Предприятия № 901-
Завод № 925 МПСС, ГКРЭ, п/я 136, АО Ярославских заводов военных заготовлений С.С. Щетинина, Завод «Вестингауз» (бывший Щетинина) ВСНХ, Ярославский тормозной завод ВСНХ, НКТП, НКСМ, МТрМ, Ярославский радиозавод им. 60-летия СССР МРП, МПСС, МС, М-5440, ОАО «Ярославский радиозавод» ФАП
/г. Ярославль Ивановской обл.; (150006) 150010 г. Ярославль пос. Первомайский (1984г.) п/я 75 (1935г.), п/я 136 «Тормозной» (1935г.), «Тормоз» (1984г.)/
/150010 г. Ярославль ул. Индустриальная, 13 тел. 46-31-32, -35-52 www.yarz.ru/
/Московское представительство: 117909 2-й Спасоналивковский пер., 6 тел. 748-46-29/
АО Ярославских заводов военных заготовлений создано в 1917г. С.С. Щетининым – основателем «Первого Российского общества воздухоплавания С.С. Щетинина и К0» в Петербурге (1910г.) (см. завод № 23 НКАП).
Декретом СНК от 28.06.1918г. АО национализировано и передано в ведение Отдела металла ВСНХ. С 11.09.1918г. предприятие передано в аренду АО «Вестингауз» (акт передачи от 21.11.1918г.), в 05.1921г. предприятие действовало под контролем СВП ВСНХ. В 11.1921г. завод «Вестингауз» (б. Щетинина) – в ведении ГУМП ВСНХ, в 11.1925г. – ГОМЗА ГУМП ВСНХ.125 25.12.1925г. переименован в Ярославский тормозной завод. В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. передан из «Парвагдиза» в ведение созданного ВОВАТ ВСНХ. В 01.1935г. – в ведении Главвагонпрома НКТП.196 В 05.1940г. – в ведении НКСМ.
Предприятие располагалось в 7 км от Ярославля на берегу Волги на двух участках: при дер. Щеденевой, принадлежавшему с 30.03.1916г. 1-му Российскому товариществу воздухоплавания С.С. Щетинин и К0 (площадью 88 десятин); прибрежном участке, взятом в аренду тем же товариществом 4.02.1916г. (7 десятин). Велось производство сельскохозяйственных машин. В 1918г. на площадку завода эвакуирована часть Петроградского завода «Вестингауз». После этого выпуск сельхозтехники прекращен и начато выполнение только военных заказов ВСНХ – пулемётных и санитарных двуколок. План по выпуску двуколок (шт.): 12.1918г. – 100; 1919г.: январь – 300, февраль – 400, март – 600, апрель, май – по 800, июнь – 1000. В 10.1919г. начата организация производства железнодорожных тормозов, из Петрограда были переведены квалифицированные специалисты. В 1924г. Петроградский завод полностью перебазирован в Ярославль.64 Производство (1935г.): автоматические тормоза (в кооперации с Московским тормозным заводом).
В составе завода (05.1941г.): управление делами; отделы: планово-производственный; конструкторский; ОТК; ОГМ; технолого-нормировочный; инструментального хозяйства; финансово-сбытовый; снабжения; кадров; спецотдел; транспортный; жилищно-коммунальный; главная бухгалтерия; химическая лаборатория; подсобное хозяйство; охрана.
В 1946г. восстановлено производство тормозной продукции для всех видов подвижного состава.
С 1946г. – в ведении Минтрансмаша. В соответствии с ПСМ № 5275-2282сс от 22.12.1951г. по пр. № СС-651 и № СС-655 от 25.12.1951г. Ярославский тормозной завод Главдизеля Минтрансмаша передан в ведение 2ГУ МПСС и переименован в завод № 925.190 В 1967г. переименован в Ярославский радиозавод в ведении МРП, в 1974г. передан в МПСС, в 03.1984г. – в ведении 2ГУ МПСС. В соответствии с ПСМ № 864-152 от 26.08.1989г. передан из МПСС в ведение Минсвязи. Имел наименования: «п/я 136», «п/я М-5440» (1984г.).197 Указом Президиума ВС СССР от 18.03.1971г. награждён орденом Октябрьской революции.
