Предприятия № 61-100
Завод № 84 им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова НКТП, НКОП, НКАП, МАП, п/я 116, Ташкентский авиационный завод им. В.П. Чкалова МАП, Ташкентское авиационное ПО им. В.П. Чкалова(ТАПОиЧ) МАП, А-1380, Государственное АО (ГАО) «ТАПОиЧ»
/г. Химки Московской обл.; 700016 г. Ташкент, 16 ул. Воровского, 61 «Труд»/
/ Узбекистан 700016 г. Ташкент, ул. Кучкар-Турдыева; ул. Элбек, 61 тел. 136-11-67 www.tapc.uz/ru/
Ремонтный завод № 84 образован и начал строиться в подмосковных Химках 23.06.1932г. По балансу на 1.04.1935г. завод передан из ГУ ГВФ в ведение ГУАП НКТП. По пр. ГУАП № 50/284 от 1.09.1935г. «для расширения производственной базы скоростных 2-моторных самолетов» завод был перепрофилирован для постройки цельнометаллических самолетов среднего тоннажа. Частично введён в строй в 1936г. в составе самолетостроительного треста ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.). По пр. № 262сс от 22.03.1941г. завод передан в 10ГУ НКАП.
Пост. СТО № С-44сс от 25.04.1935г. утвержден план развития мощностей завода после переоборудования и достройки на 1937г.: транспортные самолеты – 6000 шт. (вместе с заводами № 81 и 85). В соответствии с пост. СТО № ОК-111с от 11.05.1936г. завод специализирован на производстве 2-моторных бомбардировщиков и разведчиков. Пост. СТО № ОК-253сс от 26.12.1936г. и пр. от 10.01.1937г. заводу поручено освоение производства самолета “Douglas” DС-3 в пассажирском и транспортном вариантах. Для этого в 03.1937г. сформировано серийное КБ (СКБ) под руководством В.М. Мясищева, подчинявшееся непосредственно гл. инженеру завода. На завод переведены специалисты с завода № 39. Первый ПС-84, собранный из американских деталей, выпущен к 7.11.1938г., первые 4 серийные ПС-84 – к 06.1939г. В 1939г. проектная мощность завода составляла 500 ПС-84 в год. План производства на 1941г.: 300 ПС-84. До эвакуации выпущено 64 машины.
В 1936-38г. на заводе работало КБ Н.Н. Поликарпова.
В 1938-1940г. на заводе располагалось КБ В.Ф. Болховитинова (построено 2 экземпляра опытного бомбардировщика «С» в 1939-40г.).
По пр. ГУАП № 023 от 22.03.1936г. на завод требовалось перевести в полном составе ОТБ МАИ В.И. Левкова, завод определен его производственной базой (фактически ОТБ переведено на завод, вероятно, в 1938г.). Планом опытного строительства на 1936-37г. была предусмотрена постройка глиссера Л-5 с выходом на госиспытания в 4-м квартале 1936г.133 По пр. НКСП от 11.03.1939г. Левков назначен начальником/гл. конструктором самостоятельного ЦКБ-1 с производственной базой – заводом № 445 НКСП.
Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано к 1.06.1937г. сдать в эксплуатацию сборочную, а к 1.10.1937г. – западную часть главного корпуса; пр. № 303с от 7.08.1938г. – сдать к 20.08.1938г. под монтаж 1-ю очередь главного корпуса. На 1940г. завод еще не был полностью достроен.
В начале 1941г. ряд конструкторов переведен для укрепления нового ОКБ завода № 472 НКАП.
С началом войны планировалось эвакуировать завод в г. Чкалов и объединить с заводом № 47 НКАП. Однако в конце 1941г. завод № 84 10ГУ НКАП был эвакуирован в Ташкент, где разместился на двух территориях: на площадке ремонтных мастерских ГУ ГВФ (далее завод № 243) и складов ВВС (бывшие площадки полиграфического комбината и лесопильного завода «Чирчикстрой»62). Здесь в конце 1941г. в его состав влит завод № 478 НКАП.
