Предприятия № 251-300

      

ГС завод № 292 НКАП, п/я 1, ГС Саратовский завод комбайнов (СЗК, «Саркомбайн») ВСНХ, НКТП, НКОП, Саратовский ГС ордена Ленина и ордена ТКЗ авиационный завод № 292 НКАП, МАП, Саратовский авиационный завод(САЗ) МАП, В-8122, КП, АОЗТ, ЗАО «САЗ»

      /410015 (410049) г. Саратов, 15 пл. Орджоникидзе «Фреза»/

      В 1916г. был разработан проект артиллерийского завода, выбрана площадка под строительство в Саратове. Проектная мощность завода: 3-дм полевых пушек – 1450 шт. в год, 3-дм горных – 480, 42-лин. – 300, 6-дм гаубиц – 300, 48-лин. гаубиц – 300, 6-дм крепостных пушек – 190, 8-дм гаубиц – 48 шт. в год. Наступившая революция помешала строительству.46

      В 1919г. при Комгосооре ВСНХ создано Управление по сооружению Саратовского государственного завода сельскохозяйственных машин и орудий «Звезда». (Есть информация, что в 1925г. на заводе действовало концессионное производство самолетов Хейнкеля144). Далее в 07.1929г. создано Управление по постройке Саратовского завода сложных молотилок и зерноочистительных машин в ведении «Союзсельмаша» ВСНХ. Завод «Саркомбайн» вступил в строй 31.12.1931г. С 1932г. завод – в ведении ВО сельхозмашиностроения, с 1933г. – Главсельмаша НКТП. В 1937г. завод передан из НКТП в организованный НКМ. В соответствии с пост. правительства № 48сс от 5.07.1937г. расп. Главсельмаша НКМ/3ГУ НКОП № 102/75 от 14.09.1937г. завод с 1.07.1937г. передан из Главсельмаша НКМ в ведение 3ГУ НКОП, по пр. № 0259 от 3.12.1937г. завод передан из 3ГУ в 1ГУ. Пр. № 403 от 27.10.1938г. утвержден Устав ГС завода «Саркомбайн». В 01.1939г. передан из 1ГУ НКОП в НКАП. По пр. № 201с от 8.05.1940г. получил название ГС завод № 292 НКАП. В 06.1943г. Саратовский гос. ордена Ленина авиационный завод № 292 получил статус союзного. В 1945г. – в ведении 1ГУ. Имел наименование «п/я 1». В 07.1942г. награждён орденом Ленина, в 07.1945г. – орденом ТКЗ.187

      Строительство велось трестом «Саратовкомбайнстрой», управляющий (1929-32г.)- И.Н. Смирнов. За 6 лет было выпущено более 39.000 единиц хлебоуборочной техники.

      По пр. № 0185 от 27.08.1937г. в целях развертывания на заводе работ по созданию артиллерийского производства сюда с завода № 172 переданы чертежи на 122-мм гаубицу; с заводов № 172, 7, 92 и «Баррикады» переведено по 10 квалифицированных раб.; Гипромашу поручено разработать проект нового производства. По расп. 3ГУ № 93 от 14.11.1937г. на завод передано 11 станков с завода «Большевик» и 3 – с завода № 7.

