Предприятия № 21-40

Завод № 29 ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, МАП, МОП, Завод ДЕКА, Завод № 9 «Большевик» ВСНХ, Государственный авиационный завод № 9 (ГАЗ-9) «Большевик» ВСНХ, Омский моторостроительный завод (ОМЗ) им. П.И. Баранова МАП, п/я 64, Омское моторостроительное ПО им. П.И. Баранова МАП, А-3573, Омский авиадвигателестроительный комплекс, ФГУП «Омское моторостроительное объединение (ОМО) им. Баранова», ФГУП «Омское моторостроительное предприятие им. П.И. Баранова» (ОМПБ)

/г. Александровск, г. Запорожье Сталинской ж/д пл. Тараса Шевченко «ГАЗ девятый» (1927г.); г. Запорожье ст. Александровск Екатерининской ж/д (1928г.) п/я 3 (1929-30г.), п/я 18 «Суппорт» (1929г.); г. Омск 11-я Линия, 283 (1947г.)/

/644021 г. Омск ул. Б. Хмельницкого, 283 «Флаг» тел. 33-47-20 www.ombe.ru/

В 1907г. купцам братьям Мознаимам был выделен участок на левом берегу Днепра под строительство чугунно-литейного завода, завод основан 27.11.1907г. В 1910г. он вступил в строй. До 12.1915 года завод выпускал сельскохозяйственные механизмы и инструменты, выполнял различные виды механической обработки, отливал чугун и медь. В течение 1915-16г. Петербургское АО «Дюфлон, Константинович и К0» покупает завод у братьев и перепрофилирует его для выпуска авиационных и автомобильных моторов. Новый завод «ДЕКА» вступил в строй в 09.1916г.

До революции строил по лицензии двигатели «Мерседес» как «Дека» М-100 (первый мотор выпущен 16.08.1916г.) и мотор, созданный инженером Киреевым на базе двигателя «Бенц».АХ-1/92 Для расширения производства был приобретен местный завод сельскохозяйственного инструмента, в 1916г. началось строительство новых корпусов.

Завод «ДЕКА» национализирован декретом СНК от 20.01.1918г. Пост. Президиума ВСНХ от 25.03.1920г. завод планировалось передать в ведение Укрпромбюро Промвоенсовета ВСНХ,159 но решением Главкоавиа от 24.03.1920г. и СВП от 27.03.1920г. (протокол № 51) завод передан в ведение Главкоавиа и переименован в ГАЗ № 9. В 03.1922г. – Авиазавод № 9 «ДЕКА», в том же году получил название ГАЗ-9 «Большевик». В 03.1922-25г. – в ведении 4-го отдела ТПУ ГУВП ВСНХ. В соответствии с пост. СТО № 121 от 28.01.1925г. и пр. ВСНХ № 415 от 10.02.1925г. завод вошел в состав вновь образованного Авиатреста Главметалла ВСНХ, в 06.1926г. в мобилизационном отношении подчинялся авто-авиа подотделу ВПУ. По пр. Авиатреста № 15 от 13.04.1925г. завод № 9 «Большевик» переименован в ГАЗ-9 «Большевик». В соответствии с пост. СНК от 27.04.1926г. по пр. ВСНХ/НКВМ/ОГПУ № 73сс от 9.07.1927г. и Авиатреста № 114сс от 4.08.1927г. ГАЗ-9 «Большевик» с 1.10.1927г. переименован в завод № 29. Пр. ВСНХ № 86с от 22.09.1927г. и пр. Авиатреста № 131 от 27.09.1927г. действие пр. № 73сс и № 114сс было приостановлено до особого распоряжения.64, 133 С 1930г. – в ведении ВАО ВСНХ. По пр. ГУАП № 4/23 от 13.01.1932г. завод передан в ведение организованного Авиамоторного треста ГУАП НКТП. В 01.1932г. завод входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. К 1936г. завод вошел в состав моторного треста ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП, по пр. № 33сс от 1/3.02.1938г. передан в ведение созданного ГУ авиационного моторостроения, в 12.1938г. – в ведении 18ГУ.

В 1918г. завод был законсервирован, в 1922г. достраивался. В 1923-24г. расконсервирован и восстанавлен. Занимался ремонтом, а затем изготовлением деталей к двигателям «Рено». С 1923г. начато освоение производства двигателя “Hispano-Suisa” 8FB под обозначением М-6, затем – “Hispano-Suisa”, 300 л.с. (М-8); на 1923/24г. выдан заказ на 10 моторов, но ни одного мотора в том году не сдал. Расчётная годовая мощность завода (1925г., шт.): в мирное время – 90, в военное время (при 3-сменной работе) – 320. С 1927г. – выпуск М-11. В 1927г. мощность завода – 175 М-6 в год.98I пятилетним планом предусмотрено развитие мощности завода (мобилизационной) (моторов): 1928/29г. – 388; 1929/30г. – 360; 1930/31г. – 700; 1931/32г. – 1210; 1932/33г. – 1725. Фактически реализовано: на 1.10.1928г. – 400 М-6; на 1.10.1929г. – 400 М-6; на 1.10.1930г. – 180 М-6, 180 М-11, 60 М-22; на 1.04.1932г. – 2000 М-11.160 Программа на 1928/29г.: изготовление: М-6 – 80 шт. и 8 групкомплектов (выполнено 81 и 8), М-11 – 30 и 3 групкомплекта (9 и 1); ремонт: М-6 – 60 (66), БМВ – 30 (29). Заседанием правления Авиатреста от 14.08.1929г. утверждена программа на 1929/30г.: 64 М-6, 130 М-11 и 13 групкомплектов, 10 М-22; заседанием от 21.11.1929г. она изменена: М-6 – 64 и 6 групкомплектов, М-11 – 150 и 15 групкомплектов, М-22 – 10.133 24.08.1928г. с фирмой Gnome-Rhоneбыл заключён договор, и с 1930г. начат выпуск по лицензии мотора “BristolJupiter” VI, 480 л.с., под обозначением М-22.

В 1926г. завод строился, закончены мастерские: механическая, инструментальная, ремонтно-механическая, модельная, литейная, сборочная, строилась термическая; на 1926-27г. запланирована постройка испытательной станции. В соответствии с пост. РЗ СТО от 14.01.1930г. требовалось разработать план перевода завода в 1930г. на военное положение, создать на заводе КБ по доработке серийных моторов. В соответствии с пост. СТО № 158сс от 25.07.1931г. заводу передан законсервированный Запорожский механический завод, б. Кацена (на его базе организован литейный цех), а также требовалось перевести на завод 250 квалифицированных рабочих с других предприятий. В 1932г. в его состав влит ещё ряд заводов Запорожья: заводы Дзержинского № 1, № 2, № 3 и № 4 (металлообрабатывающие и литейные цеха, ФЗУ) и др., в результате чего завод размещался на восьми разрозненных территориях. Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения.

