Предприятия № 4- 10

Особое КБ (ОКБ) № 4 ОГПУ

      ОКБ № 4 создано в 1927г., действовало при Экономическом отделе полномочного представительства ОГПУ Ленинградского ВО. Ликвидировано в 1931г.

      Разрабатывались проекты: аэрогнезда для 37-мм автоматической пушки Виккерса (1927-30г.); центральной наводки 4-дм орудий крейсера «Красный Кавказ» (1930г.).131


ОКБ-4 МАП гл. конструктора Н.И. Камова

      /г. Москва Тушино п/я 1327/

      ОКБ-4 МАП создано в 1951г. при заводе № 82 на базе переведенного сюда ОКБ-2 гл. конструктора Н.И. Камова. Размещено на площадях бывшего ОКБ-4 гл. конструктора М.Л. Миля, переведённого на завод № 3 МАП.

      Работы по вертолетам Ка-15, Ка-18. Осенью 1951г. начата разработка проекта винтокрыла на базе самолета Ли-2 (В.Б. Баршевский), в 05.1952г. выпущен эскизный проект.

      В 10.1951г. в ОКБ влита группа конструкторов СБИЖ (Ю.Л. Старинин, Ю.С. Брагинский, Б.Я. Жеребцов), работавшая при ГСОЗ № 3 МАП.

      В 1953г. коллектив Н.И. Камова переведен на завод № 938. ОКБ-4, по-видимому, ликвидировано. В 1954г. на его месте создано новое ОКБ-4 (далее МКБ «Молния») (либо это одно и то же ОКБ).

      Гл. конструктор (1951-53г.)- Н.И. Камов.


ОКБ-4 МАП, Проектно-конструкторский производственный комбинат (ПКПК) МАП, МКБ «Молния» МАП, Р-6450, НПО «Молния» МАП, В-8058, ОАО «НПО «Молния»

      /г. Москва Тушино п/я 1327; 123459 г. Москва, Д-459 ул. Свободы, 33 ст. Тушино Московской ж/д «Гнездо»/

      /125459 г. Москва ул. Новопоселковая, 6 к. 7 тел. 497-59-30, 493-50-53 www.buran.ru/

      В 1953-54г. ОКБ-4 действовало в составе ОКБ-155. В соответствии с ПСМ № 2543-1224сс от 30.12.1954г. и пр. МАП № 64сс от 3.02.1955г. на ОКБ-4 возложены работы по УРВВ, начальником/гл. конструктором ОКБ-4 назначен М.Р. Бисноват. По пр. МАП № 283сс/оп от 25.04.1955г. ОКБ-4 передано из 7ГУ в 6ГУ. По 08.1957г. – в ведении 2ГУ МАП. По пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 1-го Управления ГКАТ.169 В 1972-75г. ПКПК – вновь в ведении 2ГУ МАП. По пр. № 6с от 7.01.1975г. ПКПК получил открытое наиименование КБ «Молния».164Имели наименование «п/я 1327»,62 «п/я Р-6450» (1967-75г.).164

      В начале 1955г. в состав нового ОКБ-4 из КБ-1МСХМ и КБ-2 МСМ переведена группа ведущих сотрудников, ранее работавших в ОКБ Бисновата на заводе № 293 по СНАРС-250 (в т.ч. И.И. Меньшиков, Г.Г. Евграшин, Г.И. Мейтин, С.И. Скальмовский, Ю.А. Ледков, В.Н. Елагин, Г.Е. Болотов, Ю.Ф. Красонтович, В.А. Врубель, П.Е. Синельщиков). Работы по УРВВ, УРВП. Руководителями этих работ были В.Н. Елагин, Н.В. Синельщиков, Б.П. Ерохин, Г.Н. Смольский, В.В. Стрелков, Г.И. Хохлов, И.И. Меньшиков, И.Н. Карабанов, Л.Н. Хейфец, В.С. Гришин, Н.М. Левченко. В 1955-82г. создано 11 типов УРВВ и две УРВП.

