Предприятия № 401-500


ГС завод № 496 НКАП, НКТМ, МТМ, МЭП, МЭТП, ГСЗ п/я 240 МЭТП, Ленинградский государственный электромашиностроительный завод (ЛЭЗ) МЭТП, АООТ, ОАО «Сила», ОАО «Новая сила»

      /г. Ленинград ул. Глухозерская, 16 (-1945г.); пос. Металлострой Ленинградской обл. (1945г.-); г. Ленинград, 36 ст. Металлострой Октябрьской ж/д (1951г.) п/я 240 «Сила»/

/189631 г. СПБ п/о Металлострой www.orro.ru/USL/POST/novsila.html/

      При эвакуации завода № 381 НКАП в 07.1941г. из его состава был выделен бывший завод «Ленкранстрой» в самостоятельный завод, по пр. № 852с от 14.08.1941г. ему присвоено наименование «завод № 496 НКАП».

      В годы ВОВ действовал в Ленинграде.65

      По пр. НКАП № 329с от 13.05.1944г. две площадки и все сооружения бывшего завода № 381 НКАП (на ст. Ижора) закреплены за заводом № 496 НКАП, тем же приказом завод передан из 10ГУ в 9ГУ. Стальное фасонное литье, поковки, штамповка заготовок.

      При заводе действовал металлургический филиал, образованный в 1940г. на площадке ремонтно-механического завода НКПС в Ленинграде (площадка № 2). В соответствии с пост. ГКО № 9049с от 10.06.1945г. по пр. № 258с от 22.06.1945г. филиал передан в ведение НКугля. В соответствии с пост. СНК от 10.06.1945г. и пр. НКУП от 15.06.1945г. на базе филиала создан ГС завод угольного машиностроения «Ленуглемаш».

      В соответствии с пост. ГКО № 8852 от 31.05.1945г. на завод вывезено оборудование и материалы с немецкого завода по обработке алюминиевых сплавов «Мефа» Дюринского металлургического товарищества в районе г. Варен.

      В соответствии с пост. СНК № 2988-883 от 27.11.1945г. по пр. № 473с/847с от 22.12.1945г. завод передан в ведение НКТМ с 1.11.1945г., с 15.08.1946г. завод № 496 передан из МТМ в МЭП, в 11.1951г. – в ведении его ГЭМП, по пр. № 002с от 9.01.1952г. передан в ведение Главэнергопрома МЭП; с 1953г. – в МЭСЭП, с 1954г. – в МЭТП (в 01.1957г. – в его Главэнергопроме), с 07.1957г. – в ведение Управления электротехнической промышленности ЛенСНХ. В 1948г. завод являлся «военным», т.е. в основном работающим на оборону (пр. МЭП № 154сс от 4.06.1948г.). В 11.1951г. завод получил наименование ГС завод «п/я 240» МЭП, с 1960г. – организация «п/я 240». В соответствии с пост. ЛенСНХ от 2.10.1962г. завод вошел в состав ЛПЭО «Электросила» им. С.М. Кирова (по 7.09.1993г.) и в 01.1963г. переименован в Ленинградский электромашиностроительный завод. В 1967г. имел отраслевой код – 0105. В 1988г. завод вошел в состав НПО «Электрофизика» в качестве самостоятельной структурной единицы (ЛОЭЗ).

      По пр. МЭП/МВД № 063сс/00810 от 5.09.1946г. «в целях немедленного развертывания работ по строительству завода» его строительство передано в МВД со всеми постройками, за исключением действующего цеха стального литья; организовано «строительство № 496 МВД». В соответствии с расп. правительства № 11751-рс от 1.10.1946г. по пр. № 086сс от 4.10.1946г. генпроектирование объекта возложено на Гипроэнергопром, проектирование строительной части – на ГСПИ-11 ПГУ. В соответствии с ПСМ № 1764-766сс от 13.08.1946г. и № 142-68сс от 25.01.1947г. по пр. № 006сс от 28.01.1947г. требовалось: Гипроэнергопрому к 20 марта представить проектное задание на строительство завода; сдать в эксплуатацию в 1947г. корпуса завода: главный магазин – в мае, деревообделочный – в июне, № 1 (10-пролётный, 37 тыс. м2) – в октябре, гараж – в сентябре.149Строительство велось в 1946-50г.78

