Предприятия № 11-20

      

ОКБ-12 МАП, ГКАТ, Московское ОКБ «Система», АООТ «Авиационная электроника и коммуникационные системы (АВЭКС)», ОАО «АВЭКС»

      /г. Москва п/я 2462/

      /125124 г. Москва 1-я ул. Ямского Поля, 17 тел. 257-67-11, -08-46/

      ОКБ-12 организовано 30.09.1947г. (пр. МАП № 720с от 16.12.1947г.) в ведении 5ГУ МАП в результате выделения ОКБ-2 завода № 149 МАП и его перебазирования в Москву на новую территорию. Сформировано и начало деятельность с 1948г. В 1955г. ОКБ передано из 5ГУ в 11ГУ МАП. С 08.1957г. – в ведении 4ГУ ГКАТ, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 4-го Управления ГКАТ.169 В 1958г. ОКБ-12 передано в ведение ГКРЭ.

      Работы по контрольным приборам и автоматике поршневых и реактивных двигателей.

      ОКБ было поручено создание системы управления и защиты (СУЗ) ядерного реактора «А» комбината № 817. Далее были созданы СУЗ для многих других реакторов. Созданы также приводы СУЗ для АПЛ пр. 627 (С.А. Франкштейн). В 1953г. группа специалистов по СУЗ во главе с И.Я. Емельяновым (в т.ч. А.Г. Филиппов, С.Л. Уманская) перешли со своей тематикой работать в НИИ-8 МСМ.182

      В начале 1960-х г. велись работы по системе опорожнения баков и регулирования соотношения компонентов топлива для РН Н1.

      ОКБ-12 имело филиал в Казани на заводе № 230 МАП (создан по пр. МАП от 24.05.1954г.; в соответствии с ПСМ от 15.04.1958г. реорганизован в самостоятельное ОКБ-230).

      В 1964г. ОКБ-12 объединено с НИИ-25 (пр. Мира, 125) в НИИП, который базировался на двух территориях.

      4.08.1992г. в результате реорганизации НИИП территория на 1-й ул. Ямского Поля выделилась в самостоятельную организацию – Московское ОКБ «Система». С 8.07.1993г. – АООТ «АВЭКС». По решению Правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав Корпорации «Ростехнологии». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).

      Разработка и производство электронных систем управления ГТД (ЭСУД), систем электропитания РКТ, БЭВМ.

      В составе предприятия: научные подразделения и опытное производство.

      Разработка (2002г.): системы электропитания бортовой аппаратуры РКТ и ПЛ, системы управления плазменными электроракетными двигателями; специальные преобразователи напряжения; системы и аппаратура управления самолетным оборудованием; ОЭС измерения температуры лопаток ГТД; электронные первичные преобразователи информации; силовые транзисторные преобразователи частоты для корабельных систем; печатные платы; приборы для медицины, ткацкого производства, машиностроения, энергетики; аппаратура управления для газоперекачивающих станций.

      Численность персонала (2002г.)- 400 чел.

      Гл. конструктор ОКБ (1947-49г.)- М.А. Ойхер, (1949-60г.-)- А.С. Абрамов.

      Зам. гл. конструктора (1949г.-)- И.Я. Емельянов, С.В. Зотов.

      Гендиректор (1992-2005г.-)- Б.М. Пашов.

      1-й зам. гендиректора (2002г.)- М.Ф. Гинзбург. Зам. гендиректора (2002г.)- Г.Э. Тайц, (2002г.)- С.А. Ериков.

      Гл. инженер (2002г.)- В.Е. Конев.

      Начальник ПЭО (2002г.)- В.Г. Чекмарев. Руководитель БНТКИ (2002г.)- И.В. Бутнев.