В Химках после эвакуации завода продолжена сборка самолетов из имевшегося задела. С 10.1941г. на площадке эвакуированного завода в Химках началась организация самолетных ремонтных мастерских № 84 при Ремотделе НКАП. Начальником назначен М.С. Водичкин. Далее по пр. № 4с от 2.01.1942г. на этом месте началась организация самолетостроительного завода № 165 при 10ГУ НКАП, директором которого назначен М.С. Водичкин. Однако, пр. № 30с от 11.01.1942г. это решение было отменено, и новым начальником Ремонтных мастерских назначен Н.Н. Леонтьев. По пр. № 239с от 30.03.1942г. на старом месте основан Ремонтный завод при Главремуправлении НКАП для ремонта самолетов Пе-2, ДБ-3, СБ, ТБ-3, ПС-84. В 04.1942г. он переименован в завод № 456 НКАП.
На новом месте выпуск ПС-84 возобновлен уже в 01.1942г. 24.02.1942г. вышло пост. ГКО № 1340 об увеличении выпуска самолетов ПС-84 на заводе № 84, пост. ГКО № 2512 от 13.11.1942г. заводу утвержден ежемесячный план – 20 Ли-2. В 1944г. выпускал 2 самолета в сутки. До конца войны в Ташкенте выпущено около 2300 машин. По пр. НКАП № 174 от 27.04.1945г. завод с 1.05.1945г. переведен на выпуск только пассажирского Ли-2П и грузового Ли-2Г. Производство прекращено в соответствии с ПСМ № 947-407 от 1.04.1953г.
Производство: (1941г.): Ли-2П – 102, Ли-2Т – 135; (1942г.): Ли-2Т – 386 (всего построено 423 шт.166); (1943г.): Ли-2Т – 641 (всего построено 618 шт.); (1944г.): Ли-2П – 10, Ли-2Т – 617 (всего построено 626 шт.166); (1945г.): Ли-2П – 40, Ли-2Т – 418166; (1946г.): Ли-2П – 21, Ли-2Т – 142; (1947г.): Ли-2П – 39, Ли-2Т – 312; (1948г.): Ли-2П – 57, Ли-2Т – 231; (1949г.): Ли-2П – 93, Ли-2Т – 208 (всего построено 453 шт.166); (1950г.): Ли-2П – 60 (собрано 62), Ли-2Т – 233 (231) (всего построено 301 шт.166).
По пр. № 735с от 8.12.1943г. с завода № 84 переведена группа специалистов для усиления ОКБ завода № 219 НКАП. В 12.1943г. заводу был передан завод № 600 из Китая и все его работы.
С 03.1946г. завод № 84 – в ведении 10ГУ МАП. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Ташкентского СНХ Узбекской ССР. Имел наименование «п/я 116». В 1972г. Ташкентский авиационный завод им. Чкалова в качестве головного предприятия входил в состав ТАПОиЧ, в 1972-87г. – в ведении 6ГУ МАП. Имело наименование «п/я А-1380» (1984-87г.).62 В состав ПО также входили: кислородный завод (1972г.); Андижанский и Ферганский механические заводы (1972-87г.).
В соответствии с ПСМ № 633-261сс от 22.03.1946г. по пр. № 183сс от 1.04.1946г. заводу поручено изготовить в 1946г. 390 Ли-2, в т.ч. 30 пассажирских. В соответствии с ПСМ № 1502-596сс от 12.06.1953г. по пр. № 378сс/оп от 16.06.1953г. план по выпуску Ли-2 на 1953г. уменьшен с 300 до 125 машин. В 1953г. планировалось также изготовить 3 первых Ил-14 (не сделано ни одного).166
В 1950-е г. завод располагался на двух площадках: старой (СКО, заготовительные и механические цеха) и новой (сборочные цеха, лаборатории, ЛИС). 26.04.1966г. завод пострадал при Ташкентском землетрясении, было выведено из строя около 20% площадей.
В 1954г. на заводе организовано представительство ОКБ Ильюшина (представитель (1954г.)- А.А. Масленников, (1954г.)- К.Д. Усиков, Н.Ф. Зотов, (1970-е)- В.И. Воронин, Л.А. Шмугляков, (2003г.)- В.М. Тулупов; зам. представителя (2003г.)- Ч.А. Тимашев).
