Предприятия № 101-150

Завод № 132 НКТП, НКОП, НКАП, МАП, Завод № 1 УВВС НКВМД, НКТП, Симский механический завод («Симза») МАП, Симское агрегатное ПО МАП, М-5605, АООТ, ОАО «Агрегат»

      /г. Москва, 15 ул. Бутырская, 58 п/я 32138 (1933г.), п/я 192138 (1941г.); г. Сим Челябинской обл. п/я 1/

      /456020 (456021) г. Сим Инжерского р-на Челябинской обл. ул. Пушкина, 1 «Маховик» «Микрон» тел. 35-89-90 www.agregat-avia.ru/

      До революции были основаны небольшие механические мастерские Дергачева (далее, вероятно, это завод № 846 НКМВ).

      С 1919г. мастерские были в ведении разных организаций: сначала в артели, затем – Механические мастерские № 4 Треста «Промвоздух». В 1928г. мастерские преобразованы в опытный завод (или фабрику) № 1 УВВС НКВМ. С 09.1933г. завод перешел в ведение Спецавиатреста, в 1934г. – в ведении ГУАП НКТП. Далее завод № 1 УВВС преобразован в завод № 132. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП, по пр. № 33сс от 1/3.02.1938г. передан в ведение созданного ГУ авиационного моторостроения, в 12.1938г. – в ведении 18ГУ. Затем – в ведении 4ГУ НКАП.

      Завод имел филиал (кроватная мастерская) у Ленинградского шоссе. По пр. № 23 от 15.01.1934г. он передан конструкторской группе А.С. Яковлева.

      Выпускал агрегаты запуска авиамоторов «РИ», регуляторы винтов, подогреватели, синхронизаторы, ветрогенераторы (1930-33г.). В 1934г. выполнял заказ по изготовлению 116 насосов для мотопомп типа «Сименс-Хинч». По пр. ГУАП № 27/179 от 23.05.1934г. в части выполнения программы по ЦКБ-3 (конструктор – Поликарпов) завод был подчинен заводу № 1. По пр. № 368 от 20.11.1934г., в связи с выполнением задачи, вновь стал самостоятельным. По пр. ГУАП № 1/1с от 1.01.1935г. начата подготовка к производству пускового компрессора АК-40 («Вьет») для СБ со сроком начала серийного производства с 3-го квартала. Расп. ГУАП № 409 от 29.12.1935г. требовалось приостановить разработку проекта реконструкции завода впредь до определения программного задания по заводу. По проекту 1936г. завод реконструирован. После этого началось производство мотокомпрессоров, в т. ч. АК-60 («Горелли») для ТБ-3 и ДБ-А, агрегатов авиадвигателей, вспомогательного электрооборудования, пиротехнических агрегатов запуска. Пр. № 00116 от 28.05.1937г. для обеспечения подготовки производства самолета Вулти заводу поручено к 1.09.1937г. закончить производство редукторных коробок для подъема шасси. Пр. № 232сс от 28.06/3.07.1938г. заводу поручено к 1.10.1938г. организовать серийное производство лебедок конструкции инженера Сверидова для АНТ-42. Пр. № 319сс от 10.08.1938г. поручено изготовить в 1938г. ветрянок В7/3 – 1500 шт. и ВГ/9 – 1000 шт. Пр. № 381сс от 29.09.1938г. в производственную программу завода на 1938г. включен выпуск агрегатов: стартеров: мотоинерционного МИС, пиротехнического ПС-5 «Кофман», пироинерционного ПС-2; компрессоров: ПК-34, мотоприводных МПК-1, АК-75, авиационного АК-50; бортового комбинированного агрегата для подогрева и запуска моторов. Этим же пр. требовалось снять с производства все изделия, не связанные с производственном самопусков.

      По пр. ГУАП № 70 от 7.03.1935г. требовалось выделить группе Четверикова (до организации работы группы на заводе № 45) помещение для конструкторских работ.

