Предприятия № 21-40

      

КБ-29 НКОП, НКАП, Парашютно-десантное бюро НКТП

      В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. Парашютно-десантное бюро передано из ГУАП НКТП в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.). По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. Парашютно-десантное бюро переименовано в КБ-29.

      По пр. № 153с от 8.05.1938г. «в целях развития работ по стратосферной авиации» КБ-29 были подчинены: ЦИА, группа В.С. Вахмистрова (временно, до окончания испытаний СПБ, которые требовалось закончить к 1.07.1938г.), десантная группа; все здания ЦИА в Подлипках и ангар в Монино переданы КБ-29. Этим же пр. на ЦИА созданы конструкторская и производственная базы для разработки, постройки и испытаний самолетов с гермокабинами. На начало 1939г. КБ-29 структурно включало в свой состав три, а с середины 1939г. – четыре конструкторские группы: «бригада Д» А.И. Привалова, «бригада З» В.С. Вахмистрова, БОК, группа А.Я. Щербакова. С образованием завода № 289 НКАП бригады некоторое время работали в его составе.

      Работы: по герметизации кабин самолетов ДБ-3 и СБ (1938г.); по самолету ВС-2 (из-за показанных плохих данных прекращены по пр. № 153с).

      По пр. № 385с от 26.11.1939г. передано в 11ГУ НКАП.

      Планировалось на базе КБ-29 создать базу по работам в области стратосферной авиации.

      По пр. № 104сс от 5.03.1940г. на базе КБ-29 организован завод опытного самолетостроения № 289 НКАП.

      Начальник (1937-02.1938г.)- В.С. Вахмистров, (02.1938-01.1939г.)- В.А. Чижевский (репрессирован), (01.1939-03.1940г.)- П.Н. Голубков.

      Гл. конструктор (1937-02.1938г.)- В.С. Вахмистров, (02.1938-01.1939г.)- В.А. Чижевский {11.04.1899-72}, (1939г.)- Н.Н. Каштанов.

      Зам. гл. конструктора (1939г.)- А.Я. Щербаков.

ОТБ («Осконпробюро») ВВС РККА, Экспериментальный институт по работам РККАНКТП

      /г. Калининград Московской обл. ст. Подлипки, ст. Мытищи/

      До 1932г. в Ленинграде действовало ОТБ (Осконбюро) или ОКПБ (особое конструкторско-производственное бюро, Осконпробюро) ВВС РККА НКВМ. В 1932г. основная часть ОТБ (кроме морских работ) переведена в Москву, в 1934г. преобразована в Экспериментальный институт НКТП по работам РККА. С 01.1936г. институт передан в ГУАП НКТП. По пр. ГУАП № 021 от 17.03.1936г. Экспериментальный институт переведен на аэродром в Подлипки, ему требовалось выделить один ангар с мастерскими, подсобное здание (бывший спецсклад завода № 38) и нижний этаж служебного помещения.

      В 1933г. построен аэродром института.

      Работы (1931-35г.): картонажный транспортный мешок ПГ-2к пнс в 1931г.; десантная кабина КП-1 для ТБ-1 на 16 чел., установки для перевозки: мотоцикла ПД-М-1 и двух мотоциклов ПД-М-2 для Р-5, установки для сброса с ТБ-1: 76-мм пушки ПД-О, танкетки ПД-Т, автомобиля «Форд» ПД-А, грузовая клеть КГ для сбрасывания с ТБ-1 грузов до 700 кг, грузовые парашюты ПГ диаметром 25 и 30 м, тренировочная парашютная вышка ПВ, все пнс 7.10.1932г.; десантный парашют ПД-1, мягкий транспортно-десантный мешок ПД-ММ, подвесной бензо-масляный бак ПД-ББ, овальный грузовой цилиндр ПД-Кор для Р-5, установка для прокладки телефонной связи самолетом ПРК-5, -10, -30 (км) – все пнс в 1932г.; применение ТБ-3 для парашютно-десантных операций ПД-50, прошел Госиспытания по выброске до 50 чел. 14.08.1934г.; резиновый пневматический (надувной) планер Г-25, заводские испытания; планерлет Г-31 для перевозки груза до 1500 кг, заводские испытания; универсальный парашют Г-36, 11.08.1935г. прошел госиспытания, рекомендован к принятию на снабжение; грузовые марлевые парашюты Г-39, Г-40 и Г-41, пнс в 1935г.; грузовые марлевые парашюты Г-42 (35 м), Г-43 (45 м); парашют точного приземления ПТП – Г-44, 5.07.1935г. прошел госиспытания, заказана серия для войсковых испытаний; универсальный истребитель Г-50: подвеска под И-5 бомб или ВАП, или дополнительных бензобаков массой до 500 кг; «Летающая батарея» Г-52: установка трех пушек 76-мм на самолете ТБ-3; диверсионные собаки Г-58: сброс на парашюте собак, оснащенных седлом с ВВ, пнс в 1935г.; парашютный дистанционный автомат ПДА – Г-58А; подвесные кассеты для Р-5 – Г-61; универсальная рама ПГ-12 для подвески под ТБ-3 танка Т-37, бронеавтомобиля, двух пушек 76-мм, в 12.1935г. институтом выполнен заказ на 500 рам. Велись также экспериментальные работы: по парашютным прыжкам с больших высот (до 7900м) без кислородных приборов, по подготовке несовершеннолетних пилотов (12-15 лет) из числа бывших беспризорников.

