Предприятия № 151-200

Завод № 194 им. товарища А. Марти НКОП, НКСП, Главное Адмиралтейство, Адмиралтейский судостроительный завод ВСНХ, Ленинградский судостроительный завод им. А. Марти ВСНХ, НКТП, Ленинградский судостроительный и механический завод, Ленинградский ордена Ленина и ордена ТКЗ Адмиралтейский завод МСП, Ордена Ленина и ордена ТКЗ Ленинградское адмиралтейское объединение (ЛАО) МСП, Р-6700, ФГУП, ОАО «Адмиралтейские верфи»

      /г. СПБ, г. Петроград Фонтанка, 203 (1919г.); Адмиралтейская наб. (1922-23г.); г. Ленинград п/я 348 (1938г.)/

      /190121 г. СПБ наб. р. Фонтанки, 203; наб. Адмиралтейского канала, 1 тел. 312-72-12 www.admship.ru/

      В 1704г. Петром I основана одна из старейших верфей Европы – Главное Адмиралтейство. Строительство верфи начато 5.11.1704г., а в 10.1705г. построена крепость со зданием адмиралтейства, земляным валом, рвом и частоколом вокруг него. Вдоль Большой Невы размещены эллинги. В 04.1706г. на воду спущено первое судно. Велось строительство небольших судов – галлер, буеров, прамов, бригантин и шняв. В 09.1709г. заложен первый 54-пушечный корабль «Полтава» (этот день стал официальным Днем рождения завода). В 1725г. Е. Никоновым построено первое «потаенное судно» – прообраз подводной лодки. В 1744г. построен первый отечественный плавучий док. Всего за петровское время построено 23 корабля и более 200 галер. В 1730г. – Адмиралтейская верфь Главного Санкт-Петербургского адмиралтейства.

      В 08.1815г. построен первый в России пароход.

      В 1857г. Главное Адмиралтейство упразднено, его оборудование передано Новому Адмиралтейству.

      В 1908г. на Адмиралтейском заводе пп И.А. Гавриловым спроектирована канонерская лодка «Карс», в 1909г. завод принимал участие в конкурсе на проект эсминца. В 1912г. победил в конкурсе на проект броненосного крейсера. Проект был доработан с учетом проекта Балтийского завода и по нему было построено 4 броненосца типа «Измаил». В 1913г. участвовал в конкурсе на проект легкого крйсера (все проекты И.А. Гаврилова).

      В 1908г. верфи «Галерный островок» и «Новое адмиралтейство» объединены в единый Адмиралтейский завод, куда вошла также часть судостроительных мастерских Санкт-Петербургского порта. Завод не имел собственных механических мастерских. В 1911г. велось переустройство завода: площадка Нового Адмиралтейства продана, завод сосредоточен на расширенной площадке Галерного островка (были присоединены участки, принадлежащие городу и Военному ведомству). Был углублен правый рукав Фонтанки, образовав бассейн для достройки судов. Имелся отдел по достройке судов в Кронштадте. В 1915-16г. действовало объединенное правление Балтийским и Адмиралтейским заводами. На базе «Петрозавода» (бывшей Охтинской верфи) был организован Охтинский снарядный цех Адмиралтейского завода (далее «Петрозавод», см. завод № 370). В составе завода мастерские (1911г.): судостроительные, котельная, модельная, литейная, кузнечно-слесарная, малярная, столярная, электротехническая, шлюпочная.

      В 1915г. получен заказ на оборудование приборами управления батарей, устройство броневых командных рубок и наблюдательных пунктов в Свеаборгской крепости. В 1915г. начат выпуск 3-дм шрапнелей и гранат, до конца года изготовлен 425 тыс. шрапнелей и 5 тыс. гранат. В конце 1915г. начато изготовление специальных 120-мм морских снарядов. Велись работы по проектированию артиллерийских установок.158

      После революции Адмиралтейский судостроительный завод Морского министерства передан в ведение НК по морским делам, с 22.11.1918г. – ВСНХ. В 1919-20г. подчинялся ЦЕПВМОРЗу Промвоенсовета Чусоснабарма СТО, с 1920г. – Управлению военной и военно-морской промышленности (Воморпрому) ПСНХ. В 02-03.1921г. завод вновь передан в ведение ЦЕПВМОРЗа СВП ВСНХ, входил в число ударных заводов. По пр. ВСНХ № 1 от 4.01.1922г. завод (без Охтенского снарядного цеха) с 26.11.1921г. передан в состав Петровоенпрома, в 03.1922-03.1923г. – в ведении 5-го отдела ТПУ ГУВП ВСНХ.125 С 1924г. – в ведении Судотреста. В 1922г. заводу присвоено имя Марти (Андре Марти {6.11.1886-23.11.1956} – руководитель восстания на кораблях французского флота в Одессе в годы Гражданской войны, затем член компартии Франции), в июле он вошел в состав Балтийского завода на правах Адмиралтейского отделения (по другим сведениям, с 28.10.1921г.131), в 1925г. – Адмиралтейский отдел. В 03.1923г. – Адмиралтейский завод, далее переименован в Завод им. Марти. Пост. от 9.06.1926г. в состав отделения вошел Ленинградский государственный механический завод им. Карла Либкнехта, и образован Ленинградский судостроительный и механический завод. В середине 1920-х г. Завод им. А. Марти в ведении Центрсудстроя Отдела металла ВСНХ, с 1930г. – в ведении Союзверфи ВСНХ. В 1933г. передан из Союзверфи в подчинение Главморпрому НКТП, в 05.1934г. – в ведении ГУСП НКТП. В 12.1936г. передан в НКОП. По пр. № 06сс от 30.12.1936г. переименован в завод № 194 им. А. Марти, в 1937г. – в ведении 2ГУ, пр. № 136 от 11.04.1937г. утвержден Устав завода. В 02.1939г. завод № 194 2ГУ передан в ведение 1ГУ НКСП.

      После революции завод находился на консервации. В 1918г. планировалось эвакуировать завод в Паратск. В 1919г. изготовлял плавбатареи, баржи; выполнил вооружение и бронирование 20 пароходов; ремонт пароходов и буксиров. В 1920г. осуществлял ремонт тральщиков и небольших судов обслуживания, а также консервацию недостроенных кораблей.

      В 1919г. завод имел филиальное отделение – Охтинскую верфь. Снарядный цех Охтинской верфи выпускал снаряды для морской артиллерии.

      В первой половине 1920-х г. начато строительство железобетонных судов, для чего на острове Сальный Буян (территория на стыке бывшего Галерного островка и Франко-Русского завода) была оборудована перемычка существовавшего там ковша и образована судояма, в которой построен плавучий док. Новое производство в 1926г. преобразовано в самостоятельную Ленинградскую верфь железобетонного судостроения Судотреста. В 03.1929г. она присоединена к Ленинградскому судостроительному и механическому заводу.

      В составе завода цехи (1923г.): судостроительный, слесарно-токарный, электро-технический, архитектурный, такелажный, шлюпочный. В 1928-32г. на заводе построен котельный цех и главный магазин (склад). В 1929г. введен в строй глиссерный цех № 17 для постройки дюралюминиевых торпедных катеров (хотя катера строились с 12.1927г.), в его составе станочная, сборочная мастерские. В 1935г. в этом цехе построен дальний арктический разведчик ДАР Р.Л. Бартини. В начале 1930-х г. начато внедрение электросварки, на 1.01.1932г. на заводе было 88 сварочных постов. С 1932-33г. начато строительство ПЛ. Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения.

