Предприятия № 21-40

Завод № 25 ВСНХ, Завод АО «Ф.Э. Моска», Государственный авиационный завод № 5 (ГАЗ-5) «Моска» ВСНХ, ГАЗ-5 «Самолёт» ВСНХ

/г. Москва Петроградское ш., Новопроектируемый пер., 21 (1919-23г.) «Авиатор» (1923г.); Петроградский парк (1920-21г.); г. Москва, 40 Ленинградское ш. Авиационный пер., 5 п/я 2 (1930г.), п/я 21 «Самолет» (1924-27г.), «Завод № 25» (1930г.)/

Завод образован в 1914г. итальянским предпринимателем Ф.Э. Моска. Выпускал по лицензии самолеты “Farman”. В 1915г. Моска спроектировал 2-местный самолёт МБ, в 1916г. – 1-местный истребитель МБбис. В 10.1916г. был получен заказ на 125 машин. Среднемесячный выпуск самолётов (1916-17г.)- 2 шт.98 В составе завода: ремонтно-сборочный и механический цеха, деревообделочная и столярная мастерские, сушильня. Осенью 1917г. Моска вернулся в Италию.

Пост. Президиума ВСНХ от 31.12.1918г. авиазавод АО «Моска» национализирован, а пост. от 17.02.1919г. передан из Увофлота НКВМ в ведение Главкоавиа ВСНХ (приёмка проведена 26 февраля) и переименован в ГАЗ «Моска». В 1919г. действовало правительственное правление Московского авиационного завода Ф. Моска. В 1920г. завод «Моска» – в ведении Главкоавиа Промвоенсовета Чусоснабарма СТО, решением от 24.03.1920г. переименован в ГАЗ № 5.125В 11.1921г. – завод № 5 «Моска», в 03.1922г. – ГАЗ-5 «Моска». По пр. № 225 от 3.05.1923г. переименован в ГАЗ-5 «Самолет». В 03.1922-25г. – в ведении 4-го отдела ТПУ ГУВП ВСНХ. В соответствии с пост. СТО № 121 от 28.01.1925г. и пр. ВСНХ № 415 от 10.02.1925г. завод вошел в состав вновь образованного Авиатреста Главметалла ВСНХ, в 06.1926г. в мобилизационном отношении подчинялся авто-авиа подотделу ВПУ. По пр. Авиатреста № 15 от 13.04.1925г. завод № 5 «Самолет» переименован в ГАЗ-5 «Самолет». В 1924г. из-за недостатка заказов было принято решение о слиянии ГАЗ-1 и ГАЗ-5; ввиду окончания работ по слиянию пр. Авиатреста № 22 от 25.04.1925г. ГАЗ-5 полностью подчинен директору ГАЗ-1. После слияния завод именовался Отделом металлического самолетостроения ГАЗ-1. В 1927г. на завод с завода № 1 переведено ОСС ЦКБ Авиатреста, и, вероятно, Отдел металлического самолетостроения переименован в Опытный отдел № 1. В соответствии с пост. СНК от 27.04.1926г. по пр. ВСНХ/НКВМ/ОГПУ № 73сс от 9.07.1927г. и Авиатреста № 114сс от 4.08.1927г. ГАЗ-5 «Самолет» с 1.10.1927г. переименован в завод № 25. Пр. ВСНХ № 86с от 22.09.1927г. и пр. Авиатреста № 131 от 27.09.1927г. действие пр. № 73сс и № 114сс было приостановлено до особого распоряжения.64, 133 По пр. ВСНХ/НКВМД/ОГПУ № 31сс от 9.02.1928г. Опытный отдел № 1 переименован в завод № 25 Авиатреста.125

В 1919г. завод работал с перебоями (дважды останавливался на 3-4 недели) из-за отсутствия электроэнергии. Решением Главкоавиа от 11.02.1919г. работа всех заводов ведомства была приостановлена с 18 февраля по 3 марта. В 1919г. (по сентябрь) изготовлено: самолет «Моска» бис – 15 шт., комплектов запчастей – 19; капремонт самолетов – 9. В сентябре 1919г. велось изготовление самолетов Пороховщикова П-IVбис (заказ на 55 машин), в октябре собрано 20 машин;125 капремонт: “Morane-G” – 6 шт., Parasol – 8, “Newport-XXIII” – 2.159 Решением СВП от 28.10.1920г. (протокол № 96) утверждена специализация завода – сухопутные учебные самолеты. В 1921г. начат выпуск самолета У-1 (Avro 504-К, обозначался также как У-3). После нескольких выпущенных машин производство передано на ГАЗ-3. Программа на 1921/22г.: П-IV – 18, Avro 504-К – 18. В 1922г. выполнял военную программу. Но на 1923-24г. заводу вновь установлена производственная программа – 102 самолета У-1 (выпущено 102). В 1924г. завод был закрыт; производство передано на ГАЗ-1, оборудование и материалы – на ГАЗ-1 и ГАЗ-10. В 1925г. выпущено 40 У-1.

