Предприятия № 21-40

Завод № 27 НКТП

В 1932г. завод № 27 – в ведении Спецтреста ГУАП НКТП. Пр. ГУАП № 39/251с от 2.08.1935г. утвержден план строительства и пуска завода: Гипроавиа к 15.12.1935г. закончить техпроект; со 2-го полугодия 1935г. организовать на заводе ремонт моторов; во 2-й половине 1936г. организовать сборочный цех по производству М-34 из деталей завода № 24; в 3-м квартале 1936г. закончить термический цех. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП.

Гл. инженер(-10.04.1936г.)- С.Н. Осипов.133


Завод № 27 НКАП

/г. Казань/

Образован в соответствии с пр. НКАП № 166с от 7.07.1939г. в результате разделения завода № 124 НКАП на самолетостроительный № 124 в 7ГУ и моторостроительный № 27 в 3ГУ (однако, в еще в конце 1936г. в списках заводов, передаваемых из НКТП в НКОП, присутствовал завод № 27. Либо это моторостроительный отдел завода № 124/27, выделенный в самостоятельный завод лишь на бумаге, либо какой-то подсобный завод, действовавший какое-то время под этим номером144). Проектная мощность завода (1939г.) – 6 тыс. М-105 в год.

Производство двигателя М-105 (1941г.), сборка мотора МБ-100. Разработан двигатель М-130 (А.П. Ро).

По пр. № 729сс от 22.07.1941г. на площадку завода № 27 был эвакуирован завод № 82 НКАП из Тушино и влит в его состав, образовав отдельный цех. Но уже 1.11.1941г. завод № 82 вновь выделился в самостоятельный и в 04.1942г. при реэвакуации влит в состав завода № 45 НКАП.

В соответствии с пост. ГКО № 741с от 8.10.1941г. и пр. № 1053сс от 9.10.1941г. на площадку завода № 27 НКАП эвакуирован завод № 16 НКАП из Воронежа. 19.11.1941г. вышло пост. ГКО № 918 об организации на площадке завода № 27 двух моторных заводов. Пр. № 1145сс от 20.11.1941г. образован единый завод № 16 НКАП объединением заводов № 16, № 27 и № 489 НКАП.

Также по пр. № 1053сс от 9.10.1941г. на площадку литейного цеха завода № 27 должно было эвакуироваться оборудование и личный состав завода № 219 9ГУ НКАП.

Директор (01.1940-1.07.1941г.)- М.М. Каганович (застрелился), (1941г.)- А.И. Михайлов.

Зам. директора (03-10.1940г.)- М.А. Баландин.

Гл. конструктор завода (01.1940-12.1941г.)- А.П. Ро.

Гл. конструктор по дизелям (12-26.08.1941г.)- И.Е. Скляр, (26.08.1941г.-)- Ф.Я. Тулупов.

Зам. гл. конструктора (26.08.1941г.-)- И.Е. Скляр.

Группа 4-го Спецотдела НКВД при заводе № 27

С лета 1940г. на заводе работала группа заключенных конструкторов под руководством гл. конструктора В.П. Глушко. После образования единого завода № 16 НКАП группа влилась в ОТБ НКВД завода № 16.


Завод № 27 НКАП, МАП, Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Рассвет» МАП, Агрегатное объединение «Рассвет» МАП, В-2293, ОАО «ММЗ «Рассвет» ФАП

/г. Москва, 22 Пресня, ул. М. Грузинская, Столярный пер., 7; 123022 (123376, Д-376) г. Москва, Д-22 Столярный пер., 3 «Латунь»/

/123022 г. Москва Столярный пер., 3 тел. 253-11-71/

Завод № 27 вновь образован в соответствии с пост. ГКО № 1052 от 23.12.1941г. по пр. № 1186сс от 25.12.1941г. в системе 3ГУ НКАП (затем в системе 14ГУ) на площадке эвакуированного завода № 28 НКАП на базе Ремонтных мастерских для серийного выпуска авиавинтов ВИШ-61П. Техническая документация передана с завода № 28, оборудование – с завода № 16 НКАП. Планировалось также передать все оборудование, материалы и инструменты завода № 489 НКАП, влитого в состав завода № 16.