      В 1931г. на площадке завода организован завод судовых механизмов, в 1932г. он выделен в самостоятельный завод «Судомех». На заводе действовал участок (с 1931г. – цех № 3) Электромортреста.

      В 1932г. выдан заказ на изготовление: 100 мин ПЛТ, 20 мин «ВОМИЗА», 800 минных защитников, 550 приборов «Х».160

      В соответствии с пост. СТО № К-37сс от 19.03.1934г. для освоения производства на заводе самолета ДАР сюда были командированы из СНИИ Берлин, Попов, Васильев, Кулаков, Леут под руководством гл. конструктора Бартини и Алимочкин с завода № 39. Пост. СНК № К-30с от 5.08.1934г. требовалось закончить лодку, крылья и мотогондолу опытного самолета ДАР к 20.11.1934г. В соответствии с пост. СТО № К-171сс от 24.10.1934г. на заводе в 12.1934г. заложен головной самолет (эталон) ДАР. Во изменение пост. № С-12сс от 19.02.1935г. постановлением СТО от 15.12.1935г. проектирование и производство головного и двух серийных самолетов ДАР снято с завода (в связи с загруженностью) и возложено на КБ-2 УВИ НКО.133

      По пр. НКТП № 12сс завод к 1.03.1937г. должен был сдать судовые насосы: 32 турбо-масляных (сдано 4), 16 турбо-трюмно-пожарных (не сдано), 28 турбо-нефтяных (не сдано).

      Пр. НКОП № 06с от 14.01.1937г. заводу поручено изготовить в 1937-38г. 72 комплекта нижних площадок для стабилизированных визирных постов МПУАЗО-СО боевых кораблей. Пр. № 0088 от 22.04.1937г. заводу предписано заложить по одному линкору типа «Б» в октябре и в ноябре 1937г. (пр. был отменен пост. правительства № 87сс от 13/15.08.1937г.). Пр. № 444сс от 25.11.1938г. заводу предписано заложить в 4-м квартале 1938г. 9 торпедных катеров XI-й серии и две ПЛ типа «Щ» Х-й серии.

      Пр. № 0014 от 1.02.1937г. утверждены капработы на 1937г. по удлинению стапелей; пр. № 0093 от 27.04.1937г. определено дополнительно достроить 3-й механический цех. Пр. № 00235 от 29.10.1937г. окончание работ по реконструкции стапелей было перенесено на 04.1938г. По пр. № 482с от 31.12.1938г. на заводе организован отдел опытных работ.

      По пр. № 168 от 4.05.1938г. на завод переведены работы по дооборудованию и доводке катера на воздушной подушке Л-5 профессора В.И. Левкова, для этого на завод командирована бригада из ОКБ при заводе № 84; пр. НКОП/НКВМФ № 344сс от 31.08.1938г. производственные площади и оборудование, занятые работами по Л-5, требовалось сохранить до конца госиспытаний Л-5.

      Пр. № 392сс от 7.10.1938г. завод определен головным по производству мин ПЛТ и обр. 1908г., тралов и параванов.

      В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. завод подлежал эвакуации на площадку завода № 340 НКСП. По пр. НКСП № 185 от 12.07.1941г. завод частично эвакуирован (863 чел.) на заводы НКСП: № 340, № 402, № 638, № 192, № 344, № 645, № 199, № 202, № 239, № 347, № 341, катерный цех – на завод № 639 в Тюмень.

      Весной 1942г. была построена временная верфь в бухте Гольсмана (гл. инженер С.А. Риммер) на берегу Ладожского озера для изготовления барж, первые из 14 барж построены в конце мая 1942г. На территории эвакуированного Сясьского ЦБК в 1942г. был организован филиал завода, изготовлявший минометы.

      9.07.1944г. вышло расп. ГКО № 6149 о переводе на завод производства судовых паровых котлов с завода № 141 НКСП (г. Таганрог).

      С 1946г. завод – в ведении МСП, затем – МТиТМ (03.1953-54г.), МСП (05.1954-57г.), Управления судостроительной промышленности ЛенСНХ (1957-65г.), с 01.1966г. – вновь в ведении МСП. В 1957г. завод № 194 переименован в Ленинградский Адмиралтейский завод. В 05.1960г. награждён орденом Ленина, в 1971г. – орденом ТКЗ. В конце 1972г. Адмиралтейский завод (головное предприятие) и Ново-Адмиралтейский завод объединены в Ленинградское адмиралтейское объединение (ЛАО) в ведении 1ГУ МСП. Имело наименование «п/я Р-6700». 30.03.1992г. ЛАО преобразовано в ГП «Адмиралтейские верфи».

      После войны были капитально отремонтированы два наклонных продольных стапеля. Завод был подключен к постройке АПЛ. Для этого был создан новый судостроительный комплекс: закрытый эллинг, спусковой плавучий док; созданы производства для сборки атомных реакторов и обеспечения безопасности при загрузке ядерного топлива и пуска реакторов.

      В соответствии с ПСМ № 551-281 от 22.05.1957г. начата постройка опытной ПЛ пр. 637.

      26.03.1964г. вышло ПСМ № 244-95 об обеспечении проведения испытаний ПЛ пр. 671 постройки Адмиралтейского завода.

      В 1974-87г. построена серия самых мощных отечественных буксиров – океанских спасателей для ВМФ пр. 1452 мощностью по 9000 л.с.

      С середины 1970-х г. практически прекращено строительство гражданских судов.

      В 1990-е г. создан инженерный центр. Здесь освоено самостоятельное проектирование судов с помощью созданной своими силами автоматизированной системы проектирования (АСП) «Верфь». В 2001г. выполнена доработка хорватского проекта 5-55 танкера-продуктовоза. В 1998г. внедрена шведская АСП “Tribon”, с ее помощью разработана конструкторская документация на танкер пр. 20070.

      По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в перечень стратегических оборонных предприятий. Расп. правительства в 06.2007г. ФГУП «Адмиралтейские верфи» преобразовано в ОАО.

      Предприятие имело (2005г.) две производственных площадки (вторая – на левом берегу Фонтанки): 2 открытых наклонных стапеля; 5 крытых эллингов, 2 плавучих дока. Макс. дедвейт строящихся кораблей – 70 тыс. т.101 В 2010г. планировалось перевести производственные мощности в Кронштадт на остров Котлин. Для этого организовано дочернее ООО «Управляющая компания по строительству Ново-Адмиралтейской верфи». Для переноса выделена площадка площадью 150 га. Перенос верфи планировался на середину 2012г., а завершение работ – к 2016г.; но в 12.2012г. проект был заморожен, Управляющая компания ликвидирована.

      К 2006г. предприятием построено более 2600 кораблей и судов, из них 360 подводных лодок и аппаратов (в т.ч. 302 ПЛ, из них 35 АПЛ; 6 атомных глубоководных станций, 60 подводных аппаратов и сверхмалых ПЛ).

      Планировалась (2005г.) комплексная модернизация завода с окончанием в 2009г. В 2007г. планировалось вхождение предприятия в один из 7 создаваемых в ОСК судостроительных холдингов – ОАО «Западный ЦСС», в 2012-13г. входило в его состав.