      Создано: системы управления и защиты: реактора АВ-2 комбината № 817 (1951), Обнинской АЭС, АПЛ пр. 627, ледокола «Ленин», ЯЭУ КА; системы управления расходом компонентов топлива БР, РН («Восток-1»); электронные системы управления двигателями для Ил-86, Ту-160, Ту-334, ОК «Буран», орбитальной станции «Алмаз», КА «Космос», «Ямал», МКС, “Kazsat”, «БелКА»;

      (2002г.): преобразователь напряжения для МКС; грузовой автомобиль «ЗиЛ-Электро»; необслуживаемая система бортового электропитания вагонов метро; автономные системы электропитания подвижного пункта управления г. Москвы.69

      

Особое конструкторское техническое бюро № 12 (ОКТБ-12) НКВД

      /г. Ленинград/

      ОКТБ-12 действовало в 1931-32г., размещалось в Доме предварительного заключения. Специализировалось на архитектурно-проектных работах.

      Разработаны проекты «Большого дома», реконструкции гаража ОГПУ на Манежной площади и др.

      Работали: Н.Е. Лансере, Б.К. Рерих.

      

ЦБ-12 МСП, п/я 3420, ЦКБ малых промысловых судов «Речпромсуд» МСП, ЦКБ промысловых судов «Речпромсуд» МСП, ЦКБ «Нептун» МСП, Р-6618, АО «ЦКБ «Нептун»

      /г. Москва, Ж-127 ул. Станиславского, 25 «Яхта» (1966г.), «Бимс»/

      /103009 г. Москва Леонтьевский пер., 25 тел. 229-58-62/

      ЦБ-12 МСП имело наименование «п/я 3420». Далее переименовано в ЦКБ малых промысловых судов «Речпромсуд», в 01.1966г. – в ведении 8ГУ МСП. В 01.1967г. – ЦКБ промысловых судов «Речпромсуд». Далее переименовано в ЦКБ «Нептун». Имел наименование «п/я Р-6618» (1966г.-).205

      ЦКБ являлось головным предприятием страны по проектированию плавсредств для населения (катеров, моторных, гребных и надувных лодок, байдарок).

      Входило в ФПГ «Скоростной флот» (2007г.).

      Ген. конструктор (2000г.)- В.С. Соколов.

      Начальник (01.1966г.)- Л.В. Панков, Г.Е. Андреев. Гендиректор (1990-е-2000г.-)- В.С. Соколов.

      Гл. инженер (01.1966г.)- А.И. Костров, (01.1967г.)- И.А. Мартынов, (1980-е)- Г.Е. Андреев, (-1990-е г.)- Т.Г. Тупицкий.

      Начальники отделов: ППО (1980-е)- В.С. Сускин; 1-го (01.1966г.)- М.Ф. Овцин.

      Гл. конструкторы: (1970г.)- И.Е. Гущин (пр. 1328), (1970-е)- А.П. Рябчиков (пр. 14611), (1980-е)- В.В. Сидоров (пр. 14630), (1990-е)- А.С. Кудрявцев, (1980-е)- В.В. Проценко, (1980-е)- Э.В. Аулов.

      Работали: (1980-е)- В.Н. Кабанов, (1980-е)- И.М. Митракова, (1980-е)- В.Я. Ткачук, (1980-е)- В.Д. Фофанов.

      Создано: катера: прогулочный 370М (1950-е); нефтемусоросборщики пр. 1515 (1969), пр. 14630 (1980-е); базовый противопожарный пр. 14611 (1980); МРТ пр. 1328 типа «Балтика» (1970); гидрографический бот пр. 16611 (1992); СВП: «Гепард», «Пума», лоцманское пр. 14661 «Рысь», пассажирское пр. 15063 «Ирбис», «Бизон», патрульное «Арго» (2000-е).

Опытный завод ЦКБ «Нептун»

/г. Долгопрудный Московской обл., ст.Водники/

Директор (1990-е-2000г.-)- Ю.Е. Паскаль.

      Производство: СВП «Гепард», «Пума», «Ирбис», «Бизон»; пограничный катер пр. 1397 «Чирок».

