Предприятия № 101-150

      

Завод № 145 НКТП, НКОП, НКАП, МАП им С.М. Кирова, Генеральное общество французской ваксы (бывшее А. Жако и К0), Завод «Жако» ВСНХ, Государственный завод жестяных изделий № 9 «Пресс» ВСНХ, Завод «Пресс» НКТП, Завод № 2 МАП, Государственный Опытный союзный завод № 2 МАП

      /г. Москва Дербеневская наб., Жакферблан (1909г.); Кожевники, Павелецкая наб., собственный дом; г. Москва Павелецкая наб. (1926г.); Павелецкая наб., 2 (1935г.); 1-й Павелецкий пр.; ст. Безымянка пос. Красная Глинка, г. Куйбышев п/я 78 «Пресс» (1935г.)/

      Завод «А. Жако и К0» основан в 1881г. 17.06.1916г. завод получил заказ от Управления уполномоченного ГАУ по заготовлению гранат французского образца на 350 тыс. штампованных корпусов запальных стаканов для 3-дм гранат и 1,5 млн. пробок к стаканам. 11.01.1917г. – заказ на 150 тыс. запальных стаканов для 3-дм гранат, 3 млн. пробок для них и 16 тыс. стаканов для 6-дм бомб, 22.02.1917г. – ещё на 200 тыс. запальных стаканов для 3-дм гранат, 20.11.1917г. – последний заказ на 400 тыс. стаканов.162

      Пост. Президиума ВСНХ от 22.05.1919г. фабрика жестяных изделий и ваксы (бывш. Генерального общества…) национализирована и передана в ведение МосгорСНХ. В 05-11.1921г. завод «Жако» – в ведении «Москвамета» ГУМП ВСНХ (под контролем СВП).64 В 1926г. Гос. завод жестяных изделий № 9 «Пресс» – в ведении Московского маштреста МосСНХ. Машиностроительный завод «Пресс» Главлегмаша НКТП по пр. № 963м/с от 8.08.1935г. передан с 1 августа в ведение ГУАП, пр. ГУАП № 293 от 8.09.1935г. включен в число действующих заводов. По пр. № 301 от 14.09.1935г. ему присвоен № 145. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.). По пр. НКАП № 156с от 11.06.1940г. завод № 145 получил имя С.М. Кирова.

      В 05.1921г. изготовлял чайники и кружки для армии. Пр. № 293 требовалось разработать план переключения завода на авиапроизводство с выполнением установленной программы 1935г. Производство (1935г.): обувные машины, изделия цельноштампованные и жестяные. По пр. ГУАП № 74 от 5.04.1936г. упраздена должность техдиректора, его обязанности возложены на директора завода.

      Имел экспериментально-испытательную станцию, расположенную в Кузьминках на химическом полигоне. Она была создана в 1932г. при ЦАГИ и вместе с опытным производством химвооружения была передана в соответствии с пост. СТО № ОК-131с от 28.05.1936г. заводу № 145. Испытания опытных образцов химвооружения (бригада гл. конструктора М.Н. Родионова). Во исполнение пр. НКТП № 213с от 20.06/1.07.1936г. по пр. ГУАП № 076с от 20.06/1.07.1936г. на её базе при заводе организовано КБ.

      В соответствии с пост. СТО № ОК-156сс от 27.06.1936г. по пр. НКТП № 295сс от 26.08.1936г. заводу поручено изготовить к 1.04.1937г. 100 ВАП-1000 и 200 ампульных кассет для ТБ-3.

      Перед войной группа ИТР и раб. с завода № 145 переведена для укрепления производства на завод № 455.

      До войны – единственный завод по агрегатам химвооружения (около 75% объема производства). С началом войны производство химвооружения начато также на заводах № 455, № 261 и № 479 НКАП.

      В 1941г. завод был эвакуирован. Сначала в 10.1941г. началась эвакуация в Уфу. Затем это решение отменено, и по пр. № 1109сс от 11.11.1941г. завод № 145 2ГУ НКАП вместе с КБ эвакуирован в Куйбышев ст. Безымянка на территорию Лаборатории Куйбышевского гидроузла в двух км от берега Волги и в 6 км от ст. Красная Глинка. Здесь по пр. № 1121сс от 15.11.1941г. завод объединен с эвакуированным ранее на эту же площадку заводом № 455 НКАП в единый завод № 145 НКАП. Часть завода была эвакуирована в Свердловск, где затем на этой базе создан Свердловский завод эбонитовых изделий (далее – ЗАО «Уралэластотехника»). Поселки Красная Глинка и Управленческий в годы ВОВ включены в состав г. Куйбышева.