      В 2010г. на заводе действовал филиал ОАО «ЭРА» (располагался в бывшем цехе № 35).

      В 2009г. заключен контракт на строительство 6 ПЛ пр. 636 для Вьетнама.

      Площадь: территории (1923г.)- 70298 кв. сажен (в т.ч. Галерный островок – 42503 кв. сажен, Новое Адмиралтейство – 27795 кв. сажен), (2008г.)- 65 га (в т.ч. участок на Ново-Адмиралтейском острове 16,8 га).

      Численность персонала (04.1706г.)- 962 чел., (12.1706г.)- 1047 чел., (1911г.)- 2700 раб., (1915г.)- 5350 раб., (1.01.1917г.)- 254 раб., (1.04.1918г.)- 3 раб., (02.1921г.)- 1580 раб., (06.1922г.)- 799 чел. (542 раб.), (1937г.)- 9527 чел., (06.1941г.)- 11.300 чел., (2004г.)- более 8000 чел.

      Начальник (1908г.-)- П.Е. Черниговский, (-1911-16г.-)- г-л А.И. Моисеев. Директор (-04-23.06.1937г.)- В.Н. Сушунов (снят); и.о. (23.06.1937г.-)- А.К. Плакид; (1.07.1937-7.12.1938г.)- А.К. Плакид, (2.12.1938г.-)- Н.Г. Барабанов, (1942г.)- Лебедев61, (-1952г.)- В.М. Орешкин. Гендиректор (1973г.)- В.Н. Дубровский, (1978г.)- А.В. Иванов, (1984-12.2010г.)- В.Л. Александров.

      Председатель правления (-1915-16г.-)- г-л А.И. Моисеев. Член коллегии (12.1919г.)- Казин, (12.1919г.)- Никитин, (12.1919г.)- Федоров.

      Помощник начальника (-1915-16г.-)- г-м В.И. Невражин. Зам. директора (22.02.1937г.-)- А.С. Петров. Зам. гендиректора: по производству- В.Л. Александров, (2008г.)- А. Быстров.

      Технический директор (1929-30г.)- П.Г. Гойнкис, (12.1935г.)- Смоленцев.

      Гл. корабельный инженер (1908г.-)- Д.В. Скворцов. Гл. инженер (1934г.)- А.И. Павлов, (-31.12.1936г.)- И.А. Смоленцев; и.о. (31.12.1936г.-)- Зильберман; (22.02.1937г.-)- А.С. Петров, (03.1942г.)- С.М. Турунов, (1967-69г.)- И.С. Белоусов, (1976-82г.)- В.Ф. Бабанин, (-1984г.)- В.Л. Александров, (-11.2004г.)- А. Бузаков, (2010г.)- М.В. Александров.

      Зам. гл. инженера: (1936г.)- Зильберман; по специальному судостроению (-1976г.)- В.Ф. Бабанин, В.И. Водянов.

      Гл. конструктор (1930-е)- М.А. Рудницкий.

      Зам. гл. конструктора (1968г.-)- М.К. Глозман.

      Гл. строители: (1730-е)- Ф.П. Пальчиков, (-1935-37г.-)- Е.Д. Довжиков («Дежнев»), (1930-е)- М.А. Рудницкий («К» XIV серии), (1939г.-)- С.М. Турунов (пр. 69), (-1941г.)- В.М. Бурлаков (пр. Г-5), (1970-е)- В.Я. Бабий (пр. 907), (1970-е)- Д.Т. Логвиненко (пр. 907, 908), (1970-е)- Н.Н. Чумичев (пр. 908).

      Корабельные мастера: (-1706-17г.-)- Ф.М. Скляев, (-1712-37г.-)- Р. Броун, (-1712-19г.-)- Р. Козенц, (-1716-31г.-)- О. Най, (1717г.)- Г. Рамз, (1718г.)- П. Михайлов, (1719г.)- М. Пангало, (-1740-47г.-)- Д. Щербачев, (1740г.)- В. Батаков, (-1743-45г.-)- А. Сютерланд, (-1770-79г.-)- М.Д. Портнов, (-1770-86г.-)- И.В. Ямес, (-1788-90г.-)- Кольман, (1790-е)- Массальский, (1790-е)- Кутыгин, (1790-е)- Мелихов, (1790-е)- Васильев, (1806г.)- Г.С. Исаков, (1808г.)- И.В. Курепанов, (1839г.)- п А.А. Попов. Строители кораблей: (1862-65г.-)- К. Митчел, (1864-65г.-)- С.Г. Кудрявцев, (1863г.)- А. Сван, (1879г.)- П.П. Петров, (1909г.)- пп В.А. Лютер, (1909г.)- пп Л.Л. Коромальди, (-1933-35г.-)- В.М. Бурдаков, (1930-е)- В.М. Бурлаков, (1937г.)- Н.В. Усков, (1937г.)- И.А. Каменецкий, (1937г.)- Л.Я. Турчин, (1938г.)- О.С. Покровский, (1938г.)- Б.И. Иванов, (1938г.)- М.С. Островский.

      Начальники цехов: катерного (1928г.)- В.В. Разумов; корпусного (-22.02.1937г.)- М.П. Иконников, (22.02.1937г.-)- Н.М. Клементьев; сдаточного (1988г.-)- А.С. Бузаков; (1972г.-)- В.Л. Александров, (-1941г.)- В.М. Бурлаков.

      Ответственные сдатчики: (07.1949г.)- Орешкин («Железняков»), (1970-е)- П.А. Котляр (пр. 907), (1970-е)- Н.Н. Аристов (пр. 908), (1970-е-80-е)- Б.И. Доброзий (пр. 907, 08650).

      Зав. техническим бюро (1908г.)- пп И.А. Гаврилов. Начальники бюро: БТП стапельного цеха (1950г.-)- М.К. Глозман; (-1954г.)- Б.Н. Гаврилов.

      Начальники секторов: учета ПЭО (1938г.)- Быков.

