Предприятия № 151-200

      

Завод № 175 им. С.М. Кирова НКОП, НКСП, Чугунолитейный и механический завод земледельческих машин и орудий И.И. Фукса, Завод «Триумф», 1-й государственный завод сельскохозяйственных машин и орудий, Завод «Красный прогресс» ВСНХ, НКТП, Завод им. С.М. Кирова НКТП

      /м. Б. Токмак Бердянского у. Таврической губ. (1909г.); г. Большой Токмак Екатеринославской губ., Днепропетровской обл. «Красный прогресс» (1935г.), «Кирзавод» (1937г.)/

      В 1882г. немцем Фуксом основана кузнечно-слесарная мастерская, преобразованная далее в завод земледельческих машин и орудий. Выпускал сеялки, буккеры, жатки. Далее переименован в завод «Триумф». После начала I-й Мировой войны завод был секвестирован, в 10.1915г. передан в подчинение военного ведомства. В нем была размещена автомобильная и мотоциклетная роты.

      28.06.1922г. экономическим совещанием при уездном совете профсоюзов завод «Триумф» был объединён с заводом «Киранон» в 1-й гос. завод сельскохозяйственных машин и орудий в ведении уездного СНХ. В 11.1922г. переименован в «Красный прогресс», в 1926г. завод – в ведении Укртрестсельмаша ГУМП ВСНХ. В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. завод передан из «Парвагдиза» в ведение созданного ВО «Союздизель» ВСНХ, с 1932г. – НКТП (и на 01.1935г.). 9.07.1935г. заводу присвоено имя С.М. Кирова, назывался Завод им. С.М. Кирова (неофициально называли также «Торпедный завод»). В 03.1936г. завод передан из «Союздизеля» в ГУВП НКТП. По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. Завод им. Кирова переименован в завод № 175 им. Кирова, в 02.1937г. – в ведении 3ГУ. Пр. НКОП № 100 от 16.03.1937г. утвержден Устав ГС завода № 175, по пр. № 0214 от 26.09.1937г. завод передан в ведение вновь созданного 17ГУ. В 02.1939г. из 17ГУ передан в ведение НКСП.

      В годы Гражданской войны завод был основательно разрушен. Осенью 1920г. начато восстановление.

      В 1923г. освоено производство трактора «Запорожец». В 1925г. завод выпускал также стационарные и передвижные нефтяные двигатели малой мощности (12 и 18 л.с.) (и на 1935г.), жатки, буккеры, плуги, веялки, токарные станки. С 1929г. начат выпуск 5-тонных тракторных тележек, бензиновых и ветросиловых двигателей. С 1931г. начаты испытания образцов заграничных дизелей, в 1933г. создан свой двухтактный дизель «Пионер».

      С 1930г. начата организация производства 18-дюймовой торпеды НТ-450. В середине 1930-х проведена реконструкция завода. Построены механо-сборочный цех, бронзолитейный. Но до 1936г. не было изготовлено даже опытных образцов. На 1936г. был задан выпуск 200 НТ-450, в т.ч. опытные партии ТАВ и ТАН (торпеда авиационная высокого и низкого торпедометания) (изготовлено 30 торпед). Пр. № 0031 от 8.02.1937г. заводу предписано создать к 1.01.1938г. мощности по выпуску 300 торпед НТ-450 в год. По пр. № 68сс от 26.02.1938г. на завод направлено 20 молодых специалистов и 25 чел. с заводов НКМ. Во исполнение пост. СНК № 202сс от 9.08.1938г. пр. № 349сс от 3/4.09.1938г. заводу установлен план сдачи торпед 45-36 на 07-12.1938г. – 630 шт. Производственная программа на 1938г. – 800 торпед (изготовлено 616).

      В составе завода: цехи (1936г.): механо-сборочный, бронзолитейный № 3, кузнечный (строился); (1937г.): кроме того, механический н/н № 1, сборочный н/н № 2, котельно-сварочный № 4, защитных покрытий № 6, механические нефтяных двигателей (н/дв) № 11 и 13, сборочный н/дв № 12, чугунолитейный, термический, модельный, электроцех, инструментальный, ремонтный, медсанцех; главное КБ (ГКБ).