      Площадка эвакуированного завода со всеми сооружениями, остатками оборудования и кадров по пр. № 134м/ 84мс от 31.12.1941г. передана заводу № 221 НКТП. Однако здесь некоторое время продолжал действовать филиал ОКБ завода № 145. Затем по пр. № 277с от 14.04.1942г. филиал был переведен и влит в состав филиала завода № 145 в Болшево.

      В 1942г. часть оборудования была передана на новый завод № 455 НКАП.

      По пр. № 735с от 8.12.1943г. с завода № 145 переведена группа специалистов для усиления ОКБ завода № 219 НКАП.

      В соответствии с ПСМ № 874-366сс от 17.04.1946г. по пр. МАП № 228сс от 19.04.1946г. завод № 145 МАП передан из 2ГУ в непосредственное ведение министра и переименован в опытный завод № 2 МАП.

      Имел вторую производственную площадку в 3,5 га в двух км от основной на территории бывших авторемонтных мастерских УОС МВД. Разработка авиационных и ракетных двигателей. В 07.1946г. завод передан в Особое управление и преобразован в опытный. В 1946-47г. проведена коренная реконструкция производства, заводу выделено 1064 вагона трофейного оборудования и имущества. В 1948г. начато строительство наземной испытательной станции. В связи с упразднением Особого управления с 15.06.1949г. завод передан в 8ГУ (пр. № 422сс от 4.06.1949г.).

      Работали специалисты из моторных ОТБ-1 и ОТБ-2, переведенных из Германии. Из немецких специалистов образовано 4 ОКБ. После 05.1949г. все ОКБ объединены в одно, его начальником стал Квасов, зам. начальника- Брандер.

      В 1950г. из ОКБ-16 МАП на завод переведен немецкий специалист М. Христиан для участия в создании ТВ-2. К 1953г. все немцы отправлены в ГДР.

      Согласно пост. правительства от 11.07.1951г. на заводеначалась разработка двигателя ТВ-2. После катастрофы самолета «95-1» во время испытаний с двигателями 2ТВ-2Ф работы по нему были прекращены, задел передан ОКБ-478 и ОКБ-19. Вместо него начата разработка ТВ-12. Работа шла тяжело, но в 12.1954г. двигатель успешно прошел госиспытания.

      В соответствии с пост. правительства от 29.03.1952г. по пр. МАП от 1.04.1952г. начата разработка ТВ-16 на базе ТВ-12.50

      Кроме работ по опытному двигателестроению, на заводе до 1952г. продолжалось производство разовых химических бомб УХАП-500, а с 1952г. планировалось начать выпуск РВП-200.

      ПСМ № 533-271 от 19.02.1953г. предписывалось передать завод в подчинение КБ-1 «для усиления работ по заказам ТГУ при СМ СССР», но это не было выполнено. По пр. МОП от 2.06.1953г. завод № 2 переименован в ГС опытный завод № 276 МАП.

      Количество оборудования (05.1946г.)- 478 м/р станков.

      Площадь: территории (1948г.)- 14,03 га; застройки (1948г.)- 28344 м2; производственная (1948г.)- 16563 м2.

      Численность персонала (1909г.)- 826 раб., (11.1921г.)- 123 раб., (05.1946г.)- 1247 раб.

      Директор (8.09.1935-04.1936г.-)- Я.С. Дубов, (19.01-14.07.1937г.)- И.П. Тюкин-Косой, (14.07.1937-01.1944г.-)- В.И. Крупнов, (-01.1945-05.1946г.-)- Данилич, (1946-47г.-)- Н.М. Олехнович. Ответственный руководитель (22.05.1950-53г.)- Н.Д. Кузнецов.

      Зам. директора (-10.1940г.)- Е.А. Рогов, (12.1940г.-)- Г.Т. Бучнев.

      Технический директор (13.09.1935-5.04.1936г.)- Б.И. Соловьев, (16.04.1937г.-)- Д.Д. Коротчаев (Каратчаев).