      В 07.1937г. принято решение СНК о развертывании на заводе производства самолета Р-10 (ХАИ-5), это было подтверждено пост. КО № 189сс от 7.12.1937г.; по пр. № 0259 с завода № 135 на «Саркомбайн» в 12.1937г. необходимо было передать два самолета, комплект стапелей и чертежей, а в 1-м квартале 1938г. – детали и узлы на 10 самолетов; на заводе организован КО, в него переведено 16 конструкторов с завода № 135 во главе с зам. гл. конструктора Арсоном; кроме того, на завод переведено 65 раб. и 56 ИТР с заводов № 31, 1, 39, 21, 135 и 156 (планировалось перевести на завод ОКБ завода № 43 гл. конструктора Таирова, назначив его гл. конструктором «Саркомбайна», но это не было выполнено). Пр. № 0270 от 17.12.1937г. было определено выбрать площадку для заводского аэродрома, организовать представительство завода в Москве сроком на 1 год. Пр. № 25с от 28.01.1938г. была утверждена схема планировки цехов завода: в бывшем кузнечно-прессовом цехе оставить штамповочный и кузницу, разместить слесарно-сварочный и дюралевый; в бывшем механо-сборочном цехе разместить фюзеляжный и крыльевой. В целях оказания помощи по развертыванию производства ХАИ-5 на заводе закреплена до 1.05.1938г. бригада по приспособлениям Гринченко завода № 135; в 02.1938г. также требовалось передать на завод с завода № 135 три самолета ХАИ-5. Этим же пр. утверждено свертывание программы литерного цеха по УПС с выпуском в 1-м полугодии 500 комплектов и переводе его на выпуск деталей для ХАИ-5. Пр. № 394сс от 7.10.1938г. был утвержден план по выпуску самолетов в 1938г.: сентябрь – 8 шт., октябрь – 10, ноябрь – 10, декабрь – 12 шт. Этим же пр. было предписано из состава механо-сборочного цеха № 1 выделить в самостоятельный цех отделение шасси; в слесарно-сварочном цехе № 2 к 15.10 пустить пескоструйное отделение. Заводу было выделено 16 деревообрабатывающих станков. В 1938г. сдано 15 Р-10, в 1939г. – более 100.

      По пр. № 25 от 18.01.1938г. на заводе прекращен с 1.02.1938г. выпуск запчастей для комбайнов; пр. № 276с от 7.08.1938г. с завода снято спецзадание по выпуску пеналов.

      Пр. № 141 от 12.04.1938г. было практически полностью заменено руководство завода; для усиления кадров командировано 16 чел. ИТР и 5 плановиков с заводов 1ГУ, направлено 50 молодых специалистов; пр. № 276с на заводе организован филиал ГПИ-1. По пр. № 484с от 31.12.1938г. проект реконструкции завода требовалось закончить к 1.02.1939г. Этим же пр. на завод направлено 60 выпускников институтов и техникумов в 01.1939г. и еще 60 чел. в 3-м квартале 1939г.

      В составе завода цехи (1938г.): № 1 механо-сборочный; № 2 слесарно-сварочный; № 3 дюралевый; № 4 дерево-заготовительный (мастерские: раскроечно-распиловочная, заготовительная, дерево-станочная); № 5 окончательной сборки; № 6 штамповочный и термический; № 41 сборка крыла; № 42 сборка фюзеляжей; № 80 и 81 инструментальные (отделения: штампов и кокилей; приспособлений для станков; режущего, вспомогательного и мерительного инструмента).В 1931-2000г. завод имел свой совхоз.

      В 1939г. проектная мощность завода составляла 1000 одномоторных штурмовиков в год. План производства: на 1-й квартал 1941г.: 220 Як-1 (сдано 78); на 1941г.: 1100 Як-3.

      В 1941г. имел филиал – бывший завод № 2 Военстроя. Сюда со ст. Кунцево эвакуирован завод № 167 НКАП, и филиал передан ему в подчинение для организации производства лыж и в/винтов.

      В 1941г. на площадку завода № 292 1ГУ НКАП эвакуирован завод № 165 НКАП и влит в его состав.

      По пр. № 632сс от 6.07.1941г. на площадку завода № 292 была эвакуирована часть завода № 115 НКАП гл. конструктора А.С. Яковлева. По пр. № 930с/3сф от 28.08.1941г. на базе этой части образовано ОКБ завода № 292 с опытным цехом в системе 7ГУ. Начальником ОКБ и гл. конструктором завода назначен А.С. Яковлев, зам. начальника- С.Д. Трефилов. Деятельность ОКБ продолжалась в Саратове до 29.10.1941г. Затем по пр. № 999с от 19.09.1941г. и № 12сф от 18.10.1941г. ОКБ переведено со всем личным составом и оборудованием в Новосибирск на завод № 153 НКАП.

