Предприятия № 21-40

Завод № 28 им. Орджоникидзе ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, МАП, МСиДМ, Мебельная фабрика Хорькова и Адамчика, Аэротехнический завод «М.Ф. Адамчик, А.Л. Кузнецов и Н. Лобанов» ВСНХ, Московский аэротехнический завод ВСНХ, Авиазавод № 8 «Аэротехнический» ВСНХ, Государственный авиационный завод № 8 (ГАЗ-8) ВСНХ, ГАЗ-8 «Пропеллер» ВСНХ, Завод «Пневмостроймашина» Свердловского СНХ, ОАО «Пневмостроймашина»

/г. Москва Петровский парк, Б. Зыковский пер., 16 (1919г.); ул. Долгоруковская, 27 (1920-23г.); М. Грузинская, Столярный пер., 5, 7, 10 «ГАЗ восьмой» (1927г.); г. Москва, 22 п/я 2263 (1928-30г.) «Завод № 28» (1929г.); г. Свердловск/

/620100 (620055) г. Екатеринбург Сибирский тракт, 1-й км, 8 тел. (343) 264-66-00 www.psm-hydraulics.ru/

Московский Аэротехнический завод начал свою деятельность в 1914г. как кустарная мастерская по производству гребных винтов. Часть завода принадлежала английскому Товариществу на паях «Ж. Блок». С 1915г. налажено производство деревянных воздушных винтов, лыж и поплавков (15.10.1915г. считается датой основания завода).

В 09.1919г. Московский аэротехнический завод ТД «М.Ф. Адамчик, А.Л. Кузнецов и К0» был национализирован. В соответствии с пост. Президиума МосгорСНХ от 13.08.1919г. и решением Главкоавиа от 18.09.1919г. с 1 октября передан из деревоотдела МосгорСНХ в ведение Главкоавиа ВСНХ. Решением Главкоавиа от 3.10.1919г. Аэротехнический завод передан в ведение Чрезкомснаба и переименован в Московский аэрозавод. В 1920-01.1921г. – в ведении Главкоавиа Промвоенсовета Чусоснабарма СТО.125 По решению от 24.03.1920г. переименован в ГАЗ № 8, в 11.1921г. – Московский аэротехнический завод № 8, в 03.1922г. – авиазавод № 8 «Аэротехнический». В 07.1922г. коллектив завода предлагал изменить название на «Красный Октябрь». По пр. № 147 от 19.03.1923г. ГАЗ-8 переименован в ГАЗ-8 «Пропеллер». В 03.1922-25г. завод – в ведении 4-го отдела ТПУ ГУВП ВСНХ.125 В соответствии с пост. СТО № 121 от 28.01.1925г. и пр. ВСНХ № 415 от 10.02.1925г. завод вошел в состав вновь образованного Авиатреста Главметалла ВСНХ, в 06.1926г. в мобилизационном отношении подчинялся авто-авиа подотделу ВПУ. По пр. Авиатреста № 15 от 13.04.1925г. завод № 8 «Пропеллер» переименован в ГАЗ-8 «Пропеллер». В соответствии с пост. СНК от 27.04.1926г. по пр. ВСНХ/НКВМ/ОГПУ № 73сс от 9.07.1927г. и Авиатреста № 114сс от 4.08.1927г. ГАЗ-8 «Пропеллер» с 1.10.1927г. переименован в завод № 28. Пр. ВСНХ № 86с от 22.09.1927г. и пр. Авиатреста № 131 от 27.09.1927г. действие пр. № 73сс и № 114сс было приостановлено до особого распоряжения. С 1930г. – в ведении ВАО ВСНХ. По пр. ГУАП № 4/23 от 13.01.1932г. завод передан в ведение треста Подсобных производств ГУАП НКТП, по пр. № 7/154 от 15.03.1932г. – в ведение Авиаспецтреста. В 01.1932г. завод входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП,133 по пр. № 33сс от 1/3.02.1938г. передан в ведение созданного ГУ авиационного моторостроения, в 12.1938г. – в ведении 18ГУ.