5.04.1942г. вышло пост. ГКО № 1542 о производстве на заводе ВИШ-105П.

С 03.1946г. завод № 27 – в ведении 14ГУ МАП. С 15.03.1953г. передан из 14ГУ в 2ГУ МОП. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение МосгорСНХ РСФСР. В 1972г. ММЗ «Рассвет» в качестве головного входил в состав Агрегатного объединения «Рассвет» 7ГУ (в состав объединения входил также филиал в Слободо-Которецке), в 1990г. завод – в ведении 7ГУ МАП. Имел наименование «п/я В-2293» (1987г.).

В 1946г. для усиления ОКБ планировалось: передать ему в 1-м квартале заводские производственные площади (3200 м2), до войны принадлежавшие опытному производству (б. Калининская база); перевести с заводов № 27 и 467 ИТР и рабочих, ранее работавших в ОКБ, станочный парк довести до 150 ед.

В 1946г. сюда с завода № 28 передано производство винтов АВ5-167. В 1946г. выпускал также электрокары.

С 1953г. начато освоение новой продукции – бустеров и рулевых приводов

По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав Корпорации «Ростехнологии».

Производство (2005г.): гидравлические устройства для ЛА (приводы вращательного и поступательного действия, планетарные гидромоторы, электрогидравлические усилители и клапаны, системы дистанционного управления полетом и механизацией крыла, автономные рулевые системы).101

Количество оборудования (05.1946г.)- 623 м/р станка.

Численность персонала (05.1946г.)- 1757 раб., (1972г.)- 4800 чел.

Директор (01.1943г.)- Казаков, (-02.1945-03.1946г.-)- А.О. Казанский, (1960-е)- Савичев, (1987г.)- В.С. Цветков, (-1990-92г.-)- Ю.М. Кириллов. Гендиректор (-2002-07г.-)- В.Ц. Горбаткин.

Технический директор (2002г.)- В.Н. Князев. Коммерческий директор (2002г.)- Ю.Н. Ивченко.

Гл. инженер (05.1946г.)- Головчинов.166

Начальники отделов: секретного (1987г.)- А.Я. Зиновьев.74

Начальник СКБ (1942г.-)- Н.Г. Никифоров.

Производство: авиационные воздушные винты: ВИШ-105П (1942); ВАБ для К-5М (1959); бустеры и рулевые приводы для МиГ-17, МиГ-19, Ту-95, 3М, М4, Ту-22, Ту-128, Ми-6; рулевые приводы РП67, РП83, РП84, РП92 (2005); втулки НВ для Ми-1, Ми-4; гидроусилители для Ту-114, Ту-126, агрегаты управления для МиГ-21, МиГ-25, система изменения стреловидности крыла для МиГ-23, МиГ-27; гидроагрегаты и системы дистанционного управления для Ту-154М, Ту-204, Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ан-124, Ан-225, Ту-22М, Ан-70, Бе-200, М-101Т, Як-42, Ту-95МС, Ту-142, Ту-160, Су-27 (2002); управляющие гидравлические устройства для дорожно-строительной техники и металлургического производства.69

ОКО завода № 27 НКАП, ОКБ-1 и ОКБ-2 при заводе № 27 МАП, ОКБ-27 МАП, ГКАТ, Московское машиностроительное КБ (ММКБ) «Родина» МАП, А-7760, Научно-производственное ОАО «Родина»

/г. Москва п/я 2263/

/123022 (123376) г. Москва Звенигородское ш., 18/20 «Сфера» тел. 256-11-19/

Пр. НКАП № 43с от 15.01.1942г. ОКБ Н.Г. Никифорова переведено со всем имуществом и документацией с завода № 467 НКАП на завод № 27. Никифоров назначен начальником СКБ завода по втулкам авиавинтов.