      По пр. № 1099с от 6.11.1941г. в Саратов на площадку филиала завода № 292 НКАП (бывший завод № 2 Военстроя) эвакуирован завод № 167 6ГУ НКАП, филиал передан в подчинение заводу № 167. По пр. № 306с/203пс от 24.07.1945г. на площадку Саратовского филиала завода № 292 переведен с площадки Саратовской мебельной фабрики завод № 307 НКАП.

      17.07.1941г. вышло пост. ГКО № 185 о серийном выпуске самолетов Як-1 и Як-3. 14.08.1941г. вышло еще одно пост. ГКО № 482 о производстве Як-1, завод стал головным по этому самолету. В соответствии с пост. ГКО № 515 от 19.08.1941г. требовалось увеличить выпуск Як-1 на заводе. Затем вновь последовали пост. ГКО об увеличении выпуска Як-1 и Як-3 на заводах: № 567 от 23.08.1941г. и № 1049 от 23.12.1941г. Пост. ГКО № 1376сс от 3.03.1942г. заводу утвержден суточный план на 03.1942г. по выпуску Як-1: с 6 по 15 марта – 60 маин, с 16 по 25 – 70 и с 26 по 31 марта – 75 машин. 14.03.1942г. вышло пост. ГКО № 1443 о выпуске Як-1 в облегченном варианте. Пост. ГКО № 2467сс от 2.11.1942г. заводу предписано с 15.11.1942г. выпускать Як-1 с улучшенными летными данными.

      24.06.1943г. завод сильно пострадал от вражеской бомбардировки. 10.07.1943г. вышло пост. ГКО № 3725 о мерах неотложной помощи по восстановлению завода. В начале 1944г. часть оборудования завода передана для формирования нового завода № 473 НКАП. 3.04.1944г. вышло пост. ГКО № 5526 об ускорении производства Як-3 на заводе. Пост. ГКО № 7228 от 29.12.1944г. заводу задан выпуск Як-3 с тремя пушками УБ калибра 20 мм. В 1945г. на заводе действовало 30 поточных линий на производстве Як-3. Выпускал до 12 самолетов в сутки.

      Производство (шт.): (1940г.): Як-1 – 16, Р-10 – 18; (1941г.): Як-1 – 1212 (вместе с № 301 – 1354166); (1942г.): Як-1 – 3474; (1943г.): Як-1 – 2720; (1944г.): Як-1 – 1128, Як-3 – 1682; (1945г.): Як-3 – 1918; (1946г.): Як-3 – 240, Як-11 – 29; (1947г.): Як-11 – 656; (1948г.): Як-11 – 870166 (87198); (1949г.): Як-11 – 150, Ла-15 – 46; (1950г.): МиГ-15 – 2 (собрано 1), МиГ-15бис – 131 (144).98

      С 03.1946г. завод № 292 – в ведении 1ГУ МАП. В 07.1959г. завод – в ведении Саратовского СНХ РСФСР.169 В 11.1966г. переименован в САЗ. В 1972г. – в ведении 1ГУ МАП. Имел наименование «п/я В-8122».

      После окончания войны выпуск самолётов уменьшен, заводу поручено производство сверлильных станков. В 1946г. выпускал также автобусы «Люкс».

      На заводе действовал филиал ОКБ-115 (1950-е г.). В 1954г. образован жилищно-коммунальный отдел (ЖКО), действовал по 1993г.

