Предприятия № 201-250

      

ГС завод № 213 им. С. Орджоникидзе НКОП, НКАП, МАП, Завод авиационных измерительных приборов ВСНХ, 1-й Государственный завод измерительных инструментов «Авиаприбор» ВСНХ, ВСНХ РСФСР, Московский завод авиационных приборов «Авиаприбор им. газеты «За индустриализацию» НКТП, Завод «Авиаприбор» им. С. Орджоникидзе НКТП, Саратовский электроприборостроительный завод (СЭЗ) им. С. Орджоникидзе МАП, Саратовский завод им. Серго Орджоникидзе МАП, Саратовское ПО им. Серго Орджоникидзе МАП, В-8240, ГП, ОАО «СЭЗ им. С. Орджоникидзе»

      /г. Москва Соколовский пер., 1 (1926г.); г. Москва, 8 Кутузовская, 10 (1935г.); г. Москва Кутузовская слобода, 1 (1940г.) п/я 424 «Авиоприбор» (1935г.), «Горизонт» (1937г.); г. Энгельс Саратовской обл.; г. Саратов/

      /410005 г. Саратов, 5 ул. Б. Садовая, 239 «Ока» тел. 26-11-32 www.zaprib.ru/

      В 1916(5)г. в Киеве обыла образована Центральная аэронавигационная станция Военно-Воздушного Флота. К 9.07.1917г. станция переведена в Москву и начала работу. Размещена в здании бывшей бани Соколовского в Грузинах. Руководителем назначен А.А. Фридман {17.06.1888-16.09.1925} – создатель отечественной аэронавигации. На базе станции начато формирование Казенного завода.

      В 1918г. получил название Завод авиационных измерительных приборов («Авиаприбор»), в 11.1921г. – в ведении Отдела металла ВСНХ. С 22.04.1922г. Государственный завод измерительных приборов «Аиаприбор» – в ведении Точмеханики ГУМП ВСНХ.64 1-й Гос. завод «Авиаприбор» входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). В 06.1926г. завод – в ведении Точмеха ВСНХ РСФСР, в мобилизационном отношении подчинялся авто-авиа подотделу ВПУ.125 В 01.1935г. Московский завод… «Авиаприбор» им. газеты «За индустриализацию» – в ведении ВОТИ НКТП.196 В том же году ему присвоено имя С. Орджоникидзе. В 12.1936г. «Авиаприбор» передан из ВОТИ НКТП в ведение НКОП и по пр. № 06сс от 30.12.1936г. переименован в завод № 213. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. и пр. № 59 от 14.02.1937г. завод № 213 передан в ведение 10ГУ НКОП (и на 12.1938г.), пр. № 90 от 13.03.1937г. утвержден Устав завода.

      На заводе организована опытная база авиаприборов (действовала недолго) и ремонт авиационных измерительных приборов (1919-20г.).

      В период 1920-30г. завод изготовлял различные металлические изделия гражданского приборостроения: медицинский инструмент, манометры, расходомеры, часы. С 1920г. предприятие было переоборудовано, вступили в строй отдельные цеха как 1-е отделение завода по авиаприборам. 7.04.1924г. в состав завода влита Государственная часовая фабрика.

      Ввиду непрерывного расширения деятельности и специализации производство часов в 1930г. выделено в отдельное предприятие («Новь», 2-й часовой завод, далее – завод № 853 НКМВ). Далее производство теплоприборов выделилось в самостоятельный Владимирский теплоприборный завод.

      В 1932г. завод «Авиаприбор» был еще раз разделен: производство механических авиационных приборов было выделено в самостоятельный завод, сохранивший название «Авиаприбор», и переведено из места в Грузинах на новую площадку в Кутузовской слободе (угол Можайского и Филевского шоссе, около ст. Кутузово). Здесь организован крупносерийный завод по авиационным неэлектрическим приборам. Для ускорения организации под новый завод было передано начатое строительство «Термоаппаратстроя» в Филях, проведена перепланировка.

      Вскоре изготовление чертежных принадлежностей выделено в завод «Готовальня» (далее завод № 843 НКМВ). Оставшаяся в Грузинах часть завода получила название «Тизприбор» (далее – завод № 230).