      

Государственное проектно-конструкторское бюро специального назначения № 12 (ПКБ-12) МАП, ММ, Госплана, Минстроя РСФСР, Государственный ордена ТКЗ проектный институт «Проектмонтажавтоматика», Государственный проектно-конструкторский институт «Проектмонтажавтоматика»

      /г. Москва 3-я Хорошевская ул., 2 тел. 191-04-55/

      ПКБ-12 создано по пр. от 16.01.1951г., по пр. от 30.10.1969г. преобразовано в институт «Проектмонтажавтоматика». Действовали в ведении: треста «Теплоконтроль» МАП (1951-53г.), ММ (1953-54г.), Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (1954-55г.), треста «Теплоконтроль» ММиП (1954-56г.), Госплана (1957г.), Минстроя РСФСР (1957-63г.), Минмонтажспецстроя РСФСР (1963г.), Госкоммонтажспецстроя (1963-65г.), Минмонтажспецстроя (1965-69г.-). В 1976г. институт награждён орденом ТКЗ.

      Разработка проектов автоматизации техпроцессов в различных отраслях промышленности; систем контроля и регулирования сантехустройств административных и культурно-спортивных зданий и сооружений и промышленных предприятий. Принимало участие в разработке наземных стартовых комплексов РКТ.77

      ПКБ имело филиалы: Ленинградский (1951-58г., затем – ГПИ «Проектавтоматика»), Ивановский (-1958г.), Кемеровский (-1958г.).

      Выполнены проекты автоматизации и контроля установок кондиционирования и сантехустройств соборов Двенадцати Апостолов и Успенского в Кремле, телецентра в Останкино, аэропорта Внуково.137

      Начальник (1954-56г.)- М.Е. Раковский. Гендиректор (1999г.)- Н.А. Рыжов.

Ленинградский филиал ПКБ-12, Проектный институт «Проектавтоматика» Минстроя РСФСР, МПСАиСУ, Государственный проектный институт (ГПИ) «Проектавтоматика» МПСАиСУ

      /191025 г. Ленинград наб. р. Фонтанки, 48/

      Ленинградский филиал ПКБ-12 образован расп. СМ от 18.05.1951г. из проектного отдела предприятия «Севзаптеплоконтроль». В соответствии с ПСМ № 904 от 26.05.1957г., ПСМ РСФСР № 1050 от 10.09.1957г. по пр. № 67 от 17.09.1957г. филиал передан в ведение Главтехмонтажа Минстроя РСФСР. По пр. № 85 от 12.03.1958г. филиал преобразован в самостоятельный Проектный институт «Проектавтоматика» с двумя филиалами (Ивановским и Кемеровским). По пр. № № 133 от 12.04.1958г. и № 168 от 6.05.1958г. институт передан в ведение Главпроектмонтажавтоматики Минстроя РСФСР, с 1963г. – Минмонтажспецстроя РСФСР, в 04.1963г. – Госкоммонтажспецстроя. В соответствии с ПСМ № 751 от 9.07.1963г. и расп. № 2403 от 4.12.1963г. передан в ведение ГК по приборостроению, средствам автоматизации и СУ при Госплане, по пр. № 76 от 23.12.1965г. – в ведении Глававтоматики МПСАиСУ. По пр. № 230 от 30.06.1966г. передан в ведение созданного ВПМО «Автоматика» МПСАиСУ; по пр. № 326 от 25.12.1970г. – «Союзпромавтоматики» МПСАиСУ, а Волгоградский и Тульский филиалы – в непосредственное подчинение «Союзсистемпрома».