      После войны на заводе планировалось развернуть серийный выпуск истребителя Ме-262 (в 01.1946г. был готов проект пост. СНК). В соответствии с ПСМ № 633-261сс от 22.03.1946г. по пр. № 183сс от 1.04.1946г. заводу поручено изготовить в 1946г. 600 учебно-тренировочных истребителей Як-11. На 1954г. был задан выпуск 100 Як-25 (не построено ни одного). В соответствии с расп. правительства № 1589-рс от 19.02.1954г. по пр. 132сс план по выпуску Ми-4 в 1954г. увеличен с 50 до 77 машин.166

      Производство: (1951г.): МиГ-15бис – 558; (1952г.): МиГ-15бис – 354, Ми-4 – 11; (1953г.): Ми-4 – 65;166 (1954г.): Як-25 – 4, Ми-4 – 76; (1955г.): Як-25 – 204; (1956г.): Як-25 – 249, Як-24 – 10;166 (1957г.): Як-25 – 16, Як-25Р – 10, Як-27 – 10; (1958г.): Як-27Р – 11; (1959г.): Як-27Р – 34; (1960г.): Як-27Р – 46.98

      Производство: (1961г.): Як-27Р – 53; (1962г.): Як-27Р – 21; (1966г.): Як-40 – 1; (1967г.): Як-40 – 6; (1968г.): Як-40 – 22; (1969г.): Як-40 – 41; (1970г.): Як-40 – 56.98

      Производство: (1971г.): Як-40 – 85; (1972г.): Як-40 – 107; (1973г.): Як-40 – 121, Як-38 – 3; (1974г.): Як-40 – 126, Як-38 – 7; (1975г.): Як-40 – 143, Як-38 – 9, Як-38У – 2; (1976г.): Як-40 – 129, Як-38 – 11, Як-38У – 3; (1977г.): Як-40 – 91, Як-38 – 15, Як-38У – 3; (1978г.): Як-40 – 60, Як-38 – 16, Як-38У – 4, Як-42 – 3; (1979г.): Як-40 – 12, Як-38 – 12, Як-38У – 4, Як-42 – 4; (1980г.): Як-40 – 8, Як-38 – 20, Як-38У – 5, Як-42 – 7.98

      Производство: (1981г.): Як-40 – 2, Як-38 – 21, Як-38У – 5, Як-42 – 5; (1982г.): Як-38 – 16, Як-38У – 4, Як-42 – 5; (1983г.): Як-38 – 13, Як-38У – 4; (1984г.): Як-38М – 11, Як-38У – 2, Як-42 – 8; (1985г.): Як-38М – 10, Як-38У – 2, Як-42 – 8; (1986г.): Як-38М – 12, Як-42 – 9; (1987г.): Як-38М – 11, Як-42 – 12; (1988г.): Як-38М – 6, Як-42 – 13; (1989г.): Як-42 – 5, Як-42Д – 6; (1990г.): Як-42Д – 18.98

      В 01.1991г. завод получил статус коллективного предприятия (КП), с 12.1992г. – ТОО КП «САЗ». В 04.1993г. акционирован и преобразован в АОЗТ, с 05.1996г. – ЗАО «САЗ». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. В 2008г. велось дело о банкротстве предприятия, 29.12.2008г. оно прекращено в связи с утверждением мирового соглашения. В 2010г. завод прекратил существование. Производственные площади были снесены, на их месте построен торгово-развлекательный комплекс, заводской аэродром выставлен на продажу.98

      К 1991г. была выпущена техдокументация и проведена подготовка к производству Як-141, но из-за прекращения финансирования тема была закрыта. В 1990-х г. планировалось производство самолетов Як-142, Як-48, Як-77, в 2004г. – РБКА. Велись работы (2000г.) совместно с ОКБ Яковлева по грузопассажирскому Як-242. В 2006г. – разработка ЛА «ЭКИП». В 2000-е г. завод занимался, в основном, ремонтом и техобслуживанием авиатехники. В 2007г. отремонтирован 1 самолет.