В 09.1919г. велось изготовление винтов и лыж для самолетов, беговых лыж; имелась опытная мастерская; в конце года завод сгорел. Решением СВП от 28.10.1920г. (протокол № 96) утверждена специализация завода – винты и лыжи. В 1923г. завод переведен в здание бывшей мебельной фабрики английской фирмы «Мюр и Мерилиз», построенное в 1902г. в Столярном пер. (в то время там располагался деревообделочный заводик). Завод занимал 3-й, 4-й и 5-й этажи здания; в 1925-27г. на 1-м и 2-м этажах размещалась типография № 3 Мосполиграфа. Пост. СТО от 10.05.1927г., 22.07.1927г. и 4.11.1927г. принималось решение полностью передать здания заводу № 28, но в 1927г. это не было выполнено. В состав завода была включена территория завода им. Калинина как цех покрытий.

Производственная программа на 1923/24г.: в/винты – 2166 шт. (сдано 1866), лыжи – 1133 комплектов (420); на 1928/29г.: 3521 винт (сдано 3176), 1314 лыж (1158); на 1929/30г.: 4304 в/винта, 1870 компл. лыж, заседанием от 11.11.1929г. она изменена: 4229 винтов, 1420 – комплектов лыж и 775 – поплавков. Кроме того, в 1930г. заводу поручено изготовление деревянных лодок опытного самолета МР-5, изготовление 50 автобусных кузовов (400 тыс. руб.).

По пр. Авиатреста № 68 от 15.09.1925г. заводу передано управление ликвидированным ГАЗ-11.

С 1928г. на заводе – производственная база ОКБ Ришара (группы «Р»).

В 1931г. из состава завода выделен дереворазделочный цех как самостоятельный завод № 41. Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения.

В 1927г. стал ведущим заводом по производству самолетных деревянных винтов и лыж. Заседанием правления Авиатреста от 15.02.1929г. заводу поручена постройка 30 аэросаней по чертежам НАМИ. Приказом по Самолетостроительному тресту № 3/5.12.1932г. директору завода поручено «все организационное, административно-хозяйственное и финансовое руководство по производству металлических винтов и строительству завода № 121». В 1933г. завод планировалось перепрофилировать из подсобных в самолетостроительные, но это не было выполнено. С 1933г. начато производство металлических винтов ВИШ-24, ВИШ-61 и др. В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. по пр. ГУАП № 55/332 от 17.10.1934г. завод переведен на производство металлических винтов (лопасти и сборка), а выпуск деревянных передан на предприятия НКлеса. Производство втулок возложено на моторостроительные заводы. Директору поручено составить проект реконструкции завода на мощность 27 тыс. винтов для М-22, предусмотрев организацию опытного цеха. По пр. ГУАП № 44/260 от 9.08.1934г. требовалось до 1.10.1934г. организовать при заводе ОКБ (гл. конструктор – Гофеншефер). Пр. № 3/7 от 10.01.1935г. установлена мощность завода по металлическим винтам – 10 тыс. шт. в год. Планом опытного строительства на 1936-37г. была предусмотрена постройка ВИШ типа Гамильтон к М-85 и М-100 со сроком предъявления на госиспытания к 1.09.1936г. В соответствии с пост. СТО № ОК-131с от 28.05.1936г. на завод из ЦАГИ переданы работы по винтам. Во исполнение пр. НКТП № 213с от 20.06/1.07.1936г. по пр. ГУАП № 076с от 20.06/1.07.1936г. на заводе организовано КБ.133 С 1936г. проводилась реконструкция завода. По пр. № 56 от 17.03.1936г. ввиду расширения производства и освоения новой продукции на заводе введена должность второго зам. директора.

