Предприятия № 4-5
Государственный завод резиновой промышленности № 4 (бывший «Проводник») ВСНХ, Государственный резиновый завод «Проводник» ВСНХ, Кордо-регенераторный завод (бывший «Проводник») НКТП, Завод «Проводник» НКРП
/г. Москва ул. Электрозаводская, 23 (1935г.)/
Завод создан на базе эвакуированного в 1915г. из Риги оборудования завода «Проводник». Размещался на берегах Яузы, в т.ч. на Генеральной ул. (далее – Электрозаводская). Для него начато строительство 7-этажного корпуса длиной около 400 м, незаконченного до революции.
В 09.1918г. передан в ведение Главрезины Химотдела ВСНХ, в 11.1918г. – Государственный резиновый завод «Проводник». С 12.01.1922г. Госзавод № 4 – в ведении Резинотреста Главхима ВСНХ.64 Резиновый завод № 4 «Проводник» входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). В 01.1926г. передавался из Резинотреста в ведение ГЭТ ВСНХ.125 В 1935г. Кордо-регенераторный завод (б. «Проводник») – в ведении Главрезины НКТП. В 1944г. завод «Проводник» – в ведении НКРП.
Завод «Проводник» имел филиалы в Тушино (далее Госзавод № 5) и в Переславле-Залесском (далее Госзавод № 6). В 1928г. на территории предприятия создан Электрозавод.
В 01.1926г. завод находился на консервации. Пост. Президиума ВСНХ от 24.08.1927г. на завод передана часть оборудования бывшей Кудринской ламповой фабрики. В 1935г. в составе завода: отдел снабжения.
Производство (1935г.): корд, грузолента, регенерат.
В соответствии с пост. ГКО № 5787 от 30.04.1944г. часть территории завода со всеми строениями передана (в 2-недельный срок) заводу № 632 НКЭП.
Директор (1935г.)- А.А. Сергеев.179
Товарищество Русско-Французских заводов резинового, гуттаперчевого и телеграфного производства под фирмою «Проводник», Завод «Проводник»
/г. Рига Лифляндской губ. 2-я Выгонная дамба (1909г.); Латвия г. Рига/
Производство (1909г.): резиновая обувь, экипажные шины, хирургические и технические изделия, резиновые изделия, линолеум, игрушки. В 1916г. завод «Проводник» выполнял заказы ГАУ,158 в 1917г. выпускал продукцию для авиационной промышленности.66 В годы I-й Мировой войны Товарищество купило фабрику в Переславле (затем резинзавод № 6).
Декретом СНК от 28.06.1918г. завод национализирован, 8.09.1918г. передан в ведение ГУ госзаводов резиновой промышленности.64 Далее завод эвакуирован в Москву, где создан Госзавод № 4.
В 1939г. в пустующих корпусах завода «Проводник» разместились самолеты польских ВВС, улетевшие после захвата Польши Германией. В 1940г. на площадке завода создан завод № 464 НКАП.
Численность персонала (1909г.)- 5541 раб.153
Государственный завод резиновой промышленности № 5 (бывший «Проводник») ВСНХ
/Тушино/
В 1919г. завод – в ведении Главрезины Отдела химической промышленности ВСНХ, с 12.01.1922г. – Резинотреста (и на 01.1926г.) Главхима ВСНХ.64
В 01.1926г. завод находился на консервации. В 02.1926г. ремнёвый отдел завода передан на завод № 3 «Красный каучук».
4-й Государственный механический обозный завод ВСНХ, Жуковский государственный военный обозный завод ВСНХ
/ст. Жуковка Риго-Орловской ж/д (1919-20г.), Московско-Белорусско-Балтийской ж/д (1925г.); г. Жуков Брянской обл. (1941г.)/
После революции Жуковский завод национализирован и передан в непосредственное ведение Отдела металла ВСНХ.64 В 1920г. 4-й обозный завод – в ведении ЦУПВОЗа (и на 11.1925г.) ВСНХ.46 Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.).
В 01.1924-11.1925г. завод был на консервации. В 1924/25г. годовая мощность завода – 6 тыс. шт. ходов.159
В 08.1941г. Жуковский обозный завод эвакуирован в Пензенскую обл. на площадку обозного завода № 12.
Численность персонала (02.1921г.)- 300 раб.
Заведующий (12.06.1920г.-)- Конохович.125
Завод «Фосген № 4» ВСНХ,Химическая фабрика Русского АО «Шеринг», Московский завод Русского АО «Шеринг» ВСНХ, Государственный химико-фармацевтический завод № 4 ВСНХ, Ленинский завод № 4 ВСНХ
/г. Москва п/о 63 Симоновская слобода, Ленинская слобода Тюфелева роща/
Немецкое Русское АО «Шеринг» основано в 1905г. Имело химическую фабрику в Москве и Выдрицкий химзавод.
Производство (1909г.): аптекарские и москательные товары, танин, серный эфир. В годы войны, вероятно выпускал (или готовилось производство) тетрил.
13.03.1918г. фабрика была секвестрована, национализирована; в 01.1919г. – в ведении Химического отдела ВСНХ, пост. Президиума ВСНХ от 20.02.1919г. Московский завод АО передан в ведение Правления государственных заводов «Фосген» ВСНХ.В 1919г. действовал в ведении 1-й группы Химотдела ВСНХ. Пост. Президиума ВСНХ от 24.01.1921г. завод «Фосген № 4» передан в ведение Главанила Химотдела. 64 В 11.1921г. Гос. химфармзавод № 4 – в ведении Главфармазава, в 06.1926г. – Госмедторгпрома Главхимпрома ВСНХ. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). В 01.1926г. Ленинский завод № 4 – в ведении Госмедторгпрома ВСНХ.125
В 1918г. завод не работал, но был готов к пуску. В 1922г. завод выпускал чистые химические препараты.
Численность персонала (1909г.)- 83 раб.,153 (11.1921г.)- 93 раб.64
Выдрицкий химический завод Русского АО «Шеринг», Выдрицкий завод сухой перегонки дерева ВСНХ
/уроч. Выдрица Высоцкой вол. Оршанского у. Могилевской губ. (1909г.), Витебской губ. (1921г.)/
Производство (1909г.): уксусный порошок, древесный спирт, натр уксуснокислый, формалин, уголь древесный, смола древесная, деготь; (1917г.): питрил.
Пост. Президиума ВСНХ от 20.02.1919г. завод национализирован и передан в ведение Химдревправления Химического отдела ВСНХ (и на 10.1921г.).64
В 1918г. завод не работал, но был готов к пуску.
Численность персонала (1909г.)- 150 раб.,153 (10.1921г.)- 197 раб.
«Ремвоздухзавод № 4» НКВМ, 1-й Тверской авиапарк (ПТАП) Главкоавиа
/г. Тверь, г. Калинин/
1-й Авиапарк в 1915г. был эвакуирован из Риги в Тверь, сформирован здесь в 08.1917г. как 1-й Авиапарк (ПТАП). Базировался на аэродроме Бурминовка близ Восточного моста через Волгу.
В 01.1921г. ПТАП – в ведении Главкоавиа Промвоенсовета СТО. Осенью 1921г. передан в «Промвоздух» НКВМ, в 1922г. преобразован в «Ремвоздухзавод № 4».
Занимался ремонтом самолетов, а с 1925г. и авиамоторов. В 1923г. перебазирован на площадки снаряжательных заводов № 12 и № 13. В 1926г. ликвидирован, оборудование передано на Смоленский авиазавод.
Численность персонала (01.1921г.)- 300 раб.125
Директор (-1926г.)- И.Д. Смолянов.138