Производство: боты (1705-)- 30; прамы «Скиния завета», «Ноев ковчег» (01-05.1706), 36-пушечный «Олифант» (1717-18), (1728-29)- 2, 38-пушечный «Гремящий» (-10.1786); яхты «Св. Екатерина», «Любовь» (1706); бригантины «Надежда» (1706-08)- 11; линейные корабли: 54-пушечный «Полтава» (12.1709-06.1712), 60-пушечные «Шлиссельбург» (06.1712-), «Нарва» (07.1712-), «Ревель» (08.1712-10.1717), «Св. Екатерина» (09.1718-21), 64-пушечные «Москва» (10.1712-06.1715), «Ингерманланд» (10.1712-05.1715), «Архистратиг Михаил» (1799-), 66-пушечные «Исаак-Виктория» (1716-05.1719), «Астрахань» (1716-20), «Нарва» (12.1718-), «Пантелеймон-Виктория» (03.1719-21), «Слава России» (01.1731-), «Иоанн» («Св. Петр», 11.1740-08.1741), «Екатерина» (07.1740-), «Св. великомученица Варвара» (05.1743-05.1745), (1764)- 3, «Спиридон» (1777-06.1779), «Давид Селунский» (10.1770-06.1779), 70-пушечные «Св. Александр» (11.1714-10.1717), «Нептунус» (-06.1718), 74-пушечные «Царь Константин» (04.1770-06.1779), «Зачатие Св. Анны» (1799-), (1826-30)- 13, 88-пушечные «Св. Андрей» (04.1717-21), «Северный орел» (06.1717-20), «Фридемакер» (07.1717-21), «Св. Петр» (04.1717-20), 90-пушечные «Лесное» (11.1714-06.1718), «Фридрихштадт» (01.1717-20), «Гангут» (-04.1719), 100-пушечные «Петр I и II», «Захарий и Елисавет» (05.1745-10.1747), «Чесма» (1782-09.1783), «Три Иерарха» (1782-09.1783), «Двенадцать апостолов» (1785-), «Св. Князь Владимир» (1785-), «Евсевий» (01.1788-07.1790), 110-пушечный «Императрица Анна» (05.1732-06.1737), 120-пушечный «Россия» (-07.1839), 130-пушечный «Благодать» (1799-08.1800); «Дондер» (1715-16), «Новая Надежда» (-1730), «Храбрый», «Смелый», «Память Евстафия», «Трех Святителей», «Чесма», «Мироносец», «Юпитер» (1807-12), винтовой «Гангут» (1822-25), «Гангут» (06.1909-09.1911), «Полтава» (06.1909-07.1911); фрегаты: 32-пушечный «Св. Илья» (08.1713-), «Митау» (12.1731-), 38-пушечные (1792-99)- 6, винтовой «Дмитрий Донской» (1854-61); галиоты (-1790)- 2; корветы: 22-пушечные «Флора», «Помона», «Мельпомена» (-1806), 24-пушечный «Гремящий» (1810-е), винтовой «Богатырь» (1860), броненосный «Князь Пожарский» (-1867); шхуны (-1790)- 4; плавучие доки (1744)-1, (1857-60)- 1; островские лодки (1742)- 17, лодки (-1790)- 54; первая ПЛ Е. Никонова (1725); бомбардирские корабли «Перун», «Молния» (01-07.1808); бриги 20-пушечные «Палинур», «Антенор», «Парис», «Уллис», «Аякс» (1836-43); тендеры (1831-51)- 4; лоц-суда «Нептун», Сирена» (1845); броненосная батарея «Не тронь меня» (01.1863-06.1865); канонерские лодки: «Чародейка», «Русалка» (1868), «Дождь» (09-10.1879), «Гиляк», «Карс» («Ленин») (-08.1909), «Ардаган» (Красный Азербайджан») (-08.1909); винтовые клиперы «Жемчуг», «Алмаз» (-1861); мониторы: «Стрелец» (11.1863-05.1864), «Единорог» (11.1863-05.1864), «Смерч» (11.1863-06.1864); броненосцы: «Петр Великий» (1869-72), «Андрей Первозванный» (28.04.1905-7.10.1906); крейсеры: «Джигит» (-1876), тяжелый пр. 69И «Кронштадт» (11.1939-42, 1944); пр. 68 «Железняков» (31.10.1939-25.06.1941, 1950), достройка по пр. 68К (-1950)- 1, пр. 68бис «Орджоникидзе» (зак. № 600, 10.1949-09.1950, 08.1952), «Александр Невский» (зак. № 625, 05.1950-06.1951, 12.1952), «Адмирал Лазарев» (зак. № 626, 02.1951-06.1952, 12.1953), «Щербаков» (зак. № 627, 06.1951-03.1954), «Козьма Минин» (зак. № 628, 1952-, достройка на № 402 как «Архангельск»), «Дмитрий Донской» (зак. № 629, 1952-, достройка на № 402 как «Владивосток»), зак. № 631 (1952-, не достроен);148миноносец «Взрыв» (1877); миноноски типа «Орел» (1877-78)- 11; минные заградители (1917-)- 4; эсминцы: достройка пр. 30К завода № 190 «Отважный» (2.03.1950), «Одарённый» (28.06.1950); сторожевики: достройка пр. 29К завода № 190 (1951)- 1, пограничный ледокольный пр. 52 «Пурга» (1954); станционеры (1912-)- 7; плавбатареи с 8 орудиями (1919)- 3; рабочие катера (1912-13)- 14, катера для плавбазы Балтийского моря (1912)- 8, моторные катера для отряда подводного плавания (1912)- 2; яхта (-08.1912); парусно-моторные шхуны (1923-25)- 3, мотоботы (1923-25)- 15, дизельные буксиры (1926-27)- 6; торпедные катера: Ш-4 I-Vсерий (АНТ-4, 12.1927-32-)- 84; С-1 (В-1), С-2 (В-2) (1930-31); Г-5 (АНТ-5) VI-VIII серий (1933-35)- 150, IX и X серии (пр. 116) (-1939)- всего более 250, XI серии (1938)- 5; УТК (1936-41-, не достроен); пр. 103 СМ-3 (1941), пр. 119 СМ-4 (1939), пр. 123 С-505 «Комсомолец» (1940), пр. 123бис (1944); ныряющий торпедный катер М-400 (1939-42, не закончен); бронекатера: пр. 1125 (1938-39)- 4; МБК пр. 161 БК-501 (10.1942-, 22.09.1943), (1942-, 30.10.1944)- всего 20; малая канонерская лодка пр. 186 БК-521 (08.1944-, 8.08.1945), -522, -523, -524, -525, -526, -527, -528 (11.1945), -529 (№ 584), -530 (№ 585), -531 (№ 586), -532 (№ 587), -533 (№ 588), -534 (№ 589), -535 (№ 590), -537 (№ 602), МКЛ-21 (№ 601), -22 (№ 603), -23 (№ 604), -24 (№ 605), -25 (№ 606), -26 (№ 607), - 40 (№ 608), -41 (№ 609), -42 (№ 610), -43 (№ 611), -44 (№ 612), -61 (№ 613), -62 (№ 614), -63 (№ 615), -64 (№ 616), -65 (№ 617), -66 (№ 618), -67 (№ 619), -68 (№ 620), -69 (№ 621), -70 (№ 622), -71 (№ 623) (1945-47);94 малый охотник М-50 (1941); дизельные ПЛ: корпуса для типа «Барс» (1912-); типа «Щ»V серии (вначале были заложены на Балтийском заводе) «Лещ» (№ 159, Щ-12, Щ-102) (03.1932-), «Карп» (№ 160, Щ-13, Щ-103) (03.1932-) сборка на «Дальзаводе»; Vбис (VIIсерии) «Стерлядь» (№ 243, Щ-113) (10.1932-), «Севрюга» (№ 244, Щ-114) (10.1932-), «Осетр» (№ 242, Щ-116) (05.1933-), «Белуга» (№ 241, Щ-119) (05.1933-) сборка на «Дальзаводе», «Навага» (№ 185, Щ-120) (04.1933-) сборка на № 368, «Сазан» (№ 183/10, Щ-201) (08.1933-), «Сельдь» (№ 18410, Щ-202) (09.1933-) сборка на заводе им. 61 Коммунара, «Линь» (№ 186, Щ-305) (11.1932-12.1933, 3.12.1934); Vбис (II) серии «Зубатка» (№ 214, Щ-121, 12.1933-), «Угорь» (№ 215, Щ-123) (12.1933-), «Муксун» (№ 217, Щ-125) (12.1933-) сборка на Дальзаводе, «Минога» (№ 216/10, Щ-204) (04.1934-) сборка на Заводе им. 61; типа «С» серии IXбис С-54, С-55, С-56 (11.1936-, достройка на заводе 202); Х серии Щ-126, -127, -129, -131, -132, -134 (07.1934-, сборка на Дальзаводе), Щ-317, -318, -319, -320 (1934-36); Хбис серии Щ-135 (08.1938-), -136 (08.1938-), -137 (08.1938-), -138 (10.1938-), сборка на заводе 202; Щ-405 (12.1938-12.1939, 7.06.1941), -406 (12.1938-12.1939, 7.06.1941), -407 (04.1939-04.1940, 10.09.1941), -408 (04.1939-06.1940, 10.09.1941), -411 (06.1940-05.1941, 21.07.1945), -412 (06.1940-05.1941, 21.07.1945), Щ-413 (№ 552, 06.1941-, не достроена), Щ-414 (№ 553, 06.1941-, не достроена); типа «К» серии XIV(пр. 41) К-1 (зак. 451, 12.1936-04.1938), К-2, К-3 (12.1936-), К-51 (1938-09.1939, 1.11.1941), К-52 (1938-09.1939, 12.10.1941), К-53 (1938-09.1939, 12.12.1941); типа «М» (ВОВ); пр. А615 (1956-57)- 6, еще 1 переоборудована по пр. 637; пр. 877 (1985); пр. 877ЭК для Алжира (1987-88)- 2, пр. 877ЭКМ Б-888 «Синдгош» (-11.1985), «Синдувир» (1997-99), «Синдуратна» (2000-02), «Синдукирти», Sindhuvijay” (-1991), “Sindhurakshak” (1995-97)- всего по 2000г. 18 (в т.ч. 10 для Индии); пр. 636 для Китая (2002-05г.-)- 3 (всего по контракту- 8), пр. 636М для Алжира (2007-10)- 2, пр. 636.3 «Старый Оскол» (08.2012-); пр. 677 «Лада» Б-585 «Санкт-Петербург» (12.1997-10.2004, 05.2010), «Кронштадт» (07.2005-12-), «Севастополь» (11.2006-12-); лаборатория пр. 1840 БС-555 (-12.1979); исследовательская пр. 1710 (1987); сверхмалые пр. 08650 «Пиранья» МС-520, МС-521 (1988-90)- 2; для боевых пловцов пр. 907 «Тритон-1М» В-482 (№ 16503/1, 11.1971-07.1972, 30.06.1973), В-483 (№ 16503/2, 11.1971-07.1972, 30.06.1973), В-526 (№ 01530, 03.1974-06.1975, 25.12.1975), В-529 (№ 01531, 03.1974-06.1975, 25.12.1975), В-532 (№ 01532, 03.1974-06.1975, 27.12.1975), В-537 (№ 01533, 03.1974-06.1975, 27.12.1975), В-544 (№ 01534, 03.1974-06.1975, 27.12.1975), В-550 (№ 01535, 03.1974-06.1975, 25.12.1975), В-535 (№ 01536, 1974-12.1976, 1.10.1977), В-540 (№ 01537, 1974-12.1976, 30.09.1977), В-545 (№ 01538, 1974-12.1976, 1.10.1977), В-547 (№ 01539, 1974-12.1976, 30.09.1977), В-559 (№ 01540, 1974-12.1976, 30.09.1977), В-560 (№ 01541, 1974-12.1976, 28.09.1977), № 01542 (-01.1978, 29.091978), № 01543 (-01.1978, 29.09.1978), № 01544 (-01.1978, 29.09.1978), № 01545 (-01.1978, 29.09.1978), № 01546 (-01.1978, 29.09.1978), № 01547 (-01.1978, 29.09.1978), № 01548 (-04.1979, 17.08.1979), № 01549 (-04.1979, 17.08.1979), № 01550 (-04.1979, 17.08.1979), № 01551 (-04.1979, 17.08.1979), № 01552 (-04.1979, 17.08.1979), № 01553 (--04.1979, 17.08.1979), № 01554 (-04.1980, 11.08.1980), № 01555 (-04.1980, 11.08.1980), № 01556 (-04.1980, 11.08.1980), № 01557 (-04.1980, 11.08.1980), № 01558 (-04.1980, 11.08.1980), № 01559 (-04.1980, 11.08.1980); пр. 908 «Тритон-2» В-485 (№ 16501/11, 05-10.1972, 12.09.1975), В-489 (№ 01510, 03.1972-03.1979, 3.09.1980), В-494 (№ 01511, 03.1972-03.1979, 4.09.1980), В-499 (01512, 09.1980-09.1981, 29.12.1981), В-501 (№ 01513, 09.1980-09.1981, 29.12.1981), В-504 (№ 01514, 03.1981-07.1982, 10.12.1982), В-505 (№ 01515, 03.1981-07.1982, 10.12.1982), В-509 (№ 01516, 03-06.1983, 26.09.1983), В-511 (№ 01517, 03-06.1983, 26.09.1983), В-528 (№ 01518, 10.1983-04.1984, 21.08.1984), В-531 (№ 01519, 10.1983-04.1984, 21.08.1984), В-542 (№ 01520, 06.1983-03.1985, 8.06.1985), В-554 (№ 01521, 06.1983-03.1985, 8.06.1985); АПЛ: пр. 671 «Ёрш» (1967-74)- 15 (вместе с заводом 196), пр. 671РТ (1972-)- 7 (вместе с заводами 196 и 112); пр. 671РТМ «Щука» К-524 (зав. № 01636, 05.1976-07.1977, 12.1977г.), К-244 (1977-92)- 26 (вместе с заводами 196 и 199), 671РТМК «Щука» Б-414 (1989-90), Б-448 «Тамбов» (-1992); пр. 705 (-12.1971); спецназначения пр. 1910- 2; глубоководные аппараты: пр. 1825 «Север-2» (№ 500, 22.12.1970), «Север-2бис» (№ 1801, 4.12.1972); пр. 1832 «Поиск-2» АГА-6 (№ 01650, 03.1970-73, 25.12.1975), АГА-8 (№ 01651, 05.1975-05.1979, 29.12.1979), АС-24 (№ 01663, 02.1985-12.1988, 31.12.1988), АС-27 (№ 01671, 10.1986-11.1989, 31.12.1989); пр. 1906 «Поиск-6» (№ 01660, 06.1975-06.1979, 27.09.1983); пр. 1602 «Тинро-2» СПА-73-01 (№ 01810, 1972-73, 23.10.1973), «Тинро-2бис» СПА-73-02 (№ 01811, 1974-75, 19.06.1975); пр. 16810 «Русь» АС-37 (№ 01689, 06.1992-05.1999, 9.02.2007), 3-го поколения пр. 16811 «Консул»АС-39 (№ 01690, 1992-10.2009, 9.09.2011); буксируемые наблюдательные камеры пр. 1605 «Атлант-2» («Тетис») БК-72-01 (№ 01660, 