Производство: (1929г.): М-6 – 85, М-11 – 9; (1930г.): М-6 – 53, М-11 – 140.98

В соответствии с пост. СТО № 158сс от 25.07.1931г. установлен план на 1931г.: М-11 – 971, М-22 – 281. В соответствии с пост. СТО № 101/46сс от 16.02.1932г. требовалось довести в текущем году мощность завода до 6 тыс. моторов М-11 в год.160 В соответствии с пост. СТО № 85сс от 1933г. был утвержден мобилизационный план заводу на военное время: 1934г.: М-22 – 1200 шт., М-11 – 2000 шт.; 1935г.: М-22 – 1200 шт., М-11 – 2400 шт.; 1936г.: М-22 – 1200 шт., М-11 – 2400 шт. В соответствии с пост. СТО № К-93сс от 15.07.1934г. (в развитие пост. СТО от 7.06.1934г.) было решено купить у фирмы Gnome-Rhoneлицензию на постройку моторов “MistralMajor” 9К и 14К, заводу № 29 заключить с фирмой соответствующий договор. В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. в план опытного строительства на 1934-35г. включены: 1-я очередь (модификация созданных моторов): М-58Н (690 л.с, срок предъявления на Госиспытания – 1.11.1934г.), М-58РН (1.06.1935г.). Пост. СТО № К-202сс от 29.12.1934г. заводу установлена производственная программа на 1935г.: М-85 (К-14) – 100 шт., (К-9) – 150, М-22 – 700, М-11 – 800. Планом опытного строительства на 1936-37г. была предусмотрена постройка: М-85Ф (950 л.с., 1.12.1936г.) и М-85 с двухскоростным нагнетателем (1.03.1937г.). Пост. СТО № С-44сс от 25.04.1935г. утвержден план развития мощностей завода после реконструкции и расширения: 1935г.: М-11 – 1500 шт., М-22 – 1000, М-85 (К-14) – 100, М-75 (К-9) – 150; 1937г.: М-85 – 4000, М-75 – 2000 шт. Производственная программа на 1935г.: план (сдано на 1.01.1936г.) (шт.): М-11 – 800 (1016, в т.ч. 114 некондиционных); М-22 – 700 (700); М-75 – 150 (3); М-85 – 100 (5).По пр. № 099 от 20.09.1936г. завод с 1937г. освобождён от производства деталей моторов М-11, втулки в/винта и компрессора Вьет. Пост. СТО от 20.12.1936г. заводу утверждена производственная программа на 1937г. – 1500 М-85, тем же пост. определена мощность завода на военное время – 6000 М-85.133

В 1934г. велась реконструкция завода, необходимо было сдать объекты: гл. корпус (цехи: механический, термический, сборочный) и центральный материальный склад – 1.11.1934г., литейную – 1.05.1935г., переборочный цех – 1.03.1935г., испытательную станцию – 1.04.1935г. По пр. № 24/150 от 5.05.1934г. и № 29/183 от 28.05.1934г. на заводе организован отдел реконструкции Гипроавиа, подчиненный директору завода. Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано в 1-м полугодии закончить главный корпус, литейный цех – во 2-м квартале, переборочный цех и испытательную станцию сдать в эксплуатацию в 3-м квартале, обеспечив мощностьк 1.07.1937г. – 3500 моторов в год. Пр. № 0127 от 7.06.1937г. предписано начать подготовку к серийному производству форсированного М-87 950 л.с, чтобы в 4 квартале 1937г. начать производство; довести мощность М-85 к 1938г. до 1300 л.с.; закончить и сдать в эксплуатацию опытный отдел в 4 квартале 1937г. Пр. № 0241 от 14.11.1937г. заводу установлена программа по выпуску моторов на на 1937г.: М-85 – 465 шт., М-87 – 425шт., со сдачей в 1937г. М-85 – 775, М-87 – 125. В соответствии с решением правительства № 191сс от 7.12.1937г. и пр. № 00274 от 20.12.1937г. заводу было предписано: выпустить в 1938г. 1800 моторов М-87, 180 групкомплектов к ним, 300 группкомплектов для М-22; обеспечить к 1.01.1939г. мощность в 6 тыс. моторов в год; организовать в 1-м полугодии 1938г. ЛИС для летных испытаний моторов; передать от УВВС заводу аэродром при ст. «Мокрой» (до постройки собственного); укомплектовать ОКО завода кадрами; при технической помощи фирмы «Гном и Рон» построить опытную партию (3-5 шт) малогабаритных моторов типа «14 МАРС»; обеспечить в 1937-38г. набор раб. на завод 3-4 тыс. чел.

Опытное моторостроение (в начале ВОВ работы по авиамотору М-88, М-89 – Ивченко). В разное время на заводе работали А.С. Назаров, В.Я. Климов, С.К. Туманский, А.Г. Ивченко, В.А. Глущенков.

Пр. НКОП № 0127 от 7.06.1937г. на завод из ЦИАМ перенесены работы по авиадизелю АН-3 и велись в кооперации завода и института.

Пр. № 111с от 23/26.03.1938г. предписано установить в 1938г. на заводе установки для испытаний моторов типа «Хинан-Фруд» и «Райт-Филд»; пр. № 310с от 7.08.1938г. сдать в 1938г. в эксплуатацию главный корпус, цехи: кузнечный и литейный.

Для освоения выпуска М-87 на заводе № 26 по пр. № 127с от 10.04.1938г. требовалось передать туда технические и производственные материалы по двигателю. Пр. № 240с от 8/10.07.1938г., в связи с неудовлетворительным положением на заводе (программа по производству М-87 была сорвана, в 1-м полугодии 1938г. не выпущено ни одного качественного мотора) были сняты и.о. гл. инженера завода Мерцалов и начальник термического цеха Путрин; КО завода был усилен 20 конструкторами (молодыми специалистами и из ЦИАМ). В соответствии с пост. правительства № 223сс от 10.09.1938г. и пр. № 381сс от 29.09.1938г. требовалось: выпустить и предъявить на госиспытания: М-88 в 09.1938г., изготовить 55 шт.; дизель 87-Д на базе М-87; подготовить работы по дальнейшему форсажу М-89. План на 1941г.: 4000 М-88 и 1000 М-89.

В 1939г. проектная мощность завода составляла 6 тыс. М-88 в год, годовой план – 3 тыс. моторов.