      По пр. № 80с от 11.03.1938г. «в целях правильной организации ремонтного производства» на заводе организован ремонтно-эксплуатационный отдел. По пр. 18ГУ № 217 от 31.08.1938г. заводская лаборатория по организации производства была преобразована в Центральную лабораторию 18ГУ с производственной мастерской. На нее возложены задачи: улучшение работы предприятий в области структуры управления, диспетчирования, организации производства, технического контроля. Пр. НКОП № 355 от 19.09.1938г. пр. 18ГУ № 217 был отменен.

      В соответствии с пост. КО от 2.10.1939г. в 1940г. должна была быть завершена реконструкция завода.

      В соответствии с пост. Совета по эвакуации № СЭ-147сс от 10.10.1941г. и пр. № 1057сс от 10.10.1941г. завод № 132 4ГУ НКАП эвакуируется в г. Сим Челябинской обл. на площадку арматурного завода, где к тому времени уже расположился эвакуированный из Москвы завод № 444 НКАП. По пр. № 1097с от 5.11.1941г. заводы объединены в единый завод № 132 НКАП (Симский механический завод).

      На площадке эвакуированного завода в Москве по пр. № 46с от 17.01.1942г. образованы Агрегатные ремонтно-механические мастерские № 132. По пр. № 281с от 14.04.1942г. они получили статус филиала завода № 132 НКАП. Ремонт изделий, выпускаемых заводом № 132. В середине 1942г. сюда переведен агрегатный завод № 451.

      По пр. № 206сс от 21.03.1944г. с завода № 132 переведено большое количество станков, раб. и ИТР для укрепления производства на завод № 451 НКАП. В начале 1944г. часть специалистов завода была переведена на завод № 487 для освоения выпуска топливных агрегатов.

      С 03.1946г. завод № 132 – в ведении 4ГУ МАП. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Челябинского СНХ РСФСР. В 1972г. Симский механический завод – в ведении 4ГУ МАП. В 02.1981г. на базе Симского механического завода как головного предприятия создано Симское агрегатное ПО (САПО), в 1990г. – в ведении 7ГУ МАП. Имело наименование «п/я М-5605» (1984-87г.). В состав ПО входил также (1987г.) Симский агрегатный завод.

      В 01.1993г. САПО преобразовано в АООТ «Агрегат», в 1996г. – в ОАО. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. В 2005г. ОАО «Агрегат» входило в состав ММПП «Салют». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).

      Производство (2002г.): авиационные агрегаты: антиюзовые автоматы торможения, гидроагрегаты (клапаны, реле давления, фильтры, выключатели и редукторы), агрегаты запуска двигателей, регуляторы в/винтов, регуляторы сопла и форсажа, регуляторы расхода топлива, пневморегуляторы, насосы: плунжерные, шестеренные; аврийно-спасательный инструмент для МЧС; автозапчасти; шаровые краны.

      Количество оборудования (05.1946г.)- 618 м/р станков.

      Численность персонала (05.1946г.)- 2177 раб., (1972г.)- 7000 чел., (2002г.)- 3500 чел.

      Директор (-07.1934-25.01.1936г.)- С.А. Фрейман, (25.01.1936-15.06.1938г.)- Д.М. Соколов, (4.08-22.10.1938г.)- М.И. Белгородский, (22.10.1938-04.1942г.)- А.М. Ивайкин, (1942-44г.)- В.С. Лурье, (-03-05.1946г.-)- Антонов, (11.1975г.)- Пузиков. Гендиректор (1982-87г.)- И.А. Пудовкин, (1987-94г.)- В.Ф. Давыдов, (-2002-05г.-)- В.Д. Изюмов.

      Зам. директора: (06.1937г.)- Д.Л. Авербах; по МФВ (-1942г.)- В.С. Лурье.

      Директор: технический (08.1934г.)- К.И. Матешук, (2002г.)- В.П. Станинов; коммерческий (2002г.)- А.И. Мотошков.

      Гл. инженер (06.1937г.)- Д.Л. Авербах, (1941г.)- А.А. Мышленков, (05.1946г.)- Белоногов.