Пост. СТО от 15.01.1937г. и пр. № 0026 от 4.02.1937г. заводу поручено организовать производство ВИШ-2 (типа Гамильтон) и изготовить в 1937г. 2000 в/винтов ВИШ-2 (к 15.04.1937г. изготовлено 270 винтов) и 4750 винтов ВИШ-3, -4, -5, -6 (первоначальная производственная программа предусматривала выпуск 1600 ВИШ-2, -3, -4). Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано к 1.01.1938г. закончить расширение корпусов лопастей и втулок в/винтов. Пр. № 0084 от 15.04.1937г. установлена программа на 1937г. – 2500 ВИШ-2 и ВИШ-3. Пр. № 00116 от 28.05.1937г. заводу поручено к 1.11.1937г. освоить производство 3-лопастных в/винтов переменного шага для самолета Вулти. Пр. № 59сс от 16.02.1938г. установлена программа по выпуску в/винтов на 1938г.: ВИШ-2 – 2800 шт., ВИШ-2П – 100 шт., ВИШ-4 – 130 шт., для М-25 – 2200 шт., для Р-Зет – 300 шт., для М-22 – 200 шт., для М-103 – 900 шт., для М-100 (фланцевых) – 300 шт., для МБР-2 – 600 шт., для ДБ-3 – 800 шт.; этим же пр. предписано построить в 1938г.: корпус термического цеха, корпус втулок 2-й очереди, кузнечный цех, подстанцию. Пр. № 381сс от 29.09.1938г. в производственную программу завода на 1938г. включен выпуск винтов ВИШ-22, -24, -27, -31, -2, -5.

До 1938г. начальником конструкторской бригады на заводе работал К.И. Жданов, ставший затем гл. конструктором ОКБ-150.

По пр. № 80с от 11.03.1938г. «в целях правильной организации ремонтного производства» на заводе организован ремонтно-эксплуатационный отдел.

По пр. № 330сс от 6.07.1940г. и № 565с от 18.10.1940г. на базе филиала завода № 28 (бывший манеж военного ведомства) в г. Ленинграде образован завод № 133 НКАП по производству авиационных свечей.

Для развития работ по авиавинтам при заводе № 28 по пр. НКАП № 306с от 8.04.1941г. образованы на базе соответствующих конструкторских отделов три ОКБ и опытный цех: ОКБ-1 гл. конструктора Г.И. Кузмина; ОКБ-2 гл. конструкторов С.Ш. Бас-Дубова и Г.М. Заславского; ОКБ-3 гл. конструктора Н.Г. Никифорова.

В 04.1941г. при заводе образовано Серийное КБ выделением из состава Серийного конструкторского отдела. Начальник- Туманов.

В конце 1941г. завод № 28 3(6)ГУ НКАП эвакуирован в г. Свердловск на площадку планерного завода № 493 НКАП 11ГУ (сначала, в соответствии с пр. № 729сс от 22.07.1941г. планировалось эвакуировать завод в г. Павлово Горьковской обл.). Завод № 493 в 1941г. был объединен с заводами № 457 и № 388 НКАП с образованием нового завода № 464 НКАП. Завод № 28 продолжал действовать самостоятельно. По пр. № 218с от 19.03.1942г. завод передан в 14ГУ НКАП (и после войны).

В годы войны продолжено производство авиационных винтов ВИШ-61.

На площадке эвакуированного завода в Москве с 10.1941г. образованы Ремонтные мастерские при Ремотделе НКАП. В соответствии с пост. ГКО № 1052 от 23.12.1941г. на этой площадке образован новый винтовой завод № 27 НКАП.

В соответствии с расп. правительства № 7478-рс от 11.06.1946г. по пр. № 383с от 18.06.1946г. и пр. МАП/МСиДМ № 389с/16с от 20.06.1946г. завод № 28 МАП передан (в 10-дневный срок) в систему МСиДМ. В 1961г. завод «Пневмостроймашина» – в ведении Управления общего машиностроения Свердловского СНХ, с 01.1963г. – Управления точного машиностроения, с 03.1965г. – Управления тяжёлого машиностроения Средне-Уральского СНХ.81

По пр. НКЭП № К-510с от 27.10.1945г. на завод с завода № 658 передано производство мотора постоянного тока ПМ-5-2. В соответствии с пост. СНК № 2589-704с и расп. № 16766-рс от 23.11.1945г. требовалось организовать в 1946г. производство 400 моторов с выпуском первых в мае.149 В 1946г. выпускал также обувные прессы.