      Первую продукцию дал в 1933г. В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. требовалось: увеличить производственную программу авиагоризонтов на 120 шт. и аэротермометров на 1000 шт; провести подготовку производства с расчетом выпуска в 1935г.: гирополукомпасов – 2000, авиагоризонтов – 2000, ночных компасов – 10 тыс., вариометров – 5000, электробомбосбрасывателей – 300.133 В 1935г. начато строительство 2-й очереди завода.

      В 1934г. на заводе образована первая конструкторская группа по разработке навигационного оборудования для самолетов. На территории завода в 1934г. создан проектный институт ГипроВОТИ (далее – ГСПИ-10).138

      Расп. № 02сс от 22/25.12.1936г. заводу поручено изготовить во 2-м квартале 1937г. две схемы ПУАЗО «СО» пушек Б-34 для крейсера «Киров»; пр. № 121с от 3.04.1938г. требовалось к 15.04.1938г. сдать аппаратуру ЗАС для МПУАЗО крейсера «Киров». Во исполнение пост. СТО № 61сс от 23.03.1937г. пр. № 0067 от 31.03.1937г. заводу поручено обеспечить выполнение проектно-конструкторских работ и изготовления опытных образцов морских приборов управления стрельбой в кооперации с заводом «Пирометр».

      В начале 1936г. на завод переведены работники бывшей мастерской по разработке заградительных авиационных мин (ЗАМ). По пр. № 00144 от 29.06.1937г. на завод из КБ-21 передана танковая группа.

      В 1936г. по договору техпомощи на заводе изготовлено несколько автопилотов АВП-12 (типа «Сперри»). В 1937г. требовалось запустить их в серию и выпустить 275 комплектов. В 1937г. на заводе намечено также изготовить 25 автопилотов отечественной конструкции СТЛ-4 (в январе один из них был установлен на СБ).

      Пр. № 0092 от 27.04.1937г. предписано ввести в эксплуатацию в 3-м квартале корпус «В», закончить реконструкцию в 1937г.

      В 1937г. на заводе действовало небольшое производство сильфонов и гибких шлангов. Пр. № 3с от 2.01.1938г. заводу предписано выпустить в 1-м квартале 1938г. 12 комплектов приборов ОБРИ, затем оборудование передать заводу № 103. По пр. № 164сс от 14.05.1938г. требовалось: организовать на заводе производство сильфонов; к 1.06.1938г. переработать техпроект завода (ГПИ-10) в связи с новой специализацией; с 1.10.1938 по 1.01.1939г. перевести производство морских ПУАЗО со всем оборудованием и кадрами на завод № 252 НКОП. По пр. № 413с от 27.10.1938г. 10 конструкторов переведено на завод № 205. По пр. № 22с от 14.01.1939г. 27-й отдел завода (в 1937-38г. им разработаны центральные приборы МПУАЗО «СО» и «СОМ») переведен на завод № 251.

      Пр. № 232сс от 28.06/3.07.1938г. заводу поручено организовать серийное производство электросбрасывателя ЭСБР-2 или ЭСБР-4 для АНТ-42.

      По пр. № 729сс от 22.07.1941г. завод № 213 эвакуирован на площади поселка Мясокомбината, что в 14 км от г. Энгельс. Здесь действовал сначала филиал завода № 213. Пр. № 1050 от 8.10.1941г. в Энгельс переведены оставшиеся мощности из Москвы и филиал получил статус завода № 213 НКАП. Из состава завода № 213 в Энгельсе выделился самостоятельный завод № 133.130

      На бывшей площадке завода по пр. № 63 от 25.01.1942г. были образованы Ремонтные мастерские по приборам при 5ГУ НКАП, а вскоре в 04.1942г. создан новый приборный завод № 122 НКАП.

      При заводе в г. Энгельс действовало ОКБ-213 НКАП гл. конструктора Е.Ф. Антипова.

      В годы ВОВ осуществлял производствопилотажных, навигационных и моторных приборов.

      По пр. № 21с НКАП от 28.01.1946г. ввиду неудобства расположения вдалеке от коммуникаций завод № 213 переведен из г. Энгельс в г. Саратов на площадку завода № 167 НКАП, обьединившись с ним под прежнимназванием завод № 213 НКАП. В соответствии с тем же пр. в течение нескольких месяцев 700 чел. раб. и ИТР, имевших прописку в Москве с основной частью гироскопического производства переведены на завод № 122 НКАП. На время перебазирования завод № 167 реорганизован в филиал завода № 213. Площади в Энгельсе возвращены Мясокомбинату Наркоммясомолпрома.