1.09.1972), БК-72-02 (№ 01806, 2.09.1973), БК-72-03 (№ 01807, 28.12.1973), БК-72-04 (№ 01808, 22.08.1974), БК-72-05 (№ 01809, 16.12.1974), БК-72-06 (№ 01836, 16.12.1974), пр. 16051 «Тетис-Н» № 01851 (6.10.1990), № 01852 (27.09.1990), № 01853 (31.10.1990), № 01854 (30.11.1990); атомные глубоководные станции спецназначения пр. 1851 «Нельма» АС-23 (№ 01429, 09.1981-09.1983, 30.12.1986), пр. 18511 «Палтус» АС-21 (№ 01430, 12.1984-04.1991, 28.12.1991), АС-35 (№ 01431, 12.1989-09.1994, 12.10.1995); подводная глубоководная лаборатория пр. 1603 «Бентос-300» ПЛБ-76-01 «Бентос» (№ 01830, 01.1973-09.1974, 27.09.1976), ПЛБ-83-02 «Бентос-2» (№ 01831, 11.1981-08.1982, 2.09.1983); гидробарокамеры ГБК-50; камеры исследования на животных КИЖ; катера: гребные, паровые и моторные (1911), бортовой рабочий пр. 396В (1950-е)- 1, семейства «Мастер»; лесовозы: типа «Волголес» «Волголес» (1930-31), «Двинолес», «Комилес», «Севзаплес», «Экспортлес» («Максим Горький»), «Северолес» («Кузнец Лесов»), «Клара Цеткин», «Лесбел» («Вторая Пятилетка») (1930-е); типа «Лесосплав»- 39; рефрижераторы: типа «Волга» «Волга», «Кубань», «Нева», «Рион» (1930-32); «Пионер» (1929), «Ленинград», «Тегеран» (1931); грузопассажирские типа «Карелия» «Карелия», «Поморье», «Мудьюг» (1928-30), «Пятилетка» (1932); буксиры: типа «Профинтерн» «Профинтерн», «Тов. Дзержинский», «Тов. Урицкий», «Памяти тов. Войкова», «Тов. Кузьмичев», «10-я годовщина Октября» (1926-29); типа «Мартиец» «Мартиец», Ударник», «Октябренок», «Производственник» (10.1929-32)- 10, всего 94; типа «Лесосплав» «Лесосплав», «Лесовод», «Правда Севера» (1929-31)- 10; речной 400 л.с. «Видлица» (1928); морские 1500 л.с. (1941-, не достроены); океанский спасатель для ВМФ пр. 1452 «Памир» (№ 02670, 04.1973-05.1974, 26.12.1974), «Машук» (№ 02671, 06.1974-06.1975, 25.12.1975), «Алатау» (№ 02672, 03.1982-04.1983, 29.12.1983), «Карабах» (№ 02673, 02.1985-04.1987, 21.10.1987); пр. 1453 (1974-87)- 2; ледовый «Switzer Корсаков» (-2007); ледоколы: паром (07.1911-01.1912), портовые типа «Торос» (-1929)- 39; «Киров», «Куйбышев» (10.1935-, не достроены); пр. 97 «Василий Прончищев» «Добрыня Никитич» (зав. № 760, 12.1959-05.1960, 31.12.1960), «Пурга» (№ 761, 05-12.1960, 23.09.1961), «Вьюга» (№ 763, 05.1961-01.1962, 16.07.1962); пр. 97А «Петр Пахтусов», достроены по пр. 97К «Илья Муромец» (№ 771, 03-06.1965, 28.12.1965), «Буран» (№ 773, 01-05.1966, 24.10.1966); пр. 97АП «Садко» (№ 777, 06.1967-06.1968, 6.11.1968), «Пересвет» (№ 778, 07.1968-01.1969, 28.07.1970); пр. 97Б «Владимир Каврайский» (№ 779, 02-10.1969, 31.12.1969); военные пр. 97П «Иван Сусанин» (№ 02650, 07.1972-02.1973, 30.12.1973), «Айсберг» (№ 02651, 10.1973-04.1974, 25.12.1974), «Руслан» (№ 02652, 12.1973-05.1974, 26.09.1975), «Днепр» (№ 02653, 07.1975-02.1976, 30.09.1976), «Дунай» (№ 02654, 12.1976-08.1977, 31.12.1977), «Нева» (№ 02655, 11.1977-07.1978, 27.12.1978), «Волга» (№ 02656, 12.1979-04.1980, 26.12.1980), «Имени XXVI съезда КПСС» (№ 02657, 04.1980-07.1981, 25.12.1981); атомный пр. 92 «Ленин» (27.07.1956-5.12.1957, 31.12.1959); баржи: 500-т (1919)- 9, ж/б (1919)- 1, сухогрузные (1930)- 7, (1942)- 14; сухогрузные и наливные плашкоуты (1941)- 40, самоходные плашкоуты (1942); ледокольные транспорты пр. «Севморпуть-I» «Дежнев», «Леваневский» (11.1935-37); гидрографические суда: типа «Г. Седов» «Мурман», «Океан», «Охотск» (1934-36); типа «Норд» (1930-е)- 4; достройка судов завода им. Жданова «Камчадал», «Партизан», «Полярный» (-1938); спасательные суда пр. 54 «Нептун», «Сатурн» (1937-40), для спасения ПЛ пр. 21300 «Игорь Белоусов» (2005-); лоцмейстерские суда «Рулевой» (зак. 468, -1938), «Гидролог», «Девиатор» (1939); плавучие доки: на 5000 т пр. 75 (1938), на 12.000 т пр. 1759 «Вуокса», пр. 1759Р «Двина» (1960-е); автомобильный паром пр. 722 (1956-57)- 4; плавучие рыбоконсервные базы: пр. 398 «Андрей Захаров» (-1960), пр. 400 «Восток» (-1972), пр. 413 «50-летие СССР» (-1972); достройка из сухогруза завода № 200 плавбазы для перезарядки ядерного топлива пр. 325 «Лепсе» (зав. № 6563, 01.1958-06.1961, 12.1961); плавучие КИК: пр. 1914 «Маршал Неделин» (№ 02514, 11.1977-10.1981, 30.12.1983)-89), пр. 19141 «Маршал Крылов» (№ 02515, 07.1982-07.1987, 31.12.1989); пр. 19510 «Адонис» (1988-91); плавучая лаборатория пр. 1793; плавучий стенд для испытаний ГАС пр. 16860 (1987-); ракетовоз-погрузчик пр. 11570 «Садко» «Александр Брыкин» (№ 02617, 12.1983-08.1985, 29.12.1986); танкеры: пр. 563 «Ленинград» (1953), пр. 1552 «Ханой» (1963)- 23 (вместе с заводом 189), пр. 15966 «Пулково» (1991-94), “Belania” для Норвегии (-1995), “CapeBancs”, “CapeBear”, “CapeBenat”, “CapeBlanc” для Германии (1997-98), “Jyoti” для Индии (1996); химовоз «Виктор Дубровский» (1997); продуктовоз пр. 05-55 TroitskyBridge”, “TuchkovBridge”, TowerBridge” (все в 2003-04), “TorgovyBridge” (09.2004-05), (05.2005-)- 1; арктические пр. 20070 «Астрахань», «Магас», «Калининград» (2000-02), пр. 20071 «Саратов», «Усинск» (все в 2000-02); ледового класса финского проекта (2005-)- 2; пр. 70046 «Кирилл Лавров» (2010)- 2; турбомеханизмы для эсминцев пр. 7 (1930-е), для ледокола «Дежнев» (1937); миномет БМ-82 (1941);