Производство: (1931г.): М-6 – 14, М-11 – 535, М-22 – 80; (1932г.): М-11 – 1755, М-22 – 400; (1935г.): М-85 – 4; (1936г.): М-85 – 129; (1937г.): М-85 – 330, М-86 – 516, М-87 – 22; (1938г.): М-86 – 30, М-87 – 720; (1939г.): М-85 – 2, М-87 – 2675, М-88 – 204; (1940г.): М-87 – 2009, М-88 – 1128.166

В соответствии с пост. КО № 34сс от 24.01.1940г. двигатель М-88 был принят на вооружение и запущен в серию. Постановленем КО № 340сс от 6.08.40г. производство М-88 было остановлено, а пост. № 422сс от 13.11.1940г. было вновь возобновлено.89

К 29.09.1941г. завод и ОКБ в соответствии с пост. ГКО № 457сс от 11.08.1941г. и пр. № 844сс от 12.08.1941г. эвакуированы в г. Омск на площадку завода № 166 НКАП и завода сельскохозяйственных машин им. Куйбышева (завод № 495 НКАП) и продолжили действовать самостоятельно, заводу переданы склады УГМР. 19.08.1941г. вышло пост. ГКО № 512 об ускорении работ на заводе. Пр. № 469с от 3.08.1943г. заводу переданы все сооружения завода № 288 НКАП (кроме ЛИС и территории, временно закрепленной за ОКБ А.Н. Туполева).

В 01.1942г. в Омске восстановлено производство М-88Б.

В соответствии с пост. ГКО № 1263 от 9.02.1942г. под руководством В.С. Нитченко (зам. гл. конструктора А.Д. Швецова) на заводе началось освоение производства М-82. 6.03.1942г. вышло пост. ГКО № 1397 о сохранении на заводе производства М-88. По пост. ГКО № 1832 от 30.05.1942г. 50 чел. ИТР были переведены с завода на завод № 45 НКАП. 24.08.1942г. вышло пост. ГКО № 2210 о производстве моторов М-82 на заводе; 15.06.1943г.– пост. ГКО № 3587 о производстве моторов М-82ФН на заводе, первые моторы выпущены в 11.1943г.; 20.10.1944г. – пост. ГКО № 6752 об увеличении выпуска мотора АШ-82ФН. К началу 1945г. выпускал по 13 моторов в сутки.

В 10.1944г. на старом месте в Запорожье основан завод № 478 (вступил в строй в 1947г.).

Расп. ГКО № 6827 от 29.10.1944г. на заводы № 29 и 19 направлено 3000 освобожденных заключенных. В 1946г. заводу передано 1600 единиц (196 вагонов) трофейного оборудования из Чехословакии.

Производство (шт.): (1941г.): М-11 – 2308 (все заводы), М-87 – 38, М-88 – 2921; (1942г.): М-87 – 2, М-88 – 4145; (1943г.): М-88 – 3580, М-90 – 3; (1944г.): М-88 – 2252 (вместе с № 478); (1945г.): М-88Б – 1495, АШ-82ФН – 1875; (1946г.): М-88 – 207 (вместе с № 478), АШ-21 – 114; (1947г.): АШ-21 – 1081; (1948г.): АШ-21 – 1429; (1949г.): АШ-21 – 660.166

С 03.1946г. завод № 29 – в ведении 3ГУ МАП. По пр. МОП № 475с от 7.07.1953г. передан в ведение его 3ГУ. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. завод № 29 передан в ведение управления агрегатостроения Омского, затем – Западно-Сибирского СНХ РСФСР. Имел наименование «п/я 64». Далее переименован в ОМЗ им. Баранова, имел наименование «п/я А-3573» (1973-87г.). В 1979г. на базе завода создано ОМПО им. П.И. Баранова, в 1972-87г. – в ведении 3ГУ МАП. В состав ПО входили также (1987г.): Омский завод коробок передач и Аркалыкский моторостроительный завод (новостройка).

В 1946г. планировалось реконструировать цех № 4 под размещение механического цеха ОКБ Нитченко на 250 станков; передать ОКБ серийный цех № 7 площадью 3000 м2, реконструировав его под сборочный цех, и помещение бывшей охраны (400 м2) под КБ; передать 150 станков (заводских и трофейных), 5 стендов новой заводской испытательной станции; перевести с завода 200 рабочих и 50 ИТР.

По пр. № 557 от 23.08.1955г. на заводе организовано серйное КБ – филиал ОКБ-19 для сопровождения серийного выпуска и усовершенствования моторов АШ-82Т, -82В (далее – ОКБ-29).

В 12.1958г. при заводе создан филиал № 3 ОКБ-456 для сопровождения серии ЖРД. Ликвидирован в 1968г. Возможно, в состав ОМПО входил Химический завод № 3 (с. Ильинка Омской обл.).

В соответствии с ПСМ № 1169-373сс от 11.04.1954г. по пр. № 380сс план выпуска на 1954г. АШ-21 уменьшен с 1000 до 800 шт.; в соответствии с расп. правительства № 2994-рс от 24.03.1954г. по пр. № 203сс план по АШ-82ФН увеличен с 1300 до 1600 шт.166

Производство (шт.): (1950г.): АШ-82ФН – 1467, АШ-21 – 534; (1951г.): АШ-82ФН – 2513, АШ-21 – 613; (1952г.): АШ-82ФН – 2500, АШ-21 – 1001; (1953г.): АШ-82ФН – 676, АШ-21 – 974; (1954г.): АШ-82ФН – 1080 (1502 все заводы), АШ-82В – 8, АШ-82Т – 38, АШ-21 – 673 (812 все заводы); (1955г.): АШ-82ФН – 1218 (все заводы), АШ-21 – 439 (все заводы); (1956г.): АШ-82ФН – 507, АШ-82Т – 1255, АШ-82В – 274.166

В 11.1970г. собран первый АЛ-21Ф (изд. «85»).

В 2002г. – ФГУП «ОМО им. Баранова», 2004г. – ФГУП «ОМПБ». По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В 07.2005г. было подписано соглашение о вхождении в течение года ОМПБ им. Баранова в состав ММПП «Салют» в качестве филиала.

В 2004г. предприятие производило также ремонт авиадвигателей.

Количество оборудования 192 ед., (1926г.)- 279 ед., (02.1946г.)- 3260 ед. (в т.ч. 3243 м/р).

Площадь: территории (1925г.)- 84 тыс. м2; производственная (1925г.)- 8,8 тыс. м2, (02.1946г.)- 170 тыс. м2; вспомогательная (1925г.)- 5,8 тыс. м2.

