Предприятия № 2-3

Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ, ЯГАЗ) № 3 им. Ф.Э. Дзержинского ВСНХ, НКСМ, «АО механических передвижений и производств В.А. Лебедева», 1-й Ярославский Государственный авторемонтный завод (ЯГАРЗ-1) им. Зиновьева ВСНХ, Ярославский моторный завод (ЯМЗ), ПО «Автодизель», ОАО «Ярославский моторный завод «Автодизель»

      /г. Ярославль Тутаевское ш., 13 (1939г.)/

      /150040 г. Ярославль пр. Октября, 75 тел. 27-40-11 www.yamz.ru/

      В 01.1916г. АО «В.А. Лебедев» военным ведомством выдан заказ на изготовление 750 легковых (малых штабных) и 750 санитарных автомобилей. Для этого по решению Императора от 21.02.1916г. в Ярославле основано «АО механических передвижений и производств В.А. Лебедева», предприятию выделена площадка в 10 десятин. Оборудование было закуплено в Англии. 7.10.1916г. состоялся пуск завода в составе 3 мастерских, начат выпуск кабин и кузовов для санитарных автомобилей. Проектная мощность завода составляла 1500 автомобилей «Лебедь-А» в год. С началом революции строительство завода было остановлено, ни одного автомобиля собрано не было.

      После революции завод был закрыт. В 03.1918г. на площадку строительства завода эвакуированы 1-я и 2-я тыловые авторемонтные мастерские из Смоленска и Гомеля, и в 04.1918г. организованы объединенные авторемонтные мастерские, в том же году преобразованные в ЯГАРЗ-1. Пост. Президиума ВСНХ от 26.11.1918г. завод национализирован, пост. от 19.02.1919г. передан в ведение ЦАС ВСНХ. В 1920г. завод – в ведении ЦАС Промвоенсовета Чусоснабарма СТО.125 Пост. Президиума ВСНХ от 23.04.1921г. передан из ЦАС в ведение ЦУГАЗ ГУМП ВСНХ. В 06.1922г. в состав завода влиты ГАРЗ-2 (Родники) и Рыбинский завод. В 1923г. заводу присвоено имя Зиновьева. В 06.1926г. – в ведении Автотреста ГУМП ВСНХ, в мобилизационном отношении подчинялся авто-авиа подотделу ВПУ. В том же году переименован в Ярославский автомобильный завод № 3, в 1927г. заводу присвоено имя Ф.Э. Дзержинского. В 1943-44г. ЯГАЗ – в ведении НКСМ.

      С конца 1922г. начат выпуск мотодрезин и мотовозов. Осенью 1924г. начато проектирование первого 3-тонного грузовика по образцу автомобиля “White”. 6.11.1925г. выпущен первый грузовик, всего в этом году – 3 машины; в 1926г. – 22, в 1927г. – 70, в 1928г. – 93 машины. План на 1928/29г. – 250 машин. Изготовлял также запчасти для 1,5- и 3-тонных грузовиков “White”. Со второй половины 1926г. завод освобождён от ремонта автомобилей. В 1928г. выпущен первый автобус. В 1931-32г. на заводе планировался выпуск танков. В 10.1933г. завод изготовил два шасси для первых троллейбусов ЛК (Лазарь Каганович), выпускашихся на ЗиСе. В 1935г. заводу поручено проектирование и освоение производства троллейбусов с выпуском в 1936г. 250 машин. Осенью 1935г. на заводе организовано КБ, начато проектирование; разработано 7 моделей, последний, ЯТБ-6 (1941г.), в производство запустить на успели. Первый троллейбус выпущен 25.07.1936г. В 01.1937г. для совершенствования конструкции кузовов на заводе организовано конструкторско-технологическое кузовное бюро. Выпуск троллейбусов велся до осени 1941г.

      В 1933г. совместно с ОКБ ОГПУ был создан первый советский автомобильный дизель «Коджу» (Коба Джугашвили). В 05.1942г. на завод передана документация для освоения выпуска танковых дизелей В-4 и GMC 6046.