В 1956г. организовано КБ завода, было в 1984г.
В 1958г. введен в строй корпус инструментального цеха; в 1960-е г. построены корпуса заводоуправления и ОКБ, начато строительство корпуса точной механики.
По пр. № СС-651 от 25.12.1951г. специализирован на производстве самолетной радиостанции РСИУ-3. С 1952г. начат выпуск одной из первых отечественных радиостанций с кварцевой стабилизацией частоты Р-800. Работы по радиостанции РСИУ-4В (Р-801В «Миндаль») для МиГ-19С (1958г.).С 1967г. – производство бортовой спутниковой аппаратуры связи (орбитальные телеметрические передатчики, системы определения местонахождения приземлившихся КА, бортовые ретрансляторы). С конца 1980-х г. освоен выпуск аварийно-спасательных радиобуев. В 1989г. заводу поручен выпуск радиостанций для сухопутных войск.
С 1955г. начато освоение производства электропроигрывателей дл радиол 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов.
С 12.1991г. завод – в ведении Департамента промышленности средств связи Минпрома РФ. В соответствии с Указом Президента № 721 от 1.07.1992г. и постановлением главы администрации г. Ярославля № 535 от 23.10.1992г. завод преобразован в ОАО. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. Входил в состав Концерна «РТИ Системы» (2005-06г.). В 2006г. – в ведении Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления ФАП. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
Завод имел (2002г.)- Московское представительство и Филиал в Нижнем Новгороде.
До 2005г. заводом освоено и выпускалось около 200 видов изделий.
Производство (2006г.): средства связи и аварийно-спасательное радиотехническое оборудование (в т.ч. для системы «Коспас-Сарсат»); освоение авиационного терминала АТМ-2.
[См. ГА Ярославской обл. ф. Р-490]
Численность персонала (11.1921г.)- 700 раб.
Директор (1947-55г.)- Н.А. Дмитриев, (1955-59г.)- Л.А. Левин, (1959-64г.)- Н.А. Крейцберг, (1964-96г.)- В.Ш. Марголин. Гендиректор (1996-2007г.-)- С.В. Якушев.
Зам. директора: по маркетингу и ВЭД (-1996г.)- С.В. Якушев; по социально-бытовым вопросам- С.В. Якушев; по режиму (03.1984г.)- Ю.С. Гриценко. Зам. гендиректора (2005г.)- К.Д. Абрамов (директор московского представительства).
Директор: исполнительный (2005г.)- Ф.Н. Карпов; по производству (2005г.)- А.Н. Барбосов; технический (-2005-07г.-)- И.Б. Флегонтов.
Гл. инженер (1952г.)- Б.Т. Кульбицкий, (-1964г.)- В.Ш. Марголин, (1981-84г.-)- И.Б. Флегонтов.
Зам. гл. инженера (-1981г.)- И.Б. Флегонтов, М.П. Дементьев.
Зам. исполнительного директора по маркетингу и сбыту (2006г.)- А.З. Лебедь.
Начальники цехов: сборочного- В.Ш. Марголин.
Зам. начальника цеха: сборочного- В.Ш. Марголин.
Начальники отделов: СКБ- М.П. Дементьев; 1-го (03.1984г.)- Г.Г. Архипов.
