Предприятия № 11-20

ОКБ-12 МАП, ГКАТ, Московское ОКБ «Система», АООТ «Авиационная электроника и коммуникационные системы (АВЭКС)», ОАО «АВЭКС»

      /г. Москва п/я 2462/

      /125124 г. Москва 1-я ул. Ямского Поля, 17 тел. 257-67-11, -08-46/

      ОКБ-12 организовано 30.09.1947г. (пр. МАП № 720с от 16.12.1947г.) в ведении 5ГУ МАП в результате выделения ОКБ-2 завода № 149 МАП и его перебазирования в Москву на новую территорию. Сформировано и начало деятельность с 1948г. В 1955г. ОКБ передано из 5ГУ в 11ГУ МАП. С 08.1957г. – в ведении 4ГУ ГКАТ, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 4-го Управления ГКАТ.169 В 1958г. ОКБ-12 передано в ведение ГКРЭ.

      Работы по контрольным приборам и автоматике поршневых и реактивных двигателей.

      ОКБ было поручено создание системы управления и защиты (СУЗ) ядерного реактора «А» комбината № 817. Далее были созданы СУЗ для многих других реакторов.

      В начале 1960-х г. велись работы по системе опорожнения баков и регулирования соотношения компонентов топлива для РН Н1.

      ОКБ-12 имело филиал в Казани на заводе № 230 МАП (создан по пр. МАП от 24.05.1954г.; в соответствии с ПСМ от 15.04.1958г. реорганизован в самостоятельное ОКБ-230).

      В 1964г. ОКБ-12 объединено с НИИ-25 (пр. Мира, 125) в НИИП, который базировался на двух территориях.

      4.08.1992г. в результате реорганизации НИИП территория на 1-й ул. Ямского Поля выделилась в самостоятельную организацию – Московское ОКБ «Система». С 8.07.1993г. – АООТ «АВЭКС». По решению Правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав Корпорации «Ростехнологии».

      Разработка и производство электронных систем управления ГТД (ЭСУД), систем электропитания РКТ, БЭВМ.

      В составе предприятия: научные подразделения и опытное производство.

      Разработка (2002г.): системы электропитания бортовой аппаратуры РКТ и ПЛ, системы управления плазменными электроракетными двигателями; специальные преобразователи напряжения; системы и аппаратура управления самолетным оборудованием; ОЭС измерения температуры лопаток ГТД; электронные первичные преобразователи информации; силовые транзисторные преобразователи частоты для корабельных систем; печатные платы; приборы для медицины, ткацкого производства, машиностроения, энергетики; аппаратура управления для газоперекачивающих станций.

      Численность персонала (2002г.)- 400 чел.

      Гл. конструктор ОКБ (1947-49г.)- М.А. Ойхер, (1949-60г.-)- А.С. Абрамов.

      Зам. гл. конструктора (1949г.-)- И.Я. Емельянов, С.В. Зотов.

      Гендиректор (1992-2005г.-)- Б.М. Пашов.

      1-й зам. гендиректора (2002г.)- М.Ф. Гинзбург. Зам. гендиректора (2002г.)- Г.Э. Тайц, (2002г.)- С.А. Ериков.

      Гл. инженер (2002г.)- В.Е. Конев.

      Начальник ПЭО (2002г.)- В.Г. Чекмарев. Руководитель БНТКИ (2002г.)- И.В. Бутнев.

Создано: системы управления и защиты: реактора АВ-2 комбината № 817 (1951), Обнинской АЭС, ледокола «Ленин», АПЛ, ЯЭУ КА; системы управления расходом компонентов топлива БР, РН («Восток-1»); электронные системы управления двигателями для Ил-86, Ту-160, Ту-334, ОК «Буран», орбитальной станции «Алмаз», КА «Космос», «Ямал», МКС, “Kazsat”, «БелКА»;

      (2002г.): преобразователь напряжения для МКС; грузовой автомобиль «ЗиЛ-Электро»; необслуживаемая система бортового электропитания вагонов метро; автономные системы электропитания подвижного пункта управления г. Москвы.69


Особое конструкторское техническое бюро № 12 (ОКТБ-12) НКВД

      /г. Ленинград/

      ОКТБ-12 действовало в 1931-32г., размещалось в Доме предварительного заключения. Специализировалось на архитектурно-проектных работах.

      Разработаны проекты «Большого дома», реконструкции гаража ОГПУ на Манежной площади и др.

      Работали: Н.Е. Лансере, Б.К. Рерих.


