Предприятия № 61-100
Завод № 75 им. В.А. Малышева НКТМ, НКСМ, НКТП, МТМ, Харьковский машиностроительный завод им. В.А. Малышева, Харьковский завод транспортного машиностроения (ХЗТМ) им. В.А. Малышева, ГП «Завод им. В.А. Малышева»
/г. Харьков; г. Челябинск; г. Харьков/
/Украина 61001 г. Харьков ул. Плехановская, 126 (12Б) www.malyshevplant.com/
Завод № 75 образован в 1938г. (вступил в строй в 1940г.) из двигательного производства Харьковскогопаровозостроительного завода им. Коминтерна (ХПЗ) (завод № 183) для обеспечения изготовления дизелей В-2 для танков БТ-8. По пр. НКСМ № 530 от 12.09.1941г. передан в непосредственное подчинение созданного НКТП.
В 1939г. начато производство первого в мире танкового дизеля В-2, в 1940г. – танка Т-34 с этим двигателем.
Пр. НКТМ № 231с от 04.1941г. заводу поручено спроектировать и изготовить к 15.10.1941г. два опытных дизеля для танков КВ-4 и КВ-5. Мощность завода в начале 1941г. – 5500-6000 моторов в год.
В 02-04.1941г. завод № 75 – в ведении НКСМ, в 09.1941г. передан в ведение НКТП. В соответствии с пост. ГКО № 666сс от 12.09.1941г. (1-я очередь) и № 731 от 4.10.1941г. (2-я очередь) по пр. № 2сс от 13.09.1941г. и № 53сс от 7.10.1941г. завод № 75 (3119 ед. оборудования и 4480 чел.) и СКБ эвакуированы в Челябинск на площадку ЧТЗ и в Свердловск на площадку турбинного завода № 76. В Челябинске завод влит в ЧТЗ и вместе с ним вошел в состав Уральского комбината по производству тяжелых танков КВ.
После освобождения города в феврале 1943г. вышел пр. НКТП № 109с от 25.02.1943г. о восстановлении Харьковских заводов. Но 16.03.1943г. город вновь был захвачен фашистами, окончательно освобождён 23.08.1943г. По пр. № 535с от 4.09.1943г. на площадке организован завод по ремонту танков, в соответствии с расп. правительства № 19676-рс от 13.10.1943г. организован завод № 75 (на базе остатков заводов № 75 и 183). По пр. № 616с от 16.11.1943г. определён порядок восстановительных работ. К 1.03.1944г. требовалось начать ремонт танков и моторов; к ноябрю 1944г. освоить производство дизелей, топливной аппаратуры и танков. В соответствии с пост. ГКО № 5122сс от 6.02.1944г. на заводе организовано производство тяжелых артиллерийских тягачей на шасси Т-34 с началом выпуска к 1 марта. Сюда возвращена часть оборудования завода № 183, переведены из Кирова с завода № 38 экспериментальный цех и КБ под руководством М.Н. Щукина. В соответствии с пост. ГКО № 6209 от 18.07.1944г. на заводе организовано производство танка Т-44, первая машина собрана в 10.1944г. Всего в 1944г. выпущено 25 машин, в 1945г. – 880.
К концу 1944г. пущены две мартеновские печи общим тоннажем в 50 т.
В 1951г. завод № 75 – в ведении МТМ. В 1957г. присвоено имя В.А. Малышева, в 1958г. имел название Харьковский машиностроительный завод им. В.А. Малышева.
В составе завода: СКБ-1, отдел 60 (КБ-60М, далее – ХКБМ), отдел 62 (создание огнеметных танков), опытный цех № 190. В 1966г. КБ-60М и цех № 190 объединены в самостоятельное ХКБМ.
В 2007г. предприятие разделено на две части: оборонную- Завод им. Малышева- и гражданскую- Харьковский завод транспортного машиностроения.
Количество оборудования (12.1944г.)- 117 м/р станков, (1.07.1945г.)- 2062 м/р станков.
Площадь: производственная (12.1944г.)- 95 тыс. м2, (1.01.1945г.)- 128 тыс. м2.
Численность персонала- 9000 чел.
Директор (1949-1954г.)- К.Д. Петухов, (1965-1975г.)- О.В. Соич, (1984-1991г.)- В.В. Пивоваров. Гендиректор (2007г.)- В. Немилостивый.