ремонт: крейсер «Олег» (1911), «Аврора»; пароходы «Меридиан», «Силач», «Зенит», «Вертикан», «Владимир Ленин», «Кречет», «Пролетарий», «Анадырь», «Буревестник» (1919); буксиры (1919)- 50; переоборудование: императорской яхты «Штандарт» в минзаг «Марти» (1933-36); грузового парохода в учебное судно «Свирь» (1941); «Большая Свирь» в плавучий госпиталь (ВОВ); польских рудовозов в плавмастерские пр. В-30 (1950-е, завершено на Кронштадтском морзаводе)- 3; эсминцев пр. 30бис «Опасный» и «Охраняющий» по пр. 31 (-1961); плавдока пр. 71 по пр. 782 для АПЛ (1960-е).

«Галерный островок»

      Судостроение на Галерном (Калинкинском) острове в месте слияния Невы и Фонтанки начато в 1834г. с постройки крупных гребных судов. Имелись три больших деревянных эллинга (два клиперских и фрегатский) и 24 стапеля для мелких судов. В 1862г. начата постройка судов подрядным способом, в 1869г. верфь возвращена в казну. В 1863г. начата реконструкция: оремонтирован фрегатский эллинг, вместо двух старых клиперских построены два новых деревянных эллинга, начато строительство каменной мастерской, в пристройке к ней размещена кузница. В двух старых клиперских эллингах оборудовали сборочный плаз с кузнечными горнами и «выпрямительной машиной».

      В 1867г. здесь был построен первый отечественный морской броненосный корабль «Князь Пожарский», в 1877г.- первый в мире морской миноносец «Взрыв». Всего до революции построено более 2000 судов: 137 крупных парусных, около 700 средних и малых парусных, более 100 металлических (в т.ч. 25 броненосцев, 8 крейсеров 1-го ранга).

      В 1881-91г. территория, оборудование и сооружения верфи «Галерного островка» находились в аренде АО «Франко-Русских заводов». В 1889г. рядом с фрегатским построен новый каменный эллинг. В 1901г. в результате пожара был уничтожен большой фрегатский эллинг, к 1906г. на его месте построили новый каменный. В 1908г. верфи «Галерного островка» и Нового Адмиралтейства объединены в единый Адмиралтейский завод. На этот момент верфь имела два стапеля. В 1908-12г. по проекту инженеров Н.И. Дмитриева и В.В. Колпычева проведена реконструкция верфи. Были построены закрытый бассейн для достройки крупных кораблей, для чего был углублен и расширен правый рукав р. Фонтанки; новая судостроительная мастерская, мастерская между стапелями, новая литейная, электростанция, переоборудована медно-котельницкая мастерская. Крытые эллинги переоборудованы в открытые стапели. В 1912г. АО «Франко-русских заводов» вновь обратилось в министерство с просьбой арендовать территорию, оборудование и сооружения «Галерного островка», но начавшаяся война помешала осуществлению планов, и Галерный островок остался в составе казенного Адмиралтейского завода.114

      Площадь территории (1923г.)- 42503 кв. сажен.

КБ завода им. А. Марти, КБ-194

      В 1934-35г. велись работы по усилению конструкции торпедного катера Г-5, в 1938г. на базе Г-5 создан пр. 157. В 1939г. спроектирован торпедный катер пр. 119 в развитие типа Г-8. Перед войной отдел по проектированию торпедных катеров был передан в ЦКБ-50. В 1949г. катерный сектор КБ завода вошел в состав ЦКБ-19 МСП.

      В 1936г. продолжены работы по универсальному турбинному катеру (УТК), переданные из НИВК.

      В 1938-39г. разработан проект большого охотника за ПЛ пр. 115, дальнейшие работы по нему велись в ЦКБ-51. По заданию Главного Штаба, утвержденному 25.10.1939г., разработан проект переоборудования рефрижератора «Феликс Дзержинский» в минный заградитель пр. 125.

      На базе пр. 138 был разработан проект морского бронекатера пр. 161, утвержденный 15.09.1943г.

      В 1950г. начато проектирование сторожевика пр. 50, затем передано в СКБ завода № 820.

      Начальник (1934г.)- К.В. Попов.

      Гл. конструктор (09.1938г.)- Д.Д. Жуковский, (-1942-43г.-)- Ю.Г. Деревянко (позднее- замминистра МСП).

      Гл. конструкторы: (1938г.)- Н.Г. Лощинский (пр. 122), (1939г.)- П.И. Таптыгин (пр. 123), (1942г.)- Д.Н. Загайкевич (пр. 161), (1944г.)- Ю.Г. Деревянко (пр. 186).

Создано: охотник за ПЛ пр. 115 (1939); минзаг пр. 125 (1939); торпедные катера: пр. 264 (104) УТК (1936), пр. 157 (1938), пр. 103 СМ-3 (1940), пр. 119 СМ-4 (1939), пр. 123 (1939); морские бронекатера: пр. 161 (1942-43), шхерный монитор пр. 161у (пр. 186) (1944); средняя ПЛ пр. 608-1 (1944, не реализован); самоходный плашкоут (1942); автомобильный паром пр. 722 (1950-е, совместно с ЦКБ-51).61,116

Заводы К. Берда, «Чугунолитейный и механический завод дворянина Ф.К. Берда», «Литейный завод наследников Ф.К. Берда», Меднопрокатный и механический завод АО «Франко-Русских заводов, бывших Берда в Петрограде», Государственный Франко-русский завод, Государственный меднопрокатный и механический завод № 6, Государственный завод машин и механизмов № 6, Петроградский государственный машинокотлостроительный и меднопрокатный завод им. Карла Либкнехта ВСНХ, Республиканский машинокотлостроительный и меднопрокатный завод им. Карла Либкнехта, Ленинградский государственный механический завод им. Карла Либкнехта ВСНХ

      /г. СПБ, г. Петроград, г. Ленинград наб. р. Пряжки, 17 (1909-25г.); ул. Перевозная, 1/

      Завод основан Чарлзом (Карлом) Бердом в 1792г. на Гутуевском (Матисовом) острове между реками Невой и Пряжкой. Чугоно-, меднолитейное производство. Затем завод принадлежал его сыну и назывался «Чугунолитейный и механический завод дворянина Ф.К. Берда». После его смерти в 1860-е г. завод получил название «Литейный завод наследников Ф.К. Берда».Затем освоено производство паровых машин и механизмов для винтовых кораблей, самостоятельное судостроение на временной верфи. В 1815-19г. построен первый российский пароход. В 1870г. завод первым в России освоил производство двутаврового профиля. В 1870-е г. завод Д.Ф. Берда освоил механизмы нового типа (вертикального), которые оказались неудачными. Установка их на двух броненосцах подорвала репутацию завода, он не смог добиться новых заказов Морского ведомства. В 1881г. завод был продан основанному в этом же году АО «Франко-Русских заводов». В 1912г. общество обратилось в министерство с просьбой арендовать территорию, оборудование и сооружения «Галерного островка». Для этого было решено преобразовать АО «Франко-русских заводов» в русское АО «Франко-русских верфей». 13.07.1914г. был утвержден Устав нового общества, но начавшаяся война помешала осуществлению планов, и Галерный островок остался в составе казенного Адмиралтейского завода. АО имело еще завод в Петрограде.

