Предприятия № 21-40

ЦКБ-29 НКВД, Спецтехотдел (СТО), Отдел № 29 ОТБ НКВД

/дер. Болшево Московской обл.; г. Москва; г. Омск/

ОТБ НКВД создано по пр. № 0021 от 10.01.1939г. для использования заключенных, имеющих специальные технические знания. В составе ОТБ группы: самолетостроения и авиационных винтов; авиамоторов и дизелей; военно-морского судостроения; порохов; артиллерии, снарядов и взрывателей; броневых сталей; боевых ОВ и противохимической защиты; по внедрению в серию дизеля АН-1 при заводе № 82. По мере необходимости было предусмотрено создание новых групп по другим специальностям.

СТО образован в 1938г. как Остехбюро в Болшево, в 08.1938г. в его состав вошло КБ-1 завода № 156.138 С весны 1939г. отдел № 29 базировался в здании КОСОС ЦАГИ. Включало 4 «спецтехотдела» (СТО): № 103 А.Н. Туполева; № 100 В.М. Петлякова; № 102 В.М. Мясищева, самолет «102»; № 110 Д.Л. Томашевича, самолет «110».

Работали: В.Л. Александров, Н.И. Базенков, Р.Л. Бартини (затем, в годы ВОВ- в ОКБ-4 НКВД при заводе № 288), П.А. Вальтер, (1938-41г.)- С.М. Егер, А.М. Изаксон, Л.Л. Кербер, С.П. Королев (в 1940г. переведен с Колымы; сначала работал у Мясищева, проектировал створки бомболюка, затем- у Туполева, зимой 1942г. переведен в Казань в моторное ОКБ-29), (1938-41г.)- Д.С. Марков, К.В. Минкер, (1939-41г.)- А.В. Надашкевич, А.И. Некрасов, (1939-07.1941г)- И.Г. Неман, К.Н. Полищук, (-1940г.)- А.И. Путилов, Б.А. Саукке, Г.С. Френкель, (-1941г.)- А.М. Черемухин, (-1941г.)- В.А. Чижевский,- всего около 150 авиационных специалистов.

Отдел № 100 В.М. Петлякова сначала насчитывал около 50 чел., затем увеличен до 80 чел. Работы по высотному истребителю «100» (первый полет 7.05.1939г.143). В 1940г. выдано задание по переделке самолета «100» в пикирующий бомбардировщик со сроком исполнения 1,5 месяца. Для этого из ОКБ Яковлева, Ильюшина, Архангельского и др. в отдел Петлякова передано около 300 чел. 23.06.1940г. самолет передан в серийное производство под обозначением Пе-2. 25.07.1940г. В.М. Петляков освобожден и продолжил работу.

В.М. Мясищев сначала занимался проектированием крыла в отделе № 100. В конце 1939г. предложил проект дальнего бомбардировщика, для реализации которого создан отдел № 102. 25.07.1940г. В.М. Мясищев освобожден и продолжил работу по бомбардировщику ДВБ-102 (ВМ-1, первый полет 17.02.1942г.), ВМ-2, -3, -4, ДВБ-3 (ВМ-4г, проект 1945г.).

В отделе № 103 разработаны проекты бомбардировщиков: пикирующего ПБ (АНТ-57, 04.1939г.), фронтового ФБ (АНТ-58). На базе ФБ в 03.1940г. начата разработка самолета «103». Пост. СТО № 239 от 1.06.1940г. и пр. № 293 от 16.06.1940г. задана постройка опытного экземпляра с моторами АМ-35А и двух машин с М-120ТК-2 со сроками сдачи 1.12.1940г., 1 марта и 1 мая 1941г. соответственно. Пост. СТО № 401 от 11.10.1940г. утверждены новые требования к самолету, в результате созданы «103У» (АНТ-59) и «103В» (АНТ-60). Первый полет «103» выполнил 29.01.1941г., «103У» - 15.05.1941г., «103В» - 15.10.1941г. По пр. № 533 от 17.06.1941г. самолет передан в серийное производство на заводе № 18, но начало войны помешало этому. В соответствии с пост. ГКО № 296 от 27.07.1941г. и пр. № 761 от 29.07.1941г. производство самолета с двигателями АМ-37 развернуто на заводе № 166. Пост. ГКО № 915 от 19.11.1941г. производство переведено на выпуск самолета с двигателями М-82. В 12.1941г. было принято решение о запуске самолета в серию на заводе № 22, но не было реализовано. В 03.1942г. с- т получил обозначение Ту-2. В 1943г. разработан «страндартизованный» вариант Ту-2С (АНТ-61), который по пр. № 430 от 20.07.1943г. запущен в серию.

Д.Л. Томашевич освобожден в 07.1941г.

По пр. № 001198/504сс от 24.09.1940г. завод № 156 преобразован в закрытый завод в системе НКВД. На заводе организовано единое КБ ОТБ НКВД, в его состав включены КБ-16 и КБ-17 завода № 156.

В 07-08.1941г. ЦКБ-29 вместе с вольнонаемными бригадами Петлякова, Мясищева и Томашевича эвакуировано в Омск на завод № 166. По пр. № 7 от 20.12.1941г. бригады Мясищева и Томашевича были переведены с завода № 166 на площади Куломзинского филиала завода № 166 с сохранением тематики по 7ГУ. В Омске КБ-29 продолжило работу. Ликвидировано в 1943г. (по [30]- в 1945г.).

Гл. конструктор (-07.1941г.)- А.Н. Туполев (освобожден).

Начальник (1938-41г.)- Г.Я. Кутепов, (06.1941г.)- Кравченко.

Начальники бригад: крыла отдела № 100 (1938г.-)- В.М. Мясищев; прочности (1939г.-)- ГА Озеров.


ОКБ-29 НКВД

/г. Казань/

В годы ВОВ – разработка ускорителей для самолетов.

Гл. конструктор- В.П. Глушко (до 08.1944г. был заключенным).

Зам. гл. конструктора по летным испытаниям (1942-46г.)- С.П. Королев.