Производственная программа винтов АВ5-167 в 1946г. передана на завод № 27 МАП; винтов В-3 для Ту-4 – на завод № 467 МАП, сюда же переведен личный состав. С 1946г. освоено производство пневматических машин, с 1955г. – гидромашин (насосов НПА-64). Затем начато производство заправщиков и технологического оборудования для РКТ. С 1970г. освоено производство гидравлики по лицензии фирмы “BoschRexroth”. До 1986г. завод выпускал гидроагрегаты для авиации и РКТ.

В 2000г. ОАО «Пневмостроймашина» вошло в состав Уральской финансово-промышленной группы «Финпромко». В 2007г. туда входил также Косулинский абразивный завод.

Производство (2007г.): гидравлическое оборудование (гидронасосы, гидромоторы, насосные станции, клапаны, дроссели, пневмогидроаккумуляторы) для строительной и дорожной техники, судостроения; пневмоинструмент.

Количество оборудования (1925г.)- 48 ед., (1926г.)- 40 ед., (05.1946г.)- 562 м/р станка.

Площадь: территории (1925г.)- 16 тыс. м2; производственная (1925г.)- 3,85 тыс. м2; вспомогательная (1925г.)- 3,75 тыс. м2.

Численность персонала (10.1919г.)- 75 раб., (01.1921г.)- 403 раб., (11.1921г.)- 260 раб., (06.1922г.)- 193 чел. (150 раб.), (03.1924г.)- 192 чел., (12.1926г.)- 238 чел. (197 раб.), (01.1929г.)- 268 пр. раб., (1931г.)- 1117 чел., (1932г.)- 1764 чел., (1.12.1933г.)- 1561 пр. раб., (05.1946г.)- 1165 раб., (2007г.)- 2000 чел.

Управляющий (05.1920г.)- Шадский, (-01.1924-02.1925г.-)- Ф.П. Мурашев. Директор (-03.1927-10.1928г.)- Ф.П. Мурашев; и.о. (08.1928г.)- В.И. Малынич; (12.10.1928-02.1930г.-)- И.В. Васильев, (-12.1932-2.04.1937г.)- Ф.И. Мельников, (2.04.1937-02.1940г.)- П.С. Поленов, (02.1940г.-)- Н.П. Савельев, (-08.1942-09.1943г.-)- Еремеев, (-07.1945-05.1946г.-)- А.Г. Плоскинный. Гендиректор (2007г.)- А.И. Павлов.

1-й зам. гендиректора (2007г.)- Д.В. Якшин. Зам. директора (08.1929г.)- Шацкий, (-08.1935-06.1937г.-)- Н.С. Алешин, (17.03.1936г.-)- И.Т. Соловьев. Помощник управляющего, директора: по техчасти (-02.1925-5.06.1929г.)- В.И. Малынич; по финхозчасти и.о. (02.1925г.)- М.Я. Ожиганов; по найму и увольнению (-11.1934-08.1935г.-)- Н.И. Кутиков, (-19.11.1937г.)- И.М. Гайлис, (19.11.1937г.-)- Ф.В. Левин; по рабочему снабжению (07.1934г.)- Кашин.

Директор: технический (-1934-01.1935г.-)- Н.С. Алешин; по маркетингу и работе с потребителями (2007г.)- А.А. Хачатуров; по международной торговле (2007г.)- И. Сатыбалов.

Гл. инженер (06.1937г.)- Н.С. Алешин, (7.09.1938г.-)- Н.П. Савельев, (-1941-05.1946г.-)- Давыдов.