      В соответствии с пост. правительства от 4.06.1958г. началась разработка УРВВ К-80 для Ту-28; по пр. МО № 00134 от 12.12.1963г. К-80 переименована в Р-4. Пост. Правительства № 361(2)-132 от 30.04.1965г. она пнв. В соответствии с ПСМ № 1044-381 от 28.12.1968г. начата разработка модернизированной Р-4М, пр. МО от 28.06.1973г. она пнв.

      Для реализации пост. ЦК КПСС и СМ СССР № 132-51от 17.02.1976 г. «О создании МКС…» 26.02.1976 г. было организовано НПО «Молния», в 1987г. – в ведении 12ГУ МАП. Имело наименование «п/я В-8058» (1984-87г.).62 В него вошли МКБ «Молния», МКБ «Буревестник», ЭМЗ им. Мясищева (и на 1987г.). Сюда передана аэрокосмическая тематика и переведены 48 специалистов закрытого Дубненского филиала ММЗ «Зенит». НПО «Молния» определено головной организацией по созданию ОК «Буран» (11Ф36). С этого момента предприятие работало по двум тематикам: УРВВ (гл. конструктор- М.Р. Бисноват) и «Буран» (гл. конструктор- Г.Е. Лозино-Лозинский). После смерти Бисновата гл. конструктором по УРВВ стал Г.И. Хохлов.

      В 1982г. тематика УРВВ переведена в МКБ «Вымпел» вместе с группой конструкторов во главе с Г.И. Хохловым.

      Головная команда для работы над «Бураном» пришла вместе с Г.Е. Лозино-Лозинским из ММЗ «Зенит» и из Дубненского ОКБ «Радуга» (Ю.Д. Блохин, Я.И. Селецкий, В.В. Каденко, А.П. Белов, В.Ф. Старцев, Г. Березкин, В.А. Труфакин, В.С. Карлин, Н.И. Горбунов, В.П. Найденов, В.В. Горбатенко, В.Е. Вова,- всего более ста человек), работавших в своё время над «Спиралью». Из КБ «Буревестник» перешли Д.П. Буйко, Г.А. Большаков, Ю.М. Зимин, В.А. Бунтов, Ю.Н. Сколотнев, А.Б. Долгов, Э.К. Рохина, Н.И. Конева. Были также приглашены специалисты из КБ «Салют», НПО «Энергия», ЦНИИ МАШ и других ракетных и авиационных фирм.

      В 05.1976г. в НПО создано отделение 500 «Аэродинамики и динамики полета». В его составе три отдела: 510 «Аэродинамика»; 520 «Динамика полета»; 540 «Аэродинамика изделий по теме КБ «Молния». Впоследствии отдел 540 реорганизован в отдел моделирования контуров управления на АВМ. В 1982г. после расформирования отделения 100 на его базе образованы отделы: 530 «Автоматическое управление движением»; 550 «Исследование динамики СУДН». Кроме того, в НПО действовали отделы: «Конструкция планера», «Веса, инерционные характеристики и центровки», «Статическая прочность», «Динамическая прочность», «Теплозащита», «Исполнительные гидравлические приводы», «Топливные системы», «Навигационные системы», «Бортовое оборудование и кабельная сеть», «Бортовая директивная логика для ГЧИ (горизонтальных частотных испытаний)», «Двигательная установка», «Посадочные устройства и тормозная система», «Разработка инструкций для летного состава», «Разработка эксплуатационной документации», «Вычислительная база», 1290 «Стендовая база», «Эксплуатация стенда ПРСО (полноразмерный стенд оборудования)», отделы 1410, 2010. Были созданы стенды: ПДСТ (пилотажно-динамический стенд-тренажер), ПСС (пилотажно-статический стенд, 1984г.). Всего в 1970-80г. в НПО было 60…65 отделов. В 1993г. существовал научно-технический комплекс 700.