      Схема управления заводом (1937г.). Директор – гл. инженер/зам. директора, пом. директора по коммерческо-финансовой части (отделы: транспортный, снабжения, финансово-сбытовый), плановый отдел, 1-й отдел, 2-й отдел, ОТК главка, жилищно-коммунальный отдел, ОРС, отдел техучебы, ОКС, АХО, отдел кадров (сектора: военно-учетный, найма и увольнения; комендатура и бюро пропусков), медико-санитарный цех (медсанцех), главная бухгалтерия, штаб ПВХО, пожарная охрана, военизированная охрана. Гл. инженер/зам. директора – зам. гл. инженера по производству (отделы: 3-й, 4-й; цехи: № 1, 2, 3, 4, 6, термический), начальник производства н/дв (цехи: чугунолитейный, кузнечный, № 11, 12, 13), ОГМ (паросиловой подотдел; цехи: электроцех, ремонтный, силовая станция), инструментальный отдел (цехи: инструментальный, модельный; мастерская точной механики), отдел лабораторий, отдел технической инспекции, технический отдел н/дв, ГКБ (опытный цех), бюро ТБ и охраны труда.

      В период 21.08-16.09.1941г. завод полностью эвакуирован в Махачкалу на завод № 182 НКСП (где влит в его состав) и в Уральск на завод № 231.

      В период оккупации (до 09.1943г.) завод частично работал. Выпускал ручные кукурузные молотилки, сапы, грабли, зажигалки.

      После освобождения территории дизельный завод восстановлен в Б. Токмаке.

      Численность персонала (1909г.)- 273 раб.,153 (1925г.)- 1196 чел.

      Директор (1923г.-)- И.В. Краснянский, (-23.12.1936г.)- Н.В. Ростокин (снят); и.о. (23.12.1936-02.1937г.-)- П.З. Новик; (1937г.)- Г.А. Морозов, (27.03-21.09.1937г.)- М.Д. Горшунов, (3.10.1937-15.03.1938г.)- М.Б. Розенштейн, (15.03-11.12.1938г.)- В.И. Алферов, (11.12.1938г.-)- Ф.Д. Компанеец.

      Зам. директора (07.1937г.)- И.Д. Невинный, (-3.10.1937г.)- П.З. Новик, (3.10.1937г.-)- Г.А. Морозов. Помощник директора: по коммерческо-финансовой части (02.1937г.)- З.Д. Невинный; по найму и увольнению (2.04.1938г.-)- Ф.Н. Жариков.

      Коммерческий директор (1936г.)- И.Д. Невинный.139

      Гл. инженер (-12.1936-3.10.1937г.)- П.З. Новик, (3.10.1937-15.03.1938г.)- Г.А. Морозов, (15.03.1938г.-)- Б.П. Уткин.

      Зам. гл. инженера по производству (02.1937г.)- Л.М. Юдович.

      Гл. механик (02.1937г.)- А.Э. Доман.

      Начальники цехов: № 1 (02.1937г.)- П.Х. Резчик; № 2 (02.1937г.)- Ф.Ф. Людвиг; № 3 (02.1937г.)- Р.Г. Либерман; № 4 (02.1937г.)- Е.С. Ямпольский; № 6 (02.1937г.)- И.В. Рыбас; № 11 (02.1937г.)- М.П. Цина; № 12 (02.1937г.)- М.К. Ямайкин; № 13 (02.1937г.)- А.Л. Лобунько; термического (02.1937г.)- А.С. Дмитриев; чугунолитейного (02.1937г.)- М.М. Ригмант; кузнечного (02.1937г.)- П.П. Шемякин; инструментального (02.1937г.)- Н.И. Квасов; модельного (02.1937г.)- Н.Д. Безручко; электроцеха (02.1937г.)- В.Н. Михайлов; ремонтного (02.1937г.)- С.А. Токарев; медсанцеха (02.1937г.)- Е.С. Охрименко; силовой станции (02.1937г.)- Ф.С. Рипченко; мастерской точной механики (02.1937г.)- Л.П. Некрасов.

      Зам. начальника цеха (08.1937г.)- Серебряков.

      Начальники отделов: 1-го (02.1937г.)- В.П. Шарый; 2-го (02.1937г.)- Н.Н. Лижниченко; 3-го (02.1937г.)- Д.И. Загоруй; 4-го и.о. (02.1937г.)- И.В. Косташ; технического н/дв (02.1937г.)- Б.А. Воробьев; производственного н/дв (02.1937г.)- В.В. Волков; лабораторий (02.1937г.)- Н.И. Скирда; снабжения (02.1937г.)- Н.В. Чикин; транспортного (02.1937г.)- А.И. Плахотин; финансово-сбытового (02.1937г.)- В.И. Лейкин; ОТК (02.1937г.)- Е.Л. Каплун; ОРС (02.1937г.)- А.А. Довбенко; жилищно-коммунального (02.1937г.)- П.Л. Карпенко; техучебы (02.1937г.)- В.М. Косинский; АХО (02.1937г.)- В.П. Шарый; ОКС (1936-07.1937г.-)- П.П. Белянский, (1937г.)- Попов; планового и.о. (02.1937г.)- Н.Ф. Сорока, (04.1937г.)- Фот; кадров и.о. (02.1937г.)- Д.Г. Романовский, (09.1937г.-)- А.И. Шварц; инструментального и.о. (02.1937г.)- М.С. Яблонский; технической инспекции (02.1937г.)- И.Л. Дьяченко.