Пост. № 373-184 от 4.04.1957г. на заводе начато освоение производства Ан-8 с двигателями АИ-20Д.
Производство (шт.): (1951г.): Ли-2П – 81, Ли-2Т – 232; (1952г.): Ли-2П – 110, Ли-2Т – 202; (1953г.): Ли-2П – 44, Ли-2Т – 86; (1954г.): Ил-14П – 28 (25166); (1955г.): Ил-14П – 52; (1956г.): Ил-14П – 115, Ил-14Т – 10; (1957г.): Ил-14П – 117, Ил-14Т – 26; (1958г.): Ил-14П – 1, Ил-14Т – 29, Ан-8 – 8; (1959г.): Ан-8 – 45; (1960г.): Ан-8 – 75.98
По пр. ГКАТ от 29.07.1959г. на заводе образован филиал ОКБ-473, в 1973г. он преобразован в КО завода. Начальник филиала: (1959г.-)- В.Ф. Ерошин, (1961-65г.)- П.В. Балабуев, Х.Г. Сарымсаков, Н.А. Погорелов, Я.Н. Приходько. В 1980-х г. организовано представительство ОКБ на заводе № 84, руководитель- И.Г. Ермохин.
Для освоения производства Ан-12 завод был реконструирован, куплено много новейшего оборудования, в т.ч. импортного.
В соответствии с пр. МАП № 119 от 10.06.1965г. на заводе начат выпуск Ан-22. Цена Ан-22 – 7,35 млн. руб.
В соответствии с ПСМ № 1053-353 от 17.11.1967г. по пр. № 421сс от 12.12.1967г. требовалось с 1969г. начать освоение серийного производства Ил-76.164
Производство: (1961г.): Ан-8 – 21, Ан-12А – 20; (1962г.): Ан-12А – 60; (1963г.): Ан-12А – 21, Ан-12Б – 62; (1964г.): Ан-12Б – 100; (1965г.): Ан-12Б – 100; (1966г.): Ан-12Б – 97, Ан-22 – 2; (1967г.): Ан-12Б – 75, Ан-22 – 4; (1968г.): Ан-12Б – 76, Ан-12ПП – 5, Ан-22 – 3; (1969г.): Ан-12Б – 68, Ан-12ПП – 5, Ан-22 – 4; (1970г.): Ан-12Б – 64, Ан-12ПП – 10, Ан-22 – 4.98
Производство: (1971г.): Ан-12Б – 25, Ан-12ПП – 15, Ан-22 – 9; (1972г.): Ан-22 – 8; (1973г.): Ан-22 – 2, Ан-22А – 7; (1974г.): Ан-22А – 10; (1975г.): Ан-22А – 11. Кроме того, в период 1972-75г. построено 28 Ил-76, 1976-91г. – около 775 Ил-76.98
В 05.2006г. подписан контракт с ЗАО «Техноспецсталь-Инжиниринг» на поставку 30 Ил-114 до 2008г.; на 11.2007г. на заводе находилось 30 заложенных Ил-114. Велось их производство (примерно 1 самолет в год).
В 2007г. планировалось вхождение ТАПОиЧ в ОАК. В 10.2011г. завод должен был прекратить существование, но до этого ему необходимо было сдать два Ил-76 для Иордании и два Ил-76ТД-90ВД.
В 2000-е г. велись работы по освоению выпуска Ил-114 и Ан-70. В начале 2000-х г. возобновлено производство Ил-78, построено 6 Ил-78МК для Индии. На 11.2005г. в производстве находилось 4 Ил-76МФ и один Ил-76ТФ; на 11.2007г. – 20 Ил-76 в разной степени готовности; в 2006-07г. построено два Ил-76ТД-90ВД. Всего в период 1992-2010г. построено около 90 Ил-76. Производство: (1992г.): Ил-114 – 1; (1993г.): Ил-114 – 1; (1994г.): Ил-114 –3; (1995г.): Ил-114 –1; (1996г.): Ил-114 – 2; (1998г.): Ил-114 – 1; (1999г.): Ил-114 – 1; (2008г.): Ил-114 – 2; (2009г.): Ил-114 – 1; (2010г.): Ил-114 – 1.98
Количество оборудования: (11.1940г.)- 477 м/р станков, (02.1946г.)- 900 ед. (в т.ч. 851 м/р станок).