Гл. конструктор (11.1934г.)- Гофеншефер, (08.1935г.)- Никифоров, (-04-06.1938г.-)- Кузьмин, (10.1945-03.1946г.-)- Н.Н. Петров.

Гл. механик (08.1935г.)- Стоянов.

Начальники цехов: № 2 (08.1935г.)- Фрумов; № 3 (08.1935г.)- Беман; № 4 (-09.1935г.)- Слуцкий; № 5 (08.1935г.)- Куликов; № 7 (08.1935г.)- Тисин; № 8 (08.1935г.)- Кинсбурский; сушильного (-09.1935г.)- Евсеев; лопастного (09.1935г.)- Куликов; инструментального (02.1936г.)- Тисин; (02.1936г.)- Лещенко.

Зам. начальника цеха: № 2 (07.1934г.)- Вигуль; № 3 (07.1934г.)- А.И. Тисин; № 4 (07. 1934г.)- Шен; № 5 (-08.1935-02.1936г.-)- Вашковский; сборки (09.1935г.)- Коркин;лыжного- Минаев.

Заведующие, начальники отделов: технического (21.04.1920г.-)- Леймер, (08.1935г.)- Лещенко; КО (08.1935г.)- И.К. Егоров; внешнего контроля (-07.1934-09.1935г.-)- И.К. Егоров; ПЭО (06.1934г.)- Федорченко; коммерческого (08.1935г.)- Горохов; ОКС (05.1936г.)- Рупасов. Начальник ТЭС (07.1934г.)- Колотилин.

Зам. начальника отдела: технического (08.1935г.)- Лиморенко; конструкторско-технологического (02.1936г.)- Гришин; ОТК (-09.1935г.)- С.П. Гусев, (-09.1935г.)- М.А. Егоров;ПЭО (06.1934г.)- Цыбульский.

Зам. начальника лаборатории (07.1934г.)- Ястребинский. Заведующий канцелярией (-1928-30г.-)- Нагибин.

Начальник ПРБ (-09.1935г.)- Земсков. Начальник контрольной группы лопастного цеха (09.1935г.)- Данилин.

Владелец (2007г.)- А.И. Павлов.

Производство: воздушные винты: ВИШ-24 (1933-), -61 (1933-41-), ВИШ-2 (1937-), -3 (1937); аксиально-поршневой гидронасос НПА-64 (1955-); гидронасосы и гидромоторы серии 303, 310, 313, 403, 410, 416 (2007); гайковерты ИП-3115, -3128, пневмоударник ПП-115, молоток рубильный ИП-4126, лом ИП-4608, трамбовка ИП-4503 (2007).

Фабрика художественной бронзы Торгово-промышленного товарищества «Мюр и Мерилиз»

/г. Москва М. Грузинская ул., Охотничий пер., 5/

Английское товарищество «Мюр и Мерилиз» основано в 1907г. Имело также мебельную фабрику (в 1923г. в здании фабрики размещался ГАЗ-8).

В 1918г. предприятия национализированы.64

Фабрика художественной бронзы действовала в 1919г.64

Группа «Р», Морское опытное самолетостроение (МОС) ВАО

В 03.1928г. в СССР приглашена группа французов во главе с П.Э. Ришаром для работ по самолетостроению, образовавшая ОКБ группы «Р». В 08.1928г. оно преобразовано в группу МОС ВАО (Морское опытное самолетостроение Всесоюзного авиаобъединения). Производственная база – завод № 28. В конце 1920-х г. здесь работали Бериев, Королев, Шавров, Камов, Гуревич, Лавочкин, Четвериков. Проектировали ТОМ (МТБ-1).

В 1929г. группа переведена на завод № 22 и преобразована в ОПО-4 ЦКБ.

КБ завода № 28 НКТП

Во исполнение пр. НКТП № 213с от 20.06/1.07.1936г. по пр. ГУАП № 076с от 20.06/1.07.1936г. «для проработки новых конструкций, постройки опытных образцов и повседневной работы по модификации и модернизации серийной продукции» на заводе организовано КБ по винтам.