      Гл. инженер (-16.04.1937г.)- В.А. Клименов, (-16.09.1937г.)- Д.Д. Коротчаев, (31.10.1938-; 12.1940-05.1946г.-)- Г.Т. Бучнев.

      Гл. конструктор (02.1937г.)- М.Н. Родионов, (1937-41г.-)- И.И. Картуков, (15.04.1949-53г.)- Н.Д. Кузнецов.101

      Создано: ТВД: ТВ-2, 2ТВ-2Ф (1950-51), ТВ-12 (1951-53).

      Производство: жестяные изделия, вакса, иконы, ризы (1909);153 выливные авиаприборы: ВАП-1000 (-1936-41-), ВАП-500, ВАП-250 (8-В-121м), ВАП-200 (8-В-131), УХАП-250, УХАП-200, ХАРП, ЗАП; ампульные бомбовые кассеты: АБК-1, КМБ-2 («17-1»), КМБ-Ер-2 (АБК-2), КМБ-Пе-2, АБК-3 (8-А-159), АБК-240, АБКП-500 (8-А-161), АБКП-100; ампульные кассеты: АК-1, АК-2; противотанковый ампуломет «37-1»; авиационные механические прицелы КП-5, КПТ-5, МК-4, МФ-5; замки-держатели Д-2, Дер-31 (У-7-ш-711), Дер-32; балки для ВАП-250, БП-50; торпедодержатели Т-18, минодержатели МД-39; стрелковые и бомбардировочные установки для Ил-10 (1946).

Фабрика жестяных изделий и ваксы Генерального общество французской ваксы

      /г. Одесса Херсонской губ.Головковская ул., 57/

      Численность персонала (1909г.)- 350 раб.

      Производство: жестяные коробки, вакса (1909).153

ОКО, КБ завода № 145 НКАП, ОКБ-145 НКАП

      В соответствии с пост. СТО № ОК-131с от 28.05.1936г. на завод № 145 НКАП в Москве переведено получившее самостоятельность КБ (бывшая бригада № 14 спецвооружения в составе отдела вооружения КОСОС ЦАГИ) гл. конструктора М.Н. Родионова. Во исполнение пр. НКТП № 213с от 20.06/1.07.1936г. по пр. ГУАП № 076с от 20.06/1.07.1936г. «для проработки новых конструкций, постройки опытных образцов и повседневной работы по модификации и модернизации серийной продукции» на заводе организовано КБ по химическому вооружению.

      КБ завода № 145 выделена собственая база на заводе. Продолжены работы по химическим боеприпасам.Созданы ВАП, УХАП и др.

      С началом войны по пр. № 20/30 от 26.07.1941г. часть ОКО, действовавшего в 7ГУ, и опытного цеха (30%) эвакуированы в Киров на площадку завода № 315 НКАП. В конце 1941г. основная часть КБ вместе с заводом эвакуирована в Куйбышев и действовала в годы ВОВ как ОКБ-145 НКАП.

      Во время ВОВ работы по противотанковым ампулометам «37-1», химическим авиационным выливным бомбардировочным боеприпасам ВАП-200, -250, -500, -1000.

      По пр. № 272с от 6.05.1943г. ОКБ-145 НКАП И.И. Картукова возвращается из эвакуации на новое место вг. Костино Московской обл. на завод № 455 НКАП с образованием ОКБ-455 НКАП.

      Гл. конструктор (1.07.1936-02.1937г.-)- М.Н. Родионов, (1937-43г.)- И.И. Картуков.

      Зам. гл. конструктора (1937г.)- Завразин.

Филиал завода № 145 НКАП

      /ст. Болшево Московской обл./

      Филиал образован по пр. № 277с от 14.04.1942г. на площадке эвакуированного завода № 472 НКАП для ремонта спецоборудования, разработки и производства лент-расчалок. Этим же пр. сюда переведен филиал КБ завода № 145 с завода № 221, 100 чел. раб. и ИТР, несмонтированное оборудование с завода № 472, заводов № 119. № 145, № 481 и № 30 НКАП. За филиалом закреплена испытательная станция в Кузьминках.

      Налаживалось производство приборов химвооружения, лент-расчалок.

      Для расширения производства ВАП по пр. № 438с от 12.06.1942г. на базе филиала был образован дублер завода № 145. По пр. № 533с от 3.07.1942г. он получил название ГС завод № 455 НКАП.

      Директор (1942г.-)- Эскин, Н.К. Сорокин.