      Гл. конструктор (-04.1940г.)- А.М. Груничев, (24.12.1940г.-)- А.Н. Петелин.

      Гл. механик (07.1934г.)- Соломакин.

      Начальник производства (1941г.)- М.Н. Вишневский.

      Начальники цехов: (07.1934г.)- П.И. Равикович, (07.1934г.)- Хоминский.

      Начальники отделов: ОТК (07.1934г.)- Воронин, (05.1938г.)- Авраменко; ОПП (07.1934г.)- В. Смирнов; НПО (07.1934г.)- Штер; ППО (08.1935г.)- Успенский; секретного (1987г.)- А.А. Гусев; маркетинго-сбытового (2002г.)- С.А. Арсеньев.

      Производство: регуляторы оборотов в/винта: Р-2 к мотору АМ-35А (1940), Р-7 (ВОВ), Р7Ф, Р9СМ2 (1946-), Р68А (1957-), Р68ДК-24 для АИ-24 (1975), Р90 (1975); самопуск (инерционный стартер) РИМ-У-24 для М-71 (1940); электролебедки; компрессоры; подогреватель мотора ПБП-2 (1940); переносная лампа АПЛ; автомат давления АД-50 (ВОВ); насос ПН-1 (ВОВ); магнето (ВОВ); агрегаты управления створками сопла и форсажной камеры: для Ту-16 (1950), РСФ55Б (1975), РСФ59А, РСФ31Б, РСФ85 для МиГ-29 и Су-27; агрегаты автоматического торможения колес, инерционные датчики для Ту-16 (1950-); агрегаты АКП-5, АКП-7 для Ил-К6 (1953); автомат регулирования подачи топлива РПТ1А для ПРД (1962-); регулятор расхода РР3048М (1980-е); плунжерный насос НП92А для Ми-8 (1975); гидромашина ГП16 для Ту-144 (1975); рулевые машинки: ТА-41Б, ТА-42Б для ракеты А-350 (1975), АС6П41 и АС6П42 для автопилота 5А13 (1975), газовая ФАП-4В (1975); блок автоматики БУМ235С, маслоагрегат МА222, гидроаккумулятор ГА222 (2000-е); гидрораспределители и редукционные клапаны для Ил-96, Як-130, МиГ-АТ, Ту-204, Ту-334, Бе-200 (2000-е); насосы шестеренные для наземной техники НШ-4, НШ-10, НШ-32, НШ-50, НШ-100 (2002); бытовая швейная машина «Белка» (2002).69,101

КБ завода № 1 УВВС, Особое КБ (ОКБ) завода № 132 НКОП, НКАП

      Итальянец Верручио Вирджили (Виргили, Virgili) приехал в СССР в 1922г. и предложил построить летательный аппарат грузоподъемностью 500 т, со скоростью полета около 1000 км/ч и продолжительностью – несколько суток. В 1924г. аппарат был построен. В 1927г. организовано КБ для разработки вертолетов-амфибий под руководством конструктора. Заседанием РВС от 13.12.1931г. (протокол № 42) ОКБ и заводу № 1 Вирджили разрешено проектировать и строить заводы по производству металлических винтов и оптических приборов. 26.01.1932г. вышло пост. СТО и КО № 31/23сс «О постройке заводов ОКБ Вирджили».160

      Затем разрабатывались агрегаты авиадвигателей. В 10.1941г. ОКБ эвакуировано вместе с заводом в г. Сим.

      Начальник (1927-34г.)- Ф.Р. Виргили.

      Гл. конструктор (1927-34г.)- Ф.Р. Виргили.138

ОКО, ОКБ завода № 132 НКАП, ОКБ-132 МАП при заводе № 132

      /г. Москва; г. Сим Челябинской обл./

      В 1940г. ОКО завода преобразован в ОКБ.

      Работы по самопускам авиамоторов (инерционным, воздушным, пиротехническим). Разработка моторных подогревателей.