Работали: (1965-2007г.-)- М.П. Дементьев (ви), В.А. Логинов, (1950-88г.)- М.И. Лукьянская, (1951-97г.-)- В.Ш. Марголин (и, почетный директор), В.И. Невтриносов, (1968-2007г.-)- В.В. Потапов, А.А. Роздов, М.К. Слепов (м), (1961-2007г.-)- И.Б. Флегонтов (и, вк), О.Г. Шебашов,101 (1982-2007г.-)- С.В. Якушев.130
Производство: радиостанции: авиационные бортовые Р-800 «Клен» (1952-), Р-801 «Дуб-4», Р-802 «Дуб-5», Р-803 «Эвкалипт-С», Р-832 «Эвкалипт-СМ», Р-832М «Эвкалипт-СМУ» (-1983-2002-), Р-805, Р-805К3М «Крестец», Р-855 (2006), Р-861 (2006), Р-862 «Журавль-30» (-1983-2006-), Р-863 «Журавль-10» (2006), «Ядро», всеволновые «Бекас-01», «Бекас-02» (2005); переносные спутниковые «Барьер-Т», «Белозер», Р-438, «Терминал» (2005); морские Р-619 «Графит» (1960-е), Р-612 (2005); для сухопутных войск Р-163 «Арбалет» (1989-), портативная УКВ Р-168 «Акведук» (1996-2005-); ретрансляторы для спутников связи «Молния-1», «Молния-3», «Радуга», «Экран-4М», «Глобус-1»; бортовая аппаратура для КА: «Светоч», «Форпост», «Циклон Б», «Бирюза», «Малахит»; комплекс аэродромной связи Р-838 (2005); судовой радиомаяк «Марал» (2002); аварийные радиобуи: морские АРБ-МКС «Афалина», малогабаритный АРБ-ММ-406 (2005), самолетный АРБ-ГС, переносные АРБ-ПК (2006); РЛ спасательный ответчик «Дрейф» (2002), аварийно-спасательные средства связи; телевизионное оборудование (2005); КПА для радиобуев (2002);69 электропроигрыватель ЭПУ-3 (1950-е); электрофоны: «Юность-301» (1950-е), «Импульс-201С».
КБ, СКБ, ОКБ завода, Ярославское КБ радиоприборов МПСС, М-5632
/(150006) 150010 г. Ярославль пос. Первомайский «Звезда»/
КБ завода организовано в 1956г. В 03.1984г. Ярославское КБ радиоприборов – в составе Ярославского радиозавода. Имело наименование «п/я М-5632» (1984г.).197
Начальник- А.А. Роздов, В.А. Зелянин, (03.1984г.)- Л.М. Архаров, Л.В. Зильберман, (2005г.)- М.П. Дементьев.101
Гл. инженер- В.Ш. Марголин, (03.1984г.)- Л.В. Зильберман.
Гл. конструкторы: (1967-70г.)- И.Б. Флегонтов (комплекс радиопротиводействия).
Начальники отделов: 1-го (03.1984г.)- Е. Чупраков; И.Б. Флегонтов.130
Создано: УКВ радиостанция для ВМФ Р-130 «Самшит» (1970-е).
Филиал Ярославского радиозавода
/603950 г. Нижний Новгород Комсомольская пл., 1/
Был в 2002г.
Механический и тормозной завод Русского электрического общества «Вестингауз», Ленинградский государственный механический завод «Вестингауз» ВСНХ
/г. СПБ, г. Петроград Прилукская ул., 2/
Механический завод АО «Вестингауз» создан в 1898г. В годы I-й Мировой войны выпускал 22-сек. дистанционные трубки: 1916г. – 800 тыс. шт., 1917г. – 800 тыс. шт.46 Выпускал также шрапнели и гранаты, воздушные тормоза, эконом. топки, арматуру для парового и водяного отопления, чугунное и медное литьё. АО «Вестингауз» имело также завод в Москве, с 1913г. – завод «Динамо».
В 1918г. часть завода эвакуирована в Ярославль на площадку завода Щетинина. С 03.1919г. завод – в ведении Петротяжа СНХ СР. Пост. ПСНХ от 2.12.1920г. завод национализирован и передан в ведение Центрального правления тяжёлой индустрии ПСНХ. С 1922г. – в ведении Главметалла ВСНХ. В 1924г. Ленинградский государственный механический завод «Вестингауз» Главметалла переведен в Ярославль.131
Численность персонала (1909г.)- 331 раб., (1.01.1917г.)- 415 раб., (1.04.1918г.)- 441 раб.
Директор правления/директор-распорядитель (06.1918г.)- И.Х. Мейер.
Производство: воздушные тормоза для ж/д (1909).153