      В 10.1992г. на базе фабрики-кухни создано Управление рабочего снабжения завода. В 1993г. создан филиал «Механо-сборочный завод», в 07.1996г. он преобразован в ООО «Механо-сборочный завод ЗАО САЗ».

      Производство: (1991г.): Як-42Д – 10; (1992г.): Як-42Д – 18; (1993г.): Як-42Д – 15; (1994г.): Як-42Д – 8, Як-54 – 1; (1995г.): Як-42Д – 1; (1996г.): Як-42Д – 1, Як-54 – 6; (1997г.): Як-42Д – 1, Як-54 – 3; (1998г.): Як-42Д – 1, Як-54 – 4; (1999г.): Як-42Д – 2; (2000г.): Як-42Д – 2; (2001г.): Як-42Д – 2, Як-54 – 1; (2003г.): Як-42Д – 1; (2004г.): Як-42Д – 1, Як-54 – 2.98

      Количество оборудования: (11.1940г.)- 601 м/р станок, (02.1946г.)- 1500 ед. (в т.ч. 1347 м/р).

      Площадь производственная (02.1946г.)- 140 тыс. м2.

      Численность персонала (1937г.)- 4210 чел., (1938г.)- более 4 тыс. чел., (1945г.)- 10110 раб., (02.1946г.)- 13 тыс. чел. (7748 раб.), (1949г.)- 8784 раб., (1952г.)- 11266 раб., (1.01.1965г.)- 19795 чел., (1972г.)- 19235 чел., (1975г.)- 19740 чел., (1.01.2001г.)- 4450 чел.

      И.о. директора (-08.1937-12.04.1938г.)- Н.С. Новиков. Директор (12.04.1938-06.1940г.)- Ф.С. Малахов, (06.1940-46г.-)- И.С. Левин, (1956г.)- Б.А. Дубовиков, (-02-08.1975г.-)- Денисов, (1990г.)- А.В. Ермишин. Гендиректор (-1995-2006г.-)- А.В. Ермишин. Конкурсный управляющий (12.2008г.)- И.Е. Скляр.

      Зам. директора: (15.12.1937г.-)- Н.Я. Мирошниченко, (22.09.1938г.-)- А.Д. Седов; по общим вопросам (12.04.1938г.-)- Н.С. Новиков; по капстроительству (12.04.1938г.-)- Львовский. Помощник директора по найму и увольнению (17.02.1938г.-)- М.И. Ионов. Зам. гендиректора (-2002-03г.-)- Л.М. Кленов; по финансам и экономике (2006г.)- М.М. Мордвинкин.

      Исполнительный директор (-2002-06г.-)- Л.М. Кленов. Коммерческий директор (2002г.)- Г.Ф. Сутолокин. Директор по ВЭС и сбыту (2006г.)- В.С. Юсов.

      Гл. инженер (15.12.1937-12.04.1938г.)- Н.Я. Мирошниченко, (12.04.1938г.-)- Г.В. Марчевский, (1944-47г.)- В.В. Бойцов, (2002г.)- В.Т. Андреев.69

      Зам. гл. инженера: (11.12.1937г.-)- С.М. Лано; по производству (12.04.1938г.-)- Портнов; по подготовке производства (-12.04.1938г.)- Портнов, (12.04.1938г.-)- Н.Я. Мирошниченко. Гл. инженер строительства (12.04.1938г.-)- Львовский.

      Гл. конструктор (08.1941г.-)- А.С. Яковлев.

      Гл. диспетчер (12.04.1938г.-)- Портнов.

      Зам. начальника цеха: механического (12.04.1938г.-)- Дитяткин.

      Начальник лесного хозяйства: и.о. (12.04.1938г.-)- Саморуков.

      Начальники отделов: ОТК и.о. (12.04.1938г.-)- Лукандин; секретного (1987г.)- Н.П. Нестеренко. Начальник департамента по ВЭС и сбыту (2002г.)- В.С. Юсов.