      По пр. № 539с от 12.10.1940г. при заводе образована небольшая конструкторская группа по синхронизаторам. Начальник группы- К.Н. Спажев, зам. начальника- Р.Г. Берестецкий.

      В 1941г. ОКБ в ведении 8ГУ НКАП (и на 1945г.)эвакуировано вместе с заводом в г. Сим на площадку завода № 444 НКАП. На новом месте ОКБ разместилось к 11.1941г.

      По пр. № 12с от 5.01.1944г. часть коллектива ОКБ с работами по регуляторам ВИШ во главе с А.Н. Петелиным вместе с ОКБ-35 и ОКБ-28 переводится в Ступино с образованием единого опытного завода № 25.36 По пр. № 189с от 14.03.1944г. гл. конструктором ОКБ назначен Б.М. Янкелевич.

      Работы по системам ВС, КРМ и др.

      В 1946г. ОКБ было расформировано.

      По пр. № 307с от 15.05.1947г. ОКБ вновь образовано при заводе № 132 в 8ГУ МАП. По пр. № 616сс от 19.08.1948г. ОКБ-132 ликвидировано.

      Работы по агрегатам запуска и регулирования оборотов винта.

      Численность персонала (1941г.)- 110 чел., (1942г.)- 97 чел., (1943г.)- 94 чел., (1944г.)- 23 чел., (1945г.)- 19 чел.166

      Гл. конструктор (-04.1940г.)- А.М. Груничев, (04.1940г.-)- А.А. Сибирякин, (24.12.1940-01.1944г.)- А.Н. Петелин, (14.03.1944г.-)- Б.М. Янкелевич, (1947г.)- А.М. Добротворский.

      Зам. гл. конструктора (04.1940г.-)- Б.М. Янкелевич.

Симский чугуноплавильный и сталелитейный завод Н.П. и И.П. Балашевых, Симский завод Общества Симских горных заводов, Симский завод ВСНХ, Симский арматурный завод

      /с. Симское Симской вол. Уфимского у. (1909г.); Симский завод Златоустовского округа Уральской обл. (1925г.); г. Сим Челябинской обл./

      По указу императрицы Елизаветы 29.03.1759г. купцами Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым был основан металлургический завод. В 1898г. в составе завода имелась мартеновская фабрика. Был разработан проект мартеновской фабрики с двумя печами для Лысьвенского завода. В 1909г. Симский чугуноплавильный и сталелитейный завод Балашевых, в 1915г. Симский завод Общества Симских горных заводов – в ведении Уфимского горного округа Горного департамента. Балашевым принадлежали также Балашевский и Миньярский заводы. Производство мартеновских болванок для Миньярского завода. С 1910г. завод перешел на выпуск военных повозок-кухонь, санитарных двуколок, автоприцепов.

      После революции завод национализирован и передан в ведение Управления Южно-Уральского округа Отдела металла ВСНХ.64 В 09.1925г. завод – в ведении Симского округа УралоблСНХ.125

      В 07-10.1941г. на площадку Симского арматурного завода были эвакуированы завода № 444 НКАП и № 132 НКАП. По пр. № 1097с от 5.11.1941г. заводы объединены в единый завод № 132 НКАП.

      Численность персонала (1909г.)- 578 раб.,153 (1.09.1925г.)- 615 чел. (в т.ч. 592 раб.).

      Смотритель мартеновской фабрики (1898г.)- С.Ю. Вериго.

      Производство: чугунное литьё, сельхозмашины (1925).

Симский агрегатный завод МАП, М-5605

      /456021 г. Сим Челябинской обл. ул. Пушкина, 1 «Маховик»/

      В 1987г. завод – в составе САПО МАП.

      Директор (1987г.)- П.Г. Горшков.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- А.А. Гусев.74

      

Завод № 132бис НКАП

      Агрегатный завод-дублер № 132бис строился с 1940г. в Москве (?), в соответствии с пост. КО от 2.10.1939г. завод должен был быть введен в строй к 1.07.1941г. В 10.1941г. эвакуирован в г. Верхняя Салда.

< 1 41 42 43 63 >