Площадь производственная (02.1946г.)- 110 тыс. м2.
Численность персонала (1936г.)- 235 чел., (1937г.)- 1086 чел., (02.1946г.)- 10,6 тыс. чел. (7,5 тыс. раб.), (1.01.1965г.)- 28583 чел., (1972г.)- 30100 чел., (1980-е)- около 50 тыс. чел., (2005г.)- около 12 тыс. чел.
Директор (-29.05.1935г.)- Иванов, (29.05.1935-03.1936г.-)- С.Г. Гроздненский, (-01-4.07.1937г.)- Ф.П. Мурашев (снят), (3.08.1937-2.02.1938г.)- С.И. Савышев, (2.02-08.1938г.-)- П.И. Осипенко, (1939-47г.)- А.М. Ярунин, (1947г.-)- А.Н. Рудин, Кабишев, (12.1967г.)- Поспелов, (1969-73г.)- В.Н. Сивец. Гендиректор (1973-84г.)- В.Н. Сивец, (1987г.)- В.Н. Журавлёв, (1996-11.2006г.)- В.П. Кучеров.
Начальник строительства (-29.05.1935г.)- Иванов, (29.05.1935г.-)- С.Г. Гроздненский. Зам. директора (27.05-20.08.1937г.)- С.И. Беляйкин, (06.1937г.)- А.Р. Рубенчик, (-10.1940г.)- А.П. Бугров, (12.1940г.-)- Б.П. Лисунов.
Технический директор (-23.06.1935г.)- Т.И. Эскин, (23.06.1935г.-)- А.П. Рубенчик, (21.01.1938г.-)- Б.П. Лисунов, (2002г.)- Н.А. Кузнецов. Директор: по производству (2002г.)- Д.Х. Гулямов; по экономической работе (2002г.)- В.А. Хлевной.
Гл. инженер (-06-15.12.1937г.)- А.Р. Рубенчик, (12.1940-46г.)- Б.П. Лисунов, (05.1946г.)- Гордин, (1969-75г.)- А.С. Сысцов.
Гл. конструктор (22.03.1936г.-)- В.И. Левков, (05(07).1936-37г.)- Н.Н. Поликарпов (одновременно- гл. конструктор завода № 21), (1937-38г.)- В.М. Мясищев (репрессирован), (7.08.1938-40г.)- А.А. Сеньков, (1940-01.1946г.)- И.П. Мосолов, (1950-е)- А.П. Голубков.
Начальники: ОКУ (22.03.1936г.-)- В.И. Левков; УКС (08.2938г.)- Белозеров.
Начальники цехов: (1963-69г.)- А.С. Сысцов.
Зам. начальника цеха: (-1963г.)- А.С. Сысцов.
Начальники отделов: ППО (06.1935г.-)- Николаевич; ОКС и.о. (1938г.)- Дьяков; секретного (1987г.)- Л.Т. Чирикина; АХО (1938г.)- Дорофеев.
Зам. начальника отдела: ОТК (07.1943г.-)- М.И. Гудков.
Начальники отделений: плазово-шаблонного (-04.1938г.)- Козлов.
Комендант завода (-16.07.1938г.)- Самочкин (снят).
Летчики-испытатели: (1996г.)- В.И. Свиридов.