      В 1940г. утвержден план реконструкции завода, предусматривавший к 1942г. строительство новых корпусов, в т.ч. и для производства дизелей. После начала войны производство автомобилей было свернуто. В соответствии с пост. ГКО № 2280сс от 8.09.1942г. помещение обрубного отделения литейного цеха передано заводу № 655 НКЭП. В 1943г. завод подвергся бомбардировке и был практически полностью уничтожен пожаром.

      В соответствии с пост. ГКО № 3381 от 15.05.1943г. на заводе начато освоение производства ЯАЗ-НАТИ. 17.09.1943г. вышло пост. ГКО № 4145 о материально-техническом обеспечении производства артиллерийских тягачей на заводе; 5.03.1944г. – пост. ГКО № 5304 об увеличении выпуска артиллерийских тягачей на заводе. Пост. ГКО № 7417 от 29.01.1945г. заводу выдано задание на выпуск в 1945г. 2000 арттягачей Я-12 с дизелем «Дженерал Моторс». В годы войны завод также выпускал корпуса 37-мм снарядов.

      Производство грузовых автомобилей. В 1944-46г. на завод поставлено из Америки 350 ед. оборудования для производства дизелей. В 1947-51г. впервые в стране освоен серийный выпуск автомобильных дизелей ЯАЗ-204 мощностью 110 л.с. на базе американского GMC-71 («джиэмси»). Далее он использовался для питания РЛС. В 1958г. завод перепрофилирован на производство автомобильных дизелей, с 12.1959г. прекращен выпуск грузовиков. Конструкции и производство двухосных грузовиков (ЯАЗ-200, -205, -225) в 1950-51г. переданы на МАЗ, а трехосных (ЯАЗ-210, -214, -221, -222, -226) – в 1958-60г. на КрАЗ.

      В 07.1947г. ЯАЗ – в ведении Минавтопрома. 17.04.1957г. ЯАЗ переименован в ЯМЗ. В 1971г. на базе завода создано ПО «Автодизель».

      В соответствии с ПСМ № 1739-940с от 26.09.1955г. ЯАЗ-214 пнв и организовано его серийное производство.

      В 1970-е г. на заводе разработаны (совместно с НАМИ) дизели ЯМЗ-642, -740; в 1980-е г. – дизели семейства «840».

      В 1993г. ПО преобразовано в АО «Автодизель». В 1998г. называлось ПО «Автодизель». Входило в состав холдинга «Руспромавто», в 09.2005г. вошло в состав ГАЗа. Указом президента № 1052 от 10.07.2008г. включено в состав Госкорпорации «Ростехнологии».

      Производство (2002г.): силовые дизельные агрегаты многоцелевого назначения; стационарные силовые установки для привода насосов компрессоров, генераторов; электроагрегаты.69

      В составе завода цеха: сборки и испытания, корпусных деталей, литейный, запчастей, заготовительный, кузнечный, нестандартного оборудования, ремонтно-механический, метизно-автоматный, агрегатный.

      Количество оборудования (09.1923г.)- около 150 ед.

      Площадь: производственная (1917г.)- около 10 тыс. м2.

      Численность персонала (02.1921г.)- 711 раб., (09.1923г.)- около 250 раб.