      Зам. начальника отдела: технологического по деревообделочным работам (12.04.1938г.-)- Д.Н. Певзнер; ППО (12.04.1938г.-)- Пылакин; ОТК (12.04.1938г.-)- Яковлев.

      Начальники мастерских: вооружения (12.04.1938г.-)- Лепихов.

      Начальники лабораторий: ЦЗЛ (12.04.1938г.-)- Л.А. Петров.

      Начальники бюро: оргбюро (12.04.1938г.-)- Я.М. Пистрак.

      Начальники отделений: плазово-шаблонного (12.04.1938г.-)- Козлов; автоматов механического цеха (12.04.1938г.-)- А.И. Герасимов.

      Начальники групп: контрольной (12.04.1938г.-)- Гудков; стандартизации (12.04.1938г.-)- Гудков.139

      Производство: 122-мм гаубица обр. 1910/30г. (1937); самолеты: Р-10 (1938-40)- 135,98 И-28 (1939), Як-1 (1940-44)- 8550,98 Як-7, Як-3 (1944-46)- 3840,98 Як-11 (1946-49)- 1706,98 Ла-15 (1949)- 46,98 МиГ-15бис (1950-52)-1045,98 Як-15, Як-25, -25М (1954-57)- 473, Як-25Р (1957)- 10,98 Як-125Б (1955)- 1, Як-27 (1957)- 10, Як-27В (1958), Як-27Р (1958-62)- 165,98 Як-36, Як-40 (1966-81)-1011 (101098), Як-38 (1973-88)- 231,98 Як-42 (1977-2006-)- 166,98 Як-141 (2004), Як-54 (1994; 1996-98; 2001; 2004)- 17,98 Д-41 «Сокол» (2004); вертолёты: Ми-4 (1952-54)- 152,166 Як-24 (1956-); «летающая тарелка» – ЭКИП (1992-); ракеты: ЗУР В-750В (1958-61); корабельные П-5 (1958-61), П-5Д (С-5, 1961-), П-6 (1961-); УРВП Х-58;

      корпуса гранат РГ-41, Ф-1 (ВОВ); комплектующие для ОК «Буран»; сельскохозяйственная техника (1931-37); уборочные машины, молотилки (1955); станок фрезерный 675П (1965); подметальные машины, зерноуборочные машины (2001), катера, яхты, коляски прогулочные, санки.

      Модернизация Як-42Д, Як-40 (2006).

ОКБ завода № 292 НКАП

      По пр. № 999с от 19.09.1941г. и № 12сф от 18.10.1941г. ОКБ завода № 292 НКАП гл. конструктора А.С. Яковлева было переведено из Саратова со всем оборудованием и личным составом в Новосибирск на завод № 153.

Завод № 2 Военстроя

      /г. Саратов/

      Завод № 2 Военстроя в 1941г. являлся филиалом завода № 292 НКАП. Сюда со ст. Кунцево эвакуирован завод № 167 НКАП, и филиал передан ему в подчинение для организации производства лыж и в/винтов.

ОКБ-292, ОКБ САЗ

      ОКБ САЗ было в 1972г.

      Численность персонала (1972г.)- 500 чел.

ЗАО «Лапик»

      /410044 г. Саратов пр. Строителей, 1 тел. 13-37-87/

      Предприятие учреждено в 1992г. САЗом и Саратовским НИИ машиностроения.

      Разработка и производство (2002г.): координатно-измерительные машины специального типа с лазерной системой отсчета; технологические модули для обработки деталей любой формы.

      Численность персонала (2002г.)- 80 чел.

      Директор (2002г.)- С.М. Лисовский.

      Гл. конструктор (2002г.)- А.Г. Лаптев.

      Зам. гл. конструктора (2002г.)- О.Л. Пухлов.

      Зам. директора по маркетингу (2002г.)- Л.А. Романов.69

< 1 43 44 45 53 >