Численность персонала (01.1921г.)- 90 раб., (06.1922г.)- 68 чел. (43 раб.), (03.1924г.)- 424 чел., (12.1926г.)- 521 чел. (419 раб.), (01.1929г.)- 548 пр. раб., (1931г.)- 3965 чел., (1932г.)- 7993 чел., (1.12.1933г.)- 5794 пр. раб., (02.1946г.)- 12,5 тыс. чел. (8,6 тыс. раб.), (15.09.1964г.)- 21.735 чел., (1972г.)- 22350 чел., (2005г.)- около 7000 чел.

Управляющий (02.1925г.)- П.Г. Старов. Директор (05.1925г.)- Старов, (-06.1927-02.1930г.-)- С.П. Мартыненко, (08.1928г.)- Дышлер, (-08.1934-23.12.1937г.)- С.А. Александров (снят как несправившийся), (23.12.1937-39г.)- В.В. Чернышев, (06.1940г.)- Громов, (10.1940-09.41г.-)- М.М. Лукин, (1941-05.1946г.-)- И.Т. Борисов, (02.1975г.)- Григорьев. Гендиректор (-1990г.-)- А.Н. Патрикеичев, (1998-2005г.-)- Ю.А. Спиваков,49 (11.2006г.-)- А. Шутов.

Член заводоуправления (06.1920г.)- Барановский, (06.1920г.)- Солдаткин, (29.06.1920г.-)- К.П. Кампин. Зам. управляющего, директора (02.1925г.)- К.П. Кампин, (02.1929г.)- Дышлер, (02.1934г.)- Каплан, (1934г.)- Продан, (1934г.)- Каминский, (06.1937г.)- О.Д. Дунаевский, (07.1938г.)- Игнатьев, (9.08.1938г.-)- В.П. Заикин, (-10.1940г.)- К.П. Васильев, (10.1940г.-)- Н.И. Бирюков; по ПВО и охране (31.10.1938г.-)- П.В. Филоненко. Помощник управляющего, директора: по техчасти (-02.1925-6.04.1926г.)- М.С. Сухоруков (снят за халатность); и.о. (6.04.1926г.-)- Лялин; (06.1927г.)- Рякин, (08.1928г.)- Осипов; по финхозчасти (02.1925г.)- А.С. Тихонов; по найму и увольнению (-06.1937-28.09.1938г.)- Д.П. Богданов, (28.09.1938г.-)- И.Ф. Ермаков; (-08.1934-01.1935г.-)- Ф.С. Продан.

Технический директор (-1934-20.06.1935г.-)- Макарук, (20.06.1935г.-)- О.Д. Дунаевский.

Гл. инженер (1920г.)- Макарук, (02.1925г.)- Н.И. Цереквицкий, (06.1937г.)- О.Д. Дунаевский; и.о. (-10.07.1938г.)- Мерцалов (снят и осужден); (9.08.1938г.-)- В.П. Заикин, (05.1946г.)- Пономаренко, (-1998г.)- Ю.А. Спиваков, (2005г.)- Е. Шарапов.

Гл. инженер строительства (11.03.1937г.-)- Е.В. Любицкий.

Гл. конструктор (1930-36г.)- А.С. Назаров, (19.02.1938-10.1940г.)- С.К. Туманский (снят), (10.1940-08.1941г.-)- Е.В. Урмин.

Гл. металлург (-09.1928-01.1935г.-)- Иванов, (17.05.1938г.-)- Газезьян; и.о. Колчинский. Гл. механик (06.1927г.)- Габелин.

Заведующий производством (01.1929г.)- Осипов. Начальник производства (1973г.)- В. Соснин.

Начальник серийного КБ завода в Омске- А.Г. Ивченко.

Заведующие цехами: механическим (06.1927г.)- П.К. Молодцов; литейным (06.1927г.)- С.И. Кривоносов; термическим (06.1927г.)- Ф.О. Рыбкин; испытательной станцией (06.1927г.)- В.Л. Бушмарин. Начальники цехов: механического (01.1935г.)- Сорокин; термического (-10.07.1938г.)- Путрин (снят); (08.1934г.)- А.М. Артемченко, (-1978г.)- П.С. Верхолезов, (08.1934г.)- Г.Е. Ивченко, (08.1934г.)- П.В. Кожевников, (08.1934г.)- Э.И. Краузе, (08.1934г.)- М.Г. Плохой, (08.1934г.)- С.М. Притченко, (08.1934г.)- А.И. Тарасенко, (08.1934г.)- М.С. Федоров, (08.1934г.)- Чуйко,(08.1934г.)- И.И. Шипович.

Зам. начальника цеха: П.С. Верхолезов.

Начальники отделов: кокильного (08.1934г.)- П.И. Притула; административного (1925г.)- Китц; эксплуатационного (04.1938г.)- Потемкин, (-09-12.1938г.-)- Еременко; контрольного (08.1934г.)- Л.С. Пемпель; подготовки кадров (08.1934г.)- С.Т. Ладин; исп. сбор. (08.1934г.)- В.Ф. Черкасов; спецотдела (10.1933г.)- Сибирский, секретного (1987г.)- М.К. Потапенко. Заведующие: инструментом и оборудованием (08.1934г.)- Н.Н. Лебедев; секретным делопроизводством (06.1927г.)- Шперлинг.

Начальники лабораторий: П.С. Верхолезов.

Уполномоченный в Москве (ул. Б. Полянка, 7-95) (01.1924г.)- Н.К. Рыбинский. Заведующие (начальники) бюро: чертежным (бюро приспособлений и инструмента) (06.1927г.)- В.А. Пивовар; ТНБ (08.1934г.)- Г.С. Кущенко; ПРБ (08.1934г.)- Пересецкий. Статистик (01.1928г.)- Богданов.

Производство: авиационные двигатели: поршневые: «Дека» М-100 (1916-), М-6 (1923-31), М-11 (1927-41-), М-22 (1930-35)- более 8000, М-75 (1935)- 3, М-85 (1935-37)- 463,98 М-86 (1937-), М-87 (1937-42), М-88 (1940-42-), М-88Б (1942-)- 10512, М-89 (1942)- 2,166 М-90 (1943)- 3,166 М-82, АШ-82ФН (1942-56)- всего 17526, АШ-82Т (1954-), АШ-82В, АШ-21; ГТД: ГТД-3Ф (1966-86)~ 1000, ГТД-3М, ГТД-3ТЛ, ГТД-5М, ТВД-20 (-2002-04), АЛ-21Ф-3А (1970-2002-), РД-33 (1980-е-2002-), ВСУ-10 (1990-е-2002-), ТВ7-117 (2002); ЖРД для РН: РД-119, РД-216 (1960-е); радиаторы для танка Т-26 (1932); коробки передач и дифференциалы для автомобилей ИЖ-2126, ИЖ-2717 (-2006); насосное оборудование, мотокультиваторы, снегоуборочное оборудование.69