      С 03.1946г. завод № 213 – в ведении 5ГУ МАП. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Саратовского СНХ РСФСР. В 1972г. Саратовский завод им. Орджоникидзе – в ведении 9ГУ. Далее на базе завода как головного предприятия создано Саратовское ПО им. Орджоникидзе, в 1987г. – в ведении 9ГУ МАП. Завод и ПО имели наименование «п/я В-8240» (1987г.). В состав ПО входили также (1987г.): КБПА; позднее – филиал «Клён». В 1990г. ПО входило в состав НПО «Авиаприбор» МАП.

      В 1951г. из состава завода № 213 выделился завод № 878 МАП на площадях филиала завода № 213 МАП в г. Энгельсе. Позднее завод объединен с Саратовским ПКБ.

      В начале 1950-х г. освоено производство автопилотов.

      В 1968г. образован цех № 40 (далее – завод «Радон»).

      СЭЗ с 1991г. вошёл в состав ЗАО «Авиаприбор». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. ОАО СЭЗ вошло в перечень стратегических предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Производство (2004г.): системы управления для ЛА (ПНК для тяжелых самолетов и вертолетов, указатели поворота и др.); авиационные приборы и КПА; гирополукомпасы.

      Количество оборудования (05.1946г.)- 822 м/р станков.

      Численность персонала (11.1921г.)- 150 раб., (05.1946г.)- 1802 раб., (1972г.)- 5 тыс. чел., (2002г.)- 1100 чел.69

      Директор (06.1917г.)- А.А. Фридман, (-01.1936-1.07.1937г.)- Н.И. Грецов, (1.07.1937-12.04.1938г.)- Ф.С. Малахов, (01.1938г.)- Мартынов; и.о. (-04-05.1938г.)- К.И. Михайлов; (28.05.1938-42г.)- К.И. Михайлов, (05.1942-02.1944г.)- М.Д. Березин, (02.1944-01.1945г.)- М.С. Гоцеридзе, (01.1945-51г.)- П.П. Кочеров, (1951-77г.)- Е.М. Смирнов, (1977г.-)- А.Т. Казаков. Гендиректор (-1987-97г.)- А.Т. Казаков, (-2002-05г.-)- М.И. Ставицкий.

      Зам. директора (-23.07.1937г.)- Н.С. Шнякин (снят). Помощник директора: по найму и увольнению (1938г.)- Дорофеев; (1938г.)- Гирич.

      Директор: технический (01.1936г.)- Брейтбурт, (-2002-05г.-)- В.В. Пыж; по финансовым и коммерческим вопросам (2002г.)- Б.М. Балдин, финансовый (2005г.)- Д.Б. Ханенко.

      Зам. финансового директора по коммерции (2005г.)- В.Н. Слонов.

      Гл. инженер (-23.07.1937г.)- Н.С. Шнякин, (-02-15.09.1938г.)- Д.Е. Айзенберг, (15.09.1938г.-)- М.Д. Березин, (1940г.)- Басторин, (1943-44г.)- П.П. Кочеров, (05.1946г.)- Закс.

      Зам. гл. инженера по ВМО (2.04-7.09.1937г.)- Б.В. Григорьев.

      Гл. технолог (1943-44г.)- В.А. Казаков.

      Начальники цехов: (1939-41г.)- В.А. Казаков.

      Начальники отделов: ВМ (01.1936г.)- Никифоров; ОТК (-05-06.1937г.-)- П.П. Бенедиктов;139 секретного (1987г.)- Н.В. Пеня; (1941-43г.)- В.А. Казаков.

      Зам. начальника отдела: НТО (07.1937г.)- Вайнтрауб.

Производство:автопилоты: «Сперри» (1937), АВП-12 (1937), АПС-600А для ЗУР В-600П, для Ил-14, Ли-2 (1950-е), для МиГ-21 (1963-); авиагоризонт АГ-1 (1937); бензиномеры: гидростатический, электрический типа «Дуглас» (1937); компасы К-5, АН-4, КП-6, КП-8, ГМК-2 (1937), компасы КИ-10, А-4 (-1941); вариометры, высотомеры, трубки Пито, указатели: поворота, скорости, угла атаки, угла закрылков (-1937-41); уклономер, мановакууметры, манометры: бензина, масла (1937), МГ-310 (1946); анероидные капсюли для регуляторов наддува (1938); тахометры, аэротермометры, флюлметр, анероид для мотора М-107 (-1941); гироскопы, оптические прицелы ТОС, бомбодержатели (-1941); термометры ТГ-170, -518, -320, -520, -510; прибор управления торпедной стрельбой ОБРИ (-1938); блоки штурвального управления для Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ту-334 (2005); системы управления полетом и тягой для Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ту-334 (2005); ЗАМ (-1936)- 42.