      В составе отдела 520 были организованы сектора: 521 «Летно-технических характеристик» (в 1985г. – «Сектор ручного траекторного управления»); 522 «Взлетно-посадочных характеристик» (в 1985г. – «Сектор ВПХ и ЛТХ»); 523 «Устойчивости и управляемости» (в 1985г. – «Сектор динамики нежесткого объекта»); 524 «Стендовых исследований и моделирования» (образован в 1981г., в 1985г.- «Сектор устойчивости и управляемости»); 525 «Сектор математическо-информационного обеспечения ручного управления» (образован в 1988г.). 1.10.1992г. на базе отдела 520 было создано ТОО «НИЦ «Эргатические системы», существовавшее по 1994г. В 1995г. пр. Гендиректора НПО все отделы отделения 500 были ликвидированы (фактически в 1994г.).

      Создан орбитальный самолет «Буран» (изделие 11Ф35, 1К1). В 1976г. разработан эскизный проект, в 1977г. – технический. Сначала «Буран» прорабатывлся в двух вариантах компоновки: по схеме «несущий корпус» (аналогично «Спирали») и по схеме «SpaceShuttle». В конце 1978г. был сделан выбор в пользу второй схемы.5 Изготовлено два полноразмерных макета ОК-МЛ-1 (1983г.) и ОК-МТ (1984г.). Построены несколько аналогов «Бурана», в т. числе ОК-ГЛИ для горизонтально-летных испытаний, БТС-002. Впервые взлетел 10.11.1985г., всего совершил 24 полета (пилотируемых). После окончания испытаний был установлен в Парке им. Горького. Орбитальный корабль «Буран» 15.11.1988г. выполнил первый полет в космос в беспилотном варианте.44

      Разработан проект многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС), включающей носитель Ан-225 и орбитальный самолет в трех вариантах: МАКС-ОС- многоразовый пилотируемый двухместный с внешним топливным баком; МАКСАМОЛЕТ – одноразовый беспилотный транспортный; МАКС-М – многоразовый беспилотный со встроенными баками. Все они – с 2 двигателями РД-701.АиВ-5/97

      По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав Корпорации «Ростехнологии».

      В 2000г.: ОКР «Электрон» по созданию электродвигателя с использованием принципиально нового способа вращения ротора с отрицательной обратной связью; ОКР «Блеск-2» по разработке вакуумных технологий нанесения тонкоплёночных (0,1–50 мкм) защитно-декоративных и функциональных покрытий на поверхности изделий.

      В 2000-е г. совместно с ГКНПЦ им. Хруничева создавался многоразовый универсальный блок «Байкал».

      Экспериментальная база НПО включала: стенды: полноразмерный стенд оборудования (ПРСО), пилотажный динамический стенд-тренажёр (ПДСТ), пилотажный статический стенд (ПСС), комплексный стенд шасси (КСШ); лаборатории испытаний: статических прочностных, динамических, виброакустических и тепловакуумных, климатических, на герметичность, неразрушающего контроля, на электромагнитную совместимость, газодинамических; Трибологический комплекс.

      К 2008г. на площадях предприятия размещены складские помещения. Завод планировалось закрыть, на его территории построить гостиничный комплекс.

      Численность персонала (1972г.)- 2500 чел., (1990г.)- более 6 тыс. чел., (2002г.)- 950 чел., (2005г.)- 60 чел.

      Гл. конструктор (1953-55г.)- Н.И. Камов, (02.1955-77г.)- М.Р. Бисноват {23.10.1905-8.11.1977}. Гл., ген. конструктор (1976-99г.-)- Г.Е. Лозино-Лозинский {25.12.1909-28.11.2001}.58

      1-й зам. гл., ген. конструктора по испытаниям (1976-88г.-)- Г.П. Дементьев. Зам. гл., ген. конструктора: по испытаниям (1974-76г.)- Г.П. Дементьев; (1955-60-е)- В.Н. Елагин; (1976г.-)- Я.И. Селецкий, (1976-12.1993г.)- Ю.Д. Блохин, (1976-12.1989г.)- Е.А. Самсонов, (-1981-85г.-)- В.И. Пономаренко, Л.П. Воинов, М.П. Балашов, (1989г.)- Г.Ф. Набойщиков, (2004г.)– А.Т. Тарасов.