Все корпуса завода (1924г.), кроме механического цеха – деревянные. В 1920-е г. (до 1926г.) группа немецких инженеров под руководством Шаде и Черзиха переведена с концессионного завода Юнкерса в Филях на ГАЗ-5 для организации металлического авиастроения. После 03.1927г. часть цехов завода, личного состава (в т.ч. и немецкие специалисты) и оборудования по производству Р-3 переведена в Фили на бывший завод Юнкерса, где образован ГАЗ-7.

Со второй половины 1920-х г. при заводе работало КБ В.Ф. Савельева по стрелковым установкам.

В 09.1930г. завод № 25 вместе с КБ по вооружению влит в состав ЦКБ завода № 39. Числился филиалом завода № 39.

В 1933г. здесь был построен вариант АИР-6 на поплавках конструкции В.Б. Шаврова.

Количество оборудования (1917г.)- 48 ед., (1926г.)- 83 ед.

Площадь: территории (1915г.)- 3 тыс. кв. саженей; производственная (1917г.)- 2410 м2.

Численность персонала (07.1915г.)- 22 чел., (1916г.)- около 300 чел., (1917г.)- 313 раб., (10.1919г.)- 134 чел. (в т.ч. 126 раб.), (03.1920г.)- 190 чел., (01.1921г.)- 319 раб., (11.1921г.)- 300 раб., (06.1922г.)- 210 чел. (162 раб.), (03.1924г.)- 358 чел., (12.1926г.)- 375 чел. (300 раб.).

Управляющий (21.02.1919-; 27.04.1920г.-)- П.Ф. Захаров, (-01.1924-21.02.1925г.)- Ф.А. Синицын; и.о. (19.02.1925г.-)- И.Я. Ковалев. Директор (21.02.1925г.-)- И.Я. Ковалев, (-03.1926-03.1927г.-)- Малахов, (12.1927г.)- Соколов, (-11.1928-30г.-)- Я.А. Горшков.

Член заводоуправления (08.1919г.)- Литвиненко, (08.1919г.)- Рубинчик. Зам. управляющего (02.1925г.)- И.Я. Ковалев. Зам. директора (-25.04.1925г.)- Ковалев. Помощник управляющего, директора: по техчасти (02.1925г.)- А.Р. Рубенчик, (12.1928г.)- Н.Н. Поликарпов; по финхозчасти (02.1925г.)- С.Г. Литвиненко.

Технический директор (до 1925г.)- А.Р. Рубенчик, (1920-е)- Г. Черзих, (01.1928-10.1929г.)- Н.Н. Поликарпов.

Гл. инженер по металлическому самолетостроению (1920-е)- Г. Шаде.

Гл. конструктор (01.1928-10.1929г.)- Н.Н. Поликарпов.

Заведующий мастерскими (производством) (-1924-27г.-)- Иевский. Гл. механик (12.1924г.)- Никитин.

Заведующие отделами: КО (03.1927г.)- Дайбог; снабжения (1930г.)- Деев. Заведующий: секцией вооружения (12.1928г.)- Савельев; снабжением (12.1924г.)- Бородин; секретным делопроизводством (10.1926г.)- Андреев.

Производство: самолеты: “Farman-4” (1916-17)- 15, МБ (1916)- 12 (1098), МБбис (1916-21)- 60 (4598), П-IVбис (1921-23)- 50,98 У-1 (1921; 1923-25)- 142 (13498), Р-3 (1925-27)- 3;98ремонт: самолеты Ю-13, -20, -21 (1925)- 18.

КБ В.Ф. Савельева на заводе № 25

Во второй половине 1920-х г. на заводе № 25 образовано КБ по опытным установкам пулеметного и бомбового вооружения под руководством В.Ф. Савельева (ранее возглавлял подразделение по установкам вооружения на ГАЗ-1).

В 09.1930г. КБ вместе с заводом № 25 влито в состав ЦКБ.

Численность персонала (1.10.1928г.)- 51 чел., (1.10.1929г.)- 56 чел.

Работали: К.Н. Бажанов, А.А. Орлов, Н.И. Ганьшин.

Руководитель- В.Ф. Савельев.

Зам. руководителя- С.М. Меерсон.