Зам. гл. инженера (1952г.)- Коропов.
Гл. конструктор (09.1941г.)- И. Трашутин, (1944г.-)- М.Н. Щукин, (1952г.)- А.А. Морозов, (1958г.)- А.Д. Чаромский. Ген. конструктор (-1991-2005г.-)- г-л М.Д. Борисюк.
Гл. конструкторы: по двигателю М-40 – А.Я. Носач.
Начальник корпуса (-1941г.)- Г.И. Ващенко. Начальники цехов: Г.И. Ващенко.
Начальники бюро: (1946г.-)- Г.И. Ващенко.
Производство: дизели: танковые В-2 (1939-41-), В-4 (1941), В-5 (1941); Д-100 (1951-), 5ТД (1955-), 10Д100 (1963-), 11ГД100 (1963-), 5ТДФ (1964-), 6ТД (1967-), Д70 (1967-), 10D100М (1989-), 2ТД (1992-), 1Д80Б, 4Д80Б (1997-); дизель-генераторы 15Д100 (1965-), 3Д70 (1970-), 5Д70 (1978-); танки: Т-34 (1940-), Т-44 (1944-46)- 1623,128 АТО-54 (1952-), ТО-55 (1958-), Т-54 («объект 137», 1947-49)- 57 (1949), Т-64 (1964-), Т-64А (1969-), Т-64К (1973-), Т-64БМ «Булат» (1983-2005-), Т-80УД (1986-); тягачи: артиллерийский АТТ-1 (1949-), армейский БТМ-3 (1957-), «Харьковчанка» для освоения Антарктиды (1958-), «Харьковчанка-2» (1976-), «454» (1980-); тяжелый транспортер МТТ (1977-); мотовездеход ЗИМ-350 (1991-); тепловозы: ТЭ-1 (1947-), ТЭ-2, ТЭ-4 (1952-), ТЭ-3 (1953-), ТЭ-5, ТЭ-7 (1957-), ТЭ-10 (1958-), ТЭ-11 (1959-), 2ТЭ40, ТЭП10; кран КГС-25 (1992-), машина для добычи угля Б3М (1993-), бульдозер БГ-1 (1995-), зерноуборочный комбайн «Горизонт», КСЗ-7 «Обрий», буровая установка А-125, машины МПРГ, МВТ-2М, МТ.
СКБ завода № 75
Основная часть СКБ завода эвакуирована в 1941г. вместе с заводом на ЧТЗ.
СКБ-1 завода № 75
Было в 1951г. В 1951-52г. сюда вернулась часть коллектива ОКБ-520 завода № 183. 17.07.1955г. СКБ-1 влитов состав КБ-60М.
КБ завода № 75, КБ-60М, Харьковское КБ Машиностроения (ХКБМ), Казенное предприятие (КП) «Харьковское КБ по машиностроению (ХКБМ) им. А.А. Морозова»
/Украина 61001 г. Харьков ул. Плехановская, 126 тел. 283-190/
В КБ после его организации в Харькове вернулось большое количество специалистов из Нижнего Тагила. В конце 1951г. сюда переведен и А.А. Морозов для создания перспективного танка.
КБ завода № 75 затем преобразовано в отдел 60 (КБ-60М) завода им. Малышева. 17.07.1955г. в состав КБ-60М влито СКБ-1. В 1966г. КБ-60М объединено с опытным цехом № 190 ХЗТМ в ХКБМ, с 1979г.- ХКБМ им. А.А. Морозова. А.А. Морозов возглавлял КБ более 30 лет (вероятно, считая и время на УВЗ).
В соответствии с ПСМ № 4752-1832сс от 15.10.1949г. КБ выдано задание на разработку САУ СУ-100 с изготовлением макета башни в 1-м квартале 1950г., после испытаний опытного образца в 1953г. работы прекращены.
20.05.1968г. вышло ПСМ № 360-137 «Об установке в танк Т-64 нового более мощного комплекса вооружения».
В 2000-е г. ХКБМ входило в состав Концерна «Бронетехника Украины».
Гл. конструктор (12.1951г.-)- А.А. Морозов. Ген. конструктор (-1991-2005г.-)- г-л М.Д. Борисюк.
Начальник (1938г.-)- Н.А. Кучеренко, (2002г.)- М.Д. Борисюк.