Гл. конструктор (1.07.1936г.-)- Кузьмин.133

ОКБ-1 гл. конструктора Г.И. Кузмина при заводе № 28

/г. Москва; г. Свердловск/

ОКБ-1 образовано при заводе № 28 по пр. НКАП № 306с от 8.04.1941г. Работы по в/винтам ВИШ-22, -24, -37, -42, -44, -52, -56, -62, -64 и др.

В конце 1941г. ОКБ-1 было эвакуировано вместе с заводом в Свердловск на площадку завода № 493 НКАП, (размещение было закончено в 12.1941г.) и действовало как ОКБ завода № 28 в ведении 8ГУ (по 1943г.).

По пр. № 12с от 5.01.1944г. ОКБ было влито в состав вновь образованного опытного завода № 25 НКАП в Ступино.

Численность персонала (1941г.)- 368 чел., (1942г.)- 45 чел., (1943г.)- 42чел.166

Гл. конструктор (04.1941-01.1944г.)- Г.И. Кузмин.

Зам. гл. конструктора (04.1941-01.1944г.)- Н.Н. Петров.

ОКБ-2 гл. конструкторов С.Ш. Бас-Дубова и Г.М. Заславского при заводе № 28

В 1934-38г. С.Ш. Бас-Дубов и Г.М. Заславский работали в КБ-2 УВВС НКО при заводе № 23. В 1939г. КБ-2 передано из НКО в НКАП сначала в 4ГУ, затем в 6ГУ. Работы по винтам для самолетов В.Ф. Болховитинова, в/винт ВИШ-105.

По пр. НКАП № 306с от 8.04.1941г. при заводе № 28 образовано ОКБ-2. По пр. № 755с от 27.07.1941г. ОКБ-2 эвакуировано на завод № 467 НКАП (г. Павлов).

Гл. конструкторы (04-07.1941г.-)- С.Ш. Бас-Дубов и Г.М. Заславский.

ОКБ-3 гл. конструктора Н.Г. Никифорова при заводе № 28

ОКБ Никифорова действовало при заводе до 1938г. По пр. № 59сс от 16.02.1938г. «в целях расширения производственной площади» требовалось в 10-дневный срок перевести ОКБ Никифорова с завода № 28 на другое место.

ОКБ-3 образовано при заводе № 28 по пр. НКАП № 306с от 8.04.1941г. Работы по электромеханическим винтам с регуляторами постоянных оборотов.

По пр. № 762с от 29.07.1941г. ОКБ-3 эвакуировано в г. Павлов на завод № 467 НКАП, Н.Г. Никифоров назначен гл. конструктором ОКБ завода № 467.

Гл. конструктор (04-07.1941г.)- Н.Г. Никифоров.

Зам. гл. конструктора (04-07.1941г.)- А.В. Вишняков.

ОКБ завода № 28 НКАП, ОКБ-28 МАП

/г. Свердловск/

ОКБ завода № 28 вновь образовано по пр. № 410с от 22.10.1945г. в ведении 8ГУ. Для этого были выделены кадры и оборудование завода. Работы по винту В-3 для Ту-4, винту АВ5-167.

С 03.1946г. ОКБ-28 – в ведении 8ГУ МАП. По пр. № 383с от 18.06.1946г. ОКБ-28 со всем личным составом (44 чел. ИТР и раб.) и оборудованием передано для продолжения работ по винтам на завод № 467 МАП.

В 1946г. для усиления ОКБ планировалось: перевести с завода № 28 100 рабочих и 50 ИТР, укомплектовать механический цех до 75 станков.

Количество оборудования (1946г.)- 40 м/р станков.

Площадь производственная (1946г.)- 700 м2.

Численность персонала (1945г.)- 51 чел., (1946г.)- 56 чел.166

Начальник (10.1945-03.1946г.-)- Н.Н. Петров.