      Ответственный руководитель (1955-77г.)- М.Р. Бисноват. Гендиректор (1976-93г.)- Г.Е. Лозино-Лозинский, (1993-2005г.-)- А.С. Башилов. Директор (2000г.)- В.А. Корнилов, В. Лапотько.

      1-й зам. гендиректора (1976г.-)- Г.П. Дементьев. Зам. гендиректора: (1976-86г.)- А.В. Потопалов; по летным испытаниям (1978г.-)- С.А. Микоян; по кадрам (1985г.)- Г.И. Ковалев; директор управления экономики и финансов (2002г.)- В.Ю. Воробьев. Директор по маркетингу (2002г.)- М.Я. Гофин.

      Гл. инженер (2002г.)- Г.Г. Крючков.

      Гл. конструкторы: (1976-86г.)- А.В. Потопалов, (1976г.-)- Г.П. Дементьев, (1976-2004г.-)- А.Т. Тарасов, (1978-82г.)- Г.И. Хохлов (УРВВ), (1980-е)- Ю.П. Семенов («Буран»).

      Начальник ОКБ (-1981-85г.-)- В.И. Пономаренко. Директор опытного завода (1976-87г.-)- Д.А. Решетников.

      Зам. директора опытного завода (1981г.)- В.Е. Музычук; по экономическим вопросам (1985г.)- А.Н. Корзун.

      Начальники отделений: 100 (-1982г.)- И.Н. Карабанов; 500 (1976-12.1989г.)- Е.А. Самсонов, (12.1989г.-)- Г.Ф. Набойщиков; комплекса 700 (-12.1993г.)- Ю.Д. Блохин.

      Начальники отделов: 510 (1976г.-)- В.В. Каденко; 520 (1976-95г.)- В.А. Труфакин; 530 (1982г.-)- В.П. Кирпищиков; 540 (1983г.)- А.В. Ковалев;550 (1982г.-)- В.П. Найденов, (1986г.-)- В.В. Горбатенко; 1290 (-1980-83г.-)- О.Д. Чугунов; 1410 (1980-е)- В.В. Студнев; 2010 (1983г.)- А.С. Гладилин; теоретического (1950-е)- И.И. Могилевский; «Конструкция планера» (1980-е)- А.И. Красиков; «Веса, инерционные характеристики и центровки» (1980-е)- И.С. Говор; «Статическая прочность» (1980-е)- А.Д. Патерикас; «Динамическая прочность» (1980-е)- О.Д. Охотников; «Теплозащита» (1980-е)- В.Е. Соколов; «Исполнительные гидравлические приводы» (1980-е)- А.Л. Фомин; «Топливные системы» (1980-е)- А.В. Саврасов; «Навигационные системы» (1980-е)- О.Н. Некрасов; «Бортовое оборудование и кабельная сеть» (1980-е)- Б.В. Щетинкин; «Бортовая директивная логика для ГЧИ» (1980-е)- К.Г. Коровин; «Двигательная установка» (1980-е)- В.И. Саенко; «Посадочные устройства и тормозная система» (1980-е)- С.М. Певзнер; «Разработка инструкций для летного состава» (1980-е)- А.Д. Мороз; «Разработка эксплуатационной документации» (1980-е)- А.Т. Сенченко; «Вычислительная база» (1980-е)- В.А. Егоров, Т.Б. Ситин, С.Н. Ганин, В.В. Тихонов; «Эксплуатация стенда ПРСО» (1980-е)- А.А. Чурилов; секретного (1987г.)- И.В. Савостьянов.

      Начальники секторов: 521 (1976-91г.)- Ю.Н. Сколотнев; 522 и.о. (1976г.-)- В.А. Бунтов, начальник (1977-93г.)- В.С. Карлин; 523 (1976-89г.)- Г.Ф. Набойщиков, (1985-93г.)- В.Г. Пименов; 524 (1977-94г.)- Н.И. Горбунов; 525 (1988-93г.)- А.Н. Свириденко.www.buran.ru, 5

      Ведущие конструкторы: (1960-е г.)- Г.Е. Носовицкий (Р-80).