      Производство меди, латуни и мельхиора (1900-е). С 1905г. начато освоение производства судовых паровых турбин. Выпускал запчасти для машин, также медные и латунные трубы, патронную ленту, медные и бронзовые отливки, кузнечные поковки. В годы I-й Мировой войны – производство турбин и котлов для судостроения.92 В 1916г. изготовлял пушечные гильзы, капсюльные втулки, 3-дм гранаты, 48-лин. фугасные бомбы, корпуса мин, якори; выполнял заказ на 20 тыс. баллонов для удушающих газов. В 1917г. оборудование завода и кадры (около 80 вагонов) эвакуированы в Новороссийск.

      В 02.1918г. меднопрокатный и механический завод АО Франко-Русских заводов был секвестрован. В соответствии с декретом ВСНХ от 28.06.1918г. пост. Президиума ВСНХ от 8.07.1918г. национализирован и переименован в Гос. Франко-русский завод, с 5.04.1919г. – Меднопрокатный и механический завод. Действовал в ведении секции по металлу СНХ СР, с 20.05.1919г. – Центрального правления заводов тяжёлой индустрии, с 12.08.1919г. – Петротяжа СНХ СР. В 02.1921г. входил в число ударных заводов, в 05.1921г. контролировался СВП. С 30.05.1921г. переименован в Гос. меднопрокатный и механический завод № 6, с 7.10.1921г. – Гос. завод машин и механизмов № 6. В 05-11.1921г. завод – в ведении Петротяжа Петрогубметалла ГУМП ВСНХ.64 С 10.04.1922г. переименован в Республиканский машиностроительный и меднопрокатный завод им. Карла Либкнехта в ведении Росмашкотлостроя ВСНХ, в 01.1923г. – в Республиканский машино-котлостроительный и меднопрокатный завод им. Карла Либкнехта Машинокотлостроя Севзаппромбюро. С 1923г. по 10.1924г. завод был законсервирован и находился в ведении Отдела аренды, концессий и закрытых предприятий Севзаппромбюро. Решением правления Главметалла от 6.10.1924г., Президиума Севзаппромбюро от 13.10.1924г. и Цугпрома от 10.11.1924г. завод передан с 02. 1925г. в подчинение Судотресту ГУМП ВСНХ (и на 09.1926г.) и переименован в Механический завод им. Карла Либкнехта.Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). В 09.1926г. контролировался инженерно-техническим подотделом ВПУ ВСНХ.125Пост. Ленсудотреста от 9.06.1926г. Ленинградский государственный механический завод им. Карла Либкнехта вошел в состав Адмиралтейского завода.114

      В 03.1921г. выполнял военные заказы, в феврале (возможно, 1922г.) планировалась остановка производства. Меднопрокатный отдел завода передан с 27.12.1924г. заводу «Красный выборжец» в качестве отделения для организации производства дюралюминия.159 Отделение вступило в строй в 1927г., в 1928г. оно преобразовано в самостоятельный Государственный медеобрабатывающий завод.

      Пост. Чрезкомснаба от 2.11.1918г. заводу поручено изготовить 80 тыс. 48-лин. бомб (в счет недовыполненных заказов на 1915-17г.). В 1920г. изготовлял корпуса речных мин.159

      В 1928г. на заводе велось освоение производства кольчугалюминия.64

      Площадь территории (1916г.)- около 25 тыс. кв. сажен.

      Численность персонала (1909г.)- 1733 раб.,153 (1915г.)- 3063 раб.,158 (1.01.1917г.)- 6656 раб., (1.04.1918г.)- 75 раб.131

      Главный уполномоченный АО (-1883-88г.-)- П.К. Дю Буи, (1891г.)- Г. Кох, (1916г.)- Радлов. Директор (1914г.)- В.П. Вологдин.

      Гл. корабельный инженер (-1883-86г.-)- П.А. Титов.

      Машинный мастер (1819г.)- В.С. Овен. Строители кораблей (1896г.)- П.Е. Андрущенко, (1896г.)- А.И. Мустафин, (1900г.)- М.К. Яковлев.

      Работали: (1914г.)- Я.К. Смирнов (и).

Производство: судовые механизмы для: пароходов «Везувий» (1819), «Метеор» (1823), дноуглубительной машины (1821), винтовых фрегатов «Аскольд», «Дмитрий Донской», «Петропавловск», «Князь Пожарский» (1850-е-60-е), линейного корабля «Орел» (1858), мониторов «Ураган», «Тифон», «Стрелец», «Единорог» (1863), «Русалка», «Чародейка» (1860-е), миноносца «Взрыв» (1877), клипера «Разбойник» (1879), броненосцев «Генерал-адмирал Апраксин» (1870-е), «Петр Великий» (1869), «Новгород», «Вице-адмирал Попов» (1870-е), «Андрей Первозванный» (1906), «Бородино» и «Наварин» (1916), канонерских лодок «Бурун», «Туча» (1879), «Хивинец» (1906), крейсеров «Паллада» (1899), «Олег» (1901), «Баян» и «Паллада» (1906), линкоров «Гангут» и «Полтава» (1910-е); башенные установки для мониторов «Стрелец», «Единорог» (1863); котлы для броненосца «Иоанн Златоуст» (1904); пароходы: (1815-20)- 4, «Владимир» (1869), «Башкир» (1882); миноноски: типа «Орел» (1877-78)- 22, типа «Черепаха» (1877-78)- 2; корветы «Витязь» (08.1883-10.1884), «Рында» (08.1883-); броненосцы: «Император Николай I» (1886-05.1889), «Наварин» (07.1889-10.1891), «Севастополь», «Петропавловск» (03.1892-10.1894), «Орел» (05.1900-07.1902); крейсеры: «Память Азова» (03.1886-89), «Паллада» (07.1896-08.1899), «Диана» (07.1896-09.1899), «Витязь» (1900-сгорел на стапеле); мины речные «С» (1919);

      капремонт и перевооружение крейсера «Аврора» (осень 1916-02.1917).112,113,114

Завод Берда и Фостера

      /г. Варшава ул. Вольская, 26/

      Численность персонала (1892г.)- 67 раб.156

Ленинградская государственная верфь железобетонного судостроения

      /г. Ленинград Корабельная наб., 3/

      Во воторой половине 1920-х г. на заводе им. А. Марти начато строительство железобетонных судов, для чего на острове Сальный Буян (территория на стыке бывшего Галерного островка и Франко-Русского завода) была оборудована перемычка существовавшего там ковша и образована судояма, в которой в 1931г. построен плавучий док, переданный Канонерскому заводу. Новое производство для строительства Свирской ГЭС в 1927г. преобразовано в самостоятельную Ленинградскую верфь железобетонного судостроения в ведении Судотреста. При реорганизации Судотреста в 11.1929г. железобетонное судостроение в Ленинграде было прекращено, а верфь присоединена к Ленинградскому судостроительному и механическому заводу.115,131

ОКБ ЛАО

      Гл. конструкторы: (1980-е)- В.В. Педуре (пр. 16860).

Создано: плавучая лаборатория пр. 1793; плавучий стенд для испытаний ГАС пр. 16860 (1986).116