Предприятия № 251-300

      

Завод № 300 НКСП, АО «Донат, Липковский и К0», АО «Киевский машиностроительный завод», АО «Южно-Русский машиностроительный, сталелитейный и вагоностроительный завод», Завод «Ленинская кузница»

      /г. Киев Жилянская ул., 107 (1909г.)/

      В 1862г. инженером Ф.Г. Донатом в Киеве был основан механический завод со сталелитейным производством. В 1868г. заводом изготовлены металлические конструкции для строящегося моста через Днепр. В 1889г. АО «Донат, Липковский и К0» преобразовано в АО «Киевский машиностроительный завод». В 1905г. завод переходит в собственность АО «Южно-Русский машиностроительный, сталелитейный и вагоностроительный завод». Строительство речных пассажирских судов, паровых машин и котлов (1900-е г.). 22.08.1915г. получил заказ от Управления уполномоченного ГАУ по заготовлению гранат французского образца на 65 тыс. корпусов 3-дм гранат. В 1916г. заводу поручено изготовление отливок корпусов 48-лин. снарядов, но он с заданием не справился, и заказ был снят.162

      Пост. Киевского губисполкома в 1924г. Южно-Русский машиностроительный завод переименован в завод «Ленинская кузница». В 1927-29г. начата реконструкция завода, продолжавшаяся и в 1937г. В 1928г. принято решение об организации на Украине речного судостроения и специализации в этой области завода «Ленинская кузница». На левом берегу Днепра на Рыбальском острове был вырыт ковш, и была заложена новая судостроительная верфь завода, получившая имя Сухомлина (в 1930-32г. действовала как самостоятельное предприятие). С 1932г. начато строительство речных буксиров мощностью 300 л.с., а с 1934г. – речных буксиров в 400 л.с. с паровыми машинами собственного изготовления. С 1930г. начато военное кораблестроение- строительство речных мониторов, а затем бронекатеров и больших охотников.

      В 1939г. завод передан в ведение НКСП.

      По пр. НКСП от 28.08.1941г. завод № 300 был эвакуирован (1460 чел.) на завод № 340 НКСП и влит в его состав.

      После освобождения города на старом месте основан завод № 302.61

      Численность персонала (1900-е)- 700 чел., (1909г.)- 405 раб., (06.1941г.)- 3925 чел.

      Производство: вагоны, принадлежности для железнодорожных путей, стрелки и переводы; паровые котлы, судовые машины, лефеты, запчасти для машин (1909);153стальные баржи: пр. СБ-1, СБ-2 (1928-29)- 10, пр. СБ-3 (-1932)- 3, пр. СБ-4, пр. СБ-10 (1930-е)- всего 9, пр. СБ-13, пр. СБ-31 (1931-35)- всего 13, пр. СБ-44 (1935-36)- 1, пр. СБ-45 (1935-36)- 2; речные буксиры: пр. СБ-5 «Казахстан» (1928), пр. СБ-9 «М. Горький» (1928-31)- 3, пр. СБ-15 «Магнитогорск» (1930-е)- 15, пр. СБ-16 «Куйбышев» (1932-), пр. СБ-20 «К. Маркс», «Ф. Энгельс», «Водопьянов», «Пушкин» (1930-е), пр. 23 (09-12.1931), 300 л.с. пр. СБ-18, пр. СБ-22, пр. СБ-24 (1932-36)- всего 20, 300 л.с. типа «Сталинград» (1935-37)- 4, 400 л.с. пр. СБ-47 (1930-е), 400 л.с. СБ-51, 400 л.с. СБ-68 (1939-40); речные мониторы: пр. СБ-12 «Ударный» (11.1930-05.1932); пр. СБ-30 «Активный» (сборка на заводе им. Кирова); пр. СБ-37 «Железняков» (1934-11.1935), «Жемчужин», «Левачев», «Мартынов», «Флягин», «Ростовцев» (1934-37); пр. 57 «Шилка» («Видлица»), «Аргунь» («Каховка»), «Волочаевка» (1940-41); минзаг пр. СБ-11 «Колхозник» (1931-33); большой охотник пр. 122 (1941-, не достроены)- 4; бронекатера пр. 1124, 1125 (-1941); грузопассажирские пароходы: пр. 7а «20 лет РККА», «В. Молотов», «С. Лазо» (1931-32), пр. 7б «Чекист», «Н. Островский» (1932-33), пр. СБ-14 и пр. СБ-21 «Каманин», «М.И. Ульянова», «С. Киров» (1934-36), пр. СБ-17 (1935-)- 4, пр. СБ-40 «Маршал Ворошилов», пр. СБ-42, пр. СБ-49, пр. СБ-61, пр. СБ-62 (1935-38)- всего 15; пр. СБ-50 «Сталинская конституция», «20 лет Октября» (1936-38); шаланда типа ШМ-4 (1940-41)- 12;

      ремонт судов (1909); переоборудование буксира пр. СБ-20 в плавбазу канонерских лодок пр. СБ-23 «Белоруссия» (1932-33).115

Техническое бюро завода, ЦКБ «Ленинская кузница»

      Техническое бюро действовало при заводе в 1930г. ЦКБ действовало в 1934-36г. как Киевское отделение Речсудопроекта.

      В 1931г. при активном участии академика Е.О. Патона спроектирован первый в стране цельносварной буксир пр. СБ-23.

      Гл. конструкторы (1939г.)- А.Б. Байбаков (СБ-25, СБ-48а), (-1935-39г.-)- А.А. Катаев («Сталинград», СБ-50, СБ-51), (1941г.)- И.Л. Зейгермахер (ПБ-400).

      Создано: тентовые баржи: пр. СБ-1, СБ-2 (1928), СБ-3, СБ-4, СБ-10, СБ-13, СБ-31 (1931); речные буксиры: колесные 250 л.с. пр. СБ-5, пр. СБ-9 (1928), 300 л.с. пр. СБ-15, 400 л.с. пр. СБ-16 (1932), 150 л.с. пр. СБ-20, сварные пр. СБ-23 (1931), СБ-18, СБ-22, СБ-24 (1932), 300 л.с. типа «Сталинград» (1935), колесный 400 л.с. СБ-25 (1930-е), 150 л.с. СБ-26 (1937), СБ-47 (1930-е), колесный 400 л.с. СБ-48а (1930-е), 400 л.с. СБ-51, 400 л.с. СБ-68 (1939), 400 л.с. типа ПБ-400 (1941); шаланда типа ШМ-4 (1940); речные мониторы: пр. СБ-12 (1930), пр. СБ-30 (1934), пр. СБ-37 (1934), пр. 57; грузопассажирские пароходы пр. 7а, 7б (1931), пр. СБ-14, пр. СБ-21 (1934), пр. СБ-17, пр. СБ-40, пр. СБ-42, пр. СБ-49, пр. СБ-50 (1936), пр. СБ-61, пр. СБ-62 (все 1935-36); минный заградитель пр. СБ-11 (1931); плавбаза канонерских лодок пр. СБ-23 (1932).115

Верфь им. Сухомлина

      /г. Киев/

      Верфь построена к концу 1929г. в составе завода «Ленинская кузница». В 1930-32г. верфь действовала как самостоятельное предприятие. В 1931г. на верфи спущен на воду первый буксирный пароход с цельносварным корпусом мощностью 150 л.с., до конца 1932г. построено еще 9 буксиров.115

< 1 51 52 53 >