Завод АО «Дюфлон, Константинович и К0» (ДЕКА), Электротехнический завод АО электромеханических сооружений (бывший «Дюфлон, Константинович и К0»), Завод ДЕКА ВСНХ, Завод № 7 Электротреста ВСНХ, Завод «Электрик» № 9, Петроградский государственный завод электроустановочных материалов «Электрик» им. А.К. Скороходова ВСНХ, НКТП, НКМ, Электромеханический завод «Электрик» им. А.К. Скороходова НКЭСЭП, НКЭП, МЭП, Ленинградский ордена ТКЗ государственный завод «Электрик» МЭТП, ГС ордена ТКЗ завод «Электрик» им. Н.М. Шверника МЭТП, АООТ «Санкт-Петербургский завод «Электрик», ОАО «Завод «Электрик»

/г. СПБ, г. Петроград Лопухинская ул., 8 (1909-15г.); Лопухинская, 9 (1919г.); г. Ленинград, 22, П-22 ул. им. академика Павлова, 8 «Электрик» (1957г.), «Дуга» (1971г.)/

/197376 г. СПБ пр. Медиков, 10/

Завод электромеханических сооружений «ДЕКА» АО «ДЕКА» («Дюфлон и Константинович») основан в 1893г. В 1909г. – Электротехнический завод АО электромеханических сооружений. В 1915г. выполнял заказы Военного ведомства. Выпускал электромашины и приборы, магнето.

Пост. ВСНХ от 18.01.1919г. (или от 19.03.1919г.) завод национализирован, в 11.1920г. переименован в завод «Электосила» № 7, в 1921г. – в завод «Электрик» № 9. С 24.01.1918г. завод – в ведении секции ДЕКА Центрального правления гос. предприятий сильного тока, с 28.07.1919г. – секции ДЕКА, с 1920г. – секции «Электросила» Электротреста Отдела электропромышленности ВСНХ. С 11.1920г. – в ведении электросекции ПСНХ, с 10.1921г. – Петроградской губернской секции электропромышленности ПСНХ (контролировался также Главэлектро ВСНХ), с 1.01.1922г. – Эльмаштреста. В 05.1922г. передан в ведение Петроградского треста сильного тока Главэлектро,64 затем вновь в ведении Эльмаштреста ВСНХ (по 1925г.). С 29.11.1922г. переименован в Петроградский гос. завод «Электрик» им. А.К. Скороходова. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). В 11.1925-29г. – в ведении ГЭТ Главэлектро. Кроме того, в 05.1921г. контролировался СВП, в 07.1926г. – инженерно-техническим подотделом ВПУ ВСНХ.125 С 6.12.1929г. – в ведении ВЭО ВСНХ, с 1932г. – НКТП, с 20.09.1933г. – ВЭТ НКТП, в 1937г. – в ведении Главэнергопрома НКТП, с 28.08.1937г. – Главэлектропрома НКТП. В 09.1938г. – в ведении треста «Электропром» НКМ. В 1940г. Электромеханический завод «Электрик» (назывался также Завод электросварочного оборудования «Электрик») передан из НКЭСЭП в ведение Главэлектромашпрома НКЭП (и на 08.1941г.), в 02-05.1942г. – в ведении ГЭАМП, в 12.1942-08.1943г. – в 1ГУ. В соответствии с расп. СНК № 22251-рс от 3.12.1944г. по пр. № К-642с от 6.12.1944г. завод подчинен вновь созданному 9ГУ.

В начале 1918г. завод работал, затем был остановлен. В 1919г. выдан заказ на изготовление 450 магнето типа «Бово».159В 03.1921г. выполнял заказы СВП. Выпускал также генераторы для радиотелеграфов, моторы постоянного и переменного тока мощностью до 0,5 л.с., динамо для освещения поездов и автомобилей, прожектора. В 1924г. заводу передано оборудование ликвидированного Ленинградского арматурно-электрического завода им. Богданова.

Производство (1937г.): авиационная арматура (выключатели, кнопки, коробки ответвительные, рубильники, розетки, патроны). (1941г.): электроустановочные коммутационные изделия: для авиации (единственный в стране), для танков; герметичная аппаратура, выключатели и переключатели, предохранители, нагревательные приборы для ВМФ; машины и агрегаты для питания радиопередатчиков.

Пр. № 27сс от 13.02.1941г. заводу утвержден план производства на 1941г. (шт.): сварочные агрегаты для подводной сварки – 20, электрокамбузы КТ-1 – 4, КТ-2 – 4; грелки корабельные ГС-0,6, -0,9, -1,5, ГП-2,4, -2 – 780; предохранители «диацет», пробки предохранительные, розетки, выключатели, коробки, электрочайники, электросковородки. Пр. № 62сс от 26.03.1941г. заводу предписано изготовить к 1 мая: трансформаторов регулировочных – 85 шт., печей ПН-44 – 2, ПВ-11 – 7, ПВ-12 – 32, ПН-31 – 3. Кроме того, в 1941г. заводу задан выпуск 2500 корпусов авиабомб КВ-4. Пр. № 30сс от 17.02.1941г. их производство передано на завод им. Свердлова НКТМ.

Во исполнение решения правительства от 23.05.1941г. по пр. № 153с от 3.07.1941г. при заводе организовано КБ-6.

В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. завод «Электрик» НКЭП подлежал эвакуации в Касли на площадку чугунолитейного завода и в Чебоксары в помещения Дома Советов. В Чебоксарах часть завода вошла в состав вновь созданного завода № 654 НКЭП. Цех сварочных машин и аппаратов, сварочная и печная группы объединенной лаборатории, КБ контактных аппаратов и сварочных машин были эвакуированы 24-го и 29-го июля в Первоуральск (пос. Новая Утка) и послужил основой нового завода № 687 (в 12.1941г. прибыло 290 ед. оборудования).

Часть завода продолжила действовать в Ленинграде под своим наименованием. С 26.11.1941г. до 10.1943г. завод находился на полной консервации из-за отсутствия электроэнергии. В 01.1942г. планировалось отправить самолетами с завода техдокументацию и оснастку по производству авиационной и танковой электроарматуры в Москву. В соответствии с пост. ГКО № 2071с от 20.07.1942г. по пр. № МК-262с от 22.07.1942г. требовалось вывезти с завода еще 375 ед. оборудования (37 вагонов) на завод № 654. Решением ГК ВКП (б) от 21.10.1943г. завод включен в список действующих, возобновлен выпуск электроустановочных изделий. В 1944г. планировалось специализировать завод на выпуске сварочного оборудования: в 1-м полугодии – 100 сварочных аппаратов СТ-23; во 2-м полугодии: до 200 СТ-23 в месяц, освоение: 100 СТ-32, 50 СУГ-2, 100 САК-2.

