970-е), для корабельной авиации МНПА-7 «Привод-СВ» (пнв в 1977г.), для ГА «Старт» с ВРЛ «Корень» (1970-е), «Старт-2» (1983), «Синтез» (1990-е), для Московского центра «Теркас», для Крыма «Трасса», «Стрела», «Спектр», «Сигма», «Сектор», «Радуга», КС ВРЛ; РЛС: РСП-4, управления посадкой самолета с земли «Глобус-1 и -2» (РСП-6) с ВРЛ «Номер» системы «Материк», РСП-10 с аппаратурой «Номер-ТМ»; моноимпульсная ВМРЛ-СВК; активного запроса-ответа (САЗО): 5У72, 5У73, 5У73П; метео МРЛ-1, МРЛ-2, МРЛ-5 (1975), Е-914; бортовая аппаратура «Квадрат-Д» для Як-38 и «Привод-СВ-борт» для Ка-27 (1975); РТК «Вымпел» для ОК «Буран» (1988); система предупреждения сближения самолетов «Акробат-Г» с трассовой МВРЛ «Лист-А»; самолетные ответчики УВД: дальности СО-Д; СО-94Р, СО-96, ОСА-С; тренажеры и моделирующие комплексы: «Синтез-Т», «Марка», «Инструктор»; диспетчерские «Тренер», «Репитер»; системы: РЛ «Волхов-О, -П», «Онега-А», «Ильмень», «Анализ ВС», «Ручеек», «Шлиф НВО», «Прометей»; активного запроса и ответа (САЗО) для ЗУР «400» (1957); «Ураган-5»; 5У63, 1РЖ; наземная станция 46И6; БЦВМ «Маневр-В» (1971); аппаратура: системы единого времени «Бамбук»; первичной обработки РЛ информации АПОИ-ОВД, «Знак»; управления полетом самолетов: 5У15К, 11Г6 (2000-е); автоматизированной обработки метеоинформации.130

Опытный завод НИИ-33 МПСС, Завод ВНИИРА МРП, А-3655, Василеостровский завод радиоаппаратуры ГКООП

      /(199106) 199151 г. Ленинград, ВО, Шкиперский проток, 19 «Колба» (1983-94г.)/

      Опытный завод при НИИ-33 организован в соответствии с ПСМ № 1008-350сс от 30.03.1948г. по пр. № А-99сс от 9.04.1948г., ему присвоена 1-я категория. Был в 1983г. Имел наименование «п/я А-3655» (1974-83г.).96

      В соответствии с ПСМ № 3516-1465сс от 15.08.1949г. по пр. № СС-327 от 23.08.1949г. требовалось изготовить в 1950г. 2 РЛС слепой посадки самолетов «Глобус».

      В 05.1994г. Василеостровский завод радиоаппаратуры – в ведении ГУ радиопромышленности ГКООП.194

      Директор (04.1950г.)- Кудрявцев, (1974г.)- С.В. Спиров, (1983г.)- Г.Н. Громов, В.К. Яремич, (05.1994г.)- В.Н. Кузин.

      Зам. директора: (04.1950г.)- Черкашин; по режиму (1983г.)- Е.И. Ромахин.

      Гл. инженер (1940-е)- Семенов, (1974г.)- Г.С. Хименко, (1983г.)- Б.Д. Завадовский,188 (05.1994г.)- Л.С. Островский.

      Гл. бухгалтер (04.1950г.)- Журавлев.

Киевский филиал ВНИИРА МРП, В-2210

      /(252072 г. Киев, 72) 252070 г. Киев, 70 ул. Боричев Ток, 35 «Бриг»/

      Филиал создан в 1977-79г., был в 1983г. Имел наименование «п/я В-2210» (1983г.).188

      Директор (1983г.)- А.И. Федоров.

      Зам. директора по режиму (1983г.)- В.И. Куприец.

      Гл. инженер (1983г.)- Б.П. Чернов.

Жигулёвский филиал ВНИИРА МРП, Ю-9334

      /446350 г. Жигулёвск Куйбышевской обл. «Кварц»/

      Филиал создан в 1980г. Имел наименование «п/я Ю-9334» (1983г.).188

      Директор (1983г.)- Г.Г. Ильин, А.А. Лупанов.

      Зам. директора по режиму (1983г.)- В.М. Суслин.

      Гл. инженер (1983г.)- А.А. Гордиенко, А.А. Ефашин.

ВНИИРА-ОВД

Работы (2002г.): разработка аэродромно-районной АС УВД «Синтез», тренажера для подготовки диспетчеров «Инструктор», РЛ комплексов «ВРЛ «Радуга», КА РЛП «Радуга-2», моноимпульсного ВРЛ МВРЛ-СВК и АПОИ.69

ВНИИРА-«Навигатор»

      /199106 г. СПБ ул. Наличная, 20 тел. 356-33-44 www.navigat.ru/

      Филиал ВНИИРА (2002г.). Принимал участие в программе создания ОК «Буран». Разработка радиооборудования ЛА (2003г.).

      В 2002г. вошел в концерн «Алмаз-Антей».

      Работы (2005г.): разработка арсенид-галлиевых монолитных интегральных схем и гибридно-монолитных интегральных модулей.

      Начальники отделов: (2005г.)- В. Гук.

      Начальники секторов: (2005г.)- Л. Шустерман.17

      Создано: навигационно-посадочная аппаратура РСБН-85, VIM-95, ВНД-94, система предупреждения близости земли СРПБЗ; самолетные ответчики СО-94Р, СО-96.69

      

НИИ-33 МХП

      Был в 1946г.77

      

НИИ-33 НКАП

      См. завод № 208 НКЭП.