      По пр. № 42 от 16.02.1936г. «для окончания производства, доводки и всестороннего испытания опытного объекта – двухмоторной параболы» конструктор Черановский с группой из 15 чел. передан в распоряжение начальника института Гроховского.133

      В 1930-е г. инженером Р.Г. Ниренбергом разработан пневматический автопилот АВП-1 для самолета ТБ-1 (еще в 1920-е г. Р.Г. Ниренберг и Г.В. Коренев работали над радиоуправляемыми самолетами).

      Начальник (-10.1932-04.1936г.-)- П.И. Гроховский.

      Гл. конструктор (04.1936г.)- П.И. Гроховский.

Центральный аэродром НКТП, Центральный испытательный аэродром (ЦИА) НКОП

      /ст. Подлипки Московской обл./

      По пр. ГУАП № 021 от 17.03.1936г. на аэродроме ГУАП при ст. Подлипки размещены авиагруппа особого назначения и Экспериментальный институт ГУАП, а аэродром преобразован в Центральный аэродром НКТП. ЦИА организован в Подлипках по пр. № 0210 от 14/20.09.1937г. на базе центрального аэродрома НКОП «для полного обеспечения заводов и институтов НКОП летными испытаниями опытных объектов». ЦИА до 1.01.1938г. были переданы все самолеты и имущество: экспедиции КБ-21 в Кречевицах; летных станций: Остехуправления в Ленинграде на Комендантском аэродроме, НИИ-12, НИИ-10, НИИ-9, НИИ-8, заводов № 213 и № 214. По пр. № 153с от 8.05.1938г. ЦИА вошел в состав КБ-29.

      Начальник (05.1938г.)- Панов.

      Начальник: гарнизона (17.03.1936г.-)- В.М. Ремезюк; опытной части (05.1938г.)- В.Ф. Гейер.139

Особое КБ (ОКБ) НКО

      /г. Москва Центральный аэродром УВС НКО (1937г.)/

      В 1937г. ОКБ – в ведении Отдела изобретений НКО.

      В конце 1936г. разработан автопилот для ТБ-3.

      Начальник (04.1937г.)- Р.Г. Ниренберг.139

Экспериментально-конструкторское бюро «ЭПД» (Экспериментальный завод парашютно-десантой техники)

      /г. Ленинград; ст. Подлипки/

      В 1934г. ЭПД передан Государственный опытный завод № 47 в качестве производственной базы. В 02.1937г. ЭПД – в ведении 1ГУ НКОП.

      В 10.1932г. П.И. Гроховский был начальником Осконпробюро. Им спроектирован катер на подводных крыльях, построенный в 1933г. (П.А. Ивенсен). Разработан проект морского ЛА-катамарана (экраноплана) (1932г.). Проектирование планеров, подвесные кабины для ТБ-1 (1932-33г.). Создан Г-38 «Лёгкий крейсер-2» (П.А. Ивенсен). В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. в план опытного строительства на 1934-35г. включены: ЛК2 2М-34РН (срок предъявления на Госиспытания 1.10.1935г.), десантный планер (1.08.1935г.). В 1934-35г. – работы по оснащению ТБ-3 сначала одним орудием калибра 76 мм (17.12.1934г. выполнен полет со стрельбой), а затем батареей из трех 76-мм орудий (испытания в 1935г.). В 1936г. Б.Д. Урлаповым создан проект скоростного истребителя Г-26.