      Гл. инженер – Гольтвейгер.

Свердловский завод эбонитовых изделий, ЗАО «Уралэластотехника»

      /Свердловская обл. www.elastika.ru/

      Свердловский завод эбонитовых изделий создан на базе части завода № 145 НКАП, эвакуированного после начала войны из Москвы. Далее преобразован в ЗАО «Уралэластотехника».

      Гендиректор (2003г.)- Ю.А. Грицай.

ОКБ-1 гл. конструктора А. Шайбе на заводе № 2 МАП, ОКБ-1 завода № 2 МАП

      Сначала – это группа специалистов по двигателям (в основном, бывшей фирмы “Junkers”) в составе ОТБ-1 в г. Дессау (Германия). Затем группа выделилась в отдельное моторное КБ в г. Дессау. Гл. конструктор – доктор Шайбе. Работы по доводке ТРД Jumo-004, Jumo-012 и дизеля Jumo-224. Для сопровождения работ по дизелю из СССР направлена группа специалистов (20 чел.) во главе с В.М. Яковлевым (пр. № 228сс от 19.04.1946г.). В 06.1946г. дизельная тема выделена в отдельную группу при ОТБ-1 под руководством М. Герлаха, а позднее переведена на завод № 500 как самостоятельное ОКБ. В 1950г. немецкие специалисты во главе с М. Герлахом вернулись на завод № 2.

      Согласнопр. МАП № 228сс от 19.04.1946г. все работы в Германии должны быть завершены в 10.1946г., в 10-11.1946г. КБ доктора Шайбе переведено в СССР вместе со специалистами (ИТР- 250 чел., раб.- 240 чел.) на завод № 2 МАП, где образовано ОКБ-1 «по газовым турбинам типа Юнкерс».

      В соответствии с ПСМ № 493-192сс от 11.03.1947г. и пр. МАП № 238сс от 17.04.1947г. ОКБ поручено спроектировать и построить: ТВД «022» с предъявлением на испытания во 2-м квартале 1948г.; мотокомпрессорный ВРД «032» с предъявлением на испытания в 3-м квартале 1948г. Двигатель «032» был построен, в 09.1947г. работы по нему прекращены. На базе Jumo-004 разработан и построен ТРД «012», проведены его стендовые испытания. После возвращения специалистов в Германию на его базе построен двигатель “Pirna-014”, установленный на самолет «152». Разработан (в 1947г.) и построен ТВД «022» (ТВ-022) с соосными винтами АВ-41, в 1950г. прошел госиспытания. На его базе созданы позднее ТВ-2 и 2ТВ-2Ф (два двигателя с общим редуктором). Работали: Ф. Бранднер.

      В 06.1948г. ОКБ-1 объединено с ОКБ-2. Вначале оставались два гл. конструктора, затем гл. конструктором единого ОКБ стал А. Шайбе, а К. Престель назначен ответственным за испытания. Продолжены работы по «022». После 05.1949г. все ОКБ завода с участием немецких специалистов объединены в одно.

      С 1950г. по конец 1953г. большинство немецких специалистов отправили в ГДР. Меньшая часть (в т.ч. А. Шайбе, К. Престель) в 1953г. перевели в Савелово на завод № 491 МАП.

      Гл. конструктор (1946-49г.)- А. Шайбе, (1949-53г.)- Н.Д. Кузнецов.

      Начальник (1949г.)- Квасов, (1949-53г.)- Н.Д. Кузнецов.

      Зам. начальника (1949г.-)- Ф. Бранднер.

ОТБ-2, ОКБ-2 гл. конструктора доктора К. Престель на заводе № 2 МАП

      ОТБ-2 создано фактически 1.10.1945г. (а работы начаты 12.07.1945г.) из немецких специалистов по двигателям под руководством доктора Престеля в г. Унзебурге, позже переведено в г. Штрасфурт (Германия). Действовало на площадях бывшей фирмы BMW. Официальная дата создания- 17.04.1946г., когда вышло решение СМ СССР № 874- 366сс. Сюда были также командированы советские специалисты с заводов № 476, 500, 381, 119.

      По пр. МАП № 228сс от 19.04.1946г. все работы в Германии должны быть завершены в 10.1946г., ОТБ переведено в СССР вместе со специалистами (ИТР- 150 чел., раб.- 200 чел.) на опытный завод № 2 МАП, где образовано ОКБ-2 «по газовым турбинам типа БМВ».