В составе завода (1944г.): отделы: спецотдел, ОТК, технический (начальник – гл. конструктор, зам. начальника – гл. технолог), ОГК (08.1945г.), ОГТ (08.1945г.), ППО, ОГМ, технического снабжения, кадров, организации труда и зарплаты (08.1945г.), финансово-сбытовый (08.1945г.), АХО; центральная лаборатория (08.1945г.), бухгалтерия, МПВО (08.1945г.), охрана (08.1945г.). В соответствии с пост. ГКО № 8304сс от 26.04.1945г. по пр. К-249сс от 27.04.1945г. на завод вывезено оборудование: по производству конденсаторов, осветительной арматуры и чугунного литья с завода фирмы «Австрия-Дитмар» и его филиала в Вене; по производству электромоторов, сварочного оборудования и электротехнической аппаратуры – с завода «Браун-Бовери» в г. Вена; в соответствии с пост. ГКО № 8462сс от 10.05.1945г. по пр. № К-277сс от 12.05.1945г. – оборудование по производству электросварочного оборудования с завода фирмы «Пауль Кнопп» в г. Берлин; в соответствии с пост. ГКО № 8487сс от 10.05.1945г. по пр. № К-278сс от 12.05.1945г. – оборудование по производству низковольтной аппаратуры с завода фирмы «Эрхарт Шмидт» в г. Бромберг; в соответствии с пост. ГКО № 8616сс от 16.05.1945г. по пр. № К-288сс от 19.05.1945г. – оборудование по производству электропечей и сварочных аппаратов с завода фирмы «АЕГ» в Берлине (Кенигсдорф); в соответствии с пост. ГКО № 9206сс от 26.06.1945г. по пр. № К-349сс от 28.06.1945г. – оборудование по производству мощных передвижных сварочных агрегатов с завода фирмы «Кольберс» в г. Фюнстервальде (213 ед.).

С 03.1946г. завод «Электрик» – в ведении 9ГУ (затем Главэлектроаппарата) МЭП (и на 1952г.), с 1953г. – МЭТП (в 01.1957г. – его Главэлектроаппарата), с 1957г. – Управления электротехнической промышленности ЛенСНХ. 29.05.1947г. награждён орденом ТКЗ и переименован в ГС ордена ТКЗ завод «Электрик». В соответствии с ПСМ № 920 от 12.11.1965г. по пр. МЭТП № 12 от 18.11.1965г. Ленинградский ордена ТКЗ государственный завод «Электрик» передан из ЛенСНХ в ведение Главэлектропечи МЭТП (и на 1971г.). В соответствии с ПСМ № 164 от 10.03.1971г. заводу присвоено имя Н.М. Шверника. В 1967г. имел отраслевой код – 0803.178

В 1948г. завод имел «военные» спеццеха (пр. МЭП № 154сс от 4.06.1948г.).

Производство (1946г.): сварочные трансформаторы и высокочастотные установки; (1957г.): электросварочные машины и аппараты.

В соответствии с ПСМ № 3267-1329с от 31.08.1948г. по пр. № 259с от 6.09.1948г. требовалось освоить на заводе в 1949-50г. производство электросварочного оборудования (машины контактной сварки: точечной, шовной, рельефной, стыковой, специальные; сварочные автоматы для сварки под слоем флюса); организовать на заводе СКБ с отраслевой лабораторией по разработке, изготовлению и исследованию новейших типов отечественного электросварочного оборудования; построить на заводе в 1948-50г. литейный цех площадью 3000 м2. В соответствии с ПСМ № 4325-1715сс от 20.11.1948г. и № 898-288с от 23.03.1948г. о развитии промышленности г. Ленинграда по пр. № 345сс от 3.12.1948г. требовалось обеспечить освоение и выпуск новых типов машин и аппаратов: с 1948г. – высокочастотных генераторов мощностью 100 кВт для частот 2500 и 8000 Гц, машин контактной сварки мощностью от 75 ква, рельефной сварки, сварочных автоматов дуговой сварки; производство трансформаторов для дуговой сварки с 1951г. передать на Ново-Уткинский завод. В соответствии с ПСМ № 583-290с от 28.02.1951г. по пр. № 086с от 7.03.1951г. заводу поручено разработать в 1-м полугодии 1951г. специальную шовно-сварочную машину для сварки цинковых полюсов для МПСС и изготовить в 4-м квартале 5 опытных машин. В 1955г. при заводе действовало два СКБ.

26.11.1992г. завод преобразован в АООТ «Санкт-Петербургский завод «Электрик», с 15.01.1997г. – ОАО «Завод «Электрик». В 2005г. предприятие прекратило производственную деятельность.131

Количество оборудования (08.1941г.)- 1250 ед. (в т.ч. 653 металлорежущего, и 167 кузнечно-прессового).

Численность персонала (1909г.)- 226 раб., (1913г.)- 288 чел. (в т.ч. 213 раб.), (1914г.)- 428 чел. (в т.ч. 311 раб.), (1915г.)- 850 чел. (в т.ч. 645 раб.), (1916г.)- 984 чел. (в т.ч. 721 раб.), (1917г.)- 879 чел. (в т.ч. 667 раб.), (1918г.)- 212 чел. (в т.ч. 153 раб.), (1919г.)- 120 чел. (в т.ч. 69 раб.), (1920г.)- 132 чел. (в т.ч. 77 раб.), (10.1921г.)- 199 раб., (1.06.1941г.)- 3433 чел., (08.1941г.)- 2491 чел., (1.01.1942г.)- 2074 чел.; административно-управленческого (07.1944г.)- 45 чел.; (04.1946г.)- 860 чел., (11.1951г.)- 2204 чел.

Директор (09.1938г.)- Шикторов, (-04-10.1940г.-)- Огурцов; и.о. (11.1940г.)- Евзлин; (-03.1941-02.1950г.-)- М.С. Измозик; и.о. (08.1950г.)- Болотников; (-12.1950-01.1957г.-)- Л.А. Болотников, (1971-08.1978г.-)- К.М. Негодуйко.

Зам. директора (-05.1949-02.1950г.-)- С.И. Никитин.

Гл. инженер (07.1941г.)- Евзлин, (-02.1942-02.1950г.-)- Л.А. Болотников, (11.1951г.)- Н.Я. Кочановский, (01.1957г.)- О.Г. Голубкин, (1971г.)- В.Е. Недорезов.

Начальники отделов: проектно-конструкторского машин и автоматов (06.1950г.)- Е.С. Федер; ППО (09.1941г.)- Мойсик; планового (-05.1949-02.1950г.-)- Залевский; ОТК (-05.1949-02.1950г.-)- Смирнов; спецотдела (11.1951г.)- Л.А. Прохорова, (01.1957г.)- Т.И. Сидоренко.

