Предприятия № 21-40

Завод № 30 НКОП, НКАП, Савеловский механический завод, Савеловский станкостроительный завод

/пос. Савелово Калининской обл./

В 1915г. в Савелове созданы железнодорожные мастерские по ремонту узкоколейного подвижного состава.

В 1930г. на базе учебно-производственных мастерских ЦИТ г. Москвы создан Савеловский станкостроительный завод. С 1932г. – в ведении Самолетного треста ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. строительство завода передано в ведение 1ГУ НКОП, в 12.1938г. находился в его ведении139 (есть информация, что в 1937г. завод передавался в ведение НКО).

17.07.1932г. вышло пост СТО и КО СССР № 843/253сс «О подготовительных работах к строительству завода № 30». В результате многократного изменения проекта завода его главный корпус (в котором размещались все производства, кроме кузницы) был построен ниже уровня «Московского моря», на берегу которого располагался завод, а железнодорожная станция оказалась на другом берегу. Пост. КО от 25.09.1938г. и пр. № 399с от 15.10.1938г. требовалось форсировать строительство завода с тем, чтобы в 4-м квартале 1938г. сдать в эксплуатацию 13900 м2 производственных площадей, в 1-м квартале 1939г. – 10900 м2 и в 3-м квартале 1939г. – 3200 м2; производственную площадь главного корпуса ограничить 28 тыс. м2 (вместо ранее запроектированной 55 тыс. м2), в т.ч. под сборочный цех 3000 м2.

В соответствии с пост. СТО № ОК-253сс от 26.12.1936г. на заводе начата подготовка к лицензионному производству летающей лодки “Glenn-Martin-156” в варианте дальнего бомбардировщика. Установка вооружения на самолете (лицензии продавались только на гражданские машины) была поручена Д.П. Григоровичу.

По пр. № 180с от 26/27.05.1938г. заводу поручено к 1.11.1938г. изготовить для завода № 124 агрегаты: 5 комплектов ВО и ГО самолета АНТ-42.

Пр. № 399с проектная мощность завода на 1939г. была установлена 250 двухмоторных или 125 4-моторных самолетов в год. В период освоения производства требовалось организовать выпуск комплектных агрегатов самолетов ЦКБ-30 и СБ (крыло, оперение, баки и т.д.) – 400 комплектов в год.

По пр. № 106с от 5.03.1940г. производственная база завода № 30 закреплена за коллективом КБ П.Д. Самсонова. Работы по МДР-7.

Завод имел заготовительный филиал в пос. Иваньково в 17 км от Савелово. По пр. № 111с от 10/13.03.1940г. завод № 30 был переименован в завод № 288 НКАП, а филиал в Иваньково получил обозначение завод № 30.2

Количество оборудования: (11.1940г.)- 123 м/р станка.

Директор (17.05.1937-10.1938г.-)- И.Г. Загайнов, А.П., Свердлов.

Начальник строительства (13.07.1935г.-)- Я.А. Пасечник, (06.1937г.)- В.И. Мухин.

Зам. начальника строительства (23.09.1935г.-)- К.Ф. Ланчковский. Помощник начальника строительства (-01.1937г.)- П.И. Агамджанов.

Гл. инженер строительства (22.12.1935г.-)- И.И. Юрин, (-16.05.1937г.)- Б.М. Полуэктов.139


Опытный завод № 30 НКАП, Филиал завода № 30 НКАП

/пос. Иваньково, г. Кимры Калининской обл./

Проектирование завода опытного морского самолетостроения начато в 1930г. Первоначально площадка была выбрана в Таганроге, по пр. ВСНХ № 313 от 2.10.1931г. перенесена в г. Ейск. В 01.1932г. завод (г. Ейск) входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. По пр. ГУАП № 15/324 от 15.06.1932г. строительство завода № 30 перенесено в Переяславль на Переяславское озеро, где объединено со строительством намечаемого завода № 116 (одновременно требовалось прекратить строительство в Переяславле завода № 122, подыскав ему новую площадку).133 В 1933г. строительство вновь перенесено в г. Казань, в 1934г. – в район Раменского Московской обл. Окончательно строительство на Иваньковском озере в Кимрском районе Калининской обл. утверждено Пост. СТО № С-59сс от 20.05.1935г. и № С-134сс от 8.10.1935г., в том же году Гипроавиапромом разработан проект завода с использованием водного бассейна и сооружений гидроканала Волга-Москва и утвержден в 07.1936г. Строительство завода было возложено на НКВД со сроком окончания (без монтажа) к 1.05.1937г. Проектная мощность – 300 самолетов (200 МДР-6 и 100 МТБ-2) в год. В 1936г. завод вошел в состав самолетостроительного треста ГУАП НКТП.

Строительство начато летом 1937г. на площадке мастерских гидроузла на левом берегу Волги у дер. Подберезье в двух километрах севернее Иваньковской плотины канала им. Москвы (Московское море). Одновременно с заводом строился рабочий пос. Иваньково, в который вошла дер. Подберезье (но был рабочий поселок Подберезье). В конце 1937г. был пущен в действие транспортный цех (гараж).

Первоначально завод проектировался как заготовительный филиал завода № 30 (пос. Савелово). Официально завод вступил в строй 10.07.1939г. (1-я очередь). В конце 1939г. сдано 12.000 м2 производственных площадей. К этому времени построены цеха: механический, покрытий, слесарно-сварочный, штамповочный, подготовительного производства, литейная мастерская, кузница. Оборудование для завода было закуплено в США («Калифорнийский проект завода по производству гидросамолетов»).