      В соответствии с ПСМ № 493-192сс от 11.03.1947г. и пр. МАП № 238сс от 17.04.1947г. ОКБ поручено: построить ТРД BMW-003С с предъявлением на испытания в 04.1947г.; спроектировать и построить газотурбинный ВРД «028» с винтом и регенератором с предъявлением на испытания в 3-м квартале 1948г. Работы по доводке ТРД типа “BMW”. ТРД BMW-003С (будущий РД-20), в 1947г. прошел госиспытания, и работы по нему переданы на завод № 16. Проектирование ТРД BMW-018. Работы по ТВД «028» прекращены в 1949г.

      В 06.1948г. ОКБ-2 с темой двигателя «028» влито в ОКБ-1 завода № 2.

      Гл. конструктор (-1946-47г.-)- К. Престель.

      Начальник (1945г.)- пп Н.М. Олехнович, (04.1946г.-)- пп А.И. Исаев.

      Зам. начальника (1946г.)- м Ф.Г. Квасов, (1946г.)- И.Н. Смирнов.

      Гл. конструкторы: (30.08.1947г.-)- А.М. Исаев.

      Начальники отделов: 21 (секретного) (1946г.)- С.С. Сафонов; экспериментального (1946г.)- Вагнер.

      Ведущие инженеры: (1946г.)- А.К. Кулагин («018»), (1946г.)- П.В. Погостин (по испытаниям).

ОТБ-4, ОКБ-3 гл. конструктора П. Лертес на заводе № 2 МАП

      /Германия г. Берлин; г. Куйбышев пос. Красная Глинка/

      ОТБ-4 образовано в Германии (г. Берлин) из немецких специалистов фирмы «Аскания-Верке» в соответствии с пост. СНК № 606-249с от 16.03.1946г., пр. № 195с от 6.04.1946г. и № 213сс от 16.04.1946г. для работ по автоматам самолетовождения и посадки (типа «Аскания»). Работы начались 1.01.1946г. Официальная дата создания- 17.04.1946г., когда вышло решение СМ СССР № 874- 366сс.

      ОКБ, лаборатории и опытное производство размещалось в помещении филиала бывшей фирмы «Аскания-Верке», для организации серийного производства было выделено помещение бывшей фабрики «Грау». Гл. конструктор- доктор Лертес (сначала планировался Мантейфель). Работали: Эверс, Баадер, Рогге, Цеймер, Темпель.

      Разрабатывались: центральная трехгироскопная курсовертикаль, дистанционный индукционный компас, рулевая машина, жироскопный прибор с электрическим высотомером, трехжироскопный прибор с дальномером и установкой для радиомаяка; конструкции: аэродинамических весов для определения числа Маха; датчика измерения сил, действующих в тягах управления самолета; приборов измерения перегрузки в полете.

      Согласнопр. МАП № 228сс от 19.04.1946г. все работы в Германии должны быть завершены в 10.1946г., ОТБ переведено в СССР вместе со специалистами (ИТР- 15 чел., раб.- 40 чел.) на опытный завод № 1; фактически ОТБ переведено на завод № 2 МАП, где образовано ОКБ-3.

      В соответствии с ПСМ № 493-192сс от 11.03.1947г. и пр. МАП № 238сс от 17.04.1947г. ОКБ поручено спроектировать и изготовить аппаратуру для автопилота: центральную трехгироскопную курсовертикаль, контрольный прибор, дистанционный индукционный компас, рулевую машину и др. Автопилот предъявить на испытания в 4-м квартале 1948г. С 1947г. велись работы по приборам управления полетом для самолетов-снарядов Челомея «10Х» и «16Х». В 1948г. произведена партия автопилотов для «16Х».

      В соответствии с расп. СМ СССР № 14346сс от 6.09.1950г. и пр. № 716сс от 8.09.1950г. основной состав ОКБ-3 передан в КБ-1 МВ, часть специалистов отправлена в ГДР.

      Гл. конструктор (1945г.)- Мюллер, (04.1946-47г.-)- П. Лертес.

      Начальник (1945-46г.-)- п Н.Н. Леонтьев, (11.1946г.-)- Митяшин.

ОКБ-4 гл. конструктора Мюллера на заводе № 2 МАП

      Работы по шлейфовым осциллографам.

< 1 56 57 58 63 >