Государственное проектно-конструкторское бюро специального назначения № 12 (ПКБ-12) МАП, ММ, Госплана, Минстроя РСФСР, Государственный ордена ТКЗ проектный институт «Проектмонтажавтоматика», Государственный проектно-конструкторский институт «Проектмонтажавтоматика»

      /г. Москва 3-я Хорошевская ул., 2 тел. 191-04-55/

      ПКБ-12 создано по пр. от 16.01.1951г., по пр. от 30.10.1969г. преобразовано в институт «Проектмонтажавтоматика». Действовали в ведении: треста «Теплоконтроль» МАП (1951-53г.), ММ (1953-54г.), Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (1954-55г.), треста «Теплоконтроль» ММиП (1954-56г.), Госплана (1957г.), Минстроя РСФСР (1957-63г.), Минмонтажспецстроя РСФСР (1963г.), Госкоммонтажспецстроя (1963-65г.), Минмонтажспецстроя (1965-69г.-). В 1976г. институт награждён орденом ТКЗ.

      Разработка проектов автоматизации техпроцессов в различных отраслях промышленности; систем контроля и регулирования сантехустройств административных и культурно-спортивных зданий и сооружений и промышленных предприятий. Принимало участие в разработке наземных стартовых комплексов РКТ.77

      ПКБ имело филиалы: Ленинградский (1951-58г., затем – ГПИ «Проектавтоматика»), Ивановский (-1958г.), Кемеровский (-1958г.).

      Выполнены проекты автоматизации и контроля установок кондиционирования и сантехустройств соборов Двенадцати Апостолов и Успенского в Кремле, телецентра в Останкино, аэропорта Внуково.137

      Начальник (1954-56г.)- М.Е. Раковский. Гендиректор (1999г.)- Н.А. Рыжов.

Ленинградский филиал ПКБ-12, Проектный институт «Проектавтоматика» Минстроя РСФСР, МПСАиСУ, Государственный проектный институт (ГПИ) «Проектавтоматика» МПСАиСУ

      /191025 г. Ленинград наб. р. Фонтанки, 48/

      Ленинградский филиал ПКБ-12 образован расп. СМ от 18.05.1951г. из проектного отдела предприятия «Севзаптеплоконтроль». В соответствии с ПСМ № 904 от 26.05.1957г., ПСМ РСФСР № 1050 от 10.09.1957г. по пр. № 67 от 17.09.1957г. филиал передан в ведение Главтехмонтажа Минстроя РСФСР. По пр. № 85 от 12.03.1958г. филиал преобразован в самостоятельный Проектный институт «Проектавтоматика» с двумя филиалами (Ивановским и Кемеровским). По пр. № № 133 от 12.04.1958г. и № 168 от 6.05.1958г. институт передан в ведение Главпроектмонтажавтоматики Минстроя РСФСР, с 1963г. – Минмонтажспецстроя РСФСР, в 04.1963г. – Госкоммонтажспецстроя. В соответствии с ПСМ № 751 от 9.07.1963г. и расп. № 2403 от 4.12.1963г. передан в ведение ГК по приборостроению, средствам автоматизации и СУ при Госплане, по пр. № 76 от 23.12.1965г. – в ведении Глававтоматики МПСАиСУ. По пр. № 230 от 30.06.1966г. передан в ведение созданного ВПМО «Автоматика» МПСАиСУ; по пр. № 326 от 25.12.1970г. – «Союзпромавтоматики» МПСАиСУ, а Волгоградский и Тульский филиалы – в непосредственное подчинение «Союзсистемпрома».

      Филиал являлся головным подазделением ПКБ-12, ему подчинялись Ивановский (и на 1966г.) и Кемеровский филиалы (по пр. № 224 от 12.07.1962г. передан в подчинение Центрального проектного бюро Главпроектмонтажавтоматики, г. Москва). По пр. № 25/26 от 2.02.1956г. и № 152 от 12.07.1956г. организован отдел по созданию и внедрению АСУП (г. Волгоград), по пр. № 300 от 19.10.1967г. отдел реорганизован в Волгоградский филиал института. Пр. по институту № 90 от 20.09.1968г. в Туле организован проектный отдел по проектированию АСУ организацией МТС и проведения других проектных работ по автоматизации для предприятий г. Тулы и области. Пр. по институту № 15 от 28.04.1971г. организован проектный отдел в г. Душанбе, по пр. № 59 от 12.05.1971г. и пр. по институту № 42 от 2.06.1972г. организован проектный отдел в Иркутске.

      Разработка: АСУ техпроцессов предприятий; стандартов, инструкций и др. нормативно-технической документации; типовых проектов и типовых технических решений по автоматизации техпроцессов. Принимал участие в создании стартовых комплексов РКТ.77

      В составе института: отделы: проектные ОП-1, -2, -3, -4, -5, -6 и -8, в г. Душанбе, Иркутске и Тбилиси; экспериментально-исследовательский (ЭИО), исследовательский (ИО-1), вычислительных работ (ОВР), ППО, технический (ТО), выпуска проектов, бухгалтерско-финансовый, кадров, АХО; инженерно-экономический сектор (ИЭС).


СКБ-12 при станкостроительном заводе им. С.М. Кирова

      См. Минский станкостроительный завод им. Кирова. ч. II.