      Директор (1917-; -1919г.)- А.В. Карпов, (1918г.)- Р.П. Шааб, (1919г.)- И.Д. Чудов, (1920г.)- Г.И. Темчин, (1922г.)- М.Я. Рякин, (-1924г.)- М.К. Евсеев, (1924-27г.)- Ф.А. Никитин, (1927-30г.)- Е.А. Алексеев, (1930г.)- П.С. Поленов, (1930г.)- Осинский, (1930г.)- П.И. Киселев, (1930г.)- М.И. Витковский, (1931г.)- Н.И. Милов, (1931г.)- Ф.И. Ильин, (1931-06.1937г.)- В.А. Еленин (репрессирован), (1937г.)- В.Ф. Гайдукевич, (1937г.)- В.М. Марков, (1937г.)- М.С. Лазарев, (1937г.)- К.Л. Скребец, (1937г.)- В.А. Смирнов, (1940-45г.)- А.А. Никаноров, (1945-50г.)- И.П. Гусев, (1950-52г.)- Р.В. Кирсанов, (1952-54г.)- Г.М. Григорьев, (1954г.)- М.А. Веселов, (1954г.)- Д.Д. Воронов, (1958г.)- Е.А. Башинджагян, (1958-59г.)- П.Ф. Дерунов, (1959-61г.)- Е.Е. Стомпелеев, (1961-82г.)- А.М. Добрынин, (1982-97г.)- В.А. Долецкий. Гендиректор (2000-03г.)- В.Е. Савельев, (2003-05г.-)- А.Н. Петров, (-2006-08г.-)- Н.А. Александрычев.

      Гл. конструктор (1922-30г.)- В.В. Данилов, (1930-е)- Ясупчугов, (1941-45г.)- Г.М. Кокин.138

      Начальники управлений: дизельных двигателей (2009г.)- М.Ю. Рябинин; информационных технологий (2008г.)- В.М. Кокорев.

      Начальники лабораторий: (1955-67г.)- А.В. Николаев.

Производство: автомобили грузовые: Я-3 (1925-28)- 188, Я-4 (1928-), Я-5, ЯГ-4, -5, -6, самосвалы ЯС-1, -2, -3; ЯАЗ-200, -205, -210, -214 (1957-59), -221, -222, -225 (-1951), -226; троллейбусы: ЯТБ-1 (1936)- 119, -2 (1937-), -4 (1938-), -4А (1939-41), -5 (1941)- 1, двухэтажный ЯТБ-3 (1938-39)- 10, всего более 900; автобусы: ЯА-1 (1928-), -2, ЗиЛ-154 (1950-е); гусеничные артиллерийские тягачи ЯАЗ-НАТИ (1943-), Я-11, -12 (1945), -13; дизельные двигатели: ЯАЗ-204 (1947-), 204А (1950-е), -206 (1950-), ЯМЗ-236 (1970-е), -238, -238ПМ (1986-), -240 (1960-е-2000-е), ЯМЗ-642 для КАЗ (1970-е), ЯМЗ-740 для КамАЗ (1970-е), ЯМЗ-7511, -7601, -850 (2000-е), ЯМЗ-8401, -8423, -8424 (1980-е); коробки переключения передач, сцепления, дизельные электроагрегаты (1960-е).

2-й государственный авторемонтный завод (ГАРЗ-2) ВСНХ

      /Родники Иваново-Вознесенской губ. (1916г.), Костромской губ. (1920г.); г. Иваново-Вознесенск/

      Строился в 1916г.

      Возможно, в 1919-20г. – это Иваново-Вознесенские автомастерские ЦАС. В 1920г. ГАРЗ-2 – в ведении ГВИУ Промвоенсовета Чусоснабарма СТО, в 02-05.1921г. 2-й ГАРЗ – в ведении ЦАС СВП ВСНХ,125 в 11.1921г. – в ведении ГУМП ВСНХ. В 06.1922г. завод влит в состав ГАРЗ-1 (Ярославль).

      12.07.1920г. было принято решение СВП (протокол № 75) о переносе завода из Родников. В 1922г. построено 6 мотодрезин «Матваль».159

      Численность персонала (02.1921г.)- 444 раб., (11.1921г.)- 478 раб.64

      Работали: (1916-20г.)- И.Ф. Герман.