      Производство (1946г.): крупные индивидуальные машины, статоры и электромагнитные установки. В соответствии с ПСМ № 3997-1831с от 20.10.1951г. по пр. № 455с от 26.10.1951г. завод специализирован на производстве генераторов к паровым и гидравлическим турбинам. Требовалось построить в 1951-52г. испытательную станцию крупных турбогенераторов и разгонное сооружение.

      В соответствии с расп. правительства № 19360-рс от 25.11.1950г. по пр. № 468сс от 30.11.1950г. заводу поручено изготовить (вместе с заводом «Электросила») во 2-м квартале 1952г. циклоторонную установку для 2-го научно-исследовательского физического института МГУ.

      С 8.09.1993г. завод акционирован и преобразован в АООТ, а с 20.11.1996г. – ОАО «Сила». В 01.1997г. стало одним из учередителей ОАО «ЭМК-Сила». В 06.1998г. переименовано в ОАО «Новая сила», в том же году предприятие признано банкротом.

      Производство (2000-е): более 1200 типоразмеров электрических машин: турбогенераторы с воздушным, водородным и водяным охлаждением до 220 МВт; синхронные генераторы до 3500 кВт; электродвигатели до 8000 кВт; асинхронные электродвигатели более 100 кВт; электрооборудование приводов СУЗ АЭС с реакторами ВВЭР-440 и ВВЭР-1000; токоприемники кольцевые экскаваторные; разработка и овоение производства: гидрогенераторы малой мощности; тяговые электродвигатели: асинхронные для электропоездов, вентильные для большегрузных самосвалов; нестандартные электродвигатели для уникального оборудования; плазмотроны для электрофизических установок по утилизации токсичных отходов.

      Всего к 2000г. выпущено более 720 турбогенераторов и 83 тыс. крупных электрических машин.

      Численность персонала (11.1951г.)- 3550 чел., (2000-е)- 1359 чел.

      Директор (1941г.)- Н.В. Захаров, (-02-10.1944г.-)- Соснушкин, (-11.1947-01.1950г.-)- Шибакин, (-02-11.1951г.-)- Б.М. Гончаренко, (01.1957г.)- А.В. Мозалевский, (1971г.)- И.В. Порохин.

      Начальник строительства (-09.1946-11.1947г.-)- Бусыгин. Зам. директора (12.1949г.)- А.А. Аброян.

      Гл. инженер (-11.1951-01.1957г.-)- Л.Н. Федулов, (1971г.)- В.М. Бизня.

      Уполномоченный СМ СССР (1.12.1949г.-)- Л.С. Боценюк.

      Начальник спецотдела (-11.1951-01.1957г.-)- Т.И. Климов.

Завод «Ленметаллургстрой» НКТП, «Ленкранстрой» НКМС

      /г. Ленинград/

      Завод «Ленметаллургстрой» НКТП основан в 1932г., в 1937г. он переименован в «Ленкранстрой» в ведении ГУ подъемно-транспортного оборудования НКМС.

      В соответствии с пост. СНК № 1369-385с от 26.07.1940г. и пр. № 418сс от 12.08.1940г. на территории завода «Ленкранстрой» НКСМ размещен вновь образованный завод № 381 НКАП, а сам завод «Ленкранстрой» передан в НКАП и влит в его состав. При эвакуации завода № 381 НКАП в 07.1941г. из его состава был выделен бывший завод «Ленкранстрой» в самостоятельный завод № 496 НКАП.