Производство: водоотливные насосы с электродвигателями для крейсера «Олег» (1901),113электрооборудование для линкоров (1910);114 электрические и подъемные машины, приборы, запчасти для машин; ремонт машин и механизмов (1909);153 магнето «Бово»; сварочные: машины СУП-0, СУГ-2б, СМП-3, СМГ-3, -4, передвижные ОСП-2, САК-2, СПАЗ-3-3, трансформаторы СТЭ-23, -32, ТС-150-8, аппараты 1Э-24, для контактной сварки АТ-5, -10, АТА-20, -40, -100, -175, АТМ-25, -50, АТМП-100, -200, АТК-80, -250, АС-5, АСА-20, -50, -100, АШ-10, АША-20, АШПС-20, АШП-25, АШМ-25, АШМП-50, -100; аппараты для нагрева НВ-20, -60; автоматическая головка АГЭ-1-4, дуговой автомат АМ-11-12; электропечи: СП-2, -3, ПК-31, -34, -44, ПВ-11, -12, -22, ПНА-1, НТГ-1, -2, НС-4, ШНГ-1, -2, индукционные ПО-180, -500, -650; радио-спецмашины: «С» для радиостанций ПЛ (1932), «Форт», Д-13, -17, Т-10, -11, -12, -24, Ц-19, ОПГ-2-4, ГРН-2-3ф, -4, -5; нагревательные приборы: камбузы КТ-0, -1, -2, прибор КП-6, грелки ГС-0,6, -0,9, -1,5, РС-0,9, ГП-2, -2,4, ГТ-3, -5, ГТП-2, печи ПТ-1, -2, -4, ПЭТ, обогреватели стекла, клееварки, плита КЭ-4, воздухоподогреватель КС-0,5, аппарат для нагрева АПП-0,5, ТЭНы, электроутюги, электроплитки; граверный аппарат ЭГА; авиационная, судовая и автобронетанковая арматура; щитки управления ЩПК-0, -1, -2, ЩУК-0, -1, -2; пакетники ПК-1, -2, -3, ГПК-2, -3, РЯ-1, ВБ-10, ВТП-10, тумблеры, штепсельные розетки, патроны, выключатели АС-1б, -2б, -3, переключатели АС-4б, -5б, коробки НЭ-16-125 -132, предохранители, вставки; боеприпасы: взрыватель капсюльный СКВ-4, стабилизатор, головка для РОФС-132, снаряд 45-мм, литье для мин МШ-50 (1941).

КБ-6 при заводе «Электрик» НКЭП

Во исполнение решения правительства от 23.05.1941г. об изготовлении экспериментальной электросварочной установки для производства стальных гильз (по чертежам фирмы «Федерал») по пр. № 153с от 3.07.1941г. при заводе организовано особое КБ по исследованию, проектированию оборудования и разработке технологии специальных видов сварки. Ему присвоено наименование КБ-6 и утвержден штат 40 чел.149

ОКБ завода «Электрик» МЭП

Бюро по проектированию электромашин в 1950г. – в составе проектно-конструкторского отдела машин и автоматов завода.

Начальник (-27.06.1950г.)- С.К. Крусанов (снят за непринятие необходимых мер по устранению конструктивных недостатков).

Руководитель группы (05.1949г.)- Б.А. Дьячков.

Создано:высокочастотные преобразователи ПВ-60/2500 и ПВ-100/2500.

СКБ при заводе «Электрик» МЭТП

/г. Ленинград/

Работы (1955г.): разработка электросварочного оборудования.

Численность персонала (1955г.)- 109 чел.149

СКБ при заводе «Электрик» МЭТП

/г. Ленинград/

Работы (1955г.): проектирование мотор-генераторов для электропечей.

Численность персонала (1955г.)- 12 чел.149

Фабрика земледельческих машин и орудий наследников И.Б. Кацена, Запорожский механический завод

/г. Александровск Екатеринославской губ./

В соответствии с пост. СТО № 158сс от 25.07.1931г. Запорожский механический завод (б. Кацена) был влит в состав завода № 29.

Численность персонала (1909г.)- 169 раб.153

ОКО, ОКБ завода № 29 НКАП, ОКБ-29 НКАП, МАП

/г. Запорожье; г. Омск/

Организован в соответствии с пост. РЗ СТО от 14.01.1930г. по пр. ВАО № 148с от 6.07.1930г. как Опытно-конструкторский отдел (ОКО) под руководством А.С. Назарова, ОКБ при заводе утверждено пр. ГУАП № 44/260 от 9.08.1934г.

Работы по модификациям М-11: М-11В, М-11Д, М-48, М-49, М-51. Осуществлялось внедрение в серию М-22. Пост. СТО № С-50сс от 10.05.1935г. утверждена цена на М-22 – 19,7 тыс. руб. Создан мотор М-58. Созданы модификации двигателя М-85: М-86 (1936г.), М-87 (1937г.), М-88 (1939г.), опытные М-89 (1940г.), М-90 (1941г.).

По пр. № 240с от 8/10.07.1938г. КО усилен 20 конструкторами (из ЦИАМ и выпускниками).

Пр. НКАП от 10.1940г. за неудовлетворительные результаты по доводке М-88 С.К. Туманский был снят с должности и лишен звания Гл. конструктор.87

В 1941г. ОКБ в ведении 8ГУ НКАП (по 1945г.) эвакуировано в Омск вместе с заводом.

После освобождения Запорожья с конца 1943г. большая часть коллектива вернулась туда, где затем было образовано новое ОКБ завода № 478 под руководством А.Г. Ивченко.

По пр. № 193с от 5.05.1945г. работы по серии и модификациям М-88 переданы во вновь образованное ОКБ завода № 478.

Численность персонала (06.1941г.)- 921 чел., (1942г.)- 665 чел., (1943г.)- 597 чел., (1944г.)- 550 чел., (1945г.)- 539 чел.166

Гл. конструктор (1930-36г.)- А.С. Назаров (репрессирован), Владимиров, Филин,КР-7/02 (1937-10.1940г.)- С.К. Туманский (М-88) (снят), (10.1940-44г.)- Е.В. Урмин.

Зам. гл. конструктора (10.1940г.-)- С.К. Туманский.

Начальник (04.1934г.)- А.С. Назаров.

Зам. начальника сборочного цеха (07.1938г.)- Шибаев.

Начальники отделов: опытного (07.1938г.)- Ворожбеев. Начальник испытательной станции (07.1938г.)- Костржевский.

Начальники групп: механической (07.1938г.)- Павлюченко.

