Предприятия № 901-
Завод № 918 МАП, п/я 1052, Машиностроительный завод «Звезда» МАП, НПО, Научно-производственное предприятие (НПП) «Звезда», А-3927, ОАО «НПП «Звезда» им. академика Г.И. Северина»
/г. Люберцы Московской обл./
/140070 пос. Томилино-2 Люберецкого р-на Московской обл., ул. Гоголя, 39 ст. Люберцы-2 Московской ж/д «Интеграл» тел. 557-30-65/
Завод № 918 организован 2.10.1952г. в Томилино (видимо, на площадях бывшего ОКБ-30 А.П. Голубкова) в системе 7ГУ МАП для концентрации работ по катапультным креслам и скафандрам летчиков. Сюда из ЛИИ передан отдел по разработке авиационных и космических средств жизнеобеспечения, а также профильные коллективы из ЦАГИ и других ОКБ. По 08.1957г. завод № 918 – в ведении 1ГУ МАП, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в ведение 1-го Управления ГКАТ.169 Имел наименования «п/я 1052», «п/я А-3927» (1987г.). В 1972-87г. Машиностроительный завод «Звезда» – в ведении 7ГУ МАП.
В 1960-е г. при заводе № 469 образован филиал завода № 918 для освоения производства гермошлемов. Начальник филиала- Ю.И. Менделенко.
На заводе в 1952-73г. работал С.М. Алексеев по переделке МиГ-15 в самолет-мишень МиГ-15М, по системе дозаправки в воздухе самолета М-4. Работы по переделке МиГ-19 в мишень МиГ-19М, ракеты К-20 в мишень М-20.
По пр. № 44 от 17.09.1953г. создана система дозаправки самолетов в воздухе на базе Ту-16.
Велись работы по созданию противогазов для летного состава совместно с СКБ КДА (1957г.).
Пост. правительства от 22.05.1959г. заводу поручена разработка скафандра, кресла, носимого аврийного запаса, ассенизационного устройства и манекена (для отработки на беспилотном варианте) для пилотируемого корабля «Восток». С 1961г. велась разработка амортизационных кресел системы приземления спускаемого аппарата КК «Союз». В 1979г. заводу поручено создание (при участии НПО «Энергия») средств передвижения космонавта в открытом космосе с помощью реактивных двигателей. 23.03.1984г. вышел пр. МОМ/МАП об ускорении ОКР по этой теме, затем они были утверждены пост. правительства от 25.09.1985г. В 1989г. СПК было испытано и доставлено на станцию «Мир». Принимало участие в программе создания ОК «Буран».
В соответствии с ПСМ № 1053-353 от 17.11.1967г. по пр. № 421сс от 12.12.1967г. завод определён головным по разработке системы сигнализации о пожаре и пожаротушения самолета Ил-76.164
Создан ряд моделей катапультных кресел, скафандров и противогазов для летного состава, парашютной техники.
В 1994г. предприятие преобразовано в ОАО. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В 2005г. входило в состав НПЦ «Технокомплекс». Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав Корпорации «Ростехнологии». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО «НПП «Звезда» им. Северина» включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
Работы (1990-е-2000-е г.): разработка и производство систем жизнеобеспечения и спасения экипажей и пассажиров авиационных и космических ЛА: катапультные кресла, защитное снаряжение, кислородное оборудование, скафандры и средства передвижения в открытом космосе, средства профилактики невесомости, аврийные трапы, плоты и жилеты; сигнализаторы пожара и огнетушители; системы дозаправки топливом в полете; медицинское оборудование.
В составе предприятия: НИО с ИВЦ, СКБ, опытные производства, отдел космической медицины.
Численность персонала (1972г.)- 2980 чел.
Гл. конструктор (10.1952-64г.)- С.М. Алексеев {24.12.1909-93}, (01.1964-87г.-)- Г.И. Северин. Ген. конструктор (1989-2005г.-)- Г.И. Северин {24.07.1926-}.
Директор (1987г.)- Н.И. Афанасенко. Гендиректор (-1990-е-2005г.-)- Г.И. Северин.101
1-й зам. ген. конструктора (-1990-е-2002г.-)- В.И. Сверщек.
1-й зам. гендиректора (-1990-е-2002г.-)- В.И. Сверщек.69
Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.Ф. Лямин; (2000-е г.)- Н. Дергунов.
Создано: парашют ПНЛ-45 (1953); авиационные и космические скафандры: «Воркута» для Су-9, «Сокол» для Т-4 и КК «Союз» (1973), «Стриж» для «Бурана», ВКК-6 для МиГ-31, «Баклан» для Ту-160; СК-1 для КК «Восток», «Беркут» и «Орлан» для открытого космоса, «Орлан-ДМА» с установкой маневрирования, «Ястреб», «Кречет» для лунной программы;ПМ-12/03 шлем летчика для нашлемной системы прицеливания; катапультные кресла: К-22 для Ту-22 (1958), К-36, К-36Д, К-36ЛТ, К-36М (11Ф35) для ОК «Буран» (1980-е), реактивная система К-37-800, СКС-94 для легких самолетов (1995); энергопоглощающее кресло «Казбек» для СА КК «Союз»; аморткресло вертолета «Памир-К»; автономное средство передвижения космонавта СПК (1989); системы дозаправки топливом в полете: КАЗ-831 (пнв 31.12.1959г.), УПАЗ-1; кислородное, высотное оборудование; мягкий шлюзовый отсек для КК «Восход» (1960-е); одежда, емкости для воды, НАЗ и ассенизационные устройства для КК «Союз» (1960-е).
Производство: скафандр «Сокол» (1973-)- более 280.