      Начальник паросилового подотдела (02.1937г.)- Ф.А. Пуков.

      Начальники бюро: главного КБ и.о. (02.1937г.)- К.И. Горбунов; бюро техники безопасности (02.1937г.)- С.А. Чигиринский.

      Начальники: штаба ПВХО (02.1937г.)- П.Т. Мизин; пожарной охраны (02.1937г.)- А.В. Гриб. Командир дивизиона охраны (02.1937г.)- Я.В. Верховский.145

      Производство: трактор «Запорожец» (1923-27)- около 800; двигатели: нефтяные 18 и 22 л.с. (1930), «Пионер» (1933-); бензиновый «Прогресс» (1929-); торпеды: кислородно-водородная 18-дюймовая НТ-450 (45-36Н, 1936-38-), 45-36НУ (1939), авиационные ТАВ и ТАН (1937); мины АМД-1-500, АМД-1-1000 (1943-).61

Главное КБ завода № 175

      Гл. конструктор (07.1937г.)- Шевело.

Завод земледельческих машин и орудий И.В. Клейнера, Завод АО «Киранон»

      /м. Б. Токмак Бердянского у. Таврической губ. (1909г.)/

      Завод земледельческих машин основан австрийцем Клейнером в 1885г. рядом с аналогичным заводом Фукса. Выпускал плуги, культиваторы, сеялки, буккеры, жатки, молотилки и соломорезки. Далее был куплен АО «Киранон». После начала I-й Мировой войны завод был секвестирован, в 10.1915г. передан в подчинение военного ведомства. Выпускал походные кухни, дезинфекционные камеры, пароконные повозки.

      В годы Гражданской войны завод был существенно разрушен. 28.06.1922г. объединён с заводом «Триумф» в 1-й гос. завод сельскохозяйственных машин и орудий в ведении уездного СНХ.

      Численность персонала (1909г.)- 197 раб.153

Токмакский дизелестроительный завод им. С.М. Кирова («Дизельмаш»), ОАО «Дизельмаш»

      /Украина 71700 г. Токмак Запорожской обл. ул. Ленина, 1 юждизельмаш.рф/

      После освобождения в конце сентября 1943г. города от фашистов начато восстановление дизельного завода. Сюда возвратились многие специалисты их эвакуации из Махачкалы и Казахстана.

      16.02.1976г. завод награждён орденом ТКЗ, в 1982г. – орденом Октябрьской Революции. В конце 1970-х г. на базе завода как головного предприятия создано ПО «Юждизельмаш».

      В начале 1950-х г. создана базовая модель дизеля 6Ч 12/14. На её основе созданы дизель-генераторы постоянного и переменного тока. Параллельно освоен выпуск компрессоров высокого давления.

      В 1980-е г. был одним из основных торпедостроительных предприятий, а также выпускал более 90 модификаций дизелей (в т.ч. судовых, для шахт МБР).

      В 2009г. ОАО обанкрочено и ликвидировано.

      В 1995г. мощность завода по дизелям составляла 14 тыс. шт. в год.

      Производство (2000-е): дизель-генераторы судовые, компрессоры, насосы, парогенераторы; оборудование гидравлическое; оборудование для ГЭС; ж/д спецтехника.

      Площадь: территории (1980-е)- 54 га; застройки (1980-е)- 290600 м2.

      Численность персонала (1980-е)- около 10 тыс. чел.

      Директор (-12.1965г.)- И.С. Могилевский, (12.1965г.-)- В.Н. Ахрамеев, Г.В. Прудников, А.Н. Жадлун, Н.Л. Левчук.

      Производство: дизели: 6Ч 12/14 (1950-е), 4Ч 10,5/13, 6ЧН 12/14, 6Ч 15/15 (1980-е), Д65 (2001).

ПО, АО, ОАО «Юждизельмаш»

      /Украина/

      ПО было в конце 1970-х г. В его составе: токмакский завод «Дизельмаш» им. Кирова (головной).