Ведущие конструкторы: (1930-е-41г.-)- А.И. Ивченко (М-89), (1942г.)- В.Г. Федичев (М-90), (1942г.)- И.Г. Лысак (М-95).

ОКБ-29 МАП гл. конструктора В.С. Нитченко

/г. Омск/

Образовано по пр. № 414сс от 1.07.1946г. для работ по модернизации поршневых моторов А.Д. Швецова и созданию новых образцов. Но в 1946г. на заводе № 29 действовало ОКБ зам. гл. конструктора Нитченко.166

В составе ОКБ (1946г.): механический цех (размещался в цехе № 4 завода), экспериментальная лаборатория (9 установок), испытательная станция (4 стенда). В 1946г. ОКБ размещалось во временном складском помещении. Планировалось реконструировать цех № 4 под размещение мехцеха ОКБ на 250 станков; передать ОКБ серийный цех № 7 площадью 3000 м2, реконструировав его под сборочный цех, и помещение бывшей охраны (400 м2) под КБ; передать 150 станков (заводских и трофейных), 5 стендов новой заводской испытательной станции; перевести с завода 200 рабочих и 50 ИТР; начать в 1947г. строительство корпусов ОКБ общей площадью 15 тыс. м2.

Разработаны и испытаны модификации АШ-82М, АШ-82МФ, АШ-21, экспериментальный мотор М-3 (на базе АШ-82МФ).

ОКБ-29 МАП ликвидировано по пр. № 440с от 21.06.1948г. Коллектив и имущество переданы заводу № 29 (образовано Серийное КБ), ОКБ-19, ОКБ-478.

Количество оборудования (1946г.)- 111 м/р станков.

Площадь производственная (1946г.)- 5729 м2.

Численность персонала (1946г.)- 489 чел.

Гл. конструктор (07.1946-06.1948г.)- В.С. Нитченко.

Зам. гл. конструктора (-1946г.)- В.С. Нитченко.

Серийное КБ (СКБ) завода № 29 МАП, ГС ОКБ-29 МАП, ГКАТ, Моторостроительное КБ (МКБ) МАП, В-2285, АООТ, ОАО «Омское моторостроительное КБ» (ОМКБ)

/г. Омск п/я 136/

/644021 (644010) г. Омск, 21 ул. Богдана Хмельницкого, 283 «Марс» тел. 33-00-84/

По пр. № 557 от 23.08.1955г. на заводе № 29 организовано СКБ – филиал ОКБ-19 для сопровождения серийного выпуска и усовершенствования моторов АШ-82Т, -82В. В соответствии с ПСМ № 207-100 от 20.02.1956г. по пр. № 544с от 15.10.1956г. СКБ преобразовано в ГС ОКБ-29 для разработки ГТД для проектировавшегося противолодочного вертолета Ка-25. По 08.1957г. – в ведении 3ГУ МАП. По пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 3-го Управления ГКАТ,169 в соответствии с расп. правительства № 1185-рс от 15.04.1958г. по пр. ГКАТ № 127с от 22.04.1958г. ОКБ-29 передано из ГКАТ в ведение Омского СНХ.169Имело наименование «п/я 136». Далее ОКБ-29 переименовано в МКБ МАП, в 1972г. – в ведении 3ГУ. Имело наименование «п/я В-2285» (1984г.).62 В 1987г. МКБ подчинялось МНПО «Союз».

С 1957г. – работы по созданию малоразмерных ГТД, являлось ведущим в отрасли (1990-е г.). В ОКБ оставлены также работы по АШ-82Т, -82В.

Работы по танковым ГТД (1961-65г.). Первой разработкой, совместной с ЦИАМ, был ГТД-1 мощностью 300 л.с. Расп. правительства № 1998-рс от 16.07.1962г. работы по ГТД-1 прекращены.

ОАО ОМКБ входило в Омский авиадвигателестроительный комплекс (1998г.). В его составе ОКБ и опытный завод.

Работы (2002г.): разработка малоразмерных ГТД, турбостартеров, индукторных тормозов, теплоэлектрических станций малой мощности

По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав Корпорации «Ростехнологии».

Выполняет капремонт ТВД-10Б (2002г.).

Численность персонала (1972г.)- 2050 чел., (2002г.)- 700 чел.

Гл. конструктор (1955-73г.)- В.А. Глушенков; и.о. (03.1973г.-)- Л. Ушеренко; (11.1973-85г.)- В.С. Пащенко, (1985-2009г.-)- В.Г. Костогрыз.

1-й зам. гл. конструктора (1973г.)- Л. Ушеренко. Зам. гл. конструктора (1990-е)- В.И. Устюгов.

Директор (1956-73г.)- В.А. Глушенков, (1973-85г.)- В.С. Пащенко, (1985г.-)- В.Г. Костогрыз. Гендиректор (1993-2005г.-) - В.Г. Костогрыз.

1-й зам. гендиректора (2002г.)- В.М. Новиков.

Директор по коммерции и маркетингу (2002г.)- В.В. Костяков. Директор ОП (2002г.)- В.А. Кушнарев.

Гл. инженер (2002г.)- В.Г. Филимонов.69

Начальники отделов: секретного (1987г.)- А.М. Барилюк, (1990г.)- Н.Я. Пахомов.

Создано: авиационные ГТД: ГТД-1, ГТД-3, ГТД-3Ф (1964), ГТД-5 (1965), ТВД-10 (1970), ТВД-10Б, ТВД-10М, ТВД-20, ВСУ-10 (1979), ТВ-0-100, ТРДД-50, ВГТД-43, ГТД-400 (1994);49,50 унифицированный подвесной агрегат заправки (УПАЗ).

Омский завод коробок передач МАП

/644021 г. Омск ул. Б. Хмельницкого, 283 «Флаг»/

В 1987г. завод входил в состав ОМПО им. Баранова.

Директор (1987г.)- Н.Н. Баженов.74

Аркалыкский моторостроительный завод МАП, Ю-9355

/Казахская ССР 459830 г. Аркалык Тургайской обл. ул. Советская, 1/

В 1987г. новостройка завода входила в состав ОМПО им. Баранова. Имел наименование «п/я Ю-9355» (1987г.).74

Директор (1987г.)- Ф.Р. Садвакасов.

ГУП «Крутогорский машиностроительный завод» (КМЗ)

/644902 р/п Крутая Горка Омской обл. а/я 613 тел. 91-63-00/

КМЗ входит (2002г.) в состав ОМПБ.

Производство (2002г.): детали и узлы ГТД, сельскохозяйственной и автомобильной техники.

Директор (2002г.)- А.Д. Щербина.

Гл. инженер (2002г.)- А.Н. Кувшинов.

Зам. гл. инженера (2002г.)- А.Г. Петряков.69