Производство: самолеты: ПС-84 (Ли-2) (1938-53)- 4597,98 Ил-14 (1954-58)- 378,98 Ка-22 (1961)-3, Ан-8 (1958-61)- 149,98 Ан-12 (1961-72)- 803,98 Ан-22 (1965-76)- 66 (6498), Ил-76 (1972-2011)- 893,98 Ил-78 (1984-91; 2001-)- 51,98 Ил-114 (1992-96; 1998-99; 2005-10-)- 14;98 планеры для А-50 (1984-90)- около 25;98 подвесные баки (ВОВ); центроплан и крыло, детали фюзеляжа для Ан-124 и Ан-225, комплектующие для ОК «Буран», крыло для Ан-70.69
Заводской номер: в 1958-59г. был семизначным: 5340110 – 1-я цифра - год выпуска; следующие две- шифр завода; далее-серийный номер (две цифры- номер серии, следующие две- номер самолет а в серии). С 1960г. номер (для Ан-8) буквенно-цифровой: 1-я цифра (0 или1)- год выпуска, затем буква обозначала серию (А-Ж – для машин 1960г., З-К –для машин 1961г.). Для Ан-12 до 06.1973г. номер был восьмизначным: первые две цифры - год выпуска; следующие две- шифр завода; далее-серийный номер (две цифры- номер серии, следующие две- номер самолет а в серии). С 06.1973г. заводской номер девятизначный: 053483311 – первые 4 цифры сохранили свое значение, остальные- не имели смысла (но первой была 8).
ОКБ гл. конструктора Н.Н. Поликарпова при заводе № 84 НКАП
/г. Химки/
В 1936-37г. Н.Н. Поликарпов возглавлял ОКБ при заводе № 84, будучи одновременно гл. конструктором завода № 21 НКАП. Работы по опытным самолетам Р-Z, ВИТ-1, модификациям И-15, И-16, ПС-84.
По пр. № 0260 от 7.12.1937г. «в виду необходимости освободить завод № 84 от всех работ, не связанных с постройкой самолета «Дуглас» и с отсутствием на заводе опытной производственной базы группу Н.Н. Поликарпова перевести на завод № 156, назначив его гл. конструктором завода».
Работали: (1937-01.1938г.)- М.К. Янгель.
Создано: воздушный истребитель танков ВИТ-1 (4.11.1937г.).
ОКБ-2 завода № 84 НКАП гл. конструктора В.Ф. Болховитинова
/г. Химки/
ОКБ организовано 6.06.1938г.143 на заводе № 84 на базе коллектива В.Ф. Болховитинова, переведенного с завода № 124 для продолжения опытных работ по бомбардировщику ДБ-А, (первый полет 2.05.1935г.).
Разработаны проекты БДД, ББС («С»), «И». По пр. № 346с от 10.07.1940г. на базе ОКБ-2 и мастерских «Фотолет» образован опытный самолетостроительный завод № 293. Болховитинов возглавил КБ на заводе № 293 НКАП.
Гл. конструктор (06.1938-40г.)- В.Ф. Болховитинов.
Ведущие конструкторы: (12.1939г.-)- А.М. Исаев («И»).
Работали: (08.1938-40г.)- А.М. Исаев.
ОКБ-1 завода № 84 НКАП, ОКО завода № 84, ОКБ-84 НКАП, Филиал ОКБ-30 на заводе № 84
/г. Химки; г. Ташкент/
Для конструкторского сопровождения освоения выпуска ДС-3 (ПС-84) на заводе № 84 в 03.1937г. сформировано серийное КБ (СКБ), подчинявшееся непосредственно гл. инженеру завода. С 15.05.1937г. СКБ реорганизовано в ОКО. Пр. № 294/К от 7.08.1938г. гл. конструктором ОКБ назначен А.А. Сеньков (до этого- гл. конструктор завода № 18). Продолжены работы по ДС-3. По пр. № 140с от 22.03.1940г. на базе ОКБ образован ОКО во главе с И.П. Мосоловым, Сеньков освобожден от занимаемой должности (вскоре назначен начальником КБ ЦАГИ. В 1942г. А.А. Сеньков проводил работы по модификации МиГ-3 с щелевым крылом). Работы по доработке ДС-3 в десантно-транспортный вариант (Ли-2).
В 1941г. ОКБ эвакуировано вместе с заводом в Ташкент, действовало как ОКБ-84 в ведении 7ГУ НКАП (по 1945г.). Продолжены работы по модернизации ПС-84. Пост. ГКО № 2272 от 7.09.1942г. ПС-84 переименован в Ли-2. 22.04.1945г. вышло пост. ГКО № 8241 о самолетах Ли-2 в пассажирском и транспортном вариантах; 4.06.1945г. – пост. ГКО № 8920 о переоборудовании Ли-2 в самолет-тральщик.