      Филиал являлся головным подазделением ПКБ-12, ему подчинялись Ивановский (и на 1966г.) и Кемеровский филиалы (по пр. № 224 от 12.07.1962г. передан в подчинение Центрального проектного бюро Главпроектмонтажавтоматики, г. Москва). По пр. № 25/26 от 2.02.1956г. и № 152 от 12.07.1956г. организован отдел по созданию и внедрению АСУП (г. Волгоград), по пр. № 300 от 19.10.1967г. отдел реорганизован в Волгоградский филиал института. Пр. по институту № 90 от 20.09.1968г. в Туле организован проектный отдел по проектированию АСУ организацией МТС и проведения других проектных работ по автоматизации для предприятий г. Тулы и области. Пр. по институту № 15 от 28.04.1971г. организован проектный отдел в г. Душанбе, по пр. № 59 от 12.05.1971г. и пр. по институту № 42 от 2.06.1972г. организован проектный отдел в Иркутске.

      Разработка: АСУ техпроцессов предприятий; стандартов, инструкций и др. нормативно-технической документации; типовых проектов и типовых технических решений по автоматизации техпроцессов. Принимал участие в создании стартовых комплексов РКТ.77

      В составе института: отделы: проектные ОП-1, -2, -3, -4, -5, -6 и -8, в г. Душанбе, Иркутске и Тбилиси; экспериментально-исследовательский (ЭИО), исследовательский (ИО-1), вычислительных работ (ОВР), ППО, технический (ТО), выпуска проектов, бухгалтерско-финансовый, кадров, АХО; инженерно-экономический сектор (ИЭС).

Кемеровский филиал ГПИ «Проектавтоматика», Кемеровский ГПИ «Проектавтоматика» МПСАиСУ

      Кемеровский филиал ГПИ «Проектавтоматика» по пр. № 224 от 12.07.1962г. передан в подчинение Центрального проектного бюро Главпроектмонтажавтоматики. К 1973г. преобразован в самостоятельный Кемеровский ГПИ «Проектавтоматика» в ведении «Союзпромавтоматики» МПСАиСУ.

      По пр. № 50 от 7.03.1973г. Новосибирский, Новокузнецкий и Владивостокский проектные отделы объединены в Новосибирский филиал института.210

Новосибирский филиал Кемеровского ГПИ «Проектавтоматика», ГПИ автоматизированных систем управления (ГПИ АСУ) МПСАиСУ

      Филиал образован по пр. № 50 от 7.03.1973г. из Новосибирского, Новокузнецкого и Владивостокского проектных отделов Кемеровского ГПИ. По пр. № 117 от 16.04.1975г. филиал преобразован в самостоятельный ГПИ АСУ в ведении «Союзспецавтоматики» МПСАиСУ. По пр. № 102 от 17.04.1979г. влит в состав новосибирского ГПИ «Спецавтоматика».210

ГПИ по проектированию систем автоматического пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации («Спецавтоматика») МПСАиСУ, ГПИ автоматизированных систем управления, противопожарной автоматики и охранной сигнализации («Спецавтоматика») МПСАиСУ, Государственный проектный и конструкторский институт (ГПКИ) автоматизированных систем управления, противопожарной автоматики и охранной сигнализации («Спецавтоматика») МПСАиСУ, АОЗТ «Спецавтоматика», ЗАО «Сибирская проектно-строительная корпорация (СПСК) «Спецавтоматика», Группа компаний (ГК) «Спецавтоматика»

      /г. Новосибирск/

      ГПИ «Спецавтоматика» создан в 03.1971г. по пр. № 32 от 25.12.1970г. из Новосибирского филиала СПКБ противопожарной автоматики Сибирского СМУ ППА «Союзспецавтоматики» МПСАиСУ. Действовал в ведении ВПО «Союзспецавтоматика» МПСАиСУ (и на 1985г.). По пр. № 102 от 17.04.1979г. в состав института влит ГПИ АСУ, и он переименован в ГПИ автоматизированных систем управления, противопожарной автоматики и охранной сигнализации («Спецавтоматика»). В 1985г. переименован в ГПКИ. В соответствии с ПСМ № 16 от 8.01.1990г. ГПКИ «Спецавтоматика» передан из Минэлектротехприбора в состав созданного МГО «Защита».

      Имел филиалы: в Свердловске (1979г.), в Новокузнецке (1979г.), в Хабаровске (1979г.), во Фрунзе (1979г.).