      В 03.1995г. ПО преобразовано в АО, с 1996г. – ОАО «Юждизельмаш». Пост. Кабмина Украины № 951 от 3.03.1999г. предприятие отнесено к имеющим стратегическое значение для страны. В 2007г. предприятие разделено на ОАО «Юждизельмаш», ООО «Машиностроительный завод им. Кирова» («МашЗик») и ООО «Завод им. Кирова» («ЗиК»). В 2009г. ОАО «Юждизельмаш» обанкрочено, мощности и имущество распроданы. На производственной площадке располагались мелкие производства запчастей для дизелей.

      Численность персонала (1995г.)- более 9 тыс. чел., (2004г.)- 1445 чел.

      

Завод № 175 НКСП, п/я 116, Алма-Атинский машиностроительный завод им. С.М. Кирова МСП, А-3668, А-3868

      /Казахская ССР г. Алма-Ата ул. Пастера, 127 (1966г.); угол ул. Космонавтов «Стрела» (1966г.)/

      /Казахстан 480083 г. Алма-Ата ул. Пастера, 127/

      В соответствии с пост. ГКО № 2193 от 20.08.1942г. торпедное производство завода № 182 НКСП из Махачкалы (вместе с эвакуированным ранее оборудованием завода № 175 из г. Большой Токмак) эвакуировано в Алма-Ату. Здесь создан завод № 175 НКСП. Имел наименование «п/я 116».

      Всего в Алма-Ату прибыло около 1800 вагонов с оборудованием и материалами, 11,5 тыс. работников. Оборудование было размещено на нескольких площадках: в трамвайном парке, механическом заводе № 2, на первом этаже табачной фабрики, в здании прядильной и Ивантеевской фабрик (ул. Сейфуллина), в здании Наркомата водного хозяйства (нынешняя ул. Желтоксан), в кинотеатрах «Родина» в парке Горького и «Алатау» (ул. Калинина); в юридическом институте разместили два цеха по изготовлению деталей для торпед, в типографии (ул. Пастера) – цех изготовления оболочек и первичной сборки. Завод строился в 08.1943г. 28.04.1945г. вышло пост. ГКО № 8336 о мерах неоложной помощи заводу.

      В соответствии с пост. ГКО № 2947 от 27.02.1943г. на заводе № 175 организовано производство мин АМД-1-500 и АМД-1-1000. Летом 1943г. изготовлены первые торпеды 53-38У и 53-39. В годы войны выпускал также корпуса снарядов, миномёты и автоматы ППШ.

      В 01.1966г. Машиностроительный завод им. Кирова – в ведении 4ГУ МСП. Имел наименования: «п/я А-3668» (1966г.-), «п/я А-3868» (1967г.).205

      В 1960-е г. изготовлены экспериментальные образцы (М-1) скоростной ракето-торпеды «Шквал». Испытания торпеды проходили на озере Иссык-Куль на полигоне «Кой-Сара».

      В 1962г. на заводе разработана торпеда 53-65К, была пнв и строилась серийно.

      Завод имел филиал в г. Пржевальске.

      Площадь: производственная (1942г.)- 18300 м2.

      Численность персонала (1980-е г.)- около 8 тыс. чел.

      Директор (01.1966г.)- П.Х. Резчик.

      Гл. инженер (01.1966г.)- И.Е. Кравцов.

      Гл. конструктор (1942г.)- В. Бурков.

      Начальники отделов: 1-го (01.1966г.)- И.К. Рябченко.

      Производство: мины авиационные индукционные АМД-500, -1000 (1943-); торпеды: 53-38У (1943-), 53-39 (1943-), 65-76 «Кит» (2002); морские бомбометы, минометы (ВОВ); корпуса зенитных снарядов (ВОВ); волочильный стан ВМ-550 (1984); мясорубки.

ОКБ-175 НКСП

      ОКБ по торпедному оружию при заводе № 175 организовано в 1942г. В его состав переведена часть личного состава КБТ завода № 231 из Уральска. По пр. № 0170 от 6.05.1944г. ОКБ в полном составе включено в состав созданного НИИ-400 НКСП.88

Филиал завода № 175 МСП, Филиал Машиностроительного завода им. С.М. Кирова, Г-4343

      /Киргизская ССР 722362 г. Пржевальск Иссык-Кульской обл., пристань «Волна» (1966г.)/

      Имел наименование «п/я Г-4343» (1966г.-).205

      Директор (01.1966г.)- В.Я. Анастасьев.

      Гл. инженер (01.1966г.)- А.Н. Соловьев.

      Начальники отделов: 1-го (01.1966г.)- В.П. Теодорович.

< 1 30 31 32 63 >