По пр. № 14с от 22.01.1946г. на заводе № 30 НКАП образовано ОКБ-30 по пассажирским и транспортным самолетам, а ОКБ завода № 84 преобразовано в филиал ОКБ-30 на заводе № 84. Гл. конструктором по Ли-2 назначен А.П. Голубков, а Мосолов вновь ушел в 11ГУ.
Численность персонала (06.1941г.)- 171 чел., (1942г.)- 57 чел., (1943г.)- 50 чел., (1944г.)- 38 чел., (1945г.)- 42 чел.166
Начальник (1937-08.1938г.)- В.М. Мясищев (затем – в ЦКБ-29 НКВД).
Гл. конструктор (-08.1938г.)- В.М. Мясищев, (10.1938-03.1940г.)- А.А. Сеньков, (03.1940-01.1946г.)- И.П. Мосолов {1.09.1906-}.
Зам. начальника (1937-12.1939г.)- И.П. Мосолов (затем- в 11ГУ), (1937г.-)- И.Б. Толстых.
ОКБ гл. конструктора В.И. Левкова при заводе № 84 НКОП
По пр. ГУАП № 023 от 22.03.1936г. ОТБ профессора В.И. Левкова требовалось перевести в полном составе на завод № 84, который определен его производственной базой; Левков назначен гл. конструктором/начальником ОКУ завода. Но в 1937г. ОТБ действовало ещё в МАИ, фактически перебазировано на завод, вероятно, в 1938г. По пр. НКОП № 54 от 9.02.1938г. ОКБ В.И. Левкова при заводе № 84 переведено на заводской баланс; по пр. № 168 от 4.05.1938г. за ОКБ закреплены площади, занимаемые им на заводе на 1.04.1938г. По пр. НКСП от 11.03.1939г. Левков назначен начальником/ гл. конструктором самостоятельного ЦКБ-1 с производственной базой на заводе № 445 НКСП.
По пр. № 168 работы по дооборудованию и доводке торпедного катера на воздушной подушке Л-5 перенесены на завод № 194, из ОКБ туда требовалось направить бригаду. Пр. НКОП/НКВМФ № 344сс от 31.08.1938г. производственные площади и оборудование на заводе № 194, занятые работами по Л-5, были сохраннены до конца госиспытаний Л-5. Создан катер Л-9 (1939г.).
Гл. конструктор (-05-08.1938г.-)- В.И. Левков (Л-5, Л-9).
Ведущий инженер (08.1938г.)- А.А. Даниленко.139
КБ ТАПОиЧ
Работали: (1970-е)- С.Г. Клепфиш, (1970-е)- И.А. Половников, Р. Тен (и).
Андижанский механический завод МАП, В-2514
/Узбекская ССР 710016 г. Андижан, 16 ул. Наймана, 30 «Винт»/
Завод в качестве филиала Ташкентского авиационного завода образован по пр. № 652 от 15.12.1967г., по пр. № 31с от 24.01.1968г. ему присвоено наименование «п/я В-2514» (и на 1987г.). В 1972г. филиал, а в 1987г. завод входил в состав ТАПОиЧ МАП.
Директор (1987г.)- М.М. Глазов, (1990г.)- А.Э. Эргашев.
Начальники отделов: секретного (1987г.)- Н.И. Петрова-Бывальская.74
Ферганский механический завод МАП, Р-6314
/Узбекская ССР 712016 г. Фергана, 16 ул. Герцена, 2 «Гроза»/
Завод в качестве филиала Ташкентского авиационного завода образован по пр. № 652 от 15.12.1967г., по пр. № 31с от 24.01.1968г. ему присвоено наименование «п/я Р-6314» (и на 1987г.). В 1972г. филиал, а в 1987г. завод входил в состав ТАПОиЧ МАП.74
Велась подготовка к производству Ил-114. На заводе действовало представительство ОКБ Ильюшина под руководством С.М. Громова (до 1995г.).100
Директор (1987г.)- И.М. Каримов.