Гл. конструкторы: (1961г.)- А.А. Морозов (Т-64), (1958г.)- А.И. Автономов (шасси ЗРК «Круг»), Н.С. Попов (Т-80).101
Работали (1936г.)- А.А. Морозов.92
Создано: танки: Т-64, Т-80, Т-84; САУ СУ-100 («объект 416», 1950); БТР-3, 17 гусеничное шасси для ЗРК «Круг» (1958);58 легкий бронетранспортер «Дозор-Б».
СКБ-75, Головное Специализированное КБ (ГСКБ) «Трансдизель»
/г. Харьков; г. Челябинск; г. Харьков/
Образовано до ВОВ. Разработан танковый дизель В-3 мощностью 250-300 л.с.
После начала войны эвакуировано вместе с заводом в Челябинск на площадку ЧТЗ.
После войны создано около 100 модификаций дизеля В-2.
Гл. конструктор (1941-81г.)- И.Я. Трашутин. Ген. конструктор (1981-90-е)- В.И. Бутов.
Работали: (ВОВ)- Я.Б. Вихман, (ВОВ)- М.А. Мексик, (ВОВ)- П.Е. Саблин, (ВОВ)- Т.П. Чупахин.
Создано: танковые дизели: В-2-34 для Т-34, В-31М2 для трактора ДЭТ-250, В-35ИН для ДЭТ-350, В-404С для антарктического вездехода «Харьковчанка»; В-84 для Т-72; мини-дизель В2Ч для трактора «Уралец».
КП «Харьковское КБ по двигателестроению»
/Украина г. Харьков/
Создано на базе подразделения Харьковского завода им. Малышева.
Разработка танковых и народнохозяйственных двигателей.
ОАО «Спецмаш»
Гендиректор (2000г.)- Н. Попов.
Ген. конструктор (2000г.)- Н. Попов.
Завод № 75, Контора реконструкции транспорта, Комбинат реконструкции транспорта, Московский кузовной завод, Московский авторефрижераторный завод, Московский завод пищевого оборудования, Производство № 4 МО «Пищемаш», Производство № 2 МО «Пищемаш», Производство № 2 МО «Контакт», ГП, ФГУП «Московский завод метеорологической аппаратуры» ГКООП
/г. Москва Спартаковская пл., 12; 107005 г. Москва ул. Бауманская, 11 «Метеоролог» (1994г.)/
Контора реконструкции транспорта была преобразована в Технико-производственный комбинат реконструкции транспорта, в 1935г. он – в ведении Транспортного отдела Наркомвнуторга. Далее он был переименован в Московский кузовной завод, завод № 75, Московский авторефрижераторный завод, Московский завод пищевого оборудования, производство № 4 МО «Пищемаш», производство № 2 МО «Пищемаш», производство № 2 МО «Контакт».
В 1935г. имел филиал – Механический завод № 2.
Производство (1935г.): кузова, санитарные тележки, автокачки для перевозки хлеба.
В 05.1994г. ГП «Московский завод метеорологической аппаратуры» – в ведении ГУ радиопромышленности ГКООП.194 Далее получил статус ФГУП. В 2008г. планировалось предприятие ликвидировать, территорию отдать под деловой центр.
Директор (1935г.)- Т.Т. Кувшинов, (05.1994г.)- А.А. Фрайман.
Зам. директора (05.1994г.)- И.И. Лускин.
Зам. коммерческого директора (1935г.)- А.Г. Кобзев.
Механический завод № 2
/г. Москва Подсосенский пер., 23/
В 1935г. Механический завод № 2 являлся филиалом Технико-производственного комбината.
В составе завода: отдел сбыта и снабжения.
Производство (1935г.): тележки для торговли продуктами.
Директор (1935г.)- К.В. Годлевский.179
Московский автокузовной завод
Пр. НКЭП № 167сс от 11.07.1941г. Московскому автокузовному заводу Наркоммясомолпрома поручено изготовить к 1.11.1941г. 200 кузовов для установок РУС-2. Постановлением ГКО № 1295сс от 16.02.1942г. заводу поручено изготовить в 02-04.1942г. 500 мастерских типа «А» для танковых бригад.
Оытный завод «Пищемаш»
/г. Москва ул. Б. Почтовая, 30 тел. 267-84-93/
Руководитель (2000г.)- К.В. Селезнев.