      После передачи Экспериментального института в ГУАП завод № 47 выведен из подчинения Гроховского. Работы по Г-26 и Г-38 прекращены (недостроенные самолеты уничтожены). ЭПД закрыто в конце 1936г., Гроховский переведен в Осоавиахим на должность начальника хозуправления. Личный состав переведен в КБ-29.

      Начальник (-1934-36г.)- П.И. Гроховский.

      Гл. конструктор (-1934-36г.)- комдив П.И. Гроховский {18.03.1899-}.

      Зам. гл. конструктора (1930-е)- И.В. Титов, (1936г.)- Б.Д. Урлапов (затем- инженер-испытатель десантных планеров, зам. гл. инженера авиации ВДВ).

      Работали: (1933г.)- П.А. Ивенсен.

«Бригада Д» конструктора А.И. Привалова

      Работы по десантно-транспортному оборудованию: парашютное сбрасывание мотоцикла (с подвески) и бензобаков (на 750 и 4000 л.), беспарашютное сбрасывание грузов, кабина Д-20 на 10 парашютистов для самолета ДБ-3, мосты под ТБ-3, ДБ-3 и ТБ-7, тара для авиационных грузов (1938-39г.). Планировалось перевести бригаду на отдельную базу для продолжения работ. (вероятно, перевели в ОКБ-31 гл. конструктора Москалева, т.к. есть упоминания, что в 07.1939г. Привалов работал в ОКБ-3185).

«Бригада З» конструктора В.С. Вахмистрова

      Работы по теме «Звено»: проработано несколько вариантов сцепки истребителей с бомбардировщиками. Вначале использовались И-4 с ТБ-1. Первый полет ТБ-1 с двумя И-4, установленными на плоскостях, выполнен 4.12.1931г. Позднее применялись И-16 и И-207 с ТБ-3. Истребители использовались в качестве скоростных пикирующих бомбардировщиков (2 бомбы ФАБ-250 или БРАБ-500). Два И-16 подвешивались под крылом ТБ-3 и отцеплялись уже в воздухе. Прорабатывался вариант подцепки в воздухе И-16 к ТБ-3 после выполнения задачи на специальную трапецию. В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. в план опытного строительства на 1934-35г. включен специальный истребитель «Звена» со сроком сдачи на Госиспытания 1.01.1936г.

Бюро особых конструкций (БОК)

      БОК образовано в 1930г. ( по [84]- в начале 1931г.) при ЦАГИ. По пр. ГУАП от 13.01.1933г. БОК было передано в ЦКБ, действовало в качестве бригады № 3 ЦКБ, в 1934-38г. – на заводе № 35 в Смоленске. С 1938г. БОК – в составе КБ-29. С 9.02.1938г. по 30.01.1939г. Чижевский возглавлял КБ-29, затем арестован, по 1941г. работал в СТО у Туполева, затем – в его ОКБ.

      В 1940г. в БОК влилась конструкторская группа А.Я. Щербакова. В 1940г. работники БОК вошли в состав ОКБ П.О. Сухого на заводе № 289.

      В разное время в БОК работали: Н.И. Камов (при ЦАГИ), С.М. Лавочкин, Б.И. Черановский {13.07.1896-17.12.1960} (работал и в 1946г.), А.Я. Щербаков.

      Начальник (1931-39г.)- В.А. Чижевский (репрессирован), (1939г.-)- Н.Н. Каштанов.

      Зам. начальника (1933г.)- Н.Н. Каштанов.

      Создано: экспериментальные и рекордные самолеты: первый советский стратосферный БОК-1 (13.12.1935г.), БОК-2, БОК-5, БОК-7, БОК-8, БОК-11 (1940), стратосферный БОК-15 (12.03.1940г.), БОК-17 (1939), изд. «32», «34», стратосферный планер СП-1;

      герметичная гондола БОК-9 для стратостата «СССР-1», стратостаты «СССР-2», «СССР-3» (1934-35).

Конструкторская группа А.Я. Щербакова

      В середине 1939г. отдел спецконструкций (ОСК) во главе с А.Я. Щербаковым переведен с завода № 1 НКАП в КБ-29 для продолжения работ по высотным самолетам. Испытания высотных самолетов: И-16бис, И-153; проект ДБ-3 со стратокамерами (1939-40г.). В 1940г. конструкторская группа А.Я. Щербакова влилась в БОК.

      В 1940г. Щербаков принимал участие в испытаниях ракетного планера Королева РП-318.

< 1 28 29 30 60 >