КБ завода № 213 НКОП, ОКБ-213 НКАП при заводе № 213

      /г. Москва; г. Энгельс Саратовской обл./

      В 1935г. разработан электро-магнитный пружинный спуск (ЭМПС) для держателя Дер-21 самолета ТБ-3.

      При заводе в г. Энгельс действовало ОКБ-213 НКАП гл. конструктора Е.Ф. Антипова.

      По пр. НКАП № 641 от 5.11.1944г. ОКБ-213 переведено из Энгельса на площади завода № 122 НКАП в Москву, в 1946г. реорганизовано в ОКБ-122 НКАП.

      Руководители групп: «Э» (1937г.)- Г.С. Черный (ЭМПС).

Мастерская по разработке заградительных авиационных мин (ЗАМ) АУ РККА, НКТП

      В 03.1935г. мастерская передана из АУ РККА в ведение НКТП.

      Была разработана ЗАМ. В результате испытаний мина была признана опасной в применении, их изготовление в 1936г. (на заводе «Авиаприбор») прекращено. Конструкторский коллектив (Тарасов, Ирд, Никифоров) переведен на завод «Авиаприбор».

      Далее действовало ОКБ-3 ВОТИ под руководством А.Е. Майзеля.

      Директор (-1935г.)- А.Е. Майзель, (1935г.-)- Рыслов.139

ОКБ-3 А.Е. Майзеля ВОТИ

      ОКБ-3 А.Е. Майзеля действовало в ведении ВОТИ. Продолжены работы по заградительным авиационным минам ЗАММ и ПБМ.

      По пр. НКОП № 00244 от 16.11.1937г. оборудование бывшего ОКБ-3 передано заводу «Парострой», а бывшие работники собраны в новое КБ, организованное под руководством Майзеля при заводе «Парострой» для продолжения работ по минам заграждения.

      Начальник минно-сборочного цеха (1930-е)- Шмытинский.

Фабрика часов ТД «Н.Б. Рейнина», Государственная часовая фабрика, 1-я фабрика часов «Новь» (бывшая Рейнина) ВСНХ

      /г. Москва ул. Суворовская, 8/

      Фабрика часов Рейнина основана до революции.

      После революции преобразована в Государственную часовую фабрику, в 1918г. – в ведении ВСНХ, с 22.04.1922г. – в ведении Точмеханики ГУМП ВСНХ (и на 06.1926г.), в 06.1926г. в мобилизационном отношении подчинялась подотделу вооружения ВПУ ВСНХ.125 7.04.1924г. фабрика влита в состав завода «Авиаприбор».138

      Фабрика была закрыта 15.02.1918г.64

ОКБ-4 МАП, ГС ОКБ-213 МАП, МОП, ГКАТ, ОКБ СЭЗ, Саратовское приборостроительное КБ (СПКБ), КБ промышленной автоматики(КБПА) МАП, Р-6133, ГП, АООТ, ОАО «КБПА»

      /410015 г. Саратов ул. Б. Садовая, 29/

      /410005 г. Саратов, 5 ул. Б. Садовая, 239 «Пилот» тел. 73-42-52 www.kbpa.ru/

      ОКБ-4 вновь образовано при заводе № 213 в Саратове по пр. МАП № 219сс от 18.04.1946г. и пр. от 24.02.1947г. в системе 5ГУ для развертывания работ по приборам манометрической и сильфонной группы. Пр. от 24.11.1947г. ОКБ-4 переименовано в ОКБ-213.

      Разработка электроманометров, автоштурманов. В 1960-х г. работы по гироскопическому блоку Б4ДГ для СУ БР 8К75.

      В 1957- начале 1960-х г. действовал филиал ОКБ-213 на заводе № 878 ГКАТ (гл. конструктор А.И. Глухарев).