ГС завод угольного машиностроения «Ленуглемаш» НКУП, ГС Ленинградский экскаваторный завод МСиДМ, МТиТМ, Ленинградский завод строительной робототехники и манипуляторов (ЛЗСРТиМ), Ленинградский завод строительного машиностроения (ЛЗСМ), Машиностроительная фирма (МФ) «ЛЗСМ», МФ «Барс», АООТ «МФ «Барс»

      /г. Ленинград ул. Глухоозерская, 16; ул. Мельничная, 12; ул. Профессора Качалова, 11/

      При заводе № 496 НКАП действовал металлургический филиал, образованный в 1940г. на площадке ремонтно-механического завода НКПС в Ленинграде. По пр. № 258с от 22.06.1945г. филиал передан в ведение НКугля. В соответствии с пост. СНК от 10.06.1945г. и пр. НКУП № 1139 от 15.07.1945г. на базе филиала создан ГС завод угольного машиностроения «Ленуглемаш» в ведении Главуглемаша Востока НКУП, Устав утверждён 7.09.1945г.

      Производство горношахтного оборудования.

      В соответствии с пост. СНК № 398 от 17.02.1946г. по пр. № 11 от 5.03.1946г. завод передан в ведение Главэкскаватора МСиДМ и переименован в Ленинградский экскаваторный завод, Устав утверждён 6.03.1948г. Пост. правительства от 28.03.1953г. завод передан в ведение Главэкскаватора МТиТМ, в соответствии с ПСМ № 820 от 4.05.1954г. по пр. № 6 от 7.05.1954г. – вновь в ведение Главэкскаватора МСиДМ. В соответствии с пост. ЛенСНХ № 11 от 21.06.1957г. завод передан в ведение УТМ ЛенСНХ, в 10.1965г. – Главэкскаватора Минстройдоркоммаша. По пр. № 2 от 4.01.1984г. завод переименован в ЛЗСРТиМ и на правах самостоятельного предприятия вошел в состав НПО «Ленстройробот» ВПО «Союзэкскаватор» Минстройдоркоммаша. По пр. от 21.09.1988г. завод переименован в ЛЗСМ и передан в состав НПО «Ленстройкомммаш».

      Специализировался на производстве экскавторов с ковшом ёмкостью 0,3-0,5 м3, сменного оборудования и запчастей к ним. С 1985г. начато освоение производства строительных роботов и манипуляторов.88

      В составе завода: основное производство: цехи: сталелитейный, металлоконструкций, механический, сборочный; заготовительный участок; вспомогательное производство: цехи: инструментальный, ремонтно-механический, энергетический, транспортный; ремонтно-строительный участок.

      В 1991г. завод вошел в состав Межотраслевого государственного объединения по разработке и производству машин и оборудования для коммунального хозяйства (МГО «Коммаш»). Пр. председателя «Коммаша» от 15.08.1991г. завод преобразован в МФ ЛЗСМ, в 01.1992г. она переименована в МФ «Барс». 1.03.1994г. фирма преобразована в АООТ «МФ «Барс». 6.05.1998г. предприятие признано банкротом, в 1999г. утвержден ликвидационный баланс.

      В составе МФ «Барс»: заводоуправление (ЗДУ); цехи: механический, металлоконструкций (ЦМК), сборочный, энерго-ремонтный (ЭРЦ), транспортный; участки: инструментальный, КИПиА, ТНП, РСУ; АХО, ЖКХ, штаб ГО.

      Проектирование и производство строительной и специальной техники, в т.ч. малогабаритных погрузчиков «Барс».131

      Гл. инженер (1980-е)- Б.Н. Бухбиндер.

Производство: экскаватор Э-302-Б.

НПО «Ленстройробот»

      НПО «Ленстройробот» ВПО «Союзэкскаватор» создано по пр. Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения от 4.01.1984г., в его состав вошли Ленинградский завод строительной робототехники и манипуляторов (на правах самостоятельного предприятия, входил по 1988г.), Ленинградский государственный завод строительных машин.131