Швейный завод № 3 НКЛП, Швейная фабрика «Ивгосшвей», ГП «Ивановский парашютный завод», ОАО «Полет» Ивановского швейного завода № 3», ОАО, АО «Ивановский парашютный завод «Полёт»

/153000 г. Иваново ул. Багаева, 14/

/153011 г. Иваново ул. Парижской Коммуны, 86 тел. (4932) 38-38-05 www.ivparachute.ru/

В 1924г. организована пошивочная мастерская, затем она преобразована в швейную фабрику «Ивгосшвей». После начала войны фабрика реорганизована в швейный завод № 3 в ведении НКЛП. В 1944г. завод награждён орденом ТКЗ.

Фабрика размещалась в здании бывшей ситцепечатной фабрики Д. Бурылина.

Пошив рабочей одежды и гражданского платья. После начала войны перепрофилирована на пошив парашютов.

В 1974г. за высокое качество выпускаемой продукции завод награждён вторым орденом ТКЗ.

После войны построен новый производственный корпус на ул. Багаева. В 1978г. построен корпус металлопроизводства. Налажен выпуск металлических комплектующих для парашютной техники. В 1986г. введен в эксплуатацию 5-этажный швейно-монтажный корпус на пл. Победы.

В 1989г. начата разработка парашютной системы «Талка», в 1992г. она запущена в производство.

В 1995г. завод приватизирован и преобразован в ОАО «Полёт» Ивановского швейного завода № 3». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий.

В 2000-е г. разработан проект реконструкции завода. В 06.2011г. производство и заводоуправление переведены с пл. Победы в корпус металлопроизводства на ул. Парижской коммуны.

Численность персонала (1924г.)- 40 раб.

Гендиректор (1997-2002г.)- В.Н. Васильев, (2002-18г.)- Ю.В. Портнова, (2018г.)- Р.П. Бахтиярова.

Зам. гендиректора: по коммерческим вопросам (2018г.)- Д.М. Глушков; по строительству (2018г.)- М.А. Быков.

Гл. инженер (-2010-18г.-)- С.И. Ганина.

Финансовый директор (2018г.)- Е.Б. Герасимова.

Гл. конструктор (2018г.)- А.В. Козин.

Начальники отделов: управления персоналом (2018г.)- О.В. Потехина; продаж (2018г.)- В.И. Потапов;закупок и снабжения (2018г.)- С.М. Куликова; маркетинга (2002г.)- П.Б. Андрианов; рекламно-аналитического (2018г.)- А.П. Мясникова.

Создано: парашютные системы: «Талка» (1992), для групповой акробатики «Импульс-12» (1995), спортивная для точности приземления «Мальва» (1996), «Мальва-Аксиома» (2009), для тандемных прыжков «Оптима» (2006), подъёмные Flyer (2006), «Мега-90» (2010); парашюты: запасные «Резерв-12, -16» (1994), спецназначения «Беркут» (2006), ранцевая линейка «Ирбис» (2009), запасной Zoom (2009), студенческий Insider (2009), скоростной Shark (2009), переходный Magic (2009).

Производство: парашюты: «ПО-16/17, «Талка» (1992-), «Талка-3», «Талка-2М»,«Импульс-12» (1995-), «Импульс-18», «Мальва» (1996-), «Мальва-24»; запасные «Резерв-12, -16» (1990-е), З-5, -6П (2018); тренировочные: «Юниор» (2018), лётчика ПТЛ-72 (2018), Д-1-5У (2018); десантные Д-6, -10 (2018); для спецподразделений силовых структур «Дальнолёт» (2018), «Стайер» (2018), «Беркут-2» (2018), Insider 300-S (2018); спасательные С-4У, -5К (2018), ПН-58 (2018); парашютные системы: тормозные посадочные ПТМ-6М для Су-24 (2018), ПТ-21УКМ для МиГ-21 (2018), ПТ-10370-65 для МиГ-21 (2018), ПТК-Ю для МиГ-23 (2018); воздушные шары;69контейнеры грузовые УКГС-50, ГК-30-У, ГК-30-УМ (2018); система крепления груза СКГ-50 (2018).