По пр. НКАП от 15.04.1939г. заводу поручено изготовление МТБ-2 конструкции А.Н. Туполева. Конструкторский коллектив завода возглавил А.П. Голубков.

По пр. № 111с от 10/13.03.1940г. завод № 30 (пос. Савелово) был переименован в завод № 288 НКАП, а филиал в Иваньково с 26.05.1940г. получил наименование завод № 30. С 07.1940г. заводпередан в 1ГУ НКАП, по пр. № 262сс от 22.03.1941г. передан в 10ГУ. На конец 1940г. еще не был достроен. В 1940г. введены в строй: компрессорная, цеха агрегатной и окончательной сборки № 3, 5, 16, испытательная гидробаза. В 1941г. сдана в эксплуатацию центральная котельная.

Перед войной на заводе начали работать гл. конструкторы П.Д. Самсонов и И.В. Четвериков по опытному морскому самолетостроению.

План производства на 1941г.: 100 МДР-2. Также в 1941г. завод получил задание на освоение выпуска МДР-6. Сюда было передано 7 комплектов оснастки, но из-за недостатка площадей смонтировано было четыре.

15.10.1941г. завод № 30 10ГУ НКАП был эвакуирован и по реке направлен в Куйбышев. Оставшееся оборудование законсервировано и сдано под охрану. На р. Чкаловка завод был перегружен в железнодорожный эшелон и по пр. № 1110сс от 11.11.1941г. направлен г. Омск на площадку складов УГМР, переданных заводу № 29 НКАП (планировалась эвакуация в г. Чкаловск Горьковской обл. на Судоремонтный завод им. Ульянова-Ленина НКречфлота). Часть оборудования и личного состава в конце 1941г. переданы заводу № 25 НКАП. В 11.1941г. эшелоны направлены в Москву. В результате коллектив и мощности завода постоянно были на колесах, и завод так и не вступил в строй. По пр. № 1170сс от 18.12.1941г. мощности и личный состав завода переданы для формирования нового завода № 23 НКАП и № 30 НКАП. По пр. № 277с от 14.04.1942г. часть несмонтированного оборудования завода № 30 передана филиалу завода № 145 в Болшево.

На старой площадке в Иваньково по пр. НКАП № 372с от 11.05.1942г. образован новый опытный завод морского самолетостроения № 458 в системе 7ГУ НКАП.

Директор (1938г.)- А.П. Свердлов, (1939-08.1940г.)- И.Г. Загайнов, (08.1940-10.1941г.)- Я.К. Руденко, (10.1941г.-)- И.Н. Смирнов.

Начальник строительства (8.10.1937-46г.)- Е.Т. Ястребилов.

Гл. конструктор (1939-40г.)- А.П. Голубков, (01-10.1941г.)- И.В. Четвериков.

Гл. технолог (1939-42г.)- Б.Д. Иванов. Начальник производства (-12.1940г.)- С.П. Литвиненко (затем- директор завода № 465).

Производство: гидросамолеты: МТБ-2 (1939)- 1, МДР-5, МДР-6 (1941)- 21,98 Бе-4, МДР-7.2

КБ-30 гл. конструктора А.П. Голубкова при заводе № 30 НКАП

/пос. Иваньково/

ОКБ А.П. Голубкова (КБ-30) действовало при заводе (сначала это была бригада) с 1939г. (Голубков с 1936г. был руководителем бригады морских аппаратов при ЗОК ЦАГИ). Работы по освоению производства летающей лодки “Martin 156” (М-156). На базе пассажирского самолета разработан проект «океанского бомбардировщика».АМ-7/02 После отказа от производства М-156 в КБ велись работы по внедрению в производство МТБ-2. После этого КБ получило задание на проектирование скоростного разведчика-бомбардировщика СРБ (изд. «55») с мотором М-120. Однако чертежи для производства не были готовы вовремя, и пр. НКАП от 27.12.1940г. СРБ сняли с плана опытного строительства, а в производство запустили Че-2.

В соответствии с пр. НКАП № 117с от 8.02.1941г. на заводе № 294 НКАП организовано ОКБ по проектированию самолетных деталей и агрегатов, гл. конструктором нового ОКБ назначен А.П. Голубков, личный состав его ОКБ (42 чел.) был переведен на новое место.

Гл. конструктор (1939-40г.)- А.П. Голубков.

Зам. гл. конструктора (1940г.)- Н.И. Гусев.

Начальник бюро (1940г.)- И.И. Никитенко.

ОКБ гл. конструктора И.В. Четверикова при заводе № 30 НКАП

/пос. Иваньково/

В соответствии с пр. НКАП № 30с от 18.01.1941г. гл. конструктором завода № 30 НКАП назначен И.В. Четвериков, ОКБ завода № 31 НКАП Четверикова вместе с частью опытного цеха (10 чел. ИТР) переведено назавод № 30. В подчинение ОКБ Четверикова передана основная часть имущества ОКБ А.П. Голубкова. Образованопытный цех при заводе для работ ОКБ.

Работы по самолету МДР-6 и модификации Че-2.

По пр. НКАП от 3.07.1941г. часть личного состава ОКБ переведены на завод № 30 для помощи в производстве Че-2. В 10.1941г. ОКБ И.В. Четверикова эвакуировано в г. Чкаловск вместе с заводом.

По пр. НКАП № 372с от 11.05.1942г. ОКБ гл. конструктора И.В. Четверикова возвращено на старое место в Иваньково на вновь образованный опытный завод № 458 НКАП, Четвериков назначен гл. конструктором/ директором завода.

Гл. конструктор (1941г.)- И.В. Четвериков.