      Решением Администрации Кировского р-на Новосибирска № 528 от 27.07.1992г. институт приватизирован и преобразован в АОЗТ «Спецавтоматика».

      В 2019г. в составе ГК: ООО «ИТЦ СА».

      Работы: проектирование и внедрение систем пожарно-охранной безопасности, видеонаблюдения, контроля доступа, жизнеобеспечения.

      Директор (1980-е)- М.Н. Чернов.

      Гл. инженер (1980-е)- А.Д. Каштанов.

ООО «Инженерно-торговый центр «Спецавтоматика» (ИТЦ СА)

      /630024 г. Новосибирск ул. Мира, 54 www.specautomatika.ru/

      В 2019г. ИТЦ СА – в составе ГК «Спецавтоматика».

      В составе компании: проектные подразделения, монтажные подразделения, учебно-методический центр.

      Гендиректор (2019г.)- Г.А. Сечин.

      Зам. гендиректора (2019г.)- А.Г. Сечин.

Межотраслевое государственное объединение по разработке, производству, монтажу и обслуживанию автоматизированных систем (МГО) «Защита»

      МГО создано в соответствии с ПСМ № 16 от 8.01.1990г. В его состав включены: ГПКИ «Спецавтоматика» /г. Новосибирск», ГПИ «Спецавтоматика» /г. Киев/, ПО «Кавказ», ПО «Уралспецавтоматика», ПО «Востоксибспецавтоматика», ПО «Севзапспецавтоматика», ПО «Укрспецавтоматика», ПО «Севкавспецавтоматика», ПО «Узспецавтоматика», предприятие «Мосспецавтоматика», Душанбинское НПО «Системавтоматика», ПО «Запспецавтоматика» /г. Минск/.

      Задачи: удовлетворение потребностей народного хозяйства в АСУ, системах автоматического пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации; увеличение их выпуска к 1996г. в два раза; организация монтажа, ремонта и фирменного обслуживания выпускаемой техники.

Государственный проектный институт (ГПИ) «Спецавтоматика», ТОО «Проектный институт «Спецавтоматика»

      /г. Киев/

      /Украина 03061 г. Киев ул. Ново-Полевая, 85А/

      В 1980-е г. ГПИ – в ведении «Союзспецавтоматики» МПСАиСУ. В соответствии с ПСМ № 16 от 8.01.1990г. институт передан из Минэлектротехприбора в состав созданного МГО «Защита».

      Директор (1980-е)- В.В. Максимов.

      Гл. инженер (1980-е)- Б.С. Назаренко.

ПО по монтажу и наладке систем автоматизации «Востоксибспецавтоматика» МПСАиСУ, АОЗТ «Востоксибспецавтоматика»

      /г. Новосибирск/

      Создано в соответствии с ПСМ № 463 от 15.09.1976г. на базе одноимённого треста как головного предприятия в ведении ВПО «Союзспецавтоматика» МПСАиСУ. В 1991г. включено в состав МГО «Защита». В составе ПО: трест «Востоксибспецавтоматика» (головной); СМНУ: Абаканское, Братское, Приморское, Иркутское, Красноярское, Норильское, Хабаровское, Якутское.

      24.03.1992г. ПО приватизировано и преобразовано в АОЗТ.

      Гендиректор- И.М. Красов, Ю.Т. Лощенов, А.Т. Кутырёв.

ПО «Кавспецавтоматика» МПСАиСУ, ПО «Кавказ»

      /г. Тбилиси/

      ПО «Кавспецавтоматика» создано в ведении ВПО «Союзспецавтоматика» МПСАиСУ. Возможно, далее переименовано в ПО «Кавказ». В 1990г. включено в состав МГО «Защита».

      Гендиректор- Н.Г. Гогава.

      

СКБ-12 при станкостроительном заводе им. С.М. Кирова

      См. Минский станкостроительный завод им. Кирова. ч. II.