По пр. № 273сс от 12.04.1942г. часть конструкторского состава завода № 467 НКАП во главе с гл. конструктором С.Ш. Бас-Дубовым и Г.М. Заславским переведена на завод № 27 и в 1943г. организован единый ОКО с опытным цехом для проведения работ по опытным винтам и ремонту. ОКБ-27 действовало в ведении 8ГУ НКАП (по 1945г.).

Далее ОКБ – в ведении 7ГУ. По 08.1957г. – в ведении 1ГУ МАП.По пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 6-го Управления ГКАТ.169 ММКБ «Родина» в 1972г. – в ведении 7ГУ, в 1987г. – 4ГУ, в 1990г. – 7ГУ МАП. Имело наименование «п/я А-7760».

В 1946г. для усиления ОКБ планировалось: передать ему в 1-м квартале производственные площади (3200 м2) завода № 27, до войны принадлежавшие опытному производству (б. Калининская база); построить в 1946-47г. моторно-испытательную станцию для испытания винтов диаметром до 9 м; организовать лабораторию (1000 м2) для изучения прочности и вибрации винтов, закупить в США лабораторную аппаратуру на 200 тыс. $; перевести с заводов № 27 и 467 ИТР и рабочих, ранее работавших в ОКБ и дополнительно 100 рабочих, станочный парк довести до 150 ед.

Сюда передана вся документация по винту ВИШ-105П.

С ~03.1946г. (и на 05.1948г.) при заводе действовали ОКБ-1 (гл. конструктор- Г.М. Заславский) и ОКБ-2 (гл. конструктор- С.Ш. Бас-Дубов, винты для ТВД). В 1987г. ММКБ был подчинён Старицкий механический завод.

Работы по автомату компенсации отдачи п. АКО-1. Участвовало в работе по СУ КР П-35 (1959г.).

По пр. № 355сс от 21.10.1967г. КБ назначено соразработчиком КР Х-28М по гидроприводу ракеты.164

Принимало участие в программе создания ОК «Буран».

По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав Корпорации «Ростехнологии».

Работы (2002г.): разработка и производство гидроусилителей, гидроприводов, систем управления; проведение испытаний.

Количество оборудования (1946г.)- 40 м/р станков.

Площадь производственная (1946г.)- 800 м2.

Численность персонала (1942г.)- 35 чел., (1943г.)- 67 чел., (1944г.)- 102 чел., (1945г.)- 143 чел., (1946г.)- 157 чел.,166 (1972г.)- 1050 чел.164

Гл. конструктор (1990г.)- Б.В. Белевитин. Ген. конструктор (2002г.)- Б.В. Белевитин.69

Начальники отделов: секретного (1987г.)- А.М. Коллеров.

Работали: (1970-е)- Л.Я. Киппер, (1970-е)- В.М. Подшивалов, (1970-е)- А.А. Чернышев, (1970-е)- В.С. Шаповаленко.

Создано: узел поворота крыла МиГ-23, сервоприводы; гидроагрегаты управления для Ил-86 (1970-е).

Старицкий механический завод МАП, В-2670

/171360 г. Старица Калининской обл. п/о № 1 «Бальзам»/

В 1987г. завод – в подчинении ММКБ «Родина» МАП. Имел наименование «п/я В-2670» (1987г.).

Директор(1987г.)- Л.Р. Школьников.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.М. Клочков.74


Завод № 27

/г. Ленинград/

Танкоремонтный завод.


КТБ-27 НКОП, ГС КБ-27 НКОП, НКБ, Специальное техническое бюро («Спецтехбюро») НКТП

/г. Москва/

По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. «Спецтехбюро» переименовано в КТБ-27. Пр. № 297 от 19.08.1937г. утвержден Устав ГС КБ-27. По пр. НКОП № 0180 от 15.08.1937г. КБ-27 передано из 4ГУ в новое 13ГУ.139

В 02.1939г. КБ-27 13ГУ НКОП передано в ведение 13ГУ НКБ.132


КТБ-27 (Конструкторско-технологическое бюро) НКТП

См. завод № 67 НКБ.