      По пр. от 24.08.1957г. переименовано в ГС ОКБ-213 в ведении 4 ГУ ГКАТ, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 4-го Управления ГКАТ.169 По пр. от 30.04.1966г. ГС ОКБ-213 переименовано в КБПА для разработки АП и САУ вертолетов. Действовало в ведении: МАП (1947-53; 1953-57; с 1965г.; в 1972г. – в его 9ГУ), МОП (1953г.), ГКАТ (1957-65г.). В 1987г. КБПА входило в состав Саратовского ПО им. Орджоникидзе, имело наименование «п/я Р-6133».74

      В соответствии с ПСМ № 656-267 от 18.06.1960г. принимало участие в разработке телеметрических датчиков для ракеты комплекса Д-6.

      В соответствии с ПСМ № 109-38 от 4.02.1975г. по пр. № 141сс от 7.04.1975г. КБ определено головным по разработке базового пилотажного комплекса для вертолета Ми-26.164

      В 1969г. сюда были переданы все работы по системам управления вертолетами с 3-го МПЗ.

      В 1991г. КБ вошло в ЗАО «Авиаприбор». В 1994г. преобразовано в ОАО. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО включено в состав Корпорации «Ростехнологии». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Работы (2004-06г.): разработка и производство авиационного электронного оборудования, информационных вычислительных машин (бортовых компьютеров), комплексных систем электронной индикации и сигнализации (бортовых пультов управления магистральных самолетов), систем автоматического управления ЛА (установлены на большинстве отечественных вертолетов), дирижаблей; ПНК для БПЛА и мишеней. В рамках конверсии разрабатывает системы управления судами на подводных крыльях.

      Численность персонала (1972г.)- 1120 чел., (2002г.)- 260 чел.

      Гл. конструктор (1948г.)- Натансон, (-1961-12.1967г.-)- П.Д. Митяшин, (1960-е)- Трошин, (-1969-конец 1990-х)- В.Д. Саюров.

      Начальник (-04.1975-87г.-)- Н.И. Чернышкин. Гендиректор (1996г.)- В.Д. Саюров, (-2002-06г.-)- В.А. Чернышкин.

      Зам. гендиректора: по науке (1996г.)- С.В. Петров; по экономике (2006г.)- А.В. Ющенко. Коммерческий директор (2002г.)- М.О. Галкин.

      Гл. инженер (2002г.)- Ю.Л. Ломакин.69

      Гл. конструкторы: (-2005-06г.-)- И.В. Сергушов.

      Зам. начальника отдела: 1-го (1987г.)- Е.М. Гуд.

Создано: САУ и пилотажно-навигационные комплексы: АП-155 для МиГ-21, САУ-23 для МиГ-23, ВСУПТ-85МВЛ для Ил-114, ПКВ-М24 для Ми-24 и Ми-28; бортовые пилотажные пульты управления для Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ту-334; САУ для Ка-226, Ка-50, Ка-60У, Ка-62, Ка-31, Ми-8, Ми-24, Ми-26, Ми-28, для беспилотного варианта Ми-4; САУ БПЛА: АП-73, АП-122 для Ла-17М, САУ-131 для «Крыло», АСМ-21 для МиГ-21М, ПК-400М для мишени «Дань»;101 комплекс бортового оборудования дирижабля AU-30 (2006).73

Завод «Радон» МЭП, В-8149, АОЗТ, ЗАО «Радон», ЗАО «Агат»

      /413060 г. Маркс Саратовской обл. пр. Ленина, 58 «Рубин» (1985г.)/

      /413090 г. Маркс Саратовской обл. ул. Ленина, 111/

      В 1968г. образован цех № 40 Саратовского завода электроприборов. В 1972г. он вошел в состав ПО «Алмаз» (г. Саратов). С 04.1977г. – завод «Радон» в составе ПО «Тантал» МЭП (и на 1989г.). Имел наименование «п/я В-8149» (1985г.).201

      С 1993г. – АОЗТ «Радон», с 1995г. – ЗАО. С 10.1996г. – ЗАО «Агат».

      Директор (11.1985г.)- А.А. Арефьев.

      Гл. инженер (11.1985г.)- А.П. Кондрашов, (05.1989г.)- Н.Д. Цыганок.

      Начальник 1-го отдела (11.1985г.)- С.А. Иванов.

      Производство: видеомагнитофоны: «Электроника» ВМ-12, -18, -32 «Тантал».

Филиал «Клён» Саратовского ПО им. Серго Орджоникидзе МАП, Ж-1684

      Имел наименование «п/я Ж-1684» (1980-е).74

< 1 14 15 16 60 >