Создано: УРВВ: Р-1; К-8 («21», «22», «24»), Р-8М («24М», пнв в 1962г.), Р-8М1 («24М1», пнв в 1963г.), К-8Р (Р-8Р, 1961), К-8МР (Р-8МР, 1961), Р-8М1Р (1963), К-8Т (Р-8Т, 1961), К-8МТ (Р-8МТ, 1961), Р-8М1Т (1963); Р-30Р, Р-30Т (1967); К-98 («56», «57», Р-98Р, Р-98Т, пнв в 1965г.), Р-98М (1974); К-40 (Р-40Р, «46», пнв в 1970г.), Р-40РД (пнв в 1977г.), Р-40Т (пнв в 1970г.), Р-40ТД (пнв в 1977г.), Р-40Д (пнв в 1980г.), Р-40ТДИ (пнв в 1980г.); К-23 (Р-23Р, Р-23Т, пнв в 1973г.); Р-24Р (Р-23МР), Р-24Т (Р-23МТ) (пнв в 1981г.); К-80 («36», Р-4Р, Р-4Т, Р-80, пнв 30.04.1965г.); Р-4М (пнв 28.06.1973г.); «46» (К-40); К-50; К-100; «62» (К-60), Р-60М («62М»); «72» (К-73); «63» и «64» (Х-29); Р-73, Х-25; СНАРС-250; ПКР береговой обороны «Шторм» на базе 15ХМ; ОК «Буран» (КС-ОК, 11Ф35, 1984); мишени: на базе В-300: «Куница», «Соболь», «Белка», «Звезда», «Стриж»; РМ-75 на базе В-750 (1990-е);58 «Синица-23» на базе 5Я23; передвижной наземный комплекс для подготовки и запуска мишеней «Лиса», «Лиса-М»; многоцелевая авиационно-космическая система МАКС; многоразовый ускоритель «Байкал» для РН «Ангара»; самолеты: «Молния-1 (18.12.1992г.), -100, -300, -400, -1000», «Геракл»;69 подъемно-транспортные устройства для инвалидов (1997-); механизированные автомобильные стоянки.101

Производство: ракета-мишень РМ-75.

ТОО «НИЦ «Эргатические системы»

      Создано 1.10.1992г. на базе отдела 520 НПО «Молния». В 1994г. его деятельность прекращена.

      Проведение НИОКР, связанных с разработкой сложных динамических управляемых систем.

      Директор (1992-94г.)- В.А. Труфакин.

НПП «Проект-техника»

      /123459 г. Москва ул. Новопоселковая, 6 тел. 497-96-97/

      НПП «Проект-техника» создано в 1990г. на базе НПО «Молния». В 1994г. явилось соучередителем ЗАО «Русхол».

      Головная организация (2000г.) по разработке обитаемых легкосъемных автомобильных кузовов-контейнеров постоянного и переменного объема для МО.

ЗАО «Русхол»

      /309250 н/п Шебекино Белгородской обл. ул. Матросова, 4тел. (07248) 307-94)/

      Создано в 1994г. для разработки и производства холодильного оборудования для МО. Учредители: НПП «Проект-техника», НПП «Спецэнергомеханика».

      Имелось (2000г.) дочернее предприятие /г. Москва ул. Новопоселковая, 6/.

      Гендиректор (2000г.)- С. Жук.

      Директор опытно-конструкторского подразделения (2000г.)- Г. Березовская.

Создано: кондиционеры для машин связи и управления РК «Тополь», ЗРК «Тор-М1»; холодильная машина системы охлаждения приборов РК «Тополь-М».


Специальное конструкторско-технологическое бюро № 4 (СКБ-4)

      В 1949г. СКБ-4 – в ведении Министерства станкостроения.

      По пр. от 27.06.1949г. организован филиал СКБ в Николаеве, по пр. от 27.02.1953г. филиал переведен в Ульяновск и преобразован в самостоятельное СКБ-11.137